32 средства художественной выразительности

Тропы

Троп — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи. Тропы широко используются в литературных произведениях, ораторском искусстве и в повседневной речи.

Отграничение тропов от фигур не всегда однозначно, классификация некоторых фигур речи (таких как эпитет, сравнение, перифраз, гипербола, литота) вызывает в этом вопросе разногласия. М. Л. Гаспаров рассматривает тропы в целом как разновидность фигур — «фигуры переосмысления».

Общепринятой классификации тропов не существует.

Начиная со второй половины XX века, тропы активно исследуются в рамках структуралистской парадигмы и неориторики такими учёными, как Р. Якобсон, Р. Барт, Ц. Тодоров, представителями Льежской школы и др. Было выделено три основных тропа: метафора, метонимия и синекдоха. Попытки выявить из них один первоисходный троп, к которому можно было бы свести два других, дали разноречивые результаты. Так, Льежская школа и Ц. Тодоров усматривают такой первичный троп в синекдохе, а У. Эко — в метафоре.

Основные виды тропов:

  • Метафора
  • Метонимия
  • Синекдоха
  • Эпитет
  • Гипербола
  • Дисфемизм
  • Каламбур
  • Литота
  • Сравнение
  • Перифраз
  • Аллегория
  • Олицетворение
  • Ирония
  • Пафос
  • Сарказм
  • Эвфемизм

Виды тропов

В худо­же­ствен­ной речи исполь­зу­ют­ся сле­ду­ю­щие виды тропов:

Таблица

ТРОПЫ ПРИМЕРЫ
Эпитет — худо­же­ствен­ное опре­де­ле­ние, образ­но и эмо­ци­о­наль­но харак­те­ри­зу­ю­щее опи­сы­ва­е­мое явле­ние, чело­ве­ка, пред­мет, события. белые ручень­ки; крас­на деви­ца; доб­рый моло­дец; ясный месяц; зорь­ка алая ; буй­ная голо­вуш­ка; горь­кая доля; трес­ку­чий мороз; чисто поле; доб­рый конь.
Метафора — пере­нос назва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния дей­стви­тель­но­сти на дру­гой на осно­ве их сход­ства в каком-либо отно­ше­нии или по контрасту. Пора золо­тая была, да сокры­лась. (А.Кольцов) Луна будет улы­бать­ся весь вечер. (А. Чехов) Прапорщики воткну­лись гла­за­ми в царя. (А. Толстой)
Метонимия — это пере­нос наиме­но­ва­ния с одно­го пред­ме­та или явле­ния на дру­гой на осно­ве смежности. фар­фо­ро­вый кув­шин — разо­лью кувшин; хру­сталь — в шка­фу хрусталь; купить спаль­ню — вой­ти в спальню.
Синекдоха — это худо­же­ствен­ный троп, кото­рый созда­ет­ся пере­но­сом наиме­но­ва­ния пред­ме­та с его части на целое и наоборот. Все фла­ги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин) — Эй, боро­да ! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) Швед , рус­ский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
Аллегория — худо­же­ствен­ное пред­став­ле­ние идей (поня­тий) посред­ством кон­крет­но­го худо­же­ствен­но­го обра­за или диалога. цар­ство Морфея — сон; объ­я­тия Аида — смерть; форт Нокс — неприступность.
Гипербола — образ­ное выра­же­ние, состо­я­щее в непо­мер­ном пре­уве­ли­че­нии раз­ме­ра, силы, зна­че­ния изоб­ра­жа­е­мо­го явления. реки кро­ви; веч­но опаз­ды­ва­е­те; горы тру­пов; сто лет не виде­лись; напу­гать до смер­ти ; сто раз гово­ри­ла; мил­ли­он изви­не­ний; море пшеницы.
Литота — троп, име­ю­щий зна­че­ние пре­умень­ше­ния или наро­чи­то­го смягчения. маль­чик с паль­чик ; мужи­чок с ного­ток ; силы как у кома­ра ; мако­вой росин­ки во рту не было.
Ирония — это упо­треб­ле­ние сло­ва или обо­ро­та речи в про­ти­во­по­лож­ном значении. люб­лю как соба­ка пал­ку ; всю жизнь об этом меч­тал ! толь­ко об этом и думаю ! кому нуж­на такая кра­со­та .
Перифраза — семан­ти­че­ски неде­ли­мое, ино­ска­за­тель­ное выра­же­ние, кото­рое опи­сы­ва­ет содер­жа­ние дру­го­го сло­ва или соче­та­ния слов. голу­бая пла­не­та (Земля); чёр­ное золо­то (нефть); вто­рой хлеб (кар­то­фель); король гри­бов (белый гриб); корабль пусты­ни (вер­блюд); сталь­ное полот­но (желез­ная доро­га); кан­це­ляр­ская кры­са (чинов­ник); веч­ный город (Рим).

В русском языке применяются языковые средства речи, например:

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

https://youtube.com/watch?v=cbcpG8TOczk

Средства художественной выразительности (таблица)

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

Фигура речи Значение Пример
Аллегория Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа
  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
Гипербола Явное преувеличивание или приукрашивание действительности
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;
Ирония Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Лексический повтор Повтор слов или целых словосочетаний

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид»)

Литота Сильное преуменьшение
  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
Метафора Два термина сравниваются в необычном смысле
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
Метонимия Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
Олицетворение Одушевление неодушевлённых предметов
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
Перифраз Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики использование «голубая планета» вместо «Земля»
Сарказм Недобрая ирония, колкое выражение с юмором Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался?
Синекдоха Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
Сравнение Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. жёлтые, как янтарь, глаза
Эпитет Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

Фигура речи Значение Пример
Анафора (единоначатие) Повторение в начале строк, предложений и др. Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин)
Антитеза Противопоставление слов или понятий ученье — свет, а неученье — тьма
Градация Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории Пришёл, увидел, победил
Именительный темы Отделение существительного в именительном падеже
  • Холодные и дикие просторы!..
  • Слово! Язык!
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели)
Оксюморон Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением
  • правдивая ложь;
  • оглушительная тишина;
Парцелляция Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Применяются для интенсификации выразительности
  • До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
  • Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
  • Спи, моя радость, усни (обращ.).
Синтаксический параллелизм Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин)
Умолчание Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать

Но слушай: если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Эллипсис Исключение одного из членов предложения

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)

Эпифора Повторение окончания предложения (слова или словосочетания)

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин)

Тропы

Художественный прием

Пример

Эпитет

Волнистые туманы

Метафора

Багровый костер заката

Олицетворение

Небо осенью дышало

Сравнение

Облаком волнистым пыль встает вдали

Метонимия

Читал Гомера

Синекдоха

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Гипербола

Шаровары шириною в Черное море

Гротеск

Градоначальник с фаршированной головой

Литота

Мальчик с пальчик

Перифраз

Люди в белых халатах

Аллегория

Глуп, как осел

Ирония

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Аллюзия

Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)

Реминисценция

Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)

Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.

Фигуры речи

Тропы в русском языке, примеры которых приведены выше, можно продолжать бесконечно, но не стоит забывать о том, что существует еще один условно выделяемый раздел средств выразительности. Художественные фигуры играют немаловажную роль в письменной и устной речи.

  • Анафора – повторение начальных отрезков речи.
  • Эпифора – повторение конечных отрезков речи.
  • Градация – постепенное и беспрестанно увеличивающееся вознесение от одних мыслей к другим.
  • Каламбур – использование в одном предложении одинаково звучащих слов с разным значением.
  • Антитеза – резкое противопоставление.
  • Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.

Таблица тропов с примерами

  • Фарфоровый кувшин — разолью кувшин;
  • Я съел уже три тарелки;
  • Его перо любовью дышит (А.С. Пушкин)

это художественный троп, один из видов метонимии, который создается переносом наименования предмета с его части на целое и наоборот по признаку количественного между ними соотношения

  • Все флаги в гости будут к нам. (А.С. Пушкин)
  • Швед, русский колет, рубит, режет. (А.С. Пушкин)
  • И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Ю. Лермонтов)
  • Я уже три часа тебя жду!
  • Сто лет не виделись;
  • Реки крови;
  • Море пшеницы.
  • Красное солнышко садится за линию горизонта;
  • Горькая доля;
  • Красна девица;
  • Царя зверей (о льве);
  • Голубая планета (Земля);
  • Стальное полотно (железная дорога).
  • Ты настоящий осел (о глупости);
  • Весы – правосудие;
  • Сердце – любовь.
  • Мальчик с пальчик;
  • Силы как у комара;
  • Мужичок с ноготок.
  • Всю жизнь об этом мечтал!
  • Люблю как собака палку;
  • Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Определение тропов

Тропы — это основная стилистическая фигура, призванная обогатить выразительность языка, воплотить игру с читателем через образное мышление, усиленную экспрессию и переносные значения.

К ним относят сравнения, преувеличения, эпитеты и другие менее известные обороты, такие как аллитерация. Выражается зачастую в форме прилагательного или причастия, отвечая на вопрос «какой?» Но также может выступать существительным: красавица-весна.

Повествование, украшенное различными приёмами, вызывает куда больший интерес, чем сухое перечисление фактов, действий, имён героев, скупые описания их нрава.

Встречается такое повсеместно наряду с синтаксическими и лексическими средствами:

  • В любого рода текстах, будь то вольные рассказы, научная статья или стихотворения.
  • В живой человеческой речи (наиболее распространены фразеологизмы).
  • В народном творчестве. В основном оно построено на инверсии, гротеске, устойчивых словосочетаниях и колоссальном количестве эпитетов.

Презентация на тему: » Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой (исследовательская работа по литературе)» — Транскрипт:

1

Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой (исследовательская работа по литературе)

2

Актуальность исследования: На сегодняшний день проблема, обозначенная как «феномен колокола в русской культуре» в литературе практически не разработана.

3

Новизна исследования: Решение ряда теоретических вопросов и практических задач изучения русского колокольного звона в литературе. Рассмотрен феномен колокольного звона в ранней лирике Марины Цветаевой.

4

Практическая значимость: Разработанные положения позволяют использовать исследование в процессе изучения истории русской культуры, русской литературы, русской музыки на уроках, внеклассных и факультативных занятиях.

5

Цель: выявить, какую роль играет колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой.

6

Задачи: 1. Понять индивидуальное отношение поэтессы к колокольной музыке.

7

Задачи: 2.Выявить ритмические особенности поэтического языка, позволяющие отразить в художественном слове музыкальное искусство колокольного звона.

8

Задачи: 3. Выявить фонетические особенности поэтического языка, позволяющие отразить в художественном слове музыкальное искусство колокольного звона.

9

Предмет исследования: Колокольный звон в ранней лирике Марины Цветаевой — цикл «Стихи о Москве».

10

Объект исследования: Ранняя лирика Марины Цветаевой — цикл «Стихи о Москве».

11

Гипотеза: Словесный ритмический рисунок исследованных стихов совпадает с ритмическим рисунком колокольного звона. Сложная фонетическая организация цветаевского стиха зачастую ориентирована на звучание колокольной музыки.

12

Методы исследования: историко-типологический метод, биографический метод, сравнительно- сопоставительный анализ, семантико-стилистический анализ, метод слово-образ, семиотический анализ.

13

Ранняя лирика «Стихи о Москве» Москва – часть души Марины Цветаевой. Москва – огромный храм, который исцеляет любой душевный недуг. Кремль, его башни, гробницы, музыка Москвы – звон колоколов – постоянные образы поэзии Марины Цветаевой. Москва – нечто святое, неразрывно связанное с Богом и церковью, звоном колоколов, куполами.

14

Содержание колокольного звона: В звонах колоколов преобладает трехголосная структура: большие низкозвучащие колокола(басы); маленькие зазвонные колокола(дисканты); средние (альтовые, теноровые); Содержание колокольного звона – это ритмический рисунок.

15

Ритм – это основная сила, энергия «Стихов о Москве». Ритм создают: повышенная выделенность слова и его обособленность; повышенная музыкальность; обилие повторов; стих произносится толчком; повторы морфем; лексические и синтаксические повторы; бесчисленные «переносы».

16

Звуковой анализ стихотворения Семь холмов — как семь колоколов. На семи холмах – колокольни. Всех счетом: сорок сороков, — Колокольное семихолмие!

17

Сопоставим количество звуков: вокальных – 212, невокальных – 108 звуков; звонких– 35, глухих – 81, высоких — 150, низких– 174, диезных – 67, недиезных – 158, бемольных – 67, небемольных Вокальных звуков в два раза больше, чем невокальных. Это говорит о длительности звуков, которые образуются при помощи голоса.

18

Причем эти гласные хочется не проглатывать, а отчетливо проговаривать, почти пропевать. В результате возникает ощущение чего-то округлого, звонкого, значительного. Все это – перекатывающаяся интонация, звуковые особенности – заставляет нас в этих строках услышать звучание колокольного звона. Слово колокол, которое уже само по себе является звукоподражательным (ко-ло-кол), также возникает уже в самых первых строках стихотворения. *

19

В первой и второй строфе количество вокальных звуков в два раза больше, а в третьей и четвертой строфе количество невокальных звуков увеличивается. Это влияет на звуковое восприятие стихотворения. В первой строфе мы слышим размеренный звук одного колокола. Во второй строфе звук нарастает, но в то же время появляется и другой звук – звук другого колокола. А в третьей и четвертой строфе мы слышим музыку разных колоколов, т.е. колокольный перезвон.

20

Выводы: колокольный звон — «родное» звучание для М. Цветаевой, воплощение голоса божественной сущности. словесный ритмический рисунок исследованных стихов М. Цветаевой совпадает с ритмическим рисунком колокольного звона. сложная фонетическая организация цветаевского стиха зачастую ориентирована на звучание колокольной музыки. *

Инверсия и антитеза

Инверсия —фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.

Прямой порядок слов в предложении нарушается инверсией. Чем же отличается прямой и обратный порядок слов?

Давайте представим предложение как пирамидку. Тогда инверсия изменит последовательность ее частей. Примерно так:

Посмотрим на пример с использованием инверсии:

Сегодня у берега нашего бросилСвой якорь досель неизвестный корабль.

(Н. Гумилёв, отрывок из«Сегодня у берега нашего бросил…»)

А вот как бы выглядел этот отрывок стихотворения без инверсии:

Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега.

Всего лишь поменяв порядок слов, мы превратили поэтические строки в обычное предложение, лишенное художественности

Так проявляется инверсия — она акцентирует внимание на отдельных частях, делает высказывание более выразительным

Бежим дальше! Нас ждет антитеза.

Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема?Слово «антитеза» имеет какой-то лечебно-лекарственный оттенок. Таблетки «Антиангин» — это противостояние простуде. А антитеза — противопоставление. Оба слова начинаются с «анти», которое означает отрицание.

Так что же отрицает антитеза?

Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.

Например, по принципу антитезы часто строятся стихотворения, где чувства лирического героя чему-то противопоставлены: 

В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом…Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? Жалею ли о чем?

(М.Ю. Лермонтов, отрывок из «Выхожу один я на дорогу…»)

В этом отрывке мы видим антитезу. Тревожные чувства лирического героя противопоставляются умиротворенному пейзажу.

Фигуры убавления

Бессоюзие (асиндентон) – такое построение речи, при котором умышленно не использованы союзы, соединяющие отдельные предложения. Самым известным примером бессоюзия является стихотворение А. А. Блока:

В обычной речи логичнее было бы соединять эти назывные предложения с помощью союза «и», но поэт намеренно выпустил его, благодаря чему создаётся впечатление быстрой смены кадров, динамичности речи.

Эллипсис представляет собой пропуск несущественных для понимания слов и преследует ту же цель, что и бессоюзие. Этот приём придаёт речи энергичность, экспрессивность.

Вместо тире здесь подразумевается слово «обратим», но его отсутствие только усиливает впечатление о решительности и непоколебимости русских войск.

Зевгма – такая конструкция, в которой слово (обычно глагол) должно было быть повторено несколько раз, но употребляется единожды. Например, вот фраза из произведения Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»:

Очевидно, здесь недостаёт ещё одного слова «сидит», но автор опустил его, использовав таким образом зевгму.

Умолчание (апозиопеза) – стилистическая фигура, при которой последняя часть фразы намеренно опускается, давая читателю возможность самому додумать, чем она должна была завершиться. Умолчания передаются в тексте с помощью многоточий и усиливают эмоциональность речи, стимулируют ум и воображение читателя.

Лексические средства выразительности

  • Фразеологизмы – общеизвестные утверждения в переносном значении: куры не клюют, рукой подать, как рыба об лед.
  • Синонимы – похожие по значению слова, но не однокоренные: яркий, красочный, пестрый, радужный, ослепительный, сверкающий.
  • Антонимы – слова, которые отличаются между собой по значению: добро – зло, белый – черный, день – ночь, большой – маленький.
  • Термины – определение какого-либо объекта или явления: наука – это обобщение знаний об окружающем мире, направленное на познание истин.
  • Архаизмы – слова, вышедшие из употребления: брег, вечор, взор.
  • Неологизмы – новые слова: гаджет, сайт, эксклюзив, тренд.
  • Диалектизмы – слова, употребляемые жителями определенной местности или территории: векша, баять, кочет, голицы, пашпорт, драчена.

Эти средства мы встречаем постоянно даже в повседневной жизни

С помощью синонимов мы описываем какие-то явления и предметы, а с помощью антонимов концентрируем внимание на отличиях. Эти виды речевой выразительности встречаются повсеместно и нужно их «знать в лицо»

Трудности могут возникнуть только с последней группой, но по аналогии можно догадаться принадлежность слов к конкретной группе.

Какие бывают фигуры речи

Фигуры речи, также называемые литературными фигурами, не более чем инструменты или способы использования слов. Их так называют, потому что то, что делают эти фигуры, — это то, что слова приобретают красоту, выразительность, жизнь … другими словами, они стремятся, чтобы слова волновали, удивляли, пугали … читателя или слушателя, который их слышит.

Обычно для этого требуется более одного слова, поскольку этот эффект достигается созданием фраз или сочетаний слов.

Кроме того, не многие признают, что, хотя риторические фигуры тесно связаны с поэзией, реальность иная. Они также могут присутствовать в других жанрах, таких как драма, эссе или даже повествование. Более того, даже в разговорной речи можно встретить изображения литературных деятелей, с выражениями или поворотами.

Но что это за цифры? О них мы поговорим ниже.

Назначение тропов

Кто-то убеждённо воскликнет, что единственная причина — желание украсить разговорный язык, сделать красочнее, насыщенней, акцентировать внимание на чём-то важном, блеснуть познаниями. Да, это правда, но лишь отчасти

Вытекает второй вопрос: откуда такое желание, если человечество стремится к упрощению, а не усовершенствованию жизни? Ответ прост, хотя не все о нём задумываются.

Поскольку человек мыслит образами, хочет он того или нет, то и передавать мысли легче тем же путём. Использование средств выразительности — это не только желание улучшить общение, но и прямая необходимость. Подобно тому, как ребёнок моделирует свои спутанные чувства с помощью игрушек, взрослый прибегает к приёмам с переносным значением.

Можно придумать сколько угодно слов, точно определяющих неописуемые явления, ситуации. Но воспринять их окажется гораздо тяжелее (если вообще возможно), чем туманные сравнения или одушевление.

Образное мышление заложено с ранних периодов, пожалуй, с самого начала существования человека.В долитературную эпоху были только мифы — то, чем люди объясняли себе страшную, неизведанную действительность. Они олицетворяли природные явления, называли их и изображали в виде понятных вещей: богов, людей, животных.

Такое мышление сохраняется до сих пор, чтобы проще понять окружение, вступить с ним в контакт, перестать бояться. Достаточно вспомнить ситуации, когда ломался телефон и мы искренне просили его заработать, ругали и даже обижались.

Поэты и писатели тоже могут не до конца понимать причины. Однако они точно знают, что чем смелее и абстрактнее будет образ, тем ярче его воспримет читатель, тем больше он его увлечёт.

https://youtube.com/watch?v=saeMyBhPg-8

Тавтология

Такое название стилистической фигуры, как тавтология, имеет неоднозначную трактовку: как ошибка, и как стилистический прием. Как стилистический прием − это частичное смысловое повторение мотивационно связанных слов (лексическая мотивация):

«И гудел гудок, что просим разрешения дальше лезть вперед, от одного родного берега ко второму родному» (Сеник).

«А тут еще в последнее время появился новый тип мужицкой непереносимости: не пьяница, не бабник, а безработные бездельники, которые живут на деньги женщин-тружениц» (Е. Кононенко).

«Бедствует город. Бросив фрезу, / рабочие на заводском крыльце / строят косяки, бузят бузу, / разводят спирт, заводят Варшавянку» (С. Жадан).

«Я взлетаю в пространство с этим словом, я рождаюсь вместе с ним заново, я вижу целый мир сквозь него, прекрасный и чистый, я вижу все более высокие земные вершины, глубже глубин крупнейших морей, чувствую тоньше солнечный луч, я слышу, я все слышу, я чувствую себя, слышу весь мир, полный одного − единственного слова − ТЫ» (Ю. Покальчук) и др.

Примеры тавтологии требуют комментариев в каждом случае, ведь грань между собственно ошибкой и стилистической функцией не всегда четкая. Кроме того, требуются объяснения критерия полноты, в частности, дублирования смысловой структуры.

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: