Темы стихов великого поэта
Мне всегда казалась странной какая бы то ни было попытка классифицировать поэзию. И когда я читаю в многочисленных исследовательских работах строки типа «его творчество сочетало в себе глубокую идейность…» — становится просто смешно. Таким же образом, — кто не знает — невинный стих Пушкина «Октябрь уж наступил…» целое поколение литературоведов связывало с торжеством Октябрьской революции.
Мы можем говорить, конечно, о том, что
И, конечно же, у любого поэта будут стихи о любви. У Лермонтова — еще и о Кавказе, так как жизнь сводила его с этим краем не единожды. Конечно, будут у такого мятежного поэтического сердца и стихи о свободе:
За свою столь недолгую жизнь
Михаил Лермонтов написал ряд поистине гениальных творений. К ним относятся, прежде всего, — роман «Герой нашего времени», поэмы «Демон», «Мцыри», «Бородино», а также — ряд совершенно блестящих стихотворений: «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой», «Выхожу один я на дорогу»…
Я просто хочу рассказать, что именно из произведений Лермонтова вызывает резонанс с моею собственной душой. Возможно, такой же резонанс возникнет, в результате прочтения этой статьи, и у вас… А вообще-то — просто возьмите в руки его поэтический сборник… Полистайте… Душа всё вам подскажет.
Стихи Лермонтова о Кавказе
Тебе, Кавказ, суровый царь земли…
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный.
Как сына ты его благослови
И осени вершиной белоснежной;
От юных лет к тебе мечты мои
Прикованы судьбою неизбежной,
На севере, в стране тебе чужой,
Я сердцем твой – всегда и всюду твой.
Еще ребенком, робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами,
Как головы поклонников Аллы́.
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы,
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был – товарищ их воздушный.
С тех пор прошло тяжелых много лет,
И вновь меня меж скал своих ты встретил,
Как некогда ребенку, твой привет
Изгнаннику был радостен и светел.
Он пролил в грудь мою забвенье бед,
И дружно я на дружний зов ответил;
И ныне здесь, в полуночном краю,
Всё о тебе мечтаю и пою.
Крест на скале
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия,
И с бурею братом назвался бы я!
Кавказу
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! Прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество свое:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для нее.
Утро на Кавказе
Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск и светит там и там:
Так девушки, купаяся в тени,
Когда увидят юношу они,
Краснеют все, к земле склоняют взор:
Но как бежать, коль близок милый вор!..
Кавказ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
Погиб поэт…
Удивительно, но эта, можно сказать, лермонтовская эпитафия на тему смерти Пушкина стала, в каком-то смысле, и его собственной эпитафией.
Стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», написанное им после гибели Пушкина на дуэли, переписывалось десятками тысяч экземпляров, перечитывалось бесконечно и училось людьми наизусть.
В результате — поэта арестовали. Но друзья и бабушка спасли его от заключения и он отделался переездом в действующий на Кавказе драгунский полк с сохранением чина. Спустя год Лермонтову снова удалось вернуться в Петербург. И вот тут-то слава мятежного поэта достигла, можно сказать, своего апогея.
Дуэли, социальная дерзость — и снова Кавказ. Все это Михаил принимал с каким-то даже стоическим азартом: словно зная заранее, когда именно и при каких обстоятельствах вся эта светская пирушка закончится для него по-настоящему…
И, собственно, о смерти
Лермонтов находился на тот момент в состоянии обычной для него меланхолии. Долго дразнил — просто так — одного из своих сослуживцев, Николая Мартынова. Тот вызвал его на дуэль. 27.07.1841, во время дуэли, Лермонтов выстрелил в воздух. Мартынов — ему в грудь. Пуля прошла навылет.
…Это была последняя его дуэль. Круг замкнулся.
Семейный склеп в Тарханах
Единственный сборник стихов поэта, который был издан при его жизни, — книга Стихотворения М.Лермонтова, опубликованная тысячей экземпляров в 1840 году.
P.S. Я бывала в лермонтовском имении в Тарханах. Бродила по близлежащим среднерусским холмам и равнинам, повторяя про себя слова-заклинания этого посланника Вечности… Два дня назад, 27 июля, мне захотелось почему-то написать эту статью. Оказалось, что это был день его смерти.
Предсказание
Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мертвых тел Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать, И станет глад сей бедный край терзать; И зарево окрасит волны рек: В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь, Зачем в руке его булатный нож; И горе для тебя! — твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом.
1830 г.
История создания
Работа Михаила Юрьевича над драматическими пьесами приходится на период с 1830 по 1836 годы. «Маскарад» стал четвертым подобным произведением после «Люди и страсти», «Испанцы», «Странный человек». Текст молодой и пылкий поэт писал в течение 1834−1835 года. Он уже успел вкусить прелести светской жизни и был знаком с развлечениями в доме Энгельгардта. Маскарады, которые устраивали в нем, стали основой для развития событий в пьесе.
Произведение с трагическим финалом не прошло цензуру. В нем увидели критику популярного в те времена праздного времяпровождения знати. Лермонтов несколько раз переделывал драму, вносил изменения в концовку, образы, количество актов. Был момент, когда произведение получило название «Арбенин». Однако ни одна редакция не была одобрена.
С произведением публика познакомилась в 1842 году после гибели автора. Пьесу ставили во многих театрах Петербурга, однако она нигде не вошла в постоянный репертуар. Только в 1917 году Мейерхольд воскресил ее, поставив в Александринском театре. Премьера состоялась 23 февраля.