Поэты дагестана: прошлое и настоящее

Биография лезгинских писателей на лезгинском

Акмеизм

Это направление является противоположным символизму. Поэзия акмеизма делает акцент на материальный мир, предметы и точность слова. Становление течения связано с основанием литературной группы «Цех поэтов».

Николай Гумилев

Известный поэт Серебряного века, основатель школы акмеизма. Гумилев известен и как первый муж Анны Ахматовой. Основными темами стихотворений поэта стали любовь, искусство и смерть. Отличительная особенность Гумилева – использование разных размеров стихов, его поэзия очень разнообразна. Известные сборники:

  • «Горы и ущелья»;
  • «Чужое небо»
  • «Костер»;
  • «Фарфоровый павильон. Китайские стихи»;
  • «Огненный столп».

В отличие от многих авторов того времени, в его творчестве практически нет политических отсылок. Но, несмотря на это, летом 1921 года Николай Гумилев был расстрелян советской властью.

Осип Мандельштам

Один из крупнейших поэтов 20 века, прозаик, переводчик и литературовед. Осип Мандельштам с самого начала своей карьеры был вхож в литературное общество Петербурга. Он рано познакомился с сестрами Цветаевыми, Блоком и Ахматовой. А свои первые стихи читал в известном кабаре «Бродячая собака».

Поэтический талант Мандельштама достиг пика к 1930 году. Его имя было включено в списки видных литераторов того времени. В этот период вышло 8 книг, еще больше было написано. В 1933 году Осип Мандельштам написал роковое для себя стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны». После чего он был арестован, сослан в лагерь, где в 1938 году скончался от тифа.

Анна Ахматова

Одна из самых ярких поэтесс 20 века, Анна Ахматова, еще при жизни стала классиком. Свои первые стихотворения она опубликовала довольно поздно, в возрасте 22 лет, но при этом сразу была отмечена критиками. Творчеству Ахматовой присущи нравственность и личные переживания, тяга к классическому стилю. Пиком творчества считаются поэма «Реквием», «Четки» и «Поэма без героя». Стихи Ахматовой переведены на многие языки мира. Она дважды была номинирована на Нобелевскую премию.

Дагестанская поэзия как срез российской литературы

Сегодня в Дагестане по-прежнему хватает поэтов. Кавказская литература остается важным звеном общероссийской. При этом местная поэзия сохраняет свою самобытность. Таланты могут писать как на своих родных языках, так и на русском: у каждого из них есть свое представление об окружающем мире; кто-то воспевает земную любовь, кого-то вдохновляет природа Кавказа. Но все они – это поэты, воспевшие Дагестан в самых разных его проявлениях, его горы, историю, людей.

В 1995 году было законодательно учреждено почетное звание, которое может быть присвоено литературоведам или драматургам, которые смогли создать произведения, ставшие известными и значимыми для общества. На сегодняшний день званием «Народный поэт (писатель) Дагестана» награждены Муталиб Митаров, Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Магомед Абасов.

Не нужно думать, что в этом горном краю есть всего несколько имен, составивших славу кавказской литературы. Многие из поэтов в свое время прошли войну, принимали участие в жизни страны, ездили по городам Советского Союза с творческими вечерами. В список прославленных поэтов Дагестана можно включить такие имена аварских, даргинских, кумыкских, лезгинских стихотворцев:

  • Сулейман Стальский;
  • Раджаб Динмагомедов;
  • Загид Гаджиев;
  • Муса Магомедов;
  • Абу-Бакар Ахмедхан;
  • Аткай Аджаматов;
  • Алимпаша Салаватов;
  • Шах-Эмир Мурадов;
  • Хизгил Авшалумов.

https://youtube.com/watch?v=8m4t5866g9c

Этот список можно продолжать, поскольку имен очень много. Поэты Дагестана всегда говорят со своими читателями искренне и делятся с ними чувствами, мыслями и тревогой о будущем Кавказа.

Современная русская литература, учебное пособие, 2 издание, Черняк М.А., 2008

Книги и учебники — Книги по литературе

Современная русская литература, учебное пособие, 2 издание, Черняк М.А., 2008.Настоящее учебное пособие характеризует современный литературный процесс с точки зрения его включенности в общую картину жизни страны.Книга представляет собой подробный анализ современного состояния литературы, ее тематического разнообразия

Особое внимание уделяется ярким персоналиям, оказавшим наибольшее влияние на формирование новейшей литературы. В пособие включены дискуссии по темам в современной критике, списки художественной и критической литературы, вопросы и задания

Кроме того, книга содержит биографические сведения о писателях, темы сочинений и рефератов. Пособие адресовано студентам средних и высших учебных заведений, учителям, а также может быть с успехом использовано старшеклассниками и абитуриентами.

Средневековая литература

В эпоху раннего средневековья письменная культура лезгин сводится к эпиграфическим памятникам и важным сведениям об исторических событиях на арабском языке. Среди них можно выделить Ахты-Наме (X век), Раихан ал-хакаик ва бустан ад-да-каик (XI век). В исторических источниках встречаются имена таких арабоязычных лезгинских писателей и учёных, как Хаким ибн Ага аль-Ахты (X век), Абул Фередж ад-Дербенди (XII век), Хаким ибн Ибрагим аль-Лекзи аль-Хиналуги ад-Дербенди (XII век), Седреддин Сулейман аль-Лекзи (XIV век), и другие. Первым лезгинским писателем, творившим на тюркском языке был Кюре Мелик (1340-1410). Известна его элегия на тюркском языке «Мусибат-Наме» («Поэма о трагедии»). В этой поэме автор отражает события в Лезгистане, связанные с нашествием хана Золотой Орды Тохтамыша. После Кюре Мелика из известных тюркоязычных поэтов можно отметить Мискина Вели, Факира Мискинджинского, Ибрагима Мюшкюрского и Акбера Мюшкюрского, живших в XVI веке. Их творениям присуще использование наряду с традиционной классической поэтикой, народно-поэтических мотивов ашугской лирики. Выдающейся средневековой поэтессой была Микрах Кемер (XV век), читавшая свои произведения публично в родном ауле.

100 великих поэтов мира разных эпох

Список наиболее известных поэтов мира и годы их жизни, представленный по векам и историческим эпохам. 

Древний Мир

Гомер (ок.VIII века до н.э.) Давид (X век до н.э.) Соломон (ок.965 – ок.928 года до н.э.) Гесиод (конец VIII – начало VII века до н.э.) Архилох (VII Век до н.э.) Сапфо (ок.612 года до н.э. – ок.572 года до н.э.) Вальмики (между v-iv веками до н.э.) Гай Валерий Катулл (87 или 84-54 годы до н.э.) Публий Вергилий Марон (70-19 годы до н.э.) Квинт Гораций Флакк (65-8 годы до н.э.) Публий Овидий Назон (43 год до н.э. – 17 или 18 год до н.э.) Цюй Юань (ок.340 – ок.278 Года до н.э.)

Средние Века

Калидаса (около V века)Ли Бо (701-762)Ду Фу (712-770)  Абу Абдаллах Джафар Рудаки (ок.860-941) Абулькасим Фирдоуси (между 932 и 941-1020 или 1030) Омар Хайям (1048-1123) Ли Цин-Чжао (1084-1151) Петр Бориславич (XII Век) Шота Руставели (XII Век) Кретьен Де Труа (ок.1130 – ок.1191) Низами Гянджеви (1141-1209) Саади Муслихиддин Ширази (между 1203 и 1210-1292) Данте Алигьери (1265-1321) Франческо Петрарка (1304-1374) Хафиз Шамсиддин (1325-1389 или 1390) Джефри Чосер (1340? -1400)

Эпоха Возрождения

Франсуа Вийон (1431 или 1432-1463) Алишер Навои (1441-1501) Себастьян Брант (ок.1458-1521) Лудо вико Ариосто (1474-1533) Луиш Важа Ди Камоэнс (1524 или 1525-1580) Пьер Де Ронсар (1524-1585) Торквато Тассо (1544-1595) Франсуа Де Малерб (ок.1555-1628) Уильям Шекспир (1564-1616)

XVII век

Джон Мильтон (1608-1674) Савиньен Сирано Де Бержерак (1619-1655) Жан Лафонтен (1621-1695) Никола Буало-Депрео (1636-1711) Жан Расин (1639-1699) Мацуо Басё (1644-1694)

XVIII век

Фридрих Готлиб Клопшток (1724-1803) Оливер Голдсмит (1728-1774) Джеймс Макферсон (1736-1796) Гаврила Романович Державин (1743-1816) Иоганн Вольфганг Гёте (1746-1832) Эварист Парни (1753-1814) Уильям Блейк (1757-1827) Роберт Бёрнс (1759-1796) Фридрих Шиллер (1759-1805) Андре Мари Шенье (1762-1794)

XIX век

Уильям Вордсворт (1770-1850) Пьер Жан Беранже (1780-1857) Адельберт Фон Шамиссо (1781-1838) Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Джордж Гордо н Байрон (1788-1824) Перси Биш Шелли (1792-1822) Джон Китс (1795-1821) Адам Мицкевич (1798-1855) Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) Федор Иванович Тютчев (1803-1873) Генри Лонгфелло (1807-1882) Эдгар Аллан По (1809-1849) Альфред Теннисон (1809-1892) Альфред Де Мюссе (1810-1857) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) Алексей Константинович Толстой (1817-1875) Уолт Уитмен (1819-1892) Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892) Шарль Бодлер (1821-1867) Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878) Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) Эмили Дикинсон (1830-1886) Стефан Малларме (1842-1898) Поль Мари Верлен (1844-1896)  Артюр Рембо (1854-1891) Оскар Уайльд (1854-1900)

XX век

Рабиндранат Тагор (1861-1941) Редьярд Киплинг (1865-1936) Уильям Батлер Йитс (1865-1939) Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Райнер Мария Рильке (1875-1926) Гийом Аполлинер (1880-1918) Александр Александрович Блок (1880-1921) Хуан Рамон Хименес (1881-1958) Велимир Хлебников (1885-1922) Томас Элиот (1888-1965) Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)Сергей Александрович Есенин (1895-1925) Поль Элюар (1895-1952) Федерико Гарсиа Лорка (1898-1936) Пабло Неруда (1904-1973) Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)Иосиф Александрович Бродский (1940 – 1996)

30 лучших поэтов мира всех времен

по версии редакции портала Selection

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы: мировая известность поэта, национальная популярность и значимость, историческое влияние на мировую и национальную поэзию, количество изданий произведений поэта во всех странах и за все время, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях

1. Уильям Шекспир2. Гомер3. Данте Алигьери4. Джордж Гордон Байрон5. Александр Пушкин6. Рабиндранат Тагор7. Вергилий8. Ли Бо9. Иоганн Вольфганг фон Гете10. Уильям Вордсворт11. Франческо Петрарка12. Генрих Гейне13. Фирдоуси14. Мацуо Басё15. Райнер Мария Рильке16. Перси Биши Шелли17. Михаил Лермонтов18. Джон Китс19. Роберт Фрост20. Шарль Бодлер21. Уильям Блейк22. Гораций23. Ду Фу24. Уильям Батлер Йейтс25. Поль Верлен26. Фридрих Шиллер 27. Федерико Гарсиа Лорка28. Саади29. Овидий30. Эмили Дикинсон

Письменность

В начале нашей эры лезгинская письменность использовала алфавит Кавказской Албании. Литературные произведения на этом алфавите либо не писались, либо не сохранились, либо ещё не найдены. В промежуток времени VIII-XIX вв, обусловленный арабским завоеванием и вхождением в состав Российской империи лезгины использовали арабский алфавит. Сохранилась богатая литературная база лезгинских авторов на данном виде письма, как на лезгинском, так и на арабском и тюркском языках. Лексические заимствования лезгинского языка из арабского и тюркского языков обуславливаются в первую очередь именно этим обстоятельством. С 1928 по 1937 года лезгины пишут на латинской графической основе. С 1937 года по текущее время используется кириллический алфавит, адаптированный под фонетические особенности лезгинского языка.

Первое творчество

Все это время, занятый работой и устройством своей жизни, Сулейман Гасанбеков даже и не помышлял о поэзии. Но однажды в аул, где он жил с женой, пришел лезгинский поэт-ашуг. Ашуги — это кавказский вариант менестреля или трубадура, то есть, бродячие певцы, аккомпанирующие себе на каких-то несложных инструментах и исполняющие народные песни.

Для Сулеймана выступление ашуга стало настоящим откровением: он вдруг понял, что и сам может так выражать свои мысли. В тот же вечер он сочинил свои первые стихи на азербайджанском языке, впоследствии рассказывая их и на дагестанском, и на лезгинском языках. Начинающий поэт плохо владел письмом, а потому сочиненные стихи и песни собирал в памяти, пересказывая их друзьям и соседям.

Первыми настоящими стихами Сулеймана Стальского считается «Соловей», сочиненный в 1900 году.

Поет бессменный соловей,

Как чист, как нежен голос твой,

О вдохновенный соловей!

Поешь от мира отрешась,

Беспечен, счастлив ты сейчас.

Ах, дела нет тебе до нас,

Ты презирать людей готов

Звеня в саду на сто ладов.

Но, трус, бежишь от холодов.

Стыдись надменный соловей!

Поведай, как тебе жилось.

Быть может голодать пришлось?

Будь откровенным соловей.

Но в эту зиму ты не дорог,

Был зимний день к тебе не строг.

Все краски ты свои сберег,

Мой несравненный соловей.

Вот взвился ястреб. Скройся прочь

В густую тень, в лесную ночь!

Могу ли я тебе помочь,

Мой дерзновенный соловей?

Конца не знаешь звону ты,

Не знаешь угомону ты,

Подобен граммофону ты,

Краса вселенной соловей!

Беспечность резвую забудь!

Гнездо найди! Со мной побудь!

И звуки Сулейману в грудь

Вливай, бесценный соловей!

Вскоре творчество начинающего поэта разошлось по всему Дагестану, стихи передавались из уст в уста. В это же время к Сулейману пришел и его псевдоним: не зная фамилии, люди называли его по месту рождения: сначала Ашага-стальским, а потом и просто Стальским.

С 1909 года в биографии Сулеймана Стальского упоминается о его соревнованиях со знаменитыми ашугами, в которых он ни разу не ударил лицом в грязь.

19 век

Мохаммад-Таги Бахар , Малек о-Шоара Бахар محمد تقی بهار (ملک الشعرا) Али Акбар Деххода , лингвист и журналист علی اکبر دهخدا Мирза Асадулла Хан Галиб مرزا اسد اللہ خان غالب Хамза Хакимзаде Ниязи , поэт, писатель, ученый (1889–1929) Мирзаде Эшги میرزاده عشقی Реза-Коли Хан Хедаят , поэт и историк رضا قلی خان هدایت Ирадж Мирза ایرج میرزا Эбрагим Поордавуд , древние языки, Авеста ابراهیم ور داوود Ареф Казвини عارف قزوینی Хасан Рошдиех حسن رشدیه Сийид Али Мухаммад Ширази , основатель бабизма, سيد علی ‌محمد شیرازی Тахири Коррат аль-Айн , бабийский поэт и богослов Мирза Хусейн Али Нури , основатель бахаизма, میرزا حسین‌علی نوری Farrokhi Yazdi فرخی یزدی Аллама Мухаммад Икбал محمد اقبال Allama. Шейда Гераши , поэт и панегирист شیدای گراشی Каани قاآنی Абд аль-Хосайн Аяти , поэт, оратор, писатель и историк عبدالحسین آیتی

Литература XIX века и Предреволюционного периода

На основе поэтических традиций поэтов Ихрек Режеба и Эмина Ялцугского базируется творчество Саида Кочхюрского (—), сделавшего значительный шаг в сближении поэзии с действительностью. Поэт жил во время правления в Кюре казикумухского хана Сурхая ІІ. В годы его правления резко усиливается феодальный гнёт. Творчество Саида проникнуто ненавистью к ханам и бекам, и любовью к простым людям. Это сделало его любимцем народа. Смелые по своей социальной значимости стихи поэта приводили в бешенство ханов. Как видно из стихов «О гроза», «О притеснитель», разоблачая произвол и беззаконие ханов, поэт предсказывал в своих стихах близкий час расплаты. За что ему выкололи глаза по приказу Сурхая ІІ. Саид Кочхюрский возглавил демократическое течение в лезгинской литературе начала XIX века. Его поэзия вдохновила на новые идеи Лезги Ахмеда и Етим Эмина. продолжателем поэтических традиций Саида Кочхюрского выступил Лезги Ахмед (XVIII—XIX вв.). В его поэзии тема социального неравенства занимала ведущее место. Таковы его произведения «Поссорились», «Дружище», «Ашугу Саиду».Мирза Али аль-Ахты (—) будучи шариатским судьёй, являлся также и поэтом арабистского течения. Последователем его течения в литературе был выдающийся дагестанский учёный, просветитель и поэт Гасан Алкадарский (—). Его книги «Диван аль-Мамнун», исторический труд «Асари Дагестан», «Джараб аль-Мамнун» получили высокую оценку академиков В. В. Бартольда и И. Ю. Крачковского. Классиком лезгинской литературы, основоположником её современного образа является Етим Эмин (1838—1884). Предметом раздумий Етим Эмина становится будничная жизнь лезгинского аула со всеми её противоречиями, Шариатское восстание Чечни и Дагестана 1877 года, «бренный мир» с его социальными контрастами, и возвышенная любовь и многое другое. Также его творчество характеризуется интеграцией в лезгинский язык многих лексических заимствований. Плохо изучено наследие арабиста Абдурахмана аль-Ахты (XIX век). С именем Етима Эмина связано появление в лезгинской литературе целой поэтической школы, » которой принадлежали поэты Молла Нури (1834—1912), Саяд Стальская (1880—1900), Абдулгамид Чилиж (1873—1916), Ашуг Сойгюн (1850—1919), Кесиб Абдуллах (1875—1934) и другие.

Помимо перечисленных поэтов и писателей XIX века следует отметить и таких, как Эмирали Тагирджальский, Мирза Джабраил, Мирза Керим, Джабраил Мискинджинский, Багир Каладжухский, Мазали Али, Нуру Ахтынский. В начале XX века в литературах народов Дагестана под влиянием революционного движения, с зарождением отходничества, появляются образцы рабочей поэзии. Среди лезгин поэтами-отходниками были Мазали Али, Молла Нури, Гаджи Ахтынский (—) и другие. Позже их прозвали пролетарскими поэтами. Среди пролетарских поэтов особое место занимает творчество Гаджи Ахтынского. В нём можно выделить два периода: «ахтынский» — до поездки на заработки и «бакинский» — начало XX века. Если в стихах первого периода преобладают традиционные мотивы, то в произведениях «бакинского» периода дана критика капиталистического строя, изображены картины жизни рабочих, подвергавшихся эксплуатации на нефтепромыслах. Вместо жалоб на судьбу поэт переходит к резкой критике существующих порядков. Новое содержание стихов Г. Ахтынского определило и новую поэтику стиха. В его произведениях появляются названия рабочих районов города Баку, орудий производства, предметов рабочего быта. Они несут особую идейно-эмоциональную нагрузку. Показательны в этом плане стихи поэта «Баку», «Письмо рабочего», «Письмо другу» и другие. В одном из них Гаджи Ахтынский изображает неприглядную картину «нефтяного дьявола»:

Куда ни глянь, везде песок,

В небе копоть и дымок,
На прогулку ни шажок,

Разве не болото нефти этот Баку?!

В целом, творчество Гаджи Ахтынского — совершенно новый жанр в лезгинской литературе, сопряжённый с изменениями в сфере социально-экономических взаимоотношений в обществе. Линия творчества Гаджи Ахтынского была продолжена и развита Сулейманом Стальским, Тагиром Хрюгским, Нуредином Шерифововым и другими. Таким образом выслеживается идейная взаимосвязь предреволюционной лезгинской литературы с советской.

0Статьи / Поэты Дагестана

Разноликий и многоголосый народ Дагестана дал миру образцы великой настоящей высокой поэзии. Аварские и горско-еврейсткие, кумыкские и лезгинские поэты воспевали свою неповторимую страну и ее гордый красивый народ.

Среди аварских поэтов Расул Гамзатов, пожалуй, самый знаменитый. Ещё бы – его произведения ( в переводах)переведены звучат на десятках языков народов России и мира, особенно дороги нам его «Журавли», которые стали одной из лучших лирических задушевных песен М. Н. Бернеса (она впервые прозвучала в 1969 году). Он — сын народного дагестанского поэта Гамзата Цадасы, тоже стал народным, а любимым – многими народами. Уже названия сборников — «Наши горы», «Родина горца», «Дагестанская весна», «В горах моё сердце» — говорят о том, как поэт боготворил свой Дагестан. Прекрасные стихи о любви и о матери, суровые и мужественные о войне, и, конечно, много стихов о природе своего края – такие искренние и честные, как вот эти строчки:

Вернулся я,

спустя сто лет,

Из темноты на землю эту.

Зажмурился, увидев свет.

Едва узнал свою планету…

Вдруг слышу:

шелестит трава,

В ручье бежит вода живая.

«Я вас люблю!..» — звучат слова

И светят, не устаревая…

Мелодичные и полные человеческого чувства стихи Расула Гамзатова становятся песнями. Сначала это были пластинки (фирма «Мелодия», потом диски. Стихи вдохновляли композиторов Яна Френкеля, Оскара Фельцмана, Раймонда Паулса, Юрия Антонова, Александру Пахмутову — всех и не перечислишь! А исполнителями были Анна Герман и Галина Вишневская, Муслим Магомаев и уже упомянутый Марк Бернес, Иосиф Кобзон и, Валерий Леонтье, София Ротару, Вахтанг Кикабидзе. Да и просто прекрасно продекламированные стихи можно услышать в интернете в исполнении Михаила Ульянова, Александра Завадского, а Смоленского.

Нои другие народы Дагестана дали миру прекрасных творцов.

У кумыкского народа Дагестана своя гордость — поэт и переводчик, драматург и режиссёр, композитор и актёр Темир-Булат Бейбулатов (это он подарил кумыкской литературе прекрасные образцы пейзажной лирики) И еще одно имя -Алимпаша Салаватов, поэт и драматург. Оба поэта погибли в 1942 году, но кумыкский народ помнит своих певцов. На татском (горско-еврейском языке или джуури) и в переводах на русском звучат стихи Бахшиева Миши, уроженца древнего Дербента. Среди лезгинских авторов прославился Алирза́ Саи́дов—поэт, автор баллад, поэм. В его сборниках «Мелодии Самура», «Моя светлая звезда», «Серебряные струны» «Золотая долина» живет природа и дух Дагестанских гор, сказания народа.

На всех наречиях воспета красота этого благодатного края. Читайте – и вы прикоснетесь к прекрасному.

О свойствах каната можно узнать подробнее если вы решили приобрести эту продукцию. В любом случае она вас заинтересует своими уникальными качествами. Это отличное снаряжение поможет в буксировке судов на любые расстояния. . Компания ЗАО «НАВИТЕЛ» располагает инновационными разработками в этом сегменте рынка. Пластиковый канат выдержал все испытания и получил отличные оценки качества. Его эксплуатационные свойства радуют потребителей своей устойчивостью и долгим сроком службы.

Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей, Том 1, Псевдонимы русского алфавита А-И, Масанов И.Ф., 1956

Словари, энциклопедии, справочники — Словари

Словарь псевдонимов русских писателей, учёных и общественных деятелей, Том 1, Псевдонимы русского алфавита А-И, Масанов И.Ф., 1956.Настоящее издание «Словаря псевдонимов» включает все материалы, собранные И. Ф. Масановым в период 1900-1945 годов путем использования разнообразных печатных, а также архивных источников. Словарь псевдонимов состоит из двух отделов. В первом отделе (тома 1-3) даны  алфавитные указатели псевдонимов (отдельно для псевдонимов русского, латинского и греческого алфавитов, а также астронимов и других  знаков). Второй отдел словаря (том 4) будет содержать алфавитный список авторов, псевдонимы которых раскрыты в настоящем издании.

Конец 20 века

Вторая половина 20 века богата на поэтов не меньше, чем Серебряный век. Вот самые знаковые литераторы этого периода.

Роберт Рождественский. Автор-песенник. Его поэзия очень реалистична, но при этом лирическая. Знаковые произведения: «Ноктюрн» и «Баллада о красках».

Александр Твардовский. Советский поэт, известный своими военными произведениями. Самая известная поэма – «Василий Теркин».

Ольга Берггольц. Она считается голосом блокадного Ленинграда. Творчество поэтессы переполнено болью за свою страну и народ. Ее фраза «Никто не забыт, ничто не забыто» часто используют на памятниках, посвященных ВОВ.

Владимир Высоцкий. Поэт-песенник, известный на весь мир не только своими яркими стихами, но и голосом. Его творчество стало классикой, а стиль и слог является безупречным, по мнению многих критиков.

20 век — один из самых ярких в русской литературе. Только в этот период можно встретить такую палитру стилей и талантливых авторов. Из этого видео вы узнаете еще больше поэтов прошлого столетия:

XVI—XVIII века

В этот период пошло деление лезгинской литературы на две ветви:

  1. Ашугская — развивалась на лезгинском и тюркском языках, творилась народными певцами и ашугами.
  2. Арабоязычная— развивалась представителями духовенства, среди которого были и поэты. Выдающимся писателем XVIII века является Ихрек Режеб (1680—1760). Будучи родом из рутульского села Ихрек, он внёс вклад в развитие как рутульской, так и лезгинской литературы, хотя творил преимущественно на тюркском языке. В своих стихах он затрагивает различную тематику: философию, любовь, социальную несправедливость. В целом писатель ведёт патриотическую линию в творчестве:
Если ты верен отчизне, врагу не служи, будь близок к народу. Ради собственного желудка ты и хану не служи — Ихрек Режеб, «Не служи»

Известный поэт и стихотворец Эмин Ялцугский (1698—1777) писал стихи романтического и философского содержания. Эмин принимал активное участие в поэтических состязаниях. Таково, например, состязание, в котором он одержал победу над поэтессой Гюлбар из Дербента. Тема их поэтического единоборства — любовь. По ходу турнира поднимались бытовые и философские вопросы. Прославился своим стихотворным талантом Абубакар Цилингви (1705—1760), бывший прадедом основоположника современной лезгинской литературной традиции Етима Эмина. Также в XVIII веке творили на арабском языке лезгинские писатели Агамирза аль-Киани, Гашим аль-Ахты, Рахманкули аль-Ахты. В XVII веке творили на лезгинском и тюркском языках поэты Лезги Салех Ярагский, Кюре Имам, Забит Каладжухский, Лезги Кадир Кюринский. Авторы XVIII века — Лезги Ахмед, Лейли-ханум Мискинджинская, Сейид Ахмед, Назим Ахтынский, Закир Ахтынский.

Символизм

Течение стало ответом литературного общества на кризис, охвативший европейскую культуру в конце 19 века. В рамках направления было множество школ и течений, отличающихся восприятием символизма в эстетическом плане.

Дмитрий Мережковский

Русский писатель и поэт, а также муж Зинаиды Гиппиус. Он вошел в историю как основоположник русского символизма как полноценного жанра. Его идеи вызывали неоднозначные отклики, но при этом многие признавали оригинальность его мышления. Пика своего творчества он достиг уже в эмиграции, после 1919 года поэт уехал из России сначала в Польшу, а затем во Францию. Известные произведения Дмитрия Мережковского:

  • «Христос и Антихрист»;
  • «Царство зверя»;
  • «Испанские мистики».

Автор известен не только как прозаик и поэт, но и как переводчик. Он перевел и адаптировал на русский язык такие произведения, как «Ворон» Эдгара По, «Чунг-Юнг» и «Та-Хио» (тексты конфуцианства).

Зинаида Гиппиус

Одна из самых ярких представителей поэтов и критиков серебряного века, жена Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус начала писать стихи с 7 лет, для ее первых произведений характерны мрачные настроения. Первое признание ей пришло уже в 19 лет, именно тогда она начала активную литературную деятельность, познакомилась со многими значимыми авторами Петербурга.

В 1904 году вышел сборник «Собрание стихов. 1889-1903». По мнению многих критиков, эта книга стала самым крупным событием литературы того времени. В ней словно была сконцентрирована вся история русского лирического модернизма. После Гиппиус выпустила еще несколько сборников стихотворений.

Валерий Брюсов

Русский поэт и один из основоположников русского символизма. Брюсов принадлежал к московской поэтической школе, а в литературу вошел в возрасте 13 лет. Но первый сборник стихов под названием Chefs d’oeuvre вышел только в 1895 году, уже после окончания МГУ.

Главной идеей своего творчества Брюсов считал «выразить тонкие, едва уловимые настроения». Благодаря своим неоднозначным взглядам на жизнь автор считается одним из родоначальников русского декадентства.

Константин Бальмонт

Один из самых ярких представителей позднего символизма 20 века. Он является автором 35 поэтических сборников, 20 прозаических произведений. Бальмонт занимался и переводами со многих языков:

  • испанский;
  • словацкий;
  • грузинский;
  • югославский;
  • болгарский;
  • литовский;
  • мексиканский;
  • японский.

Несмотря на огромную работоспособность, Бальмонт был нестабильным. Он не смог окончить университет из-за нервного истощения, несколько раз пытался покончить с собой. После революций поэт эмигрировал во Францию. В 1923 году Константин Бальмонт был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Александр Блок

Классик литературы 20 века, который еще при жизни стал иконой русского символизма. Александр Блок родился и вырос в дворянской семье, что отложило отпечаток на его стиль жизни и мировоззрение. Его творческим дебютом считается цикл «Стихи о Прекрасной Даме», при этом автор быстро достиг пика. Вершина творчества — поэма «Двенадцать».

Еще до революции критики и общественность отмечали одаренность Блока, музыкальность его стихов. Его «Незнакомку» знал весь Петербург того времени. Фирменный стиль Александра Блока – использование метафор в виде катахрезы (осознанная лексическая ошибка), которая переходит в символ.

История дагестанской поэзии

О том, какими поэтами была богата дагестанская земля в стародавние времена, известно очень мало. Как правило, это были народные певцы-ашуги, которые исполняли свои песни и былины по селениям и аулам. В старину фольклор практически не отражался в летописях и хрониках. Поэтому сегодня нам не узнать, кто же был первым народным дагестанским поэтом. Записи об ашугах начали появляться лишь в 18 столетии.

Одним из таких «запротоколированных» поэтов стал Саид из Кочхюра (Саид Кочхюрский). Он по происхождению был лезгином, но писал не только на родном языке, но и на азербайджанском. Известность ему принесли стихи, в которых он отражал труд простых горцев, вынужденных работать на ханов. Саид, родившийся в 1767 году, сам всю жизнь был вынужден работать батраком и отлично знал, что такое добровольное рабство.

Он протестовал против тех бесчинств, которые творились богатеями, был очень популярным ашугом. В результате Сурхай-хан II пригласил ашуга к себе, чтобы тот развлек его песнями. Все шло неплохо, и песни Саида нравились гостям, пока кто-то из богачей не сообщил хану, что этот нищий певец ведет себя дерзко и непочтительно смотрит на самого властителя. Обозленный хан приказал ослепить Саида. Но, даже оставшись без глаз, ашуг продолжал сочинять песни, в которых говорил крестьянам правду об их жизни. Умер Саид Кочхюрский в 1912 году.

В XIX веке были известны такие поэты Дагестана, как Эльдарилав, Омарла Батырай, Ирчи Казак, Етим Эмин. Все они подарили своему горному краю яркие стихи и песни, в которых рассказывали о своей любви к родине, о той борьбе, которую вели горцы за свою свободу. Уделялось место в этом творчестве и простой любви к женщине, семье, детям.

Социалистическая революция 1917 года дала новый толчок развитию литературы и поэзии дагестанских талантов. Местные писатели, наконец, смогли не только читать стихи слушателям, но и переносить их на бумагу. Поэтому, если раньше многих кавказских литераторов знали только самые узкие круги, то теперь у них появились поклонники в масштабах целой страны.

Самым известным поэтом Дагестана, чьи стихи переводились на многие языки, стал Расул Гамзатов.

Биография

Сулейман Гасанбеков родился 18 мая 1869 года в Дагестанском ауле Ашага-Стал, его родители были лезгинами, живущими бедно. Рождение будущего поэта было необычным: поссорившись накануне родов, отец Сулеймана выгнал беременную жену из дома, и женщине пришлось рожать в хлеву. Едва живую после родов мать даже не подпустили к младенцу: малыша вскормила соседка, а несчастной женщине пришлось уйти из дома. В скором времени она умерла у каких-то селян, приютивших ее, так ни разу и не увидев сына.

Видимо, обида на мать мальчика у отца была очень крепкой, так как он продолжил вымещать ее на сыне. С четырех лет Сулейман был загружен домашней работой, а когда отец женился во второй раз, и вовсе стал кем-то вроде прислуги, «мальчиком на побегушках».

В одиннадцать лет Сулейман стал сиротой. С 13 лет он был вынужден стать наемным рабочим, батрачил в Дербенте, Самарканде, Гяндже и Баку. Поэт нередко вспоминал, что вся молодость прошла у него в работе, но однажды он очнулся и понял, что ему уже тридцать лет. Вскоре Сулейман женился, его избранницей стала дочь объездчика из соседнего аула Орта-Стал.

Советская эпоха

В лезгинской литературе советского периода чётко прослеживаются черты, ставшие характерными для всей печати СССР того времени. Были популярны и востребованы произведения в жанре соцреализма. Обычным явлением были критика и высмеивание дореволюционных порядков общества. Образ духовенства также описывался исключительно в негативном свете. Ярким произведением, заключающим в себе закономерные черты подобного подхода был роман Народного поэта ДАССР, Кияса Меджидова (1911-1974) «Сердце оставленное в горах». В 1920-х годах зарождается лезгинская советская литература, в которой ведущее место заняло творчество народного поэта Дагестана Сулеймана Стальского (1869 — 1937), названный «Гомером XX века» Максимом Горьким. Сулейман Стальский изображает свободный труд, дружбу народов. Тема Родины и народа также была одной из главных тем поэзии Стальского. Этой теме посвящены десятки стихов и поэмы «Дагестан», «Думы о Родине» и другие. Если в первое десятилетие Советской власти были заложены основы новой лезгинской литературы, то 1930-е годы происходило её бурное развитие. Создание печати на родном языке, издание газет, журналов, книг. Поэты, писатели и драматурги осваивают новые жанры, темы, пользуются новаторскими поэтическими средствами при изображении действительности. В 1930-е годы укрепляются связи русской и дагестанской лилитератур. В 1933 году Дагестан посещают Николай Тихонов, В, Луговской, П. Павленко. Происходит культурный контакт между литераторами. В Москве выходит антология дагестанской поэзии (1934), происходит знакомство русского читателя с образцами горской поэзии, и переводы произведений русской и советской литературы на дагестанские языки. Также в 1930-е годы в литературу входит молодёжь в лице Алибека Фатахова (1910-1935), М. Эфендиева, А. Муталибова, М. Стальского, Б. Султанова, Г. Шуаева и других. Некоторые из них впоследствии становятся признанными мастерами. В их творчестве раскрыты проблемы войны и мира, индустриализации и коллективизации сельского хозяйства, эмансипации женщины и культурного строительства. Автором многих патриотических произведений является Лезги Нямет (1932-1986).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: