Стихотворные размеры

Логаэдический стих

Логаэд в современной кабардинской поэзии

Исследуя этапы развития и очевидные успехи в кабардинском стихосложении, невозможно ограничиться анализом пяти основных стихотворных размеров и оставить без внимания категорию логаэда.

Безусловно, логаэд заслуживает отдельного, самого детального анализа. Но мы в данной работе не ставим цели глубокого изучения закономерностей, присущих этой категории. Задача в третьей главе состоит в анализе и описании образцов логаэда, обнаруженных нами в ходе исследования произведения кабардинских поэтов.

В ходе исследования различных стоп и вариантов их совмещения в ло-гаэде становится очевидным, что в кабардинской поэзии встречаются разнообразные конструкции логаэда. Для примера приведем некоторые из встретившихся нам конструкций: совмещение ямба и хорея, ямба и анапеста, хорея и амфибрахия, хорея и анапеста, анапеста и дактиля, амфибрахия и дактиля, ямба, хорея и амфибрахия и т.д.

Основываясь на изученном материале можно утверждать: у поэтов старшего поколения стихи, написанные в манере логаэда, встречаются реже, нежели у поэтов младшего поколения; впрочем, поэты среднего поколения также нередко пользовались и пользуются подобными конструкциями.

То, что мы обратились к тому же материалу, имеет объяснение. По утверждению Хакуашева А.Х. каждая строка поэмы содержит в себе двухстопный ямб и одностопный анапест, а именно подобное построение и называется логаэдом . Безусловно, эта поэма написана логаэдом, однако относительно видов стоп, составляющих строки, у нас есть иное суждение.

На наш взгляд, приведенные в качестве примера строки, за исключением шестой и восьмой, имеют следующую конструкцию: первые стопы — амфибрахий, вторые, третьи — дактиль. В шестой строке первая и третья стопы — амфибрахий, вторая — дактиль, пиррихий идет в первой стопе. Восьмая строка на первый взгляд имеет форму трехстопного дактиля, но так как в первой стопе идет пиррихий, можно сказать, что он состоит из одной стопы амфибрахия и двух стоп дактиля.

Кроме этих двух вариантов приемлем и третий вариант конструкции в поэме «Мадина». Например, можно сказать, что первые пять строк, седьмая и восьмая строки имеют следующую конструкцию: в первых стопах встречаются амфибрахии, во вторых — дактиль, в третьих — хорей, шестая строка написана четырехстопным ямбом. Конструкция этой строки схожа с конструкцией одной из четырехсложных стоп — пэон IV. Из трех предположений относительно конструкции поэмы «Мадина» нам наиболее приемлемым кажется второе.

Далее хотелось бы привести еще одно сравнение. Хотя среди исследованных нами стихотворений Алима Кешокова нам встретился лишь один пример логаэда, однако в книге Хакуашева А.Х. «Кабардинское стихосложение» приводится несколько примеров логаэдной конструкции из произведений Кешокова. Автор исследования утверждает, что Кешоков наиболее часто прибегал к названной стихотворной конструкции в годы отечественной вой ны. В качестве примера он приводит строки из стихотворения «Одинокое де рево» . Мы тоже считаем приемлемым свой анализ данного примера. Соглашаясь с автором в том, что эти строки ничем не отличаются от приведенных выше строк из поэмы «Мадина», мы, однако, считаем, что и здесь во всех строках первые стопы представляют собой амфибрахий, вторые и третьи — дактиль (или же третья стопа написана хореем). Например: женские окончания, а рифма — кольцевая. В первой стопе пиррихий встречается один раз, чаще — на третьей стопе. В восьмистрочном варианте то же стихотворение имело размеры двухстопного хорея и двухстопного ямба, однако в этом случае два размера шли на разных строках. После приведения стихотворения к форме четырехстрочной строфы мы получили строки из двухстопных хорея и ямба, иначе говоря, типичный логаэд. Возможно, не все согласятся с нашей точкой зрения. Помимо логаэда, образованного совмещением двухсложных стоп, поэты охотно практикуют совмещение трехсложных размеров, и один такой пример, так же принадлежащий перу А. Оразаева, мы приведем ниже. Здесь совмещены размеры анапеста и амфибрахия. Анапест идет в основном в 1, 2-й стопах, реже во 2-й, в третьей стопе неизменно идет одна стопа амфибрахия: (А. Оразаев. С. 121) Следующий пример взят из стихов Руслана Ацканова. Строки стихотворения образуются путем совмещения двухсложных стоп. Если точнее, совмещены одна стопа хорея и две стопы ямба. Но это лишь на первый взгляд.

Краткая характеристика

Силлабо-метрический стих — это стих, в котором:

  1. определено общее количество слогов (напр. 5 в адонии);
  2. определено количество долгих и кратких слогов (напр. 2 долгих и 3 кратких в адонии);
  3. определена долгота/краткость каждой слоговой позиции (напр. схема «долгий-краткий-краткий-долгий-краткий» для адония, —UU—U.

Изменение любого из трёх указанных параметров (за некоторыми чётко обозначенными исключениями) нарушает уникальность стиха и приводит к формированию нового стиха. В этом заключается главное отличие силлабо-метрического стиха от метрического.

Для метрического стиха важна последовательность иктов, ритмических ударений; при этом имеет значение только количество просодического времени между иктами. Для силлабо-метрического стиха важна последовательность долгих/кратких слогов; то как слоги располагаются друг относительно друга. Замена двух кратких слогов одним долгим и наоборот в силлабо-метрике недопустима. Например, алкеев десятисложник —UU—UU—U—U не может иметь вид ———UU—U—U, или —UU———U—U, или —UU—UU—UUUU и т. п.

Отсюда, силлабо-метрические стихи не рассматривались[кем?] как состоящие из каких-либо стоп[источник не указан 1162 дня]; стих в силлабо-метрике сам по себе являлся структурной ритмической единицей, из которых формировалась строфа. Деление силлабо-метрического стиха на стопы возникло в позднейшее время[] для удобства метрического анализа и являлось в известной мере условным.

По этой (позднейшей) методике большой сапфический стих —U—U—UU—U—U можно рассматривать как дитрохей + дактиль + дитрохей (—U¦—U|—UU|—U¦—U, дактилический принцип), и как дитрохей + хориямб + ямбический каталектический метр (—U¦—U|—UU—|U—¦U, хориямбический принцип), и как амфимакр + амфибрахическая диподия + трохей (—U—|U—U|U—U|—U) и т. п. Наибольшее распространение получил хориямбический принцип, так как хориямб —UU— наиболее явно вычленяет ритмическое ядро силлабо-метрического стиха. Например, большой асклепиадов стих разлагается на трохей/спондей + три хориямба + ямб/пиррихий, причем возникающие ритмические паузы при таком делении как правило являются не цезурами, а диерезами (то есть не рассекают стопу, а разделяют смежные стопы), что наиболее полно характеризует ритмические свойства стиха: —X|—UU—||—UU—||—UU—|UX.

Икт в силлабо-метрике не является функциональным ритмическим элементом и при анализе стихов как правило не рассматривается.

Возникновение и развитие

Силлабо-метрическая поэзия относится ко второй стадии развития греческого стихосложения и является переходной от ранней силлабической к поздней почти полностью метрической. Силлабо-метрические стихи были разработаны в VII—VI вв. до н. э. на о. Лесбос, поэтами, писавшими на эолийском диалекте (наиболее известны Алкей, Сапфо) и опиравшимися на традицию не дошедшего до нас народного песенного стиха. Отсюда силлабо-метрическая поэзия получила название (у Горация: лат. Aeolium carmen), или «эолийской метризованной силлабики» (современный термин).

Силлабо-метрическая поэзия часто называется логаэдической, а силлабо-метрические стихи — логаэдическими, или просто логаэдами. Набор ранних логаэдических размеров (то есть стихов и строф) был пополнен позднейшими греческими поэтами (напр. Асклепиадом, Фалеком); еще позже логаэды были воспроизведены в латинской поэзии Катуллом, Горацием, Марциалом.

Не разлагаясь на стопы и считаясь самостоятельной единицей ритма, логаэды получали название по именам поэтов, которые использовали их раньше или больше других: алкеев стих, асклепиадов стих, гликоней, сапфический стих, фалеков одиннадцатисложник (фалекий), ферекратей. Самый короткий из логаэдов, адоний, назывался по ритму ритуального припева — ὦ τὸν Ἄδωνιν.

Современная теория стихосложения ведёт происхождение эолийских размеров от древних ведийских стихов ануштубх, триштубх и джагати[источник не указан 1162 дня]. Короткий 8-сложный ануштубх развился в 8-сложный гликоней, который, в свою очередь произвел семейство подобных себе логаэдов:

ануштубх               X X X X   U — U X
гликоней               X X — U   U — U X

ферекратей             X X — U   U — X
адоний                     — U   U — X

мал. асклепиадов       X X — U   U — — U U — U X
бол. асклепиадов       X X — U   U — — U U — — U U — U X

Длинный 11-сложный триштубх развился в семейство 11-сложных логаэдов:

триштубх               X X X X   U U X  — U — X
                       X X X X   X U U  — U — X

сапфич. 11-сложник     — U — X   — U U  — U — X
алкеев 11-сложник    X — U — X   — U U  — U X
фалеков 11-сложник         X X   — U U  — U — U — X

В развитии логаэдов прослеживается два этапа, греческий и латинский.

В эолийской поэзии существовало много позиций, на которых допускался анкепс (произвольный слог); эти характерные два произвольных слога в начале стиха в метрике называются собственно «эолийской базой». Также произвольно трактовалась цезура; если в индоевропейском длинном стихе цезура была обязательна, так как без неё слух не охватывал длинной строки целиком, то после метризации силлабического стиха охватывать строку слухом стало легче, и необходимость в строгой цезуре отпала. В эолийском сапфическом стихе цезуры нет, в фалекии нет также, в алкеевом стихе она часто нарушается и устойчива только там, где могут присутствовать два долгих слога подряд в середине стиха и т. п.

При адаптации логаэдов из греческого языка в латинском все произвольные слоги зафиксировались как долгие (у Катулла не совсем устойчиво, у Горация и Марциала окончательно); внутри длинных 11-сложных стихов цезура стала обязательной. В латинском сапфическом стихе и фалекии место цезуры определяется правилом: если первое полустишие начинается восходящим ритмом (от слабого к сильному), то второе, послецезурное полустишие должно начинаться нисходящим (от сильного к слабому) и наоборот. В латинской поэзии и сапфический стих, и фалекий начинаются с двух долгих слогов, т.о. цезура почти всегда ставится так, чтобы второе полустишие начиналось с короткого слога.

Логаэды употреблялись строфически. В большинстве строф сочетались стихи разных размеров. Только три строфических логаэда употреблялись нанизыванием одинаковых по размеру стихов («строк») — большой асклепиадов стих, малый асклепиадов стих, фалеков одиннадцатисложник.

Большинство логаэдов произошли из Эолии, за исключением 8-сложного (по имени лирического поэта Анакреонта), который развился на ионической земле (обычно в форме ˘ ˘ ¯ ˘ ¯ ˘ ¯ ¯). В отличие от эолийских стихов анакреонтовы стихи нанизывались друг на друга, не образовывая строфу:

πολιοὶ μὲν ἡμὶν ἤδηκρόταφοι κάρη τε λευκόν,χαρίεσσα δ’ οὐκέτ’ ἥβηπάρα, γηραλέοι δ’ ὀδόντες… Голова моя белеет,На висках седеют кудри,Отошла былая юность,Расшатались в деснах зубы… (А. С. Пушкин)

Традиция перевода эолийской поэзии на русский язык установилась в начале XX в.[источник не указан 1162 дня]: долгие слоги в этой традиции передаются ударными слогами, краткие — безударными, анкепсы — как ударными, так и безударными, два долгих в начале стиха могут передаваться безударными. Например:

—X—UU—||—UU—UX → ÚUÚUUÚ||ÚUUÚUÚ или ÚUÚUUÚ||ÚUUÚUU, или UUÚUUÚ||ÚUUÚUU и т. п.

Примечания

  1. Например, для героического гекзаметра между арсами (долями стопы, на которые приходится икт) необходимо время в две моры; учитывая, что долгий слог равнялся по длительности двум кратким, два кратких в гекзаметре регулярно заменяются одним долгим, и гекзаметр таким образом мог принимать 32 реализации, от —́UU—́UU—́UU—́UU—́UU—́U до —́——́——́——́——́——́—. Аналогично, в ямбическом стихе один долгий мог заменяться двумя краткими: U—́U—́U—́U—́U—́U—́ → U—́U—́UÚUU—́U—́U—́ и т. п.
  2. От др.-греч. λογαοιδικός, букв. «прозо-песенный», то есть занимающий промежуточное положение между прозой и (распеваемой) поэзией.

Разновидности вольного и разностопного хорея

Адыгская письменная поэзия в сравнении с поэзией многих других народов не имеет вековых традиций, но за короткий период в ней успешно укоренились двусложные размеры, их разнообразные возможности легли в основу творчества многих поэтов . О преобладании ямба среди прочих двухстопных размеров свидетельствуют и таблицы, и анализ ямбических конструкций, приведенные в первой части нашей работы. Стало очевидно, что ямбические размеры наиболее популярны в нашей поэзии.

А. Хакуашев в монографии «Кабардинское стихосложение» отмечает, что в современной кабардинской поэзии лидерство следует признать за хореем . Результаты наших исследований с применением подсчетов показывают, что хорей все же на втором месте. Хотя в метрической иерархии хорей занимает второе место по количеству строк, напомним, что среди монометрических произведений из всех метров он оказывается самым востребованным . По частотности употребления он уступает ямбу. Однако наши поэты охотно пользуются и хореическими размерами — от двухстопного до семистопного, а также вольным хореем, т.е. приемом совмещения в строфе разностопных хореев. Ниже следует таблица наиболее употребительных в творчестве кабардинских поэтов видов хорея и их количественной характеристики.

Стихотворение состоит из 25 строк. Из них 24 — с женскими окончаниями, одна — с мужским. Одна строка написана четырехстопным хореем. Везде в последней стопе присутствует традиционное для адыгского стихосложения ударение; в 13-й строках на первой стопе идет пиррихий, а в двенадцати — ударение. В двухстопных хореях Кешокова и Тхагазитова есть различие по количеству ударений на первой стопе. Стихотворение Кешокова разделено на строфы, у Тхагазитова же 25 строк идут без деления (на строфы) (см. примеры).

Нам удалось найти ограниченное число примеров двухстопного хорея, но и этого достаточно, чтобы удостоверится: поэт, желающий совершенствоваться в применении этого размера, может изыскать разные приемы.

Теперь перейдем к вариациям трехстопного хорея в кабардинской поэзии. Эта разновидность также встречается редко, но примеры для иллюстраций разного подхода можно найти. В следующей таблице отражено общее число и варианты разновидностей трехстопных хореев, обнаруженных нами при анализе:

В стихотворении из двух строф все строки имеют женские окончания. Первые и вторые стопы, за исключением двух случаев, являются ударными, третьи — они же и последние — по традиции также ударные. Но в стихотворений нет конечных рифм. Их функции выполняют созвучия, аллитерация. (3. Тхагазитов. С. 388) Это стихотворение состоит из двух восьмистрочных строф. Все эти строки имеют женское окончание; однако положенное ударение в первых стопах первой строфы попадается лишь дважды. В первой части 6-я строка написана разновидностью ямба — трехстопным. Вторая и пятая строки написаны двустопным амфибрахием. Нельзя сказать, что указанное стихотворение Тхагазитова богато рифмами, но по концевым согласным можно определить смежные рифмы.

Стихотворение имеет перекрестные, хотя слабые, рифмы. В обоих строфах на второй стопе положенное ударение встречается везде, за исключением двух раз — по разу в каждой строфе. В первой стопе первой строфы подобное ударение падает только один раз, во второй строфе — два раза. Среди стихов Ацканова мы нашли стихотворение из четырех строф, в первой и третьей строфе которого первые строки имеют дактилические окончания, остальные три строки — женские окончания.

Формы вольного и разностопного ямба

Данная работа являет собою системный анализ кабардинского стихосложения и изменений, произошедших в нем в течение последних десятилетий. С этой целью мы исследовали произведения тринадцати поэтов (1250 стихотворений, общим числом строк 24 041). Анализ выявил некоторые модификации в использовании пяти традиционных силлабо-тонических размеров, применяемых в адыгском стихосложении с 30-х гг. XX века.

Результат разграничения исследуемых стихов по принадлежности к тому или иному размеру еще раз подтвердил известный факт, что в кабардинской поэзии преобладают двухсложные стопы. Кроме того, мы пришли к выводу, что в национальной поэзии предпочтение едва ли не вдвое больше отдается ямбу, нежели хорею. Количество стихотворений, написанных ямбом — стопой состоящей из краткого и долгого слогов — составило 506, хореем -долгий и краткий слог — 329. Если вести счет в строках, то ямбическим размером написано 10 046, хореическим — 6.

Звучание стихов любой поэтической формы зависит от: количества слогов в строке, правильной постановки ударения, наличия пиррихия — стопы, состоящей из двух кратких слогов, спондея — стопы, состоящей из 2 долгих слогов, от вида рифмовки, от применения мужского, женского или дактилического ударения и даже от формы конечного слова в строке.

Используя все эти признаки и приемы, каждый поэт умеет по-своему разнообразить формы стихосложения, придавая им отличные от других образцов поэзии особенности.

Судя по цифрам, приведенным в таблице, кабардинские поэты используют ямб от двухстопного до шестистопного и вольный ямб в различных вариантах в зависимости от соотнесённости размеров. (А. Бицуев. С.43-44) Стихотворение написано двухстопным ямбом. Четные строки объединены ассонансной рифмой, но это не единственная особенность. Например, четырехстрочная строфа и по смыслу, и по рифмообразованию легко преобразуется в двухстрочную строфу. При этом предлагаются парные рифмы то с мужским, то с женским окончанием, то перекрестные рифмы. Кроме того, налицо строки, поделенные цезурой на две двухстопные части и поэтому не поддающиеся четкой классификации. Но надо заметить, что даже при несовпадении данного примера ни с одним известным метрическим образом, он подчинен определенной системе и удивляет своей новизной. Однако вернемся еще раз к тому месту, где стихотворение строится на четырехстрочных строфах, потому что сказанное выше может звучать неубедительно, к тому же есть в этих стихах еще одна особенность. В некоторых строфах встречаются моменты, когда ударный слог теряет ударение, то есть становится аналогичен слогу безударному, например:

В кабардинском стихосложении, как и в стихосложении многих других народов, большое место занимает пиррихий — трансформация ударного слога в безударный. Реже встречается спондей — неточное ударение. Они не используются самостоятельной стопой, но стопа с пиррихием обычно имеет вид — (vv), со спондеем — (- -). Отойдя от этого, можно сказать, что схема (- vv -) ближе, скорее, к двухстопному дактилю, или же она состоит из одностопного хорея и одностопного ямба. Значит, встает вопрос: каким размером написана третья часть стихотворения А. Бицуева «Высота»: двухстопным ямбом, двухстопным дактилем, или другим неопределенным размером? Если судить по последнему предположению, может иметь место все смелее применяемый в кабардинской поэзии логаэд (точнее, строчный логаэд), и в завершении рассуждений можно сказать, что подобных примеров в нашей поэзии стало достаточно много.

Кроме приведенного стихотворения А. Кешокова, написанного двухстопным ямбом, и стихотворения А. Бицуева, первые строфы которого написаны двухстопным ямбом, а последняя строфа логаэдом, мы не встретили в анализируемых стихах примеров двухстопного ямба или иных приближенных примеров. Но стоит вспомнить, что в монографии А. Хакуашева «Кабардинское стихосложение» приведены произведения Бетала Куашева и Адама Шогенцукова, построенные на двухстопном ямбе. Мало того, эти стихи имеют иное построение, нежели в приведенных нами примерах (см. стр. 146-147. А. X. Хакуашев «Кабардинское стихосложение»).

В отличие от двухстопного ямба, в кабардинском стихосложении наиболее употребителен трехстопный ямб. В следующей таблице показано использование кабардинскими поэтами трехстопного ямба.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: