Многосоюзие

Полисиндетон (стиль и риторика)

Грамматические и синтаксические функции

С грамматической точки зрения употребление одного и того же союза несколько раз избыточно, поэтому в устной речи полисиндетон употребляется редко, чаще используется для придания экспрессивности, выразительности однородным членам и присоединительным конструкциям в художественной литературе, особенно часто — в поэзии.
«И был темно. И это был пруд, И волны. — И птиц из породы люблю вас. Казалось, скорей умертвят, чем умрут Короткие, крепкие, чёрные клювы». (Б. Л. Пастернак).

Ритмическая организация текста

Повторное употребление союза И заставляет обратить внимание на повтор действия, выразительность эмоций, поэтому стилистический приём обладает объединяющим свойством, позволяя соединить разные сведения и усилить эффект повествования. Придание речи или тексту ритмически организованного характера высказывания может производиться посредством образования ряда с чередованием ударных и неударных элементов (полнозначные слова и союзы).

«Псевдокультура ни словом, ни жестом может и не отличаться от культуры, но делом, но последствием, но своею ошибочностью — отличается». (С. Залыгин). «И вот с такими-то богатствами мы оказались без леса, без пеньки, без сала, без Солженицына и Бродского, без Растроповича и Эрнста Неизвестного». (Лит. Газета, 1990, 25 июля).

Многосоюзие может выражать и усиливать экспрессию текста, а также его смысл, поэтому полисиндетон не ограничивается рамками только однородных членов предложения, так как может соединять любые конструкции, например, целые предложения в тексте. «Иль старый богатырь, покойный на постеле, Не в силах завинтить свой измаильский штык? Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорить ново? Иль русской от побед отвык?» (А. С. Пушкин «Клеветникам России», 1831).

Повторы союзов служат также для объединения высказывания в единое смысловое целое. Объединительная функция многосоюзия вытекает из самой природы союзов, не только соединительных (и, а и) но и противопоставительных, и сочинительных.

Многосоюзные конструкции и полисиндетон

В многосоюзном предложении или в тексте союзы выполняют соединительные и иные функции и носят обязательный характер, их нельзя опустить «И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса». (Николай Сладков).

При полисиндетоне, как правило, союзы можно удалить без потери смысла в предложении или тексте, так как они носят (почти все или их часть) факультативный оттенок, то есть, избыточны и используются специально, для достижения тех или иных средств языка: выразительности, усиления смысла, образности и т. д.

Многопредложие — преднамеренное использование избыточных союзных слов и предлогов иногда также относят к разновидности полисиндетона, что по мнению исследователей, оправдано, так как избыточные союзные слова и предлоги расчленяют текст, логически выделяют и подчёркивают его смысловые единицы.

Доктор филологических наук Огородников, в исследовании полисиндетона как стилистической фигуры речи, отмечает:

«Ее веки тихо поднялись, и опять ласково засияли передо мною ее светлые глаза — и опять она усмехнулась». (И. С. Тургенев, «Первая любовь», глава 4). «День ото дня жизнь становится лучше, интереснее, многообразнее. И честнее. И правдивее. И справедливее». (Комс. Правда. 1986.14 февр.).

§221. Фигуры, связанные с изменением объема высказывания

Третья группа фигур связана с различными трансформациями объема высказывания: пропусками, недоговоренностями, многословием. Она включает эллипсис, умолчание и упреждение.

1.      Э́ллипсис (выпадение, опущение) – стилистический прием, связанный с опущением несущественных слов для усиления роли оставшихся. Этот прием используется при изображении динамичных событий, например: Татьяна в лес; медведь за нею (Пушкин); и при сообщении о неотвратимых последствиях, например: Креме́нь на креме́нь – искра(пословица).

Чтобы обнажить смысловые отношения оставшихся единиц, при опущении несущественного или общего, эллипсис часто используется в единстве с параллелизмом и антитезой. Например: Красивый – на грех, а дурной – на смех (пословица); стар – на совет, молод – на брань (пословица).

Использование эллипсиса, придающего лаконизм высказыванию, характерно для пословиц, афоризмов.

2.      В отличие от эллипсиса, умолчание предполагает пропуск того, что очень значимо и неоднозначно. Другими словами, умолчание – это многозначительный пропуск; с его помощью несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было открыто сказано. См., например: И не надо думать, что инквизиция средневековья – это некая деформация христианства, как сталинский режим –искажение марксизма. Если бы деформация и искажение… (Из газет). См. также классический пример умолчания у Есенина:

А вечером, когда куры

Обсиживали шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала.

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

В качестве сигнала умолчания часто используется отточие, незавершенность синтаксической структуры, резкая смена планов повествования (резкий переход от одного к другому). Но умолчание может и прямо обговариваться. Например: …но слово не выразит того, что происходило в чистой душе девушки: оно было тайной для нее самой; пусть же оно останется и для всех тайной (Тургенев); Я никак не нахожу слов к изображению этого печального события (Гоголь). В некоторых случаях автор может расшифровать умолчание в следующих частях высказывания. Так, в выступлении известного русского адвоката Ф.Н. Плевако по поводу украденного старушкой чайника вслед за умолчанием идет словесная реализация умалчиваемого: Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушились на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только росла и крепла от испытаний. Но теперь, теперь… Старушка украла старый чайник ценою в тридцать копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно.

Умолчание может иметь форму вопросительного предложения, например: И вот одна из идущих посредине вдруг подняла голову, крытую белым платком, загородив свечу рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня … Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? (Бунин).

Особый тип умолчания – апосиопéза (недоговаривание конца фразы) типа я вас…; смотри мне…; только попробуй и т.п. Это либо стандартные формулы эмоционально-волевой речи, либо незаконченные предложения, произносящиеся с особой интонацией предупреждения, угрозы и т.п.

Примечание. От умолчания следует отличать случаи бессвязной, взволнованной речи, когда человек не может собраться с мыслями, сосредоточиться Например: я… это… как его. Такое построение встречается в разговорной речи и допустимо при ее стилизации в художественной. В публицистике подобные конструкции оцениваются как показатель низкой речевой культуры.

3.      Фигурой, противоположной по функции, является упреждение. Эта фигура характеризуется тем, что говорящий всячески подчеркивает, что адресату сообщаемое хорошо известно, но тем не менее продолжает говорить, высказывает все, что хотел, и в то же время полностью снимает с себя обвинение в банальности и многословии. См. традиционные зачины не нужно говорить, что…; нет надобности доказывать, что… и т.п. Эта фигура нередко встречается у Гоголя, например: Покамест слуги управлялись и возились, господин отправился в общую залу. Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, (…) тот же закопченный потолок, та же закопченная люстра со множеством висящих стеклышек (…), те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом все то же, что и везде.

Функция фигур этой небольшой группы коммуникативно-содержательная: они связаны с активизацией жизненного, литературного, культурно-исторического опыта читателя.

Примеры полисиндетон

  1. Было 4 Y затем 5 Y затем 6 Y затем снова 4 …
  2. Несмотря на которого уже Я не любил тебя, я все еще любил тебя. Несмотря на то что уже Я не видел тебя, я видел тебя, и я любил тебя. Несмотря на то что уже Я не обожал тебя, я тебя обожал, я любил тебя и я видел тебя. Несмотря на то что уже Я не любил тебя, я любил тебя, я любил тебя, я видел тебя и я тебя обожал.
  3. После ваших слов, после твоего поцелуя, после твоих слез, после вашего отъезда после всего ничего не осталось.
  4. Даже не смотря на быть звездной ночью, даже не смотря на будь минутой своего времени, даже не смотря на пусть это будет мгновение, даже не смотря на быть вечностью в дыхании времени.
  5. У меня не было оправданий но были они. У меня не было причин но были они. Это не имело смысла, но Я имел его. У меня не было причин но но они у него были.
  6. Идеи приходили в голову так что они могли выкинуть их на бумагу, так что они опубликовали книгу, так что они продали тысячи публикаций, посредством кто продолжал писать, так что их жизнь изменится навсегда.
  7. Его глаза плакали слезами безответной любви, Y его сердце разбито страхом, и данаши мечты разбиты на тысячу частей, Y ее желание изменить мир вместе с ней, Y его фантазии о вечной любви были разбиты, Y его грустная душа снова пошла ходить, Y ходить, Y скоро я больше не вспомнил эту боль, Y он продолжал идти и нашел другую любовь, Y другое возражение, Y его сердце начало поправляться, Y его желание мечтать снова вернулось, Y его мечты обрели форму, Y снова сила, Y его жизнь постепенно начала восстанавливаться.
  8. Чайки Y ласточки Y тогда голуби Y тогда пеликаны Y затем туканы Y затем воробьи переселились в более счастливые страны.
  9. Они купили свою свободу за иметь возможность мечтать о новом мире, за оставить след, за оставить след, за начать путь, по которому могут идти другие, и таким образом оставить свои следы, за иди своей дорогой …
  10. Y Я приехал Y я думал Y я понял Y я почувствовал Y я жил Y я умер
  11. Y ты больше не близок к этим теням, Y ты за много миль, Y океан отделяет тебя от бездны, Y сколько воды прошло, Y как далеко ты проехал Y все, все было забыто.
  12. я не хочу ни один ложь ни один обман ни один плачет ни один страдать.
  13. Так как идет дождь, Так мое доверие к тебе упало. Так как наступает ночь, а потом день, Так счастье вернется ко мне. Так как ты перестал быть, Так Так я снова переродлюсь.
  14. Я слышу тебя, Y Вы меня слышите, Y Я говорю с тобой, Y ты разговариваешь со мной, Y Я смотрю на тебя, Y ты смотришь на меня, Y Я понимаю вас, Y вы понимаете меня.
  15. После пройденного пути, после звездной ночи, после от бури, после аромата влажной земли, после дней, после теплых ночей.
  16. Y Я знал, что это ветер мне в лицо Y морской бриз, Y нежные ласки ветра, Y волны Y сияющее солнце обжигает мою кожу.
  17. я люблю тебя Зачем Я думаю о тебе я люблю тебя Зачем Я люблю тебя, я думаю о тебе Зачем я люблю тебя, я скучаю по тебе Зачем Я не забыл тебя, я представляю тебя Зачем в моих снах ты продолжаешь звать меня
  18. Y когда казалось, что все потеряно, Y когда минуты превратились в часы Y дни в месяцы, Y Десятилетия в столетия, как раз в тот момент все это имело смысл.
  19. Я люблю играть с друзьями, Y С моими двоюродными братьями, Y с моими собаками, Y с моими соседями Y с одноклассниками.
  20. Какие суди меня, какие думать обо мне, какие люби меня какие ты забываешь или какие Помни меня, для меня больше ничего не имеет смысла
  21. Все в порядке ты хочешь меня, хороший ты думаешь обо мне, хороший ты ищешь меня, хороший ты любишь меня и хороший ты любишь меня.
  22. Всегда Я хочу путешествовать во сне, когда захочу, я закрываю глаза и плыву в небесах своих иллюзий, всегда что я думаю, всегда какой рейс и всегда что я достигаю своих химер, всегда Я хочу снова начать этот полет.
  23. Y Я перестал думать Y Я перестал страдать Y Я перестал сожалеть Y Я начал жить
  24. Как голубь в качестве Орел, в качестве такой ястреб витает в моей душе сегодня.
  25. Уже рассвет, уже выглянуло солнце, уже начал день гулять, уже утро пришло с его сладким пробуждением, уже идут часы и солнце высоко, уже мое время идет, и наступит вечер. Уже минуты танцуют, уже день здесь, уже птицы готовятся к сладкому отдыху, уже приближается ночь, уже должен пройти еще один день.

Продолжить: Риторические или литературные деятели

Изобразительные возможности лексики

Термины Значение Примеры

Антонимы,

контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы — именно в контексте они являются противоположными. Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень… (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные синонимы

Слова, близкие по значению.

Контекстные синонимы — именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать
Омонимы Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц
Омографы Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт)
Паронимы Близкие по звучанию, но различные по значению слова. Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный
Слова в переносном значении В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. Меч правосудия, море света
Диалектизмы Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. Драники, шанежки, буряки
Жаргонизмы Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква…
Профессионализмы Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. Камбуз, боцман, акварель, мольберт
Термины Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. Грамматика, хирургический, оптика
Книжная лексика Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. Бессмертие, стимул, превалировать…
Просторечная лексика Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы . Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней.
Устаревшие слова (архаизмы) Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия. Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец
Заимствованные Слова, перенесённые из слова других языков. Парламент, сенат, депутат, консенсус
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. Кривить душой — лицемерить, бить баклу­ши — бездельничать, на скорую руку — быстро

Что такое пример соединения?

Союз — это слово который объединяет слова, фразы, пункты или предложения. напр., но, и, потому что, хотя, еще, так как, разве что, или, ни, пока, где и т. д. Примеры.

Что является синонимом союза? подсчет. вместе с. среди прочего. так же как и сигнал.

Сколько союзов нужно для полисиндетона?

Полисиндетон Строительство

Чтобы создать полисиндетон, писателю или говорящему достаточно добавить больше координирующих союзов, чем необходимо, между словами, фразами или предложениями. В списке из трех и более элементов только требуется одно соединение— между двумя последними элементами в списке — и все остальные элементы разделяются запятыми.

Является ли соединение? Сочинительные союзы позволяют соединять слова, словосочетания и предложения одинакового грамматического ранга в предложении. Наиболее распространены сочинительные союзы за, и, ни, но, или, еще, и так; вы можете запомнить их, используя мнемонический прием FANBOYS. Я бы хотел пиццу или салат на обед.

Что такое нисходящий триколон?

Триколон, который состоит из частей с увеличивающимся размером, величиной или интенсивностью, называется полумесяцем или восходящим триколоном. … Точно так же триколон, который включает части, которые уменьшаются в размере, величине, интенсивности или длине слова называется tricolon diminuens или нисходящим триколоном.

Что такое трехколонные полумесяцы? Имя существительное. tricolon crescens (множественное число не засвидетельствовано) (риторика) «Восходящий» триколон, его части увеличиваются по величине или интенсивности по направлению к кульминации в третьей части. Антоним: tricolon diminuens.

Является ли Polysyndeton грамматически правильным?

Полисиндетон, напротив, обычно грамматически правильно. … В случае с полисиндетоном нужно быть осторожным, потому что он может показаться ненужным и стилистическим; с другой стороны, в случае с асиндетоном возникает та же проблема плюс проблема грамматической неточности.

Что такое восходящий триколон? А триколон, который состоит из частей с увеличивающимся размером, величиной или интенсивностью называется трехколонным полумесяцем или восходящим триколоном. … Точно так же триколон, который состоит из частей, которые уменьшаются в размере, величине, интенсивности или длине слова, называется триколоном диминуенс или нисходящим триколоном.

Изобразительные возможности синтаксиса

Ряды однородных членов предложения Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.)
Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.)
Экспрессивное использование предложений разного типа (сложнопод­чинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, непол­ных и пр.) Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.)
Диалогичность изложения

— Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?

— Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку…

— Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?

— Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.

— С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.)

Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интона­ционную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируе­мые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил.

Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.)

Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал.

Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность.

Швед, русский колет, рубит, режет.

Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война.

Волков бояться – в лес не ходить.

Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения.

Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

Общие сведения

Для того чтобы найти отклик у читателя, создать образную картину мира, авторы прибегают к повтору. Прием повтора очень востребован в арсенале художественных средств писателя.

С помощью повтора звуков, элементов слова, отдельных слов, синтаксических конструкций достигается выразительность, эмоциональность художественного текста.

В лингвистике лексический повтор рассматривается как способ образования новых грамматических значений и используется как способ словообразования (формообразования).

Лексические повторы служат развитию мысли и, соответственно, развитию семантического и лексического пространства художественного текста. Повторы не только скрепляют текст, но и делают его динамичным. Благодаря лексическим повторам, создается общая идея, повтор является некоторым кодом, ключом, с помощью которого происходит переключение с одного предмета на другой, который, по замыслу создателя текста, является второстепенным.

Повтор не только привлекает внимание читателя к важному отрезку в тексте и способствует связности текста, но и служит созданию иного эффекта: чем больше говорится о ком то или о чем то, тем больше внимания переключается на другой объект; повтор оказывается фоном, на котором ярче выступают другие смысловые элементы текста

Изобразительные возможности морфологии

Экспрессивное использование падежа, рода, одушевлённости и пр. Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю… (В. Высоцкий.)Мы отдыхаем в Сочах.

Сколько Плюшкиных развелось!

Прямое и переносное употребление форм времени глагола.

Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!

Экспрессивное использование слов разных частей речи.

Со мной произошла преудивительнейшая история!

Я получил неприятное сообщение.

Я был в гостях у ней. Не минует тебя чаша сия.

Использование междометий, звукоподражательных слов.

Вот ближе! Скачут… и на двор Евгений! «Ах!» — и легче тени Татьяна прыг в другие сени. (А. Пушкин.)

Тропы

Тропы — употребление слова в переносном значении.

Тропы Значение термина Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин)

Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.)

На серебре, на золоте едал.

Ну, скушай еще тарелочку, сынок.

Олицетворение Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса)
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, русский колет, рубит, режет.

Мы все глядим в Напoлеоны.

Эпитет Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком.
Сравнение Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Где используется полисиндетон?

Полисиндетон часто появляется в разговоре как естественный способ говорить, и его также можно использовать в письменной форме, когда желаемый эффект состоит в том, чтобы имитировать повседневную речь. Это особенно верно в речах, драматических монологах или когда персонаж или говорящий очень ребячлив.

Почему триколон используется в поэзии? Они параллельны по своей длине, ритму и/или структуре. Триколон — это риторический прием, означающий, что используется для улучшения воздействия письма, когда оно используется. При использовании трикола может создавать содержательные и умные фразы, которые читатели должны легко запомнить.

Как определить триколон?

Триколон — это риторический термин, состоящий из трех параллельных предложений, фраз или слов, которые следуют друг за другом без перерыва.

В чем разница между триколоном и правилом трех? Правило трех может относиться к набору из трех слов, фраз, предложений, строк, абзацев/строф, глав/разделов письма и даже целых книг. … Триколон — это более конкретное использование правила трех, где три слова или фразы равны по длине и грамматическая форма.

Фигуры речи

Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.

Фигура Значение термина Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Берегите друг друга,Добротой согревайте.Берегите друг друга,Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид…
Антитеза Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы.

Градация (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Завыл, запел, взлетел под небо камень,И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. 
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня!
Плеоназм Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина.
Риторический вопрос, восклицание, обращение Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… 

Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов)

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен.

Эллипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок.)

Звуковые средства выразительности

Средство Значение термина Пример
Аллитерация Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветерВ шёлковом шелесте снежного шума… (С. Есенин)

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой…

Альтернация Чередование звуков. Мена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме в разных случаях ее употребления. Касательная – коснуться, заблистать – блеснуть.
Ассонанс Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков. Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела… (Б. Пастернак)
Звукопись Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток… (П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)
Звукоподражание Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы. Когда гремел мазурки гром… (А. Пушкин.)

Принципы многосоюзия

Многосоюзие употребляется преимущественно в поэтических текстах и представляет собой избыточный повтор союзов (сочинительных, подчинительных), основанный на перечислении однородных членов или частей сложного предложения. Таким образом, многосоюзный ряд формируется на принципах повтора и перечисления, что способствует ритмическому и смысловому выделению текстового фрагмента.

Полисиндетон в поэтических и прозаических текстах служит для выделения и подчеркивания значимых слов, придаёт выразительность, замедление, плавность, торжественность художественной речи. Фигура часто стилизуется под многосоюзные синтаксические конструкции библейских текстов, также широко распространена в народных песнях с преобладающим союзом «а»: «А Дунай река-мать, а не дай нам погибать».

Наиболее часто встречается многосоюзие, построенное на повторе соединительного союза «и» в тексте: «И малые, и великие, и старые, и младые, и богатые, и убогие хвалят добродетель, но не все оной последуют» (М. В. Ломоносов).

Пример многосоюзия с использованием сочинительного союза

Хоть не являла книга эта
Ни сладких вымыслов поэта,
Ни мудрых истин, ни картин… (А. С. Пушкин)

Существуют комбинированные формы многосоюзия, построенные на сочетании разных союзов. Кроме того, стилистический приём полисиндетона оформляется не только союзами, но и другими служебными частями речи (частицами, предлогами), которые в контексте получают союзную функцию.

Пример многосоюзия с использованием предлога

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле… (А. А. Блок)

Пример многосоюзия с использованием сочинительного союза.

25.10.2018 14:37:12

2018-10-25 14:37:12

Что такое пример аллюзии?

Распространенные примеры аллюзий в повседневной речи

  • Его улыбка для меня как криптонит. …
  • Она чувствовала, что у нее есть золотой билет. …
  • Этот парень молодой, задиристый и голодный. …
  • Хотел бы я просто щелкнуть каблуками. …
  • Если я не вернусь домой к полуночи, моя машина может превратиться в тыкву. …
  • Она улыбается, как чеширский кот.

Каков эффект полисиндетона в последнем предложении?

многосоюзие имеет тенденцию замедлять читателя, и это также приводит к тому, что все элементы, перечисленные в предложении, имеют одинаковый вес. (В обычном письме, в котором используется синдетон, последний элемент часто может казаться более важным или значимым из-за того, что в нем ставится союз, а не запятая.)

Можно использовать как союз? Оно должно быть присоединено к независимому предложению, чтобы образовать грамматически правильное предложение. Подчинительный союз определяет связь между предложениями. … Подчинительные союзы.

Родство Общие подчинительные союзы
Причина и следствие потому что, так как, как

• 23 мая 2019 г.

Какие 7 союзов? Семь сочинительных союзов для, и, ни, но, или, еще, и так.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: