Общая характеристика
Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).
В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.
В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).
Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).
Строфа — это…
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.
Стансы
Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».
Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.
Русская строфика
Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.
Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).
Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).
Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.
Акцентные системы стихосложения
речевыетри основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое — способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая(фиксируется число слогов) | Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили!
(В.К.Тредиаковский — Описание грозы) |
2. Тоническая(фиксируется число ударений) | Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов;число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица — моя. Дома — мои.
(В.В.Маяковский — поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая(фиксируется число слогов и количество ударных позиций) | Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках |
Ты хочешь знать, что видел яНа воле? — Пышные поля,Холмы, покрытые венцомДерев, разросшихся кругом,Шумящих свежею толпой,Как братья в пляске круговой.
(М.Ю.Лермонтов — Мцыри) |
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Силлабо-тонические размеры
В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение
пять стоп:
◄ Назад
6 из
9
Вперед ►
Творческое задание: Создаём сонет «в цифре»
Вариант 1. Создайте е-книгу со своим сонетом из текстового документа
- Наберите (напечатайте) текст, оформите его и вставьте рисунки, фотографии в текстовом документе. Например, в Word, Документ Google
- Сохранить в формате PDF
- Если у вас несколько книг, то создайте полку с книгами и и поделитесь ею с читателями
Вариант 2. Создайте е-книгу со своим сонетом в сервисе интернет
- Напечатайте текст своего сонета в любом текстовом документе, подберите или нарисуйте сами иллюстрации, сохраните их в одну папку на своём ПК
- Посмотрите примеры е-книг в разных сервисах, выберите, который больше нравится зарегистрируйтесь и создайте е-книгу. Например, в сервисах Writereader или BookCreator. А сервисы StoryJumper и My Story Book позволят вам создать небольшие книжки, в которых можно не только разместить текст, но и выбрать оформление страницы, создать или нарисовать собственного героя фантастической истории
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Подчиняется трем основным схемам:
- Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
- Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
- Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.
Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.
— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — — Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — / Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — — Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Полезные советы
- Используйте разнообразные и динамичные слова в секстине, что придаст ей большую поэтичность. Несмотря на то, что это может оказаться очень трудновыполнимым, результат окажется намного интересней, и стих будет звучать великолепно. Вы можете использовать несколько общих слов, но не забывайте о необычных. Именно они помогут стиху звучать динамично и волнительно.
- Самым важным является последовательность строк. Если вы ее не придерживаетесь, то это уже не секстина!
- Секстина не принадлежит к рифмующейся поэзии, поскольку сочетать рифму и определенную последовательность, присущую секстине, очень тяжело. Вы можете попробовать рифмовать, но лучше сфокусироваться на образности речи, чтобы секстина получилась лучше.
- Старайтесь комбинировать несочетаемые слова. Например, вы можете использовать такие слова: петь, путешествовать, океан, синий, бесконечный, глубина. Хотя может показаться, что они несоотносимые и их трудно использовать в секстине, разнообразие слов позволяет использовать больше креативности и экспрессивности.
- Используйте цвета в словарном ряде. Наличие хотя бы одного цвета придаст вашему стихотворению пикантности и художественной атмосферы – это позволит читателю создать зрительный образ, что сделает секстину более интересной.
Шаги
Метод 2 из 2: Написание секстины
-
-
- Станса 1: A, B, C, D, E, F
- Станса 2: F, A, E, B, D, C
- Станса 3: C, F, D, A, B, E
- Станса 4: E, C, B, F, A, D
- Станса 5: D, E, A, C, F, B
- Станса 6: B, D, F, E, C, A
- Трехстишье: AB CD EF
- Первая строка заключающей строфы: B, E
- Вторая строка заключающей строфы: D, C
- Третья строка заключающей строфы: F, A
- Это значит, что в первой стансе слово под маркером «А» будет завершать первую строку. Слово промаркированное «В» завершит вторую строку; во второй стансе слово «F» будет стоять в конце первой строки и т.д. Такой порядок должен быть во всем стихотворении. В трехстишии всего три строки. В первой строке где-либо должно быть использовано слово «А» и она должна быть завершена словом «В»; такой же порядок следует применить и для оставшихся двух строк.
- Пример, первые две стансы секстины могут быть вот такими:
Over the world we shall travel (A)
And listen to the whales sing (B)
Far beneath us in the ocean, (C)
Where the water stretches into infinity, (D)
And all we can see is the blue (E)
Of the sea that is deep. (F)
We share our thoughts, those simple and deep (F)
With each other as through the marketplace we travel. (A)
Far above us is the sky of midnight blue. (E)
We hold each other while the mariachis sing, (B)
And know that our love reaches infinity. (D)
It is greater than even the ocean. (C) - Трехстишие может быть таким (повторяющиеся слова выделены курсивом):
We’ve traveled (A) across the world to hear the whales sing (B)
And seen the oceans (C) of every land reach into infinity(D)
The blue (E) evening settles over us, and the rest we must take is deep (F).
-
-
2
Посмотрите на примеры секстин других авторов. Это поможет вам понять, как пишется секстина и как она звучит. -
3
Выберите 6 слов. Хорошо бы включить хотя бы один глагол. Есть несколько способов выбора слов; например, можете выбрать 6 случайных слов. Однако в большинстве случаев лучше создать словарный ряд:- Составьте список из 100 (или более) слов. Включите глаголы, существительные, прилагательные и т.д. Можете использовать общеупотребительные слова, но будет интересно использовать более экзотические и содержательные (такие как названия мест или необычные прилагательные).
- Запишите каждое отдельно на карточки для записей или просто на небольших листах. Скрепите резинкой, чтобы не потерять их и чтобы они были все вкупе.
- Вы можете расширять словарный ряд, время от времени добавляя новые слова. Таким образом, у вас будет большой словарный запас на выбор и ваши стихотворения будут многообразны.
-
4
Промаркируйте слова буквами (A, B, C, D, E или F). Иногда последовательность слов сильно влияет на благозвучность вашего стихотворения. -
5
Напишите первую стансу. От первой стансы вы будете отталкиваться при написании остальных строк. Иногда вам может казаться, что строки звучат очень беспорядочно и странно, но в любом случае продолжайте писать. Позже вы можете переписать некоторые места. -
6
Продолжайте писать стихотворение, соблюдая нужную последовательность строк. -
7
Будьте креативны в завершении строк. Например, конец строки не всегда должен совпадать с окончанием предложения, предложение может плавно перетекать в следующую строку. -
8
Подправьте ваш стих так, как вам это кажется уместным – иногда он может звучать не совсем правильно или бессмысленно. -
9
Практикуйтесь еще в написании секстин. Чтобы научиться легко их писать, нужна упорная практика.
Пастиш в литературе – это…
Пастиш — передразнивание литературного образца. Автор сознательно деформирует основные черты оригинала. Это ироничная, пародийная игра.
Пример пастиша: В романе Голдинга «Повелитель мух» передразнивается классическая робинзонада. Автор саркастически высмеивает философскую платформу эпохи Просвещения, показывая реальное поведение людей на необитаемом острове. Если Робинзон Крузо сумел сохранить твердость духа и веру в бога, организовать быт и достойно продержаться в изоляции довольно долгое время, то герои Голдинга перессорились, поубивали товарищей и превратились в дикарей.
Симулякр
Симулякр (в литературе) — это понятие, появившееся в античной мысли для характеристики таких образов, которые выражают душевное состояние, фантазмы, химеры, фантомы, призраки, галлюцинации, репрезентации снов, страхов, бреда. Это одно из ключевых понятий постмодернистской эстетики и поэтики — образ образа (знак второго, третьего и последующего уровней по отношению к художественному образу). Если художественный образ обозначает предмет или явление, то симулякр симулирует реальность, подменяет ее аналогами, несуществующими в действительности. Например, в рассказах сборника «Желтая стрела» В. Пелевина выходит на первый план проблема симуляции бытия — симулякров массового сознания
Автор обращает внимание читателя на сигнал тревоги по поводу перспективы развития современного человека. Он задается вопросом, как выйти за пределы симулякров бытия, как снова воссоединиться с миром
Пример симулякра: Ложный образ можно найти в романе Фаулза «Любовница французского лейтенанта». Главный герой ищет окаменелости и никак не может понять, что на самом деле окаменели Эрнестина, и ее тетушка, да и сам он давно напоминает один из своих экспонатов в пассивном плавании по течению мысли своей догматической эпохи. Показательным в этом плане является реплика доктора Дрогана о том, что о людях мы знаем меньше, чем об окаменелостях. Автосимулякр Сары Вудраф — ложное представление о себе, которое она культивирует и поддерживает. Оно побуждает окружающих выражать негативное отношение к ней. Это провокация в адрес Чарльза Смитсона, ему предлагается познать истину в форме сомнительной истины. Тем самым он получает возможность преобразиться и обрести подлинную личность.
Жанрообразующее значение симулякр обретает в романе-антиутопии (что это?). В этом примере создание симулякров — социальная психотехника, которая направлена на порабощение граждан в тоталитарном государстве. В романах Замятина «Мы», Оруэлла «1984», Хаксли «О дивный новый мир» неполноценная и стандартизированная жизнь героев на уровне пропаганды становится эталонной и идеальной формой бытия.
Практические рекомендации по реализации своего литературного замысла
Надеемся, что Вы научились отличать сонет от других способов сделать свою возлюбленную бессмертной.
И, создавая Ваш сонет, помните, что …
1. Волосы у Вашей (-его) возлюбленной (-ого) могут:
- струиться золотым потоком;
- окутывать стан шелковым плащом;
- спадать на плечи нежными локонами…
2. Глаза у Вашей (-его) возлюбленной (-ого) могут:
- лучиться неземным светом;
- сверкать, как два бриллианта (изумруда, алмаза и т.д.);
- пронзать Вас, как молния…
3. Походка Вашей (-его) возлюбленной (-его) может быть:
- легкой, как ветер мая;
- грациозной, как у лани;
- мягкой, как кошачья поступь…
Для того, чтобы не прерывать преемственности, существующей в истории литературы
Вы смело можете при написании собственного сонета опираться на творчество предшественников
Образец для подражания
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
- В простом углу моем, средь медленных трудов,
- Одной картины я желал быть вечно зритель,
- Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
- Пречистая и наш божественный спаситель -|}
- Она с величием, он с разумом в очах
- Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
- Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
- Исполнились мои желания.
- Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
- Чистейшей прелести чистейший образец».
(«Сонет», А.Пушкин)
Сонет, практические рекомендации |
Пишите собственные сонеты и пусть вас вдохновляет мысль, что имя вашей возлюбленной будет увековечено!
Творческих вам успехов!
Интертекстуальность – это… (в постмодернизме)
Интертекстуальность – основной прием постмодернистов, который заключается в глобальном цитировании.
Пример интертекстуальности: Бегбедер в своем романе «99 франков» называет главного героя Октав, ссылаясь на роман Де Мюссе «Исповедь сына века». Свое творение постмодернистский автор называет «Исповедь сына тысячелетия», так как роман выходит в свет в 2000 году. Бегбедер активно использует прямые цитаты, например, пропагандистские лозунги нацистской Германии на оригинальном языке. «99 франков» — антиутопия на уровне интертекста. Эпиграф из Хаксли и последняя фраза «добро пожаловать в прекрасный новый мир» — аллюзии на знаменитый роман об обществе будущего. Кроме того, в антиутопии «99 франков» постоянно встречается имя Д. Оруэлла, и многочисленные ассоциации с «1984». Например, «Всевидящее око» из тоталитарного мира Оруэлла прижилось в художественном пространстве Бегбедера: институт медиаметрии ввел новую систему слежения за потребительскими характеристиками покупателей. «Большой брат» не сходит с уст коллег Октава. Таким образом, читателя не покидает эффект присутствия чужого текста в произведении Бегбедера.
Бурлеск – это…
Бурлеск — литературный прием, который представляет собой повествование о низком в высоком литературном стиле.
Пример бурлеска в постмодернистской литературе: в романе «Жизнь. Способ потребления» Перек возвышенно отзывается о бытовых мелочах, окружающих героев. Акцент смещается на вещи, люди при этом выглядят лишь атрибутами вещественного мира, которые как-то объясняют закономерности и изменения, происходящие в нем. Предметы обретают самостоятельную значимость вне зависимости от их владельца. В романе скрупулёзно, в духе натурализма изображаются малейшие детали подобно литературным героям прошлых эпох.
Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
-
Должностная инструкция начальника хозяйственного отдела в школе
-
Криминологическое планирование это кратко
-
Сельское хозяйство смоленской области кратко
-
Правила речевой аргументации позиции психология кратко
- Театрализованная игра это определение в доу
Интернациональные строфы
До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.
В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.
Особенности песенных жанров
В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.
При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.
Онегинская строфа
Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).
Вступление
Бирюзовое море, яркое солнце, цветущий берег — родина сонета. Италия — страна прекрасных женщин, гениальных поэтов, сладкозвучных песен.
Что же в современной поэзии до боли напоминает нам о средневековой Италии? Что же является «мостиком» между таинственным 13-ым веком и компьютеризированным XXI-ым? Вы, наверное, угадали. Изящный сонет — и есть тот самый «мостик» между романтической песней венецианских лодочников и современным шпягером.
- Поэму в сотни строк
- Затмит, сонет прекрасный…
(Никола Буало)
Cонет ассоциируется у всех, кто любит и чувствует поэзию, с гармонией эпохи Ренессанса, с солнечными картинами Леонардо да Винчи; с динамичными скульптурами Микеланджело, с нежными женщинами Ботичелли; с поэзией Петрарки и Данте, воспевших своих божественно прекрасных возлюбленных и рассказавших о любви, которая неподвластна ни времени, ни смерти — со всей этой удивительной порой в истории культуры, которая показала человека гармоничного, прекрасного, сильного и воспела молодость и любовь.
Сонет относится к тем немногочисленным поэтическим жанрам, в которых есть строго определенное количество строк. В средневековых Франции и Италии родились «триолет» и «секстина», в иранской поэзии — «газель», в японской — «хокку» и «танка». Но ни одна из этих форм не имеет такой популярности, как сонет. Он так популярен, наверное, потому, что вместе с рассказом о лирических переживаниях автора, он еще отражает движение жизни.
Вы тоже сможете попробовать себя в этом жанре
- Суровый Дант не презирал сонета;
- В нем жар любви Петрарка изливал;
- Игру его любил творец Макбета;
- Им скорбну мысль Камоэнс облекал;
- И в наши дни пленяет он поэта…
(А.С.Пушкин)
Китч в литературе — это…
Китч – «дешевый» — стилистический компонент массовой культуры, имитация искусства в промышленный масштабах. К примеру, садовый гном и очередной роман Дарьи Донцовой. Китч – это подражание внешней стороне искусства, которое характеризуют мнимая значительность, дешевый пафос и культ тривиальных житейских истин типа «пол – внизу, потолок — вверху» Ионеско. Авторы заменяют сложное многогранное содержание простейшими эмоциями и рефлексами – эротика, страх, ужас.
Пример литературного китча: романы Стивена Кинга. Автор ориентируется на кинематографию и пишет готовые сценарии к триллерам. Эффекты и сюжетные ходы повторяются из романа в роман. Они рассчитаны на примитивные рефлекторные реакции в потребителе: его слегка пугает происходящее, он строит догадки, а «неожиданные» ходы либо подтверждают, либо опровергают их. Описания похожи на режиссерские ремарки к сценарию: они кинематографичны и полностью воспроизводимы на экране.
Что такое строфа?
Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.
Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.