.3. Основные стихотворные размеры
Двусложные размеры, в них между сильными слогами находится один слабый.
Хорей
∪ — ∪ — ∪…
знаком «-» обозначается сильный слог, знаком ∪ слабый.
Пример: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет.
Ямб
∪ — ∪ — ∪ -…
Пример: Пора́,
пора́,
рога́
трубя́т
Трёхсложные размеры, в них между сильными слогами располагается по два
слабых.
Дактиль
∪ — ∪ — ∪…
Пример: Вы́рыта за́ступом я́ма глубо́кая,
Амфибрахий
∪ — ∪ — ∪…
Пример: Идёт вдохнове́нный куде́сник
Анапест
∪ — ∪ — ∪ -…
Пример: За вели́кое де́ло любви́.
Все вышеперечисленный названия размеров заимствованы из античного
метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и
краткие слоги. Внутренняя структура двусложных и трехсложных размеров,
одинакова, отличаются они анакрусой — ритмическим зачином, который измеряется
количеством слабых слогов до первого сильного. Например, в хорее и дактиле
анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная.
Относительно нашей литературы, русские теоретики 18-19 вв. делили
силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей — ∪| — ∪| — ∪|… Однако теория стоп натолкнулась
на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все
сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе
«Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: ∪ -‘| ∪ -| ∪ -| ∪ -‘|. Объясняется это тем, что в
русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а
стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый
слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались
понятием вспомогательных стоп: пиррихия ∪ ∪ и спондея — -, способных замещать
основные.
Пример: Зде́сь в ми́ре расширя́ть нау́ки
— | ∪ ∪ | ∪ — | ∪ — | ∪
первая стопа — спондей, вторая — пиррихий, остальные — ямбы.
К вопросу о применении статистики для определения метра (на примере тонганских текстов)
В статье ставится вопрос о границах применимости статистики для определения типа системы стихосложения в традициях, для которых это к настоящему моменту не сделано. На примере тонганских плачей показывается, что даже в случае, если исследователь имеет дело с достаточно однородным жанром, различия между индивидуальными текстами бывают крайне значительными: существуют как тексты практически строго силлабические, так и значительно более «расшатанные», что не позволяет делать окончательных выводов об устройстве тонганского стихосложения. Автор показывает также, что критерии, основанные на подсчете количества строк, строго укладывающихся в определенный метр, могут в силу большей разработанности терминологии для силлабо-тоники относить нестрого тонические или нестрого силлабические традиции в эту категорию.
Силлабическое стихосложение в разных языках
Устойчивее всего силлабическое стихосложение держится в языках с нефонологическим ударением (где фиксированное ударение в начале или конце слова служит лишь дополнительной приметой словораздела), но в целом распространено гораздо шире. Силлабическим является древнейшее стихосложение восточных групп индоевропейских языков:
- ведийское;
- авестийское;
- народное прибалтийское
- славянское (здесь оно сохранилось в сербохорватском 10-сложнике, в чешском и болгарском 8-сложнике, тогда как на русской почве оно перешло в тоническое народное стихосложение; см. Народный стих).
Метры стихосложения
В романских языках силлабическое стихосложение развилось из метрического античного стихосложения, когда в латинском языке утратилась разница между долгими и краткими слогами: из ямбического триметра вышли французский 10-сложник и итальянский 11-сложник, из трохаического полу тетраметра — испанский 8-сложник, из ямбического диметра амброзианских гимнов — французский 8-сложник и, может быть, 12-сложник (александрийский стих).
В германских языках силлабическое стихосложение держалось редко и недолго (например, в стихе майстерзингеров), переходя в силлабо-тоническое. В западнославянских языках силлабическое стихосложение закрепилось прежде всего в виде 8-сложника (сочетание романской и народной традиций), затем из латинского триметра в польской поэзии развился 11-сложник, а из латинского «вагантского стиха» (7+6 слогов, дериват тетраметра) — 13-сложник.
Интересный факт: как показывает общий анализ, самыми вдохновляемыми деревьями в России являются береза (84 стихотворений), сосна (51 стихотворений) и дуб (48 стихотворений). Про остальные писали чуть меньше: ива – 42 стихотворения, ель и рябина – по 40 стихотворений, тополь – 36 стихотворений, липа с кленом – по 30 стихотворений.
Терминология
Стопа
Стопа́ (букв. перевод др.-греч. πους или лат. pes — нога, стопа, ступня; ступень; степень) — это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке. Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест). Стопа является минимальной структурной единицей стиха. Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стихотворный размер
Стихотворный размер — правило чередования слабых и сильных слогов в стихе. По традиции, пришедшей из античной поэтики, размер принято определять как последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных. Например, приведенное выше стихотворение Ломоносова написано четырехстопным ямбом, то есть имеет следующую метрическую структуру:
__ _́_ · __ _́_ · __ __ · __ _́_
где __ — безударный слог, а _́_ — ударный слог.
Метр и ритм в стихе
Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы. Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием, замена же безударного слога ударным называется спондеем.
Например, в следующем стихотворении, написанном шестистопным ямбом, в третьей стопе ударение пропущено, а в четвертой — наоборот, добавлено.
Скучна́ мне о́ттепель; во́нь, гря́зь — весно́й я бо́лен. | __ _́_ · __ _́_ · __ __ · _́_ _́_ · __ _́_ · __ _́_ __ |
А.С. Пушкин |
Получающаяся последовательность ударных и безударных слогов называется ритмикой стиха, а схема, по правилам которой эта последовательность строится — метрикой стиха
3.3. Пиррихий
Пиррихий в античном метрическом стихосложении — вспомогательная стопа из
двух кратких слогов (∪∪). 2) В русском тоническом
стихосложении, по стопной теории Тредиаковского — Ломоносова, П. — стопа из
двух безударных слогов, способная заменить стопу ямба или хорея. В современном
стиховедении пользуются традиционным термином «пиррихия» для обозначения отсутствия
ударения на сильном слоге в ямбе или хорее. Стихи с пиррихием встречаются чаще,
чем полноударные, т. к средняя длина русского слова — приблизительно три слога,
а в двухсложных размерах стиха метрического ударения следуют через слог.
Располагаясь в различных местах стиха, пиррихий придаёт ямбу и хорею
значительную ритмичность и разнообразие. Так, в 4-стопном ямбе встречается 6
ритмичных вариаций:
По̆ра̄́,
по̆ра̄́,
ро̆га̄́
трӯбя̄́т
Й не пўска̄́я̆ тьмў но̆чнӯ́ю̆
По̆чӯ́я̆ ро̆ко̆во̄́й о̆го̄́нь
Бо̆га̄́т й сла̄́вӗн Ко̆чўбе̄́й
Ӑдмйрӑлте̄́йскӑя̆ йгла̄́
Й кла̄́ня̆лся̆ нӗпрйнўжде̄́нно̆
Системы стихосложения
Акцентные (речевые) системы стихосложения делятся на три основные группы: силлабические, силлабо-тонические и тонические. В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк, безотносительно к их количественным соотношениям, и выразительность которых зависит от интонационно-синтаксического (а не музыкального) строения стиха. Тоническое стихосложение Простейшей формой акцентной системы является тонический стих, в котором соизмеримость строк основана на более или менее постоянном сохранении в каждой строке определенного числа ударений при переменном числе безударных слогов (как в строке в целом, так и между ударными слогами). Одинаковое число ударений в каждой строке на практике может не соблюдаться, но ритмического шаблона это не меняет. Простейшим образом тонический стих может быть обозначен схемой: «×′ ×′ ×′», где «′» — ударный слог, а «×» — переменное число безударных слогов. В зависимости от числа ударений в строке и определяется ее ритм: трехударный, четырехударный и т.д..Силлабическое стихосложение Силлабический стих представляет собой тонический стих, в котором число слогов в строке и место некоторых ударений (на конце и в середине строки) фиксировано. Остальные ударения (в начале каждого полустишия) не фиксированы и могут приходиться на различные слоги. Схема силлабического стиха отличается от схемы тонического стиха тем, что в нем построение типа «×′ ×′» в начале полустишия или стиха будет завершаться ударением уже на фиксированном слоге, например, в александрийском стихе — на 6-м и 12-м слогах. Силлабо-тоническое стихосложение Если в тоническом стихосложении имеет место полная свобода в числе и расположении безударных слогов; в силлабическом — фиксированное число слогов при относительной свободе их расположения, то в силлабо-тоническом стихе имеют место как фиксированное число слогов, так и их место в строке. Это придает стихотворным единицам наиболее отчетливую соизмеримость. Ударения в силлабо-тоническом стихе располагаются или через один безударный слог (двусложные размеры), или через два (трехсложные размеры). Перенося на силлабо-тонический стих терминологию античного стихосложения, двусложные размеры, в которых ударения падают на нечетные слоги, называют хореическими, а двусложные размеры, в которых ударения приходятся на четные слоги, — ямбическими. Соответственно трехсложные размеры с ударениями на 1/4/7-м и т.д. слоге называются дактилическими, с ударениями на 2/5/8-м и т.д. слоге — амфибрахическими и с ударениями на 3/6/9-м и т.д. слоге — анапестическими. В зависимости от числа ударений в строке размеры обозначаются как двух-, трех-, четырех- и т.д. стопные ямбы, дактили, амфибрахии, анапесты и т.п. Эта терминология (учитывая ее условность) прочно укоренилась в употреблении и в достаточной мере удобна. На практике в силлабо-тонических размерах ударные слоги не всегда выдерживаются в фиксированном «силлабо-тоническом» порядке. Как обратное явление, и в тоническом и в силлабическом стихах расположение ударений может принимать урегулированный ямбический, хореический и т.п. характер. Так, во французском и польском стихах можно найти примеры хорея; близок к силлабо-тонике итальянский десятисложный стих. Таким образом, между группами акцентного стиха строгой грани не существует; существует ряд промежуточных построений, а собственно различение между группам и происходит в большей степени статистически, по частотности метрических явлений. (По материалам Энциклопедии)
3.2. Хорей
Хорей (греч. χορει̃ος, — плясовой), трохей (греч. τροχαι̃ος, — бегущий).
В метрическом стихосложении — стопа длиной в три моры, состоящая из
долгого и краткого слогов ( -∪ ). Долгий слог мог заменяться двумя краткими
(трибрахичная замена, ∪∪∪ ), краткий — убыстренным долгим
(спондеичная замена, — — , реже — дактиличная замена, -∪∪ , и анапестичная замена, ∪∪- ); у ранних римских поэтов эти
замены свободнее, у греческих и поздних римских — ограничены некоторыми
условиями. Чаще всего хорей употреблялся в виде «трохаического тетраметра»
(стих из 4 диподий, т. е. 8 стоп, с цезурой после 4-й стопы), например в
речитативных частях трагедий и комедий; это — размер древнеримских народных
песен, сохранивший популярность до поздней античности и перешедший (в
силлабо-тонические видоизменении) в ср.век. лат. поэзию. Здесь ок. 11 в. он
преобразовался в т. н. «вагантский стих» (6-стопный Х. с цезурным наращением),
который, в свою очередь, послужил образцом для польского (с 16 в.), а через
него — и для русского (с 17 в.) силлабически тринадцатисложника. Пример
трохаического тетраметра (в силлабо-тонической имитации):
Вновь весна, весна певуча: самый мир весной рожден!
А. Артюшков, пер. с лат.
Пример «вагантского стиха»:
Рим и всех и каждого грабит безобразно.
О. Румер, пер. с лат.
В силлабо-тоническом стихосложении — стопа длиной в два слога с сильным
местом на первом. В русском хорее слабые места заполняются (по терминологии Н.
Трубецкого) обязательно-безударными слогами (условный знак∪ ), сильные —
необязательно-безударными слогами (условный знак ×), последнее сильное место —
обязательно-ударным слогом (условный знак -).
Схема 3-стопного Х.: ×∪× ∪- (∪):
Весело сияет
Месяц над селом
И. С. Никитин.
-стопного Х.: ×∪×∪×∪ — (∪):
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине
А. С. Пушкин.
-стопного Х.: ×∪×∪×∪×∪ — (∪):
Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит.
М. Ю. Лермонтов.
-стопного Х. с цезурой: ×∪× ∪- ∪/×∪×∪ — (∪):
Долго не сдавалась Любушка-соседка,
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка…»
Н. А. Некрасов.
-стопного без цезуры ×∪ — ∪×∪ — ∪×∪ — (∪):
Скучно, девушки, весною жить одной:
Не с кем сладко побеседовать младой.
А. А. Дельвиг.
Ударность и безударность в этих стихах имеется в виду фонологическая,
смыслоразличительная , поэтому односложные слова, ударение в которых не
фонологично, могут занимать и слабое место, образуя сверхсхемные ударения,
ощущаемые как законная вариация метра («Днем свет божий затмевает…»), тогда
как более длинные слова не могут занимать ударным слогом слабых мест, в
противном случае образуя «сдвиг ударения», ощущаемый как нарушение метра («У
колодца вода льется…»).
Сильные места в хорее тяготеют к ударности в различной степени,
подчиняясь двум законам, общим для хоерея и ямба: «закон регрессивной акцентной
диссимиляции» — последняя стопа в стихе обязательно ударна, предпоследняя
наименее ударна, 3-я с конца опять предпочтительно ударна и т. д. через одну,
от конца к началу стиха; такая ритмичная волна может проходить одна через весь
стих (напр., в 6-стопном хорее без цезуры) или может возникать в каждом
полустишии по отдельности (напр., в 6-стопном хорее с цезурой); «закон
восходящего начала» — первая сильноударная стопа в стихе — та, в к-рой сильное
место находится между двух безударных слогов (в хорее это 2-я стопа). В тех
позициях, где действие этих двух законов совпадает, ударность стоп приближается
к обязательной (2-я стопа в 4-стопном, 3-я в 5-стопном хорее, 2-я и 4-я в
6-стопном бесцезурном хорее.); остальные стопы обнаруживают больше колебаний.
.4. Спондей
Спондей
в античном стихосложении стопа долготой в 4 моры
<#»726191.files/image003.gif»>) и
анапеста ( -), а в
убыстренном произношении — и как замена 3-мерных стоп хорея (- ) или ямба ( -).
Заключение
Я думаю, все те знания, которые я получила при подготовке данной работы,
пригодятся мне при дальнейшей работе в школе.
Я считаю, что основные вопросы темы раскрыты и в достаточном объёме.
Списоклитературы
1. Большая
советская энциклопедия (электронная версия)
. Википедия
(электронная энциклопедия)
. Томашевский
Б. В., О стихе, Л., 1929;
. Холшевников
В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962
Реформа Тредиаковского-Ломоносова
Поиски новой системы стихосложения были обусловлены небывалым до того ростом русской культуры и желанием найти более ритмичный размер для торжественного длинного стиха.
В 1735 г. Тредиаковский выпустил книгу “Новый краткий способ к сложению российских стихов”, где изложил теоретические основы стиха и способы его усовершенствования. Он первый ввел понятие “стопы” как ритмической единицы, состоящей из одного ударного и безударного слогов, чередующихся в строго определенном порядке.
Тредиаковский был уверен, что для коротких стихов возможно оставить прежнюю существовавшую силлабическую систему, где расположение ударных слогов существенной роли не играют, а важны постоянные ударения в конце стиха или перед паузой (цезурой). В длинных стихах Тредиаковский предложил сохранить тринадцать слогов, обязательность женских рифм, паузу (цезуру) на седьмом слоге и провозгласить для таких героических стихов хорей.
Свой тринадцатисложник Тредиаковский назвал гекзаметром (со временем изменил точку зрения и стал первым из российских поэтов, кто обратился к предложенной Ломоносовым дактило-хореической форме).
Схема для героического стиха (гекзаметра) Тредиаковского выглядит так:
Ломоносов, который работал параллельно с Тредиаковским, прислал в Россию из Германии “Оду … на победу над турками и татарами и на взятие Хотина” , где ритмическая основа стиха – урегулированное чередование ударных и безударных слогов. К оде он приложил “Письмо о правилах российского стихотворства”, которое разрушало силлабическую систему стиха, сохраненную Тредиаковским в коротких стихах, до конца. Ломоносом ввел в практику тонический стих на замену силлабическому (некоторые формы этого стиха были заимствованы им из немецкой поэзии).
Русский гекзаметр, созданный Тредиаковским, Ломоносов также подверг изменениям (т.е хореическую схему стиха заменила дактило-хореическая форма), его схема выглядела так:
в 1752 г. Тредиаковский выпустил второе издание своего трактата, где принял многие положения, развитые Ломоносовым в “Письме”. Таким образом, с 1750 х годов в России закрепилась силлабо-тоническая система стихосложения.