Итак, что такое жанр?
Понятие это имеет отношение не только к литературе, но и к живописи, и к музыке. Но мы с вами остановимся, конечно, на литературе.
Слово «жанр» происходит от латинского genus – вид или род. Такое максимально широкое понятие, как мешок — каждый в него вкладывает собственное содержание. Литературный жанр — это совокупность произведений, которые объединены общими признаками в группу и отличаются от других групп.
Признаки и особенности, по которым произведения объединяются в жанры, могут быть самые разные: объём, содержание, форма повествования, тематика и т. д.
История литературных жанров сложна и запутана. Первые классификации появились ещё в период Античности, и с каждой эпохой количество жанров увеличивалось. Правда в течение длительного времени, вплоть до XVIII века писатели и поэты старались придерживаться довольно жёстких правил, предписывающих создавать произведения в рамках канонов. Требовалось, чтобы романы, притчи, новеллы и т. д. соответствовали требованиям, а в героических произведениях, например, не допускался юмор. Существовали специальные пособия для литераторов (поэтики), где такие правила и требования были прописаны. Так что не возмущайтесь и не жалуйтесь на ограничение ваших писательских прав литературными нормами, а наслаждайтесь современной свободой творчества.
Ситуация изменилась в XVIII веке, когда начались активные эксперименты с жанрами, появились новые направления и виды литературы. Особенно это заметно в культуре XIX века. Дело даже не в обилии новых видов произведений, а в стремлении авторов выйти за рамки жанра. Наглядный пример: роман в стихах «Евгений Онегин» и поэма в прозе «Мёртвые души».
Особенно много новых жанров и тематических направлений появилось в литературе XX века. Вот об этом мы и поговорим.
Виды и группировки
Кроме группировки по содержанию и форме, мы можем воспользоваться предложением филологов и подразделить все созданное писателями, поэтами и драматургами по родам. Как определить жанр произведения – к какому роду оно может относиться?
Можно сформировать такой список разновидностей:
- эпические,
- лирические,
- драматические.
Первые отличаются спокойным повествованием, описательностью. Эпическим может быть роман, очерк, стихотворение. Вторые – это все, что связано с личными переживаниями героев, а также с торжественными событиями. Сюда относят оду, элегию, эпиграмму.
Драматические – это комедия, трагедия, драма. По большей части «право» на них выражает театр.
Резюмируя сказанное, можно применить такую классификацию: в литературе существует три крупных направления, охватывающих все, что когда-либо было создано прозаиками, драматургами и поэтами. Делятся произведения по:
- форме,
- содержанию,
- родам написанного.
В рамках одного направления может быть много совершенно разноплановых сочинений. Так, если брать деление по форме, то сюда мы отнесем рассказы, романы, эссе, оды, очерки, повести.
Определяем принадлежность к какому-либо направлению по «внешнему строению» произведения: его размеру, количеству сюжетных линий, отношению автора к происходящему.
По содержанию: сюда войдут трагедии и комедии, отдельно выделяют жанр драмы и «порождение» современной литературы – ужасы.
Деление по родам – это лирические, драматические и эпические произведения. Лирическим может быть роман, рассказ, очерк. К роду эпических относят поэмы, сказки, былины. Драматические – это пьесы: комедии, трагикомедии, трагедии.
Стансы Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из самых выдающихся творцов в русской поэзии. Что такое стансы, Лермонтов узнал после ознакомления с английской поэзией, в частности, с творчеством Байрона.
Стансы выступают у Лермонтова как небольшие стихотворения, в которых не определены жанровые признаки. В 1830-1831 годы Лермонтов написал шесть стихотворений, которые по форме можно определить как стансы. Их главной темой является романтическая любовь, в стихотворениях молодой человек обращается к своей возлюбленной. Лермонтов, стансы которого возникли под влиянием произведения Джона Байрона «Стансы к Августе», оказал влияние на литературную традицию написания подобных произведений после него.
Стихотворения Лермонтова наполнены печалью главного героя, который видит суету и несчастья своей земной жизни, мечтает о жизни иной. Поэт пишет про свое одиночество в этом мире, сравнивает себя с утесом, который выдерживает натиск ветра и бури, но не может защитить от них растущие на скале цветы. Михаил Лермонтов, стансы которого в полной мере выражают мировоззрение поэта, стал образцом для многих других творцов русской литературы.
Стансы Есенина
Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.
Находясь в Баку, в Азербайджане, поэт начал писать «Стансы». Есенин сам упоминает об этом в стихотворении: он предпочел уехать из Москвы из-за недоразумений с милицией. Но, признавая свои недостатки («пускай бываю иногда я пьяным»), Есенин пишет и о том, что его миссия – воспевать не девушек, звезды и луну, а имя Ленина и Маркса. Он отрицает влияние небесных сил на человеческое общество. Люди должны сами все построить на земле, считает поэт, и для этого нужно приложить всю индустриальную мощь.
Есенин не случайно дал своему произведению название «Стансы», стихотворение это явно перекликается с пушкинскими «Стансами». Есенин был поклонником творчества Пушкина, возлагал цветы к его памятнику. Но Есенин считал, что стансы — это не форма любовной лирики, а способ выразить свою гражданскую позицию.
«Стансы» Есенина не вызвали одобрения партийных деятелей, которые хотели видеть в Есенине полностью партийного поэта, посвященного идеалам революции. Но это стихотворение знаменует собой поворот поэта от «Москвы кабацкой» к новой советской действительности. Так считали многие критики. К этому произведению восторженно отнеслись работники журнала «Красная новь», которые посчитали, что Есенин, наконец, становится по-настоящему своим, советским поэтом. Правильное направление творчества поэта считали последствием благотворного влияния климата города Баку, где он тогда проживал, и дружбы с Петром Ивановичем Чагиным.
Стансы Бродского
Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал лауреатом Нобелевской премии в относительно молодом возрасте — в 47 лет.
Уроженец Петербурга, он жил сначала в России, потом в Соединенных Штатах Америки. Во всех его стихотворениях мелькает Петербург, особенно часто этот город упоминается в знаменитом произведении «Стансы городу».
Многочисленные исследования книги «Новые стансы к Августе» показывают, что в этом произведении часто употребляются такие лексические единицы, как имена Мари и Телемак, а также слова «мадам», «дорогая», «дружок». Главный адресат «Новых стансов к Августе» — это возлюбленная, которая ждет своего друга. К ней обращены все нежные призывы поэта. По стихотворениям Бродского можно судить, что такое стансы в литературе. Центральным персонажем у Бродского является лирический герой, также важен для его поэзии мотив изгнанничества.
Сборник «Новые стансы к Августе» был посвящен Марии Басмановой. В нем фигурируют не только образы лирических героев, но и предметы. Они имеют символическое значение. Лирический герой дарит своей девушке кольцо с бирюзой. Бирюза – это камень, сделанный из костей людей. Герой просит возлюбленную носить этот камень на безымянном пальце.
В стихотворении «Ломтик медового месяца» автор исследует морскую лексику
Его возлюбленную зовут Марина, поэтому особое внимание он уделяет морской теме
Стихотворение «Ночной полет» посвящено путешествию в брюхе самолета, и поэт признается, что всегда хотел поехать в среднюю Азию. Путешествие в самолете для него имеет двоякий смысл – это и полет в другую жизнь, и путешествие к воскресению. Поэт стремится к другой реальности, где не будет несчастий и мучений.
Стансы Есенина
Сергей Александрович Есенин стал представителем новой русской литературы, которая взяла сторону Советской власти. Он полностью поддержал Октябрьскую революцию, и все его произведения направлены на поддержку появившегося тогда советского строя, на поддержку действий коммунистической партии. Но вместе с тем в них есть и свои особенности.
Находясь в Баку, в Азербайджане, поэт начал писать «Стансы». Есенин сам упоминает об этом в стихотворении: он предпочел уехать из Москвы из-за недоразумений с милицией. Но, признавая свои недостатки («пускай бываю иногда я пьяным»), Есенин пишет и о том, что его миссия – воспевать не девушек, звезды и луну, а имя Ленина и Маркса. Он отрицает влияние небесных сил на человеческое общество. Люди должны сами все построить на земле, считает поэт, и для этого нужно приложить всю индустриальную мощь.
Есенин не случайно дал своему произведению название «Стансы», стихотворение это явно перекликается с пушкинскими «Стансами». Есенин был поклонником творчества Пушкина, возлагал цветы к его памятнику. Но Есенин считал, что стансы — это не форма любовной лирики, а способ выразить свою гражданскую позицию.
«Стансы» Есенина не вызвали одобрения партийных деятелей, которые хотели видеть в Есенине полностью партийного поэта, посвященного идеалам революции. Но это стихотворение знаменует собой поворот поэта от «Москвы кабацкой» к новой советской действительности. Так считали многие критики. К этому произведению восторженно отнеслись работники журнала «Красная новь», которые посчитали, что Есенин, наконец, становится по-настоящему своим, советским поэтом. Правильное направление творчества поэта считали последствием благотворного влияния климата города Баку, где он тогда проживал, и дружбы с Петром Ивановичем Чагиным.
Анализ стихотворения «Стансы» Михаила Лермонтова
Стихотворение «Стансы» Михаила Лермонтова
Юношеское романтическое произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Стансы» адресовано жестокой красавице Екатерине Александровне Сушковой.
Стихотворение написано в 1830 году. Его автору в это время 16 лет и он безнадежно влюблен в Е. Сушкову, которая старше его на 2 года и чувствует себя настоящей барышней. Тем более, что за ней увивается толпа поклонников. Стансы – лирика в нескольких частях в духе средневековой поэзии. По жанру – любовная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Рифмы и открытые, и закрытые. Лирический герой, разумеется, сам страдающий автор. Горестная интонация чуждается восклицаний, есть только два вопроса и несколько многоточий. «Ничто не сблизит больше нас»: здесь видна твердость в принятом решении забыть кокетку. Однако герой в первой же строке просит: взгляни, как мой спокоен взор. Казалось бы, зачем это ему, и, тем более, ей? Напыщенная метафора в устах юнца «звезда судьбы моей» была бы смешна, но в устах М. Лермонтова звучит вполне правдоподобно. «Слеза рвалась блеснуть»: самолюбие юноши страдало от насмешек его повелительницы.
Вторая строфа начинается снова с темы немилосердного смеха Е. Сушковой. «Я не могу любить другой»: такое признание едва ли не перечеркивает весь байронический строй стихотворения. «Чем успокоишь?»: поэт жестко взыскивает с девушки за свои мученья. Он как бы дает ей шанс, но желчно утверждает, что ее вина перед ним слишком велика. Он будто предчувствует, что несколько лет спустя отомстит ей за все. Впрочем, попутно разрушит свою личную судьбу. Встретившись с мучительницей уже в качестве поэта и военного, он коварно вскружит ей голову, а потом ославит. М. Лермонтов не побоится даже расстроить дружбу с А. Лопухиным, желавшим сделать Е. Сушковой предложение. Вся эта история разнесется по свету и дойдет до его единственной настоящей любви – В. Лопухиной. «Мои надежды в сем краю, а может, и в небесах?»: мощь очарования девушки способна повлиять даже на посмертную участь своего поклонника. Впрочем, риторический вопрос намекает, что он не вполне еще в этом уверен. Сравнение: как этот час. Инверсия: смеялась ты, заменишь ты. Анафора: ничто не (двойное отрицание). Метафоры: в сердце шепчет глас, сердечная пустота. Олицетворение: подосланный судьбой. Эпитеты: чудный, светлых.
«Стансы» М. Лермонтова – часть обширного цикла, посвященного отношениям без взаимности. Избрав для стихотворения форму лирики средневековых трубадуров, поэт наполняет его содержание переживаниями первого сильного чувства.
Стансы Бродского
Иосиф Александрович Бродский был выдающимся русским поэтом, который в равной степени владел русским и английским языками. Он стал в относительно молодом возрасте — в 47 лет.
Уроженец Петербурга, он жил сначала в России, потом в Соединенных Штатах Америки. Во всех его стихотворениях мелькает Петербург, особенно часто этот город упоминается в знаменитом произведении «Стансы городу».
Многочисленные исследования книги «Новые стансы к Августе» показывают, что в этом произведении часто употребляются такие лексические единицы, как имена Мари и Телемак, а также слова «мадам», «дорогая», «дружок». Главный адресат «Новых стансов к Августе» — это возлюбленная, которая ждет своего друга. К ней обращены все нежные призывы поэта. По стихотворениям Бродского можно судить, что такое стансы в литературе. Центральным персонажем у Бродского является лирический герой, также важен для его поэзии мотив изгнанничества.
Сборник «Новые стансы к Августе» был посвящен Марии Басмановой. В нем фигурируют не только образы лирических героев, но и предметы. Они имеют символическое значение. Лирический герой дарит своей девушке кольцо с бирюзой. Бирюза — это камень, сделанный из костей людей. Герой просит возлюбленную носить этот камень на безымянном пальце.
В стихотворении «Ломтик медового месяца» автор исследует морскую лексику
Его возлюбленную зовут Марина, поэтому особое внимание он уделяет морской теме
Стихотворение «Ночной полет» посвящено путешествию в брюхе самолета, и поэт признается, что всегда хотел поехать в среднюю Азию. Путешествие в самолете для него имеет двоякий смысл — это и полет в другую жизнь, и путешествие к воскресению. Поэт стремится к другой реальности, где не будет несчастий и мучений.
- Почему «дни Петра» поэт называет «славны-ми»? В чем автор «Стансов» видит заслуги само-держца?
«Дни Петра», по мнению поэта, принес-ли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления бы-ло мрачным.
Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?
В стихотворении перечисляются качест-ва, свойственные царскому роду: неутоли-мость, твердость, незлобивость (незлопа-мятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, кото-рые и создали его величие. «Вечный работ-ник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».
В «Стансах» поэт проводит историческую па-раллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя? Материал с сайта
Историческая параллель между царст-вованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мяте-жи и казни», которые сопутствовали на-чалу каждого из этих царствований. В по-следней же строфе автор просит взошед-шего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».
Какие строки стихотворения особенно выра-зительны в звуковом отношении?
Любимый размер Пушкина ямб (в дан-ном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма то-же организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает сти-хотворение, что все остальные звучат от-кликом на эти четыре строки.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском
Композиция
Стихотворение «Ночь» состоит из 11 строф. Композиция последовательная, с плавно развивающимся сюжетом.
«Ночь» можно разделить на 6 смысловых частей.
1 часть – это первые два четверостишия, в которых поэт пишет о лётчике, который «потонул в тумане, исчез в его струе, став крестиком на ткани и меткой на белье».
2 часть – следующие две строфы. Автор пишет о том, что происходит «под пилотом», что происходит под ночным небом
«Всем корпусом на тучу ложится тень крыла» — эти строки плавно переносят внимание читателя на «низ», туда где происходит следующее действие.
Далее поэт вновь пишет о деятельности на земле, о том, что «в подвалах и котельных не спят истопники». Эти строки можно обособить в 4-ю часть.
7-ю строфу можно назвать объединяющей.
«Небесное» обращено к «земному». В 8-й и 9-й строфе описано противоположное.
- Эти три строфы, описывающие «взаимный интерес» небесных и земных тел можно выделить в 5-ю часть.
- 6-я часть – два последних четверостишия. Эта часть является основной, в ней сосредоточен весь смысл. Поэт отошёл от абстрактных описаний, рассуждений, обратившись к главному, к «поэтическому».
Автор сопоставляет поэта с «небесными телами», чем указывает на его значимость и «широту», на его всеобъемлемость.
Описание и примеры отдельных жанров
Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.
Поэма
Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи
В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:
- Дидактическая.
- Героическая.
- Бурлескная,
- Сатирическая.
- Ироническая.
- Романтическая.
- Лирико-драматическая.
Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия, «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.
Одновременно развивалась и романтическая поэма — «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.
С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).
В XIX—XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).
Эпос
Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.
Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.
Видения
Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица, якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.
- Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
- В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
- Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
- Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).
В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.
Как появились стансы
Родиной стансов считается Италия. Само слово «стансы» переводится с итальянского как «комната», или «остановка». Станца в итальянской архитектуре эпохи Возрождения – это комната, в которой подписывали бумаги или проводили важные совещания, например, Станца делла Сеньятура. В создании и украшении этой комнаты принимал участие знаменитый Рафаэль Санти.
В литературе стансы – это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.
Разделение жанров по содержанию
Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.
Комедия – разновидность литературы, которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:
- Водевиль.
- Фарс.
- Скетч.
- Интермедия.
- Пародия.
- Оперетта.
Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.
Трагедия — драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.
Драма – особый вид художественной литературы, где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.
Как появились стансы
Родиной стансов считается Италия. Само слово «стансы» переводится с итальянского как «комната», или «остановка». Станца в итальянской архитектуре эпохи Возрождения – это комната, в которой подписывали бумаги или проводили важные совещания, например, Станца делла Сеньятура. В создании и украшении этой комнаты принимал участие знаменитый Рафаэль Санти.
В литературе стансы – это строфы, каждая из которых имеет свое особое значение, то есть каждая новая строфа не продолжает предыдущую, а является законченным целым. Один станс выражает собой какую-либо одну идею, но в целом стихотворении стансы органически связаны друг с другом и все вместе создают художественное целое.
Виды жанров в литературе
Из определения слова «жанр» становится ясно, что у каждого вида имеются свойства, которые отличают его от других. Все виды литературных произведений делятся по трём признакам: по форме, содержанию и родам.
В таблице ниже приведены литературные классы, жанры и поджанры.
Классификация литературных жанров |
||
по форме |
по содержанию |
по роду |
Видения |
Комедия: |
Эпический: |
Новелла |
· фарс; |
· басня; |
Ода |
· водевиль; |
· аполог; |
Опус |
· интермедия; |
· былина; |
Очерк |
· скетч; |
· баллада; |
Повесть |
· пародия; |
· миф; |
Пьеса |
· комедия положений; |
· новелла; |
Рассказ |
· комедия характеров. |
· повесть; |
Роман |
Трагедия |
· рассказ; |
Скетч |
Драма |
· роман; |
Эпопея |
Ужасы |
· роман-эпопея; |
Эпос |
· сказка; |
|
Эссе |
· эпопея. |
|
Лирический: |
||
· ода; |
||
· послание; |
||
· элегия; |
||
· эпиграмма. |
||
Лироэпический: |
||
· стансы; |
||
· баллада; |
||
· поэма. |
||
Драматический: |
||
· драма; |
||
· комедия; |
||
· трагедия. |
В основном произведения классифицируются по родам. В список признака «род» входит 4 вида: эпический, лирический, лироэпический и драматический. Чтобы не спутать один тип с другим, следует подробно разобрать свойства каждого.