Сочинение: терцины

Терцина

Строфа — это…

Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.

Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).

По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.

Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.

Особенности песенных жанров

В композиции строфы особую роль могут играть повторы различных композиционных единиц. Это характерно в основном для песенного жанра. Следует здесь отметить повторы, присутствующие в пределах одной строфы (например, повторение в последнем стихе первого, создающее кольцеобразное построение). В различных песенных жанрах часто встречается также самостоятельная строфа (она называется «рефрен»), которая повторяется без изменений после каждой другой у данного стихотворения и дает двучленную циклически возвращающуюся композицию.

При определении термина строфы в качестве обязательного признака рассматривается закономерная повторяемость. Но возможны также стиховые жанры, где повторение ограничивается лишь аналогией, более или менее ощутимой, которая оказывается в ряде случаев довольно отчетливой, сохраняя за данной нестрогой разновидностью композиционные функции.

Интернациональные строфы

До некоторого момента стихи были тесно связаны с музыкой, поэтому формы строф Западной Европы очень похожи по ритму на музыкальные произведения: рондо, мадригал, октава и другие. Некоторые строфы родились в итальянской поэзии благодаря таким творцам, как Петрарка и Данте. Из Испании пришла строфа «газель» – первая строка этой строфы рифмуется со всеми четными строками. Пятистишие пришло из Англии и считается, что оно дает возможность автору больше возможностей для выражения эмоций. Устоявшаяся форма пятистишия называется «лимерик» – сатирический стишок, имеющий схему ААВВА.Провансальские трубадуры первыми начали слагать лирические стихи на родном, а не на латыни, языке. И свое название строфа «сонет» получила от них: звонкая песня. Спасаясь от войны, трубадуры перебрались на Сицилию, и положили начало итальянскому литературному языку.

В заключение можно сказать, что строфа создается стихотворными методами и подчеркивает структуру произведения. Образование абзацев типографским методами строфу не заменит.

Значение термина «терцет» в других словарях

— третий — один из видов вокального ансамбля из 3 исполнителей в опере, оратории, оперетте, а также музыкальное произведение для этого состава. В стихосложении — Сонет.

терцет

Вокальное произведение для трех голосов

терцет

Терцет

Терце́т, «трёхстишие» (от ) — строфа из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении.

Терцет является обязательным структурным элементом ряда твёрдых форм — в частности, сонета, терцин и вилланели; одиночным терцетом, построенным по особым правилам, завершается также секстина.

терцет

I м.

1.Музыкальное произведение или его часть для трех исполнителей — голосов или инструментов — с особой партией для каждого.

2.Ансамбль — обычно вокальный — из трех исполнителей; трио. II м.Трехстрочная ямбическая строфа, в которой средняя строка рифмуется с двумя крайними строками следующего трехстишия; терцина

1..

терцет

ит. terzetto) 1) муз. пьеса для трех голосов или инструментов; 2) муз. ансамбль из трех исполнителей (преимущ, певцов); 3) стихотворная строфа из трех строк, напр, в составе сонета.

терцет

1. м. 1) Ансамбль из трех исполнителей (обычно вокальный); трио. 2) Музыкальное произведение или его часть для трех исполнителей — голосов или инструментов — с особой партией для каждого.

2. м. Строфа в сонете, состоящая из трех строк; терцина.

терцет

1. муз. пьеса для трех голосов или инструментов;

2. муз. ансамбль из трех исполнителей (преимущ, певцов);

3. стихотворная строфа из трех строк, напр, в составе сонета.

терцет

строфа их трех стихов 1 N1 терцет вокальное произведение для трех голосов

терцет

(от лат. tertius — третий),..1) один из видов вокальных ансамблей из 3 исполнителей в опере, оратории, оперетте (сравни со ст. Трио), а также музыкального произведения для этого состава…2) терцет в стихосложении — см. Сонет.

терцет

терцет

1. м. 1) Ансамбль из трех исполнителей (обычно вокальный); трио. 2) Музыкальное произведение или его часть для трех исполнителей — голосов или инструментов — с особой партией для каждого.

2. м. Строфа в сонете, состоящая из трех строк; терцина.

терцет

(тэрцет), терцета, м. (ит. terzetto).

1. Вокальное произведение для трех голосов (муз.).

2. Трехстишие, строфа в три строки (лит.). Сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов.

терцет

— (от итал. terzetto строфа из трех стихотворных строк (стихов) с преобладающими схемами рифмовки: ааа (рифмуются все три стиха), ааб (рифмуются два стиха, а третий нет). Особый вид трехстиший — терцины, где рифмуются два стиха, а последний имеет рифму в следующей строфе. Терцинами написана, например, «Божественная комедия» Данте (пер. М. Лозинского): Земную жизнь пройдя до половины,Я очутился в сумрачном лесу,Утратив правый путь во тьме долины.Каков он был, о, как произнесу,Тот дикий лес, дремучий и грозящий,Чей давний ужас в памяти несу!

терцет

(итал. terzetto, от лат. tertius — третий), 1) в стихосложении строфа из 3 стихов (строк). Может иметь 2 вида: все 3 стиха на одну рифму или 2 стиха рифмуют, 3-й без рифмы. Распространения не получил. В узком смысле слова Т. называются трёхстишные части сонета . 2) В музыке музыкальный ансамбль из трёх исполнителей (трио, главным образом вокальное), а также музыкальное произведение для этого ансамбля (вокальный Т. — с инструментальным сопровождением или без него).

терцет

терцет, -а

терцет

музыкальное произведение или часть такого произведения для трёх исполнителей — голосов либо инструментов — с особой партией для каждого ансамбль из трёх исполнителей, преимущественно вокальный; трио трёхстрочная ямбическая строфа в сонете; трёхстишие, терцина

Виды строф в лирике

Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.

(Пушкин А.С. «Стансы»)

Пятистишие Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)

Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Онегинская строфа

Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).

Происхождение

С XIV века в Европе, а до этого в Персии и на Востоке, трёхстишия применялись к широкому кругу стихотворений. Однако терцет как отдельную поэтическую форму изобрёл знаменитый итальянский поэт Данте Алигьери в поэме «Божественная комедия» в 1307 году путём создания терцины, основанной на рифмованных трёхстишиях.


Франческо Петрарка

Строфу терцета также применяли другие итальянские поэты Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, который использовал эту стихотворную форму при создании сонета.

Таким образом, терцет вошел в европейскую поэтическую практику главным образом через терцину и сонет, введёнными итальянскими поэтами Данте Алигьери и Франческо Петрарка соответственно.

Некоторые виды твердых форм строф в мировой поэзии

Огромное количество различных твердых форм строф накопила мировая поэзия. В античной, например, мы найдем богатство их разновидностей. Они неустанно разрабатывались позднее в лирике других европейских народов. Это такие виды строф, как элегический дистих, горациева, или алкеева, строфа, сапфическая большая и малая, асклепиадова, представленная несколькими видами, и другие. Неоднократно воспроизводилось большинство из них и в отечественном стихосложении, чаще всего неточно. В этом смысле гораздо меньшую роль сыграла восточная поэзия в русской. Из нее были предприняты недавно попытки заимствования нескольких форм (персидское четверостишие, газель). Богатое наследие романских народов в русской поэзии представлено некоторыми из «твердых форм», такими как рондо, сонет, октава, секстина, триолет, терцина и другие.

Общая характеристика

Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.

Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).

В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.

Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.

В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).

Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).

Терцет в составе поэтических форм

В силу широкого распространения, терцет используется как отдельное стихотворение, а также как строфа большей стихотворной формы или структурный элемент строфы. Терцет включают в себя следующие твёрдые поэтические формы:

  • терцина – сложная поэтическая форма, которая создается путём использования замкнутых терцетов, написанных в ямбическом пентаметре. Схема рифмовки терцины –aba bcb cdc и т. д. Эта сложная схема рифмовки связывает строфы, поскольку вторая строка каждого терцета рифмуется с первой и третьей строками следующего терцета. Стихотворение завершается одной строкой (ded e) или куплетом (ded ee);
  • вилланель – сложная поэтическая форма, состоящая из 5-ти терцетов и заключительного четверостишия;
  • сонет – стихотворная форма из 14-ти строк пятистопного или шестистопного ямба, которая содержит 2 четверостишия (катрена) и 2 терцета;
  • секстина – стих из 6-ти строф, который завершается терцетом.

В силу предпочтения поэтами свободного стиха, соответствующего естественному ритму речи, появились терцеты с разными схемами рифм или совсем без рифм. Современная форма терцета представляет собой строфу из трёх стихов, используемых в основном в сонете. В поэзии появляются адаптации японской хайку. Терцет часто встречается в исторической поэзии.

Слово терцет произошло от итальянского terzetto, от латинского tertius, что в переводе означает третий.

Русская строфика

Преобладающим направлением русской лирики стала рифмованная поэзия. Так как одним из её источников был фольклор, успешно прижилась в России форма двустишия.

Её можно встретить как в произведениях авторов 18-19 веков (Дмитриева, Державина, Крылова, Пушкина, Лермонтова, Кольцова), так и в творчестве поэтов 20 столетия (Блок, Есенин, Клюев, Ахматова, Цветаева, Мандельштам).

Такая форма, как семистишие, может считаться экзотической (пример – стихотворение Лермонтова «Бородино»). Восьмистишие (или октава) закрепилось в русской поэзии благодаря Пушкину, который написал октавами целую поэму («Домик в Коломне»).

Как и сонет, эта форма состоит из 14 строк, но имеет особую схему рифм, сочетающую все три способа рифмовки: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЗЗ. Игривая и лёгкая строфа легла в основу стихотворного романа «Евгений Онегин», придав ему чёткую ритмическую организацию, сюжетную динамику и оригинальность звучания.

Что такое строфа?

Ритмической основой всего стихотворения, не зависимо от его размера, является строфа. Древние греки воспевали нежные чувства, сложные отношения между людьми, грандиозные победы и именно тогда начитается история строф и появляется первое определение: строфа обозначает сочетание строк в стихотворной форме, объединенных единой интонацией. Именно строфа определяет ритм всего произведения, а рифма соединяет слова в приятные для слуха стихотворения.

Современные словари дают несколько определений, но в основе всех стоит понятие со времён Средневековья: строфа – это группа стихов, которые являются единицей деления стихотворного произведения. Как правило, размер строф в каждом конкретном стихотворении одинакова, но есть и астрофические примеры произведений: поэма А.Блока «Двенадцать». А знаменитый «Евгений Онегин» дал жизнь знаменитой онегинской строфе А.А.Пушкина.

Виды терцета

Существуют многие виды терцета, наиболее распространённые из которых:

  • триплет – трёхстишие со схемой рифмовки ааа, т. е. строки связаны одной рифмой. Триплет используется в стихах героических куплетов для создания акцента. Стихотворение Роберта Браунинга «Токката Галуппи», посвящённое венецианскому композитору Бальдассаре Галуппи, написано триплетами при сохранении рифм ааа;
  • ритурнель – терцет, в котором одна стихотворная строка не содержит рифмы;
  • закрытый терцет – терцет со схемой рифмовки aba. Первая и третья строки в стихе, рифмующиеся друг с другом, закрывают вторую строку, которая не рифмуется;
  • сицилийский терцет – терцет со схемой рифмовки aba, написанный ямбическим пентаметром (пятистопным ямбом). Это означает, что каждая из трёх строк составляет 10 слогов в длину с ударением на каждом втором слоге. У. Шекспир часто использовал ямбический пентаметр;
  • хайку – японское стихотворение из 3-х строк лирического характера, строки которого содержат 5-7-5 слогов соответственно, хотя это не строгое правило. Хайку характеризуется как нерифмованный терцет. Яркий пример хайку – стихотворение японского поэта Мацуо Басё «Старый пруд» (1686), которое состоит из трёх нерифмованных строк:Старый пруд.Прыгнула в воду лягушка.Всплеск в тишине.(Мацуо Басё, «Старый пруд»; перевод В. Марковой)

Стансы

Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма (построенная по схеме abab). Кроме данных формальных особенностей, отличается каждое из четверостиший также смысловой законченностью. Самые яркие произведения, которые написаны стансами, в отечественной литературе принадлежат А. С. Пушкину. В его стихотворениях несколько раз встречается эта строфа. Примеры: «Брожу ли я…», «Стансы», «Во глубине сибирских руд».

Следует выделить из других разновидностей строф, довольно редко употребляющихся в русской поэзии, сонет, октаву, а также особый вид, созданный Пушкиным, — онегинскую строфу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: