Велимир хлебников: стихи

Война и болезнь

В апреле 1916 г. поэта призывают в армию, до мая 1917 г. он пребывает в запасном полку в Царицыне. Эти годы становятся для Хлебникова самыми тяжёлыми, он пишет знакомым огромное количество писем. По его словам, за эти месяцы Велимир прошёл «весь ад перевоплощения в лишенное разума животное». Он сочинил множество антивоенных стихов, впоследствии выпущенных в сборнике «Война в мышеловке».

В 1917 г. психиатр Н. Кульбин помогает поэту вернуться из мобилизации. Он назначает ему комиссию сначала в Царицыне, потом в Казани, впоследствии мужчина скрывается в Украине, на территории Харьковской психиатрической больницы. Ещё до этого он пытается находиться в гуще событий Октябрьской революции, поэтому несколько раз меняет место жительства. Он поддерживал народ, надеясь на то, что революция сможет исправить всё к лучшему.

В 1921 году поэт отправляется в Пятигорск, там он работает ночным сторожем в Терской РОСТА. После этого он ненадолго возвращается в Москву, дописывая там незаконченные стихотворения. В декабре 1921 г. публикуется «сверхповесть» литератора под названием «Зангези». Также в этот период он выпускает произведения «Ночной обыск», «Горячее поле», «Берег невольников» и «Председатель Чеки».

В мае 1922 г. Хлебников с художником П. Митуричем отправляется в деревню Санталово Новгородской губернии, там он заболевает. Велимир погиб 28 июня 1922 года в глухой деревушке Санталово от недоедания и паралича ног. В 1960 г. прах стихотворца перевезли в Москву. Он похоронен на Новодевичьем кладбище, надпись на надгробии гласит «Председатель земного шара».  

Примыкание к «будетлянам»

В 1910 г. стихотворец становится членом группы «Гилея» вместе с Василием Каменским и Давидом Бурлюком. Позднее в это объединение вступают Владимир Маяковский и Бенедикт Лившиц. Несмотря на тесное общение с символистами, акмеистами и художниками, Велимир уже тогда начинает придерживаться собственного стиля.

В 1910 г. выходит футуристический сборник «Садок судей», в который вошли некоторые сочинения Хлебникова. В это же время публикуются его книги «Ряв!», «Творения 1906-1908» и другие. В 1912 г. был выпущен сборник «Пощечина общественному вкусу», большая часть стихотворений в нём была написана поэтом. На последних страницах стихотворец вставил таблицу с датами падений великих государств. К вычислениям он добавил фразу «Некто 1917». Позже подобная информация была напечатана в книге «Учитель и ученик».

С 1915 г. поэт разрабатывает теорию Правительства Земного Шара, состоящего из 317 председателей. Он мечтал о мире на планете, равноправном и здоровом обществе, где все уважают друг друга. В это время распадаются все организации, к которым Велимир имел отношение. Маяковский утверждает, что футуризм «мертв как особенная группа».

Современные учёные относят его творчество к кубофутуризму, тогда как Хлебников называл себя «будетлянином». Литератор крайне серьёзно относился к языку, оберегая его от иностранных заимствований. Взамен он придумал множество новых слов, но они не прижились.

Творчество Хлебникова

(0)

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников

(1885—1922). Его опыты в области стиха, языковое творчество, упорное стремление обновить слово, вывести из него целые ряды родственных значений и звучаний оказали позитивное воздействие на развитие отечественного стихосложения.

Хлебников принципиально называл себя не футуристом, а «будетлянином». Этим термином, с его подчеркнуто славянским обликом, он как бы давал понять, что художественное новаторство должно опираться не на отрицание, а, напротив, на творческое развитие национальных традиций, на возрождение древнейших истоков русской культуры.

Поэт-«заумник», постоянно нарушавший в своих произведениях привычные логические и словесные связи, тяготевший к созданию разветвленной цепи неологизмов (например, в стихотворении «Любхо» он образовал от основы глагола «любить» 400 новых слов), В. Хлебников был в то же время и поэтом-мыслителем, для которого свойственны напряженные раздумья о судьбах человека и вселенной. Он мечтал о восстановлении утрачиваемой гармонии человека с природой, призывал учиться высшей мудрости у зверей, птиц и растений. В поэме в Прозе «Зверинец» (1900) он полемически утверждает, что «взгляд зверя больше значит,//Чем горы прочтенных книг».

Хлебникова тревожила нарастающая власть техники над человеком, превращающимся в раба технического прогресса. В фантастической поэме «Журавль» (1909) он повествует о том, как происходит «восстание вещей» и над людьми берет власть чудовищный журавль, возникший из огромного подъемного крана. К нему слетаются дома, фабричные трубы, чугунные решетки, мертвецы с кладбищ, и «жизнь уступила власть союзу трупа и вещи». С близким кругом мыслей мы сталкиваемся и в поэмах «Змей поезда (1910) и «Бунт жаб» (1914). В первой из них жертвой поезда-змеи оказываются пожираемые им люди, а во второй — гибнущие под колесами локомотива жабы и лягушки. Техника выступает в этих произведениях в роли губительной силы, враждебной всему живому.

Не избегая в своем творчестве современных тем и проблем, Хлебников одновременно пристально обращался к прошлому. Современность для него — лишь отрезок в нескончаемом потоке времени, которое в своем движении устремлено и в будущее, и в прошлое. Прием «сдвига» во времени лежит в основе целого ряда фантастических произведений поэта.

В поэме «Внучка Малуши» (1908), например, внучка киевского князя Владимира встречается с петербургскими курсистками, а в поэме «Шаман и Венера» римская Венера попадает по воле автора в жилище сибирского, шамана. Противопоставляя современной ему бездуховной действительности культуру прошлого, Хлебников поэтизирует людей, которые и в современных условиях сохраняют свою «естественность», первобытную чистоту и красоту чувств («Охотник Уса-Гали»),

Как страшное преступление против человечности Хлебников воспринял первую мировую войну. В его поэмах «Война в мышеловке» и «Невольничий берег» скорбь о жертвах войны сочетается с ненавистью к тем, кто на ней наживается.

В стихотворениях «Война-смерть», «Где волк воскликнул кровью…», «Девы и юноши, вспомните…» и других поэт пишет о том, что война повсеместно сеет горе и смерть, что обесценивается самое дорогое — человеческая жизнь. («Правда, что юноши стали дешевле?//Дешевле земли, бочки воды и телеги углей?»). Подчеркивая бесчеловечность мировой бойни, он создает гротескный образ «войны-Великанши», которая «волосы чешет свои об трупья».

Поэт-гуманист обращается в своих произведениях к совести и сознанию людей всей планеты, призывая их одуматься и прекратить братоубийственное кровопролитие.

В последние годы жизни поэзия В. Хлебникова обогащается новыми красками, становится емкой и многогранной, пронизана стремлением ее создателя понять смысл происходящих в стране событий:

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы,

И мы, с нею в ногу шагая.

Беседуем с небом на ты.

Этот творческий взлет был 28 июня 1922 года прерван безвременной смертью поэта.

0 / 5. 0

Мировоззрение футуриста

Хлебников всегда был на стороне справедливости, поэтому у него часто возникали конфликты с властью. Ещё во время учёбы в университете юноша участвовал в студенческой демонстрации, после этого он провёл месяц в тюрьме. По некоторым данным именно это стало причиной исключения с математического факультета в ноябре 1903 г.

В отличие от многих футуристов, Велимир никогда не был наглым и дерзким. Напротив, он вёл себя крайне рассеянно, не берёг свои сочинения. Иногда он даже использовал их для обогрева, ночуя в степи. Юноша бунтовал против буржуазного быта, уделял всё своё время науке и творчеству, из-за этого жил он крайне бедно. Чаще всего стихотворец скитался по квартирам друзей в разных городах и странах, иногда он снимал маленькие комнатушки.

Виктор привлекал окружающих людей благодаря своему необычному складу личности. Он оставался верным своим принципам и взглядам, несмотря на давление со стороны. У поэта было много различных увлечений и интересов. Он изучал японский язык, философию Платона и Спинозы, занимался кристаллографией и живописью. Также стихотворец пробовал себя в музыке, очень много времени он посвятил науке.

Хлебников ставил перед собой грандиозные цели, которые не мог выполнить никто другой. Некоторые из них находились на грани между реальностью и фантастикой, но футурист верил во всё, что он делает. Он хотел познать свою страну путём научного анализа, долго и ревностно изучал язык, увлекался историей. Всё это литератор делал ради будущего, он был уверен, что при определённом уровне знаний можно предсказать многие события.

После Цусимского сражения, происшедшего в ходе русско-японской войны, Виктор начал искать «закон времени». Он надеялся, что это поможет оправдать все исторические смерти. Впоследствии Хлебников смог точно предугадать дату Октябрьского переворота, также он предвидел Первую мировую войну.

Оригинальность поэзии В. Хлебникова

Поэта-футуриста В. Хлебникова называют реформатором, он постоянно находился в поиске новых путей в лирике, прозе, драматургии и эпосе. Творчество и образы Хлебникова отличаются экспериментаторством в области словообразования, ритмики, языка. И это новаторство было настолько непривычным, оригинальным, индивидуальным, что часто не позволяло читателям и литературоведам по достоинству оценить его деятельность. Велимир Хлебников просто видел мир по-другому, поэтому окружающих нередко шокировали его стихи. С точки зрения обычного человека, взгляды поэта на жизнь, природу, историю, общество были странными, парадоксальными. Он поражал современников своим неучастием в людской бытовой суете, своей незаинтересованностью в этом. В ранних произведениях Хлебникова проявляется его увлечение русским фольклором («Снежимочка», «Девий бог»).

Поэт, живя на рубеже веков, остро чувствовал время, отражал его в своем творчестве, сделав главной темой своих произведений. Хлебников стремится совершить «революцию слова» для создания образа нового мира.

Современники называли поэта «одиноким лицедеем», а произведения Хлебникова – «сумасшедше-гениальными». В парадоксальной оригинальности поэта отражалось его по-детски упоенное познание мира. И эта оригинальность породила новые словообразования. Ярким примером этому является стихотворение «Там, где жили свиристели…».

В основе миросозерцания Велимира Хлебникова – стремление к справедливости и добру, бескорыстие. Поэт любил мир и все живое. «Свиристели» и «времири», порожденные фантазией поэта, несут надежду, звонкую радость и ощущение свободы.

Замечание 1

Писать стихи Хлебников начал довольно рано, но долго не публиковал свои произведения.

После знакомства с футуристами Хлебников начинает создавать мифопоэтические драмы и утопии. Так, в драме «Девий бог» поэт показывает чистое начало славянской души и создает атмосферу загадочной жизнь Девьего бога. Девий бог одновременно и бог, и человек. Он приносит людям и радость, и страдания. В этом произведении присутствует тема рока. Люди сами не знают, куда стремятся.

Еще одним примером знаменитого словотворчества Велимира Хлебникова является его известное стихотворение «Заклятие смехом». Поэт, основываясь на слове «смех» и не нарушая законов словообразования, создает яркое стихотворение. Подобным образом свои считалки сочиняют дети, экспериментируя со словами. Хлебников отмечал, что стремился найти «волшебный камень превращенья» слов.

В стихотворениях «Каменная баба» и «Лесная тоска» поэт раскрывается как тонкий лирик и мудрый философ. Он улавливает движение природы, чувствует ход истории, войн и революций. Поэта интересуют темы настоящего и будущего.

Стихотворение «Ручей с холодной водой…» — это торжество истинной поэзии. Хлебников благодаря своему поэтическому мастерству позволяет читателю ощутить вечер в горах с его звуками и запахами. В нескольких строчках Хлебников передает всю грандиозность мироздания. Стихотворение поэта напоминает картину старых мастеров-художников.

Замечание 2

Велимир Хлебников был не только гениальным поэтом, но и талантливым живописцем.

В. Маяковский восхищался рифмами, ритмом, внутренними созвучиями и переходами многих произведений Хлебникова, а стихотворение «Конь Пржевальского» Маяковский называл «классикой». В этом стихотворении поэт выразил свою главную творческую задачу – «Стать звонким вестником добра!». Это стихотворение отражает степень чуткости поэта к народному творчеству. Эта тема произведений Хлебникова наполнена жизненным светом. При этом поэт не стилизует свои стихотворения под народные, как это делали другие авторы, а именно чувствует и мыслит так. Именно поэтому стихотворения Хлебникова лишены искусственности. «Конь Пржевальского» — эмоциональное произведение. Здесь и встреча влюбленных, и «расколотая» струя воды», и счастье жить, дышать, радоваться чуду бытия.

Голод

Почему лоси и зайцы по лесу скачут,

Прочь удаляясь?

Люди съели кору осины,

Елей побеги зеленые…

Жены и дети бродят по лесу

И собирают березы листы

Для щей, для окрошки, борща,

Елей верхушки и серебряный мох, —

Пища лесная.

Дети, разведчики леса,

Бродят по рощам,

Жарят в костре белых червей,

Зайчью капусту, гусениц жирных

Или больших пауков — они слаще орехов.

Ловят кротов, ящериц серых,

Гадов шипящих стреляют из лука,

Хлебцы пекут из лебеды.

За мотыльками от голода бегают:

Целый набрали мешок,

Будет сегодня из бабочек борщ —

Мамка сварит.

На зайца, что нежно прыжками скачет по лесу,

Дети, точно во сне,

Точно на светлого мира видение,

Восхищенные, смотрят большими глазами,

Святыми от голода,

Правде не верят.

Но он убегает проворным виденьем,

Кончиком уха чернея.

Вдогонку ему стрела полетела,

Но поздно — сытный обед ускакал.

А дети стоят очарованные…

«Бабочка, глянь-ка, там пролетела…»

Лови и беги! А там голубая!..

Хмуро в лесу. Волк прибежал издалека

На место, где в прошлом году

Он скушал ягненка.

Долго крутился юлой, всё место обнюхал,

Но ничего не осталось —

Дела муравьев, — кроме сухого копытца.

Огорченный, комковатые ребра поджал

И утек за леса.

Там тетеревов алобровых и седых глухарей,

Заснувших под снегом, будет лапой

Тяжелой давить, брызгами снега осыпан…

Лисонька, огневка пушистая,

Комочком на пень взобралась

И размышляла о будущем…

Разве собакою стать?

Людям на службу пойти?

Сеток растянуто много —

Ложись в любую…

Нет, дело опасное.

Съедят рыжую лиску,

Как съели собак!

Собаки в деревне не лают…

И стала лисица пуховыми лапками мыться.

Взвивши кверху огненный парус хвоста.

Белка сказала, ворча:

«Где же мои орехи и жёлуди? —

Скушали люди!»

Тихо, прозрачно, уж вечерело,

Лепетом тихим сосна целовалась

С осиной.

Может, назавтра их срубят на завтрак.

7 октября 1921 года

Она пошла, она запела

Она пошла, она запела

Скорбно, воинственно звонко.

И над головою пролетела

С пером в цвету сизоворонка.

«Я плясунья, я легка,

Я с крылами мотылька.

И на вопрос, путем каковым

Хочу я жизнь свою прожить,

Я отвечу: мотыльковым

Веду кумирам я служить.

Я толпы веселой вождь,

Я усмешек ясных дождь.

Эти белые уступы,

Белой чести белый кремель,

Он захочет, станут глупы

Вожаки грознейших земель.

Любимы мною мотыльки,

Поля, лужайки и цветки.

Я улыбкою грозна,

Любит пляску белизна.

Летом я в саду стрекоз,

А зимой — сестра славянки,

Закрывая мехом санки,

Мчусь на ветер и мороз.

Эй! Кричу чете проезжей,

Скрыта полостью медвежей».

1912 год

*****

Об авторе

Велимир Хлебников – советский и российский поэт, общественный деятель, родоначальник футуризма.

Краткая биография

Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в селе Малые Дербеты в Калмыкии. Он – потомок старинного купеческого рода. Виктора, двоих его братьев и двух сестер с детства обучали искусству и наукам. Их мать, выпускница Смольного института, привила сыну любовь к истории и литературе: уже в четыре года мальчик бегло читал на двух языках и хорошо рисовал. Отец поэта увлекался орнитологией и позже основал первый в СССР заповедник.

В 1898 году семья переехала в Казань, где Велимир поступил в гимназию. Он особенно любил биологию и математику, в старших классах начал сочинять стихи. В 1903 году Хлебников поступил на физико-математический факультет Казанского университета, позже – перевелся на естественное отделение. Он начал ездить в экспедиции, вступил в общество естествоиспытателей, вел орнитологические и фенитологические записи. В 1908 году Виктор стал студентом естественного факультета Санкт-Петербургского университета, затем он перешел на историко-филологический факультет. Через три года Хлебникова отчислили, так как он не смог оплатить учебу.

Литературное творчество

Стихи Велимир начал писать в одиннадцать лет. Его первое крупное произведение – неоконченная автобиографическая повесть «Еня Воейков». В 1908 году Хлебников познакомился с поэтом Вячеславом Ивановым и вскоре после этого впервые опубликовал свое стихотворение в журнале «Весна».

За периодом общения с поэтами-символистами последовал другой этап: в 1910 году Хлебников начал посещать «Академию стиха», а затем стал членом группы авангардистов «Гилея». Вместе с несколькими друзьями Виктор основал группу «будетлян». Он стал придерживаться собственного стиля и увлекся идеей реформировать поэтический язык.

В период Первой мировой войны Хлебников был в запасном полку, писал антивоенные стихи, которые позже вошли в поэму «Война в мышеловке». В 1919 году, уклоняясь от призыва в армию, Виктор лег в психиатрическую лечебницу. Он напряженно работал, и вскоре свет увидели поэмы:

  • «Ночь в окопе»;
  • «Ладомир»;
  • «Царапина по небу»;
  • «Ночной обыск»;
  • «Председатель Чеки»;
  • «Ночь перед Советами».

В 1921 году в качестве корреспондента издания «Красный Иран» Хлебников посетил Персию. В конце года он переехал в Москву, где едва не умер от голода. К тому времени он совершил свое главное достижение: открыл «закон времени», управляющий судьбами людей. Велимир описал его в книге «Доски судьбы», которая была издана в 1922 году.

Поэт умер 28 июня 1922 года от малярии.

Одинокий лицедей

И пока над Царским Селом

Лилось пенье и слезы Ахматовой,

Я, моток волшебницы разматывая,

Как сонный труп, влачился по пустыне,

Где умирала невозможность,

Усталый лицедей,

Шагая напролом.

А между тем курчавое чело

Подземного быка в пещерах темных

Кроваво чавкало и кушало людей

В дыму угроз нескромных.

И волей месяца окутан,

Как в сонный плащ, вечерний странник

Во сне над пропастями прыгал

И шел с утеса на утес.

Слепой, я шел, пока

Меня свободы ветер двигал

И бил косым дождем.

И бычью голову я снял с могучих мяс и кости

И у стены поставил.

Как воин истины я ею потрясал над миром:

Смотрите, вот она!

Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы!

И с ужасом

Я понял, что я никем не видим,

Что нужно сеять очи,

Что должен сеятель очей идти!

Конец 1921 — начало 1922 года

*****

Тризна

Гол и наг лежит строй трупов,

Песни смертные прочли.

Полк стоит, глаза потупив,

Тень от летчиков в пыли.

И когда легла дубрава

На конце глухом села,

Мы сказали: «Небу слава!» —

И сожгли своих тела.

Люди мы иль копья рока

Все в одной и той руке?

Нет, ниц вемы; нет урока,

А окопы вдалеке.

Тех, кто мертв, собрал кто жив,

Кудри мертвых вились русо.

На леса тела сложив,

Мы свершали тризну русса.

Черный дым восходит к небу,

Черный, мощный и густой.

Мы стоим, свершая требу,

Как обряд велит простой.

У холмов, у ста озер

Много пало тех, кто жили.

На суровый, дубовый костер

Мы руссов тела положили.

И от строгих мертвых тел

Дон восходит и Иртыш.

Сизый дым, клубясь, летел.

Мы стоим, хранили тишь.

И когда веков дубрава

Озарила черный дым,

Стукнув ружьями, направо

Повернули сразу мы.

Между 1914 и 1916 годами

*****

Тело — кружева изнанка

Тело — кружева изнанка,

Одинока и легка,

Ты срываешь спозаранку

Колыбели мотылька.

___

Вся — жизни радуги присуща,

Малиновому рту.

Кругом осокоревые кущи

И всё поет: цвету!

___

Север, запад, все сторонки

Замкнуты суровым садом.

Нехотя, но вперегонки

Я бегу с тобою рядом.

___

Черноокой горожанки

Косит око боязливо,

И вдруг медлительной южанки

Руку протянет за сливой.

___

Ах, юнак молодой,

Дай венок тебе надену,

Ты забудешь про бой

И забудешь измену.

___

Сядешь ты у ног покорно,

Будешь в очи мне глядеть,

И моя тебя задорно

Будет бить березой ветвь.

___

Дева, бойся указаний

Кремля белого Казани:

Стены, битвою пробиты,

Ведь негодны для защиты.

___

Хоть и низок Севастополь,

Целый год крепился он.

Я стройна, как гордый тополь,

Неприступна с всех сторон.

___

Прямодушнее туркмена

Нет на свете никого.

Дева милая, измена,

Право, право, не того…

___

С звонким смехом рассыпаясь,

Я смирюсь, щадя беднягу.

И, бледнея и шатаясь,

Я с тобою быстро лягу.

1912 год

*****

18 интересных фактов из жизни Велимира Хлебникова

Российский писатель-авангардист Велимир Хлебников был очень неординарной личностью. Он приложил руку к развитию футуризма в литературе, оказал огромное влияние на развитие поэтического языка иоставил потомкам наследие в виде множества великолепных произведений. Биография Хлебникова сама по себе интересна, но ознакомиться хотя бы с самыми известными его стихотворениями и рассказами однозначно стоит.

Факты из жизни Велимира Хлебникова

  1. Настоящее имя писателя — Виктор.
  2. Некоторые его произведения были опубликованы под псевдонимом «Е. Лунев».
  3. У Велимира Хлебникова было двое братьев и двое сестёр.
  4. Он родился в начитанной и образованной семье, так что книги стали его лучшими друзьями с самого детства.
  5. Когда он был студентом, за участие в антиправительственной демонстрации он был арестован на целый месяц, а впоследствии ещё и исключён из университета.
  6. В 19 лет он отправил одно из своих произведений в издательство, которое курировал Максим Горький, но оно было отвергнуто.
  7. Псевдоним «Велимир» ему дали знакомые писатели-символисты, с которыми он много общался на заре своей литературной деятельности.
  8. Произведения Велимира Хлебникова пестрят придуманными им самим словами. Некоторые из них прижились и впоследствии вошли в словари. В частности, это именно он придумал слово «самолёт».
  9. В университете он изучал не литературу, а математику с физикой. Это не мешало ему параллельно с учёбой писать свои первые пьесы.
  10. Однажды, ночуя в степи, Хлебников разжигал костёр собственными рукописями, чтобы не замёрзнуть.
  11. Он был дружен с Сергеем Есениным.
  12. В одном из своих произведений он предсказал Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.
  13. Большую часть жизни Велимир Хлебников прожил в нищете.
  14. Он категорически не любил читать вслух свои произведения.
  15. Одно время писатель жил в доме булочника Филиппова, который был поклонником его творчества, а потому согласился приютить литератора у себя.
  16. Во время Гражданской войны, не желая служить в белогвардейской армии генерала Деникина, Велимир Хлебников несколько месяцев провёл в психиатрической лечебнице. Интересный факт: под началом Деникина добровольцем служил другой знаменитый писатель, Валентин Катаев.
  17. Однажды на маскараде он нарядился римским патрицием, и в таком виде его арестовала полиция, когда он гулял по городу. Хлебников провёл ночь в полицейском участке, а наутро его не без труда вызволили друзья.
  18. Скончался Велимир Хлебников в глухой деревне от недоедания и гангрены, прожив всего 37 лет. Спустя четыре десятка лет его прах был перенесён с местного погоста на одно из московских кладбищ.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: