Вирши
Ви́рши (от лат. versus — стих, польск. wiersz , укр. вірш ) — один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Беларусии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII века). Ранние восточнославянские вирши носили тонический характер, впоследствии под польским влиянием стали силлабическими, и этот термин стал ассоциироваться прежде всего с силлабикой. Впоследствии в разговорном русском языке слово «вирши» приобрело пренебрежительное значение — «плохие стихи», что, возможно, связано с отходом русской поэзии от силлабики в 1730-х гг. и, соответственно, с отношением к этим текстам как к несовершенным.
Ритмическое строение
Вирши изначально составлялись в тонической системе стихосложения, о чем свидетельствуют их формальные признаки:
- свободное число безударных слогов;
- произвольное расположение ударений;
- наличие смежной рифмы;
Такое дисметричное строение стиха близко к форме рифмованной прозы. Под воздействием польской системы стихосложения в XVII веке вирши получили силлабическое строение, при котором стих разделяется на ритмические единицы, равные по количеству слогов, и содержит цезуру. При чем русские вирши основаны не только на женской рифме, характерной для польского стиха, но и на мужских, дактилических рифмах, что указывает на самостоятельное развитие этой формы в русской поэзии.
Русский [ править ]
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | ви́рша | ви́рши |
Р. | ви́рши | вирш |
Д. | ви́рше | ви́ршам |
В. | ви́ршу | ви́рши |
Тв. | ви́ршейви́ршею | ви́ршами |
Пр. | ви́рше | ви́ршах |
Встречается также вариант написания: вирш.
Корень: -вирш-; окончание: -а.
Семантические свойства
Значение
- обычно мн. ч. истор. первоначально — духовные, а затем и светские стихи в России XVI-XVIII веков; силлабические двустишья, скрепленные рифмой ◆ « Вирша , говоренная гетману Потемкину запорожцами на светлый праздник Воскресения.» Н. В. Гоголь ◆ Украинским бурсакам и ученым принадлежит первые попытки писать рифмованные стихи ( вирши ) на церковнославянском языке, и именно от этих вирш в XVII и в начале XVIII века ведет свою родословную вся русская поэзия (разумеется, не простонародная). Н. С. Трубецкой, «Общеславянский элемент в русской культуре», 1928 г.
- обычно мн. ч. перен. , шутл. , пренебр. любые стихи, обычно плохие ◆ Простотой обращения со мною Некрасов довел меня до того, что я забыл о нашем литературном неравенстве и разболтался с ним по-бурсацки и ляпнул свою виршу . А. А. Шкляревский, «Из воспоминаний о Некрасове», 1892 г. ◆ Эти его пастухи, чистюли и франты, поочередно выливавшие друг другу на голову ведра холодных и нравоучительных виршей . Гюисманс, «Наоборот»
Гипонимы
Происходит от лат. versus «борозда; линия; строка; стих», от гл. vertere «поворачивать», из праиндоевр. *wer- «вертеть». Русск. вирши заимств. через польск. wiersz из нем. Vers или прямо из лат. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.
Силлабическая поэзия на Украине
Позднее в этом стихе развивается постоянная цезура, колебания в числе слогов значительно сокращаются, расположение ударений сводится к небольшому числу тонических конфигураций (что и определяет силлабическую урегулированность), и постепенно он переходит в обычный силлабический стих.
Аналогичным образом протекало и розвитие польского силлабического стиха, только ко времени Кохановского (1530—1584) достигшего характерной для него равносложности.
Носителями виршевой поэзии являлись преимущественно учителя и ученики духовных школ и разного рода духовные лица, избиравшие темами виршей обычно религиозные события. Многие из этих виршей были собраны позднее в «Богогласнике», изданном в Почаевской лавре (1790). Позднее, наряду с духовными, развились и светские вирши, имевшие характер бытовой или сатирический; были вирши и характера исторического (например вирши о Богдане Хмельницком, «Разговор Великороссии с Малороссией» С. Дивовича и ряд других).
Будучи чисто книжного происхождения (хотя и испытывая влияние народной словесности), вирши в своё время однако сыграли значительную культурную роль. Во многих случаях они были непосредственно связаны с чисто народной литературой; так ряд исторических виршей перешёл в народные «думы» (например вирши о Богдане Хмельницком); многие вирши перешли в народную «лирную» поэзию; сюда же относится развитие многих праздничных песен («вірші різдвяні й великодні») и тому подобное. Несомненно также известное влияние виршей на первые произведения новой украинской литературы — «Энеиду» Котляревского.
Русские вирши
В русской литературе возникновение виршей связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629—1680), однако вирши встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606 года, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские вирши, но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоёв населения (см. Стихосложение народное)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п.
С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских виршей, возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII века (которое ещё Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.
Испытав в своём возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на неё влияние, вирши несомненно воздействовали на строение раёшника, а также на такие, например, произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изданного Сиповским в его «Русских повестях XVII—XVIII веков»), «История о царе Давиде» (напечатанная в «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» академиком Перетца, 1903) и др.
Помимо Симеона Полоцкого, среди русских поэтов-виршеписцев стоит назвать таких поэтов как Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков, а также, позднее, уже в XVIII веке, Антиох Кантемир, создававших различные произведения в жанре силлабической поэзии.
Во второй половине XX века в научный оборот были введены неизвестные и малоизвестные тексты, воссоздающие картину первоначального этапа в истории русской письменной поэзии. Благодаря изданию антологии «Виршевая поэзия (первая половина XVII века)» широкий читатель смог познакомиться с творчеством Антония Подольского, Авраамия Палицына, Семена Шаховского, Михаила Татищева и других (в том числе анонимных) авторов, а также представителей «Приказной школы стихотворства».
Словари
1. Стихи силлабического размера, предназначавшиеся обычно для чтения вслух, а не для пения (в русской и украинской литературе XVI – XVIII вв.).
Любые стихи (обычно с оттенком шутливости).
Бездарные, малосодержательные стихи (обычно с оттенком пренебрежительности).
ВИ́РШИ, виршей, ед. нет (от польск. wiersz – стих).
1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.).
2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).
ВИ́РШИ, -ей. Старинные русские и украинские силлабические стихи (теперь ирон. о плохих стихах).
| прил. виршевый, -ая, -ое.
1) лит. В XVI – XVIII вв.: название любых стихов первоначально религиозного содержания, затем на светские темы, близких по форме к рифмованной прозе, без определенного стихотворного размера, но с обязательной рифмой в конце.
2) ирон. Уничижительное название архаичных или посредственных стихов.
– Володя, – продолжал уже он в веселом расположении, – не пишешь ли ты виршей. Пожалуйста, не пиши, любезный друг. Одни пустые люди пишут вирши (Герцен).
виршепи́сец, виршеплет ирон.
От польского wierszy ‘стихи’ (← нем. Vers ‘стих’ ← лат. versus ‘стихотворная строка’). В русском языке – с XVI в.
Виршами назывались главным образом стихи для чтения, а не для пения, в противоположность кантам и псалмам, сперва досиллабические, потом силлабические.
ВИ́РШИ, -ей, мн
Литературные произведения – стихотворения на русском или украинском языках, написанные силлабическим размером, распространенные в XVII-XVIII вв.
Русские вирши испытывали влияние народного тонического стиха.
ВИ́РШИ -ей; мн.
1. Украинские и русские силлабические стихи 16 – 18 вв. Вирши Феофана Прокоповича.
2. Ирон. О стихах (обычно плохих). Кропать в.
ви́рши (польск. wierszy, от лат. versus – стих), 1) в XVI-XVIII вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения). 2) В позднейшее время – уничижительное название стихов (обычно плохих).
ВИРШИ – ВИ́РШИ (польск. wierszy, от лат. versus – стих),
1) в 16-18 вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения).
2) В позднейшее время – уничижительное название стихов (обычно плохих).
ВИРШИ (польск. wierszy – от лат. versus – стих), 1) в 16-18 вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения).
2) В позднейшее время – уничижительное название стихов (обычно плохих).
Стихи силлабического размера, распространенные в русской литературе в 17-18 вв., в украинской в 16-18 вв.
Стихи вообще (обычно о плохих стихах).
Опять я в деревне. Хожу на охоту, Пишу мои вирши – живется легко. Н. Некрасов, Крестьянские дети.
– Я в молодости тоже кропал вирши. Получалось грамотно, гладко, кое-что было напечатано в журналах. Арамилев, В лесах Урала.
ВИ́РШИ (от польского wierszy – стихи) – обычное назв. силлабич. стихов. Ориентируются на силлабику, сформировавшуюся в польской лит-ре в 16 в. в подражание лат. стихосложению. Поэтики 17 в. описывают жен. рифму как образцовую (в отличие от муж. и дактилической), что обусловлено их ориентацией на польские стихотв. образцы. В действительности В. в России 17 – нач. 18 в. могли быть и силлабическими, и несиллабическими (напр., описанные Лаврентием Зизанием и Мелетием Смотрицким в грамматиках В., осн. на чередовании долгих и кратких слогов; В., написанные под влиянием говорного стиха, тонические В. Э. Глюка и И. В. Пауса, созданные по нем. образцу). Самые популярные размеры В. – 8-, 11-, 13-сложники, значительно реже встречаются 6-, 7-, 9-сложники. Предполагают, что первые опыты создания В. относятся к нач. 17 в. Наиб. авторитетным виршеписцем 17 в. считается Симеон Полоцкий, хотя первые образцы силлабических В. появились раньше (песнь “О взятии Смоленска” – ок. 1654). Завершил традицию создания В. в России А. Кантемир. В совр. словоупотреблении словом “В.” часто наз. плохие, непрофессиональные стихи.
Лит.: Жирмунский В. М. Рифма, ее история и теория. Пг., 1923; Панченко А. М. Рус. стихотв. культура XVII в. М., 1973; Гаспаров М. Л. Очерки истории рус. стиха. М., 1984; Рус. стихосложение. Традиции и проблемы развития. М., 1985.
Русские вирши
В русской литературе возникновение вирши связывалось обыкновенно с именем Симеона Полоцкого (1629—1680), однако вирши встречаются и в более раннем периоде, что позволяет отодвинуть появление их в России к самому началу XVII века; уже в повести 1606, известной под названием «Иное сказание», встречается ряд отрывков, по построению восходящих к типу виршей; находятся такие же отрывки и в других повестях того времени у авторов, вышедших из состава братии Сергиевской лавры (связанной с Украиной), опиравшихся в своих опытах не только на украинские вирши, но и на народную поэзию, в которой (за вычетом элемента музыкальности, как раз в это время снижавшегося среди образованных слоёв населения (см. «Стихосложение народное»)) налицо были и силлабическая свобода, и тоническая неурегулированность, и выравнивание по константам, и спорадически возникавшая рифма, и т. п.
С этой точки зрения влияние польского и украинского стиха представляется только сопутствующим моментом в образовании русских вирши, возникавших в связи с общим движением, начавшимся в XVII века (которое ещё Пыпин характеризовал как «эпоху поисков новых форм», в частности поэтических), вызванным значительными культурно-экономическими сдвигами этого периода.
Испытав в своём возникновении воздействие народной поэзии, вирши позднее, в свою очередь, оказывали на неё влияние, вирши несомненно воздействовали на строение раёшника, а также на такие, например, произведения, написанные стихом тонического типа, как «Роман в стихах» (изданного Сиповским в его «Русских повестях XVII—XVIII веков»), «История о царе Давиде» (напечатанная в «Памятниках русской драматической литературы эпохи Петра Великого» академиком Перетца, 1903) и др.
Помимо Симеона Полоцкого, среди русских поэтов-виршеписцев стоит назвать таких поэтов как Сильвестр Медведев, Карион Истомин, Феофан Прокопович, Мардарий Хоныков, а также, позднее, уже в XVIII веке, Антиох Кантемир, создававших различные произведения в жанре силлабической поэзии.
Олег Ольжич
Межа
По рівній грані двох світів ідеш,Що, наче скло, невидима і гостра.І тягне, рве глибинами без межОдкрите серце ненаситний простір.
Ступи ліворуч: легкий буде спад,Повільні луки, мляві серпантини.Від інтелекту через хліб назадДо жаху і бєзсилости клітини.
А вправо ступиш — прірва і провал,І знову сплеск, і в клекотінні виру —Лише твій шал щитом проти навал.Одвага ж, коли ти запрагнув. Віра.
Читайте також: Красиві вірші на День святого Валентина
Красивий короткий вірш може передати інтимні моменти простими, точними і переконливими словами. Таким віршам притаманна наростаюча динаміка від початку до кінця. Короткий вірш про любов, смерть або життя відрізняється від довгого тим, що його автор повинен приділяти більше часу вибору слів та їх ясності. З урахуванням цієї копіткої праці, писати чотиривірші може бути складніше, ніж довгі вірші.
Поезія може бути дуже лаконічною, але її послання і вплив часто має великий ефект. Якщо ви самі пишете і готові представити ваші гарні короткі вірші широкому загалу, але не маєте можливості виступати публічно, використовуйте сучасні технології! Діліться своєю творчістю в соціальних мережах і приєднуйтесь до пабліків поетів-аматорів!
Цифрова епоха в самому розпалі, а поезія стала одним з найбільш недооцінених засобів масової інформації в сучасній культурі. Сьогодні стати відомим і популярним можна завдяки 140-символьному спілкуванню в Твіттері, Сторіс в Інстаграм або візуальній публікації в Pinterest. За допомогою цих інструментів ваші короткі вірші про любов, життя або політику швидко знайдуть своїх шанувальників.
Вірші про кохання короткі, тому що у справжнього кохання немає нічого зайвого. Це ідеальний спосіб висловити свої емоції, не будучи при цьому емоційним. Вірші про осінь, короткі і романтичні, привчають людей любити природу і піклуватися про навколишній світ.
Оскільки поезія часто зачіпає занадто особисті теми, то саме короткі вірші про кохання становлять найбільшу цінність для кожного члена суспільства в період наростаючого індивідуалізму і соціального дистанціювання.
Проте поезія все ще актуальна для кожного з нас. Комусь подобаються смішні невеликі віршики, а іншому подавай цілі п’єси у віршах. Для інших поціновувачів не обов’язкова навіть рима і інші літературні інструменти, такі як асонанс і алітерація. Молодь же шукає вірші короткі, які дійсно знаходять відгук у душі, змушують відчувати себе певним чином або дають інший погляд на життя. Хороші вірші про життя короткі, оскільки коротке і саме наше життя.
Значение слова «вирши» в словарях русского языка
Вирши
Ви́рши (от — стих, , ) — один из видов стиха духовного, а затем и светского содержания, развивавшийся сначала в Польше, затем на Украине и в Белоруссии с конца XVI до начала XVIII века, а после перешедший и в русскую литературу (конец XVII—XVIII века).
Википедия
Вирши
I мн.
1.Стихи силлабического размера, предназначавшиеся обычно для чтения вслух, а не для пения ( в русской и украинской литературе XVI — XVIII вв. ) .
2. разг.Любые стихи ( обычно с оттенком шутливости ) . II мн.Бездарные, малосодержательные стихи ( обычно с оттенком пренебрежительности ) .
Большой современный толковый словарь русского языка
Вирши
мн. 1) а) Стихи силлабического размера, предназначавшиеся обычно для чтения вслух, а не для пения (в русской и украинской литературе XVI-XVIII вв.). б) разг. Любые стихи (обычно с оттенком шутливости). 2) Бездарные, малосодержательные стихи (обычно с оттенком пренебрежительности).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
Вирши
в`ирши, -ей
Словарь русского языка Лопатина
Вирши
старинные русские и украинские силлабические стихи вирши теперь старинные русские силлабические стихи (теперь ирон. — о плохих стихах)
Словарь русского языка Ожегова
Вирши
(польск. wierszy, от лат. versus — стих), 1) в 16-18 вв. название всяких стихов (особенно для чтения, а не для пения). 2) В позднейшее время — уничижительное название стихов (обычно плохих).
Современный толковый словарь, БСЭ
Вирши
вирши мн. 1) а) Стихи силлабического размера, предназначавшиеся обычно для чтения вслух, а не для пения (в русской и украинской литературе XVI-XVIII вв.). б) разг. Любые стихи (обычно с оттенком шутливости). 2) Бездарные, малосодержательные стихи (обычно с оттенком пренебрежительности).
Толковый словарь Ефремовой
Вирши
виршей, ед. нет (от польск. wiersz – стих).
1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.).
2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).
Толковый словарь русского языка Ушакова
Вирши
(польск. wierszy, от лат. versus — стих), название авторских книжных стихов духовного, а позднее светского содержания; см. Виршевая литература .
Большая советская энциклопедия, БСЭ