Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ поэзии «Властителям и судиям»
Поэзия Г.Р. Державина — одно из самых значительных явлений в русской литературе XVIII века. Необыкновенно смелый, решительный и независимый характер Державина проявился не только в его карьере государственного служащего, но, быть может, еще более — в поэтическом творчестве. Одно из его стихотворений чуть не стало причиной изгнания и опалы. Это была написанная в 1780 году ода «Властителям и судиям», которую автор назвал «гневной одой».
В этом стихотворении действительно звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.
«Властителям и судиям» является стихотворным переложением 81-го псалма — так в древности назывались библейские песнопения, обращенные к Богу. Их автор — ветхозаветный царь Давид сочинения которого составляют одну из самых поэтичных книг Ветхого Завета — «Псалтырь». В державинской оде лексика и многие образы напоминают нам библейскую поэзию:
Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их..
Но, безусловно, содержание оды Державина, основанной на этом библейском тексте, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Именно здесь он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла, аналогию которым он и находит в ветхозаветной истории:
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?
Необходимость подчинения всех единому закону высшей правды и справедливости утверждается Державиным в этом стихотворении, как и во многих цругих:
Ваш долг есть, охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но в реальной жизни он видит уклонение от этого высшего закона тех, кто стоит у власти, кто как раз и должен прежде всего следить за соблюдением законов:
Не внемлют! Видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса
Вот почему так гневно звучит голос поэта-обличителя «неправедных и злых» Он утверждает неизбежность кары для тех «лукавых» властителей, которые не подчиняются высшему закону правды и справедливости — вот главная мысль державинской оды:
И вы подобно так падете.
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете.
Как ваш последний раб умрет!
Не удивительно, что ода «Властителям и судиям» была воспринята не только придворным окружением, но и самой императрицей, как революционная прокламация. Ведь речь в ней идет о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, ее неминуемо ждет гнев Божий и падение. На смену таким «властителям и судиям», как утверждает автор в заключительном четверостишии оды, неизбежно придут те, кто будет руководствоваться идеалами добра и справедливости:
Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!
Интересно, что во время Французской революции в Париже именно этот 81 псалом, положенный в основу державинской оды, был перефразирован якобинцами-революционерами, и народ распевал его на улицах города, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным. Так связалось воедино в творчестве Державина древняя библейская мудрость, европейская история и российская современность. А для час остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое поистине «вечно» и всегда ново.
Рейтинг сочинений
Тема: «Барионный гидродинамический удар глазами современников»
Вещество сингулярно ускоряет взрыв вне зависимости от предсказаний самосогласованной теоретической модели явления. Атом масштабирует. Все эссе.
Софи Жермен (Marie-Sophie Germain) (1 апреля 1776 — 27 июня 1831) — французский математик, философ и механик. Самостоятельно училась в библиотеке отца-ювелира. Все эссе.
Тест по литературе М Е Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» Ответы
1. Сказки Салтыкова-Щедрина отличает: А) пафос; Б) иносказание; В) лиричность. 2. Иносказание — это: А) фраза, произнесённая на иностранном. Все эссе.
«Новый год» Новый Год стучится в дверь! Открывай ему скорей. Краснощёкий карапуз – Твой теперь надёжный друг. Верно будете дружить. Все эссе.
Композиция
Композиция оды соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.
На протяжении всего стихотворения поэт развивает одну и ту же мысль о продажности власть предержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.
И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшему судье. Ода написана ямбом, в ней используется перекрёстная рифма.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Долго снились мне вопли рыданий твоих Фета
Афанасий Фет, находясь в молодых годах, переживает страстные и бурные отношения с Марией Лазич. Из-за финансовых соображений, он отказывается от любимой и женится на другой. Он не может выбрать ее из-за скромного
- Анализ стихотворения Мережковского Родное
Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родное» является искренним выражением автора к родному краю, тому месту, где каждый рад оказаться спустя много лет прожитой жизни
- Анализ стихотворения Фета Я жду… Соловьиное эхо…
Стихотворение поэт написал в 1842 году. Оно отображает раннее творчество и навеяно влиянием романтизма. В тот период Фет увлекался творчеством Генриха Гейне. Отличительной особенностью этого сочинения от других является краткость, недосказанность сюжета.
- Анализ стихотворения Демону Некрасова
Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.
- Анализ стихотворения Блока Фабрика
Одно из очень интересных произведений Блока – это стихотворение под названием «Фабрика». Это стихотворение было написано в 1903 году.
Жанр, направление и композиция
Непривычное для читателя того времени, угрожающе звучащее для правителей творение Державина относится к жанру оды. В привычном понимании ода – литературное лирическое произведение, восхваляющее, торжественное, посвященное какому-либо событию или особенному человеку.
У Державина ода совсем другая. Это гневное, обвиняющее, почти революционное произведение. Можно назвать эту оду еще и духовной, потому что основана она на религиозных трактатах. Направление такой поэзии можно обозначить словом «гражданская», но завуалированная в библейскую форму.
Особое построение стиха придает ему экспрессивность и напряжение. Читать оду без чувств и эмоций просто невозможно. Композиция напоминает первоисточник – 81 псалом. Состоит из 7 четверостиший.
Условно стих можно разделить на 3 части:
-
Часть первая – напоминание правящему классу об их обязанностях перед простыми людьми.
-
Горестное признание того, что властьимущие не оправдывают надежд и ждать помощи от них смысла нет, они слепы и глухи к чужим страданиям.
-
Третья часть — возмущенное и гневное требование Божьего возмездия.
Герой разочарован и бессилен. Его слова и эмоции вызывают сочувствие. Но в нем остается вера в торжество справедливости.
Анализ стиха Властителям и судиям Державина
Державин внес весомый вклад в развитие Российской империи. Гавриил Романович оставил в истории память о себе не только в качестве влиятельного государственного деятеля в годы правления Екатерины II, Павла I и Александра I, но и в качестве одаренного поэта, прозаика и драматурга. Гений Державина придал литературе восемнадцатого века новое развитие. Его смелые, критические произведения пролили свет на все сферы жизнедеятельности общества, обнажили яркие социальные, политические, духовные и нравственные проблемы того времени. Некоторые его произведения содержали в себе столько решительной критики власть имущих, что едва не обернулись для Державина изгнанием. Ярким примером таких критических произведений служит «гневная ода», как сам называл свое произведение автор, ода «Властителям и судиям». В нем Державин раскрыл всю несправедливость царской власти, ее и невнимательность к проблемам своего народа.
«Властителям и судиям» — представляет собой переложенную на новый лад восемьдесят первую псалму Ветхого Завета, написанную царем Давидом. Основной мыслью оды Державина, как и в Псалтыре Давида, является тема беззаконности. Православный Державин напоминает власти, забывшей свое истинное предназначение, о том, что по мимо их несправедливого суда есть высший суд, перед которым они предстанут, как и обычные люди.
«Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?»
Поэт напрочь рушит привычный в то время стиль классицизма и развивает новое поэтическое направление мысли. В оде часто употребляются устаревшие слова, присущие библейской речи: «во сонме», «мздою», «очеса», «внемли». Это и тот факт, что в основе произведения содержится Ветхозаветный сюжет, позволяет нам отнести его к жанру духовной оды. Все стихотворение по своему звучанию величественно, торжественно и громогласно, этому способствует использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений; обращений к властям; языковых средств, таких как повтор слов «ваш долг», на котором автор делает упор; отрицание при помощи частиц «не»
Четким, пропитанным нелюбовью к беззаконности, ритмом ода привлекает внимание читателя к центральной ее теме, позволяя задуматься о судьбе не только несправедливо лишенных правды людей, но и о судьбе Родины в целом. Гневная лирика автора пробуждает по большей части не ответные отрицательные эмоции, она заставляет проникнуться мыслью об искоренении пороков и лжи в мире
Современники Державина, приближенные к царице Екатерине, сочли оду «Властителям и судиям» революционной. Они видели в ней прямую отсылку к свержению власти. Первую редакцию произведения, имевшего название «Псалом 81» вырезали из печатанных новостей. Вторая редакция, вышедшая в 1780 году, смягченная цензурой и доработанная автором, воспринялась не лучше предыдущей. «Неправедные», «злые», «падете» — эти и другие фразы сгубили репутацию Державина, восхвалявшего прежде в своих стихотворениях личность Екатерины и ее мудрое правление.
Таким образом «гневная ода» в свое время не дошла до простого народа, но несмотря на это использование поэтом прямой критики правителей, позволило зародится в русской литературе новому направлению, которое в последующие годы было поддержано великими литераторами, в числе которых были Пушкин и Лермонтов, и предшествовало своей идеей новым политическим и социальным взглядам всей страны.
К большому сожалению, смысл этой оды, пройденный через века, понятен и доступен читателю двадцать первого века. Немало в современном обществе примеров несправедливости власти, но вслед за Державиным нам остается верить, что наступит день, когда беззаконность падет и главных закон – закон справедливости будет властвовать над всем.
7, 9 класс, кратко по плану
Сочинение Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина
Восемнадцатый век для России и, в частности, её населения был очень тяжелый. Естественно что поэты и литературные деятели того времени не могли оставить данный факт без внимания, вследствие данного внимания у нас есть множество произведений, которые рассказывают нам обо всей жестокости и несправедливости того времени. Отличный поэт того времени Державин также как и остальные не мог оставаться в стороне.
Он написал произведение “Властителям и Судиям”, которое, по сути, являлось пересказом 90 библейских псалмов. Через это произведение он говорил о несправедливости правительства, о нищете народа, о чрезмерной зажиточности дворян, и, впрочем, обо всех событиях и проблемах того времени. За данное произведение его не раз называли богохульником, проклятым человеком, и врагом народа, за его, как бы, оппозиционный характер. Также после издания он испытывал притеснения со стороны правящей власти, из-за нескольких строк про неё в произведении, в которых он раскритиковал её по всем параметрам.
По правде говоря, в произведении не было ничего очень оскорбительного, но из-за того что он использовал библейские псалмы, он был сильно раскритикован, так как в то время тема веры и бога являлась табу, за которое, возможно, могли и убить. Сам же позже он называл своё произведение “Гневной одой”, не скрывая своего недовольства властью и общей ситуацией в стране. Именно за это можно уважать данного автора. Он не побоялся последствий и выпустил произведение, которое критикует власть и всех к ней причастных, говоря об их продажности и предвзятости к дворянской части населения. Он описывал преступления совершаемые властью очень подробно, из-за того что он сам работал в данной сфере, и всегда подмечал нечестность того или иного человека.
Его произведение по правде можно назвать показательной вещью, оно может показать нам насколько же люди были недовольны вещами, происходящими на их родине, но и насколько они беспомощны перед правительственной машиной, которая беспощадно ехала по головам. Благодаря таким людям как Державин, у людей оставались хоть какие — то силы, чтобы бороться с коррумпированным правительством.
Анализ стихотворения Державина Властителям и судиям
Своё открытое стихотворение «Властителям и судиям», Державин написал в 1870 году. Для создания этой оды, поэт использовал библейскую тематику. Содержание из ветхозаветных псалмов как нельзя точно отражало события того времени, происходившие в Российском государстве.
Державин в своё время подвизался на высоких должностях государственной службы, и ему воочию была известна незаконная деятельность правительства. Его сопротивления такому явлению не нашли отклика в умах сильных мира сего. Одновременно, честный и непосредственный Державин, верил в справедливые помыслы императрицы Екатерины, обвиняя в неправомерных действиях её сановитое окружение.
Впечатлительному, но решительному поэту требовалось выплеснуть своё неприятие окружающего бытия, и он приступил к созданию оды. К написанию обличительного стихотворения, поэта подтолкнул реальный случай, произошедший во время перестройки здания Сената. Под его руководством, в зале общего собрания, была установлена скульптура Истины, изображённая в обнажённом виде. Когда князь Вяземский принимал залу, увидев нагую скульптуру, он дал повеление её прикрыть. Приняв это как руководство к действию, правительство с той поры и стало прикрывать и умалчивать правду.
За основу произведения, Державин взял псалом царя Давида. Автор добавил в библейский оригинал всё своё негодование и гнев по отношению к властителям мира, решающих судьбы простого народа. Поэту претит несправедливость и беззаконие правителей. Он осуждает чиновников, поднявшихся на высшую ступеньку государственной иерархии. Добравшись до власти, эти чиновники используют её в своих целях, им глубоко плевать на нужды и проблемы простых людей.
В своём стихотворении Державин обращается к правителям, призывая их к справедливости. Вкладывая в поэтические строчки всю свою боль и искренние переживания, автор требует от властителей честности и благоразумия. Также поэт обращается и к высшим «судиям», которых он призывает наказать алчность и подлость земных властолюбцев.
Державин решился на смелый шаг, опубликовав своё обличительное стихотворение в то смутное время. Он открыто и прямо призывает к политическому перевороту, его ода является призывом к свершению несправедливого самоуправства. Сам Державин понимает, что в этом мире никогда не будет справедливости, и в своём бессилии что-либо изменить, он взывает к высшей инстанции, к Богу.
Исторический контекст
В середине XIX века в кружке одного поэта-петрашевца кто-то сказал, что Гавриил Державин напоминает скорее «напыщенного ритора и низкопоклонного панегириста, чем великого поэта». Тогда один из членов объединения писатель Федор Достоевский гневно возмутился: «Как? Да разве у Державина не было поэтических, вдохновенных порывов? Вот это разве не высокая поэзия?» И он прочел наизусть стихотворение «Властителям и судиям» так, что никто из идейных товарищей больше не сомневался в величии поэта XVIII века.
Творческий взлет и продвижение по карьерной лестнице Державина пришлись на период царствования Екатерины Второй. В эти годы политическая и военная мощь страны усиливались с каждым днем, империя одерживала грандиозные победы. Власть сосредотачивалась на проблемах государственного развития и расширения империи. Русская культура также переживала времена небывалого подъема.
Алексей Петрович Антропов. Портрет Екатерины II. 1766
Западноевропейские (зачастую, связанные с модой на масонство) идеи Просвещения приписывали знаниям и искусствам поистине мессианское значение, обещая преображение общества, тон в котором будут задавать люди эрудированные, гармонично развитые и гуманные. Независимо от отношения к масонству, тенденцию эту не могли игнорировать ни люди власти, ни образованные и талантливые «наследники» петровских реформ. Для кого-то Просвещение было модой; для кого-то поиском предназначения: с огромной творческой энергией люди (среди которых, например, великий поэт и ученый Михаил Ломоносов) ринулись в развитии наук, изящных искусств, литературы и образования, в создание Университета и академий. Литературная и книгоиздательская деятельность в стране получает колоссальный размах. В 1772 году Николай Новиков (известный публицист и создатель первого для России мощного частного книгоиздательского проекта) насчитал в стране около 220 своих современников – литераторов разного калибра. Для той эпохи цифра колоссальная.
Однако идея общества всеобщей гармонии, при всей привлекательности, была все же идеалистической, далекой от реальности. А мощное расширение империи достигалось тяжёлой ценой – мобилизациями, человеческими потерями, ужесточением положения низших сословий. Поиск ресурсов под имперский проект вызывал радикальные меры, как например, в церковной сфере, изъятие монастырских земель и доходов в пользу государства – так называемая секуляризация.
Станислав Молодых “Пугачевщина”
В 1773 году прогремела пугачёвщина — крестьянское восстание под предводительством казака Емельяна Пугачева, всколыхнувшее всю Российскую империю. А спустя чуть более пятнадцати лет во Франции началась кровавая революция, в которой главным инструментом решения проблем стало вовсе не просвещение, а террор и нож гильотины. Екатерина вовсе не была восторженной идеалисткой, хотя образ верховной просветительницы ей и нравился. Однако она неоднократно, самым жестоким образом проводила черту, заступ за которую мог очень дорого стоить.
Само значение науки, литературы и искусства, начиная с екатерининской эпохи, никогда не подвергалось в России сомнению. Но в отношении критиков системы это означало особенно пристальное и пристрастное отношение власти. Такие колебания высшего начальства в вопросе, что дозволено, а что нет стороннику исправления нравов в России, прекрасно прочувствовал на себе Гавриил Романович Державин.
Отсылки к Библии
Стихотворения «Властителям и судиям» — это довольно точное поэтическое переложение 81-го псалма, включенного в ветхозаветную книгу Псалтирь, состоящую из 150 песнопений-обращений к Богу. Изначально Державин хотел назвать произведение «Ода. Извлечение из псалма 81». На первый взгляд, странно, что поэт определил жанр стихотворения как оду, так как дух текста лишен воспевания чего-либо и торжественности.
Приведём здесь текст псалма целиком в русском синодальном переводе (которого, напомним, во времена Державина ещё не существовало – только церковно-славянский текст).
Псалом 81
Псалом Асафа.
1 Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:2 доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?3 Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;4 избавляйте бедного и нищего; исторгайте его
из руки нечестивых.5 Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.6 Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;7 но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.
Библейский и державинский текст отличает, пожалуй, интонация, в остальном стихотворение очень и очень близко следует оригиналу. Но современники Державина привыкли воспринимать псалмы исключительно в контексте церковно-славянского языка и особой манеры церковного чтения. А при воспроизведении на русском, вдруг проявилась в новом времени грозная и пророческая сила Библии
Литературный деятель ХХ века Александр Западов отмечал, что «В обработке поэта стихи псалма зазвучали с такой силой, что привлекли внимание цензуры». Тот факт, что автор извлек из Псалтири смыслы, связанные с обличением властей, был ошеломительным для читающей публики
А ключевая мысль о том, что не царю принадлежит полноправная власть, а Богу, при всей очевидности, шокировала.
Что касается жанрового определения – все же произведение Державина – ода. Но обычно славу в таком творении принято было воздавать земному вельможе или монарху. А тут поэт не польстил земному начальству ни словом – ода возносится только одному Богу, Которого забыли и не слышат те, кто призваны исполнять Его волю, быть милосердными и помнить о своей участи…
Анализ стиха №3
Уже по заглавию стиха, понятно, к кому Гавриил Романович Державин обращает свои обличительные слова – к властителям и судьям, которые названы земными богами ещё вначале произведения, потому что богами в древние времена Израиля назывались судьи, так как они своим правом судить и властвовать, уподоблялись верховному судье и властелину всего мира – Богу.
В стихе показано, какими были начальствующие иудейские судьи, жившие в ветхозаветные времена до нашей эры. За то, что они, поступали неправедно и противозаконно, вместо того, чтобы добросовестно исполнять свои обязанности, поэт их обличает и исторически представляет уровень их аморального падения.
Завершение строгих поэтических речей знаменуется приговором, предрекающим падение и смерть отступников, и воплем к Богу о том, чтобы он воцарил справедливость на землю и прекратил беззакония многих. Данное стихотворение было основано поэтом на восемьдесят первом псалме священного писания ветхого завета, где судьи, за своё отступление от истины, подверглись Божьему суду. В картине безнравственности власть имеющих людей, автор предоставил читателем судить не только о том времени, в котором происходили эти события, но и о всяком другом времени, когда за власть брались недостойные люди.
То, что Бог, превыше всякой власти, начальства и суда и то, что Он заботится о государственном устройстве каждой страны, нельзя не заметить в произведении, если внимательно к нему отнестись. Ведь в самом деле, власть создана самим Богом, для поддержания порядка на земле. И как не кто другой, Он более всех заботится о том, чтобы управление государства каждой страны, происходило правильным и законным образом.
Мораль этого произведения такова, что за каждый неправильный проступок, человек будет отвечать перед Богом в день суда, что не вечно злу занимать победное положение, что рано или поздно добро всегда восторжествует!