История создания
Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.
Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.
Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Ленинград» — изменения, произошедшие в городе после революции. Лирический герой стихотворения, подобно самому поэту, возвращается в свой родной любимый город, но, несмотря на то, что это «город, знакомый до слез», теперь для героя становится страшно находиться в нем, он не испытывает прежнего чувства счастья и спокойствия. Изменилось не только название (большевики переименовали Санкт-Петербург в Ленинград), но и дух этого места: повсюду чувствуется опасность, повсюду нас преследуют основные мотивы казни, неволи и смерти: «В висок ударяет мне вырванный с мясом звонок»; «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, шевеля кандалами цепочек дверных».
Основная проблема в стихотворении «Ленинград» — страх. Зловещий деготь страха залил некогда любимый и знакомый город. Люди теперь не чувствуют себя в безопасности в этом месте. Всюду они находят мертвые и опасные воспоминания, всюду их преследуют мрачные символы принуждения и неволи. Сам герой пребывает в вечном страхе, ожидая ареста даже в своей постели.
Стихотворение «Ленинград» передает ощущение тревожности, предчувствия еще больших бед, в нем уже нет надежды на лучшее будущее, свойственное ранним стихотворениям поэта.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Ленинград» создают атмосферу безысходности и тоски:
В стихотворении «Ленинград» явно прослеживается антитеза. Старое противопоставляется новому, а прошлое будущему.
Кроме того, поэт использует множество эпитетов, подчеркивающих «чужеродность» нового города на Неве, Ленинграда
Он стал «зловещим», «черным».
Нельзя не обратить внимание на использование Мандельштамом метафор: свет речных фонарей сравнивается с горьким рыбьим жиром («рыбий жир ленинградских речных фонарей»), «кандалы цепочек дверных», «вырванный с мясом звонок», ночная темнота – это для лирического героя зловещий дёготь.
Все эти средства выразительности передают мрачное настроение лирического героя, его переживания за свою будущую судьбу и судьбу страны.
Поэзия Мандельштама действительно уникальна. Прежде всего, несмотря на все обстоятельства, на угрозу жизни, поэт никогда не боится сказать правду. Он всегда очень искренен, прямолинеен и смел в своих стихотворениях. В произведениях он остается самим собой: человеком, любящим свою страну, любящим свой народ, переживающим за их судьбу даже больше, чем за свою собственную жизнь. Поэт всегда старается искать хорошие и светлые стороны жизни. В нем никогда не погибают надежда и вера в лучшее будущее. Читатель, знакомясь с творчеством Мандельштама, как будто знакомится с самим автором. Мандельштаму удается очень точно отразить в творчестве трагедию эпохи, трагедию поколения, трагедию отдельной личности, столкнувшейся с противоречивой политической ситуацией, в условиях которой каждый должен сделать свой выбор и нести за него ответственность.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано дольником с тремя ударениями в строке. Интересно, что в каждой строчке по три слова, не считая служебных и местоимений. Декламация стихотворения получается очень выразительной.
Чёткости ритма способствую мужские рифмы. Рифмовка перекрёстная.
Стихотворение – это логическая цепочка умозаключений лирического героя. Мандельштам использует в нём все существующие пунктуационные знаки. Здесь есть и восклицательные предложения, и повествовательные, и побудительные, и даже незаконченная, оборванная мысль с многоточием в конце. Стихотворение, при всей сложности мысли, — прекрасный образец риторики.
-
«Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
-
«О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
-
«За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
-
«Век», анализ стихотворения Мандельштама
-
Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография
По произведению: «Я ненавижу свет»
По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич
История создания
Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.
Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.
Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).
Тянется лесом дороженька пыльная
Тянется лесом дороженька пыльная, Тихо и пусто вокруг, Родина, выплакав слезы обильные, Спит, и во сне, как рабыня бессильная, Ждет неизведанных мук.
Вот задрожали березы плакучие И встрепенулися вдруг, Тени легли на дорогу сыпучую: Что-то ползет, надвигается тучею, Что-то наводит испуг…
С гордой осанкою, с лицами сытыми… Ноги торчат в стременах. Серую пыль поднимают копытами И колеи оставляют изрытыми… Все на холеных конях.
Нет им конца. Заостренными пиками В солнечном свете пестрят. Воздух наполнили песней и криками, И огоньками звериными, дикими Черные очи горят…
Прочь! Не тревожьте поддельным веселием Мертвого, рабского сна. Скоро порадуют вас новоселием, Хлебом и солью, крестьянским изделием… Крепче нажать стремена!
Скоро столкнется с звериными силами Дело великой любви! Скоро покроется поле могилами, Синие пики обнимутся с вилами И обагрятся в крови!
1906 год
Образ петербурга в творчестве мандельштама
Петербург… загадочный и мистический город
Он всегда привлекал внимание творцов. Многие пытались проникнуть в сокровенную тайну Северной столицы
Но и по сей день она остается нераскрытой и остается только гадать, в чем тайна заключена. В том, что возведение города стало победой человеческого разума над стихией? Или в том, что восторжествовала воля и расчет человека? Народная молва утверждала, что городу с иностранным именем не быть, но он выстоял сначала в борьбе со стихией, затем пережил войну.… Был дорог Санкт-Петербург и Осипу Мандельштаму. Здесь поэт прожил детские и юношеские годы. Стихов, посвященных городу на Неве, в его творчестве немного, но поэт с постоянством обращается к образу Петербурга, даже не называя его, а лишь упоминая узнаваемые места: Медный всадник, Дворцовая площадь, набережная Невы…
Многие критики утверждают, что в стихотворениях Мандельштама Петербург изображен лишь с внешней, архитектурной стороны. Возможно, это и так. Есть в творчестве поэта стихи, где как на бумаге выстраиваются знакомые памятники архитектуры. Самое первое упоминание о Петербурге встречается в стихотворении о Казанском соборе, напоминающем автору римские сооружения. Это объяснимо, у Мандельштама немало стихов, посвященных Италии и Риму. Примечательно, что это произведение стало предвестником целого цикла стихов о Петербурге.
По соседству с беспокойными, тревожащими строками А.Блока (стихотворение «Ночь. Улица.Фонарь.Аптека») рождаются плавные, неторопливые, безпафосные «Петербургские строфы» Мандельштама:
Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель, И правовед опять садится в сани, Широким жестом, запахнув шинель.
Зимуют пароходы. На припеке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна – как броненосец в доке – Россия отдыхает тяжело.
Спокойный темп творения как бы продолжает архитектуру классицизма. Тягучие строки рисуют просторную дельту Невы, стройные колонны парадных ансамблей. Стихотворение как будто списано с натуры. Но реальность пейзажа (Сенатская площадь, Дворцовая набережная) связана с историей, прошлым и настоящим и предвещает конец эпохи. Здесь и отголоски восстания, и моторы (веяние нового времени, и проблема маленького человека.… Для Мандельштама Петербург олицетворяет здесь всю страну.
Стихотворение «В Петербурге мы сойдемся снова…» четко прослушиваются тревога, пустота, холод и звучит мотив смерти. Автор представляет, что с похоронами солнца, город тоже погрузится в бархатную черноту. В безлюдном ночном городе слышны разные звуки, но они – эхо сложной переломной эпохи: «Дикой кошкой горбится столица, На мосту патруль стоит, Только злой мотор во мгле промчится, И кукушкой прокричит».
В стихотворении «Адмиралтейство», очень характерном для Мандельштама, звучат мотивы акмеистов применительно к красоте. «…Красота – не прихоть полубога, а хищный глазомер простого столяра». Чем-то сродни эти строки поэзии Маяковского. Воспевая умение строителей, поэт сумел всего в четырех строфах нарисовать реальный облик знаменитого Адмиралтейства и его воздушность. А в последних строчках ощутим морской запах: «Сердито лепятся капризные Медузы, Как плуги брошены, ржавеют якоря – И вот разорваны трех измерений узы, И открываются всемирные моря!».
В стихах, написанных позже, Петербург превращается в Петрополь. Но для Мандельштама он остается тем же. По-прежнему бьются о гранит невские волны, величаво высятся здания. Но поэт говорит о Неве иначе: «Но, как Медуза, невская волна Мне отвращенье легкое внушает». Мандельштам размышляет по поводу перемен в государстве, преемственности культурного наследия. Он убежден, что прежний Петербург умирает:
Критика
Критическому анализу поэзия Мандельштама подверглась в годы правления Советской власти. Тогда некоторые произведения поэта были признаны «антисоветскими», а сам автор попал в список запрещенных к печати и любому виду издания литераторов. В работах Осипа Мандельштама советские критики видели излишнюю чувственность и совершенно ненужную советскому человеку мечтательность, отвлекающую пролетариат от трудовых будней и светлого будущего.
В советское время «Камень» Мандельштама практически не издавался, и особую популярность среди широких читательских масс работы поэта получили лишь в конце восьмидесятых годов, когда наряду с известными произведениями других запрещенных авторов были переизданы и работы Осипа Мандельштама.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из семи двустиший. Это разговор с самим собой и с городом. Лирический герой выносит слово «Ленинград» в название, во второй строфе появляется определение «ленинградский». К Ленинграду лирический герой не обращается, а только к Петербургу в четвёртой и пятой строфах.
Первое двустишье написано от первого лица. Это повествовательное предложение о возвращении в город детства. Вторая и третья строфы – обращение к самому себе. Это горечь узнавания города, который сегодня вызывает негативные эмоции. Четвёртая и пятая строфы – обращение к сущности города, просьба о защите. Лирический герой хотел бы вернуть прошлое, но не только его знакомые мертвы, но и сам он на грани гибели, утратил место жительства. В этих строфах лирический герой дважды обращается к городу «Петербург».
Последние две строфы подчёркивают тревожное эмоциональное состояние лирического героя, который боится ареста, прихода «гостей дорогих» настолько, что вырвал звонок и проверяет по ночам дверные цепочки.
Тема стихотворения – гибель города и целой страны, человека в этом городе. Основная мысль — предчувствие беды, которое проявляется на всех уровнях организации текста.
Разбор темы и сюжета
Тема стихотворения – это обзор жизни русской империи на рубеже веков, когда она ещё колосится и не собирается в могилу истории.
В первой строке видим описание Питера, над которым крутится метель, осыпая снегом желтуху правительственных зданий и чиновников с важными лицами. Во второй строке Мандельштам сравнивает Россию с броненосцем в доке – он могуч и страшен, но сейчас разобран и гол, поэтому связан по рукам и ногам указами, правилами и нормативами.
Все лучшее и худшее смешалось в Питере – здесь давят на прохожих стены правительств «полумира», а за углом просматривается нищенская власяница. Россия хочет утащить с собой в день завтрашний вчерашнее, от этого тужится, но не может перевалить через вал сугроба, погоняя коня времени холодом штыка… как может.
В финале мы видим картину, где смешано в кучу богатство и нищета – вереницы моторов наполняют город запахом бензина, но по его улицам все также ходит бедный Онегин и проклинает судьбу.
Главная тема стиха – это взаимосвязь прошлого и настоящего под тонким соусом тоски и некоторой доли меланхолии. Такова Россия – богатство живет по соседству с нищетой, а великие подвиги часто сменяются гнусными поступками государственного уровня.
История создания
Стихотворение «Ленинград» написано в 1930 г. Это относительно спокойный период в жизни поэта. С 1925 по 1930 гг. Мандельштам пишет только прозу, а после путешествия на Кавказ снова обращается к стихам. Одно из них – стихотворение-предчувствие, предсказание «Ленинград». Это стихотворение о встрече с родным городом. Мандельштам любил Петербург и скучал по нему в странствиях.
Стихотворение было напечатано в «Литературной газете» в ноябре 1931. Трудно поверить, что цензура пропустила его.
Семья Мандельштамов переехала в Петербург, когда Осипу было 6 лет. Там юноша учился в Тенишевском училище, затем, с перерывами, на разных факультетах Петербургского университета, хотя обучение не закончил. В Петербурге Мандельштам начал писать стихи, посещал «башню» Вячеслава Иванова, познакомился с другими поэтами (Ахматовой, Гумилёвым, Блоком, Цветаевой).
Анализ стихотворения Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…»
На момент свершения Октябрьской революции Осип Мандельштам уже был полностью состоявшимся поэтом, высоко ценимым мастером. С советской властью отношения у него складывались противоречиво. Ему нравилась идея создания нового государства. Он ожидал перерождения общества, человеческой природы. Если внимательно читать мемуары жены Мандельштама, можно понять, что поэт был знаком лично со многими государственными деятелями — Бухариным, Ежовым, Дзержинским. Примечательна и резолюция Сталина на уголовном деле Осипа Эмильевича: «Изолировать, но сохранить». Тем не менее, некоторые стихотворения пропитаны неприятием методов большевиков, ненавистью к ним. Вспомнить хотя бы «Мы живем, под собою не чуя страны…» (1933). Из-за этого открытого высмеивания «отца народа» и его приближенных поэта сначала арестовали, а потом отправили в ссылку.
«За гремучую доблесть грядущих веков…» (1931-35) — стихотворение, в некоторой степени близкое по смыслу к вышеназванному. Ключевой мотив — трагическая судьба поэта, живущего в страшную эпоху. Мандельштам называет ее «век-волкодав». Подобное именование встречается ранее в стихотворении «Век» (1922): «Век мой, зверь мой…». Лирический герой стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков…» противопоставляет себя окружающей действительности. Он не желает видеть ее страшных проявлений: «трусов», «хлипкую грязцу», «кровавые кости в колесе». Возможный выход — побег от реальности. Для лирического героя спасение кроется в сибирской природе, поэтому возникает просьба: «Уведи меня в ночь, где течет Енисей».
Два раза в стихотворении повторяется важная мысль: «…не волк я по крови своей». Это отмежевание принципиально для Мандельштама. Годы, когда написано стихотворение, — время для советских жителей крайне тяжелое. Партия требовала полного подчинения. Перед некоторыми людьми ставился выбор: либо жизнь, либо честь. Кто-то становился волком, предателем, кто-то отказывался сотрудничать с системой. Лирический герой явно относит себя ко второй категории людей.
Есть еще один важный мотив — связь времен. Метафора идет от «Гамлета». В шекспировской трагедии есть строки про порванную цепь времен (в альтернативных переводах — вывихнутый или расшатанный век, порванная дней связующая нить). Мандельштам считает, что события 1917 года разрушили связь России с прошлым. В уже упомянутом стихотворении «Век» лирический герой готов пожертвовать собой, чтобы восстановить разорванные узы. В произведении «За гремучую доблесть грядущих веков…» видно намерение принять страдание ради «высокого племени людей», которым суждено жить в будущем.
Противостояние поэта и власти, как это часто бывает, закончилось победой последней. В 1938 году Мандельштама вновь арестовали. Осипа Эмильевича отправили по этапу на Дальний Восток, при этом приговор был не слишком жесток по тем временам — пять лет концентрационного лагеря за контрреволюционную деятельность. 27 декабря он умер от тифа, находясь в пересыльном лагере Владперпункт (территория современного Владивостока). Поэта не хоронили вплоть до весны, как и прочих скончавшихся узников. Затем его погребли в братской могиле, местоположение которой остается неизвестным по сей день.
Формальное построение текста
Выполняя анализ стихотворения Мандельштама, важно обратить внимание на формальные особенности. Произведение состоит из семи строф-двустиший, соединённых смежной рифмовкой: тип aa-bb (например, слёз-желёз, скорей-фонарей)
Автором используются закрытые мужские рифмы, позволяющие создать эффект ритмической «оборванной» фразы, читающейся на одном выдохе и завершающейся логическим ударением на конце слова. Весь монолог героя напоминает тихую речь, в финале перешедшую в шёпот. Этому также способствует использование четырёхстопного анапеста в качестве размера, поскольку анапест из всех существующих наиболее приближен к разговорной речи.
Таким образом, в «Ленинграде» Мандельштама воплощены главные страхи и трагедии времени, которым суждено будет сбыться: спустя 3 года после написания стихов Осип Мандельштам впервые будет арестован и осужден. «Ленинград» — это поэтическая попытка зацепиться за ускользающее прошлое, отгородиться от неизбежного страшного будущего. Попытка, обречённая на провал.
История создания
Творчество Мандельштама условно можно разделить на три периода.
- Лирический герой раннего этапа поэзии – человек, находящийся в поиске смысла бытия, несколько наивный, имеющий надежду, человек, который ценит свою жизнь, благодарен за нее.
- Второй этап (1917-1928) неразрывно связан с революцией. Поэт не мог оставаться в стороне от политических событий того времени, в нем просыпается интерес к истории своей страны, которую он старается отразить в своих стихотворениях. Отношение к революции у Мандельштама неоднозначно. С одной стороны, он испытывает радость, предчувствуя перемены в жизни страны, с другой, поэт понимает, какими жертвами они могут быть достигнуты.
- В тридцатые годы после ареста и ссылки Мандельштама стихотворения поэта пронизаны трагичным настроением. Третий этап его творческого пути открывается циклом стихов об Армении. Трагизм судьбы народа и страны остается центральным в его произведениях. Стихотворения проникнуты чувством к разным народам, поэт говорит о том, что общечеловеческие ценности всегда должны оставаться выше всего остального. К этому периоду относится стихотворение «Ленинград» (1930).
Мандельштам пишет это произведение после возвращения в Петербург из долгого отъезда. Ему пришлось покинуть Петербург на время из-за учебы за границей, а затем из-за Гражданской войны. Поэт возвращается в город, который считает родным, и видит множество изменений, которые не может принять. Также к этому периоду относятся стихотворения “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и другие стихотворения, в которых поэт открыто говорит о трагедии страны и народа. За свое нежелание молчать поэт отправлен в ссылку, во время которой он умирает. Его тело было сброшено в братскую могилу (немногие смогли вынести режим сталинских тюрем) и до сих пор не найдено.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным анапестом. Парная рифмовка с мужскими рифмами жёсткая, как удары или выстрелы, трёхсложный размер подобен сбившемуся дыханию испуганного героя.
- «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
- «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
- «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
- «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
- «Век», анализ стихотворения Мандельштама
- «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
- «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
- «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
- «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
- «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
- «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
- «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
- «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
- Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография
По произведению: «Ленинград»
По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич
Темы, проблемы, настроение
В стихотворении можно выделить главную тему: это тема ностальгии по прошлому. Поэт хранит в сердце любимый город Петербург, который навсегда остался в прошлом, и больше никогда не порадует глаз поэта и не согреет его душу. Момент ностальгии очень тесно связан со смыслом произведения, поэт сравнивает предыдущий, любимый сердцу Петербург, с серым и мрачным Ленинградом. В стихотворении также поднимаются серьезные проблемы современности, такие как неприятие властями. В завуалированной форме поэт выражает свой протест репрессиям, которые наносят вред мирным жителям и ломают их, не оставляя возможности оставить после себя светлую память, а лишь отголоски, будто слышится шёпот мертвеца. Окружающий пейзаж города и обстановка квартиры, в которой живет лирический герой, буквально кричит о безжалостной судьбе пострадавших от переворота людей.
Жанр произведения
По жанру стихотворение можно отнести к элегии. Это один из характерных жанров Мандельштама, существующих в его творчестве наравне с посланием, ведь вся его поэзия — это удивительное переплетение символизма и акмеизма.
Стихотворение пронизано грустью и глубокой печалью. Почему же так выходит? Лирический герой сердцем видит все изменения, произошедшие в городе, ведь он теперь стал совсем другим, не таким, как в его юношеские годы. Все пребывание героя в пределах дома — это ожидание старых знакомых, которые уже не спешат в гости: «И всю ночь напролет жду гостей дорогих, / Шевеля кандалами цепочек дверных». В последних двустишиях ярко видны разочарование и тоска.
«Ленинград» написан четырехстопным анапестом с перекрестной рифмовкой.
Идейно-композиционная основа
Произведение по форме представляет собой монолог лирического героя, обращённый к Петербургу. Несмотря на то что в стихи написаны то от первого, то от второго лица, это именно монолог, а не диалог с городом. Город безмолвен. В стихотворении чередуются строки, имеющие разных адресатов.
- обращённые к читателю;
- внутренние монологи, направленные к самому лирическому герою;
- обращения к страшному городу, попытка достучаться до его знакомой сущности.
«Быть может, я тебе не нужен, Ночь», — напишет Мандельштам в 1911 году в стихотворении «Раковина». Здесь это лишь страх оказаться отрезанным от природы, от мироздания, опустошённым творчески. Ночь для Мандельштама ещё является чем-то светлым, таинственным и дарующим силу. В 1920 году он пишет стихотворение «Ласточка», где ночь уже наравне с тишиной является символом потустороннего, тёмного мира, который противостоит светлому поэтическому слову.
В «Ленинграде» же ночь — время проявления худших человеческих сторон: именно в ночные часы случается большая часть арестов. Стихотворение пронизано атмосферой мрачности и безысходности. Всё, что остаётся герою — ждать неминуемого ареста, мучаясь бессонницей, ожидая, когда стихнут шаги на чёрной лестнице.
Сумерки свободы
Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берет.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.
Мы в легионы боевые
Связали ласточек — и вот
Не видно солнца, вся стихия
Щебечет, движется, живет;
Сквозь сети — сумерки густые —
Не видно солнца и земля плывет.
Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,
Скрипучий поворот руля.
Земля плывет. Мужайтесь, мужи,
Как плугом, океан деля.
Мы будем помнить и в летейской стуже,
Что десяти небес нам стоила земля.
Май 1918 года, Москва
*****
История создания
Осип Мандельштам родился в Варшаве, но детство и юность провел в Петербурге. Русский город он считал родным. На некоторое время поэту пришлось расстаться с любимым городом, ведь учился мужчина за границей, а во времена гражданской войны побывал в разных уголках страны. Пока Осип Эмильевич скитался по чужим землям, Петербург переименовали: он стал Ленинградом. Вот почему в анализируемом произведении автор употребляет оба названия.
В 1930 г. О. Мандельштам вынужден был отправиться на Кавказ, где провел 12 месяцев. В этом году в предвкушении встречи с родным городом был создан «Ленинград». В 1931 г. произведение увидело мир на страницах «Литературной газеты».
Анализ стихотворения «За гремучую доблесть грядущих веков» Мандельштам
Стихотворение О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков» – автобиографичное произведение поэта, в котором выразились его переживания. Оно было написано в 30-е годы XX века. Вам предлагается краткий анализ «За гремучую доблесть грядущих веков» по плану. Данный разбор можно использовать при изучении стихотворения на уроке литературы в 11 классе.
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением За гремучую доблесть грядущих веков.
История создания – стихотворение написано в 30-е годы ХХ века, период правления Сталина, тяжелого экономического кризиса и начавшихся репрессий.
Тема – стихотворение о тяжелой участи поэта, который готов все променять на просторы далекой земли, лишь бы не наблюдать происходящие вокруг события.
Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из вступления и трех четверостиший, которые как бы замыкаются, начинаясь и заканчиваясь одинаковыми строчками.
Жанр – лирический.
Стихотворный размер – стихотворение состоит из четырех строф (катрен), написанных анапестом, рифма точная, мужская, рифмовка перекрестная.
Метафоры – «За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», , «сияли всю ночь голубые песцы».
Метонимия –«Жаркой шубы сибирских степей».
Гипербола – «И сосна до звезды достает».
Годы жизни Осипа Мандельштама пришлись на тяжелые, переломные для России времена. Он стал свидетелем гибели Российской империи и появления на свет нового советского государства. С этими переменами, как и многие другие поэты и писатели, он не смог примириться.
Сталинские репрессии, жесткая цензура – все это сковывало, не давало проявить себя. В этот период, в 30-е годы ХХ века, Мандельштам пишет стихотворение «За гремучую доблесть грядущих веков», в котором проявляется его стремление освободиться.
Важно
Новое время для него – «век-волкодав», и спасение от него поэт видит в далекой Сибири, «где течет Енисей и сосна до звезды достает».
Тема стихотворения тесно связана с историей его написания. Поэту невыносима политика государства, которому он неугоден. Власть стремится заглушить проявления вольности, свободы слова. Атмосфера доносов, которая царила тогда в обществе, суровые расправы с теми, кто не боится говорить правду – все это Мандельштам тяжело переживает.
Может быть, когда-то людей действительно ждет светлое будущее, за которое он «лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей», но сейчас он мечтает очутиться далеко, «Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых кровей в колесе».
Сибирская ссылка кажется поэту лучшим местом для спасения от «века-волкодава», и он просит: «Запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей».
Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой указывается причина, объясняющая переживания лирического героя. Он потерял то, что для него ценно: «Я лишился и чаши на пире отцов, и веселья, и чести своей». Вторая часть – замкнутые в кольцо три четверостишия.
Поэт начинает и заканчивает эти строки, называя наступивший век «волкодавом», и говоря: «… не волк я по крови своей», как бы еще раз подчеркивая, что он не принадлежит времени, в котором живет, не хочет смиряться с новыми ценностями.
Стих относится к лирическому жанру.
Он состоит из четырех четверостиший с использованием трехсложных стоп с ударением на третий слог (анапест). Автор использует рифму: точную (грязцы – песцы, колесе – красе), мужскую – во всех последний словах строк ударение падает на последний слог (веков, людей, отцов, своей).
Используется перекрестная рифмовка АВАВ.
Мандельштам использует много метафор: «За гремучую доблесть грядущих веков», «…на плечи кидается век-волкодав», , «сияли всю ночь голубые песцы». Кроме того, используются такие средства выразительности, как: метонимия («Жаркой шубы сибирских степей»), гипербола («И сосна до звезды достает»).
Будь в числе первых на доске почета
Часть первая
Анализ «Камня» Мандельштама показывает, что сборник содержит стихотворения в порядке их написания. В первую часть своей книги поэт включил ранние, лицейские и университетские работы. В то время Мандельштам разделял литературные взгляды сообщества символистов, поэтому его ранее творчество почти целиком состояло из образов-символов. Творческая вселенная поэта представлена уникальным видением обычных вещей, которым даются необычные определения. Поэт разделяет «мир земной» и «мир небесный», отдавая предпочтение второму.
Мандельштам очень серьезно размышляет о своей поэтической природе и возможной уникальности, относясь к литературному дару скептически.