Анализ стихотворения фета бал

Афанасий фет. когда кичливый ум, измученный борьбою…

«Бал», анализ стихотворения Фета

XIX век вошел в историю нашей страны как время роскошных балов, блестящих кавалеров и прекрасных дам. Кто не помнит первый бал Наташи Ростовой. Кто из девочек не представлял себя на ее месте? Кто не мечтал в пышном бальном платье кружиться в танцевальном вихре?

Казалось бы, приступая к анализу стихотворения Афанасия Фета «Бал», каждый должен себе представить огромный светлый зал, раскрасневшиеся лица светских красавиц и взволнованные лица молодых кавалеров. Однако настроение лирического героя не слишком-то праздничное. Причем герой этого не скрывает, а, наоборот, демонстративно подчеркивает, что садится в «забытый уголок». Скорее всего, это объясняется тем, что герой не так молод, как вальсирующие. Однако (как можно было бы ожидать!) герой не испытывает зависти или огорчения. Наоборот, его «пленяет вихорь шумный и шевелит мерцанье свеч». Автор использует традиционное сравнение: молодость героя уподобляется «зари румянцу дальней».

А дальше в вихре вальса происходит своеобразное путешествие во времени: героя «уносит к юности былой»«круженье пары молодой». Эта картина вызывает у него, очевидно, некоторое умиление, ведь круженье пары он называет «порхающим». а, как известно, порхают только бабочки. следовательно, вальсирующие молодые люди рождают у героя ассоциацию с бабочкой, о которой сам Фет когда-то написал: «Одним воздушным очертаньем я так мила». Бабочка выступает у поэта символом самой жизни, хрупкой и вечной одновременно. Так и вид танцующих пар «ничем неукротимо» уносит героя к его юности былой, которая все-таки навсегда останется для него вечной молодостью.

Разумеется, для каждого человека его юность останется неповторимой, она будет вызывать сначала воспоминания, потом некоторое сожаление, а после, возможно, и тоску. Ведь время, к несчастью, имеет свойство двигаться только вперед, и нельзя заново обрести молодость.

Но грустно думать, что напрасноБыла нам молодость дана,

— так написал в свое время Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин». Герой стихотворения Фета не дает оценок ушедшей юности. Он не знает, чего хочет. Поэтому допускает мысль, что

Бывалой жизнию дыша,В чужой восторг переселятьсяЗаране учится душа?

В этих словах звучит и горечь, и сожаление, и отчаянье. Герой понимает, что ему ничего больше не остается, как, вспоминая свое прошлое, сегодня испытывать абсолютно другие переживания. Наверняка, думать о переселении душ человек начинает под воздействием каких-то не слишком радостных для него событий. Поэтому «чужой восторг» окружающих молодых людей сейчас вызывает только светлую печаль и смирение перед своей судьбой. Такое грустное рассуждение о былом принято называть элегией. Элегия содержит обычно мотивы разочарования, одиночества, бренности земного существования. В общем-то, все эти мотивы и звучат в стихотворении Афанасия Фета с таким, казалось бы, радостным названием «Бал».

Образы и символы

Основными образами лирического произведения можно назвать образ природы, дуба и березы. Автор показывает их четко, поэтому нет необходимости что-то додумывать. В образе деревьев автор заключает людей. Дуб – является отображением мужчин, а береза – женщин. Стоит восхититься их стойкостью, силой и выдержкой. Благодаря этим качествам они стойко переносят сильные морозы. Таким образом, поэт показывает, что и человек способен преодолеть все те трудные времена, которые порой наступают в его жизни. Поэтому не нужно никогда сдаваться, а стоит многому поучиться у деревьев. Поэт показывает, что деревья так же плачут, у них лопается и трещит кора, но они, молча вынося все трудности. Непогода срывает оставшиеся листья, унося их далеко вдаль. Это как воспоминания о былых, лучших временах.

Они стоят благодаря своей вере. Вере в лучшее время и скорейший приход весны. Когда закончится ужасный холод, а теплое солнышко согреет их. Так и человек должен верить, что рано или поздно все наладится, появится новая радость и счастье. Просто нужно пережить этот тяжелый момент.

Чем сильнее дождь, тем светлей будет солнце. Об этом стоит всегда помнить, потому что не бывает все всегда плохо. Необходимо набраться сил, стойкости и мужества, дожидаясь счастливой поря. А она обязательно настанет!

Средства выразительности

Стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой. По композиции произведение представляет собой целостный монолог лирического героя. Стих относится к жанру элегии. А. Фет в стихотворении «Одним толчком согнать ладью» использует яркие художественные литературные приемы:

  • эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «тоскливый сон», «бестрепетных сердец»;
  • метафоры: «упиться вдруг неведомым родным», «одной волной подняться в жизнь иную».

Все эти тропы помогают автору мастерски отразить две основные идейные линии, завуалированные под образы ладьи, цветущих берегов и певца. Под фигурой судна в первых строках произведения Фет подразумевает человека, его душу. Ветр — это олицетворение жизненного выбора, увлечения, страсти, которые не дают стихнуть чувственным порывам даже в зрелом возрасте. Именно эта часть стихотворения воплощает в себе мудрые мысли поэта о юности.

«Цветущие берега» и упоение «неведомым, родным» — отражение романтических чувств писателя к Марии Лазич. Автор соединяет в одной фразе сразу два контрастных эпитета — «неведомым», но «родным», тем самым говоря, чем эта женщина как и прежде любима им, но при этом так далека и недоступна теперь. С любовью Фет сравнивает понятие «вдох жизни», словно без взаимного светлого чувства может задохнуться и погибнуть. Заключительная строчка второй строфы «чужое вдруг почувствовать своим» также обращена к первой и единственной любви писателя.

Третье заключительное четверостишие переносит читателя от образа неразделенного чувства к теме искусства. Говоря о «бое бестрепетных сердец» во множественном числе, автор подразумевает массы, к которым в конечном итоге поступает продукт творческого деятеля. Именно их сердца должны забиться сильнее, если произведение создано истинным художником и дарованием. Фет словно отображает в каждой из строф этапы своей жизни, оглядываясь на прожитые годы:

  • первая строфа — возможности, открытые перед юнцом;
  • вторая — сожаления зрелости об упущенной любви;
  • третья — заключения мудрого литератора об истинном искусстве.

Тема любви в лирике А. А. Фета

Творчество великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета — это мир красоты. Его стихотворения пронизаны мощными потоками энергии счастья и восторга, наполнены восхищением красотой мира и природы. Главным мотивом его лирики была красота. Именно ее он воспевал во всем.

Любовная лирика Фета — это океан солнца, счастья и радости. Он боготворит женщину, хочет исполнить любое ее желание, он заботлив и нежен по отношению к ней:

На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит.

Чувство любви у Фета лишено разрушительной страсти, как у Тютчева. Поэт любуется возлюбленной, наполняющей своим существованием мир красоты и покоя. Лирический герой добр и внимателен, он настоящий защитник для любимой от всего злого. Он основателен, надежен и спокойно счастлив, его любви ничто не угрожает. Лирический герой приходит утром, чтобы:

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова.

Природа, любовь и музыкальное искусство в лирике Фета слиты воедино. Поэт отражает мир чувств, настроений во всем их бесконечном разнообразии. Каждое стихотворение Фета создано, как оригинальная мелодия. Композиторы сразу почувствовали это и написали на стихи Фета множество романсов. Таково стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад…». Так же, как герой стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», лирический герой Фета переживает две встречи с возлюбленной. Начинается стихотворение описанием дивной, волшебной и таинственной ночи. В бархатной летней тишине для героя существуют только красавица луна и чудесный голос его возлюбленной:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

2 стр., 962 слов

Любовная лирика Фета тема любви в творчестве Фета

… произведений своим искренним, светлым чувствам. Афанасий Фет в своих стихотворениях писал о Марии как о живой девушке. Любовная лирика Фета Несколько интересных сочинений Большинство работ автора – это … его творчество легко для понимания и оставляет неизгладимое впечатление. Сочинение Тема любви в лирике Фета Афанасий Афанасьевич Фет являлся известным русским поэтом, первый свой сборник он написал …

Поэт не рассказывает историю взаимоотношений двух людей, не описывает внешний вид своей любимой женщины. Существует только ее изумительный голос, поет ее душа, обращаясь к возлюбленному. Только музыка может передать все оттенки чувств, объяснить то, на что не хватает слов. Разлука не убила любовь. Герой слушает и понимает:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

В жизни Фета была высокая любовь к дочери помещика Марии Лазич, которая трагически погибла молодой. Девушка знала, что Фет никогда не женится на ней. Эта любовь всю жизнь вдохновляла поэта, его мучило чувство вины. Только в мире его стихов влюбленные были вместе:

И хоть жизнь без тебя Суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, Нас нельзя разлучить.

Шедевром лирики Фета является стихотворение «Шепот, робкое дыханье…». Картина пейзажа включает в себя сцену свидания влюбленных. Общение людей и жизнь природы переданы в динамике, хотя в стихотворении нет ни одного глагола. Природа отражает пылкие чувства влюбленных:

Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных точках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря.

Следуя своей художественной манере, поэт не показывает развитие отношений молодых людей, а изображает минуты высшего восторга, самые значимые для них. Фет, как никто другой, сумел описать мир прекрасных человеческих чувств, его стихотворения стали классикой русской лирики XIX века.

История создания

Данное стихотворение написано Фетом в достаточно преклонном возрасте, в 1885 году (2 сентября). Существует два предположения насчет «адресата» данного стихотворения. Возможно, Афанасий Афанасьевич обращался к своей возлюбленной, музе, покинувшей свет в раннем возрасте, но не ушедшей из сердца поэта, к Марии Лазич. История их любви безмерно романтична и столь же безмерно трагична. После первой встречи на балу в 1848 году они были увлечены друг другом долгих… 2 года.

Мария была бесприданницей…Фет не мог достойно обеспечить любимую и себя, поэтому решил, что будет нечестным продолжать отношения с девушкой. Но Мария просила не прерывать их «чистой» связи, убеждая, что ей ничего от Фета не нужно.

В 1850 году Мария погибла… Некоторые считают, что её смерть – это самоубийство! Но сложно принять тот факт, что юная красавица решила покончить жизнь именно таким образом, опрокинув на себя лампадку, огонь которой моментально охватил подол её платье, стал подниматься все выше и выше, перепрыгнув на локоны девушки, охватив её лицо…

Самостоятельно «задавленная» любовь в душе поэта, его вынужденное отчуждение от Марии, внезапная гибель возлюбленной спровоцировали хроническое чувство вины у автора, которое послужило толчком к созданию очень многих лирических произведений.

Также существует предположение, что стихотворение «Я тебе ничего не скажу…» обращено к жене Фета, Марии Петровне Боткиной, на которой Афанасий Афанасьевич женился в 1857 году. Многие источники сообщают, что супругу поэт не любил, но глубоко уважал. Рискну предположить, что это было не так! В Марии Петровне он нашел всё, что искал. Спокойная, хозяйственная, рассудительная и…состоятельная. Дело в том, что поэт считал невозможным существование счастливого брака без должного достатка, именно поэтому он не сделал предложение Марии Лазич.

Мария Боткина «подошла» поэту по всем параметрам! Его сердце было изранено, но она сумела его излечить.

Они прожили вместе долгие и счастливые 35 лет.

Разбираемое стихотворение написано в период, когда Фета с новой силой одолело чувство вины за гибель Марии Лазич, поэтому некоторые считают, что оно обращено именно к ней. Но стихотворные строки о «ночных цветах» убеждают нас в другом, что произведение адресовано Марии Боткиной и только ей! Ведь она является «сестрой цветов», «подругой розы»! Так её назвал Афанасий Фет в стихотворении «Цветы», посвященном ей же.

«В лунном сиянии» А.Фет

«В лунном сиянии» Афанасий Фет

Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании!

Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании, Мельница, речка и даль В лунном сиянии.

Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии? Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии!

Анализ стихотворения Фета «В лунном сиянии»

Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и «лунного серпа», которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование «серебром окаймленной» темноты, отправляется на прогулку или с нетерпением ждет свидания. Лунная ночь — пора для страстных признаний «безумного» влюбленного, момент, порождающий «воздушные стремления», невероятные мечты, и время прозрения, погружения в таинственную «бездну» неизведанной горней выси.

В рефрене, звучащем в поэтическом тексте 1885 г. побудительные интонации выражены при помощи глагола в повелительном наклонении. Лирический субъект, привлеченный переливающейся красотой неяркого света, приглашает на романтическую прогулку своего адресата. В роли последнего выступает возлюбленная — об этом свидетельствуют особенности идейно-образного наполнения фетовского художественного мира.

За рефреном следует замечание, проясняющее состояние души адресата. Параллельно мотиву прогулки возникает сюжетная линия, связанная с душевным дискомфортом, «томлением». По мысли героя, гулянье под луной поможет преодолеть внутренние тревогу и печаль.

Центральный катрен посвящен изображению пейзажной зарисовки. Ее привлекательный вид призван побудить милую к согласию, поэтому герой перечисляет, «нанизывает» природные реалии, будто набирает аргументацию в пользу своего предложения. Что может привлечь ночного созерцателя? Из близких объектов — пруд и травы в ночной росе, из отдаленных — панорама, которая охватывает мельницу, речку и общую перспективу. Доминанты, поданные крупным планом, обогащаются художественными тропами: спокойная вода сравнивается с «блестящей сталью», а метафорическая конструкция «в рыдании» не только указывает на обильную росу, но также служит для обозначения полноты чувств. В последнем из тропов визуальный образ и порожденные им впечатления сливаются воедино.

Риторический вопрос, открывающий финальный эпизод, возвращает лирическую ситуацию к теме душевной тоски, заявленной зачином. При помощи стилистической фигуры укрепляется мысль о несвоевременности и неуместности грусти на фоне великолепной зарисовки. Чтобы замкнуть композицию, поэт прибегает к испытанному способу — задействует рефрен, как в произведениях «Не отходи от меня…» или «Серенада ».

Жизнь А. А. Фета

Как говорилось выше, А. А. Фет — поэт с нелегкой судьбой. Фет был сыном известного помещика А. Н. Шеншина. Но из-за того, что поэт родился за несколько месяцев до бракосочетания родителей — А. Шеншина и Шарлотты Фет — духовные власти посчитали, что маленький Афанасий не может быть наследником Шеншина. Ему дали фамилию матери и лишили прав на наследство.

Лишенный дворянского положения, А. А. Фет всю жизнь пытался его себе вернуть. Сначала он пытался заслужить дворянский чин путем военной карьеры, но вскоре поэт вышел в отставку. Затем он решил заняться сельской деятельностью. Фет женился и купил небольшое имение в Мценском уезде. Там он прожил около 17 лет, и там его застал приказ о возвращении титула дворянина.

«Вечер», анализ стихотворения Фета

К середине 1850-х годов музыкант русской поэзии Афанасий Фет выпустил 3 книги стихов. На 35-ом году жизни он создает несравненное по художественной точности стихотворение «Вечер».

Главной темой стихотворения является таинственное очарование природы. В своем пейзажно-лирическом стихотворении автор воспевает красоту перехода от дня к ночи. При этом использует не только богатую палитру красок: «ясной рекою», «в померкшем лугу», «в полумраке», «засветилось», «золотыми каймами», «теплится ярко», «голубым и зеленым огнем» , но и звуки: «прозвучало», «прозвенело», «рощей немою». Музыка и живопись гармонично сливаются, и в этом уникальная особенность поэзии А. А. Фета. Красота неуловима, однако художник слова останавливает время и раскрывает загадки мельчайших изменений природного мира.

Следует отметить особую роль анафоры. Не случайно в первой строфе каждый стих начинается с глагола, так как каждый из них описывает движение солнца.

«Прозвучало над ясной рекою». Здесь — жаркое солнце в зените. Словно звуки аккорда, свет разливается по всему необъятному простору.

«Прозвенело в померкшем лугу». В этих строчках можно увидеть прощальные лучи солнца, звенящие издали светло и радостно, как будто колокольчики, но не так торжественно, как «прозвучало».

«Прокатилось над рощей немою». В этом стихе угадывается солнышко, которое, быть может, торопится уехать на тройке лошадей с бубенцами, а немая роща, словно провожая гостя, не решается печально крикнуть ему вслед, чтобы остановить. Здесь присутствует художественный образ закона природы.

«Засветилось на том берегу» — конечно же, это закат!

Лирический герой — это сам поэт. Его образ передает глубокая чувственность при помощи метафор: «вздохи дня», «в дыханье ночном», и категории состояния: «сыро», «жарко». Благодаря олицетворению природа предстает живым существом: «река убегает». Необычайно точно использовано сравнение «разлетелись, как дым, облака». Великолепие вечернего пейзажа помогают изобразить эпитеты: «ясной рекою», «померкшем лугу», «золотыми каймами», «дыханье ночном», «теплится ярко», «голубым и зелёным».

В стихотворении используется перекрестная рифма: созвучие стихов , первый с третьим и второй с четвертым. Форма стихотворного ритма последовательно выражена на протяжении всего произведения, образует метр стиха, или размер. В данном случае трехсложный размер — анапест, в котором ударение падает на третий слог. Стихотворение состоит из трех строф.

Сюжет прост и сложен одновременно. После первого четверостишия, показавшего динамику солнца, второе тоже характеризует движение, но уже реки и облаков. Заканчивается сюжетная линия описанием подступающей грозы.

В период создания стихотворения в русской литературе уже образовалось 2 течения: это чистое искусство, направлению которого следовал А. А. Фет, и реалистическое, народное искусство, представителем которого являлся Н.А. Некрасов.

Мало кто знает, что еще совсем юный поэт учился играть на скрипке, этим объясняется музыкальность и образность его стихотворений. Первая любовь писателя была одаренной пианисткой, о смерти которой он со светлой грустью вспоминает в своих произведениях. Поэзия русского гения одухотворена возвышенными идеалами. Современники А. А. Фета называли его произведения елейно-чистыми, юношественно-благоговейными.

Лирическая поэзия Афанасия Фета олицетворяет саму душу писателя, который ищет красоту и находит ее повсюду, куда бы не пал его задумчивый взор.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
  • «Бал», анализ стихотворения Фета
  • «Цветы», анализ стихотворения Фета
  • «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
  • «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

По произведению: «Вечер(Фет)»

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Средства выразительности

Интересны синтаксические составляющие стихотворения. Во-первых, в «Шепоте» совершенно нет глаголов. Читатель не видит ни одного действия. Но он чувствует то, что происходит между двумя людьми там, в тишине. Во-вторых, все стихотворение – это всего лишь одно предложение. Несмотря на деление на три строфы, А. А. Фет развивает одну основную мысль непрерывно до конца произведения.

  • Что же касается непосредственно художественности в стихотворении, то поэт использует большое количество эпитетов (робкое, сонный, дымные, волшебные). Такой ход вполне обоснован: автор рисует природу, влюбленных, описывает окружающую обстановку – для этого логичнее всего прибегать к образному определению. В стихотворении также очевиден метафорический прием: «сонный ручей». Эта метафоричность в некоторой степени может быть приравнена к олицетворению: ручей может спать, намекает поэт.
  • Прием аллитерации (повторение согласных звуков) также использован Фетом. В данном стихотворении речь идет о шипящих, способствует созданию реалистичности ночного свидания. Ночь, влюбленные, лобзания, слезы – безусловно, здесь присутствует некая тайна. Аллитерация дополняет общую картину. Наряду со звуками в стихотворении присутствует и цветопередача, речь о которой шла выше.

История написания

На момент создания произведения «Шепот…» Афанасий Фет уже сформировал собственную форму изложения. Автор изобретал новые стили подачи лирических работ. Рассматриваемое стихотворение вошло в цикл «Вечера и ночи».

Талантом мужчины восхищались знаменитые русские писатели, которые при этом были его хорошими знакомыми. Некоторые из них:

  1. Гоголь.
  2. Некрасов.

На момент появления Афанасия на свет родители еще не были в официальном браке, что категорически запрещала церковь. Отец будущей знаменитости был Шеншиным, однако сыну дал фамилию первого мужа супруги. Молодой человек учился в Московском институте, однако желание вернуть себе дворянство заставило его отправиться на службу. Со временем он вновь получил титул дворянина, но свои произведения продолжал подписывать как Фет.

«Певице» А.Фет

Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем, Будто шаткая тень за крылом.

Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря,- И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу.

Уноси ж мое сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль, И всё выше помчусь серебристым путем Я, как шаткая тень за крылом.

Анализ стихотворения Фета «Певице»

Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы. Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору. Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.

Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра. Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью. Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».

В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии. Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году. Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга». Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием

Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки

Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.

Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.

Анализ стихотворения Фета «Поэтам»

«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.

А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю.

Стихотворение «Поэтам» было написано 5 июня 1890 года и обращено к собратьям по перу.

Стихотворение отражает в целом мотивы и настроения поэзии Фета: быть убежищем от всех житейских скорбей. «Поэтам» можно отнести к ряду стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе. Стихотворение состоит из четырех строф, каждая из которых цепь образов, внутренней жизни человека, объединенных мотивом поэзии. Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией — каждое четверостишие — одно предложение, прославляющее поэзию. Тон всему повествованию задает первая строфа, в которой лирический герой показывает свое отношение к поэтам, а значит и поэзии:

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи и руки воздеты,

Здесь на коленях я снова невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Лирическое напряжение передают слова высокого стиля: очи, руки воздеты, провидит, песнопенье, чертоги, грезы; эпитеты: благовонные розы, прозрачно-воздушные радуги, мимолетные грезы.

Возможности поэзии огромны:

Только у вас мимолетные грезы

Старыми в душу глядятся друзьями,

Только у вас благовонные розы

Вечно восторга блистают слезами.

Она, поэзия, воспитала и лирического героя, в чертогах поэтов «окрылился» его дух:

В ваших чертогах мой дух окрылился,

Правду провидит он с высей творенья,

Этот листок, что иссох и свалился,

Золотом вечным горит в песнопенье.

В стихотворении выдержано «единство представления», которое Фет называл первым художественным законом. Здесь можно говорить о ритмической композиции. Ритм следует за смыслом, за развитием темы.

Стихотворение «Поэтам» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Если радует утро тебя…» и др. где особенно выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: