Пётр вяземский ~ берёза (средь избранных дерев

«берёза» п. вяземский

Идея

Жизнь начинается с любви к матери и отцу, к родной стороне, ко всей стране и её народу, без этого человек не может быть счастлив – вот главная мысль произведения. У каждого должен быть пусть даже крохотный уголочек в этом бушующем и огромном мире, куда он может прибиться, где может укрыться от боли, страданий, поглощающей пасти грубой реальности. У всех должна быть своя белая берёзка, в которой сердце можно всегда находить отраду и утешение даже в далёких чужих краях, среди чужих лиц, среди непосильного одиночества.

И пусть жизнь кипит и бешено бежит, бросая из стороны в сторону, но никогда не забывай про свой дом — край, где любят, ждут. Вот этот важный смысл стремился передать читателю автор.

Сила стихотворения


Есенинское стихотворение «Береза» — это образец умелого и искусного словесного рисования. Само дерево береза всегда было символом России. Это русская ценность, это фольклорная изюминка, это связь с прошлым и будущем. Можно сказать, что произведение «Берёза» – это лирический гимн красоте и богатству всей земли русской. К основным темам, которые описывает Есенин можно отнести следующие:

•Тема любования. •Чистота и женственность этого русского дерева. •Возрождение.

Береза в стихотворение похожа на русскую красавицу: она такая же гордая и нарядная. Все ее великолепие можно увидеть в морозный день. Ведь вокруг этого прелестного деревца завораживающая живописная картина русской природы, которая в морозные дни особенно хороша.

Для Сергея береза – это символ возрождения. Исследователи есенинского творчества утверждали, что свой талант и силу для написания своих новых стихотворных шедевров он брал именно в воспоминаниях из своего детства. Береза в русской поэзии всегда была символом радостной жизни, она помогала человеку не только утешиться в трудные и печальные для него дни, но и позволяла жить в гармонии с природой. Конечно же, гениальный русский поэт знал устное народное творчество и помнил фольклорные притчи о том, что когда становится трудно, сложно или гадко на душе, то стоит просто подойти к березе. И это прекрасное и нежное дерево, выслушав все переживания человека, облегчит его страдания. Только после беседы с березой, по странным легендам, на душе у человека становится тепло и легко.

Первый снег

(В 1817-м году)

Пусть нежный баловень полуденной природы,
Где тень душистее, красноречивей воды,
Улыбку первую приветствует весны!
Сын пасмурных небес полуночной страны,
Обыкший к свисту вьюг и реву непогоды,
Приветствую душой и песнью первый снег.
С какою радостью нетерпеливым взглядом
Волнующихся туч ловлю мятежный бег,
Когда с небес они на землю веют хладом!
Вчера еще стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени, и влажные пары
Стояли над челом угрюмыя горы
Иль мглой волнистою клубилися над бором.
Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.
Кладбищем зрелся лес; кладбищем зрелся луг.
Пугалище дриад, приют крикливых вранов,
Ветвями голыми махая, древний дуб
Чернел в лесу пустом, как обнаженный труп.
И воды тусклые, под пеленой туманов,
Дремали мертвым сном в безмолвных берегах.
Природа бледная, с унылостью в чертах,
Поражена была томлением кончины.
Сегодня новый вид окрестность приняла,
Как быстрым манием чудесного жезла;
Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подернулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля
И нас приветствует живительной улыбкой.
Здесь снег, как легкий пух, повис на ели гибкой;
Там, темный изумруд посыпав серебром,
На мрачной сосне он разрисовал узоры.
Рассеялись пары, и засверкали горы,
И солнца шар вспылал на своде голубом.
Волшебницей зимой весь мир преобразован;
Цепями льдистыми покорный пруд окован
И синим зеркалом сравнялся в берегах.
Забавы ожили; пренебрегая страх,
Сбежались смельчаки с брегов толпой игривой
И, празднуя зимы ожиданный возврат,
По льду свистящему кружатся и скользят.
Там ловчих полк готов; их взор нетерпеливый
Допрашивает след добычи торопливой, –
На бегство робкого нескромный снег донес;
С неволи спущенный за жертвой хищный пес
Вверяется стремглав предательскому следу,
И довершает нож кровавую победу.
Покинем, милый друг, темницы мрачный кров!
Красивый выходец кипящих табунов,
Ревнуя на бегу с крылатоногой ланью,
Топоча хрупкий снег, нас по полю помчит.
Украшен твой наряд лесов сибирских данью,
И соболь на тебе чернеет и блестит.
Презрев мороза гнев и тщетные угрозы,
Румяных щек твоих свежей алеют розы,
И лилия свежей белеет на челе.
Как лучшая весна, как лучшей жизни младость,
Ты улыбаешься утешенной земле,
О, пламенный восторг! В душе блеснула радость,
Как искры яркие на снежном хрустале.
Счастлив, кто испытал прогулки зимней сладость!
Кто в тесноте саней с красавицей младой,
Ревнивых не боясь, сидел нога с ногой,
Жал руку, нежную в самом сопротивленье,
И в сердце девственном впервой любви смятенья,
И думу первую, и первый вздох зажег,
В победе сей других побед прияв залог.
Кто может выразить счастливцев упоенье?
Как вьюга легкая, их окриленный бег
Браздами ровными прорезывает снег
И, ярким облаком с земли его взвевая,
Сребристой пылию окидывает их.
Стеснилось время им в один крылатый миг.
По жизни так скользит горячность молодая,
И жить торопится, и чувствовать спешит!
Напрасно прихотям вверяется различным;
Вдаль увлекаема желаньем безграничным,
Пристанища себе она нигде не зрит.
Счастливые лета! Пора тоски сердечной!
Но что я говорю? Единый беглый день,
Как сон обманчивый, как привиденья тень,
Мелькнув, уносишь ты обман бесчеловечный!
И самая любовь, нам изменив, как ты,
Приводит к опыту безжалостным уроком
И, чувства истощив, на сердце одиноком
Нам оставляет след угаснувшей мечты.
Но в памяти души живут души утраты.
Воспоминание, как чародей богатый,
Из пепла хладного минувшее зовет
И глас умолкшему и праху жизнь дает.
Пусть на омытые луга росой денницы
Красивая весна бросает из кошницы
Душистую лазурь и свежий блеск цветов;
Пусть, растворяя лес очарованьем нежным,
Влечет любовников под кровом безмятежным
Предаться тихому волшебству сладких снов! –
Не изменю тебе воспоминаньем тайным,
Весны роскошныя смиренная сестра,
О сердца моего любимая пора!
С тоскою прежнею, с волненьем обычайным,
Клянусь платить тебе признательную дань;
Всегда приветствовать тебя сердечной думой,
О первенец зимы, блестящей и угрюмой!
Снег первый, наших нив о девственная ткань!

Ноябрь 1819

Темы и проблемы

Главной и основной темой данного стихотворения является тема природы. Лирический герой настолько влюблен в русскую природу, что воспевает и замечает каждую, даже самую незначительную деталь. Там где обычный обыватель пройдет мимо и не придаст значения, наш лирический герой видит прекрасное и любуется этим.

В стихотворении «Береза» Сергею Александровичу удалось создать настоящую зимнюю сказку, в каждой строчке которой прослеживается все то зимнее волшебство, которое не прошло мимо поэта.

Здесь очень хорошо прослеживается его любовь к родине, которая занимала одно из главных мест в жизни творца. Даже в суровой русской зиме он умудрился показать все то величие и прелесть окружающего пейзажа.

Даже в его восхищении березой, которая давно стала символом России, видно неподдельный патриотизм и гордость. Весь текст пронизан теплой грустью автора по своему детству и родному дому.

Зима

В дни лета природа роскошно,

Как дева младая, цветет,

И радостно денно и нощно

Ликует, пирует, поет.

Красуясь в наряде богатом,

Природа царицей глядит,

Сафиром, пурпуром, златом

Облитая, чудно горит.

И пышные кудри и косы

Скользят с-под златого венца,

И утром и вечером росы

Лелеют румянец лица.

И полные плечи и груди —

Всё в ней красота и любовь,

И ею любуются люди,

И жарче струится в них кровь.

С приманки влечет на приманку!

Приманка приманки милей!

И день с ней восторг спозаранку,

И ночь упоительна с ней!

Но поздняя осень настанет:

Природа состарится вдруг;

С днем каждым всё вянет, всё вянет,

И ноет в ней тайный недуг.

Морщина морщину пригонит,

В глазах потухающих тьма,

Ко сну горемычную клонит,

И вот к ней приходит зима.

Из снежно-лебяжьего пуху

Спешит пуховик ей постлать,

И тихо уложит старуху,

И скажет ей: спи, наша мать!

И спит она дни и недели,

И полгода спит напролет,

И сосны над нею и ели

Раскинули темный намет.

И вьюга ночная тоскует

И воет над снежным одром,

И месяц морозный целует

Старушку, убитую сном.

Ноябрь 1848 года

*****

Ещё тройка

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьется пыль из-под копыт,

Колокольчик звонко плачет,

И хохочет, и визжит.

По дороге голосисто

Раздается яркий звон,

То вдали отбрякнет чисто

То застонет глухо он.

Словно леший ведьме вторит

И аукается с ней,

Иль русалка тараторит

В роще звучных камышей.

Русской степи, ночи темной

Поэтическая весть!

Много в ней и думы томной,

И раздолья много есть.

Прянул месяц из-за тучи,

Обогнул свое кольцо

И посыпал блеск зыбучий

Прямо путнику в лицо.

Кто сей путник? И отколе,

И далек ли путь ему?

По неволи иль по воле

Мчится он в ночную тьму?

На веселье иль кручину,

К ближним ли под кров родной

Или в грустную чужбину

Он спешит, голубчик мой?

Сердце в нем ретиво рвется

В путь обратный или вдаль?

Встречи ль ждет он не дождется

Иль покинутого жаль?

Ждет ли перстень обручальный,

Ждут ли путника пиры

Или факел погребальный

Над могилою сестры?

Как узнать? Уж он далеко!

Месяц в облако нырнул,

И в пустой дали глубоко

Колокольчик уж заснул.

1834 год

*****

Тема

Красота берёзы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний есенинского детства. Для кого-то это обычное дерево, но лирический герой, который “озвучивает” мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчётом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.

Нельзя не заметить, что “Берёза” стала своеобразным прощальным письмом в родные места: поэт тоскует по ним, понимая, что вернуться получится не скоро.

По виду лирики это классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что берёза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

Я пережил

Я пережил и многое, и многих,

И многому изведал цену я;

Теперь влачусь в одних пределах строгих

Известного размера бытия.

Мой горизонт и сумрачен, и близок,

И с каждым днём всё ближе и темней;

Усталых дум моих полёт стал низок,

И мир души безлюдней и бедней.

Не заношусь вперёд мечтою жадной,

Надежды глас замолк — и на пути,

Протоптанном действительностью хладной,

Уж новых мне следов не провести.

Как ни тяжёл мне был мой век суровый,

Хоть житницы моей запас и мал,

Но ждать ли мне безумно жатвы новой,

Когда уж снег из зимних туч напал?

По бороздам серпом пожатой пашни

Найдёшь ещё, быть может, жизни след;

Во мне найдёшь, быть может, след вчерашний,

Но ничего уж завтрашнего нет.

Жизнь разочлась со мной; она не в силах

Мне то отдать, что у меня взяла,

И что земля в глухих своих могилах

Безжалостно навеки погребла.

1837 год

*****

Художественно-выразительные средства

Любуясь родной природой, чтобы выразить к ней всю свою любовь и восхищение Есенин использует различные художественно-выразительные средства:

★Эпитеты: огонь золотой, береза белая, кайма снежная, тишина сонная. ★Метафоры: береза снегом принакрылась, кайма распустилась кистями, снежинки в огне горят, обходит лениво, ветки обсыпает. ★Сравнения: снегом укрылась береза «точно серебром». ★Олицетворение: «принакрылась» — это глагол, который имеет возвратный суффикс — сь.

Такое использование художественно-выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство

Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной

Это стихотворение вошло в самый первый цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать её малейшие изменения и быть самому частью этого большого и прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского произведения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушает обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Параллельная рифмовка делает его легко читаемым.

Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям младшего возраста сюжет этого стихотворения понятен. Поэт использует для своего текста двухсложный размер. Так, весь текст написан хореем, что делает его простым для запоминания.

Анализ стихотворения Вяземского «Береза»

Стихотворение «Береза» было написано в 1855 году. Князь П. А. Вяземский проводил много времени за границей – и по долгу службы, и в связи с обострениями тяжелой болезни, оставаясь истинно русским человеком. Его патриотические настроения усилило начало Крымской войны, которое совпало с получением поста товарища (заместителя) министра народного просвещения. Отражением патриотического подъема тех лет в обществе и стало появление стихотворения «Береза».

Сегодня береза является ярким символом нашей Родины, но текст стихотворения говорит нам о том, что так было не всегда. Небольшое по объему произведение явно написано за границей. Оно содержит массу средств художественной выразительности:

  • инверсию – «милей весть», «приятель дорогой», «слов собственноручных (написанных собственноручно)», «в стране чужой», «из нас кто мог бы…», которая формирует рифму;
  • эпитеты – «живое наречье», «родная проза», «сладкозвучные песни» «радостная весть», «милая мать», «русское клеймо»;
  • олицетворения – «душе … проза … говорит », «прочесть сердцу», «фактор (в значении причина, аспект) – приятель», которые «работают» на создание образа;
  • эллипсис – «в ней (видно, явственно) – родная проза … говорит», «сердцу много что (можно) прочесть»;
  • перифразы – «родная проза – родной язык», «просек (просека)», который обозначает прямой, верный путь, с которого не собьешься, и одновременно выступает авторским неологизмом, позволяющим выстроить рифму;
  • устаревшую падежную форму – «песней»;
  • обращение – «береза» – олицетворяет дерево, делая его полноценным собеседником лирического героя;
  • сравнение – «береза, словно письмо … матери» – иллюстрирует теплоту отношения и к матери, и к Родине;
  • риторический вопрос – «…кто мог бы увидеть …?» – является скрытым утверждением того, что вид русской березы (как и письмо народном языке) не оставит равнодушным ни одного русского человека;
  • ряд однородных членов предложения – «просек, ключ, проводник».

Оборот «русское клеймо» употребляется в значении символа, знака принадлежности к России. Поэт говорит о том, что увиденная за границей береза вызывает стойкие ассоциации с Родиной – она становится вестью, которая направляет и придает силы, помогает пережить разлуку с близкими. Неброское дерево становится поводом поговорить о том, что кроется за строками, написанными рукой близкого человека.

А сомнительный тезис П. А. Вяземского о том, что береза «не поэтически (вы)глядит» убедительно опроверг другой русский поэт новейшего времени.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Прощание с халатом

Прости, халат! товарищ неги праздной,

Досугов друг, свидетель тайных дум!

С тобою знал я мир однообразный,

Но тихий мир, где света блеск и шум

Мне в забытьи не приходил на ум.

Искусства жить недоученный школьник,

На поприще обычаев и мод,

Где прихоть-царь тиранит свой народ,

Кто не вилял? В гостиной я невольник,

В углу своем себе я господин,

Свой меря рост не на чужой аршин.

Как жалкий раб, платящий дань злодею,

И день и ночь, в неволе изнурись,

Вкушает рай, от уз освободясь,

Так, сдернув с плеч гостиную ливрею

И с ней ярмо взыскательной тщеты,

Я оживал, когда, одет халатом,

Мирился вновь с покинутым Пенатом;

С тобой меня чуждались суеты,

Ласкали сны и нянчили мечты.

У камелька, где яркою струею

Алел огонь, вечернею порою,

Задумчивость, красноречивый друг,

Живила сон моей глубокой лепи.

Минувшего проснувшиеся тени

В прозрачной тьме толпилися вокруг;

Иль в будущем, мечтаньем окриленный,

Я рассекал безвестности туман,

Сближая даль, жил в жизни отдаленной

И, с истиной перемешав обман,

Живописал воздушных замков план.

Как я в твоем уступчивом уборе

В движеньях был портного не рабом,

Так мысль моя носилась на просторе

С надеждою и памятью втроем.

В счастливы дни удачных вдохновений,

Когда легко, без ведома труда,

Стих под перо ложился завсегда

И рифма, враг невинных наслаждений,

Хлыстовых бич, была ко мне добра;

Как часто, встав с Морфеева одра,

Шел прямо я к столу, где Муза с лаской

Ждала меня с посланьем или сказкой

И вымыслом, нашептанным вчера.

Домашний мой наряд ей был по нраву:

Прием ее, чужд светскому уставу,

Благоволил небрежности моей.

Стих вылетал свободней и простей;

Писал шутя, и в шутке легкокрылой

Работы след улыбки не пугал.

Как жалок мне любовник муз постылый,

Который нег халата не вкушал!

Поклонник мод, как куколка одетый

И чопорным восторгом подогретый,

В свой кабинет он входит, как на бал.

Его цветы — румяны и белила,

И, обмакнув в душистые чернила

Перо свое, малюет мадригал.

Пусть грация жеманная в уборной

Дарит его улыбкою притворной

За то, что он выказывал в стихах

Слог распиской и музу в завитках;

Но мне пример: бессмертный сей неряха —

Анакреон, друг красоты и Вакха,

Поверьте мне, в халате пил и пел;

Муз баловень, харитами изнежен

И к одному веселию прилежен,

Играя, он бессмертие задел.

Не льщусь его причастником быть славы,

Но в лени я ему не уступлю:

Как он, люблю беспечности забавы,

Как он, досуг и тихий сон люблю.

Но скоро след их у меня простынет:

Забот лихих меня обступит строй,

И ты, халат! товарищ лучший мой,

Прости! Тебя неверный друг покинет.

Теснясь в рядах прислуженцев властей,

Иду тропой заманчивых сетей.

Что ждет меня в пути, где под туманом

Свет истины не различишь с обманом?

Куда, слепец, неопытный слепец,

Я набреду? Где странствию конец?

Как покажусь я перед трон мишурный

Владычицы, из своенравной урны

Кидающей подкупленной рукой

Дары свои на богомольный рой,

Толпящийся с кадилами пред нею?

Заветов я ее не разумею, —

Притворства чужд и принужденья враг,

От юных дней ценитель тихих благ.

В неловкости, пред записным проворством

Искусников, воспитанных притворством,

Изобличит меня мой каждый шаг.

И новичок еще в науке гибкой:

Всем быть подчас и вместе быть ничем

И шею гнуть с запасною улыбкой

Под золотой, но тягостный ярем;

На поприще, где беспрестанной сшибкой

Волнуются противников ряды,

Оставлю я на торжество вражды,

Быть может, след моей отваги тщетной

И неудач постыдные следы.

О мой халат, как в старину приветный!

Прими тогда в объятия меня.

В тебе найду себе отраду я.

Прими меня с досугами, мечтами,

Венчавшими весну мою цветами.

Сокровище благ прежних возврати;

Дай радость мне, уединясь с тобою,

В тиши страстей, с спокойною душою

И не краснев пред тайным судиею,

Бывалого себя в себе найти.

Согрей во мне в холодном принужденье

Остывший жар к благодеяньям муз,

И гений мой, освободясь от уз,

Уснувшее разбудит вдохновенье.

Пусть прежней вновь я жизнью оживу

И, сладких снов в волшебном упоенье

Переродясь, пусть обрету забвенье

Всего того, что видел наяву.

21 сентября 1817 года, Остафьево

Когда? Когда?

Когда утихнут дни волненья

И ясным дням придёт чреда,

Рассеется звездой спасенья

Кровавых облаков гряда?

Когда, когда?

Когда воскреснут добры нравы,

Уснёт и зависть и вражда?

Престанут люди для забавы

Желать взаимного вреда?

Когда, когда?

Когда корысть, не зная страха,

Не будет в храминах суда

И в погребах, в презренье Вакха,

Вино размешивать вода?

Когда, когда?

Когда поэты будут скромны,

При счастье глупость не горда,

Красавицы не вероломны

И дружба в бедствиях тверда?

Когда, когда?

Когда очистится с Парнаса

Неверных злобная орда,

И дикого её Пегаса

Смирит надёжная узда?

Когда, когда?

Когда на языке любовном

Нет будет нет, да будет да

И у людей в согласьи ровном

Расти с рассудком борода?

Когда, когда?

Когда не по полу прихожей

Стезю проложат в господа

И будет вывеской вельможей

Высокий дух, а не звезда?

Когда, когда?

Когда газета позабудет

Людей морочить без стыда,

Суббота отрицать не будет

Того, что скажет середа?

Когда, когда?

1815 год

*****

Красивые и трогательные стихи известных поэтов про березу

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

С. Есенин

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза — и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется — в шуме березы
Есть что-то от русской души.

В. Рождественский

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

В лесу еловом все неброско,
Приглушены его тона.
И вдруг белым-бела березка
В угрюмом ельнике одна.

Известно, смерть на людях проще.
Видал и сам я час назад,
Как начинался в дальней роще
Веселый, дружный листопад.

А здесь она роняет листья
Вдали от близких и подруг.
Как от огня, в чащобе мглистой
Светло на сто шагов вокруг.

И непонятно темным елям,
Собравшимся еще тесней:
Что с ней? Ведь вместе зеленели
Совсем недавно. Что же с ней?

И вот задумчивы, серьезны,
Как бы потупив в землю взгляд,
Над угасающей березой
Они в молчании стоят.

В. Солоухин

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Я полюбил тебя в янтарный день,
Когда, лазурью светозарной
Рожденная, сочилась лень
Из каждой ветки благодарной.

Белело тело, белое, как хмель
Кипучих волн озерных.
Тянул, смеясь, веселый Лель
Лучи волосьев черных.

И сам Ярила пышно увенчал
Концы волос зеленой кроной
И, заплетая, разметал
В цвету лазурном цвет зеленый.

С. Городецкий

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Береза родная, со стволом серебристым,
О тебе я в тропических чащах скучал.
Я скучал о сирени в цвету, и о нем, соловье голосистом,
Обо всем, что я в детстве с мечтой обвенчал.
Я был там далеко,
В многокрасочной пряности пышных ликующих стран.
Там зловещая пума враждебно так щурила око,
И пред быстрой грозой оглушал меня рев обезьян.
Но, тихонько качаясь,
На тяжелом, чужом, мексиканском седле,
Я душою дремал, и, воздушно во мне расцвечаясь,
Восставали родимые тени в серебряной мгле
О, весенние грозы!
Детство с веткой сирени, в вечерней тиши соловей,
Зыбь и шепот листвы этой милой плакучей березы,
Зачарованность снов — только раз расцветающих дней!

К. Бальмонт

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Её к земле сгибает ливень
Почти нагую, а она
Рванётся, глянет молчаливо,-
И дождь уймётся у окна.
И в непроглядный зимний вечер,
В победу веря наперёд,
Её буран берёт за плечи,
За руки белые берёт.
Но, тонкую, её ломая,
Из силы выбьются… Она,
Видать, характером прямая,
Кому-то третьему верна.

С. Щипачев

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана
она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

А. Фет

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Если мне воспеть берёзу
Свыше дан наказ,
Я её святые слёзы
Воспою для Вас.

Я её печальный облик
В рифму облеку,
Шёпот листьев, птичий оклик.
Раны на веку…

Как светло-то на просторе.
Дивный свет струит;
На высоком косогоре.
Милая, стоит…

Подойду я и, любуясь,
Косоньки ветвей
Соберу-ка в прядь тугую…
Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю
Коль душа алмаз,
Даже средь осенней хмури
Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.
На краю села.
На обрыве-то, над кручей,
Как же ты мила!

А весною… Боже правый!
Красивее нет!
Молодых листочков нежен,
Изумруден цвет!

Ты в любое время года
Чудно хороша
И для русского народа
Ты его душа!

Т. Герасимова

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками.
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идёт, где не горожено,
Поёт, где не положено,
Под ветром долу клонится
И гнётся, но не ломится!

А. Прокофьев

∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞

Средь избранных дерев — береза
Не поэтически глядит;
Но в ней — душе родная проза
Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных —
От ближних радостная весть,
Хоть пара строк собственноручных,
Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор — на чужбине
Нам всем приятель дорогой;
В лесу он просек, ключ — в пустыне,
Нам проводник в стране чужой.

Из нас кто мог бы хладнокровно
Завидеть русское клеймо?
Нам здесь и ты, береза, словно
От милой матери письмо.

П. Вяземский

Масленица на чужой стороне

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала

Как сюда ты невзначай,

Как, родная, ты попала

В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,

Здесь тебе не по нутру;

Нет приличного приема,

И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?

Как задать здесь пир горой?

Не суметь им, немцам этим,

Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово

Затвердил народный ум:

«Что для русского здорово,

То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,

С снегом — батюшка-мороз,

Наш природный, нагл дешевый

Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,

Наша сила и казна,

Наша бодрая забава,

Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,

Православных предков дочь,

Строит горы ледяные

И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,

Настежь двери и сердца!

Пышут бешеные тройки,

Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,

Что твой сокол в облаках!

Красота ямской артели

Вожжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке

Так и смотрит молодцом,

Погоняет закадычных

Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке

Важно в розвальнях сидит,

Дочка рядом в душегрейке

Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет

И одежду серебрит,

А мороз, лаская, щиплет

Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней

Дева блещет красотой,

Как алеет на поляне

Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи

По полям и по рекам,

Звонко щелкают орехи

На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,

Также тут не позабыт,

А наш пенник, наш кормилец

Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад, —

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад.

Нет конца веселым кликам,

Песням, удали, пирам.

Где тут немцам-горемыкам

Вторить вам, богатырям?

Сани здесь — подобной дряни

Не видал я на веку;

Стыдно сесть в чужие сани

Коренному русаку.

Нет, красавица, не место

Здесь тебе, не обиход,

Снег здесь — рыхленькое тесто,

Вял мороз и вял народ.

Чем почтят тебя, сударку?

Разве кружкою пивной,

Да копеечной сигаркой,

Да копченой колбасой.

С пива только кровь густеет,

Ум раскиснет и лицо;

То ли дело, как прогреет

Наше рьяное винцо!

Как шепнет оно в догадку

Ретивому на ушко, —

Не поет, ей-ей, так сладко

Хоть бы вдовушка Клико!

Выпьет чарку-чародейку

Забубённый наш земляк:

Жизнь копейка! — Смерть-злодейку

Он считает за пустяк.

Немец к мудрецам причислен,

Немец — дока для всего,

Немец так глубокомыслен,

Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,

Если немца взять врасплох,

А особенно зимою,

Немец — воля ваша! — плох.

20 февраля 1853 года, Дрезден

*****

Анализ стихотворения Береза (белая береза) Есенина

В стихотворении Есенина «Береза», раскрыта вся любовь поэта к своей Родине, так как именно это дерево, является символом России, которая была очень дорога поэту. Именно ей, наш герой признается в любви, но под этим символом, он подразумевает свою деревню, свой родной край.

Это произведение, можно отнести к раннему периоду его творчества, так как известно, что он написал этот сих в свои восемнадцать лет, а это период, когда он отправился в город. Тоска по родной деревне и родственниках, не давало ему покоя, и это отчетливо прослеживается в этом прекрасном стихотворении.

В жизни было множество неудач и испытаний, который Есенин проходил с честью и достоинством, но мысли о своей Родине не давали ему покоя. Он очень сильно скучал и переживал. Береза, как символ чистоты и простоты всего русского, крестьянского народа.

Все это произведение, наделено огромной грустью, грустью, которую испытывает наш молодой поэт. С кокой любовью и нежностью, он описывает все страдания и прелести этого простого, русского дерева!

Всем становится ясно, что этот человек, неотделимо связан со своей родной землей и людьми, которые на ней живут. В этом произведении, очень хорошо прослеживается тема, которая затрагивает юношеские чувства поэта, крестьянского поэта, поэта, который родом из деревни, и все это, определяло его ненасытную любовь к России.

Обычное, русское дерево, которое для Есенина стало символом и определенным тотемным образом, которые он никогда не предавал, что бы в его непростой и буйной жизни не происходило, так как он любил эту соломенную строну, которой было предначертано пройти сложные испытания.

Вся эта трагедия, которую описывает поэт, намекает читателю о том, что его детство уже давно закончилось, и теперь его ожидает новая, взрослая жизнь, которая будет полна своих неожиданностей и очень глубоких переживаний, и испытаний.

Береза, только останется одна, так как она все время будет ждать своего любимого хозяина, который покинул ее навсегда, но прошлое будет всегда возвращаться, но об этом будет шелестеть опавшая листва, которой, как и поэту, были предначертаны не долгие годы….

Годы, которые он прожил, пролетел, пролетел, как космический метеорит, который оставляет свой невидимый след.

Друзьям

Я пью за здоровье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далеких,
Далеких, но милых друзей,
Друзей, как и я, одиноких
Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слезы,
Но сладок и чист их поток;
Так, с алыми – черные розы
Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней;

За здравье и ближних далеких,
Далеких, но сердцу родных,
И в память друзей одиноких,
Почивших в могилах немых.
<1862>

стихи Петра Вяземского

Жизнь наша в старости — изношенный халат

Жизнь наша в старости — изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль оставить;

Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.

Как мы состарились, состарился и он;

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже,

Чернилами он весь расписан, окроплён,

Но эти пятна нам узоров всех дороже;

В них отпрыски пера, которому во дни

Мы светлой радости иль облачной печали

Свои все помыслы, все таинства свои,

Всю исповедь, всю быль свою передавали.

На жизни также есть минувшего следы:

Записаны на ней и жалобы, и пени,

И на неё легла тень скорби и беды,

Но прелесть грустная таится в этой тени.

В ней есть предания, в ней отзыв наш родной

Сердечной памятью ещё живёт в утрате,

И утро свежее, и полдня блеск и зной

Припоминаем мы и при дневном закате.

Ещё люблю подчас жизнь старую свою

С её ущербами и грустным поворотом,

И, как боец свой плащ, простреленный в бою,

Я холю свой халат с любовью и почётом.

Между 1875 и 1877 годами

*****

История создания

К 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родных мест в Москву. Но его история создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Возле дома, где поэт родился и вырос, росла белоснежная красавица, так что он мог наблюдать за сменой её образов в самые разные времена года.

Несмотря на то, что Москва действительно впечатлила Есенина, который полюбил и её размеры, и её суету, именно родное село Константиново так навсегда и останется у него связанным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт и воплотил в стихотворении “Берёза”.

Оно было впервые представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале “Мирок” и подписано псевдонимом “Аристан”, которым Есенин в тот период пользовался.

Текст стихотворения

История создания

Сергей Александрович Есенин написал стихотворение «Белая береза» в восемнадцать лет. Это был 1913 год. Поэт переехал из родной деревни в Москву и уже попробовал соблазны большого города и его возможности. Но его душа, была еще чиста, и память наполнена красотой родного края. Он помнил, как скакал на лошади, бродил по полям и перелескам в родном селе Константиново, куда всю жизнь продолжала тянуться душа поэта.

Россия была на пороге больших потрясений и изменений – Первой мировой войны, революции и гражданской войны. Но молодой Сергей не предполагал, куда забросит его жизнь. Он радовался красоте природы, любил свою родину.

Это стих молодого парня, который еще не осознал силу своего таланта и не получил признания. У него все впереди: слава, признание, горечь жизни, разочарования в друзьях, женщинах и в себе.

Опубликовали «Березу» через год после написания, в журнале «Мирок» под псевдонимом. По какой-то причине Есенин не стал публиковать стих под своим именем.

Тема стиха

Тема стихотворения – лирическое описание картины природы.

Поэт не размышляет, не философствует, он смотрит и рассказывает слушателю о том, что видит. Читатель невольно оказывается слушателем, словно оказавшись рядом с автором, любуется картиной за его окном.

Поэтичная натура автора и его способность любоваться каждой мелочью, погружает читателя в мир сказочной красоты.

В своем стихотворении Есенин описывает заснеженную березу. Он любуется ей и изображает, словно живую, одухотворенную. Поэт талантливо рисует прекрасную картину белой березы, стоящей ранним утром за окном. Снег посыпал ее ветки, украсив их белым пухом. Снежинки искрятся в лучах восходящего солнца.

Поэт описывает зимний пейзаж раннего утра, когда заря только занялась.

Береза представляется прекрасной девушкой, которая и «принакрылась» и стоит в «сонной тишине», когда природа еще не до конца проснулась. Заря разгорается и продолжает осыпать березу новым серебром.

О солнце Есенин не говорит напрямую, но огонь, осветивший бахрому снега на березе зажжен именно им – восходящим солнцем.

Талант поэта позволяет ему превратить в прекрасную зимнюю сказку обычный рассказ о том, что он видит за окном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: