Возможно вам будет интересно
Поэты нередко описывают и рассматривают фигуры сильных мира сего. Во многом такие личности представляют для творческих людей интересное пространство для деятельности, ведь они невероятным образом отличаются от самих
Аполлон Майков – известный поэт, рождённый в творческой семье. Поэтому он с детства впитал любовь к искусству и литературе.
Природа и человек – две составляющие нашего огромного мира, которые всегда присутствуют на страницах произведений русской литературы. Не является исключением и стихотворение Сергея Есенина
В центре событий герой фетовской лирики, который старается найти гармонию, а она вечно от него ускользает. Он старается быть уверенным, что чудо может существовать совершенно рядом с наблюдателем
В своих произведения Афанасий Фет очень часто обращался к теме человеческого характера, и человеческих взаимоотношений. Очень подробно описывая человеческие состояния он смог получить хорошее
Она является основным образом стихотворения. Сама береза как образ ассоциируется с представлениями о России. На Руси существовало достаточное количество поверий, определяющих ассоциации с ней. Например, считалось, что береза оберегает землю. Вместе с тем на ней могли жить нечистые создания, такие как русалки или черти. Образ березы символичен и в скандинавских странах. Там ее воспринимают как метафору перерождения, смерти и следующего за ней воскрешения.
Во многом зимняя береза передает состояние героя. Он сам печален и погружен в собственные тяжелые мысли. Именно поэтому он чувствует единение с заснеженным деревом под окном. Герой переносит свое состояние на березу, что позволяет ему даже найти особую эстетику в грустном пейзаже за окном. Не зря говорят, человеку свойственно видеть и переносить свои эмоции и переживания на посторонние объекты. Цветущая весенняя береза не принесла бы ему успокоения. Остается лишь надеяться, что он сам переживет эту зиму, а с наступлением тепла оттает и его душа, вновь возродившись ото сна.
Часто стихотворение Фета сравнивают с написанным позднее произведением Есенина. Их объединяет тематика описания березы под окном. Однако насколько отличается посыл этих стихов. У Есенина береза нарядная и счастливая, как невеста. Фет же изображает ее в траурном саване. При этом у последнего явно выражен лирический герой, восприятие которого и передает поэт. У Есенина есть место только для березы, а герой лишь упоминается в самом начале.
7 сентября 2013
Что описывает нам автор? Белую березу, которую он ежедневно видит из окна своего дома. И стоит эта красавица, скованная зимними морозами, а от того и печальная, но при этом украшенная, разряженная услужливой зимушкой-зимой. И непонятно, то ли радоваться нам за эту застывшую красавицу, то ли сочувствовать ее печали.
И все же, омертвевшая на морозе береза, словно в саван наряженная, не является в данном стихотворении знаком конца, поскольку денница играет на ее ветвях — и это замечает поэт. А раз так, то придет весенняя пора, когда не птицы, а сама природа стряхнет с березки зимнюю красу, и оденется она в свою привычную, такую родную и знакомую резную зелень, и будет радовать наблюдателя, доказывая вновь и вновь, что жизнь продолжается.
С другой стороны, конец стихотворения наводит на мысль, что состояние березы как нельзя больше соответствует нынешним чувствам и переживаниям поэта. Именно потому он боится, что птицы потревожат холодную красоту березы и прервут ту невидимую душевную связь, что возникла между окоченевшим деревом и автором. Какой-то трагизм, надрыв чувствуется в этом небольшом стихотворении, не смотря на его некоторую высокопарность и торжественность.
И только подумайте, 12 строк, а сколько смысла, сколько глубины. И в этом весь Фет.
Разбираем тропы и рифму
С жанром стихотворения никаких вопросов нет – это классическая пейзажная лирика, написанная в три авторских катрена с помощью перекрестной рифмовки (береза – окна – мороза – она). В первой строфе все рифмы открытые, во втором и третьем катрене есть они чередуются с закрытыми.
Средств выразительности немного, но тропы есть – это:
- Эпитеты (печальная береза, траурный наряд).
- Сравнение (как гроздья винограда, ветвей концы висят).
- Метафора (прихотью мороза разубрана).
- Олицетворение (игра денницы).
Красивый стих-миниатюра, где в трех строфах поэт, даже на фоне собственной печали, создал реалистичный образ березы, убранной в зимние наряды.
Предлагаем в финале анализа перейти от зимней березки к весенней вербе (стих «Уж верба вся пушистая»), которая украшена весной не менее красиво, что не могло пройти мимо внимания поэта.
Анализ стихотворения Фета «Печальная береза…»
Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.
Стихотворение «Печальная береза…» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.
Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».
Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением , написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.
Читать стих «Печальная береза» Фета Афанасия Афанасиевича нужно, помня о том, что он принадлежит к первым пробам пера поэта. Несмотря на это, в нем уже преобладают печальные интонации, которые будут пронизывать практически все будущие шедевры Фета.
Основной образ произведения — дерево-символ родины Фета – береза. Белоствольная красавица не только отображает настроение лирического героя, она поддерживает и утешает его своим присутствием. Автор с любовью говорит о березе, даже траурный наряд дерева вызывает у него радость. Весь текст стихотворения Фета «Печальная береза» посвящен описанию дерева, посредством которого автор передает и свои эмоции. Для выражения настроения он ограничивается двумя словами с темой «грусть» – «печальная» и «траурный», однако их вполне достаточно, чтобы донести основную мысль до читателя.
(1820-1892)
Афанасий Афанасьевич Фет — один из самых вдохновенных певцов русской природы. Он родился в усадьбе Новосёлки на Орловщине (Россия) в семье богатого помещика А. Шеншина. Его образованием занимались недоучившиеся семинаристы 1 . Однако в немецком пансионе, куда отдали учиться будущего поэта, благодаря способностям и трудолюбию он быстро навёрстывал упущенное. В это время юноша начинает писать стихи. Закончив пансион, А. Фет блестяще сдаёт экзамены в Московский университет на словесное отделение.
Несмотря на многочисленные удары судьбы, поэту удаётся сохранить радостный и светлый взгляд на мир — полный восторга, изумлённый его красотой. Основное настроение поэзии А. Фета — настроение душевного подъёма.
Поэтические пейзажи А. Фета необычайно тонко раскрывают разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и воплотить в образы даже мимолётные движения, которые трудно обозначить и передать словами. Особенностью лирики А. Фета является и то, что поэтические описания природы соединяются с безукоризненным знанием её жизни. В стихах поэта зримо представлена природа средней полосы России. Именно благодаря такому сочетанию поэт создаёт изумительные произведения, поражающие читателя своей эмоциональностью и точностью наблюдений.
1 Семинарист, — ученик духовного (богословского) учебного заведения.
Анализ 2
Это стихотворение автор написал в раннем периоде своего творчества. Главным сюжетом служит береза, ее описывает автор в стихотворении. Она растет у окна и стоит печальная, причина в том, что на улице зима, все ветви заснежены, дерево находиться в периоде покоя.
Но снег так красиво окутал ветви березы, что Фет пишет, что не хотел бы, чтобы птицы разрушили эту красоту. Вот именно благодаря зимнему описанию береза становиться красивой, спящей красавицей.
Очень часто многие авторы пишут различные работы с упоминанием самого главного дерева нашей страны, ведь береза еще с давних времен служит символом России. Многие авторы воспевают красоту этого дерева.
Еще с незапамятных времен именно береза стала оберегом всего русского народа, и многие поколения из года в год пишут стихи, картины рисуя образ этого гибкого, тонкого дерева с красивыми ветвями.
Так же поэт пишет, что дерево носит траурный наряд, имеется в виду то, что на зиму дерево впадает в сон, на нем нет листвы. А снег служит именно траурным нарядом, так как вместо листьев береза укутана вся в снег.
Причиной печали деревца может быть душевное состояние героя, может он грустит о том, что деревце мерзнет на ветру. И все же именно «печальная береза», эти строки самые грустные в стихотворении.
Потому что печален автор, печальна береза и вся работа приобретает грустный и печальный смысл. У Есенина в творчестве тоже есть стихи о березе, но там она красивая, одета в праздничный наряд невесты.
У Фета же дерево получило траурный наряд, хотя снег наоборот защищает деревце от леденящего, пронизывающего холода и ветра. Поэтому образы березы можно встретить в абсолютно разном обличии.
Автор пишет стихотворение в печальном расположении духа, вот поэтому и береза у него носит траурный наряд, стоит печальная, хотя в зимнюю пору времени деревья просто спят, а весной пробудятся после сна.
На ветвях вновь появятся зеленые листочки и кисточки, на улице будет светить солнышко и природа проснется ото сна. Но, а пока деревья стоят унылые, укутанные слоем снега и ждут своей поры, кода вновь побегут ручьи, растает снег и придет весна.
Поэтому это стихотворение является выражением чувств автора, переживания, настроения, личных эмоций и всего, что твориться в душе поэта. Он боится, что снег упадет с ветвей и этот печальный миг раствориться, как сон. Именно с помощью березы автор выражает свое настроение, эмоции и взгляд на зимнюю пору года.
Стихотворение очень грустное, навевающее какую-то странную печаль и в то же время, читая его, представляются картины заснеженной природы, деревни. И все вокруг порыто снегом, когда снег налипает и держится какое, то время на ветвях. Красавица зима украшает все вокруг и придает повод для раздумий над смыслом жизни.
Анализ стихотворения Печальная береза по плану
Я пришёл к тебе с приветом
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа всё так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, — но только песня зреет.
На украинский язык поэзию А. Фета переводили М. Рыль-ский, Г. Кочур, Р. Лубкивский и др.
Прочитайте стихотворение в переводе М. Вороного. Услышали вы музыку и поэтическую интонацию стихотворения А. Фета?
«Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки — все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе «Ностальгия» с болью писала: «У нас каждая баба знает — если горе большое и надо попричитать — иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!» Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку «завивали», т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом «развивали» ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.
Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом «печальная». Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.
Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что «прихотью мороза разубрана она», то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово «разубрана» обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.
Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном «радостен для взгляда весь траурный наряд». Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване — погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд «радостен для взгляда» поэта.
В последней строфе игра света утренней зари («денницы») так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил
Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: «у моего окна», «радостен для взгляда» (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), «люблю … я замечать», «жаль мне». Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем
Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.
В заключение остается добавить, что слова «ветви», «денница», свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.
Анализ «Печальной березы» — не единственное сочинение по творчеству Фета:
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
- «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
- «Бал», анализ стихотворения Фета
- «Цветы», анализ стихотворения Фета
- «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
- «Вечер», анализ стихотворения Фета
- «На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета
По произведению: «Печальная береза»
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Популярные темы анализов
Анализ стихотворения Пастернака Июль Стихотворение «Июль» Пастернака воплощает в себе идею того, как при помощи стихотворных строк можно «наделить жизнью», придать человеческий облик явлениям природы.
Анализ стихотворения Маяковского Ночь В.В. Маяковский — известный русский писатель. Написал множество стихотворений и поэм. Отличался своим необычным стилем и пессимистическим почерком в своих произведениях. Жизнь Маяковского была нелегка и наполнена множеством преград.
Анализ стихотворения Ахматовой Победа Всем давно известно, что с революцией 1917-ого года власть страны сменилась. Много политических сил претендовало на власть, но большевики, благодаря их влиянию и выгодному положению, стали править страной. Но Ахматова не разделяла
Анализ стихотворения Державина На птичку Гавриила Романовича Державина можно отнести к одному из значимых общественных деятелей того времени. Возможно, поэтому его творчество собрало в себе множество важнейших событий из мира политики, государей, министров и других
Анализ стихотворения Есенина Цветы Стихотворение Сергея Есенина напрямую связано с одним из периодов его жизни, а именно, когда поэт не за долго до того как ушёл из жизни, предсказывал свою близкую смерть. В стихотворении автор выразил все свои сокровенные чувства и мысли.
Афанасий Афанасьевич Фет
Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.
Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, — И радостен для взгляда Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.
Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.
Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.
Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».
Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.
Печальная береза
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
1 Денница (трад.-поэт.) — утренняя заря.
1. Прочитайте выразительно стихотворение «Печальная берёза…». Какое настроение оно создаёт?
2. Сравните названия двух стихотворений о зимней природе: «Чародейкою Зимою» и «Печальная берёза…». Какое из них указывает на чувства и переживания самого автора?
берёза? Она на самом деле печальная или такой её видит поэт? Обоснуйте своё мнение, опираясь на текст.
4. Испокон веков белый цвет на Руси считался цветом памяти и забвения, то есть траурным. Является ли он таковым для поэта? Предложите свой вариант или выберите один из ответов.
А поэт наблюдает берёзу постоянно, он знает, что весной она оживёт, и красота её будет другой. Поэтому траурный наряд — это только белый цвет, а не знак смерти Б берёза покрыта инеем — это очень красиво, но при первых солнечных лучах иней растает или его собьют птицы. Поэт любуется зимней берёзой, но при этом грустит, думая о недолговечности её красоты
5. Не кажется ли вам странным сравнение зимних ветвей берёзы с летними гроздьями винограда? Как вы думаете, что хотел сказать этим автор?
6. В каких словах поэт выражает своё отношение к красоте природы, родство с ней?
7. О какой игре денницы пишет поэт?
8. Случалось ли вам видеть, как красиво искрится иней или снег под солнцем? Расскажите об этом. Сходны ли ваши наблюдения с образами стихотворения А. Фета?
Картину «Февральская лазурь» Игорь Грабарь написал зимой-весной 1904 г. Художник не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит берёзу, а среди берёз — «плакучую».
И действительно, в «Февральской лазури» берёза — единственный на полотне художественный образ. В самом облике этого дерева, в умении
увидеть её очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края.
Рассмотрите внимательно репродукцию картины И. Грабаря «Февральская лазурь» и сопоставьте её со стихотворением А. Фета «Печальная берёза». Найдите общее и отличное.
Сравните отношение к природе А. Фета и И. Грабаря, отвечая на вопросы: пейзаж какой части России они воспевают, есть ли сходство в изображении образа берёзы у поэта и художника, какую берёзу любит И. Грабарь, что общего в эмоциональном отношении к природе у А. Фета и И. Грабаря.
В фортепианном цикле П. Чайковского «Времена года» одна из пьес называется «На тройке». Прослушайте фрагмент музыкального произведения. На фоне грустной мелодии постарайтесь услышать весёлый перезвон колокольчиков, отголоски раздольной народной песни.
Сравните стихотворения А. Фета с музыкальной пьесой. Что их объединяет и в чём различие? Созвучна ли музыка настроению стихотворений? Какому из них в большей степени и почему?