Очень краткое содержание (в двух словах)
Рассказ идёт от лица Антона Лаврентьевича Г-ва. В одном уездном городе неспешно течёт светская жизнь. Заправляет всем в городе Варвара Петровна Ставрогина, у которой на содержании находится Степан Трофимович Верховенский, бывший учёный, а ныне просто старик
До Варвары Петровны доходят слухи, что её сын Николай оказывал внимание заграницей её воспитаннице и приживалке Дарье Шатовой. Она срочно решает выдать девушку за Степана Трофимовича, а сыну подготовила красавицу Лизу Тушину, дочь её подруги
Неожиданно возвращается в город сам Николай, а с ним и Пётр Верховенский, сын Степана Трофимовича. Пётр своими речами расстраивает свадьбу отца, а Николай получает пощечину от брата Дарьи — Ивана Шатова. Вскоре выясняется, что у Петра здесь есть своя организация, которая планирует навести смуту и захватить власть. В неё входят Шигалев, Шатов, Липутин, Виргинский, Лямшин, Эркель и другие. Есть там также и Алексей Кириллов, который дал слово, что возьмёт на себя все грехи организации и покончит с собой, если дело не выгорит. Также вскоре выясняется, что Николай тайно женат на Марии Лебядкиной — хромой и полусумасшедшей девушке, на которой он женился на спор. За ней присматривает пьяница-брат Игнат Лебядкин. Пётр предлагает Николаю убить их руками каторжника Федьки, чтобы иметь возможность жениться на нормальной девушке. Тот отказывается, и объявляет всем о своём супружестве с Марьей Лебядкиной. Тем временем, Юлия Михайловна, жена губернатора фон Лембке, устраивает грандиозный бал в пользу гувернанток. Во время него происходит ряд громких историй, а потом и вовсе все разбегаются, так как в городе случается массовый пожар. После пожара находят убитыми брата и сестру Лебядкиных. Николай, всю ночь проведя с Лизой, срочно уезжает из города. Она же отправляется на место убийства и становится жертвой толпы, так как все посчитали, что их убил Николай, что на ней жениться. Пётр Верховенский на собрании своей организации утверждает, что Шатов предатель и хочет их выдать. Они принимают решение его убить, что и вскоре делают, несмотря на то, что многие были против, не веря Петру. После убийства Пётр уезжает за границу, предварительно, заставив Кириллова сдержать слово и застрелиться, взяв всю вину в убийстве Шатова на себя. Это оказывается ненужным, так как один из убийц Лямшин не выдерживает и идёт в полицию, рассказывая об убийстве и организации, после чего всех арестовывают. Во время этих событий Степан Верховенский уходит куда глаза глядят. Через некоторое время его находит Варвара Петровна, но уже поздно, через пару дней он умирает. Тем временем возвращается её сын Николай. Зайдя к Отцу Тихону и исповедавшись во многих грехах, он вешается на чердаке дома.
История создания
Ещё в 1969 году, Достоевский разрывался между редакциями журналов «Русский вестник» Михаила Коткова и «Заря». До начала 1970 года он должен был написать по роману для каждой, с чем возникли проблемы, так как, по его словам, мотивации не было: «Я задолжал перед „Русским вестником“ и должен написать материал для него. Также имею обязательства перед „Зарёй“. Будьте уверены, работы сдам срок. В литературе я человек честный». Среди идей писателя были произведения:
- Житиё великого грешника.
- Повесть о капитане Картузове.
- Смерть поэта.
- Рассказ о воспитаннице.
- Князь и ростовщик.
Как призналась жена Достоевского, Анна Григорьевна, первые идеи появились по приезде в Дрезден её брата. Его пригласил сам писатель, опасавшийся, что он примет участие в российских политических волнениях, происходящих на фоне отмены крепостного права. Брат прекрасно общался с Фёдором Михайловичем, что подтолкнуло автора к изображению политических движений в Романе. Родственник был радикально настроен против власти, даже планировал убийство политических деятелей. Именно прообраз брата стал вдохновением и идейной базой для изображения террористов в романе.
Но настоящим поводом для написания стало убийство студента Петровской земледельческой академии Ивана Иванова. По новостям, группа террористов расправилась с молодым человеком, после того как он отказался присоединяться к ним. Позже, стало известно, что группой управляет некто Фёдор Нечаев. На допросе он раскрыл подробности убийства: оказалось, что Иванов был частью их отряда, но шантажировал всех доносом в антитеррористическую полицию. Но не это было главным мотивом: по его словам, это показало, что никому нельзя верить и что необходимо держаться вместе. Этим Нечаев добился:
- Сплочённости членов группы.
- Уверенности, желания биться до конца, мотивацию и волю к делу.
- Абсолютного контроля над группой.
Эти события не могли не заинтересовать Достоевского: он взялся за перо. Главной задумкой автора было показать внутренний мир террористов, изобразить причину их действий, как следствие неопределённости и манипуляций со стороны. Этим писатель пытался донести, к чему приводит контроль над людьми, и что он повлечёт за собой.
Началась работа: уже в Феврале идеи и замыслы ежедневно возникали в голове
В письме к Аполлону Майкову автор говорил: «Нашёл богатейшую идею, важно реализовать её. Конечный результат произведёт фурор в публике, но критики не примут его»
Тогда в планах у писателя было произвести фурор в публике, закончив работу к осени 1870 года.
До лета жанром романа был памфлет — обличение общественной деятельности либералов-западников.
Развитие подкреплялось:
- лирическими отступлениями;
- спорами и дискуссиями автора;
- появлением новых лиц в сюжете.
Неожиданно писатель столкнулся с проблемой: он не мог выявить главного персонажа. Долго он пытался это сделать, в итоге назначив героем того самого Фёдора Нечаева, но к тому времени он уже наработал основные посылы произведения, по которым роман и строился. Наконец, в 1872 году главы творения великого мыслителя были опубликованы в журнале «Русский вестник».
Смысл
В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».
В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.
Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству. Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте. Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.
Особенности, композиция, герои
Автор создает к рассказу два подзаголовка: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя», оба из которых предполагают принадлежность к определенному литературному направлению. В сентиментальной литературе дневниковые записи являются наиболее распространенным способом представления.
Но по жанру «Белые ночи» не относятся к чистой сентиментальности. Достоевский оказался «сентиментальным натурализмом», потому что персонажи и сцена вполне реальны. Автор показал «маленьких людей», которых он часто изображал в своих романах. Но их внутренний мир очень чистый, даже стерильный.
Композиция традиционна, четыре главы называются «Ночи», а последняя пятая — «Утро». Любовь заставляет сновидца покинуть мир фантазий, наполняет его душу настоящими чувствами. Его желание любить искренне, бескорыстно. Даже когда он теряет девушку своей мечты, он не испытывает печали или гнева, а от всего сердца желает ей счастья, — благословляет Настенька.
Эпиграф — цитата из поэмы И. Тургенева «Цветок». Красивые цветы (люди) живут не для того, чтобы испытывать удовольствие. Человек срывает их, что обрекает на быстрое увядание (соблазнить, полюбить ненадолго, потом выбросить). Во время написания французские утопические идеи были очень популярны. Их главная задача – стремление к тихому достижению, отказ от собственного удовлетворения в пользу другого. Утопийцы воспевали молчаливое самоотречение.
Основные действующие лица
Сновидец – довольно обобщенный, но от этого не менее привлекательный образ. Он остается безымянным, возможно, автор делает это, чтобы подчеркнуть изолированность героя от внешнего мира, где он чувствует себя чужим. Ничто не связывает его с внешним миром, даже город предстает несколько нереальным, именно такой тип Петербурга становится местом действия романа Достоевского «Белые ночи». Главные герои собираются на очень короткий промежуток времени.
Настенька, нежное и хрупкое создание, на самом деле не так просто. Она тоже страдает от одиночества, но оно не добровольное, а вынужденное, и мисс стремится от него избавиться. Дерзко и даже немного смело, ведь не каждая девушка сегодня решится открыто признаться в любви, прийти к мужчине с вещами и сбежать с ним.
Характеристика девушки несколько противоречива. С одной стороны, она переживает внутреннюю драму, нуждается в поддержке и вызывает сочувствие. С другой стороны, он умело использует чувства нового знакомого для достижения своих целей. Сначала она просит передать ей письмо, а когда ее оскорбляет жених, тут же обещает руку и сердце несчастному другу, тайно влюбленному в нее. До этого момента она, кажется, не обращает внимания на его проблемы.
Многие критики считают образ Петербурга одним из действующих лиц. Ведь его описания занимают много страниц. Хотя автор не упоминает конкретных улиц и мостов, он прекрасно описывает прекрасную атмосферу, ауру Северной Пальмиры. Даже сами белые ночи, в которых происходит действие, представляют собой картину. Символ того, что беспросветная тьма может исчезнуть, когда есть человек, которого можно любить.
История создания
История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:
По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева
Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной
Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:
История создания
История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:
По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева
Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной
Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:
История создания
История написания романа «Бесы» вмещает в себя интересные факты об авторе и его замысле:
По самой популярной версии идея романа появилась у Достоевского после громкого «процесса нечаевцев». Группа студентов, состоявших в организации «Общество народной расправы», убила другого члена этой же организации – студента Иванова, который высказывался против лидера общества – Сергея Нечаева
Позже главарь банды пояснил, что убийство было важно идеологическим поступком, который намертво связям всех членов организации общей тайной и общим грехом. Потрясённый этой трагедией, Достоевский задумывал роман, как памфлет против прозападной интеллигенции как умеренной, так и радикальной
Однако со временем произведение в его глазах становилось всё глубже и глубже, становясь в один ряд с его самыми известными творениями.
Изначально «Бесы» должны были стать частью единого романа-эпопеи, но из-за финансовых проблем автор не смог воплотить свой замысел. Федор Достоевский закладывал последнюю шаль жены, проигрывая в карты все сбережения. Поэтому его постоянный издатель Катков поставил жесткие условия, предусматривающие регулярную работу писателя. Только такой ценой ему давались щедрые авансы. И вместо большого романа автор выпустил пять книг: «Подросток», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот».
Одна из глав («У Тихона»), где Ставрогин рассказывает старцу о растлении девочки, была запрещена в России и изъята из романа самим издателем. В ней было слишком много безнравственности, на его взгляд. Однако именно там мировоззрение Ставрогина сталкивается с христианской моралью Тихона, и читатель видит поражение «демонической личности».
В романе можно найти отсылки к реальным людям. Так, в образе Карамзинова автор высмеял И.С. Тургенева. Он был не согласен с его либерально-западной идеологией и высмеял ее на страницах книги. Прототип Ставрогина — глава кружка петрашевцев, за участие в котором молодого Достоевского едва не казнили. Николай Александрович Спешнев был поразительно похож на героя романа (даже имя и отчество у них одинаковое). Шигалев, теоретик разрушения, впитал и выразил многие идеи анархиста М. Бакунина, рел которого Ф.М. Достоевский услышал на выступлении на европейском форуме. После него он писал своей племяннице:
Часть 1
Глава 1. Вместо введения: несколько подробностей из биографии многочтимого Степана Трофимовича Верховенского
О событиях, разыгравшихся в одном губернском городе, повествует их участник некто Г-в. Он живописует историю завзятого идеалиста, западника 1840-х годов, профессора Степана Трофимовича Верховенского. В молодые годы тот считал себя вольнодумцем, и был автором философской поэмы, нежданно попавшей в какой-то революционный сборник.
Дважды вдовец, отец Петруши, которого растили где-то в глуши дальние родственницы, Верховенский согласился с предложением восторженной помещицы-«меценатки», «супруги генерал-лейтенанта» Варвары Петровны Ставрогиной воспитать, как должно, ее единственного сына Николая. Дружба Верховенского и Ставрогиной, с бурными ссорами и примирениями, продолжалась больше 20 лет. Верховенский собрал вокруг себя «кружок приятелей», с которыми всласть можно нести «милый», «либеральный» русский вздор. Была в планах у него и собственная книга – да как-то звезды не сошлись.
Глава 2. Принц Гарри. Сватовство
Сын, Николай Всеволодович Ставрогин, был отрадой и тревогой материнского сердца. Под влиянием Верховенского он рос впечатлительным и застенчивым ребенком, но в 15 лет его отдали в лицей, после которого он избрал военную службу – и вот тут подрастерял свою меланхоличность. Буйный скандалист, дуэлянт, он был разжалован – но выслужился вновь. Наконец, офицер Ставрогин подал в отставку и ушел шататься по столичным трущобам с самыми сомнительными типами.
В гостях у матери этот «писаный красавец», «изящный джентльмен» 25 лет от роду скоро «выпустил свои когти». Вопреки любимой присказке почтенного господина Гаганова «меня не проведут за нос!» Ставрогин однажды прилюдно оттаскал его за нос. После явился на день рождения и расцеловал милую именинницу, чужую жену, между прочим. Сам губернатор был им укушен за ухо. Пошел слух, что молодой человек болен белой горячкой. Чуть оправившись, он выехал за границу, где добрался до самой Исландии.
В Европе он сдружился с Лизой Тушиной, дочкой богатой приятельницы Ставрогиной. Мать, считая, что дело кончится свадьбой, выехала к сыну вместе со своей воспитанницей Дарьей Шатовой. Однако сын успел сдружиться и с воспитанницей. Мать решила наскоро выдать Шатову за Верховенского. После взрыва возмущения он как-то быстро смирился с этой мыслью, чем немало уязвил добрую Варвару Петровну.
Глава 3. Чужие грехи
Молодой инженер Алексей Нилыч Кириллов заглядывает к жениху Верховенскому с новостью, что сын его Петруша скоро будет в городе. Вообще Кириллов приятельствует и с Николаем Ставрогиным, и с Иваном Шатовым (братом Дарьи). Между прочим, в беседе всплывает и имя капитана Игната Тимофеевича Лебядкина, махинатора, недавно отбывшего свой срок. Он вернулся домой, пьянствует, и избивает помешанную сестру свою Марью (Хромоножку).
Глава 4. Хромоножка
Лизавета Тушина, воротясь из Европы, задумывает печатать ежегодник русской жизни, и в помощники к себе зовет Шатова. В последний момент, когда Лизавета начинает расспрашивать о Лебядкиных (а Шатов проживает в одном доме с ними), показывает любовное письмо от капитана, и упоминает типографию, он отказывается ей помогать. Но уже вскоре они вместе навещают хромую Марью Лебядкину, болезненную на вид, с кроткой радостью в глазах и улыбке.
После обедни в соборе Варвару Петровну Ставрогину остановила, прося милостыню, Лебядкина. Та дала ей 10 рублей и повезла домой
Заметив хромоту Марьи, Ставрогина изменилась в лице: недавно ей пришла анонимка с указанием обратить внимание на хромую незнакомку
Глава 5. Премудрый змей
В доме Ставрогиной, кроме Лебядкиной, оказывается Лиза Тушина (испепеляющая взглядами Дарью Шатову), заявляется туда за сестрой и сам капитан Лебядкин. Вперемешку со стихами он намекает Ставрогиной на какую-то страшную, касающуюся ее, тайну.
Между тем, раньше времени, домой прибывает Николай Ставрогин. С ним вместе приходит и Петр Верховенский (холодно отвечающий на объятия отца). Варвара Петровна строго вопрошает сына: не жена ли ему Марья Лебядкина. Но Николай лишь мягко выпроваживает Марью к карете. В его отсутствие Петр Верховенский рассказывает душещипательную историю о том, как еще в столице Николай облагодетельствовал бесприютных Лебядкиных, а Марья возмечтала, что он ее жених. Варвара Петровна с облегчением умилилась, а вот у Лизаветы приключилась истерика, да Шатов дал возвратившемуся Ставрогину пощечину – и тот стерпел.
Смысл
В романе представлен взгляд Достоевского на общественные процессы в русском обществе второй половины девятнадцатого века. Писатель показал то разложение, которому подвергается молодёжь, осудил самые радикальные проявление нигилизма и распущенности. В этот и состоит основная идея романа «Бесы».
В противовес всей этой порочности он поставил любовь, гармонию, честность и православную веру, которые в итоге победят все лживые радикальные учения и приведут Россию в светлое будущее.
Главная мысль автора — показать молодежи, в чем заключается настоящая свобода личности. По его мнению, в душе каждого из нас скрыт Богочеловек, в каждом из нас горит искра добра и чистоты. Но как только мы пытаемся заменить его сверхчеловеком, которому все позволено, то свобода уступает место рабству. Рабству от идеи, которая разрешает нам делать то, что хочется. Без нее мы уже не существуем. Так, автор показывает судьбы всех идей раздвоенного сознания главного героя: сверхчеловек Кириллов убивает себя, Шатов теряет себя и становится жертвой идеи Верховенского, который только и думает, что о роли Николая в грядущем перевороте. Шигалев тоже становится заложником идеи о разрушении всего и вся.
История создания, жанр, направление произведения
Предпосылкой к написанию романа «Бесы» для Ф. М. Достоевского стали материалы из уголовного дела Нечаева, организовавшего тайное общество, целью которого являлись подрывные политические акции. Это событие во времена Достоевского прогремело на всю страну. Писателю удалось из небольшой газетной вырезки создать глубокое, насыщенное произведение, ставшее эталоном не только для русских, но и для зарубежных писателей.
Как известно, Ф.М. Достоевский отличался требовательностью к себе и упорством. Пережив очередной приступ эпилепсии, писатель пришел к выводу, что новый роман его абсолютно не устраивает, и полностью уничтожил произведение. Но идея романа – история о нигилистах, зашедших в своем отрицании слишком далеко, осталась. Писатель заново начинает работу над романом. Так свет увидел вторую версию «Бесов». Достоевский не успевал дописать роман к сроку, назначенному издателем, но и предавать себя, отдав публике произведение, не устраивающее его, он не хотел. Издатель Достоевского Катков лишь разводил руками, ведь писатель обеспечивал себя и свою семью только авансами за книги, и готов был жить впроголодь, но не соглашался выпустить сырой материал.
В этом произведении удивительным образом переплетаются такие черты, как:
- Суровый историзм;
- Хроникальность;
- Философичность.
Писатель при этом смотрел в будущее, говорил о том, что будет актуально для его потомков. Именно поэтому роман «Бесы» получил обозначение «роман-пророчество».
Большинство читателей и исследователей отмечают, что в романе «Бесы» отражены не только проблемы, актуальные для того времени, но и вопросы современного информационного общества. Писатель убедительно изображает главную угрозу для будущего общества – замещение традиционных понятий на неестественные бесовские догмы.
Роман «Бесы» относится к направлению реализма, так как в нем автор изображает действительность в ее многообразии.
Часть I
Глава вторая. Принц Гарри. Сватовство
Все объяснилось якобы белой горячкой, от которой Nikolas лечился два с половиной месяца, после чего отбыл за границу.
Глава третья. Чужие грехи
Варвара Петровна обеспокоена вниманием сына к своей воспитаннице Дарье Шатовой, поэтому предложила Верховенскому свататься к девушке. Он старше на тридцать с лишним лет, но согласился, так как устал от роли приживала
Он готов сделать предложение.
Внезапно появилась бывшая воспитанница Степана Трофимовича Лизавета Николаевна Тушина. Она просила Г-ва передать записку Шатову, брату Дарьи Павловны. А от Варвары Петровны пришло письмо, в котором она извещала, что в воскресенье Степан Трофимович должен сделать предложение Даше.
Глава четвертая. Хромоножка
Сергей Трофимович ждал с обедни Варвару Петровну, очень волнуясь перед предстоящим сватовством. К Шатову явился пьяный Лебядкин и стал через дверь кричать, что они с сестрой оба крепостные рабы. Ставрогина шла из церкви, когда у нее попросила милостыню Марья Лебядкина, прозванная Хромоножкой. Она просила поцеловать ручку, хихикая, как ребенок. Варвара Петровна накануне получила анонимное письмо, в котором говорилось, что в ее судьбе сыграет важную роль хромая женщина. Она пригласила Марью вместе с Лизой Тушиной к себе домой.
Глава пятая. Премудрый змий
Мать была растрогана поступком сына и заявила, что должна удочерить эту девушку. Она попросила прощения у вернувшегося сына, но Лиза закатила истерику, несмотря на то, что капитан Лебядкин подтвердил весь рассказ Верховенского. А после того, как Шатов дал Ставрогину пощечину, она упала в обморок.
-
Письмо директору школы от ученика 3 класса
-
Рождественский гость краткое содержание
-
Краткое содержание маленькая волшебница
-
Развод надера и симин краткое содержание
- Стихи про школьный двор
Темы
Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:
- Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
- Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
- Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
- Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
- Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.
Темы и настроение
Отношения отцов и детей. Очевидно, в романе «Бесы» автор описывает столкновение разных эпох и потерю связи разных поколений. Родители совсем не понимают детей, они как будто с разных планет. Поэтому молодежи никто не может вовремя помочь, так как утеряны те драгоценные семейные узы, которые могли бы удержать юношей от морального падения.
Нигилизм. В романе «Бесы» четко видна связь с произведением «Отцы и дети», так как именно Тургенев первым заговорил о нигилизме. Читатель узнает героев Достоевского, как и тургеневских персонажей, через идеологические споры, в которых открываются возможные направления совершенствования общества. В незначительном количестве наблюдается связь со стихотворением Александра Сергеевича Пушкина, с одноименным названием «Бесы»: мысль о потерявших свой путь людях, которые блуждают кругами в словесном тумане русского общества.
Отсутствие единых нравственных ориентиров. Духовный общественный недуг, показанный автором, спровоцирован полным отсутствием высоких ценностей. Ни развитие техники, ни скачек образования, ни жалкие попытки уничтожить общественные разногласия при помощи власти не приведут к положительному результату, пока не появятся единые нравственные ориентиры. «Великого ничего нет» — вот главная причина печального состояния русского народа.
Религиозность и атеизм. Достигнет ли человек гармонии после жизненных страданий, и имеет ли ценность эта гармония? Если не существует бессмертия – можно делать всё, что придет в голову, не задумываясь о последствиях. В этом умозаключении, которое может возникнуть у любого атеиста, автор видит опасность безверия. Однако Достоевский понимает, что и вера не может быть абсолютной, пока у религиозной философии есть неразрешенные вопросы, по которым нет единого мнения. Мысли писателя следующие: справедлив ли Бог, если позволяет страдать невинным людям? И если это — его справедливость, то как можно судить тех, кто проливает кровь на дороге к общественному счастью? По мнению автора, нужно отказаться от всеобщего счастья, если ради него понадобится хоть одна человеческая жертва.
Реальность и мистика постоянно сталкиваются в произведениях Федора Михайловича Достоевского, порой до такой степени, что грань между повествованием писателя и иллюзиями самого персонажа исчезает. События развиваются стремительно, они происходят стихийно в небольшие временные отрезки, они мчатся вперед, не позволяя человеку, по ту сторону книги, сосредоточится на обыденных вещах
Приковывая всё внимание читателя к психологическим моментам, автор лишь по крупицам дает бытовой материал.
Темы
Тематика романа «Бесы» характерна для всего творчества Достоевского:
- Свобода — основная тема книги. Автор считает христианство религией свободы и показывает, что совершается с тем, кто вместо свободы исповедует вседозволенность. На этом повороте люди чудовищно ошибаются: в поисках свободы в идеях Ницше и в либеральных учениях других западных философов они натыкаются на самое жестокое рабство — на фанатизм. Петр становится рабом идеи о революции и роли Ставрогина в их деле, Николай — рабом собственных пороков, Кириллов — философии (он убивает себя, чтобы доказать теорию). Даже Шатов является заложником идеи о божественной миссии русского народа.
- Отцы и дети – в противостоянии поколений в своём романе Достоевский без сомнений отдаёт предпочтение старшему поколению. Несмотря на то, что все эти пожилые чиновники, почтенные помещики и мечтательные либералы старой закалки не лишены целого ряда недостатков, они всё равно кажутся писателю гораздо предпочтительнее представителей радикальной молодёжи, несущих лишь хаос и страдания. Однако автор возлагает на отцов вину за воспитание детей. Именно отец Верховенского проповедовал высокие идеи, громкие слова о свободе и равенстве, слыл либералом, но сам же играл в карту на своего крепостного. эти двойные стандарты и безответственные речи сформировали мировоззрение его сына — преступника и циника.
- Вера – вера, как и в других творениях Достоевского представлена в сугубо положительном ключе. Именно вера в Бога скрасила последние дни Степана Трофимовича, именно вера помогла Шатову одуматься и разорвать отношения с Верховенским. По мнению Достоевского, только православная вера может по-настоящему помочь человеку.
- Философия – роман наполнен философскими мыслями разных персонажей. Все они в итоге сводятся к типичной морали Достоевского о необходимости жить в смирении, доброте и любви.
- Любовь – любовь у Достоевского лишена какой бы то ни было материальности. Настоящие чувства, по его мнению, рождаются лишь из искренней душевной привязанности, гармонии между людьми.
Популярные сочинения
- Сочинение Философская лирика Тютчева Федор Тютчев выделяется из группы остальных поэтов Золотого века русской литературы своим особенным отношением к творчеству. Для него лирика — это один из способов познания себя
- Язык мой — враг мой — сочинение 4 класс по пословице Говорит каждый человек по-разному. У каждого – разный словарный запас, разная грамотность, наличие слов-паразитов или же их отсутствие, наличие акцента или его отсутствие
- Сочинение по картине За чаепитием Морозова (Коваленко) описание 8 класс На картине Морозова под названием «За чаепитием» изображен престарелый мужчина с бородой, это первое, что бросается нам в глаза, так как он изображен крупным планом. Далее уже можно разглядеть и другие
Главные герои
- Варвара Петровна Ставрогина – богатая и влиятельная помещица, деспотичная, высокомерная женщина.
- Николай Всеволодович Ставрогин – единственный сын Варвары Ставрогиной, красивый, прекрасно воспитанный, но пресыщенный молодой человек, дамский угодник.
- Степан Трофимович Верховенский – учитель Николая Ставрогина, близкий друг Варвары Петровны, добрый, но совершенно непрактичный, безвольный человек.
- Петр Степанович Верховенский – сын Степана Трофимовича, основатель революционной «пятерки», хитрый, умный молодой человек, главный интриган.
- Лизавета Николаевна Тушина – умная, образованная, но слабая и несчастная девушка.