«Пепел» (Андрей Белый): описание и анализ сборника стихов
«Пепел» — книга стихов Андрея Белого. Большая часть из них была создана поэтом в 1904-1908 годах, но А. Белый подчеркивал, что основные темы книги возникли у него раньше, в период 1904-1906 гг.
В семи разделах книги — 85 стихотворений. Впервые «Пепел» был опубликован в 1909 г. в Петербурге. В качестве эпиграфа к книге Белый использует стихотворение Н.А. Некрасова «Что ни год — уменьшаются силы…» (1861 г.). Поэт никогда не считал, что тексты его стихотворений должны быть неизменны, раз и навсегда зафиксированы. Он постоянно создавал новые варианты стихов, безжалостно переделывая уже написанное. Его друзья шутили, что нужно создать «общество защиты творений А. Белого от жестокого с ними обращения». Существует пять редакций книги «Пепел» (две изданных и три неизданных). Редакции 1909,1921,1923,1925 и 1929 гг. существенно отличаются друг от друга. Так, в издании 1925 г. был эпиграф из стихотворения А.А. Блока «Осенняя воля», в редакции 1929 г. всего четыре раздела и 50 стихотворений.
«Пепел» считается вершиной творчества А. Белого. Безысходно-трагическая любовь к Л.Д.-Менделеевой, жене Блока, заставила поэта по-новому взглянуть на мир. Праздничное, диониссийское упоение красотой «Золота в лазури» сменяется попыткой осмыслить собственную судьбу и судьбу России. Стихи, погруженные в мир лирических переживаний, Белый помещает в книгу «Урна», вышедшую тоже в 1909 году. В «Пепле» разочарования и сомнения автора переплетаются с мыслями о разоренной, обездоленной стране. «Собственно все стихотворения «Пепла» периода 1904—1908 гг. — одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах земли русской; в этой поэме одинаково переплетаются темы реакции 1907 и 1908 гг. с темами разочарования автора в достижении прежних светлых путей», — писал А. Белый в предисловии к изданию книги в 1923 году. Поэт делает попытку придать символистскому тексту новое истолкование, сочетая его с реалистическим произведением (стихотворением Некрасова, взятом в качестве эпиграфа), и тем самым помещая в контекст реалистической традиции.
Россия предстает в стихах как воплощение хаоса. Под мрачным, свинцовым небосводом «убогие стаи избенок», «убогие стаи людей». Осенний, тусклый пейзаж, унылый и безнадежный. Белый вводит в поэтику символизма непривычные для него образы. Подчеркнуто обыденные предметы воспринимаются не как натуралистические детали, а как символы безысходности, тупика, смерти
Важной темой сборника «Пепел» Белого стала тема города. Он воспринимается как призрачное пространство, в котором совершается зловещий маскарад
Люди бездумно веселятся во время пира, напоминающего пир во время чумы, не слыша предупреждения: «вам погибнуть суждено». В разделе «Город» возникает образ красного домино с кинжалом в руке, сеющего повсюду страх и опустошение. Этот образ появится потом у Белого в романе «Петербург». Образ поэта в «Пепле» — образ гонимого и осмеянного пророка. Его ожидает лишь «венок из колючей крапивы, приложенный к челу». Попытка осмыслить прошлое предполагает возможность увидеть будущее. Белый так определял идею своего сборника: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтобы найти их в ближнем».
Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
- Министерство образования Московской области
- НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
- государственного образовательного учреждения
- высшего образования
- Московского государственного областного университета
- Исследовательская работа на тему:
- «Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
- Выполнила: студентка 4 курса
- группы 4 «Е»
- Специальность: Преподавание в начальных классах
- Костенко Мария
- Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
- Ногинск 2018
- Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
- Задачи изучения лирики в начальной школе.
- Мир живой природы в лирике А. Белого.
- Образы-символы в стихотворениях поэта.
- Особенности языка и стиля произведений А. Белого.
Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы.
В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий».
В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.
В программе Р.Н. и Е.В.
Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)».
Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».
Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А
Анализ стихотворения Андрея Белого «Бальмонту»
Первое же стихотворение сборника «Золото в лазури» А. Белого посвящено знаменитому русскому символисту К. Д. Бальмонту. Собственно, оно так и называется – «Бальмонту». Именно этот поэт оказал наибольшее влияние на становление самого Андрея Белого. Даже название сборника – это дань уважения великому вдохновителю, ведь эта фраза является отсылкой к поэтическому циклу Бальмонта «Будем как Солнце».
Это произведение, как указано в сборнике, было написано в Москве в апреле 1903 года. Интересно, что именно в этом году поэт познакомился со своим кумиром. Стихотворение состоит из шести перекрёстно рифмованных четверостиший. Размер – анапест, причём неровный – в разных строках встречается то по две, то по три стопы.
«Бальмонту» представляет собой сложную, полную отсылок оду. Но не самому Константину Дмитриевичу, а скорее тому поэтическому образу, который был им создан. Протагонист в произведениях Бальмонта – это великое существо, подобное богам и стихиям; в стихотворениях он часто фигурирует как Поэт с большой буквы. Этот-то лирический герой и вызывает восхищение Андрея Белого. Именно о нём, как представляется, идёт речь в насыщенном символами стихотворении.
Первая же строфа встречает читателя необыкновенным пейзажем. Под пером талантливого поэта закат превращается в россыпь драгоценностей. Окрашенное тёплыми лучами солнца небо получает эпитет «золотистая даль», а облака автор уподобляет сверкающим рубинам, усиливая это сравнение рефреном. Здесь присутствует ещё одно сравнение – облака напоминают глыбы льда, которые тоже похожи на самоцветы с прозрачными гранями.
Но вот сияние заволокло туманом. Автор пишет, что душа сохранила печать прежнего великолепия. Этот образ можно истолковать так: человеческая душа обладает естественным даром чувствовать красоту, но под влиянием обстоятельств это свойство может ослабнуть или даже угаснуть совсем.
И вдруг появляется герой, способный напомнить людям об их родстве с мирозданием. Поэт называет его на «ты», вкладывая в его уста пламенный призыв:
Ты сказал: «Океан голубой,
ещё с нами, о братья!»
Это обращение содержит намёк на стихотворение К. Д. Бальмонта «Воззванье к океану», в котором тоже звучит мысль о единстве всего сущего, нерушимой связи человека и стихий.
Несмотря на сопротивление враждебных сил, охарактеризованных эпитетом «древний хаос» и ярким сравнением «луна, как фонарь», герой ведёт своё племя (эпитет «задумчиво грустные дети») к свету и чистому сиянию небес
Стоит обратить внимание, как поэт противопоставляет две силы. Опасность исходит от ночного светила, поэтому лунный свет окрашен зловещим красным цветом
Небеса (возможно, речь идёт о рае) же обозначены, как «голубеющий бархат эфира». Этот образ, несомненно, кажется более привлекательным и успокаивающим.
Таким образом, протагонист стихотворения напоминает о Данко или Прометее, т. е. о героях, показывающих затерявшимся в тумане людям верный путь и возвращающих надежду на счастье.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Урок литератуного чтения в 3-м классе по теме «К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»»
- организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
- создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
- организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог;
- содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.
1.Организационный момент.
1) Долгожданный дан звонок Начинается урок Все красиво дружно стали, Улыбнулись, подравнялись. Посмотрели на гостей, Поздоровались прилично, Чтоб учиться на “отлично”, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор
– А наш разговор мы начинаем со
2) Скороговорки: 5 ребят нашли у пенька 5 опят.
3) Тренировка памяти.
– Вспомните, из какого произведения эти строки:
“Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…”
(Сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
“Выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом…”
“…в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные…”
(Былина “Добрыня Никитич”)
“…– Доливай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам…И почуял он в себе здоровье богатырское…”
(Былина “Исцеление Ильи Муромца”)
“Увидишь в тереме окошко: на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит “Жар-Птица””
(Сказка “Иван-царевич и Серый волк”)
“От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле прислоняются…”
(Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”)
2.Проверка Д/Задания
- – Какое задание вы готовили дома
- – Вспомним, какие требования к чтению стихотворения мы знаем.
- Читай в 2 раза медленнее, чем разговариваешь;
- Читая, представляй, воображай то, о чем читаешь;
- Читай внятно, выразительно, учись слушать себя.
- Чтение учащимися стихотворения К.Д. Бальмонта “Осень”
Дополнительные вопросы: – Какая основная мысль этого произведения?
– Какие образные выражения нашли в стихотв.?
– Назовите приметы осени, описываемые в произв.
- – А сейчас немножко творческой работы : составим АКРОСТИХ на слово
- – Итог проверки домашнего задания:
– Молодцы, вы очень хорошо поработали.
3. Подготовка к изучению нового материала
– На первом уроке, когда мы только познакомились с поэтом К.Д. Бальмонтом, вы признались, что раньше не читали его стихов. И я попросила учащихся подготовить к этому уроку стихотворения, которых нет в учебнике.
- Стихотворение…вот об…этой птичке (рисунок). которую вы наверняка видели расскажет учащийся 1
– Что необычного подметил автор в этой птичке?
– Как её зовут? “Трясогузка”
Вспомните, где учился поэт?
К.Д. Бальмонт очень любил Москву, особенно весеннюю. Любил праздники с колокольными перезвонами. Об одном из них нам расскажет учащийся 2 .
– О каком празднике идёт речь?
– Что за синие цветочки появляются ранней весной?
В 1920 году поэт уехал жить во Францию и жил там, в Париже, до конца своих дней. За границей он очень тосковал по своей Родине – Москве.
Учащийся 4 – О Родине
Учащийся 5 – О Москве
(Под музыку: – Какие картины родной природы вы себе представили?)
4. Изучение нового материала
- – Давайте вспомним, как сказал о К.Д. Бальмонте другой поэт А. Блок
На доске: “…Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта– всегда слушаешь весну”
– Может кто-то догадается, о чём будем сегодня говорить на уроке?
– О ВЕСНЕ. А чтобы вам хотелось узнать о весне?
Чтение стихотворения вполголоса:
– найдите приметы весны (рисунки: лютика, одуванчика)
– Найдите красивые образные выражения.
ИГРА: а)1. стр. слова-предметы, т.е. имя существительное.
“Читает и находит” 2.стр. слова-действия, т.е. глагол.
3.стр. слова-признаки, т.е. имя прилагательное.
б) в течении 1-й мин. Учащиеся находят слова, ставим точку под словами.
в) сообщения детей о найденных словах “на ушко”
г) чтение вслух с похлопыванием (хлопок вместо найденного слова)
Что бы вы хотели улучшить в своём чтении?
– Творчество какого поэта мы изучали?
– А какие чувства вызвал у вас стих “Золотое слово” – Что захотелось?
8. Рефлексия.
– А сейчас мы возьмём нашего мишку, вспомним всё, что было сегодня на уроке и передавая игрушку по цепочке будем сообщать:
– Сегодня меня порадовало…
– Сегодня меня огорчило…
Взгляды автора
Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым
Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу
К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.
Пролог
Шеф так орал, что я поняла со всей обреченностью: работу потеряю. Вот прямо в эту минуту, стоя в кабинете, освещенном лучами заката. И не просто потеряю, а уйду с волчьим билетом, не смогу заплатить за жилье, еду, окажусь на улице, а жить буду в коробке из-под рояля.
Бездарно! Бездумно! Безобразно! Без… — Он задумался. — Вы, леди… Безответственная! Безнравственная! Безалаберная! Без…
«Безработная», — услужливо подсказало подсознание, но я прикусила язык.
Ваш провал, леди Леруа, грозит не просто финансовыми потерями. Он ставит под угрозу политическую ситуацию!
Я побледнела. Кажется, меня сейчас не просто уволят, а еще и под суд отдадут. Но в тюрьме хотя бы кормят. И работу наверняка дадут. Так что это даже плюс в какой-то мере, а уж если стоит выбор между смертью от рук шефа и влачением бездомного существования, так покажите мне, демон подери, куда сдать плащ и где получить тапочки?!
Что вы можете сказать в свое оправдание?
«Жить хочу!» — подумала я, но сказала другое:
Этого больше не повторится, господин Сантери.
Постепенно он успокаивался, и во взгляде уже не читалась жажда испепелить меня на месте, а руки не подрагивали, готовые вот-вот сомкнуться у меня на горле. Что ни говори, а нрав у начальства крутой. Несмотря на то, что я, конечно, крупно накосячила.
Разумеется, не повторится. Так как отныне проект я буду вести сам, и не думайте даже…
Он не договорил — дверь в кабинет с грохотом распахнулась. В проеме появился статный высокий господин в длинном фиолетовом плаще, расшитом золотыми узорами, — шейх Ашан ибн Мурр. Вид у него был еще более хмурый, чем у шефа.
Господин Сантери, — сказал он, — смею напомнить об условии, что я поставил. К моим сокровищам не должны приближаться свободные мужчины. Если ваша компания не способна обеспечить мне нужный уровень, возможно, стоит подыскать другую?
Что вы, господин ибн Мурр, — поспешил заверить его начальник, — мы не отказываемся от обязательств, и все будет сделано на высшем уровне. Сегодняшнее недоразумение… я щедро компенсирую. Что касается вашего условия, то можете не волноваться. Я помолвлен и, как вы знаете, все виндаринцы исключительно верны своим избранницам.
На лице шейха Ашана ибн Мурра отражался непростой мыслительный процесс.
Помолвлены? И можете предоставить доказательства?
Без проблем, — улыбнулся Ильмир Сантери. А потом… потом вдруг притянул меня к себе и сказал совершенно невероятное:
Я могу даже представить вам свою невесту, леди Хелми Леруа!
Я почувствовала, как меня дернули за косу, а потом у самого уха раздался шепот — шеф делал вид, что целует меня в висок:
Если не хочешь вылететь на улицу, улыбайся.
Я не сразу сообразила, что коробка из-под рояля и тюремные нары откладываются. Выдавила робкую улыбку и понадеялась, что достопочтенный дарийский шейх примет мою гримасу за сожаление. Ну не хотела я, чтобы так вышло!
Последний шанс, — наконец сухо бросил шейх.
И удалился, оставив после себя слабый аромат пряного парфюма.
Пошли! — рыкнул начальник, потащив меня к столу.
Контракт подписывать! На помолвку!
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение стоит из трёх строф, состоящих из восьми стихов. В первом лирический герой рассуждает о том, в чём счастье утомлённой души. Он приходит к выводу, что счастье в том, чтобы жить внутренней жизнью, не тратясь на окружающий мир. Во второй строфе лирический герой обращается к образу ядовитого цветка. Она так же действует ночью, как и уставшая душа. Её действия незаметны, «ласковы», но она убивает.
Третья строфа разъясняет сопоставление утомлённой души с белладонной. Лирический герой обращается к возлюбленной, рассуждая, кто из них погубит другого, а кто станет жертвой коварства. Этот вопрос не был праздным: в 1890 году Бальмонт выбросился из окна после неудачного первого брака. Склонность к самобичеванию и даже самоубийству оставалась у него и позже.
Тема стихотворения – любовь, которая становится болью, причиной несчастий и даже смерти. Основная мысль может быть заключена в цитате из стихотворения: «Радости нет без печали». Мир амбивалентен, сочетает в себе противоположности. Любовь включает в себя и радость, и печаль.
Текст
Осень обещала: » Я озолочу»А Зима сказала: «Как я захочу»А Весна сказала: «Ну-ка, ну, Зима».И Весна настала. Всюду кутерьма.
Солнце золотится. Лютик — золотой.Речка серебрится и шалит водой.Родилась на воле, залила луга,Затопила поле, стёрла берега.
Там, где не достала, — лютик золотой,Жёлтый одуванчик, — будет и седой.Осень обещала. Помогла Весна.Ну, Зима пропала, хоть была сильна.
1912 год.
Написанное в 1912 году, стихотворение «Золотое слово» относится к классике Серебряного века и раскрывает сразу две темы – приход весны и необходимость уметь держать данное слово. Стих нацелен сразу на две аудитории – на детей и взрослых, первым достаточно прочитать сами строки, вторые могут поискать интересное в междустрочии.
Образ лирического героя
В анализе стихотворения «Безглагольность» Бальмонта следует рассмотреть лирический образ героя. Несмотря на то что в природе поэт видит только печальную красоту, он восхищается ею. И герой находится в томительном ожидании человека, который смотрит на мир так же, как и он. В продолжении стихотворения он чувствует, что эта важная встреча произойдет, и в этот момент внезапно охладевает к печально-торжественным пейзажам природы. Герой оправдывает это тем, что она сама не отвечает на его восторженные душевные порывы.
В анализе стихотворения «Безглагольность» Бальмонта следует также отметить и то, что поэт должен был всегда находиться в состоянии влюбленности. И свои чувства он отражал в стихах. Это творение не стало исключением: в конце герой обращается к некому женскому образу с просьбой о встрече. Он надеется, что она сможет разделить с ним его чувства.
В анализе стихотворения «Безглагольность» Бальмонта стоит особое внимание уделить его окончанию. Оно написано в излюбленной манере поэта: герой становится в театральную позу
Его по-прежнему никто не понимает, но он всех прощает и обретает утешение. В душе русского человека это произведение находит особый отклик потому, что в сознании народа еще сохранилась память о языческом прошлом. Поэтому любые образы, связанные с природой, вызывают теплые чувства.
Анализ стихотворения Белого «В полях (Солнца контур старинный)»
Ловелас и смутьян, покоритель женских сердец и дамский угодник, Андрей Белый в 1905 году влюбился в супругу Александра Блока, Любовь Менделееву. Как он сумел очаровать эту прагматичную и достаточно сдержанную особу, остается загадкой. Однако вскоре она покидает мужа и перебирается на квартиру к своему любовнику, считая, что так будет лучше для всех — и для нее, и для Андрея Белого, и для Блока, который делает вид, что ему совершенно все равно, как будут развиваться события в этом странном романе.
Однако очень скоро Любовь Менделеева понимает,
что совершила роковую ошибку.
Тогда эта решительная женщина берет тайм-аут и в течение десяти месяцев живет одна, предпочитая не встречаться ни с мужем, ни с любовником. В конце концов, она объявляет о своем решении вернуться к Блоку, чем повергает Андрея Белого сперва в недоумение, а после в панику. Поэт не ожидает, что возлюбленная решится на подобный шаг, и пытается ее вернуть всеми доступными способами. Однако ничего хорошего из этого не выходит, и в 1907 году, когда было создано стихотворение «В полях», Андрей Белый переживает очень глубокую личную драму.
Ее отголоски можно легко уловить в этом странном и несколько
пафосном стихотворении. В этот период Белому действительно не хочется жить, он ненавидит Петербург, который принес ему столько горя, и пытается найти уединение за городом, признаваясь: «Я забыл. Я бежал. Я на воле». Однако память поэта все еще хранит отголоски былой любви, которые причиняют ему нестерпимую боль. Он помнит: «Как терзали — я падал в крови». Это образное высказывание означает, что обида и разочарование все еще не отпускают поэта, и он не может до конца поверить в то, что остался один, и сам похож на «одинокое, белое поле, сиротливо простертое вдаль».
Измученно душе поэта хочется покоя. Одиночество не пугает Белого, который хочет забыться и вычеркнуть из своей памяти этот быстротечный роман. Обращаясь к ветру, он просит: «Ты пролей на меня свою сонь». Однако поэт чувствует, что его чувства к Любови Менделеевой не в состоянии заглушить ни сельское уединение, ни пребывание за
границей, куда он вскоре бежит от собственных воспоминаний, ни даже брак с Асей Тургеневой, печальный итог которого заранее предрешен. До конца жизни Андрей Белый будет любить чужую жену, а после вдову, которая, как и пообещала во время последнего объяснения с поэтом, напрочь забудет о его существовании.
История создания
Стихотворение «Белладонна» Бальмонт написал в 1899 г. Оно вошло в цикл «Ангелы опальные» и было опубликовано в 1900 г. в сборнике «Горящие здания». Поэт находился на пике популярности.
Белладонна – ядовитое растение, которое в переводе с итальянского означает «красивая женщина». Дамы издавна закапывали глаза соком белладонны, чтобы они блестели. По-русски растение называется «красавка», то есть слово является точным переводом итальянского названия. Конечно, Бальмонт не мог заменить поэтическую белладонну простой красавкой.
Белладонна коварна, вызывает сильнейшие отравления, способные привести к остановке дыхания и смерти. В древности считалось, что белладонна становилась причиной безумия.
Исследователи утверждают, что стихотворение обращено к Мирре Лохвицкой, в которую поэт был влюблён. Их страсть была желанна и тягостна для обоих, потому что каждый был обременён семьёй. Мирра так и не решилась бросить мужа и пятерых детей. Стихи, обращённые друг к другу, были отдушиной для обоих поэтов.