Все темы в одном произведении. в.г.короленко. «без языка»

Краткое содержание рассказа в. г. короленко «без языка»

Голодный город

1776 год наступил при счастливых обстоятельствах. До этого город долго не голодал, не горел, не было эпидемий. Благодарили люди за это бригадира Фердыщенко. Он говорил ласкательными словами, ни во что не вмешивался, любил посещать кабаки. Счастливый период закончился на 7 год правления нового градоначальника. Тот влюбился в жену ямщика. Чувства сильно изменили Фердыщенко. Он стал деятельный и заменил грязный халат мундиром. Алена Осипова была настоящей русской красавицей – полная, румяная, с пухлыми губами-вишнями. Они с мужем Дмитрием любили друг друга. На супругов любовались все глуповцы.

Правитель увидел Алену в кабаке и предложил жить вместе. Та отказала, сославшись на красавца-мужа. После Фердыщенко стал притеснять ямщика и даже сослал в Сибирь. Только тогда девушка приняла ухаживания правителя.

В городе началась засуха, голод. Люди умирали. Прошения к Фердыщенко не помогали, посланец не вернулся. Тогда местные жители сбросили Алену с колокольни. Подавлять бунт пришли солдаты.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Популярные сегодня темы

Радда является главной героиней рассказа Горького о жизни настоящих цыган «Макар Чудра». Молодая, дерзкая и своенравная цыганка дочка солдата Данилы.

Грибоедов Александр Сергеевич написал «Горе от ума» около двухсот лет назад. Но, оно остается актуальным в наши времена. Он придумал таких персонажей, которые существуют сейчас. Один из героев

Корней Чуковский написал чудесное произведение «Тараканище». Начинается сказка с того, что веселятся все звери и птицы, но неожиданно появляется усатое существо. Тараканище нарушил атмосферу праздника.

Человеком чести смело можно назвать такой тип личности, который определил основные принципы для своей жизни и живет в соответствии с ними. Также про такую личности мы должны мочь сказать, что нравственность

Добрая сказка А. П. Платонова «Волшебное кольцо» о животных соответствует общей характеристике данного жанра. Ее сюжет напоминает реальность, однако каждое действие героев связано с волшебством.

Очень краткий пересказ

Летопись о жизни маленького городка под названием Глупов – содержание «Истории одного города». В давние времена на Руси проживали головотяпы – это древний народ, решивший найти себе правителя, наводящего определенные правила в племени. В один момент они находят очень глупого князя, согласившегося руководить народом.

Племя головотяпов получило новое название и теперь стало племенем «глуповцев», а на месте поселения основался город Глупов. В течение столетия 1731-1826 гг. к власти приходили другие градоначальники. Каждый из двадцати одного – глупые и ограниченные люди. Кто-то из них добивался улучшений или не делал ничего, а другие только делали жизнь глуповцев невыносимой.

Жизнь в городе нестабильна, настроения у жителей постоянно меняются. В течение века Глупов подвергался стихийным бедствиям, неурожаям и пожарам. Однако виноваты в бедах не правители, а глуповцы – невежественные, ленивые. Им всегда нужно кому-то подчиняться, они готовы терпеть все «особенности» градоначальников.

В тяжелые годы герои рассказа бунтуют, но все проходит незамеченным. После 1826 года история прерывается, а что происходило дальше – неизвестно. Остается догадываться, что все в Глупове осталось на своих местах.

Анализ рассказа Без языка Короленко

Произведение было полностью написано в 1895 году. Оно было напечатано в журнале «Русское богатство». Через несколько лет автор переработал материал и увеличил объемы рассказа почти в два раза, а еще ввел новые эпизодические моменты и героев. Написано произведение под бурей впечатлений автора, нахлынувших на него после путешествия в Америку в 1903 году, когда побывал на выставке в Чикаго.

Его потрясло отношение американцев к чернокожим людям. После своего путешествия он осознал, что хуже всего иностранцу приходится жить в Соединенных штатах.

Данное произведение можно отнести к публицистическому жанру с элементами путевого очерка. Владимир Галактионович кроме описания быта, нравов Америки перед читателем разворачивает их анализ. Он пытается понять смысл жизни американцев, такой же он как у русских людей или отличается. Короленко сравнивает их ценности со своими.

Тема произведения совпадает с названием рассказа. Здесь повествуется о событиях украинца-крестьянина, которые произошли с ним в Америке. Герой не знает ни языка, ни понимает их житейского быта.

Важной проблемой является для автора вопрос: стоит ли искать лучшей, богатой и состоятельной жизни в чужой стране. Главный герой по имени Матвей, оказавшись в США, скучает по родной стороне

А вот второстепенных персонажей устраивает новизна.

Самое привлекательное в Америке – это воля. Именно проблематика свободы оказывается самой ведущей в произведении. Многие люди, которые жили в то время в России, Украине и других странах восточной Европы, стремились уехать «на Запад». Именно Америка ассоциировалась со свободой. Но приехав в эту страну, главный герой понимает, что все это – призрак. Когда он общается с чехом, то тот говорит о том, что свобода – это памятник дамы. Но главный герой сам думает, что это освобождение от крепостного права.

Большую функциональную роль в повести играет пейзаж, созданный автором. Он раскрывает тайные мысли и чувства персонажей. Также присутствует тема глобального различия культуры и правил этикета.

2 вариант

Данное произведение было написано Владимиром Галактиновичем после поездки в Америку, которая произвела очень сильное впечатление на автора. Короленко был на всемирной выставке, которая проводилась в городе под названием Чикаго.

Автор был в шоке от того, какое отношение к афроамериканцам демонстрируют американцы. Они позволяют себе быть выше, глядя на такое поведение, можно заметить, что в стране царит расизм. Также после этого путешествия писатель делает вывод, что русскому человеку будет очень тяжело на чужбине. Помимо этого, он выделяет, что Америка – это та страна, которая совсем не подходит нашему человеку.

Владимир Галактинович пишет в направлении реализма. Также данный рассказ имеет сходство с путевым очерком. Автор описывает бытовую сторону страны, пишет каковы нравы и привычки граждан Америки. Здесь можно проследить какие положительные и отрицательные стороны характерны для страны. Автор постоянно анализирует здешнюю жизнь. Невольно сравнивает менталитет американцев и русских людей.

Главный герой произведения крестьянин, который вырвался из Украины на чужбину. Все дальнейшие действия связываются с его приключениями в Америке. Герой совсем не понимает здешнего языка. Жизнь американцев для него абсолютно чужда.

Проблема, которую поднимает автор, касается поиска лучшей жизни на чужой земле. Матвей в этом путешествии оказался по своей наивности, но сейчас он не рад этому. Герой безумно скучает и тоскует по родине. Примечательно, что остальных героев произведения все устраивает. Им нравится новая жизнь на чужой земле.

Америка привлекает героев тем, что она построена на свободе. Тема свободы является ключевой в этой повести. Все считают, что свобода равнозначна счастью. Поэтому герои активно рвутся в путешествие. Через время открывается правда. Свобода являлась призрачной иллюзией. Оказывается, что ее видимость может послужить причиной множества проблем. Гамбургский работник кабака утверждает, что свобода является допустимым соперничеством, в котором нет границ. Чех, работающий на корабле, утверждает, что свободой является огромная американская статуя с факелом в руке. Матвей ищет свободу, но понимает, что не сможет обрести ее в Америке.

Также у свободы есть другая сторона медали. Здесь кроется равнодушие, поиск наживы, ради которой человек пойдет на всё. Украинец ясно видит, как здесь все покупается и продается, он не собирается играть по этим правилам.

Опись градоначальникам

Глава рассказывает о градоначальниках Глупова. Это были 22 правителя – один хуже другого. Все странные и чудные. Так, первый Клементий был привезен из Италии за искусное приготовление макарон. Из города его выслали за измену (прежде избив кнутом и вырвав ноздри). Великанов запомнился налогами в 3 копейки. Попал в острог, полюбовничав с Авдотьей Лопухиной.

Грек Ламврокакис торговал орехами и губкой. Правил недолго. Был заеден клопами в собственной постели.

Антон Протасьевич пел непристойные песни и летал по воздуху. Однажды в полете зацепился костюмом за шпиц в городском саду, за что и был уволен.

О других градоначальниках подробно расскажут главы ниже.

Герои рассказа

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, — шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Тематика и проблематика

Тема заявлена в названии произведения. Рассказ о приключениях украинского крестьянина, оказавшегося в чужой стране. Он не только не знает языка, но и не понимает чужой жизни.

Одна из важнейших проблем повести, очевидно, актуальная и для самого Короленко, — стоит ли искать лучшей жизни на чужбине. Матвей оказывается втянутым в путешествие по наивности и, даже устроившись в новой жизни, тоскует по родине. Но другие герои повести, главные и второстепенные, вполне довольны своей новой жизнью.

Главное, чем привлекает Америка – свобода. Проблема свободы оказывается важнейшей в повести. Герои воспринимают её как синоним счастья, уезжая в путешествие. На поверку оказывается, что свобода призрачна и может быть, наоборот, причиной несчастий. Кабатчик в Гамбурге свободу определяет как возможность рвать друг другу горла, а чех на корабле говорит, что свобода — это статуя с факелом. Матвей понимает, что «воля», то есть освобождение от крепостного права – это не искомая свобода, но не находит её и в Америке.

Обратной стороной свободы являются равнодушие, жажда наживы любой ценой. Матвей сразу и решительно отказывается продать незаконно свой голос за нового мэра. Украинец не принимает не столько внешние отличия американцев, сколько жестокость и бесчеловечность, с которыми сталкивается. Сам он отказывается меняться. Новая жизнь для украинского крестьянина связана с потерей идентичности. Для Короленко это важнейшая проблема. Как гуманист он осознаёт, что традиции, вера, образ жизни — это не главное в человеке. Но также ему понятно, что личность не существует без этого внешнего антуража.

Анна в разговоре с еврейкой Розой понимает, что девушка хочет забыть свою национальность, которая стала причиной гибели её матери во время погрома. А брат Анны как раз участвовал в еврейских погромах в Дубно, откуда родом обе девушки. Так Короленко показывает, что в основе национальной розни лежат какие-то внешние причины, что она разжигаема извне, а настоящей разницы в людях разных национальностей и религий нет. Эта проблема остаётся актуальной и сегодня.

«В дурном обществе» В. Г. Короленко Кратко

Повесть в «Дурном обществе» является одной из самых известных работ Владимира Галактионовича Короленко. Его творчество пронизано любовью и состраданием к бедным и обездоленным людям. Красочное и полное лиризма описание окружающей действительности характеризует автора как чуткого человека, желающего лучшей доли для простого народа.

Очень краткий пересказ сюжета повести «В дурном обществе»

Повествование ведётся от имени мальчика Васи, живущего в провинциальном городе. Его отец недавно потерял свою жену и очень тоскует по ней. Это горе отдалило его от сына. Мальчик предоставлен самому себе и целыми днями бродит по городу. Как и все сорванцы, Вася интересуется старыми развалинами заброшенного замка на окраине. Там живут нищие и бездомные. Мальчику жаль их.

Однажды он знакомится с Валеком и его сестрой Марусей. У них нет денег и дома. Несмотря на то, что жизнь в подземелье тяжела, дети остаются добрыми и открытыми. Обитатели разных миров сближаются. Вася приносит им яблоки из своего сада. Осенью девочка заболела и не могла ходить.

Чтобы развлечь её, друг приносит куклу своей сестры Сони. Маруся очень рада. Отец узнаёт, что у дочери пропала кукла и обвиняет сына в краже. Тут является пан Тыбурций, возвращает игрушку и зовёт Васю проститься с умирающей девочкой. Мальчик примиряется с отцом.

Могила Маруси становится для друзей любимым местом встреч.

Главные герои повести «В дурном обществе»:

Вася – мальчик 9 лет. После смерти матери растёт беспризорником, но его чуткое и доброе сердце не даёт попасть в беду.

Валек – бездомный мальчик, живущий в подземелье разрушенной часовни. Он любит свою сестру и проявляет зоботу.

Маруся – тихая, скромная, болезненная девочка. Никогда не жалуется, любит цветы. Проживание в сыром подвале подрывает её здоровье, и она умирает.

Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька.

Второстепенные герои повести «В дурном обществе»:

Отец Васи – вдовец, переживающий смерть жены

Его внимание привлекает только дочь Соня, потому что в ней есть черты матери. Он работает судьёй

Дела ведёт справедливо и честно и за это его уважают в городе.

Тыбурций Драб – приёмный отец Валека и Маруси. Он с виду похож на грубого и неотесанного мужика, но имеет хорошее образование, знает латынь и греческий язык. Любит своих детей и заботится о них как может. Нищие считают его предводителем и называют пан Тыбурций.

Януш – седой старик, бывший слуга графа, владевшего замком. Считает себя самым важным среди бездомных и разделяет их на «добрых христиан» и чужих.

Лавровский – нищий спившийся чиновник в отставке.

«Профессор» – тихий старичок, страдающий слабоумием. Он все время что-то бормочет про себя. Он не переносит, когда при нем говорят о режущих или колющих предметах.

Глава 1. Развалины

В маленьком провинциальном городе Княжье-Вено, главным украшением которого является здание тюрьмы, живёт мальчик Вася. На окраине есть пруд, с островом. Полуразрушенный замок стоит в середине его. Это строение окутано старыми преданиями и привлекает мальчишек своей таинственностью.

Там живут бедняки, не имеющие дома. Ими руководит старый Януш, бывший графский слуга. Однажды он с помощниками выселил из развалин неугодных ему людей и оставил только католиков, которые попрошайничали в городе милостыню. Остальным пришлось покинуть остров.

Мальчику было жаль несчастных, которых выгнали в непогоду на улицу.

Глава 2. Проблематические натуры

Несколько дней изгнанники бродили по городу, беспокоя жителей, но вскоре куда-то пропали. Говорили, что они укрыли возле заброшенной часовни. Только иногда их можно было встретить на улицах. Среди них были знаменитые личности.

К примеру, выживший из ума старик, которого называли «профессор». Он без всякого смысла ходил по городу и бормотал что-то неразборчиво себе под нос.

Спившийся чиновник Лавровский представлял неприглядное зрелище по сравнению с тем щеголем, каким был раньше.

Скучающие бездельники развлекались, издеваясь над ним. Но «отбросы общества» стояли друг за друга горой. Защитникам бедного сумасшедшего приходилось отбиваться с кулаками.

Сюжет и композиция

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Герои и образы

Ни Осип Оглобля, ни его жена Катерина не являются главными героями, хотя именно они стали началом сюжета. Всё путешествие читатель видит глазами родного брата Катерины, Матвея Лозинского по прозвищу Дышло. Короленко подробно описывает портрет героя – типичного украинского крестьянина: «Человек огромного роста, в плечах сажень, руки, как грабли, голова белокурая, курчавая, величиною с добрый котёл, — настоящий медведь». При суровой и даже устрашающей внешности глаза и сердце у Матвея были как у ребёнка.

Матвей – одинокий молодой человек, который, тем не менее, только оставив родину, начинает тосковать о ней. Мотив его путешествия – невозможность оставить сестру. Матвей прочно держится устоев и привычек, в которых сам воспитан. Он не только не соглашается сменить диковинную с точки зрения американцев традиционную украинскую одежду, но и отказывается учить язык. Америку он невзлюбил с первых же минут знакомства. Он сразу видит обратную сторону американской демократии: «Здесь человек, как иголка в траве или капля воды, упавшая в море».

Несмотря на огромную силу, Матвей не любит драться. По иронии судьбы, именно за драку с полицейским ему грозят суд и тюрьма.

Матвей наивен, как ребёнок. Ласковое обращение чернокожего, желающего почистить ему сапоги, он принимает за дружелюбие.

Даже став американцем, Матвей тоскует по старому, что умерло или умирает в нём. Читатель понимает, что герой до конца жизни не избавится от этой тоски.

Друг Матвея Иван Лозинский Дыма – полная противоположность Матвею и во внешности, и в характере: «Небольшого роста, не сильный, но весёлый, разговорчивый и острый». Дыма едет в Америку именно для того, чтобы найти в новой жизни своё место. Он начинает учить язык уже на корабле. Америка ему тоже не понравилась. Но, в отличие от Матвея, он «человек лёгкого характера», к тому же легко идёт на компромисс с совестью.

Еврей мистер Борк, который звался на родине Борко, с одной стороны, приспособился к американской действительности (хотя и потерял солидное заведение, так что теперь «приходится как-нибудь колотиться со всякой дрянью»), с другой – заплатил за это потерей собственной идентичности. Если сам он свято чтит субботу и друге еврейские традиции, то его сын и дочь приспосабливаются к новой жизни. Борк говорит об Америке, что «она перемалывает людей, как хорошая мельница». Его дочь Роза вынуждена ломать субботу, чтобы работать на фабрике. Она оправдывается так: «Пусть наша суббота будет в воскресенье».

Старая барыня, к которой в услужение попадает Анна, противопоставлена ассимилировавшимся эмигрантам. Она живёт по традициям родины, но сразу же перенимает экономическую политику нового света, что очень точно характеризует еврей Борк: «Она любит очень дёшево платить и чтобы ей очень много работали». Нилов – молодой помещик, которого не удовлетворяет свобода в другой стране. Он в вечном поиске, он хочет, чтобы свободной стала его родина.

Органчик

Жители города льют слезы счастья, ожидая приезда нового правителя Брудастого. Называют того красавчиком, умницей. Приехавший градоначальник оказывается угрюмым, молчаливым. Он без улыбки обошел подчиненных и лишь произнес: «Не потерплю!» . Далее прибавилась еще одна фраза:«Разорю!» . Только их произносил начальник.

Выяснилось, что у Брудастого пустая голова. Как-то письмоводитель заметил, что его тело делает записи за столом. А голова просто лежит отдельно и в ней ничего нет.

Часовых дел мастер, посещавший градоначальника, признался, что у того в голове мини-орган, исполняющий только 2 пьесы – его фразы. В итоге инструмент сломался, отсырев по пути. Пока ждали новую голову из столицы, началось безвластие. Появились даже 2 одинаковых градоначальника-самозванца. Их забрал рассыльный из губернии, посадив в бутыли со спиртом. Анархия продолжалась 7 дней.

Литературное направление и жанр

Короленко – писатель реалистического направления. Рассказ «Без языка» имеет много общего с публицистическим жанром путевого очерка. Короленко не только описывает быт и нравы другой страны со всеми их достоинствами и недостатками, но и пытается проанализировать их, ищет смысл жизни, вникает в ценности героев и сравнивает их с собственными.

В подзаголовке произведения Короленко обозначил «Без языка» как рассказ. Действительно, изначально произведение было больше похоже на рассказ, но после переработки героев стало больше, произведение занимало теперь более 100 страниц. Действие рассказа растянуто на два года, что характерно для повести.

Войны за просвещение

Василиск Семеныч оказался полной противоположностью предшественника. Это был энергичный аккуратный человек. Он постоянно кричал, тушил пожары, «делал фальшивые тревоги» . Имел отличный аппетит, спал с одним открытым глазом, чем сильно пугал жену.

Когда в городе не было дел, Бородавкин маршировал в кабинете. Писал политический проект, прибавляя по строке в день, и очень гордился этой работой.

Изучив историю Глупова, Василиск Семеныч посчитал достойным прошлым правителем только Двоекурова. В память о нем Бородавкин приказал сеять и есть горчицу. Жители против и бунтуют на коленях.

Подавлять бунт градоначальник отправляется к стрельцам в слободу. Продолжался он 9 дней. В темноте пришлось биться со своими же. В итоге большая часть живых солдат Бородавкина была уволена, а их заменили оловянные. Дойдя до слободы, правитель там никого не нашел. Тогда начали разбирать дома стрельцов, чем заставили их сдаться.

В будущем прошло еще 3 войны за просвещение. Во время первой глуповцам объясняли пользу каменных домов, во вторую – необходимость выращивания персидской ромашки, в третью – боролись против строительства академии в городе.

Из-за правителя город обнищал. Он решил снова сжечь Глупово, но умер, не осуществив намерения.

Сюжет и композиция

Повесть состоит из 33 главок. Её композиция линейная, то есть события расположены в хронологическом порядке. Произведение начинается с описания посёлка Лозищи на Волыни, откуда родом герои.

Один из жителей Лозищ, осип Лозинский по прозвищу Оглобля, уехал в поисках лучшей жизни в Америку и через «год или два, а может и больше» прислал жене письмо с билетом до Миннесоты, где преуспевал на ферме. Вместе с Катериной едут её родной брат Матвей Лозинский по прозвищу Дышло и его друг Иван Лозинский по прозвищу Дыма.

Короленко не описывает, как они добрались до Гамбурга, начиная подробное повествование от момента посадки путников на пароход до Америки. Здесь повествование очень ускоряется. Боясь опоздать на уходящий пароход, путники проталкивают вперёд Катерину, но их самих на пароход не пускают.

С этого момента у героев начинаются проблемы с языком, что сразу же осознаёт Матвей: «Без языка человек как слепой или малый ребёнок». Для того чтобы понять причину неудачи, друзья находят в кабаке соотечественника, который объясняет, что им всего лишь нужно было купить билет, а не совать деньги при посадке.

Сюжет приключений Матвея – это ряд несовпадений, невстреч. Первое – вынужденное путешествие следующим пароходом, выходящим на следующий день. Если бы герои не поспешили в Гамбурге, они могли бы сесть втроём на следующий корабль, уходящий через неделю.

Следующая невстреча происходит в Америке, в порту Нью-Йорка, где друзья не проходят в дом для эмигрантов, в котором их (и своего мужа) ожидала Катерина, а идут с соотечественником, мистером Борком, который поселяет их у себя. Новое несовпадение связано с тем, что Матвей потерялся на улице с одинаковыми домами. Его друзья ищут его и тоже проходят по его следам в считанные минуты после того, как он уходит с места.

Ещё одно несовпадение случается в порту, куда забредает заблудившийся Матвей, но не видит, как в это же время Осип Лозинский увозит свою жену, дождавшуюся его в приюте для эмигрантов из Европы, в Миннесоту.

Зато Матвею «посчастливилось» оказаться в тех местах и в то время, где быть не следовало. В результате его нарисовал журналист, а потом он оказался невольным свидетелем самоубийства в парке и невольным участником митинга безработных.

Последнее несовпадение случается в поезде, на который посадили Матвея безработные итальянцы – участники митинга. Поняв, что Матвею надо в Миннесоту, ему купили билет на Детройт, на Бэффало, на Ниагару и на Чикаго. Бедный Матвей уснул и пропустил своего соотечественника, помещика Нилова, который мог его спасти от ложных обвинений.

Но все несовпадения, которые Короленко наблюдает как бы с точки зрения Создателя, компенсируются удивительными и даже чудесными встречами (Матвея с будущей женой Анной, Матвея с судьёй Диксоном, который оказывается в том же вагоне, и даже Матвея с Ниловым, который устроил его на работу в Дебльтоуне – носить лес с барок).

Именно Нилов объясняет Матвею, что в Америке он легко добьётся своей мечты и получит «клок вольной земли, пару волов, хорошего коня, корову, крепкую телегу», свою хату и жену.

Всего этого добивается Матвей, перейдя работать на ферму, а затем став инструктором в еврейской колонии, где работал Нилов. Вскоре Матвей женился на Анне, но всё так же тосковал по родине. А вот Нилов не находит того, что искал: «На родине мне хочется свободы, а здесь – родины». Нилов – человек, вся жизнь которого проходит в исканиях.

Острый сюжет повести сочетается с необыкновенными лирическими пейзажами.

Сказание о шести градоначальницах

В анархии глуповцы бросают людей с крыши, бьют стекла. Явились новые правители-самозванцы. Все они оказались дамами. Мужественная бездетная вдова Палеологова жестоко истязала своих 4 крепостных и имела жутковатое коричневое лицо. Дама обокрала казну и требовала признать ее градоначальницей, ведь когда-то ее муж занимался этой деятельностью.

Клемантинку де Бурбон подговорил претендовать в правители штаб-офицер. Когда-то эту должность занимал ее отец – картежник. Дама много пила и отлично ездила на лошади. Она сутки сражалась с Палеологовой. Последняя улетела в воздух с награбленными деньгами.

Третьей претенденткой стала немка Амалия Штокфиш, 2 месяца бывшая, любовницей градоначальника. Она легко победила пьяную Клемантинку.

Еще три дамы хотели править и вовсе без оснований. Жители города совсем взбесились. Продолжается анархия, глуповцы то топят, то сбрасывают с колокольни людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: