Анализ стихотворения «снег» (и. ф. анненский)

Анненский иннокентий ∼ снег (+ анализ произведения)

Композиция

Стихотворение «Снег» состоит из 5 катренов. Композиционно его можно разделить на две части.

Первая часть – это первые два четверостишия, в которых автор пишет о неприятных для него нюансах зимы. Следует отметить, что Иннокентий Фёдорович провёл параллель между временем года «зима» и «зимним» возрастом человека

То есть, строки «от нее даже дыму не уйти в облака…» можно расшифровать, как неизбежность старости и всех изменений, связанных с возрастом.
Вторая композиционная часть – это последующие 3 строфы, в которых автор, напротив, концентрирует всё своё и наше внимание на прекрасной детали – снеге.

Также можно отделить от второй части крайнюю строфу, обосновав это тем, что, по содержанию и настроению, она выделяется как из второй части, так и из стихотворения в целом. Третье четверостишие – это мысли о том, что весна уже не наступит. «На томительной грани всесожженья весны» — это размышление, предчувствие приближения ухода.

Опять же, проводя параллель и сопоставляя данное стихотворение с жизнью поэта, можно назвать его прощанием с жизнью, друзьями, творчеством.

  • Первая часть стихотворения – это описания тягот прогрессирующего недуга автора.
  • Вторую часть можно назвать поиском чего-то хорошего в сложившихся обстоятельствах, или же вторая часть – это тёплые воспоминания о прожитой жизни.
  • Третья часть – это смирение.

Короткий анализ произведения

Чтобы понять глубокий смысл стиха, нужно не просто прочитать его или прослушать аудиовариант, а проанализировать каждую строчку, опираясь на историю создания произведения и биографические сведения из жизни автора. Можно выделить несколько важных идей, послуживших мотивом для написания этого шедевра русской поэзии XX столетия. Анализ стихотворения Анненского «Снег» по плану:

  • История. Стих был написан автором в преддверии его кончины. Примечательно, что создано произведение было в 1909 году, а опубликовано посмертно, в 1910, в Петербурге.
  • Тематика произведения. Несмотря на то что поэт любил зиму, для него в последний год жизни холодная пора отождествлялась со смертью, избавляющей от иллюзий, поэтому счастье от ее пришествия он не испытывал.
  • Композиционные основы. Условно весь стих можно разделить на две части. В первой о зимней поре говорится, как о времени года, которое становится для него обузой. Во второй о зиме повествуется, как о предвестнице весны.
  • Жанр. Произведение написано в стиле пейзажной и философской лирики.
  • Стихотворный размер — анапест с перекрестным рифмованием.
  • Использование эпитетов, метафор и сравнений.

Литературная деятельность

Писательством Иннокентий Фёдорович занимался еще в детстве. Его стихи раннего периода можно отнести к символизму, но в то время будущий известный литератор думал, что это исключительно мистика. В последующем Анненский стал одним из важнейших представителей этого течения в искусстве, которое характеризовалось загадочностью и таинственностью. Для его ранних произведений характерно метафорическое выражение и большое использование намёков.

В свой ранний период Анненский в творчестве как будто подражал испанскому художнику золотого века Бартоломео Мурильо. Но, в отличие от своего идеала, кротость, девственную чистоту и возвышенность любви он старался передать не с помощью кистей и красок, а романтичным слогом. Большинство своих ранних произведений Иннокентий Фёдорович не публиковал. У него даже не было мысли о том, что его стихи могут кого-либо заинтересовать. Лишь после общения с Николаем он решается показать свои работы известным редакторам.

Перу Анненского принадлежат следующие произведения:

  • «Фамира кифаред»;
  • «Лаодамия»;
  • «Царь Иксон»;
  • «Мелланипа философ».

В своих пьесах писатель подражал любимым древнегреческим литераторам — Эсхилу, Софоклу, Еврипиду и другим поэтам античной эпохи. В коротких рассказах и стихах Анненский придерживался импрессионизма, описывая различные явления и предметы, присущие в данный момент видению этого поэта. Главными темами в произведениях Иннокентия были грусть, меланхолия, тоска и счастье в одиночестве. Такой романтизм прослеживается в его стихотворениях «Две любви», «Снег» и «Мучительный сонет».

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Снег» написано в жанре элегия, что полностью оправдывает задумчивое, печальное настроение, присущее данному жанру.

Может показаться, что И. Ф. Анненский принадлежит к такому течению, как символизм. Да, от части, это так. Но у автора свой, особый, преломлённый символизм, основанный на романтизме, которому больше подойдет определение «психологический символизм».

Описание природы, пейзажей, мотив некой печали и философичность, тайный смысл, переданный через символы и образы – это группа особых признаков, характерных для пейзажной лирики Анненского.

Размер стихотворения «Снег» – двустопный анапест. Рифмовка – перекрёстная, с чередованием женкой и мужской рифмы.

Анализ стихотворения Анненского «Я люблю»

Через четыре месяца после скоропостижной кончины Анненского свет увидел его сборник «Кипарисовый ларец» (1910). Подготовкой к изданию занимался сын поэта. Книга состоит из нескольких разделов, названных трилистниками. Такая структура вызвала неоднозначную реакцию со стороны читателей начала двадцатого столетия. Брюсов считал распределение стихотворений «искусственным и претенциозным». По признанию Бальмонта, перечисление даже части оглавления рождало в нем ощущение музыкальности души.

«Я люблю» входит в «Трилистник замирания». Впервые произведение было опубликовано в сборнике «Северная речь» (1906). Один из автографов сопровождается посвящением на французском языке: «A mon juge impeccable» (в переводе – «Моему непогрешимому судье»). В стихотворении главная роль отведена теме предназначения поэта и поэзии. В первых строках говорится о «замирании эха». Далее следует развертывание образа. Акцент Анненский делает не на «эхе», а на «замирании», что соотносится с названием цикла, в который входит «Я люблю». Иннокентий Федорович представляет вниманию читателей различные облики замирания. Среди них – «разлив полутьмы», «бледнеющая ширь», «розовый отблеск зимы». Каждый принадлежит миру природы. В финале произведения оказывается, что там им «ни созвучья, ни отзвука нет». Зато отклик находится в душе поэта.

Стихотворец сравнивается с эхом, что отсылает к творчеству Пушкина. Конкретнее – к его «Эху» (1831). Анненский с этой миниатюрой не просто был знаком, он внимательно ее изучал. Упоминания о ней встречаются в «Речи о Достоевском». Иннокентий Федорович называет стихотворение прелестным и отмечает его ключевое сравнение – поэт сопоставляется с отголоском разных природных звуков. Точку зрения Пушкина Анненский разделяет не в полной мере. По мнению Иннокентия Федоровича, стихотворец не пассивен в отличие от эха. Перенося на бумагу объекты реальной действительности, он вкладывает свои мысли, душу, взгляды на мир, убеждения и так далее. Анненский считал, что поэт посредством творчества отражает идеал, делая его доступным для созерцания обыкновенным людям.

Что бы ни говорили об Иннокентии Федоровиче современники, переоценить его влияние на русскую литературу двадцатого века очень сложно. Речь идет не только об отдельных авторах – Пастернаке, Ахматове и других, но и целых направлениях – акмеизме и футуризме.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Снег» практически во всех произведениях поэта автобиографичен. Им является сам автор. Лирический герой ведёт борьбу с самим собой, со своими чувствами и мыслями, страхами; он мечтающий, но, в то же время, отрицающий свои мечты. Поэт стремится отыскать в лирическом герое связь с природой, с окружающим миром. Описание чего-то конкретного в окружающем мире, природе имеет своё отражение в жизни человека. Для достоверной передачи своих мыслей Иннокентий Фёдорович часто прибегает к использованию цвета как символа.

Синий в произведениях поэта – это символ духовной углублённости, цвет покоя, но в то же время и символ печали. Причём, чем глубже цвет, тем сильнее и отчаяннее печаль и тоска. В нашем случае синева «нищенская», что сложно расшифровать, но можно предположить, что автор имеет ввиду положительную символическую составляющую, которая «обнищала» со временем.

  • Сиреневый цвет в поэтике автора – это цвет нежности, весны, цвет мечты и сна, цвет спасения, поиска идеала, цвет промежуточного состояния, что-то между земным и неземным. То есть неопределённый, подстраивающийся.
  • Белый цвет у Анненского не символизирует чистоту и невинность, как принято считать. Белый цвет у поэта – это цвет тумана и забвения, цвет памяти, смерти и скорби.

Прочитав эти строки отдельно от всего стихотворения, невозможно заметить что-то особенное: снег, обычно, белый, но, при определённом освещении может приобретать и другие оттенки, что вполне соответствует реальности. Но, опираясь на контекст и пользуясь историческими фактами об авторе, можно предположить связь лирического героя со снегом, что заставляет цвет играть «новыми красками».

Если снег воспринять как предметное определение внутреннего состояния лирического героя, то «сверкающе белое» состояние – это, скорее всего, память о былом, приятная тоска, которая сменяется «сиреневой» нежность, мечтами, пребыванием в некоем состоянии неги. Далее снег становится «ослабленно талым», что сопоставимо с небольшим угнетением духа, связанным с болезнью. Обо всех этих внутренних ощущениях лирический герой отзывается с любовью, он принимает их достойно, спокойно.

Говоря об образах в данном стихотворении, нельзя ни упомянуть о том, что зима – это образное определение жизненного заката, тогда как весна – это начало жизни, обновление.

Данные строки можно воспринять как смирение с тем, что «Весны» в жизни лирического героя уже не будет, как осознание того, что он уже «на грани», между жизнью и неизбежным уходом.

Анализ стихотворения «Снег» Анненского 2 вариант

Стихотворение «Снег» Иннокентия Федоровича Анненского – образец русской философской лирики начала XX века, переходного периода от символизма к акмеизму. «Снег» вошел в посмертный сборник поэта, изданный его сыном. Стихотворение написано в 1909 году. К этому времени И. Анненский был автором всего одного прижизненного сборника стихов.

После неприятностей по службе в 1906 году поэт покинул должность директора Царскосельской гимназии, стал инспектором учебного округа, однако за месяц до смерти подал прошение об отставке. Последние месяцы его жизни были омрачены отсрочкой в публикации его новых стихов. В декабре 1909 года на улице, возвращаясь с работы, он скоропостижно скончался от инфаркта в возрасте 54 лет.

«Снег» по жанру — пейзажная лирика с философскими мотивами. Его размер — двухстопный анапест с перекрестной рифмой. В стихотворении 5 строф, по композиции оно делится на 2 части.

В первой части описывается зима, символ умирающего мира, бесприютности, нищеты, тоски. Во второй поэт смягчается и с теплотой отзывается о снеге, который ему даже чуть жаль: ведь грядет весна. Интересно, что весна у него ассоциируется не только с расцветом, но и со «всесожженьем» всего отжившего, былого.

В нем можно увидеть своеобразную перекличку со стихотворением «Осень» А. Пушкина, где тот объясняет, за что не любит, например, лето и весну. Лирический герой — сам автор.

«Снег» не стоит принимать за прощальное стихотворение поэта, размышления о жизни и смерти в нем типичны для поэзии И. Анненского, созданы в русле традиции Ф. Тютчева.

Эпитеты оригинальны: грузный полет, нищенский лед, ослабелый и усталый снег. Сравнение: точно стада в тумане сны. Восклицание: этот лед! Встречается анафора: этот грузный, этот нищенский; то сверкающе, то сиреневый. Цветопись снега: синий, белый, сиреневый. Олицетворение: снег усталый, ложится. Устаревшие слова: томительной, ослабелый, заоблачных нег. Разговорное слово: обуза. Рядом с ним — союз «да» в значении «но». Инверсия: полюбил бы я. Многоточия как бы подчеркивают, что поэту трудно говорить

Обращает на себя внимание лексика: резанность. Дважды употребляет поэт слова: полюбил, люблю

Это придает стихотворению более личный и резкий оттенок.

Стихотворение «Снег» Иннокентия Анненского — и дань классической поэзии XIX века, и одна из вершин Серебряного века. Остались пять редакций этого произведения, что говорит о том, насколько дорого и созвучно оно было самому поэту в его последний год жизни.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

История написания

Иннокентий Анненский всегда славил зиму в своих стихах так, что невозможно было не полюбить это чудеснейшее время года с его снегами, прерывистыми ветрами, морозными узорами, дремотностью природы, красным закатом. Холодная пора 1909 года стала для автора последней в его жизни, что нагоняло на поэта особую тоску. Зима становилась для него непереносимым грузом, ведь Анненский серьезно болел и предчувствовал свою скорую кончину.

Им было написано пять вариантов стиха, история которого взаимосвязана с мыслями о смерти, о том, как идеал в виде любимой поры года становится роком в его судьбе. Лишь один вариант стихотворения попал в сборник и на публикацию. Самый хороший из них Иннокентий Федорович поместил в отдельную папку. Опубликован посмертный сборник Анненского был благодаря друзьям, решившим почтить так память гениального поэта.

Петербург (Иннокентий Анненский)

ПетербургИннокентий Анненский

Желтый пар петербургской зимы, Желтый снег, облипающий плиты. Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-желтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле, Чем вознесся орел наш двуглавый, В темных лаврах гигант на скале,- Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слез, ни улыбки. Только камни из мерзлых пустынь Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Родине» анализ стихотворения Белого по плану кратко – жанр, идея, тема

Следующая

Анализ стихотворений«Жди меня и я вернусь» анализ стихотворения Симонова по плану кратко – жанр, идея, смысл

«Снег» И.Анненский

От заоблачных нег — То сверкающе белый, То сиреневый снег…

И особенно талый, Когда, выси открыв, Он ложится усталый На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане Непорочные сны — На томительной грани Всесожженья весны.

Анализ стихотворения Анненского «Снег»

Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.

Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.

Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одно из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями

О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации

О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.

Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования .

В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.

Средства выразительности

Эмоциональная наполненность стихотворения очень высока. Чтобы передать свои чувства, Анненский использует многочисленные тропы. Эти средства выразительности помогают ему выполнить художественную задачу. В стихотворении “Снег” встречаются:

  • Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лед”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
  • Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
  • Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны”.

Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится.

Тематика, жанр и композиция

Тема стихотворения И. Ф. Анненского «Снег» завязана на окончании жизненного пути и зиме, напоминающей автору о скором приходе смерти. Поэт пишет, что ему пришлось многое повидать за всю свою жизнь, а теперь она приходит к своему логичному закату. Ему надоело радоваться зимнему времени года, его утомило нести свой крест и кататься на жизненных виражах, словно на горке. Преклонение перед природными явлениями и временами года — это лишь иллюзия и нереальная радость, переносящая людей в выдуманный мир.

Но он все-таки любит жизнь и ностальгирует об ушедших временах, когда не приходилось задумываться о реальности. Через смерть приходится пройти каждому человеку, он вспоминает прошлое с теплотой и словно принимает происходящее, несмотря на грусть и негодование.

Условно можно выделить две части стиха, на которые автор умышленно поделил весь текст:

  • Посвящение слов зиме, словно времени года, начавшему тяготить поэта. Больной человек не может радоваться снегу, как и падающим листьям осенью в сентябре, схожем своими красками с аметистом, макам с ароматом лета, распусканию весенних почек на деревьях, голубому небу. Автора больше не радуют привычные вещи, а из-за снега ему стало проблематично выходить на улицу.
  • Приход весны, которая все-таки прекрасна, ведь именно она становится периодом пробуждения всего живого и природы, что особо приятно, учитывая леденящий снег и мороз за окном.

Пейзажно-философский стих написан анапестом с перекрестным рифмованием слов, что позволяет поэту максимально тонко передать испытываемую им горечь из-за последних своих минут. Состоит он из пяти трехсложных строф, ударение приходится на третий слог.

Иннокентий Анненский «Петербург»

Жёлтый пар петербургской зимы, Жёлтый снег, облипающий плиты. Я не знаю, где вы и где мы, Только знаю, что крепко мы слиты.

Сочинил ли нас царский указ? Потопить ли нас шведы забыли? Вместо сказки в прошедшем у нас Только камни да страшные были.

Только камни нам дал чародей, Да Неву буро-жёлтого цвета, Да пустыни немых площадей, Где казнили людей до рассвета.

А что было у нас на земле, Чем вознёсся орёл наш двуглавый, В тёмных лаврах гигант на скале, — Завтра станет ребячьей забавой.

Уж на что был он грозен и смел, Да скакун его бешеный выдал, Царь змеи раздавить не сумел, И прижатая стала наш идол.

Ни кремлей, ни чудес, ни святынь, Ни миражей, ни слёз, ни улыбки. Только камни из мёрзлых пустынь Да сознанье проклятой ошибки.

Даже в мае, когда разлиты Белой ночи над волнами тени, Там не чары весенней мечты, Там отрава бесплодных хотений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: