Биография И.А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин – российский писатель, поэт, критик, один из выдающихся представителей русской литературы XX века. Родился 22 октября 1870 года в Воронежской губернии.
С детства проявлял интерес к литературе. В 1891 году опубликовал первую статью в журнале «Вестник европы». Начал писать стихи, затем перешел к прозе. Первый роман «Нашествие жуков» был опубликован в 1898 году.
Бунину пришлось пережить Русско-японскую войну, Революцию 1905 года и Первую мировую войну. В 1918 году он покинул Россию и эмигрировал во Францию, где и прожил оставшуюся жизнь.
За свою литературную деятельность Бунин получил Нобелевскую премию по литературе в 1933 году. Среди его наиболее известных произведений – романы «Темные аллеи» и «Жизнь Арсеньева», а также стихотворения «Легенда», «О смерти» и «После грозы».
Тема стихотворения «Бушует полая вода» И.А. Бунина
Главной темой стихотворения является сила стихии воды, ее необузданность и бесконечная мощь, которую автор выражает через образы бушующей реки и водопада. При этом стихотворение описывает не только красоту и мощь воды, но и ее опасность и гибельность для человека.
Автор также уделяет внимание бурному потоку мыслей, который касается жизни и размышлений о ней. В стихотворении затрагивается тема смерти, неизбежности времени и скоротечности жизни
Таким образом, стихотворение является лирическим откликом на мощь стихии и размышлениями о смысле жизни.
Форма стихотворения представлена вряд ли не самой распространенной в Русской литературе — вольной строфической форме. В ней пошагово и по-ходу мыслей писателя слова и словосочетания занимают разные места, меняются порядок, длина строк, что делает чтение и понимание стиха несколько более сложным.
Автор книги: Иван Бунин
Поэзия
сообщить о нарушении
Нынешнее собрание сочинений И. А. Бунина, наиболее полное из всех выходивших в свет до сих пор, надо полагать, не залежится на складах подписных изданий и полках магазинов и библиотек. Конечно, и оно не может рассчитывать на безусловный прием у всякого читателя. Читательская масса многослойна, пестра, неоднородна. Для людей, прибегающих к печатной странице как средству только отдыха и отвлечения от каждодневных забот и обязанностей, ищущих в книге хитро завязанного сюжетного узелка, причудливых перекрестий любовной интриги, мелодраматических коллизий и успокоительной округленности концовки, то есть всего того, что отстоит поодаль от реальной серьезной жизни, ее вопросов и требований и широко используется в мировой практике изготовления духовного продукта, который принято называть чтивом, – для таких читателей сочинения Бунина могут и не представить ценной находки, не дошло еще до того. Нужно еще оговориться, что Бунин, конечно, не всегда обладал той магией доходчивости, какая была, скажем, у Чехова, равно пленяющего и самого искушенного, и в самой малой степени подготовленного читателя без привлечения примитивных средств занимательности.
Я не хотел бы здесь быть понятым так, будто я противник вообще занимательности в художественном произведении, сюжетной собранности и насыщенности действием или будто я не знаю у величайших наших художников страниц, исполненных напряженного драматического характера и просто увлекательности в лучшем смысле этого слова. Но я с детских и юношеских лет знавал страстных читателей книг, с уверенностью ставивших «Князя Серебряного» А. К. Толстого или исторические романы Григория Данилевского выше «Войны и мира», да и теперь еще не такая редкость читатель, предпочитающий «Поджигателей» Н. Шпанова «Тихому Дону», хотя, может быть, не всегда высказывающий это свое предпочтение из опасения быть осмеянным.
Бунин – художник строгий и серьезный, сосредоточенный на своих излюбленных мотивах и мыслях, всякий раз решающий для самого себя некую задачу, а не приходящий к читателю с готовыми и облегченными построениями подобий жизни. Сосредоточенный и углубленно думающий художник, хотя бы он рассказывал о предметах по первой видимости малозначительных, будничных и заурядных, – такой художник вправе рассчитывать и на сосредоточенность, и даже некоторое напряжение, по крайней мере поначалу, со стороны читателя.
Школьный анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Бушует полая вода…»
Поэзия Ивана Алексеевича Бунина воспевает красоту природы. Наблюдая изменения в природе, поэт изображает своё восприятие, используя поэтические тропы*.
Стихотворение «Бушует полая вода…» написано в одна тысяча восемьсот девяносто втором году и относится к раннему периоду творчества Ивана Алексеевича Бунина.
Сюжет стихотворения
— один весенний день, наполненный яркими событиями в природе. Автор отмечает изменения, вызванные приходом весны, и делится чувствами.
Ритм стихотворения
— размеренный, спокойный. Автор передаёт глубокие переживания. Приход большой воды, тёплое весеннее солнце, чистое небо — всё это производит сильное впечатление и побуждает поэта говорить медленно, уверенно.
В стихотворении, посвящённом весне, взгляду читателя предстаёт не один образ или событие. Стихотворение представляет собой ряд картин, сменяющих друг друга.
Изображение бушующей воды сменяется изображением пролетающих грачей. Затем поэт передаёт воспоминания утра и полдня:
И утром в воздухе нагретомГустые белые парыНапоены теплом и светом.А в полдень лужи под окномТак разливаются и блещут…
После он снова рассказывает о том, что наблюдает в данный момент, изображая «рыхлые облака», «невинное небо», «ласковое солнце».
Такое повествование говорит о силе воздействия явлений природы. Это похоже на сказку. Иван Бунин радуется приходу весны, и вместе с ним радуется всё живое, о чём поэт торжественно восклицает:
Весна, весна! И все ей радо.Как в забытьи каком стоишь…
В этом четверостишии ритм ускоряется, речь становится живой, импульсивной.
Жаркие дни на подходе. А сейчас кроткая нежная весна вступает в свои права, приглашая всё живое к обновлению. Приятные ощущения не покидают поэта. И эти чувства являются основой произведения о весне.
В стихотворении есть олицетворения
: грачи кричат «весело и важно», «густые белые пары напоены теплом и светом», «невинно небо голубеет». Эпитеты
: вода «шумит и глухо и протяжно», «солнце ласковое», «тёплый запах талых крыш», «ветер, мягкий и сырой»
Эпитеты
: вода «шумит и глухо и протяжно», «солнце ласковое», «тёплый запах талых крыш», «ветер, мягкий и сырой».
*Поэтические тропы — это слова и фразы в переносном значении; стилистические приёмы, которые делают стихотворение выразительным. Олицетворения, метафоры, эпитеты — это некоторые виды поэтических тропов. Подробнее о тропах:
Тематика природы, воспевание родного края является довольно яркой в творчестве Бунина. Частично его лирика посвящена именно природе. Как собственно и подобает поэту, он восхищается величием и удивительностью этих метаморфоз.
Весна является одним из наиболее чудесных периодов года, конечно, каждый период чудесен каким-то своим образом, но, если говорить о весне, то тут наступает пора вдохновения и пора какой-то мягкой очарованности, после которой «в забытьи каком стоишь». Эти все, так сказать, дурманящие эффекты обуславливаются чередой удивительных перемен, которые Бунин и описывает в собственном стихотворении.
Он двигается как бы по всему пространству природы, по всем стихиям, которые только могут быть доступны. Начинает с полой воды, продолжает, описывая «белые пары» (другая фаза воды), далее идет огонь, который представляется «солнечным пятном» и просто ласковым солнцем. Пространство предстает облаками и небом между ними, завершается стихотворение снова водой и ветром, который «тихонько закрывает» глаза, как бы лаская человека.
Нужно сказать, стихотворение вообще имеет циклическую структуру. К примеру, в самом начале птицы: «грачей пролетные стада» и на такой же строчке только с конца, тоже птицы: «крик петухов звучит порой». На вторых строфах с начала и конца располагается описание запахов и воздуха. Середина тоже как бы отраженная, сначала лужи и пятна и потом созвучная картина, но только в небе, где облака и пространство между ними.
Таким образом поэт как бы подчеркивает завершенную целостность весны, гармоничность природы, которая перекликается со всем существованием. Этот мир выглядит целостным и красивым, в нем ничего лишнего и напрасного, повсюду красивые рифмы, которые делают его подобными какому-то этническому узору или интересному орнаменту с повторяющимися деталями. Конечно, подобное восприятие требует определенной сосредоточенности и концентрации и зачастую является доступным только поэту.
Тем не менее, если какой-то человек способен увидеть эту красоту, то такая красота существует. Тогда мир является прекрасным.
Анализ стихотворения Бушует полая вода по плану
Композиция
Композиционный строй анализируемого произведения включает в себя шесть строф. Интересно, что в первых четырёх строфах нельзя заметить присутствие лирического героя, лишь в последних двух строфах он показывает себя «в полный рост».
В первых четырёх строфах Иван Алексеевич последовательно описывает нам образы долгожданной весны. Лирический герой, выступая сторонним наблюдателем, показывает нам всю красоту приближающейся оттепели.
В двух последних строфах заметен тот восторг, в котором находится лирический герой пол впечатлением от пробуждения окружающей природы. Главного героя переполняет чувство бесконечной радости.
Средства художественной выразительности
Желая максимально точно раскрыть смысл своего стихотворения, Иван Алексеевич использует в нем различные тропы.
Созданию ярких весенних образов способствуют эпитеты («солнце ласковое», «густые пары», «свежий запах» и так далее).
Оживить природу помогают олицетворения («невинно небо голубеет», «грачи кричат весело и важно» и другие) и метафоры («дымятся бугры», «грачей стада», «зайчики трепещут» и так далее).
Можно заметить, что в произведении Бунин использовал большое разнообразие глаголов («голубеет», «дымятся», «бушует, «сверкает» и так далее).
Такой приём позволил автору отобразить динамику приближения весны.
Образы и символы
Чтобы передать всю красоту окружающего мира, автор создал два ярких образа.
Образ лирического героя является призмой, через которую мы наблюдаем мир, представленный в тексте. Именно глазами главного героя мы наблюдаем за образами окружающей природы. Лирического героя охватывает чувство восторга от ощущения приближения тёплой весны. Он отмечает, что «все ей радо». Наблюдатель обладает чувствительностью и внимательностью, ведь замечает все чудесные метаморфозы окружающего мира и подмечает все его состояния.
Образ весны — главный в произведении. Лирический герой искренне радуется приближению тёплых весенних дней. В образе весны поэт изобразил пору обновления, способную пробудить в человеке самые светлые чувства. Образ весны складывается из журчания полой воды (имеется в виду половодье в реке), свежих и талых запахов, из щедрых лучей солнца, из криков сельских петухов. О новой поре громогласно возвещают грачи. Даже обыденные явления вроде тумана украшены светом солнца:
Свет преображает даже лужи, которые становятся зеркалами для солнечных зайчиков. Голубое небо ласкает взор. А люди могут остановиться и понаблюдать за этой красотой «в затишье гумен и дворов». Так автор подчеркнул, что еще не пришла пора посевов, а значит, можно просто наслаждаться наступлением весны. Лирический герой восхищается каждым мгновением приближающегося тепла.