К другу стихотворцу

Анализ стихотворения пушкина «к другу стихотворцу»

Вариант 2

В этом стихотворении Пушкин обращается к юному собрату по перу, хотя тот не совсем поэт, а «артист». Смысл в том, что если у тебя нет настоящего дара, то не нужно пополнять ряды графоманов. Тем более, что у поэтов нет достатка и спокойствия в жизни.

Стихотворение – речь поэта, но прерывается она реакцией слушателя, которую комментирует автор. Например: «Кажется, задумался». И даже словами оппонента. «Диалог» получился живым и убедительным. Александр Сергеевич приводит аргументы, которые должны убедить собеседника идти в поэты, только если он без сочинения стихов никак не может. И даже готов пойти на жертвы ради них!

Здесь много отсылок – к произведениям классическим Древней Греции, например. (Без сносок и словаря древностей просто не обойтись!) Боги действуют – смотрят на «поэтов», неодобрительно качают головой, устраивают им испытания… Тут упомянуты и великие поэты, среди которых Державин, и стихоплеты — графоманы. Пушкин приводит в пример творцов, которые закончили жизнь в нищете как предупреждение начинающему поэту, который мечтает о богатстве. Слава ведь не всегда идет под руку с последним. Кроме того, поэты навсегда теряют покой.

Автор использует много торжественной лексики. К примеру: стезя, служитель, довольство, пиит, страшиться… Также – устаревшие формы: чернилы, плесть, сокрыт, сколь, покойно, мраморны, наг, пиит. Как образ через стихотворение проходит волшебная свирель – символ поэзии. Пушкин предлагает оставить её неумелым поэтам.

Пушкин сам пишет в тексте, что это сатирическое стихотворение. Остроумны замечания Пушкина о том, что, к примеру, поэта знают все, а деньги дают только журналы, где он напечатает свои стихи.

Часто он обращается к своему собеседнику, иногда с большим чувством – с восклицательным знаком. Образ поэта-недоучки несколько раз появляется в поэме. В тексте даже есть стихотворная история (легенда) о напившемся священнике. Это сделано в ответ на упрек собеседника, что аргументы Пушкина не соответствуют его образу жизни. Если уж так плохо быть поэтом, то посему сам Пушкин не бросает это занятие?

В финале поэт сам себя останавливает, ведь с его фантазией он мог бы ещё придумать множество примеров. Но как мораль предлагает собеседнику просто сделать выбор. Но тут ещё совет, где Пушкин подводит всей своей речи итог. Это слова показывают, что всё-таки хорошо быть прославленным поэтом, но лучше быть спокойным человеком.

10 класс

Анализ стихотворения К другу стихотворцу по плану

Композиция

Текст послания Пушкина к друзьям можно разделить на несколько смысловых частей.

  1. В первой строфе поэт заявляет основной тезис стихотворения: «Нет, я не льстец, (…) я смело чувства выражаю». Пушкин стремится опровергнуть распространившееся в свете мнение о милости к нему императора, показать, что хвалебные слова в адрес Николая вызваны искренними чувствами поэта, его уважением к поступкам монарха.
  2. В следующих двух строфах автор поясняет свою позицию, подчеркивая достоинства правления Николая. Поэт оценивает это правление как бодрое и честное, с радостью отмечает оживление страны.
  3. Далее Пушкин обращается к описанию своей судьбы, вспоминает тяжелое время, проведенное в ссылке, мучительную разлуку с друзьями. Именно милости императора поэт обязан возвращению и воссоединению с близкими для него людьми – «и я ль, в сердечном умиленье, ему хвалы не воспою?».
  4. Пушкин в финале своего послания вновь обращается к теме обвинений в лести и решительным ударом их разбивает.

История создания

В 1817 году свет увидело собрание сочинений Константина Николаевича, получившее название «Опыты в стихах и прозе». В него вошла и элегия «К другу», написанная в 1815-ом. Именно в это время автор сближается с величайшей поэтической фигурой того времени, с Вяземским, именно ему Батюшков и посвящает работу «К другу». В стихотворении очень явны некоторые отсылки и аллюзии на произведения Вяземского, поэтому нет никаких сомнений, к какому «другу» пишет Константин Николаевич.

Говоря о состоянии автора в этот период, стоит отметить, что начало 10-ых годов 19 столетия характеризуется началом Отечественной войны с французами. С одной стороны, Батюшков преисполнен чувствами патриотизма и желанием воспевать силу и мощь русского солдата. С другой стороны, поэт сожалеет о последствиях военных действий, о разорении богатств природы и многовековой культуры России.

Стоит так же отметить, что еще в самом начале своего творческого пути Константин Николаевич выявил некоторые проблемы литературы начала 19 века, конечно же, русской. Первой проблемой он считал закостенелость поэтического русского языка, отсутствие динамики, как в лексическом плане, так и в фонетическом. Именно Батюшков предложил так называемую «беглую поэтическую» рифму. Его стихотворения стали более мелодичными, хоть иногда отдельные лексические единицы и противоречили фонетическим нормам. Второй проблемой автор считал чрезмерную помпезность языка. «Писать, как живешь», — говорил великий поэт. Он старался избегать всего натянутого и надуманного.

Темы и настроение

Создавая яркую картину послевоенной разрухи, акцентируя внимание на некоторой незащищенности мира и мирного времени, Батюшков наполняет свое стихотворение не обычной грустью, а философской. Одним из важных вопросов, поставленных в произведении, становится вопрос о хрупкости мироздания и о скоротечности жизни – вечные философские вопросы для творцов.
Но основная тема стихотворения – война

Автор создает целую панораму образов того, что изменилось в худшую сторону. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила».

Тема веры играет большую роль в произведении. Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший». Стоит повториться, что преимущественно настроение стихотворения грустное. Грусть представлена где-то с ностальгическими нотками, где-то с оттенками надежды и веры.

Тема дружбы также присутствует в стихотворении. Автор пишет другу, чтобы поддержать его в смутные времена для России. Он спешит поделиться с ним своим рецептом избавления от тоски.

Жанр, направление и размер

Как уже было сказано, сам Батюшков определил жанр своего лирического произведения, как элегия – стихотворение грустного содержания. Константин Николаевич предопределил настроение стихотворения жанром.

Говоря о направлении, в котором трудился поэт, стоит отдельно отметить, что Батюшков в некотором роде первооткрыватель романтизма в России. Конечно, манифест романтизма принадлежит не ему, но именно его труды стали неким стандартом романтических жанров.

Стихотворение написано ямбом, стихотворным размером, который спустя время Бахтин провозгласит самым патриотичным для русского стихосложения. Элегия динамична и сильна, в ней мало лирических отступлений и снижений темпа, поэтому использование именно ямба весьма аргументировано и мотивировано.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Друзьям» Пушкин написал в форме послания. Оно представляет собой своеобразный ответ на бытовавшие в свете упреки в адрес поэта и начинается с опровержения «Нет, я не льстец». Конкретный адресат – товарищи Пушкина, с которыми он получил возможность увидеться после ссылки, но можно предположить, что заключенные в тексте доводы поэта предназначались для более широкого круга читателей.

В произведениях Пушкина отчетливо просматривается влияние романтической традиции, что можно заметить и в данном послании. Лирический герой предстает сильной личностью, которую общество не может понять в силу стереотипности своего мышления. Герой вынужден оправдываться, но его оправдательная речь звучит гневно и грозно, ведь он не сомневается в правоте собственной позиции.

Стихотворение «Друзьям» написано характерным для лирики Пушкина четырехстопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы.

Основная идея

Основная мысль стихотворения весьма логична и проста – совет искать мир и спокойствие в вере, в религии. Отказавшись от сует и мирских страданий, можно найти утешение и спокойствие души. Французы принесли только кровь и разруху в Россию. Батюшков не находит поначалу в себе силы писать об этом, ибо душа опустела от вида трупов и пепелища там, где еще «мгновение» назад красовалось царство и величие природы.

Смысл рецепта, который поэт выписывает другу, заключается в том, что автор на собственном примере показывает, что, отрекаясь от мирских проблем, закрывая свою душу от подобной черноты, открывая ее вере, человек может полностью насладиться всей радостью мира и утешиться.

Композиция, построение произведения

Это лирико-эпическое произведение начинается экспозицией, в которой автор описывает природу такой, какой видит ее в момент создания своего произведения

«Роняет лес багряный свой убор», — эта строка описывает осенний листопад. Читатель понимает, что поэту из окна его дома виден лиственный или смешанный лес

Изобразив картину за окном, поэт перемещает внимание читателя в комнату с горящим камином и бутылкой вина на столе. Экспозиция занимает одну строфу

В последних строках первой строфы автор переходит к собственным чувствам. Он испытывает печаль от того, что рядом с ним нет добрых друзей.

В третьей строфе он обращается к лицеистам, спрашивает:

Четвертая строфа посвящена Николаю Корсакову, который, служил в Министерстве иностранных дел, был отправлен в Рим, где служил в русской миссии. Он умер от чахотки в 1820 году и похоронен на греческом православном кладбище в Ливорно.

В пятой и шестой строфах Пушкин обращается к Матюшкину, который морями грезил с лицейских лет, за что получил прозвище «Федернелька, плыть хочется». Матюшкин дослужился до звания адмирала.

В следующих двух строфах Пушкин обращается ко всем лицеистам. Не называя имен, признается:

Следующие строфы он посвятил друзьям, которые не побоялись навестить опального пленника. Пушкин пишет, что первым его навестил Иван Пущин. Потом, на дороге Пушкин встретился с Горчаковым. И, несмотря на то, что фортуна действительно улыбнулась князю, он легко поднимался по карьерной лестнице, Горчаков ценил лицейскую дружбу, не раз вступался за декабриста Кюхельбекера, помогал Пушкину и поддерживал его.

Далее две строфы поэт посвятил Дельвигу. Последние слова звучат как признание собственной ошибки:

Далее Пушкин обращается к Кюхельбекеру, приглашает его навестить у себя в имении:

В 14-й строфе автор обещает вернуться, чтобы на следующей лицейской годовщине встретиться с ними со всеми. 15-я и 16-я строфы звучат как тосты. Первый тост за лицей и учителей, второй тост за императора. В этом стихотворении нет ни нотки обиды или нападок на царя:

В завершение стихотворения поэт пытается заглянуть в будущее, задается вопросом, кто из них, доживет до глубокой старости и будет в одиночестве отмечать этот день. Ему он пожелал встретить праздник «без горя и забот». Когда поэт писал это стихотворение, он не знал ответа на свой вопрос. Мы, потомки, двести лет спустя ответить на этот вопрос можем. Дольше всех из лицеистов, друзей Пушкина прожил светлейший князь Александр Михайлович Горчаков. Прожив достойную жизнь длиной в 85 лет, он умер в 1883 году.

В стихотворении всего 18 строф, по 8 стихов в каждой строфе. Стихотворный размер произведения — пятистопный ямб. Рифмовка кольцевая и перекрестная. Кольцевые рифмы встречаются в первом четверостишии каждой строфы. Мужские окончания в стихах сочетаются с женскими.

Отрывок стихотворения «К другу стихотворцу»

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!

Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;

За лаврами спешишь опасною стезей,

И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,

Забудь ручьи, леса, унылые могилы,

В холодных песенках любовью не пылай;

Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!

Довольно без тебя поэтов есть и будет;

Их напечатают — и целый свет забудет.

Быть может, и теперь, от шума удалясь

И с глупой музою навек соединясь,

Под сенью мирною Минервиной эгиды

Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды».

Страшися участи бессмысленных певцов,

Нас убивающих громадою стихов!

К другу стихотворцу. (Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!..)

22-09-2011, 20:10
Школьная программа » Русская литература » А.С. Пушкин

К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ Арист! и ты в толпе служителей Парнаса! Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса; За лаврами спешишь опасною стезей, И с строгой критикой вступаешь смело в бой! Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы, Забудь ручьи, леса, унылые могилы, В холодных песенках любовью не пылай; Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай! Довольно без тебя поэтов есть и будет; Их напечатают — и целый свет забудет. Быть может, и теперь, от шума удалясь И с глупой музою навек соединясь, Под сенью мирною Минервиной эгиды * Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды» **. Страшися участи бессмысленных певцов, Нас убивающих громадою стихов! Потомков поздных дань поэтам справедлива; На Пинде лавры есть, но есть там и крапива. Страшись бесславия!- Что, если Аполлон, Услышав, что и ты полез на Геликон, С презреньем покачав кудрявой головою, Твой гений наградит — спасительной лозою? Но что? ты хмуришься и отвечать готов; «Пожалуй,- скажешь мне,- не трать излишних слов; Когда на что решусь, уж я не отступаю, И знай, мой жребий пал, я лиру избираю. Пусть судит обо мне как хочет целый свет, Сердись, кричи, бранись,- а я таки поэт». Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать, Как Витгенштеину французов побеждать. Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов. *** Певцы бессмертные, и честь, и слава россов, Питают здравый ум и вместе учат нас, Сколь много гибнет книг, на свет едва родясь! Творенья громкие Рифматова, Графова С тяжелым Бибрусом **** гниют у Глазунова; Никто не вспомнит их, не станет вздор читать, И Фебова на них проклятия печать. Положим, что, на Пинд взобравшися счастливо, Поэтом можешь ты назваться справедливо: Все с удовольствием тогда тебя прочтут. Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут За то, что ты поэт, несметные богатства, Что ты уже берешь на откуп государства, В железных сундуках червонцы хоронишь И, лежа на боку, покойно ешь и спишь? Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки — Вот пышны их дворцы, великолепны залы. Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо; Родился наг и наг ступает в гроб Руссо; ***** Камоэнс с нищими постелю разделяет; Костров на чердаке безвестно умирает, Руками чуждыми могиле предан он: Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон. Ты, кажется, теперь задумался немного. «Да что же,- говоришь,- судя о всех так строго, Перебирая всё, как новый Ювенал, Ты о поэзии со мною толковал; А сам, поссорившись с парнасскими сестрами, Мне проповедовать пришел сюда стихами? Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?» Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ: В деревне, помнится, с мирянами простыми, Священник пожилой и с кудрями седыми, В миру с соседями, в чести, довольстве жил И первым мудрецом у всех издавна слыл. Однажды, осушив бутылки и стаканы, Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный; Попалися ему навстречу мужики. «Послушай, батюшка,- сказали простяки,- Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь Быть трезвым всякому всегда повелеваешь, И верим мы тебе: да что ж сегодня сам…» — «Послушайте,- сказал священник мужикам,- Как в церкви вас учу, так вы и поступайте, Живите хорошо, а мне — не подражайте». И мне то самое пришлося отвечать; Я не хочу себя нимало оправдать: Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты, Проводит тихой век без горя, без заботы, Своими одами журналы не тягчит, И над экспромптами недели не сидит! Не любит он гулять по высотам Парнаса, Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса, Его с пером в руке Рамаков ****** не страшит; Спокоен, весел он. Арист, он — не пиит. Но полно рассуждать — боюсь тебе наскучить И сатирическим пером тебя замучить. Теперь, любезный друг, я дал тебе совет. Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?.. Подумай обо всем и выбери любое: Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое. ___________________________________ * То есть в школе (Примеч. Пушкина). ** Поэма В.К.Тредиаковского. *** См. Державин, Ломоносов. **** Подразумеваются С.А.Ширинский-Шихматов, гр. Д.И.Хвостов и С.С.Бобров — бездарные писатели-графоманы, приверженцы «Беседы любителей русского слова». ***** Жан-Батист Руссо — французский лирик. ****** Имеются в виду П.И.Макаров — критик, последователь Н.М.Карамзина.

  • 17

 (голосов: 1)

Комментариев (0)

Популярные темы анализов

За свою жизнь А.С.Пушкин создал много красивых стихотворений: грустных и веселых, спокойных и тяжелых. Среди них можно выделить «Я пережил свои желания». Это грустное и даже депрессивное произведение было написано автором в

Наверное, детство дается нам для того, чтобы набраться энергии перед началом взрослой жизни. Когда ты мал, мир представляется полным загадок, которые хочется познать. Кажется, что вокруг сказка и радость.

Детство Некрасова было не легким в плане морали. Автор был сыном помещика, который издевался и убивал крестьян, а также устраивал оргии с девушками крестьянками. Также его отец мог ударить и его мать. Все это значительно повлияло на

Стихотворение «Зимняя ночь» написано в двадцатом веке, посвящено Ольге Ивинской, которую любил Пастернак. Пастернак в своем стихотворении «Зимняя ночь» обращается к темам любви, философии. Данное стихотворение написано в стиле

1819 год. Александру Пушкину 20 лет. Он молод и полон жажды справедливости. Ему претят чванство и изнеженность высших особ, тупость и бюрократизм чиновников. До 1825 года еще 6 лет, декабристы еще не вышли на площадь.

Образы и символы

Исходя из самого названия элегии, становится ясно, что главным образом лирического стихотворения является образ друга. Другом в данном стихотворении выступает не кто иной, как сам Вяземский.

Кроме того, стихотворение «К другу» изобилует лексикой, которую нельзя назвать типичной или широко узнаваемой. Рисуя картину античного мира, автор использует много имен собственных и названий, которые знают далеко не все. Так, во второй строфе мы встречаем слово «Фалерн». Автор намеренно использует данное слово, отсылая нас в античную Грецию, ведь именно так древние греки называли красное вино

Возможно, неискушенный читатель и не поймет отсылки, но Батюшков интригует человека, заставляет его обратить особое внимание на отдельные символы. Также стоит упомянуть не совсем понятное для многих слово «Веспер» — древнее название ярчайшей звезды небосвода – Венеры

Автор мастерски играет словом, он не говорит прямо о том, что обращается к античной истории, а элегантно намекает читателю. Таким же словом-намеком можно считать «храмины», на пепле которых слагается венок веселья. Храмины – древнее название сооружения с высокими сводами. Использование историзмов – слов, создающих оттенок эпохи, только подогревает интерес читателя лучше разобраться в лирическом произведении. В стихотворении мы встречаем два имени: Лила и Харита. Это два божественных имени неслучайно следует рассмотреть в паре. Автор, желая рассказать о мирской идиллии, называет Лиру – символ свободы и свободной воли и Хариту – символ мирской красоты и радости.

Лирический герой – проекция сознания автора. Это восторженный и романтичный человек, умный и начитанный собеседник. В его послании к другу угадывается феноменальная эрудиция Батюшкова. Конечно, такому интеллектуально развитому поэту трудно найти достойных друзей, и тем ценнее для него такой близкий товарищ, как Вяземский.

Также стоит отметить важный символ — символ веры. Вера – все, что осталось у автора на момент написания стихотворения. У него до сих пор перед глазами страшные и кровавые картины войны, сотни трупов, изуродованные тела тех, кто вопреки всему остался жить, плач и крики женщин и детей. Все, что остается Батюшкову – надеяться на то, что все будет хорошо

Лирический герой акцентирует внимание на том, что до войны все было прекрасно и радостно

История создания

В августе 1826 года личным указом недавно взошедшего на престол императора Николая I А. С. Пушкин был возвращен из ссылки. Поэт удостоился аудиенции у императора, после которой Николай произнес знаменитые слова о том, что беседовал с одним из умнейших людей России. Беседа принесла прежде опальному поэту и практическую пользу: отныне произведения Пушкина освобождались от общей цензуры, а его личным цензором становился сам Николай.

Резкое сближение Пушкина с властью закономерно породило в высшем обществе неприятные для поэта сплетни. Например, распространение получила эпиграмма, где некогда вольнолюбивый творец именовался «придворным лизоблюдом». Восторженное отношение Пушкина к новому императору вызывало недоверие даже в кругу его близких друзей. В первую очередь им поэт адресовал стихотворение «Друзьям», в котором решился отвергнуть обвинения в льстивости и объяснить истинные мотивы своего поведения.

Средства выразительности

Послание Пушкина написано в высоком стиле, что позволяет усилить торжественный пафос текста: «влачил я с милыми разлуку», «он мне царственную руку простер». Он использует и другие тропы в стихотворении «Друзьям»:

  1. Более ярким стихотворение делает использование эпитетов: «свободная хвала», «державный дух», «природы голос нежный».
  2. Основную мысль стихотворения Пушкин выражает с помощью развернутого противопоставления истинного в его понимании льстеца и самого лирического героя. Льстец «из его (царя) державных прав одну лишь милость ограничит», будет советовать презирать народ и оставить просвещение. Поэт ведет себя иначе: смело указывает как на достоинства, так и на недостатки власти, слушает собственное сердце и потому всегда остается прав перед Высшим судом.

Послание «Друзьям», написанное как опровержение возникших вокруг поэта слухов, явилось ярким литературным событием и породило новую волну обсуждений среди друзей и противников А. С. Пушкина. В стихотворении нашли отражение волновавшие поэта мысли о судьбе России, связанные с новым императором надежды и пламенная убежденность автора в беспристрастности настоящего искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: