Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.
Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.
Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй. Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора – и божественный простор свободы, где всё такое разное, пёстрое и нестройное «в гармонию жизни слилось».
Тропы и образы
Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие . Весна – золотая , и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат .
Синекдохи барабаны, цепи и топор таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя . Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…
Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск ), буквально обрушивается на читателя.
Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.
В стихотворении «Несжатая полоса», которое было написано в 1854 году, переплетаются темы тяжёлой судьбы крестьян и природы.
Идея стихотворения состоит в том, что земледелие – основа жизни крестьян и главный источник пропитания. Пахарь может умереть голодной смертью, если заболеет и вовремя не уберет посевы.
Темой произведения является трагическая судьба пахаря, который не может собрать урожай из-за болезни.
Жанр произведения – элегия.
Стихотворение состоит из пятнадцати строф. Каждая строфа – двустишие. Размер стихотворения – четырехстопный дактиль. Рифмовка используется парная.
Стихотворение можно разделить на три смысловые части.
В первой части поэт рисует картину глубокой осени, употребляя эпитет «поздняя осень». Птицы уже улетели, с полей собран урожай, с деревьев опали листья. Но автор замечает участок земли, где остались неубранные посевы.
Автор использует эпитет «тучные зерна», подчеркивая, что урожай уродился богатый. Колосья переживают, что прекрасное зерно будет испорчено птицами, животными или стихией.
Поэт передаёт обеспокоенность колосьев с помощью метафор: «разоряют станицы птиц», «заяц топчет», «буря бьёт».
В третьей части автор снова использует олицетворение, оживляя ветер, который приносит «печальный ответ» посевам о болезни пахаря. Беспомощное состояние крестьянина поэт описывает, используя метафоры: «моченьки нет», «червь сердце больное сосёт», «руки высохли в щепку, повисли, как плети», «очи потускли», «голос пропал».
На протяжении всего стихотворения ощущается переживание поэта за нелёгкую судьбу своего героя. Он сочувствует крестьянину, его безнадежному положению.
Автор раскрывает идею произведения, показывая, что пахарь может умереть от голода, если заболеет и вовремя не уберёт посевы. А это доказывает, что земледелие – основа жизни крестьян и главный источник их пропитания.
10 класс
Популярные темы анализов
- АхматоваАхматова родилась в восемьдесят девятом году двадцатого века. Её настоящей фамилией является Горенко. Для написания произведений Ахматова использовала смешанный стиль, который состоял из двух:
- Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был
- Анализ стихотворения Фета Задрожали листы облетая 5 классСтихотворение Афанасий Фет написал в июле 1887 года. Можно смело сказать, что поэт писал о времени года – «золотой» поре, осени; и это истинно так, вот только это всего лишь одна её сторона. Осень и буря в глазах автора является только метафорой.
- Анализ стихотворения Баратынского Где сладкий шепотЕвгений Абрамович Баратынский – русский поэт, а также переводчик. Он однозначно наделен невероятным талантом, часто говорят, что Евгений Баратынский – один из самых интересных образов русской литературы, а также один из самых
- Анализ стихотворения Фонтан ТютчеваБольшую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы.
Анализ 2
Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти, он даже упомянет женщину в завещании. Разрыв для него становится болезненным и жестоким ударом, ведь она была его женой на протяжении фактически 16 лет. Авдотье Панаевой просто надоели подобные отношения, чувства утратили былую силу, и она решила уйти. Теперь Некрасов не знает, что делать со своим разбитым сердцем, ему необходимо заново учиться жить, именно тогда и создается стихотворение, получившее название «Надрывается сердце от муки…».
Автор старается точно передать свое душевное состояние, он не может поверить в силу добра, он не верит, что однажды сможет жить как прежде, надежда на подобное развеялась окончательно. Такая боль в его сердце поселилась достаточно давно, еще в тот момент, когда он признался в чувствах в первые, тогда он предпринимает попытку покончить жизнь самоубийством, но она становится неудачной. Потом она признается в своих чувствах к автору, и они начнут жить вместе.
Когда отношения разорвались, он снова возвращается к мыслям о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, несмотря на то, что за окнами бушует весна, он задумывается о том, чтобы прекратить течение жизни. Он сравнивает ее с малышом, который без лишних забот может развлекаться и радоваться жизни. Когда он понимает, что весна вступила в законные права, он начинает восхищаться ее красотой.
При этом Авдотья Панаева остается в его глазах такой же цветущей и прекрасной, по его мнению, она остается такой же веселой и радостной, способной разогнать любую его грусть, но сейчас она является причиной его настоящих страданий.
При этом Некрасов понимает, возлюбленная избавилась сразу от двух мужчин, в первый раз обрела настоящую свободу, она по-настоящему расцветает, понимает, что способна на большее, когда свободна. Эту и удивляется автор, тому, как быстро она избавляется от душевных ран, которые ей нанесла судьба. Сильная женщина, способная самостоятельно бороться с трудностями и проблемами. Некрасов, несмотря на то, что является мужчиной, переживает все трепетно, он обладает более чувствительной натурой, которая не может пережить потерю. Как бы он не старался справиться с потерей, пережить он ее сможет не скоро, но при этом ни одну женщину не полюбит так, как любил Авдотью.
Анализ стихотворения Надрывается сердце от муки по плану
Анализ стихотворения Некрасова «Надрывается сердце от муки…»
В 1862 году Николай Некрасов расстался со своей возлюбленной Авдотьей Панаевой, хотя продолжал любить эту эффектную женщину до конца своей жизни и даже указал ее имя в завещании. Разрыв быт настоящим ударом для поэта, который после смерти ее законного супруга уже готов был идти под венец с женщиной, которая фактически была его женой на протяжении 16 лет. Тем не менее, Авдотья Панаева, которой любовный треугольник доставлял огромное удовольствие, вдруг осознала, что отношения с Некрасовым утратили для нее былую привлекательность и остроту. Поэтому она попросту ушла от своего любовника, предоставив ему полную свободу, с которой сам Некрасов не знал, что делать. Он учится жить заново и именно в этот период создает стихотворение под названием «Надрывается сердце от муки…».
Описывая свое душевное состояние, автор отмечает, что ему «плохо верится в силу добра», и надежда на то, что его жизнь будет течь в прежнем русле, уже развеялась окончательно. Подобную боль автор испытывал почти 20 лет назад, когда впервые увидел Авдотью Панаеву, признался ей в своих чувствах и был нещадно высмеян. Тогда Некрасов даже предпринял неудачную попытку самоубийства, хотя позже искренне в этом раскаивался. Ведь если он погиб, то никогда не услышал бы слова ответного признания от возлюбленной, которые были сделаны спустя несколько лет, когда имя Некрасова уже засияло на русском литературном небосклоне.
Теперь к поэту вновь приходят мысли о самоубийстве, от которого его удерживает, как это ни странно, бушующая за окном весна. Ее автор сравнивает с ребенком, который резвится, не зная без и забот. На этого малыша очень хочет походить и сам Некрасов – взрослый 40-летний мужчина, состоявшийся литератор и издатель
. Обращаясь к весне, которая уже вступила в свои права, Некрасов не скрывает своего восхищения: «В обаянии счастья и славы чувству жизни ты вся предана». Однако эти строки в равной мере можно отнести не только ко времени года, но и к возлюбленной поэта, которая продолжает наслаждаться каждым прожитым мгновением и радоваться любым переменам в своей судьбе. Эту параллель автор проводит неслучайно, так как Авдотья Панаева в его представлении все еще остается юной девушкой, живой, обаятельной и обладающей острым умом. Поэтому, описывая весенний пейзаж, который открывается за окном сельского домика, Некрасов словно бы примеряет все увиденное к своей избраннице и понимает, что эта женщина, освободившись сразу от двух любивших ее мужчин, сейчас переживает период своего расцвета. «Все в гармонии жизни слилось» — это строки относятся и к весне, и к Авдотье Панаевой в равной степени. Автор не перестает удивляться тому, как легко эта женщина прощает обиды и избавляется от душевных ран. Она умеет быть счастливой при любых обстоятельствах, чему втайне завидует Некрасов, лишенный подобного дара.
Утешение поэт пытается найти не только в своих воспоминаниях, но и в весне, которая дает ему силы жить. Обращаясь к природе, автор отмечает: «Иду к тебе снова со всегдашним желаньем моим – заглушить эту музыку злобы!». Под злобой Некрасов подразумевает свою неукротимую ревность, которая, как он считает, и стала причинно разрыва взаимоотношений с Авдотьей Панаевой. Теперь же поэт мечтает лишь о том «чтоб душа ощутила покой». Только тогда поэт сможет переосмыслить собственную жизнь и научиться благодарить судьбу за все, что она ему преподносит. Стоит отметить, что избавиться от своей болезненной страсти к Авдотье Панаевой Некрасову так и не удалось. Тем не менее, после расставания с ней он пережил еще несколько бурных романов и в итоге женился на деревенской девушке, которая стала его верной спутницей жизни.
Стихотворение «Надрывается сердце от муки» было написано Некрасовым в 1863 г. и впервые опубликовано тогда же в «Современнике» № 9. 4-я строка стихотворения – «Барабанов, цепей, топора» – в журнале была пропущена из-за цензурного запрета. В таком же виде это произведение было напечатано в т. 3 «Стихотворений» Некрасова в 1864 г., но уже в «Стихотворениях» 1869 г. строка, запрещённая цензурой в 1863 г., была восстановлена.
Строка, вызвавшая цензурные гонения, крепче всего привязывала стихотворение к современным ему печальным событиям. Ведь речь в начале его идёт и о громких судебных процессах, которые состоялись в 1862-1863 гг. (судебные расправы над Н.Г.Чернышевским, Н.А.Серно-Соловьевичем, М.Л.Михайловым), и о массовых порках крестьян, экзекуциях в армии и т.п. Под барабанную дробь вывозили осуждённых из зданий тюрем, на плацу отдавались приказы, зачитывались и осуществлялись приговоры. Удары топора, звон цепей каторжников дополняют страшную звуковую картину.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.
Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.
Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй. Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора – и божественный простор свободы, где всё такое разное, пёстрое и нестройное «в гармонию жизни слилось».
Анализ 2
Николай Некрасов в 1862 году переживает трудное расставание с Авдотьей Панаевой, она была его единственной возлюбленной, которая оставалась в его сердце прямо до самой смерти, он даже упомянет женщину в завещании. Разрыв для него становится болезненным и жестоким ударом, ведь она была его женой на протяжении фактически 16 лет. Авдотье Панаевой просто надоели подобные отношения, чувства утратили былую силу, и она решила уйти. Теперь Некрасов не знает, что делать со своим разбитым сердцем, ему необходимо заново учиться жить, именно тогда и создается стихотворение, получившее название «Надрывается сердце от муки…».
Автор старается точно передать свое душевное состояние, он не может поверить в силу добра, он не верит, что однажды сможет жить как прежде, надежда на подобное развеялась окончательно. Такая боль в его сердце поселилась достаточно давно, еще в тот момент, когда он признался в чувствах в первые, тогда он предпринимает попытку покончить жизнь самоубийством, но она становится неудачной. Потом она признается в своих чувствах к автору, и они начнут жить вместе.
Когда отношения разорвались, он снова возвращается к мыслям о том, чтобы покончить жизнь самоубийством, несмотря на то, что за окнами бушует весна, он задумывается о том, чтобы прекратить течение жизни. Он сравнивает ее с малышом, который без лишних забот может развлекаться и радоваться жизни. Когда он понимает, что весна вступила в законные права, он начинает восхищаться ее красотой.
При этом Авдотья Панаева остается в его глазах такой же цветущей и прекрасной, по его мнению, она остается такой же веселой и радостной, способной разогнать любую его грусть, но сейчас она является причиной его настоящих страданий.
При этом Некрасов понимает, возлюбленная избавилась сразу от двух мужчин, в первый раз обрела настоящую свободу, она по-настоящему расцветает, понимает, что способна на большее, когда свободна. Эту и удивляется автор, тому, как быстро она избавляется от душевных ран, которые ей нанесла судьба. Сильная женщина, способная самостоятельно бороться с трудностями и проблемами. Некрасов, несмотря на то, что является мужчиной, переживает все трепетно, он обладает более чувствительной натурой, которая не может пережить потерю. Как бы он не старался справиться с потерей, пережить он ее сможет не скоро, но при этом ни одну женщину не полюбит так, как любил Авдотью.
Анализ стихотворения Надрывается сердце от муки по плану
Анализ стихотворения Некрасова- Надрывается сердце от муки
Лучший ответ
Павлова О. | Разбор стихотворных текстов | Газета «Русский …Стихотворение Некрасова «Надрывается сердце от муки» написано знаменитым размером Некрасова – трехстопным анапестом ( действительно …http://rus.1september.ru/article.php?ID=200201905
Надрывается сердце от муки, Плохо верится в силу добра, Внемля в мире царящие звуки Барабанов, цепей, топора.
Но люблю я, весна золотая, Твой сплошной, чудно-смешанный шум; Ты ликуешь, на миг не смолкая, Как дитя, без заботы и дум.. .
Стихотворение Некрасова «Надрывается сердце от муки» написано знаменитым размером поэта – трехстопным анапестом (действительно «скорбным») ; У Некрасова природа изображена очень конкретно, без символов и метафор; конкретно и единственное сравнение – весны с ребенком; поэт любит сплошной, чудно смешанный шум: грохот тройки, скрипенье подводы, крик лягушек, жужжание ос, треск кобылок, ржанье жеребенка. Здесь же встречаются и просторечное имя Парасковья, и знаменитое некрасовское Чу! В стихотворении ощущается присутствие какой-то другой жизни, от которой уходит лирический герой. Но герой Некрасова совершает побег от царящих в мире звуков барабанов, цепей, топора (которые вырастают в его стихотворении до символов мирового зла) , природа противопоставлена человеку, человеческому миру (в мир природы гармонично вписывается только ребенок, играющий в прятки в лесу; ведь не случайно ребенок рифмуется со словом жеребенок, а весну Некрасов называет дитя) .
В стихотворении Некрасова мир, в котором живет поэт, полностью противопоставлен миру природы, но она действительно является матерью поэту: к ней уже не первый раз возвращается блудный сын, ищущий успокоения и забвения. Внутреннее состояние героя Некрасова совершенно не соответствует гармонии, царящей в природе (в центральной части стихотворения перечисляется то, что формирует чувство жизни и гармонию жизни; возможно, эти описания так отчетливы, ясны и конкретны именно потому, что герой не может слить свое внутреннее состояние с состоянием природы и наблюдает за проявлениями ее жизни отстраненно) . Он ощущает глубокий внутренний конфликт, что вообще характерно для лирики Некрасова: его герой мучается и страдает от своего несовершенства. Так ощущает Некрасов природу (она – дитя без заботы и дум) , но не таков его герой. В «Надрывается сердце от муки» на передний план выходит именно мотив разлада, с которого начинается и которым кончается стихотворение.
Остальные ответы
Похожие вопросы
Также спрашивают
Тропы и образы
Основную образно-смысловую нагрузку в этом стихотворении Некрасова несут на себе эпитеты. Звуки барабанов, цепей и топора – царящие
. Весна – золотая
, и это золото выше и надёжней золота царей. Образ весны для Некрасова – прежде всего звуковой, это сплошной, чудно-смешанный
шум. В нём слышится и говорливая волна, и весёлое ржанье жеребёнка, и ауканье белокурого ребёнка, и напев соловьиный, и нестройные писки галчат
.
Синекдохи барабаны, цепи и топор
таят в себе подлость и безумие, муки и страсти тысяч человеческих существ – палачей и их жертв. Парадоксально, что подлинная человечность присуща олицетворённому явлению природы – золотой весне: она вся предана чувству жизни, она ликует. И недаром так и просится к ней сравнение: как дитя
. Ведь вместе с ней ликует единственное человеческое существо – несмышлёное дитя…
Весенние образы Некрасова полны жизни и свободы. Домашние животные, лесные птицы, лягушки и осы, тройки и подводы – всё издаёт свои нестройные звуки, вливающиеся в стройный весенний хор. Нагромождение существительных, передающих эти звуки (ржанье, ауканье, напев, писки, грохот, скрипенье, крик, жужжанье, треск
), буквально обрушивается на читателя.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено описанию чувств лирического героя, подавленного безрадостными впечатлениями общественной жизни, но воскресающего душой на природе.
Основная мысль, которую поэт настойчиво стремится передать другу-читателю: надо жить! Жить вопреки всему. Жить, как живёт природа, как после зимы всегда наступает весна.
Композиция стихотворения проста, и в то же время лирическое повествование разворачивается как бы в двух композиционных планах. Графическим пропуском меньшая часть (первое четверостишие) отделяется от большей. Причины уныния лирического героя (общественные потрясения) остаются в маленькой первой части, а могучая, умиротворяющая душу картина весны разворачивается во второй. Кроме того, в стихотворении явно обнаруживаются два идейно-композиционных полюса, как бы пролог и эпилог, между которыми и разворачивается главное лирическое действие. Это пространство абсолютной несвободы, где земная власть тщетно пытается установить общественный порядок и гармонию при помощи барабанов, цепей, топора – и божественный простор свободы, где всё такое разное, пёстрое и нестройное «в гармонию жизни слилось».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трёхстопным анапестом, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова
-
«Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
-
«Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
-
«Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Надрывается сердце от муки»
По писателю: Некрасов Николай
Замысел «Пророка»
Николай Некрасов постоянно говорил о том, что стоит как-то помочь народу, который находился в таком плачевном состоянии и поэтому он старался призвать все общество обратить на это внимание. Но сам поэт считал, что его слово, несущее правду о крестьянской жизни, оказывается лишь маленькой каплей, в сравнении с той революционной борьбой, которая постепенно стала разворачиваться в обществе
Поэтому с особым чувством он говорит о тех людях, которые были революционно настроены. К таким людям он относил, прежде всего, таких литераторов, как Белинского, Чернышевского, а позднее и Добролюбова.
Известно, что некрасовский «Пророк» вышел в печать впервые в 1977 году. Но сначала оно имело совершенно другое название, которое при выходе в печать каждый раз менялось. Сначала, когда оно впервые появилось в первом номере литературного журнала, то имело название «Из Барбье»», но потом редакторы «Отечественных записок» решили изменить и его, чтобы хоть как-то скрыть сюжет этого стихотворения от цензуры, которая была так строга к нему. Они использовали такие названия, как «Из Ларры» или «Из Байрона».
При жизни поэта стихотворение так и не было издано с его настоящим название. Известно, что в 1882 году оно было напечатано в «Общем деле», где имело подзаголовок — посвящение Н.Чернышевскому. К сожалению, после сочинения своего произведения автор не стал ставить дату, поэтому точная дата его написания неизвестна. Но есть предположение, что он было написано в поддержку Чернышевского, который был арестован с 1862 года по 1864 год. А через время, скорее всего, поэт снова возвратился к нему, чтобы доработать и переработать. Существует версия и о том, что первоначально оно было посвящено совсем другому человеку, тоже революционеру, но затем автор решил изменить, и посвятил его уже Чернышевскому.
Некоторые исследователи приходят к выводу о том, что все-таки сюжет этого некрасовского стихотворения не был посвящен какому-то отдельному лицу, а носил обобщенный характер.
Не говори: «Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!..» Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских
«Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!» Так мыслит он — и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна… Его еще покамест не распяли, Но час придет — он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение явилось живым отзывом на текущие события писателя-реалиста, главного редактора журнала «Современник», любимого читательской публикой именно за мужество и бесстрашие его реакции на зло и бесправие, всё ещё царившие в Российской империи, невзирая на начатые Александром II прогрессивные реформы.
Живой и правдивой эта лирическая картинка выходит именно за счёт её жанрового своеобразия. Стихотворение начинается как философская элегия (рассуждение о зле, царящем в мире). После вступительного четверостишия, задающего смысловой тон лирическому повествованию, стихотворение сразу перерастает в яркий образец пейзажной лирики, потрясающий своей свежестью, жизненной правдой и правдой лирического чувства.
В русскую поэзию XIX столетия, столь богатую великолепными весенними пейзажами, некрасовская весна вносит свои неповторимые, неподражаемые звуки и краски – именно потому, что лирика Некрасова является реалистической по самой своей сути. Она прокладывает новые пути и открывает новые познавательные горизонты реализму как художественному методу, главная цель, которого — объективное и всестороннее познание действительности.