Идейное содержание
В произведении Александра Блока «Поэты», анализ которого приведен в сочинении, остро поднимается извечная философская тема о предназначении творческого человека и искусства.
С точки зрения автора, поэзия — нечто куда более особенное и возвышенное, нежели любое другое обывательское ремесло, вот почему так непроста и грешна жизнь ее приверженцев. Безусловно, к литературной богеме, такой, как она есть, Блок причисляет и самого себя.
Если в первых шести строфах автор повествует о том, как живут и творят поэты, называя их обитель «печальным болотом» и «пустынным кварталом», а самих их сравнивая с «псами», чередующими пьянство с лестью и писательством, то во второй части произведения, обращаясь к читателю, поэт говорит и о себе.
Сравнивая себя тоже со «псом», который «умрет под забором», поэт словно предчувствует, что покинет этот мир нищим и больным. Однако финал стихотворения оказывается неожиданным — Блок оправдывает людей искусства, показывая, что описанный им неприглядный образ их жизни — это та личина, которая видна простым обывателям, которым недоступна духовность и одаренность, присущая талантам.
Свою жизнь и творческое наследие поэт сравнивает со снегом и «поцелуем вьюги», гордо заявляя о том, что и он принадлежит к числу слуг Эвтерпы. Заботы и ценности простого люда Блок сводит к довольству «женой» и «конституцией», коих поэту, по мнению автора произведения, «мало».
Таким образом, в стихотворении «Поэты» писатель показывает свой истинный взгляд на устройство этого мира и на свою профессию. Понимая то, какими люди искусства предстают перед народом, символист-Блок к финалу произведения оправдывает их и себя в том числе, показывая, что пороки, присущие творцам, перекрываются с лихвой тем даром, которым наделили избранных небеса.
Искушение – взлет и падение
Стихотворение есть подробности искушения женщины демоном, который предстает в роли лирического героя произведения. Тон стиху задают первые строчки:
В них суть искушения, когда дьявол призывает идти за собой с покорностью на лице и смирением в сердце (не путать апостольское смирение).
За это демоническая сила обещает показать ей новый мир, который страшен, но есть не более чем отражение тайных желаний женщины.
Совратитель обещает поднять её на такие высоты, с которых все земное станет звездным, а звездное родным:
С вершины этой пропасти женщина увидит то, что не дано видеть простым смертным, там она получит возможность летать, а не ползать змеёй между тлена жизни. На этой низменной высоте дама попросит отпустить, но не в смысле отречется от желаний, а попросит право на полет и получит его.
Расплатой за это не станет ничего нового со времен Адама и Евы, вместо полета мотылька женщина полетит в пропасть бездны, что впрочем, несколько похоже по ощущениям, но не по цели.
Перед нами ещё одна стихотворная картина искушения человека дьяволом, который умеет рисовать красивые выси, но поднимает туда не для полета, а для вечного падения в гиену собственной слабости и страстей.
В стихотворении есть немало аллюзий с поэмой Лермонтова, но это вполне понятно, ибо искушение не терпит новых красок и одинаково, что для библейской Евы, что для булгаковской Маргариты. Демон лишь делает то, чего хочет человек и ведет его теми дорогами, от которых он не в силах отречься (он не бросает в пропасть, он ждет, когда женщина скажет: Отпусти).
Кратко об авторе
Александр Блок относится к числу поэтов Серебряного века. Основным направлением, в котором работал, был символизм. Творческий путь автора начался в период революционных событий в России, когда все население, в том числе и интеллигенция, разделилось на сторонников и противников нового режима. Блок принял советскую власть и долгое время преданно творил в рамках ее идеологии, однако, измождённый тяжелым писательским трудом, поэт погибает в возрасте сорока одного года в нищете и болезнях.
Возможно, именно зародившееся разочарование в литературном ремесле на благо новой России послужило причиной тому, что автор так откровенно плохо отзывается о своих коллегах по перу. Стихотворение о поэтах многие исследователи и современники писателя находили нестандартным для блоковского слога и стиля.
Особенности стихосложения
Стихотворение написано, как и первое произведение всего цикла «Город» («Последний день»), путем полиметрии: сочетания разных стихотворных размеров.
В данном стихотворении сочетаются тонические стихотворные размеры, которые своим ритмом, похожим на прозу, подчеркивают прозаичность и пошлость описываемых событий.
Как известно, тоническое стихосложение получило широкую литературную славу именно на рубеже 19 и 20 веков, когда привычный стройный миропорядок с его устойчивыми традициями начал рушиться. Классическая гармония силлабо-тонического стихосложения отныне уже не всегда может передавать те вопросы и проблемы, что встают перед авторами эпохи модернизма.
В основном в стихотворении «Обман» используются такие тонические размеры, как тактовик и акцентный стих. В результате возникает эффект речитатива, а также эффект своеобразного рассказа, эффект близости к прозе.
Каждая строфа характеризуется полиметрией (в каждой строке может использоваться новый вид метра). Рассмотрим, например, первый катрен, в котором используются такие виды тонического стиха, как тактовик и дольник, наряду с хореем в одной (третьей) строчке:
В пустом переулке весенние воды – Это дольник, который отклоняется от дактиля в первом и последнем слоге, расшатывая этот силлабо-тонический размер на один слог
Бегут, бормочут, а девушка хохочет. — Это тактовик, причем с наличием внутренней рифмы в строке (бормочут – хохочет)
Пьяный красный карлик не даёт проходу, — это хорей
Пляшет, брызжет воду, платье мочит. — Тактовик
Пример акцентного стиха в стихотворении:
Утро. Тучки. Дымы. Опрокинутые кадки. В светлых струйках весело пляшет синева. По улицам ставят красные рогатки. Шлёпают солдатики: раз! два! раз! два!
Также неоднократно в произведении используется графика, когда определенный стих делится на две короткие строчки, например:
Стыдно возвратиться с дьявольским клеймом…
Таким образом подчеркивается определенный страшный смысл, важный в глазах лирического героя.
В момент падения девушки в лужицу автор передает ее последние воспоминания об этом моменте:
Где-то каплет с крыши… где-то кашель старика…
Это ее последние мгновения перед падением в грех- сон-смерть
Разделение строчки позволяет автору акцентировать наше внимание на этих последних ее чисто человеческих впечатлениях
Графический прием разделения одного стиха-фразы на несколько коротких взаимосвязанных строк будет еще более широко использоваться В. Маяковским. Акцентный стих и графическое разделение строк очень роднит данное стихотворение с особенностями поэзии Маяковского.
Анализ стиха «Я, отрок, зажигаю свечи»
Встреча семнадцатилетнего Александра Блока с шестнадцатилетней Любовью Менделеевой, произошедшая в 1898 году, навсегда изменила жизнь обоих.
Молодой поэт влюбился практически с первого взгляда, дочь знаменитого химика сперва не хотела иметь с ним ничего общего, считая «позером с повадками фата». Затем она уступила, но роман оказался краткосрочным.
Чувства Блока к Менделеевой в полной мере отразились в цикле «Стихи о Прекрасной Даме», в который входит стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи…», написанное в июле 1902 года. В это время поэт увлекался мистицизмом, философией Соловьева, вследствие чего сильно идеализировал образ любимой девушки.
Рациональная и трезво мыслящая Менделеева идей своего поклонника не разделяла, то отдаляясь от него, то становясь ближе. Тем не менее, полный мучений роман в 1903 году привел к бракосочетанию.
По воспоминаниям Сергея Соловьева, Любви Менделеевой, обладательнице «древнерусской» и «тициановской» красоты, особенно шел белый цвет в одежде, хотя хороша она была также и в ярко-красном. Есть и еще один момент. Белый цвет олицетворяет чистоту, непорочность, веру.
Любовь, как и в других стихотворениях Блока, предстает символом. Поэтому нематериален Ее образ в стихотворении, поэтому лирическому герою никогда с ней не встретится:
Присутствуют в стихотворении и христианские мотивы. Особого внимания заслуживает эпиграф, предпосланный Блоком. Взят он из Евангелия от Иоанна (III, 29) и воспроизводит слова Иоанна Крестителя, ближайшего предшественника Иисуса Христа, процитированные Иоанном Богословом.
По мнению православных христиан, в этой фразе заключает зерно повествования, разворачивающегося в Апокалипсисе, книге, настроения и образы которой не раз появляются в творчестве Блока. Поэт воспринимает труд Иоанна Богослова как рассказ о тяжелом пути, что проходит мир, дабы освободиться от скверны, а не как историю о конце света.
«Я, отрок, зажигаю свечи…» можно весьма условно считать своеобразным пророчеством Блока. В последнем четверостишии он говорит о браке, до которого на момент написания стихотворения оставалось немногим больше года.
История создания
Стихотворение «Демон» было написано поэтом в 1823 году, и впервые опубликовано в альманахе «Мнемозина» в 1824.
Пути А.Н. Раевского и Пушкина неоднократно пересекались. В начале двадцатых годов они встретились в Одессе.
Как и Пушкин, Раевский был неравнодушен к жене графа Воронцова, генерал-губернатора Новороссийского края, в канцелярии которого служил на юге поэт.
Увидев в Пушкине соперника, Раевский сообщил графу о влюблённости поэта. В результате неприязни, возникшей между Воронцовым и Пушкиным, поэт был выслан из Одессы в село Михайловское под надзор местного начальства.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
На переломе эпох
Сегодня, когда Блок стал для нас непререкаемым классиком, у многих его «Поэты» вызывают некий когнитивный диссонанс. Кажется — не мог он так написать! Это не его стиль… Но, Блок никогда не был академичен. Все его произведения — это история его жизни, его длительных поисков, его открытий, его муки осознания.
Эпоха, в которую жил и творил Блок — это эпоха колоссальной кон. И хотя еще никто не знал, что через считаные годы этот век сменится веком кровавых пожаров, ощущение близкой катастрофы присутствовало во многих произведениях самых талантливых людей того времени. Ощущение, великолепно уловленное Валерием Брюсовым в его «Грядущих гуннах»:
«Где вы, грядущие гунны,
Что тучей повисли над миром?
Слышу ваш топот чугунный
По еще не открытым Памирам».
И конечно, это ощущение выморочности, пира во время чумы не могло миновать столь абсолютно точно чувствовавшего дух времени Александра Блока.
В этом смысле удивляться, что он написал «Поэтов», то же самое что удивляться и таким строкам:
«В соседнем доме окна желты
По вечерам, по вечерам,
Скрипят задумчивые болты…»
Блок не художник — символист, парящий в эмпиреях. Он предельно точно описывал современную ему Россию. И в не совсем понятной поэту суете фабричной жизни. И в мещанской пошлости: «В сапогах бутылками, квасом припомажен. С новою гармоникой стоит под крыльцом…» И в великолепно изображенной квинтэссенции быта новых хозяев жизни: «Грешить бесстыдно, беспробудно…» И, кстати, именно в этом стихотворении мы слышим кредо великого поэта в отношении столь же великой родины его: «Да, и такой, моя Россия, ты всех краев милее мне».
Тема творца, его творений и окружающих его людей в искусстве поднималась задолго до Блока. Но, разумеется, эта тема не могла не занимать великого поэта, и он вынес свой вердикт по ней. По «версии» Блока, благодать таланта дается обычному человеку, с изрядной толикой неприятных черт и даже пороков. И эта благодать, дарованная свыше, делает его лучше обывателя, полного разнообразных филистерских и конформистских «достоинств»: довольства собой, женой и куцей конституцией.
Почему же Блок готов разделить талант и посредственность, отказывает обывателю в праве стоять на одной ступени с поэтом, который, может быть, проигрывает с точки зрения моральных качеств? Да потому, что обыватель бесплоден, как песок пустыни. Он неспособен не только родить новую идею или строфу стиха. Он неспособен даже умилиться над малым цветком и жемчужной тучкой. Он — слышащий звон, но не способный понять, по ком звонит колокол.
И здесь Блок тоже был не одинок. Презрение на жующего обывателя изливали кубофутуристы: Крученых, Д. Бурлюк, тот же Маяковский. «Нате» и «Вам» — очень характерный пример эпатирующего презрения.
Во многом эта позиция была обоснованной. Образованное общество в значительной массе состояло из потребителей, транслирующих деятелям искусства девиз: «Сделайте нам красиво».
И многие из достаточно талантливых литераторов того времени именно этим и занимались. Даже фантастически талантливый лирик Игорь Северянин отдал должное духу времени, услаждая потребителей салонно-бутоньерочными образами. «Это было у моря, где ажурная пена…», «Я в комфортабельной карете на эллипсических рессорах…» — этот белый шум убаюкивал интеллектуальную элиту того времени, навевая сладкие сны, шептать о которых, в общем-то, не было никаких оснований. Но профессия требовала.
Сюжет
К. Е. Маковский. Тамара и Демон. 1889 Герой поэмы — летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья» — с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения
Внезапно внимание Демона приковывает к себе княжна Тамара — дочь седого Гудала. В его большом доме идёт подготовка к свадьбе — юная Тамара должна стать женой властителя Синодала, направляющегося с богатым караваном на брачный пир
Однако молодому князю не суждено добраться до свадебного стола: в пути на его караван нападают абреки, и конь приносит «удалого жениха» к воротам дома Гудала уже мёртвым.
Для Тамары всё происшедшее оборачивается потрясением. Её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения и обещает прилетать к ней вновь и вновь. С этого момента юная княжна теряет покой. Понимая, что её «терзает дух лукавый», Тамара просит отца отправить её в монастырь. Но и в келье дочь Гудала постоянно слышит манящую речь. Наконец Демон, долго наблюдающий за своей избранницей, решает появиться в её обители. Ангел-хранитель Тамары безуспешно пытается преградить визитёру путь — тот чувствует себя хозяином ситуации. Демон клянётся юной красавице в любви и обещает сделать её «царицей мира». Тамара откликается на его порыв и умирает в его объятиях. Гудал хоронит дочь возле храма, стоящего на высокой скале.
«Демон (Иди, иди за мной — покорной…)» А.Блок
«Демон» Александр Блок
Иди, иди за мной — покорной И верною моей рабой. Я на сверкнувший гребень горный Взлечу уверенно с тобой.
Я пронесу тебя над бездной, Её бездонностью дразня. Твой будет ужас бесполезный — Лишь вдохновеньем для меня.
Я от дождя эфирной пыли И от круженья охраню Всей силой мышц и сенью крылий И, вознося, не уроню.
И на горах, в сверканьи белом, На незапятнанном лугу, Божественно-прекрасным телом Тебя я странно обожгу.
Ты знаешь ли, какая малость Та человеческая ложь, Та грустная земная жалость, Что дикой страстью ты зовёшь?
Когда же вечер станет тише, И, околдованная мной, Ты полететь захочешь выше Пустыней неба огневой, —
Да, я возьму тебя с собою И вознесу тебя туда, Где кажется земля звездою, Землёю кажется звезда.
И, онемев от удивленья, Ты у’зришь новые миры — Невероятные виденья, Создания моей игры…
Дрожа от страха и бессилья, Тогда шепнешь ты: отпусти… И, распустив тихонько крылья, Я улыбнусь тебе: лети.
И под божественной улыбкой Уничтожаясь на лету, Ты полетишь, как камень зыбкий, В сияющую пустоту…
Анализ стихотворения Блока «Демон»
В сборник «Страшный мир» вошли два поэтических текста с одинаковым названием — «Демон». Даты создания произведений разделены шестью годами. Первое из них написано в 1910 г. сразу после похорон Врубеля, второе появилось летом 1916 г. Упоминание имени известного модерниста не случайно: поэта и художника сближали апокалиптические предчувствия, ощущения «тени Люциферова крыла» в настоящем и будущем. Блок считал образ Демона символом времени, персонифицированным выражением мировой скорби и мечущейся души.
Авторская трактовка темы мятежного духа неотделима от лермонтовских мотивов. В обоих произведениях Блока встречаются многочисленные аллюзии на строки поэмы Лермонтова. С последней сближают детали лирической ситуации — сцена соблазнения земной женщины и ее смерть.
«Демон» 1916 г. начинается с призыва к возлюбленной, которая уже околдована властью темного духа. Женский образ представляется как безвольный и пассивный, его покорность и верность сродни преданности рабыни. Могучий Демон искушает спутницу, демонстрируя ей дали, недоступные смертным. Точками фантастического «маршрута» становятся сверкающий «гребень горный», бездонная бездна, «незапятнанный луг».
Мрачный дух презирает человеческие чувства, и поэтический текст передает нарастание отрицательной эмоции. Во втором катрене ужас героини заслуживает пренебрежительного эпитета «бесполезный», а в пятом четверостишии людская «дикая страсть» получает целый ряд уничижительных характеристик: «малость», «ложь» и «грустная жалость».
Искушение продолжается: соблазнитель прислушивается к робким желаниям земной спутницы. Появляется новая точка путешествия — космическая, с которой облик земли и звезд одинаков. Достигнув ее, онемевшая от удивления героиня обозревает «новые миры» — «невероятные», порождающие в душе «страх и бессилье».
Наконец земная женщина не выдерживает потока вселенских откровений. Демон очередной раз откликается на ее просьбу и охотно отпускает возлюбленную, с «божественной улыбкой» наблюдая за ее последним полетом. Жестокость сцены усиливается сравнением погибающей с «камнем зыбким». Эпизод вызывает библейские реминисценции, связанные с падением ангелов, изгнанных из рая.
Темный персонаж, чье «божественно-прекрасное» тело несут могучие крылья, не знает преград, ему доступна любая из отдаленных точек пространства. Более того, самоуверенный дух считает звездные миры порождениями собственной «игры». Показательно, что подчеркивая вневременную природу образа Демона, автор вместе с тем указывает на его человеческие черты, напоминающие фигуру классического соблазнителя. Сложный облик героя сочетает в себе величие и коварство, бездушие и пресыщенность, самодовольство и стремление к внешним эффектам.
Как появилось стихотворение
По воспоминаниям современников, жизнь известного поэта в 1906 году была подчинена какому-то странному режиму. Владимир Пяст, поэт, рассказывал, что переживая личную драму расставания с женой, Блок чувствовал себя очень подавленным. Хотя в распорядке дня не было ничего странного. Вставал Александр Александрович в одно и то же время, требовать обед, и после этого отправляться на прогулку. Чаще всего Блок гулял по петербургским окраинам, где наблюдал за всем что происходило вокруг. Мог забрести в какой-нибудь ресторанчик. И нужно прямо сказать, прикладывался к бутылке чаще, чем это могло бы быть позволительно. Одно из заведений особенно нравилось поэту. Он туда захаживал регулярно.
Заведение не было элитным и скорее походило на кабак. Но здесь романтик смог увидеть какую-то таинственность. Он спокойно располагался в дешёвом питейном заведении и часами искал «забвение в вине».
Сам Александр утверждал, что ему необходимы новые впечатления, которые его наполнили бы новой энергией, и он смог бы снова работать над необычными своими произведениями. А для этого, может быть, ему придется даже опустить на самое дно этой ужасной жизни. Но зато у него появится необходимый жизненный опыт, который он потом сможет использовать в своей поэзии.
Постоянно посещая этот ресторанчик, у поэта даже появилось своё место, с которого можно было наблюдать за происходящим. Здесь он и увидел женщину, которая принесла с собой оттенок таинственности. Эта незнакомка не походила ни на что вокруг, и скорее напоминала драгоценный камень, оказавшийся в пыли. Так ей не шла обстановка кабака. Изысканные одежды и манеры — всё выдавало в ней аристократку. Казалось, её появление совсем неуместно в этом ресторанчике.
Появление незнакомки, которая, по-видимому, переживала душевную боль, произвело большое впечатление на Блока. Эта женщина показалась ему очень сильной личностью, умеющей справляться с жизненными трудностями собственными, внутренними силами, а не с помощью вина.
Восхищаясь девушкой, её выдержкой и самообладанием лирик и романтик Блок написал это хрестоматийное произведение.
Выразительные средства
Некоторые исследователи называли блоковское стихотворение балладой. Это, конечно, не так. В стихотворении нет ни фантастики, ни эпического сюжета.
Стихотворение «Незнакомка» можно разделить на три части. Первая, рассказывающая об обычной жизни поэта, о скуке, которая царила в дачном поселке. Вторая, о прекрасной, изысканной незнакомке. Третья, о выводах, сделанных главным героем.
Для лучшего противопоставления, на котором строится весь текст, автор использует различные средства:
Эпитетов. Метафор. Сравнений. Олицетворений.
Многие критики того времени, пытаясь анализировать это стихотворение, замечали, что оно очень музыкально.
Композиция
По смыслу стихотворение можно разделить на две части. В первой автор в ироничной манере описывает быт поэтов, каждый из которых считает себя выше своих собратьев по перу. Но вечером каждый находит себе компанию, в которой напивается. Процесс творчества у них происходит только в состоянии опьянения. Они оценивают красоту моря и проходящих женщин, цветка и тучки и могут даже сентиментально рыдать над этими простыми вещами.
Казалось бы, за таким описанием должно последовать уничтожающее разоблачение, но содержание стихотворения куда более непредсказуемо. Оказывается, атрибуты поэтического мира, которые перечислил лирический герой, на самом деле имеют высокое значение. Просто обыватель никогда не сможет посмотреть на мир по-особенному, глазами поэта. Пониманию читателя-критика это недоступно.
Отталкивающие детали жизни поэтической братии неприятны обычному человеку, но автор, сам относящийся к ней, видит поэтов существами особыми – творцами нового мира, которые раздвигают рамки обыденного. Поэта “целовала вьюга”, а бог заметал снегом (присущие поэтическому миру Блока образы вьюги, снега, метели). Творческие люди острее чувствуют и глубже понимают жизнь, чем закрытые в своём мещанском мирке обыватели. Вот та антитеза, на которой построено произведение.
Система образов
Система образов в стихотворении «Демон» – это взаимоотношения не только лирического героя и «демона», но и взаимоотношения каждого из них с окружающей действительностью.
Мир лирического героя светлый и радующий, он молод и на пороге первых открытий; ему кажутся прекрасными «все впечатленья бытия — /И взоры дев, и шум дубровы, /И ночью пенье соловья».
У «злобного гения» другой образ мира и иные с ним взаимоотношения:
Неистощимой клеветою Он провиденье искушал; Он звал прекрасное мечтою; Он вдохновенье презирал; Не верил он любви, свободе; На жизнь насмешливо глядел — И ничего во всей природе Благословить он не хотел.
Критическая оценка произведения
Первоначально какие-либо отзывы и рецензии на блоковское стихотворение «Незнакомка» поступали от критиков не в самом лесном ключе. Многие заметили, что сюжет не нов, в нём мало динамики. Некоторые даже назвали сюжетную линию хмельной галлюцинацией. Но волнующее произведение привлекло своей певучестью, правдивостью и загадочностью. Читатель смог уловить всю прелесть прекрасно в этом вульгарном и пошлом мире. Желание избавиться от пороков, и отказаться от пьянства в пользу жизни, способной подарить удовольствие без помощи вина, создают положительный образ и главного героя, и прекрасной незнакомки.
Известно, что эта реальная встреча произвела на Александра Александровича большое впечатление. Он всерьёз задумался о своей жизни и благодаря своим раздумьям смог выйти из депрессии, в которой находился на тот момент.
Не удивительно, что противопоставление грешного и пошлого мира, прекрасным нежным и воздушным чувствам, переданными автором, заставляют читателя подумать не только о действующих персонажах, но и о своей жизни. В этом и есть высшее предназначение поэзии.
Александр Блок — Прижмись ко мне крепче и ближе ( Демон )
Прижмись ко мне крепче и ближе, Не жил я — блуждал средь чужих. О, сон мой! Я новое вижу № 4 В бреду поцелуев твоих!
В томленьи твоем исступленном Тоска небывалой весны Горит мне лучом отдаленным № 8 И тянется песней зурны.
На дымно-лиловые горы Принес я на луч и на звук Усталые губы и взоры № 12 И плети изломанных рук.
И в горном закатном пожаре, В разливах синеющих крыл, С тобою, с мечтой о Тамаре, № 16 Я, горний, навеки без сил.
И снится — в далеком ауле, У склона бессмертной горы, Тоскливо к нам в небо плеснули № 20 Ненужные складки чадры.
Там стелется в пляске и плачет, Пыль вьется и стонет зурна. Пусть скачет жених — не доскачет! № 24 Чеченская пуля верна.
Prizhmis ko mne krepche i blizhe, Ne zhil ya — bluzhdal sred chuzhikh. O, son moy! Ya novoye vizhu V bredu potseluyev tvoikh!
V tomlenyi tvoyem isstuplennom Toska nebyvaloy vesny Gorit mne luchom otdalennym I tyanetsya pesney zurny.
Na dymno-lilovye gory Prines ya na luch i na zvuk Ustalye guby i vzory I pleti izlomannykh ruk.
I v gornom zakatnom pozhare, V razlivakh sineyushchikh kryl, S toboyu, s mechtoy o Tamare, Ya, gorny, naveki bez sil.
I snitsya — v dalekom aule, U sklona bessmertnoy gory, Tosklivo k nam v nebo plesnuli Nenuzhnye skladki chadry.
Tam steletsya v plyaske i plachet, Pyl vyetsya i stonet zurna. Pust skachet zhenikh — ne doskachet! Chechenskaya pulya verna.
Ghb;vbcm rj vyt rhtgxt b ,kb;t, Yt ;bk z — ,ke;lfk chtlm xe;b[/// J, cjy vjq! Z yjdjt db;e D ,htle gjwtketd ndjb[!
D njvktymb ndjtv bccnegktyyjv Njcrf yt,sdfkjq dtcys Ujhbn vyt kexjv jnlfktyysv B nzytncz gtcytq pehys/
Yf lsvyj-kbkjdst ujhs Ghbytc z yf kex b yf pder Ecnfkst ue,s b dpjhs B gktnb bpkjvfyys[ her/
B d ujhyjv pfrfnyjv gj;fht, D hfpkbdf[ cbyt/ob[ rhsk, C nj,j/, c vtxnjq j Nfvfht, Z, ujhybq, yfdtrb ,tp cbk///
B cybncz — d lfktrjv fekt, E crkjyf ,tccvthnyjq ujhs, Njcrkbdj r yfv d yt,j gktcyekb Ytye;yst crkflrb xflhs///
Nfv cntktncz d gkzcrt b gkfxtn, Gskm dmtncz b cnjytn pehyf/// Gecnm crfxtn ;tyb[ — yt ljcrfxtn! Xtxtycrfz gekz dthyf/