Тема
Поэт оригинально интерпретирует традиционную для литературы тему взаимосвязи природы и человека. Свои размышления А. Толстой воплощает в монологе лирического героя. Герой считает, что природа способна влиять на жизнь человека. Весенние и летние сияющие деньки разнеживают душу, и она «бездейственно в пространстве утопает»
. Таким денькам он противопоставляет осеннюю пору, когда разум внемлет всему, что происходит вокруг, ведь он открыт для вдохновения. Осенью, по мнению Толстого, человек сосредоточивается на себе и на своих мечтах. Это самая благодатная пора для «видений», создаваемых воображением.
Во второй части стихотворения рассказывается о прогулке по деревенским просторам и лесу. Лирический герой, который здесь близок автору, снимает со стены винтовку и отправляется в путь. Видимо, он собирается охотиться, но, как видим, винтовка так и не пригодилась ему на этой прогулке. Герой, глядя на незатейливые осенние пейзажи, постепенно погружается в раздумья. Во время прогулки в его голове рождаются стихи. Поэт наслаждается творчеством, тишиной и мерным шуршанием мокрых листьев под ногами.
Темы, проблемы, настроение
Центральное место стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» Алексея Толстого занимает тема взаимосвязи человека с природой. Поэт показывает, насколько очаровательной является природа, а также демонстрирует, как её красота способна влиять на внутреннее состояние личности. Когда на дворе красиво и светло, автор всей душой проникается этим состоянием природы. Когда пейзаж становится пасмурным, он заглядывает внутрь себя и предается течению своих фантазий.
Вторую часть произведения пронизывает мотив поэтического творчества. Автор черпает вдохновение в лесу, на охоте. Он гуляет и думает о новых строках. Природные голоса вторят ему. Творчество поэта тоже нуждается в природной энергии.
Настроение стихотворения «Когда природа вся трепещет и сияет» тихое, умиротворенное.
Колодники
Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль,—
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.
Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперед тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.
Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.
«Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!»
И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,
Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, — а цепи
Дорогу метут да метут…
Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1876, № 2, с. 710. В песенниках встречается с начала XX в. («Бродяга. Новый песенник», М., 1909). Музыка Гречанинова, Гена, Лопухина, Лишина, Н. Соколова (хор), Маныкина-Невструева, Голова, Энгеля. Стало популярной песней, особенно в среде революционеров и политических ссыльных. В устном исполнении после каждой строфы припев:
Динь-бом, динь-бом —
Слышен звон кандальный,
Динь-бом, динь-бом —
Путь сибирский дальний,
Динь-бом, динь-бом —
Слышно, как идут (вариант: там и тут) —
Нашего товарища на каторгу ведут.
Песенные варианты встречаются в сборниках «Песни подполья», Л., 1924, с. 6—8; «Песни каторги и ссылки», М., 1930 с. 40; «Фольклор семейских», с. 283.
Кем на самом деле был Ленин?
Самая известная песня о Сталинградской битве
Песня «Моя любимая». История. Ноты. Видео
Образы и символы
В произведении Алексея Константиновича перед читателем предстают два главных образа. К ним относятся образ природы, а также образ лирического героя. Свое произведение Толстой начинает с пейзажной зарисовки. Затем читатель, знакомясь с главным героем стихотворения, осознает, что созерцает красоту природы именно его глазами.
В своём произведении автор продемонстрировал контрастный пейзаж. Так, в начале произведения образ природы является красочным и ярким, его пронизывают солнечные лучи. Затем Алексей Константинович приступает к описанию унылого осеннего дня. Именно в такие дни главный герой начинает «жить в себе самом». Прекрасные картины больше не отвлекают его от созерцания своего внутреннего мира. «Сжатая мечта зовет толпы видений» — автор начинает фантазировать и писать новые стихи.
Хмурая осень побуждает героя к охоте. Взяв винтовку, он отправляется в лес. Благодаря располагающей лесной атмосфере главный герой погружается в размышления. Лирическому герою становится очень легко на душе. В финале произведения Толстой описывает шум мокрых осенних листьев.
* * *
Примечание:
А.К.Толстой. Колокольчики мои…Москва, «Молодая Гвардия», 1978.
«Весна» Художник А.Саврасов
Всматриваясь в духовный облик А.Толстого, нельзя не заметить в нем громадного врождённого поэтического таланта, потребности претворять в художественные образы воспринятые от внешнего мира впечатления и свои сокровенные чувства и думы.
Как натура истинно художественная, А.Толстой искренно и сильно любил родную природу и глубоко понимал ее красоту. Редкая по своей силе любовь и способность чувствовать мельчайшие, незаметные для другого детали, настолько проявлялись в Толстом, что он, по его словам, убегал из чада столичной жизни, чтобы в течение довольно длительного периода пропадать в глуши лесов.
Стихотворение «Вот уж снег последний в поле тает» написано Алексеем Константиновичем Толстым в 1856 году.
С одной стороны, эта поэтическая работа — гимн наступающей весне.
«Вот уж снег последний в поле тает»; царство снега закончилось. От земли восходит тёплый пар. Все признаки весны налицо: расцветает синий кувшинчик, воркуют прилетевшие журавли, юный лес надел зелёную мантию… «Всё вокруг согрето дыханием весны».
И зовут друг друга журавли.
В разные периоды своего творчества восприятие природы Алексеем Толстым менялось. На этапе 1850-1860 годов, когда написано это стихотворение, отношение к природе можно назвать как «восторженное».
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Для читателя первая часть стихотворения является простой и доступной. «Что? Снег. Какой? Последний (Тёмный. Грязный). Что делает? Тает». «Пар тёплый восходит». «Кувшинчик синий расцветает». «Лес юный ждёт».
Утром небо ясно и прозрачно,
И зачем на сердце тяжело?
Поэт обращает наше внимание на красоту весеннего неба. Необычно оно и утром и ночью
Утром небо ясно и прозрачно, а ночью звёзды на нём невероятно светлы.
С другой стороны, это стихотворение — продолжение интимно-лирической темы, поднятой и в других произведениях А.Толстого. Развитие темы представлено на фоне весеннего пейзажа. Как и в других поэтических работах, в этом стихотворении Алексей Толстой прибегает к методу параллелизма
(связи природных и душевных явлений).
Описывая природу, Толстой всегда показывает впечатление, производимое ею на человека. Радуется природа — радуется и человек. Тишина и грусть разлиты в природе — грустно становится и на душе человека. Иногда зрелище ликующей природы ещё сильнее оттеняет печаль в человеческом сердце. Наслаждаясь красотой природы, особенно весенней, расцветающей, часто испытывается мучительное чувство при воспоминании о том, что прошло и никогда не вернётся.
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Весна дарит чудеса: любовь и радость, вдохновение и надежды. Но, перечитывая строки этого произведения, понимаешь, что так бывает не всегда…
Какие средства художественной выразительности использует в произведении автор?
Эпитеты: снег последний
, пар теплый
, лес юный
, дым зеленый
.
Олицетворение: «И зовут
друг друга журавли» (зовут)
Чувство безграничной любви к родной природе нашло самое яркое отражение в поэзии Алексея Толстого. Каждый, кто знаком с лирикой поэта, знает всю роскошь поэтических красок, которыми он умеет изображать родной ландшафт. Эта чуткость к природе сообщает поэту своеобразное ясновидение, открывает ему путь к постижению сокровенных тайн мироздания.
Будучи от человеком чутким, А.Толстой, точно эолова арфа, отзывался на всякое впечатление в природе и в жизни, воспринимая его всеми фибрами своей души.
«Вот уж снег последний в поле тает..» (А.К.Толстой)
(полный текст стихотворения)
Вот уж снег последний в поле тает
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;
Утром небо ясно и прозрачно,
Ночью звёзды светят так светло;
Отчего ж в душе твоей так мрачно
И зачем на сердце тяжело?
Грустно жить тебе, о друг, я знаю,
И понятна мне твоя печаль:
Отлетела б ты к родному краю
И земной весны тебе не жаль…
Анализ стихотворения Толстого «Дробится, и плещет…»
Стихотворение «Дробится, и плещет, и брызжет волна …» написано в 1858 году. В это время А. К. Толстой в качестве приближенного к императору лица делает головокружительную придворную карьеру. Одновременно это один из самых плодотворных периодов творчества поэта и драматурга.
Стихотворение наверняка написано под впечатлением от морской прогулки. Оно содержит следующие выразительные средства:
эпитеты – «безотчетная отвага», «воскресшие силы» – кратко и ярко характеризуют испытываемые чувства, душевное состояние;
инверсия – «брызжет волна», «сижу я», «полна душа», «почуяло сердце», «проснулась душа» – способствует выстраиванию стихотворного размера;
ряды однородных членов предложения – «дробится, плещет, брызжет», «гром и плеск» – помогают описать природные явления во всей полноте;
аллитерация – «дробится, плещет, брызжет» – путем повторения шипящих звуков автор создает звуковой образ накатывающихся волн;
метафора – «полна отвагой» – точно отражает настроение лирического героя;
антонимы – «прибой – отбой», «жизнь хороша – горе» – противопоставляют разные стороны человеческого бытия и цикличность природных явлений;
олицетворения – «пена покрыла», «сердце почуяло», «душа проснулась», «волны размыкали (рассеяли) горе» – помогают передать переживания героя;
обращения – «море», «волны» – дополнительно фиксируют внимание читателя;
эллипсис – «…проснулась душа – (потому что) сродни ей … море»;
риторический вопрос – «…кого вызвать?..» – отображает удаль человека, готового к подвигу, решительному поступку;
риторическое восклицание – «сродни ей… море!..».
Охватывающий героя восторг носит метафизический характер: неслучайно автор использует религиозную лексику – «воскресшие», «душа», архаизм – «очи», «недвижно» – и лексику высокого стиля – «изведать (в значении испытать)». Это вносит в ткань стихотворения торжественный, пафосный оттенок.
Для того чтобы подчеркнуть бушующие в душе эмоции, поэт сравнивает ее морем, и делает акцент на том, что в это же время неподвижно сидит на камне. Это создает контраст, усиливающий впечатление. Произведение ярко представляет воодушевление, охватившее лирического героя. Морская стихия наполняет его новыми надеждами, придает отвагу и физические силы, заставляет забыть о невзгодах. Ширь морского простора, мощь волн оказываются под стать широкой натуре русского графа-богатыря.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Колокольчики мои
Колокольчики мои,Цветики степные!
Что глядите на меня,Темно-голубые?
И о чем звените выВ день веселый мая,
Средь некошеной травыГоловой качая?
Конь несет меня стрелойНа поле открытом;
Он вас топчет под собой,Бьет своим копытом.
Колокольчики мои,Цветики степные!
Не кляните вы меня,Темно-голубые!
Я бы рад вас не топтать,Рад промчаться мимо,
Но уздой не удержатьБег неукротимый!
Я лечу, лечу стрелой,Только пыль взметаю;
Конь несет меня лихой,А куда? не знаю!
Он ученым ездокомНе воспитан в холе,
Он с буранами знаком,Вырос в чистом поле;
И не блешет, как огонь,Твой чепрак узорный,
Конь мой, конь, славянский конь,Дикий, непокорный!
Есть нам, конь, с тобой простор!Мир забывши тесный,
Мы летим во весь опорК цели неизвестной.
Чем окончится наш бег?Радостью ль? кручиной?
Знать не может человек —Знает бог единый!..
Упаду ль на солончакУмирать от зною?
Или злой киргиз-кайсак,С бритой головою,
Молча свой натянет лук,Лежа под травою,
И меня догонит вдругМедною стрелою?
Иль влетим мы в светлый градСо кремлем престольным?
Чудно улицы гудятГулом колокольным,
И на площади народ,В шумном ожиданья,
Видит: с запада идетСветлое посланье.
В кунтушах и в чекменях,С чубами, с усами,
Гости едут на конях,Машут булавами,
Подбочась, за строем стройЧинно выступает,
Рукава их за спинойВетер раздувает.
И хозяин на крыльцоВышел величавый;
Его светлое лицоБлещет новой славой;
Всех его исполнил видИ любви и страха,
На челе его горитШапка Мономаха.
«Хлеб да соль! И в добрый час! —Говорит державный.—
Долго, дети, ждал я васВ город православный!»
И они ему в ответ:«Наша кровь едина,
И в тебе мы с давних летЧаем господина!»
Громче звон колоколов,Гусли раздаются,
Гости сели вкруг столов,Мед и брага льются,
Шум летит на дальний югК турке и к венгерцу —
И ковшей славянских звукНемцам не по сердцу!
Гой вы, цветики мои,Цветики степные!
Что глядите на меня,Темно-голубые?
И о чем грустите выВ день веселый мая,
Средь некошеной травыГоловой качая?
1840-е годы
Впервые опубликовано в журнале «Современник», 1854, № 4, с. 129, без 6—11-й строф. В песенниках встречается с 1870-х годов («Полный русский песенник…», М., 1879) до 1915 г. Музыка Альбрехта, Анцева, Булахова, Конюса, Чугринова. Обычно поются первые три строфы.