Гавриил державин 📜 евгению. жизнь званская

Почему в оде бог державин прославляет человека. анализ стихотворения державина «бог

История создания оды «Бог» Державина

Державин сам писал о том, что мысль о написании оды пришла ему еще в 1780 году. На дворе стояло Светлое Воскресенье, что наталкивает на мысль об общении Державина с самим Творцом. Однако писать он в то время не мог, ведь все время этот деятельный человек верно отдавал службе в Сенате, поэтому и сосредоточиться на творческой деятельности было довольно проблематично. Продолжим анализ оды «Бог».

После написания первых строк Державин положил бумаги в дальний ящик и на некоторое время забыл о возвышенных мыслях. Только спустя четыре года ему удалось отправиться в Нарву и найти полное уединение, что сподвигло его на продолжение работы. Державин творил несколько ночей, но никак не мог доделать заключительную часть. Вдохновение пришло к нему во сне — он проснулся и, наконец, завершил свое знаменитое произведение, навсегда оставившее след в литературе.

Анализ стихотворения «Евгению. Жизнь званская» Державина

Впервые элегическое полотно «Евгению. Жизнь Званская» Гавриила Державина опубликовано на страницах журнала «Вестник Европы».

Стихотворение написано весной 1807 года. Поэт уже несколько лет в отставке, живет с женой и близкими в своем новгородском имении Званка. Адресат стиха – епископ Евгений (Болховитинов), историк и биограф, навещавший автора в его уединении. В жанровом отношении – поэма, дружеское послание с одическим накалом. Званка – как модель мироздания, островок блаженства, гармонии, покоя и величия бытия. Человек здесь – и царь, и источник смыслов, и часть этого мира. Один день в усадьбе – как эпоха, где нет неважных дел и мелочей. Изобилие стола – как символ щедрости природы. Дом – полная чаша. Культура – еще один аспект разумной, плодотворной жизни человека. Каждое утро автор благодарит «правителя вселенной» за дарованный новый день. «Невинность», первозданность мира окружает его. Никаких интриг и столичного шума. Из звуков – лишь разнообразное пенье птиц. Из красок – не наряды или украшения, а цветы и синева небес.

Он хозяин и кормилец этих мест. За семейным столом течет неспешная беседа. Не о политике и прочих, вредящих пищеварению и настроению, темах. Впрочем, покой патриотизму не помеха. Герой живо интересуется победами русского оружия в мире. «Манжурской иль левантской»: то есть, повеет чаем или кофе. «Госпоже приносят ткани»: в имении были устроены ковровая и суконная фабрики. «Врач приходит»: благодетель здешних мест, поэт следит за здравием вверенных ему людей. Прибегают и крестьянские ребятишки – не поучиться, а за гостинцами. Есть время и для поэтических восторгов. «Древ сладких сок»: хмельные напитки из березового и яблочного сока. «Играем в карты мы»: вечерние досуги перед ужином. «Суета сует»: библейское выражение. Впрочем, герой не разочарован, напротив, умиротворен и предает себя в руки Творца. Вся жизнь вокруг полна чудесами, природными и рукотворными (телескоп, паровая машина). Забавы перемежаются с почти учеными занятьями. «Жерл чугунных»: усадебные пушки. «Прекрасно! Приятно! Забавно!»: пожалуй, в этих восклицаниях – лейтмотив всего стиха. Одним словом, хлебосольный и просвещенный быт помещичьей русской усадьбы, с явственным отпечатком неординарной личности ее владельца. Лексика возвышенная, устаревшая (звучныя, дивлюся) щедро перемешивается с просторечной. Интонация раздольная, жизнерадостная. Имена и названия мест (топонимы): Суворов, Пиндар, Прейсш-лау. Подробные описания северной природы, яств и исторических картин, античные аллюзии. Рифмовка перекрестная. Эпитеты: мечтах умильных, огнезеленый взгляд. Метафора: черная змея (зависти и честолюбия). Инверсия: сверкает луч. Сравнения: как стену, как царства, как воск. Вопросы и восклицания, град междометий.

Произведение «Евгению. Жизнь Званская» Г. Державина – похвала сельской жизни, синтез идеализма и реализма в поэзии.

Государственная служба

С 1777 года Державин поступает на государственную службу в Правительствующий Сенат в чине статского советника. В 1784–1788 годах занимает пост правителя Олонецкого, а затем Тамбовского наместничества. В краткой биографии Державина стоит упомянуть, что он активно занимался улучшением экономики края, способствовал формированию губернских административных, судебных и финансовых учреждений.

В 1791 году Державина назначают кабинет-секретарем Екатерины II. С 1793 поэт служит тайным советником императрицы. В 1795 году Державин получает должность президента Коммерц-коллегии. С 1802 по 1803 год служит министром юстиции.

Маяковский биография

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Тема и идея

Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.

Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.

Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.

Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.

Черты реализма в творчестве Державина

Творчество Державина, являясь предвестником реализма в русской литературе, имеет следующие черты этого направления:

✓ постановка реалистической задачи в поэзии, которая сводится к изображению индивидуальных черт, явлений, быта и окружающей действительности в ее реальном неподдельном характере;

✓ воплощение страны и времени в первую очередь в людях и обыденных явлениях, а не в идейных высотах, что характеризовало творчество Державина как тяготеющее к реализму в русской литературе;

✓ изображение конкретных явлений, людей и предметов, а не их анализ, что также говорит о чертах реализма в творчества поэта;

✓ открытие природы для русской поэзии и новых способов ее изображения: ярких, настоящих, реальных, а не условных картин природы;

✓ игнорирование жесткого деления литературы на жанры, что имело следующее выражение в произведениях Державина:

• название любого стихотворного произведения Державина одой;

• использование тех средств выразительности, которые близки автору, даже если они не соответствуют выбранному жанру;

• сочетание в одном стихотворении разных размеров;

• использование и экспериментирование с разными метрическими формами, строфами, размерами, иногда — использование вольного стиха;

✓ новаторство литературного языка и стиля, который у Державина имеет следующие особенности:

• разработка легкого короткого интимно-лирического стихотворения параллельно с крупными поэтическими формами;

• стремление к изяществу стиля и стиха, к улавливанию и выражению мимолетных, едва заметных настроений, картин живой природы, человека, мира, жизни;

• использование речевых оборотов, не свойственных предшественникам Державина, среди которых можно выделить:

— выражения разговорной речи, окрашенной явно демократически;

— связь речи с фольклором;

— отказ от использования свойственной тому времени салонной дворянской речи;

• использование низких и простых оборотов не только в сатире, но и в «высоких» жанрах, например в оде.

Стихотворение Державина Г. Р. «Русские девушки»

Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки российски Под свирелью пастушка? Как, склонясь главами, ходят, Башмаками в лад стучат, Тихо руки, взор поводят И плечами говорят? Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат? Как сквозь жилки голубые Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь? Как их брови соболины, Полный искр соколий взгляд, Их усмешка — души львины И орлов сердца разят? Коль бы видел дев сих красных, Ты б гречанок позабыл И на крыльях сладострастных Твой Эрот прикован был.

Стихотворение Державина Г. Р. — Русские девушки

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Сафы второй перевод (Счастлив, подобится. ) Счастлив, подобится в блаженстве тот богам, Кто близ тебя сидит и по.

Скромность Тихий, милый ветерочек, Коль порхнешь ты на любезну, Как вздыханье ей.

Автор первого российского гимна

После того, как в 1791 г. русские солдаты под руководством Александра Суворова взяли турецкую крепость Измаил, Державин написал одно из самых известных произведений в своей биографии.

Из-под его пера вышло стихотворение «Гром победы, раздавайся», которое легло в основу гимна Российской империи.

Пройдет более 40 лет, прежде чем текст гимна изменится на «Боже, Царя храни», который напишет русский поэт Василий Жуковский (см. интересные факты о Жуковском).

Второй брак

В 1794 г. в биографии Державина произошла трагедия. Скончалась его супруга Екатерина, вместе с которой он прожил 19 лет.

Через год поэт женился на Дарье Дьяковой. В этом браке у него также не было детей. В итоге, супружеская пара воспитывала детей друга их семьи – Петра Лазарева.

Интересен факт, что один из этих детей – Михаил, в будущем стал известным адмиралом, ученым, губернатором Севастополя и открывателем Арктики.

Пик карьеры

Во время пребывания на престоле Павла 1, Державин занимал пост президента Коммерц-коллегии и государственного казначея.

Когда следующим императором стал Александр I, поэт оказался в должности министра юстиции. Стоит отметить, что как в первом, так и во втором случае ему удавалось прекрасно справляться со своими обязанностями.

В 1803 г

в биографии Державина произошло очередное важное событие. Он решил завершить государственную деятельность и полностью посвятить себя литературе

План оды можно составить иначе

  1. История создания оды.
  2. Посвящение Богу (первые пять строф).
  3. Лик человека перед Создателем (6, 7, 8, 9 и 10-я строфы).
  4. Заключение.

Оду «Бог» следует рассматривать как замечательный пример философской лирики.

Анализ оды Державина «Бог»
Гавриила Романовича Державина можно считать одним из самых важных деятелей литературы восемнадцатого века. Его творчество было необычайно и разнообразно. Образ гражданина, воспетый в творчестве Державина, был воистину велик и поэтичен. Поэт был новатором, он имел и не боялся выражать собственные прогрессивные мысли. Немало внимания в своей жизни Державин уделил теме значения поэта, творчества. Об этом было написано множество его произведений, в том числе стихотворение «Памятник».Философия Державина Гавриила Романовича очень не проста, её нелегко понять. Необходимо внимательно вчитываться не только в строки его произведений, но и пытаться читать «между строк». Державин однажды писал о себе, что первым словом, которое он произнёс в своей жизни, было слово «Бог». Спустя года поэт напишет прекрасную оду «Бог», о которой мы сейчас и побеседуем.Ода Державина «Бог» — одно из самых глубоких и философских произведений поэта. Она была написана в 1780-1784-ые года. В этом стихотворении, Гавриил Романович показал своё мировоззрение, отношение к окружающему миру. Когда Державин написал оду «Бог», ему было больше сорока, и основанием для этого произведения послужили его жизненный опыт и полученная с годами мудрость.В оде «Бог» Державина сложно найти что-то новое, то, что нельзя прочесть в других произведениях. Но поэту удалось сказать главное — Бог-это мы с вами. Он отражается в нас, он всегда вокруг. Это стихотворение необычайно чистое и светлое. Именно поэтому я так люблю Державинскую оду «Бог».На этой странице искали:державин бог анализбог державин анализода державина бог анализода бог анализода бог державин анализДержавин ода бог анализ

Анализ произведения Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»

Стихотворение «Евгению. Жизнь Званская» опубликовано в 1807 году. Оно адресовано Евгению Болховитинову – историку, археологу и личному другу поэта. Званка – это имение Державина, и в рамках произведения поэт описывает сельский быт, свои занятия и плоды долгих раздумий.

Произведение написано Державиным как вышедшим на покой чиновником, но не поэтом в отставке. Со свойственным ему мастерством и любовью к России Гавриил Романович описывает не только прелести деревенской жизни, но и обозначает чистую совесть и внутреннюю свободу человека как великое благо. Стихотворение отражает мнение человека с колоссальным опытом и устоявшимися представлениями об истинных жизненных ценностях, об устройстве семейного очага и разумном хозяйствовании, об исторических судьбах Родины и характерных чертах русского народа.

Стихотворение включает массу средств художественной выразительности:

  • инверсию – «хлопот приказных (казенных)», «сыр белый», «раки красны»;
  • архаизмы – «светлица», «перст» – и многочисленные старославянизмы – «злато», «здравие», «кравы (коровы)»;
  • антонимы – «свобода – затворы», «поутру – ввечеру», «днешний – грядущий», необходимые для противопоставления свободы и духовного рабства;
  • ряды однородных членов – «зов, токованье, свист, рев, гром, ржанье», «полотна, сукна, ткани, узорны, образцы»;
  • перифразы – «сирены» – дворцовые льстецы, «Правитель вселенной» – Господь, «черная змея» – уныние, «жучки в епанечках» – мысли, заслуживающие внимания;
  • разговорную лексику – «(в)схрапну»;
  • синонимы – «прелести, красы»;
  • метафоры – «бремя роскоши», «жало честолюбия»;
  • риторические вопросы – «Зачем же … ехать…?», «Возможно ли сравнять…?», Что ж дух мой бременю?»;
  • риторические восклицания – «Забавно!», «Прекрасно!», «Приятно!»;
  • олицетворения – «воздух бьет, толчет, мелет», «век мещет перуны (воюет)», «полет мечт»;
  • авторские неологизмы – «бугрит (соха)», «огнезеленый»;
  • сравнения – «вычищать репейник, как на овечках», «искрами горя», «став щитом», «неслись рекой»;
  • лексический повтор – «светлицы, в которой дивлюся храбрости…, в которой … приносят полотна, … в которой врач …»;
  • синтаксический параллелизм – «где староста …, где художники…, где … играем …»;
  • оксюморон – «тихий гром».

Стихотворение напоминает живописное полотно – столько в нем красок и воздуха. Ряд слов требует пояснения: «водомет» – фонтан, «тихогром» – фортепиано, «зефир» – легкий теплый ветер, «скудельная» – слабая, малозвучная, скромная. Фелица – женское греческое имя, переводимое как «счастье, довольство» и являющееся отсылкой к славе и могуществу Екатерины Великой.

Читая произведение, читатель видит, как сельский досуг, масса свободного времени дают автору возможность осмыслить семейные ценности, по-новому взглянуть на красоту природы, понять важность искреннего человеческого общения. Державин описывает поданные к столу продукты и блюда не для того, чтобы похвалиться личным благосостоянием, иностранными кулинарными изысками – он изображает натуральную здоровую (традиционную русскую) еду и природные богатства России

Автор отмечает трудолюбие простого народа, славит времена правления Александра I, отмечает мудрость и взвешенность политики императора, как глубоко верующий человек славит Бога и подчеркивает вечное небесное покровительство Отчизны. Произведение традиционно включает отсылки к древнеримской (с Сатурном связано представление о золотом веке, мире и изобилии) и древнегреческой мифологии (хариты – богини веселья и радости жизни, Клия (Клио) – муза истории).

Стихотворение «Евгению. Жизнь Званская» – своеобразный, глубоко продуманный отчет Гавриила Романовича о прожитых годах. И поэт убежден в собственной исторической правоте и обоснованности своей патриотической позиции.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Подробная биография

Судьба Гавриила Романовича Державина удивительна: от обычного рядового солдата он поднялся по карьерной лестнице до министра Российской империи. Занимал пост губернатора двух областей и был личным советником Екатерины II.

Рожденный в 1743 году под Казанью в семье бедного дворянина Гавриил не мог мечтать о блестящем образовании. Рано ушел из жизни его отец, мальчик рос в селе Сокуры в родовом поместье.

Шестнадцатилетнем юношей Державин поступает на обучение в Казанскую гимназию, перед ним открывается мир поэзии Ломоносова, Сумарокова, он пытается начинать сочинять стихи.

В 1762 году Державин поступает в Преображенский полк рядовым гвардейцем. Первый офицерский чин прапорщика он получил после 10 лет службы. С 1773 года на протяжении двух лет Гавриил Романович участвовал в военных действиях против восстания Е.Пугачева. Занимаясь делопроизводством при штабе он имел возможность прикоснуться к первоисточникам событий того времени, поэтому неоценимым вкладом в изучение истории и хода событий крестьянской войны стали его записки. В этот же период появились в свете первые стихотворные произведения Державина.

Выйдя в отставку в 1777 году Гавриил Романович поступил на работу статским советником Правительственного Сената. Через год женился на шестнадцатилетней Екатерине Батидон, с который прожил в браке 17 лет, до скоропостижной кончины супруги.

Известность поэт получил после опубликования в 1782 году оды «Фелицы», которая восхваляла императрицы Российскую Екатерину II. С 1783 года Державин стал являться членом Императорской Российской академии.

С 1784 года на протяжении полутора лет Гавриил Романович занимал в Олонецкой губернии пост наместника. За свое недолгое правление он внес большой вклад в развитие губернии: построена и открыта первая городская больница, внедрена система городских судебных, финансовых и административных учреждений. Период жизни нашел отражение в творениях поэта «Буря», «Водопад», «Лебедь».

С 1786 года еще на два года Державин занимает пост губернатора Тамбовской губернии, где по его инициативе были открыты типография, театр, образовательные учреждения.

Активная жизненная позиция поэта помогли в продвижении по карьерной лестнице. С 1791 года Гавриил Романович служит кабинет-секретарем императрицы, через два года становится ее тайным советником , еще через два года назначается Екатериной II президентом Коммер-коллегии, с 1802 года по момента своего ухода на отдых становится министром юстиции. Все эти годы поэт не прекращал творить. В 1791 году им был написан первый гимн России. Еще при жизни Державина выходит в свет четырехтомник его произведений.

После окончания государственной службы Державин переезжает со второй женой Дарьей в свое именье Званки в Новгородской губернии. Детей у семьи не было и с 1800 года они взяли на воспитание детей погибшего друга поэта П.Лазарева. Одни из сыновей Михаил впоследствии будет первооткрывателем Антарктиды.

Оставшийся период жизни Державин посвятил литературе, им был основан литературный кружок «Беседы любителей русского слова». Скончался великий писатель в 1816 году.

Строфа одиннадцатая — завершающая

Она самая важная. Недаром над ней мучительно работал поэт, а она не давалась ему. Бог предстает пред ним во всем непостижимом и неизъяснимом величии. Воображение души бессильно начертать даже его тень. И это правильно. Человеку не дано представить Создателя. По Библии Он являлся к людям, принимая образ огня. А каков он на самом деле, не знает никто. Славить его, как считает Державин, должен каждый. Но как почитать Бога слабому смертному?

Только лишь одним — стараться возвыситься хоть немного над своими грехами и этим приблизиться к Нему. От этого и льются у поэта слезы благодарности за указанный ему путь. Он призывает читателя глубоко задуматься над сущностью Бога и человека. Об их единстве и различиях. Это основная мысль оды Державина «Бог». Стихотворение длинное и сложное. В каждой строчке заложен глубокий смысл. Мы рассмотрели очень личное сочинение, которое написал Державин (ода «Бог»). Краткое содержание его также изложено. Теперь пора обратиться к составлению плана сочинения.

«Фелица»

В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.

То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.

«Признание» Г.Державин

«Признание» Гавриил Державин

Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид; Я любил чистосердечье, Думал нравиться лишь им, Ум и сердце человечье Были гением моим.

Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я — богом; Вне себя я бога пел. Если звуки посвящались Лиры моея царям, — Добродетельми казались Мне они равны богам. Если за победы громки Я венцы сплетал вождям, — Думал перелить в потомки Души их и их детям. Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, — Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг. Если ж я и суетою Сам был света обольщен, — Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен. Словом: жег любви коль пламень, Падал я, вставал в мой век. Брось, мудрец! на гроб мой камень, Если ты не человек.

Анализ стихотворения Державина «Признание»

Каждый поэт рано или поздно подводит итоги своей литературной деятельности и, оглядываясь назад, пытается определить то самое важное, ради чего он прожил жизнь. Подобное стихотворение под названием «Признание», написанное в 1807 году, есть и у Гавриила Державина

Выдержано оно в лучших традициях классицизма, и в нем автора открыто говорит о том, как прожил свою жизнь и чего сумел достичь на литературном поприще.

Поэт признается, что никогда не был святошей и не умел притворяться, не важничал и не философствовал. «Я любил чистосердечье, думал нравиться лишь им», — отмечает Державин. Однако жизнь внесла в идеалистически мировоззрения поэта свои коррективы, и на каком-то этапе он осознал, что мир устроен несколько иначе. Оказывается, что люди нередко ценят себе подобных не за прямолинейность, талант и стремление к совершенству, а за внешний вид, положение в обществе и финансовое благополучие. Впрочем, в этом отношении Державину действительно повезло, так как он был не только востребованным придворным поэтом, но и сумел сделать блестящую политическую карьеру. Возможно, по этой причине ему было позволено говорить вслух многое из того, о чем другие предпочитали молчать.

Правда, не стоит забывать, что сам Державин был ярым приверженцем монархии и никогда не скрывал своих политических взглядов. В то время, как Европа переживала политический кризис и увлекалась вольнодумством, поэт посвящал оды императрице Екатерине, искренне восхищаясь ее умом и предприимчивостью. «Если звуки посвящались лиры моея царям, — добродетельми казались мне они равны богам», — признается поэт. При этом он сам даже не пытается возвести себя в ранг высшего существа, отмечая, что блистал не собой, а богом, который у него в душе.

Патриотизм и желание сохранить для истории подвиги русских воинов, презрение к богатству и чванству – вот отличительные черты Державина как поэта. «Если где вельможам властным смел я правду брякнуть в слух, — мнил быть сердцем беспристрастным им, царю, отчизне друг», — отмечает поэт. Он подчеркивает, что никогда не завидовал тем, в чьих руках сосредоточены власть и деньги, но не умел молчать тогда, когда люди используют свое могущество не на благо государству, а в корыстных целях.

Конечно же, в творческом наследии Державина есть и лирические произведения, чего поэт нисколько не стыдится. Он также поддавался женскому очарованию и нередко был ослеплен роскошью светских раутов, отражая свои чувства в стихах. На склоне лет Державин признается, что для истинного поэта и патриота недопустимо растрачивать свой талант на такие пустяки. Тем не менее, автор убежден, что у каждого из нас могут быть свои слабости, за которые не стоит судить строго и с пристрастием. Державин знавал и взлеты, и падения, но каждый раз поднимался и упорно продолжал свой путь. «Брось, мудрец, на гроб мой камень, если ты не человек», — восклицает Державин, считая, что свою жизнь прожил достойно, и ему не в чем себя упрекнуть, когда речь идет о литературных достижениях.

Раскрытие таланта

Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.

В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).

Традиция русского пира в устном народном творчестве

Традиция русского пира, хлебосольства ведет свое начало от фольклора. Вспомните наиболее свойственную русской народной сказке концовку: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». (Сказки «Иван Быкович», «Сивка-бурка»). Известны и другие концовки: «Приехал Иван-царевич домой и устроил пир горой». («Кащей Бессмертный»). В сказке « Про Емелю-дурака» читаем: «А по приезде задали пир на весь мир». Пир символизировал собою благополучное завершение дела, осуществлен ие мечты, достижение желаемого.

Баба Яга встречает Ивана расспросами, а он ей отвечает: «Ты сначала добра молодца накорми-напои, баню истоп и, а потом уж и спрос веди». Ведущийся исстари обычай угощать вошедшего в д ом путника означал гостеприимство хозяев и отражал веру людей в то, что з а добро им отплатится добром же.

Мечта о благоденствии, о богатом урожае запечатлена в народной сказке «Репка»: «Выросла репка большая-пребольшая». Что это, как не желание жить безбедно, иметь в течение года полные закрома и обильную еду? Известно, что основным продуктом питания русского народа были зерновые и репа. Само выражение «пир на весь мир» идет от фольклора. Многие русские пословицы и поговорки запечатлели уважительное отношение народа к еде, угощению, пи рогам, русскому хлебосольству: «Есть – лучше дела нету», «Клади в рот густо, не будет в брюхе пусто», «У нас на Руси прежде гостю поднеси», «Что есть в печи, все на стол мечи», «Красен обед пирогами», «Большому куску рот радуется». В этих и многих других пословицах отражена жизнь народа, е го коллективное сознание, его понимание нравственных правил и норм.

В языческих представлениях об усопших сильна была вера в то, что душа покойного еще остается некоторое время на земле, следит за осуществлением обряда похорон, и поэтому необходимо оказать усопшему почести, устроить поминальный обед, причем сытный, из любимых блюд усопшего, и любой имел право сесть за стол. Исследователь обычаев, мифов, преданий наших предков историк и фольклорист А. Н. Афанасьев представил богатый материал по изучению воззрений славян на природу и, в частности, проведению пиров в честь на родных праздников: «В мае на семик после песен и гуляний следует общий пир, изготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из мирского сбора муки, мол ока, яиц и других припасов; на покупку вина и пива назначаются денежные вз носы».

Пиршества, сытные обеды сопровождали жизнь народа в наиболее знаменательные моменты, а также воплощали его мечты о счастливой и благополучной жизни. Отсюда берет свое начало и широко распространенный сказочный сюжет о скатерти-самобранке, причем достается она бедным, но готовым подели ться с другими последним куском людям. В произведениях устного народного творчества отразилась не только повседневная жизнь народа, но и его психология, его сознание, быт и культура.

Популярные темы сообщений

  • Как люди научились считать В древности наши предки объединялись в небольшие общины, где занимались охотой и собирательством, а добычу делили между собой. Например, ребенку давали «один» фрукт, а старцу давали «много». Древний человек не знал счета,
  • Мята (растение) Мир растений – это череда ярких и пестрых представителей огромной зеленой части нашей планеты. Среди травянистых кустарников очень популярна мята, хотя не отличается особой яркостью. В зависимости от сорта мяты ее листья могут быть от бурого до салатного
  • Город Челябинск Челябинск – это город, расположенный на границе между Уралом и Сибирью по берегам реки Миасс. Город является крупным административным, экономическим, трудовым и культурным центром региона, а так же неофициальной столицей Южного Урала

Композиция

Произведением можно условно разделить на три части. Первая часть начинается с признания лирического героя в том, что он никогда не умел «важным чином надуваться». Все, что он ценил в людях – это искренность, честность, душевность, и сам старался культивировать в себе эти благородные качества.

Во второй части лирический герой делает особый акцент на честности и отсутствии лицемерия при написании своих произведений, в том числе и посвященных монархам. Самое главное для него – верой и правдой служить отчизне, смело говорить правду в глаза народу и самым высокопоставленным вельможам.

В финальной части лирический герой признается, что он далеко не идеальный человек и подвержен слабостям. Однако в этом мире нет людей идеальных, безгреховных. Нужно лишь стараться жить честно, по совести.

Стихотворения Гавриила Державина

1770РазлукаСонет1776Пикники1777КружкаПравило жить1778НевестеПрепятствие к свиданию с супругой1779КлючКнязю Кантемиру, сочинителю сатирК портрету Михаила Васильевича ЛомоносоваНа рождение в севере порфирородного отрокаНа смерть князя Мещерского1780БогК первому соседуНа модное остроумие 1780 года1781На новый годНа выздоровление Мецената1782Фелица1783Благодарность ФелицеРешемыслу1784Видение Мурзы1787На кабаке БореяВластителям и судиямЖелание зимы1788На смерть графини РумянцовойОсень во время осады ОчаковаСправки1789Философы, пьяный и трезвыйИзображение ФелицыНа счастиеПраведный судия1790На взятие Измаила1791Анакреон в собранииК силуэту Ивана Ивановича ХемницераКупидонЛюбителю художествНа гроб вельможе и героюПрогулка в Сарском селе1792На умеренность1793Амур и ПсишеяГорелкиХраповицкомуНа птичку1794БуряК лиреЛасточкаМеркуриюМой истуканНа смерть Катерины Яковлевны, 1794 году июля 15 дня приключившуюсяПчелкаПризывание и явление ПленирыСафеСоловейВельможаВодопад1795Анакреон у печкиФельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-РымшжскомуФлотГостюХаритыНа кончину великой княжны Ольги ПавловныПамятникПавлинПриглашение к обеду1796Афинейскому витязюДоказательство творческого бытияДругуНа рождение царицы ГремиславыПослание Мурзы Багрима к царевне ДоброславеПотопление1797ДарГорючий ключКапнистуПеть Румянцева сбирался…К музеК женщинамЛюсиНа возвращение графа Зубова из ПерсииПришествие ФебаРазвалиныРождение красотыСафоСоловей во снеВенерин судВозвращение весныУрнаЖелание1798АрфаБогатствоЦепиГеркулесКо второму соседуК портрету В. В. КапнистаК самому себеНа ворожбуО удовольствииПохвала сельской жизниПохвала за правосудиеСкромностьВенец бессмертия1799На переход Альпийских горНа победы в ИталииЖуковскому и Родзянке1800ГитараНа смерть графа Александра Васильевича Суворова-Рымникского, князя Италийского, в С.-Петербурге 1800 годаСнигирьВсторжествовал и усмехнулся…Утро1801На разлукуПриношение красавицамТишинаТончиюВенчание ЛеляЗаздравный орел1802Анакреоново удовольствиеДеревенская жизньХмельК царевичу ХлоруКузнечикЛюбушкеМахиавельМореходецОхотникПламидеШуточное желание1803Свобода1804Фалконетов КупидонФонарьКолесницаЛебедьЛетоМужествоНа гроб N.N.На пастуший балетОленинуОсеньПамять другуВеснаВолхов Кубре1805Четыре возрастаЦыганская пляскаКто вел его на Геликон…МщениеЗима1806ГромОблако1807Атаману и войску ДонскомуГрафу СтейнбокуМилорду, моему пуделюНа прогулку в грузинском садуПерсей и АндромедаПохвала комаруПоминкиПризнаниеЕвгению. Жизнь Званская1808АльбаумИздателю моих сочиненийК ПравдеПривратникуТебе в наследие, Жуковской…ВодометУж я стою при мрачном гробе…Задумчивость1809АспазииНезабудкаСиничка1810НадеждаНа гробы рода ДержавиныхЯвление1811Аристиппова баняКасаюсь струн и гром за громом…К МеценатуНа храм при ГапсалеРимскому народу1812Царь-девица1816Ареопагу был он громом многократно…К портрету Ивана Ивановича ДмитриеваПолигимнииРека времен в своем стремленьи…Враги нам лучшие друзья…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: