Образ Есенина в лирике
Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».
Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито «Письмо к женщине«. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти здесь.
Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.
Герои поэмы
Лирический герой – поэт и лирик, он летает душой с пчелами. Он агроном, занятый травосеяньем. В начале поэмы герой молод, почти юн, с крайне неделовым отношением к природе.
Второй агроном – тучный человек с круглым заветренным простонародным лицом. Это до крайности практичный человек. В нём нет ничего романтического: широкий затылок, заплывшие жиром плутоватые глазки, мясистый подбородок. Но он, очевидно, подавил в себе давно свои прекрасные порывы, потому что зарыдал, когда вызвал в памяти чувство прекрасного.
Лирический герой ищет утешения от разлуки в соприкосновении с природой. Герой также ищет и не находит опору в поэзии. Он подвижен, как сама природа, как смена времён года, как падающие листья. Он ощущает единение с природой, с роскошным лугом синей фацелии.
Но герой находит утешение от утраты любви в музыке, в весне, в общении с простыми людьми, в чувстве родины, которое переживаешь на чужбине.
Герой строит с людьми «природные» отношения
Он хочет с человеком поговорить, проявить к нему внимание, обласкать детей. Герой легко взаимодействует с природой
Он чувствует свою ответственность и спасает даже согнувшиеся от снега деревья. Девиз жизни героя в главке «Борьба за жизнь»: «Если пользоваться умным вниманием к жизни и питать сочувствие ко всякой твари, можно… читать увлекательную книгу».
Герой не только размышляет о знаках судьбы в собственной жизни, но и обращается к опыту и образам авторитетных для него мудрецов прошлого. Он рассуждает о высказывании о природе Гёте, о гармонической и совершенной любви людей на земле, описанной Гоголем в «Старосветских помещиках», о шекспировской силе воображения.
Пожилой герой находит внутри себя истинную жизнь, которая не боится старения и смерти. Эта истинная жизнь подобна младенца, которого нужно хранить. Герой видит себя как продолжение многих давно умерших людей. Эта смена поколений характерна для всего живого.
Тема, основная мысль и композиция
«Фацелия» — это поэма о любви и о счастье. Герой поднимает проблему ответственности человека за свою судьбу и судьбу каждого живого существа рядом ним. Человек не имеет права отказываться от стремления к глубоким человеческим отношениям.
Проблемы романа философские и психологические. Это проблема неразделённой любви, проблема утешения в этом горе, проблема благодатной роли труда человеческого и природы, любви к родине и прекрасному «родному человеку в родной стране». Важнейшая в романе проблема творчества, ведь только оно делает счастливым.
Поэма состоит из трёх частей: «Пустыня», «Росстань», «Радость». По мнению исследователя Кондратьева, это отражение трёх уровней восприятия мира: души, сознания и духа.
В первой части автор в поисках счастья и истоков литературного таланта вспоминает встречу с Фацелией и расставание с ней. Счастье состоит не во взаимной любви, а в том, что она была когда-то. Именно такая любовь становится источником творчества.
Впервые в юности подменив подлинную человеческую любовь мечтой юности, герой находит Фацелию в каждой женщине, ведь его не интересуют быт, семья возлюбленной. Так что и месть мужа-командора символическая – полёт в чёрную бездну – испытание всему живому.
Вторая часть состоит из философских миниатюр-рассуждений о разных гранях бытия, в которых находит утешение герой, об аппетите к жизни, о родине и её роли на чужбине, о счастливых мгновениях, которые нужно ловить, как дитя, о творческом счастье.
Философские рассуждения часто афористичны: «Лови мгновенья, как дитя, и будь счастлив»; «от боли душевной рождается поэзия, как у деревьев смола»; «чем тише сам, тем больше замечаешь и ценишь движение жизни».
Наблюдая картины природы, герой ассоциирует себя, охваченного стихией любви, с мышью, спасающейся в половодье на вершине куста. Капающий берёзовый сок наталкивает героя на мысль о душе берёзы и душе возлюбленной, с которой невозможно расстаться.
За вторую часть «Фацелии» герой в физическом мире проживает целую жизнь: он стареет, лысеет. Но и душа его меняется. Он примиряется с утратой юношеской Фацелии, совершенно забывает Фацелию своей молодости.
Пожалуй, единственный эпический эпизод второй части – встреча немолодого героя с «дочерью Фацелии», то есть юной девушкой, похожей на его первую любовь. Сделать доброе дело для дочери Фацелии в память о её матери стало целью героя. Но оказалось, что Фацелия снова облагодетельствовала рассказчика, ведь она взяла у него 2 рубля, а дала 5.
Треть часть называется «Радость». Она ассоциируется с победой жизни над смертью, с весной. Но пожилой герой не может отбросить мысль о предстоящей смерти, пытается примириться с ней. Он учится наслаждаться жизнью, понимая, что она коротка, что весна может быть последней. Он доволен прожитой жизнью, не хочет возвращать молодость.
В этой части Пришвин проводит параллель между писательским творчеством и жизнью природы. Птицы, травы, цветы не ждут, что ими будут любоваться, они не производят впечатление на других, а сами наслаждаются жизнью. Всё в природе находит аналогию в жизни героя: ручей подобен ручью души героя, а сам герой чувствует себя смолистой почкой.
В природе все перемешано: старые умершие деревья и пни, молодые листики берёз, переплетённые ветви с серёжками. Так перемешаны в произведении разноплановые миниатюры. В самом конце поэмы возникают немногочисленные герои. Трогательны отношения между любящими мужем и женой. Жена скучает по родине, а муж нет, его родина – жена.
Последняя глава книги не случайно называется «Любовь». Она тоже имеет эпический сюжет. Речь идёт о старом художнике, прототипом которого является сам Пришвин. В конце жизни он становится счастливым, потому что снова обретает Фацелию, жертвенную любовь. Для него счастье в том, чтобы не быть особенным, одиноким и быть, как все хорошие люди.
Краткий анализ
Стихотворение состоит из трех строф, в каждой по пять строк. Условно работу можно разделить на две части: в первой идет описание природы, во второй делается вывод, что в любом случае весна уже близко.
В первых двух строфах поэт описывает зимний пейзаж. Фет рассказывает, что в оврагах еще лежит снег, дороги покрыты льдом. Солнце едва согревает мир в полдень, а птицы не смеют еще петь и веселиться.
Но в третьей строфе дается надежда на то, что скоро все изменится. Женщина в степи замечает, как пролетают журавли и это значит, что весна уже близко. Поэт сравнивает время года с возрождением, когда природа просыпается и начинает серьезно меняться.
В стихотворении Афанасия Афанасьевича лирический герой отличается меланхоличностью, неторопливостью. Он наблюдает за природными явлениями, размышляя о чем-то своем. Основная мысль стиха — все меняется в жизни, но для наступления перемен нужно время. Не стоит торопить события и нужно набраться терпения.
В работе поэта есть и скрытый смысл. Смена времен года — это непрерывный цикл, который всегда будет существовать и не зависеть от воли человека.
Литературное направление и жанр
Пришвин определил жанр произведения как «поэма», подчёркивая его лиро-эпическую природу. Литературоведы назвали «Фацелию» лирико-философским произведением. Это была поэма, как говорил сам Пришвин, «о непосредственных переживаниях».
Пришвинская «Фацелия» состоит из небольших эссе, очень лиричных, объединённых одной темой. Они немного напоминают тургеневские стихотворения в прозе.
Таким образом, жанр произведения новаторский. Так же и с литературным направлением. Пришвин – писатель-реалист, равного которому нет в описаниях русской природы. Но у «Фацелии» есть и черты модернизма: эпический сюжет в поэме заменён ассоциативным рядом, характерным для модернистского потока сознания. Недаром советская идеология не признала в поэме реализма.
Вершина поэтического творчества Пришвина «Глаза земли»
Красота природы, ее богатый мир раскрываются в произведениях П. Бажова, А. Кольцова, И. Тургенева, И. Никитина, К. Паустовского. Если в творчестве писателей XIX в. мы видим ненарушаемую гармонию человека и природы, то в творчестве М. Пришвина уже появляются тревожные ноты. Пришвин тревожит читателя вопросами: зачем живешь, что оставишь после себя? Чтобы ответить на эти вопросы, надо пройти вместе с писателем долгий путь нравственных исканий, найти «ключ к собственной душе». «Лесная капель» — книга об одиночестве, любви, страдании, о безмерности боли, которая накапливается в душе человека.
Прозаические миниатюры, вошедшие в этот сборник, необыкновенно поэтичны, наполнены меткими наблюдениями, точными описаниями природы. Читая их, мы испытываем чувство восхищения, желание их сохранить, сберечь, чтобы каждый мог насладиться и прелестью «неодетой весны», и звоном «лесной капели», и очарованием «ореховых дымков».
Вершина поэтического творчества писателя — «Глаза земли». Разделенная на три части: «Дорога к другу», «Раздумья», «Зеркало человека», она представляет совершенное творение художественной, философской и научной мысли Пришвина. «Глаза земли» — это путь человека к «душам всех и каждому в отдельности» через свой собственный опыт жизни.
Перед нами многое открывается впервые, многое оказывается родным и созвучным, оживают молчавшие прежде листья и травы, и сам лес, со своими папоротниками и мхами, болотами и лесными полянами, кукушками и комарами. Художник, щедро наделенный дарованием и любовью к людям, становится радостным творцом всеобщей жизни. Каждая фраза, даже каждое слово у Пришвина, как в стихах, несет большую смысловую нагрузку. Это такая мудрая поэзия в прозе
В ней нет назиданий, но есть родственное, целомудренное внимание ко всему, и к человеку прежде всего: ты голоден — я тебя накормлю, ты одинок — я тебя полюблю
«Нигде в мире нет такого замечательного языка, как русский, — писал Пришвин. — Вот возьми, например, слово «родина»
Сколько слов с тем же корнем: родина, род, родственники, родимый, родник, родничок, родственный, родственное внимание. »
Творчество Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет сейчас все шире и шире. Слово Пришвина звучит все громче и громче.
Мне кажется, что читая Пришвина, современный человек чувствует, как теплеет его сердце, как оттаивает его душа. Слово Пришвина необыкновенно современно, особенно в трагические моменты нашей жизни, на переломе эпох и веков.
По существу, жизнь Пришвина так резко изменилась из-за его любви к русскому языку. После Севера Пришвин написал первую свою книгу «В краю непуганных птиц», с тех пор он стал писателем. Отложив прочитанную пришвинскую книгу, люди говорят: «Это — настоящее колдовство». Слова «колдовство», «волшебство» относятся обыкновенно к сказкам. Но ведь Пришвин не сказочник. Он человек земли, участник и свидетель всего, что свершается вокруг него в мире. Секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости.
Пришвин — один из своеобразнейших писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. Может быть, поэтому существует мнение, что у Пришвина нет учителей. Учитель у Пришвина есть: тот единственный учитель, которому обязана своей силой и задушевностью русская литература. Этот учитель — русский народ.
Жизнь Пришвина была жизнью человека пытливого, деятельного и простого. Недаром он сказал, что «величайшее счастье — не считать себя особенным, а быть, как все эти люди». Его обширные знания в области ботаники, зоологии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук вошли в книги. А. М. Горький призывал писателей учиться у Пришвина русскому языку. Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности.
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным влечением к человеку и к той земле, где живет и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми.
Паустовский сказал о Пришвине:
«Мы глубоко благодарны Пришвину. Благодарны за радость каждого нового дня, что синеет рассветом и заставляет молодо биться сердце. Мы верим Михаилу Михайловичу и вместе с ним знаем, что впереди еще много встреч, и дум, и великолепного труда. В своем писательском деле Пришвин был победителем».
Весна пришвинской прозы останется навсегда в сердцах людей.
Источник
История успеха
21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).
Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.
В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.
Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.
Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.
Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».
Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.
Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.
История создания
Поэма «Фацелия» стала первой частью «Лесной капели», начатой в 1940 г. Это произведение по дневникам, «о непосредственных своих переживаниях».
Впервые «Фацелия» в сокращении напечатана в журнале «Смена» № 9 за 1940 г., а полностью – в журнале «Новый мир» № 9. Но уже в № 11 Пришвина обвинили в «несвоевременном обращении к цветочкам и листочкам». Пришвин боролся за «Лесную капель», как борются на фронте за Родину. Писатель утверждал, что за «цветочками и зверушками очень прозрачно виден человек нашей Родины».
«Лесная капель» вышла отдельной книгой в 1943 г. Её миниатюры переписывали узники фашистских лагерей.
Пришвин получил диплом инженера-землеустроителя и работал агрономом в 1902-1905 гг. Он называет начало описываемых событий в «Фацелии» «далекими чеховскими временами».
Генезис жанра прозаической миниатюры в творчестве М.М.Пришвина
В работах Т,М.Трефиловой , Т.Я.Гринфельд-Зингурс , Уте Шольц и других уже предпринималась попытка выявить специфику жанровой формы пришвинской прозаической миниатюры, понять ее происхождение и назначение, обозначить степень жанровой самостоятельности. Было сделано немало ценных наблюдений над творческой историей малого жанра, отмечены факторы, под влиянием которых складывалась эта форма в творчестве писателя
Литературоведы, как правило, обращали внимание на отдельные аспекты проблемы, не пытаясь создать общей типологии жанра
В настоящее время в большей степени рассмотрен вопрос о происхождении прозаической лирико-философской миниатюры в творчестве писателя. Пришвиноведы называют несколько взаимообусловленных факторов, повлиявших на генезис малой формы в творчестве писателя: редукция рассказа и очерка, с одной стороны, и лиризация дневниковых записей, с другой. Это соответствовало общей тенденции развития литературы серебряного века. По первому пути шли А.Чехов, И.Бунин, Б.Зайцев, по второму — В.Розанов и М.Пришвин.
По наблюдениям Я.З.Гришиной и В.Ю.Гришина, в раннем дневнике писателя (до 1914 года) миниатюра как «каждодневный отклик на виденное» еще не названа своим именем, но в дневниковых записях уже присутствует сочетание лирики и эпоса в форме медитации .
Непрерывный поиск, по выражению Е.П.Клепиковой, постепенно привел писателя к «афористической форме, где точно зафиксированы мгновения природы, углубленные рассуждениями, чувством и памятью» . Предметом специального исследования жанр миниатюры стал в диссертационной работе Уте Шольц, в которой выявляется жанровое своеобразие пришвинской миниатюры в творчестве 1930-40-х гг. на примере произведений «Фацелия», «Лесная капель» и «Календарь природы» . В основе исследования лежит тезис о Пришвине как о «родоначальнике» жанра миниатюры в русской литературе советского периода. Автор рассматривает пришвинскую миниатюру как самостоятельную разновидность рассказа и относит ее к жанрам философской прозы, которая «характеризуется повышенным интересом к субстанциональным основам бытия» . При этом отмечается, что миниатюра не является только «результатом простого сокращения большого рассказа до маленького», она вырастает из «записей о жизни», т.е. дневника. По способу обобщения, диалектике факта и вымысла миниатюра отличается от лирического очерка и дневниковой записи
Но, как считает Уте Шольц, ее происхождение, связанное с художественной обработкой очерка и дневниковой записи, заставляет писателя считаться с преувеличенным вниманием к факту и «с опасностью превалирования лирико-философской рефлексии над изображением»
Т.М.Трефилова считает, что в основе пришвинской миниатюры лежит «эпически развернутое сравнение», выдержанное в духе «реалистического антропоморфизма», является основой метафорического образа-«семени». . «Преимущество такой формы налицо, — соглашается В.В.Столярова, — в ней свежесть ощущения и выражения, неотделимые от правды факта, в вей не затеряются живые реалии, не появится надуманный конфликт, противоречащий естественной простоте непосредственных переживаний» . Именно из него постепенно вырастает «развернутое дерево» пришвинской жанровой системы. «В нем есть уже все элементы для оформления… жанра художественной миниатюры», -подчеркивает Т.М.Трефилова . По мнению М.Ф.Пахомовой, новый пришвинский жанр — поэтическая миниатюра, представляет собой «этюды, передающие местный колорит, настроения и веяния эпохи» и появляющиеся «в результате наблюдений и ежедневных записей»
В работах И.П.Мотяшова , В.Я.Курбатова , Г.А.Ершова выдвигается тезис о генетической связи всех пришвинских жанровых форм, включая миниатюру, с очерком. «Если принимать под «очерком» натурную зарисовку словом -нечто вроде этюда в живописи, — то Пришвина надо признать одним из самых последовательных очеркистов», — подчеркивает И.П.Мотяшов .
Т.Я.Гринфельд-Зингурс к постоянным признакам пришвинской миниатюры относит малый объем прозы и максимальную обобщенность. Более того, исследовательница выделяет особый тип — «пейзажную», в которой «предельно сжатая форма должна вместить «картину», описание, изображение, которое по законам стилистики требует перечисления, детализации, протяженности в пространстве, информативности» . Определяя жанровую самостоятельность малой формы, она подчеркивает сохранение ее «эстетического достоинства» при циклизации . Несмотря на различные подходы к решению вопроса о происхождении миниатюры в жанровой системе Пришвина, все точки зрения сходятся в том, что обращение писателя к данному жанру стало закономерным явлением.
Стихотворения о весне Афанасий Фет
Сосны Средь кленов девственных и плачущих берез Я видеть не могу надменных этих сосен; Они смущают рой живых и сладких грез, И трезвый вид мне их несносен. В кругу воскреснувших соседей лишь оне Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают И, неизменные, ликующей весне Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья,- Они останутся холодною красой Пугать иные поколенья.
**** Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся, Тепло озарены, И в душу снова просятся Пленительные сны.
Везде разнообразною Картиной занят взгляд, Шумит толпою праздною Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою Мечта распалена – И над душою каждою Проносится весна.
**** Чем тоске, и не знаю, помочь; Грудь прохлады свежительной ищет, Окна настежь, уснуть мне невмочь, А в саду над ручьем во всю ночь Соловей разливается-свищет.
Стройный тополь стоит под окном, Листья в воздухе все онемели. Точно думы всё те же и в нем, Точно судит меня он с певцом,— Не проронит ни вздоха, ни трели.
На заре только клонит ко сну, Но лишь яркий багрянец замечу — Разгорюсь — и опять не усну. Знать, в последний встречаю весну И тебя на земле уж не встречу.
**** Это утро, радость эта, Это мощь и дня и света, Этот синий свод, Это крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод,
Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист,
Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё весна.
Весенние мысли Снова птицы летят издалёка К берегам, расторгающим лед, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждет.
Снова в сердце ничем не умеришь До ланит восходящую кровь, И душою подкупленной веришь, Что, как мир, бесконечна любовь.
Но сойдемся ли снова так близко Средь природы разнеженной мы, Как видало ходившее низко Нас холодное солнце зимы?
Весенний дождь Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
**** Пришла, — и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело Всё, что вчера томилось немо, И вздохи неба принесло Из растворенных врат эдема.
Как весел мелких туч поход! И в торжестве неизъяснимом Сквозной деревьев хоровод Зеленоватым пышет дымом.
Поет сверкающий ручей, И с неба песня, как бывало; Как будто говорится в ней: Всё, что ковало, — миновало.
Нельзя заботы мелочной Хотя на миг не устыдиться, Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться.
**** Я ждал. Невестою-царицей Опять на землю ты сошла, И утро блещет багряницей, И все ты воздаешь сторицей, Что осень скудная взяла.
Ты пронеслась, ты победила, О тайнах шепчет божество, Цветет недавняя могила, И бессознательная сила Свое ликует торжество.
Средства выразительности
Для того чтобы проанализировать стихотворение нужно не только внимательно прочитать его
Важно понимать, какими способами автор описывает природу
В своей работе Фет использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — у поэта весна предстает душистой, а весть живой;
- метафоры — у Фета заря гремит телегой, а нега не успевает снизойти;
- олицетворение — у поэта солнце греет, а липа краснеет.
Фет использует лексический повтор слова «еще» и это позволяет подчеркнуть: весна еще не пришла, но ее наступление неизбежно, нужно только набраться терпения. Перемены не происходят моментально, только с наступлением теплых деньков снег начинает таять, и все вокруг меняется.
Тема
В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.
Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».
Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.
Есть в стихотворении и символ русской земли – березы. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.
В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.
История создания
История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.
Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.
Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.