«Лебедь» анализ стихотворения Тютчева
История создания
Стихотворение «Лебедь» Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала «Современник». Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения. Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того как попала в кораблекрушение в 1837 г., когда вместе с тремя дочерьми чета Тютчевых плыла из Петербурга в Турин на пароходе «Николай I».
Поэтика стихотворения
восходит к творчеству романтиков Гюго, Ламартина, Шлегеля и Цедлица, в стихотворениях которых борьба и мятеж, воплощенные в орле, противопоставлялись созерцательности и покою, которые воплощал лебедь. Тютчев как раз переводил произведение Цедлица «Байрон» в конце 20-х гг.
Литературное направление и жанр
Тютчев — поэт-романтик. Романтики тяготели к символическим образам. Орел и лебедь воплощают разные типы творческой деятельности.
Тютчев размышляет об этом в философском стихотворении «Лебедь».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех строф, в которых
по нескольким признакам противопоставляются орел и лебедь.
Орел находится выше лебедя, за облаками. Он почти достигает Бога. Тем более что орел в христианстве — символ победы божественного над плотским и возносимой к Богу молитвы.
Он — проводник к Богу. Лебедь — между двумя безднами .
Орел воплощает активное, действенное начало, бодрствование, а лебедь — пассивное, он позволяет окружать себя заботой и лелеять, беречь свой сон. Орел воплощает мужское начало, а лебедь — женское.
Тема стихотворения — два типа творчества, две жизненных позиции, из которых лирический герой выбирает важнейшую. Основная мысль: не могучий орел — сотворец Божий, а отдающийся воле стихии лебедь — идеал лирического героя.
Тропы и образы
Стихотворение «Лебедь» нужно рассматривать в контексте творчества Тютчева. В его стихах мир разделяется на нижний хаотичный мир океана, средний мир упорядоченного космоса и горний мир богов. Человек, находясь в среднем мире, открыт и хаосу, и космосу, и божественной воле.
Стихия орла — заоблачные выси, горний мир. Он не только сопричастен акту творения, встречает молнии, он пропитан божественным светом. Его глаза вечно открыты, он не спит, вбирая в себя свет солнца.
Стихия лебедя — пространство земное. Он не сосредоточен на божестве-солнце, он всезрящий . Но состояние лебедя — сон. Он все видит и замечает, но остается спокойным благодаря чистой стихии, которая ему присуща как божественный дар.
В стихотворении сказано, что божество одело лебедя чистой, как и он сам, стихией . Во второй строфе два раза повторяется эпитет чистый. Кроме внутренней чистоты, он обозначает белый цвет лебедя, противопоставленный темному орлу.
Цветовая палитра стихотворения ясная и чистая. Почти черный орел возникает на фоне желтого солнца и молнии над белыми облаками. Белый лебедь на голубом фоне «тверди земной и небесной» гармонирует с сияющими белыми звездами.
Описанное выше пространственное расположение орла и лебедя было бы очень точным, если бы не загадочный образ чистой стихии, в которую лебедя одело божество и которая лелеет всезрящий сон лебедя. Это стихия, находящаяся между безднами неба и моря, то есть стихия воздуха, наделенная такими важными полномочиями, потому что в ней живет человек. Воздух — чистое дыхание жизни, сохраняющее саму жизнь.
Некоторые исследователи считают двумя безднами не небо и море, а стихию воды, мирового океана как природного начала и связанную с ним стихию сна. Тютчев усматривает в стихии сна тот источник, откуда приходят к человеку идеи и творческие озарения. На современном языке эту стихию можно было бы назвать подсознанием, так что Тютчев предвидел эту непознанную научную область в начале 19 в.
Есть точка зрения, что двойная бездна — это жизнь и смерть, а оберегающая стихия, наделяющая человека всеведеньем — стихия сна. Творчество лебедя не рассудочное, а природное, стихийное. Оно тоже берет начало в божественном, но интуитивно, а не ясно и осознанно. Лирический герой считает именно такой тип творчества завидным уделом, в тайне надеясь, что и он причастен к воспетой им стихии и бездне.
Недаром дважды повторяется эпитет чистый, отсылая к евангельскому «чистые сердцем бога узрят».
Противопоставление орла и лебедя начинается словом пускай . Придаточное предложение уступки указывает на то, что, хотя орел ближе к божественному, к свету, к Творцу, слава всей звездной тверди достается лебедю. Лебедь не просто претворяет в жизнь замысел Божий, но и угадывает его, становится истинным творцом.
«Полдень», анализ стихотворения Тютчева
Стихотворение «Полдень», написанное в конце 1820-х годов, между 1827 и 1830 годами, относится к мюнхенскому периоду творчества Ф. Тютчева. Впервые оно было опубликовано в 1836 году в журнале «Современник».
Стихотворение «Полдень» входит в дневную лирику Тютчева. Поэт воспевает в нем прелесть дня, приближаясь к античным представлениям о природе. В миниатюре, относящейся к пейзажной лирике, изображена картина жаркого летнего дня, когда небо раскалено, а утомленные солнцем природа и человек отдыхают, предаваясь «жаркой дремоте».
Композиционно стихотворение описывает сонный полуденный пейзаж, а в завершающих двух строках появляется упоминание о Пане, древнегреческом божестве долин и лесов, как олицетворении души природы. Древние греки полагали, что в полдень – священный час – все живое охватывает покой. Общность состояния покоя различных природных объектов (реки, облаков) передается в стихотворении с помощью лексемы «лениво»: лениво тают облака, лениво полдень дышит, лениво катится река. Дремота, как состояние покоя, охватывает всю природу и мифологическое олицетворение ее души – Пана. Тютчев спокойно вносит древнегреческие мифические божества – Пана и нимф – в русскую природу, подчеркивая этим единение и гармонию всего окружающего мира.
Верный своим пантеистическим воззрениям, Тютчев описывает природу как одухотворенное и одушевленное целое. Поэт использует прием олицетворения («полдень дышит», «река лениво катится»), а также с помощью метафоры («полдень дышит») вносит в стихотворение мотив дыхания, свойственный живому организму.
Короткое, состоящее из двух строф-четверостиший, стихотворение написано четырехстопным ямбом с двухсложной стопой с ударением на втором слоге. Поэт использовал для написания «Полдня» перекрестную рифмовку.
Знойная гармония природы изображена с помощью выразительных средств: метафоры («дышит полдень»), сравнения («И всю природу, как туман// Дремота жаркая объемлет»), эпитетов («полдень мглистый», «тверди пламенной и чистой», «дремота жаркая»), инверсии («катится река», «тают облака», «дышит полдень»), анафоры («Лениво дышит полдень мглистый// Лениво катится река»).
Отличительная черта потрясающе емкой миниатюры – удивительная точность и выразительность используемых эпитетов. Как художник, Тютчев обладает той особой остротой зрения, которая позволяет ему создать объемный образ природного явления с помощью неожиданных и метких эпитетов. Эпитет «лениво» раскрывает самую существенную черту знойной середины дня: «лениво тают облака», «лениво дышит полдень», «лениво катится река». Эпитет «полдень мглистый» поразительно точно передает картину раскаленного летнего воздуха, в котором висит какая-то дымка, мгла.
Хотя в миниатюре описывается состояние сонной дремоты природы, стихотворение парадоксально насыщено глаголами состояния (дышит, дремлет, тают, катится).
Стихотворение «Полдень», подчеркивающее гармонию всех природных явлений, прекрасно иллюстрирует тютчевскую мифологию природы.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
- «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
- «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
- «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
- «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
- «Фонтан», анализ стихотворения Тютчева
- «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
- «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
- «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
- «Листья», анализ стихотворения Тютчева
- «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
- «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
- «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
- «Безумие», анализ стихотворения Тютчева
По произведению: «Полдень»
По писателю: Тютчев Федор Иванович
Средства выразительности
В небольшом стихотворении поэт применяет разнообразие тропов. Но ими не перегружено произведение. Некоторые тропы стоит обозначить.
Читайте по теме:
Метафоры
Впивает солнца свет – метафора, которая создаёт несколько физический эффект от описаний поэта. Тютчев всегда умел использовать интересные метафоры в своём творчестве.
В данном произведении автор сопоставляет два мира, и два типа людей, которые в них живут
Важно заметить, то, что стихотворение состоит из трёх строф, в первой строфе идёт повествование о том мире, который, автор считает плохим, и не пригодным для жизни, а две последние посвящены белому и священному миру
Автор используя образ орла, Тютчев акцентирует внимание на определённом виде людей. Орёл — птица, которая высоко летает, но для этого, ему многое пришлось пережить, и большинство остальных птиц, не любят его, и даже боятся
Это касается и людей, люди такого типа, алчные, лживые, у них нет никаких моральных ценностей. Все что осталось у них, это цель, цель стать выше других на социальной лестнице. И суть в том, что делают они это, всеми возможными и невозможными методами. Это и презирает автор, то что в таких людях, нет того, что было заложено в нас всех в самом начале.
Это любовь и уважение к другим людям, это способность сдерживать свои желания, если из-за них могут пострадать другие люди.
Дальше, автор восхваляет праведных людей. Тех, что могут жить скромно и тихо, тех, кто не гонятся за славой, не хотят властвовать над остальными, тех, которым достаточно своего счастья, и им чужого не нужно.
Автор считает их лебедями, теми чистыми и прекрасными птицами, которые в детстве, не красивее гусенка. Это схоже с темпераментом этих людей, внешне они простые и неприглядные, но в душе они шикарные.
Существует мнение, что в образе лебедя Тютчев показывает свою возлюбленную, которая никогда не предавала своих моральных ценностей, она была чиста в его пониманиях. Себя же, он считал хищным орлом. Ему не раз в жизни приходилось лгать и увертываться, лишь бы достичь того, что ему требовалось. И он презирает свою сущность, свою слабость, но ничего с этим уже не может поделать.
Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнца свет.
Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон — И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.
Робин Кембалл «Возвращаясь к Лебединому стану Цветаевой»
В конце своей «Истории издания «Лебединого стана»» Рашит Янгиров констатирует, что «утверждения Эренбурга о нежелании поэта увидеть книгу напечатанной следует отнести лишь к последующим годам, когда в жизнь Цветаевой вошло евразийство».
Из такой формулировки непосвященный читатель мог бы сделать вывод, что с того момента (т. е. начала 30-х годов) такое «нежелание» (если оно когда-нибудь действительно существовало) оставалось у поэта до конца. Это, конечно, отнюдь не так: перед нами остается бесспорный факт, что, подготавливая в 1938 г. свой (будущий) «базельский архив», Марина Цветаева взяла на себя немалый труд переписать в особенную тетрадь своим тщательным почерком полный текст «Лебединого стана» (и «Перекопа»), дописав (при последней поправке 7 января 1939 г.) свою известную просьбу-завет: «Если когда-нибудь — хоть черезъ сто лeт — будетъ печататься, прошу печатать по старой орfографiи».
В свете сказанного упрек Эренбурга по адресу «издателей», будто они нарушили волю Цветаевой, является не только безосновательным, но и прямо противоречит фактам. Эренбург делал вид, что не знал, «как удалось издателям получить рукопись», как будто он не понимал, что в свободном мире (в отличие от СССР) такие документы (если авторы не налагают временный запрет) доступны каждому честному и серьезному исследователю. Итак, когда в 1956 г., при визите Г. П. Струве в Базель, Е. Э. Малер попросила меня достать для него фотостат «Лебединого стана» и «Перекопа», сделать это было очень просто, без малейшего препятствия. Да и вообще — разные и частью противоречивые «откровения» Эренбурга в этом контексте являются до того недостоверными, что, за отсутствием других подобных свидетельств, можно сомневаться, был ли вообще тот период, когда Цветаева отреклась от намерения «увидеть книгу напечатанной».
Как бы то ни было, совершенно ясно, что последний завет еще свободной Цветаевой был за печатание («хоть через сто лет»). Если бы у Глеба Струве (или у меня) было малейшее сомнение насчет ее желаний, то, разумеется, ни он, ни я не взяли бы на себя ответственность публикации. Вопреки Эренбургу, единственная наша забота (далекая от всяческих политических намерений) состояла именно в том, чтобы выполнить одну из ее последних просьб так, чтобы стал доступным всему миру ее любимый «Лебединый стан».
РОБИН КЕМБАЛЛ
Лозанна
(источник — газета «Русская мысль», Париж,N 4277, 08 июля 1999 г.)
Тропы и образы
Стихотворение «Лебедь» нужно рассматривать в контексте творчества Тютчева. В его стихах мир разделяется на нижний хаотичный мир океана, средний мир упорядоченного космоса и горний мир богов. Человек, находясь в среднем мире, открыт и хаосу, и космосу, и божественной воле.
Стихия орла – заоблачные выси, горний мир. Он не только сопричастен акту творения, встречает (и, очевидно, провожает) молнии, он пропитан божественным светом. Его глаза вечно открыты, он не спит, вбирая в себя свет солнца.
Стихия лебедя – пространство земное. Он не сосредоточен на божестве-солнце, он всезрящий (эпитет). Но состояние лебедя – сон. Он всё видит и замечает, но остаётся спокойным благодаря чистой стихии, которая ему присуща как божественный дар. В стихотворении сказано, что божество одело лебедя чистой, как и он сам, стихией (метафора и сравнение). Во второй строфе два раза повторяется эпитет чистый. Кроме внутренней чистоты, он обозначает белый цвет лебедя, противопоставленный тёмному орлу.
Цветовая палитра стихотворения ясная и чистая. Почти чёрный орёл возникает на фоне жёлтого солнца и молнии над белыми облаками. Белый лебедь на голубом фоне «тверди земной и небесной» гармонирует с сияющими белыми звёздами.
Описанное выше пространственное расположение орла и лебедя было бы очень точным, если бы не загадочный образ чистой стихии, в которую лебедя одело божество и которая лелеет всезрящий сон лебедя. Это стихия, находящаяся между безднами неба и моря, то есть стихия воздуха, наделённая такими важными полномочиями, потому что в ней живёт человек. Воздух – чистое дыхание жизни, сохраняющее саму жизнь.
Некоторые исследователи считают двумя безднами не небо и море, а стихию воды, мирового океана как природного начала и связанную с ним стихию сна. Тютчев усматривает в стихии сна тот источник, откуда приходят к человеку идеи и творческие озарения. На современном языке эту стихию можно было бы назвать подсознанием, так что Тютчев предвидел эту непознанную научную область в начале 19 в.
Есть точка зрения, что двойная бездна – это жизнь и смерть, а оберегающая стихия, наделяющая человека всеведеньем – стихия сна. Творчество лебедя не рассудочное, а природное, стихийное. Оно тоже берёт начало в божественном, но интуитивно, а не ясно и осознанно. Лирический герой считает именно такой тип творчества завидным уделом, в тайне надеясь, что и он причастен к воспетой им стихии и бездне. Недаром дважды повторяется эпитет чистый, отсылая к евангельскому «чистые сердцем бога узрят».
Противопоставление орла и лебедя начинается словом пускай (встречает, впивает). Придаточное предложение уступки указывает на то, что, хотя орёл ближе к божественному, к свету, к Творцу, слава всей звездной тверди (метафора) достаётся лебедю. Лебедь не просто претворяет в жизнь замысел Божий, но и угадывает его, становится истинным творцом.
Анализ стихотворения Цветаевой «Где лебеди? – А лебеди ушли…»
Революция 1917 года привнесла много горя в жизнь Марины Цветаевой. Ее семья фактически распалась, так как поэтесса осталась с дочерьми в России, а ее муж, Сергей Эфрон, вместе с остатками белогвардейской армии очутился во Франции. Нищета и разруха стали еще одним испытанием для Цветаевой, которая потеряла дочь Ирину, скончавшуюся от голода. Но именно в этот сложный период поэтесса задумывает свой цикл стихов под названием «Лебединый стан», в которых открыто выражает симпатии белогвардейцам, сумевшим сохранить верность родине и не изменившим своей присяге.
Среди стихов, которые вошли в этот цикл, есть произведение под названием «Где лебеди? – А лебеди ушли…», созданное в 1918 году. Оно написано в форме сказки для детей, которую Цветаева рассказывает перед сном своим малышкам. Однако смысл этой сказки имеет прямое отношение к тем событиям, которые происходят в послереволюционной России.
В иносказательной форме поэтесса отмечает, что лебеди, под которыми и подразумеваются остатки царской армии, покинули страну, найдя приют в спокойной и сытой Европе. «А вороны остались», – подчеркивает Цветаева, намекая на то, что в России теперь у власти находятся люди, которые растаскивают по кусочкам материальные и культурные ценности, перекраивают на свой лад землю и устанавливают новые порядки, весьма далекие от здравого смысла. Цветаева не осуждает тех, кто предпочел эмиграцию смерти, считая, что именно за границей теперь можно найти небольшие островки царской России. Лебеди, под которыми подразумеваются русские эмигранты, ушли ради того, «чтобы крылья не достались». Т. е., они стали последними носителями той чистой культуры, которая, по мнению поэтессы, сможет возродиться в будущем, когда ее родная страна благополучно переживет этот кровавый Апокалипсис, именуемый революцией.
В то же время на прямой вопрос своих дочерей о том, где же сейчас находится папа, Цветаева не может дать ответ. О судьбе Сергей Эфрона ей ничего неизвестно, и она не знает, кем же считать себя – вдовой либо брошенной женой. Поэтому поэтесса гонит прочь мрачные мысли и пытается успокоить детей, предлагая им мысленно совершить путешествие к берегам Дона, где остатки белой гвардии продолжают защищать основы государственности и самодержавия. Цветаев мысленно молится за этих людей, считая, что они не только выполняют свой гражданский долг, но и пытаются спасти Россию от падения в пропасть, которое даже оптимистам представляется неизбежным.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑