Асадов слово о матери текст

Анализ стихотворения «письмо с фронта» (э. а. асадов) | литрекон

Анализ стиха «Слово о любви» Асадова

«Сражаюсь, верю, люблю» – жизненный девиз поэта Эдуарда Асадова. Итог сражения, каким бы значимым он ни был, и самая сильная вера потеряли бы всякий смысл без самого главного – без любви. Это то, ради чего стоит жить на свете!

Любовь по Асадову – это отдача больших, щедрых чувств, сравнимая с рекой. Любовь – это забота о том, кого любишь с первой минуты пробуждения и до позднего вечера, каждую секунду, каждую минуту. Любовь – это страстные бои за верность, за то, «чтоб были сердца до конца свои и в горе и в радости вечно рядом».

Безусловно, Асадов вложил в стихотворение «Слово о любви» автобиографические «я» и «мы». Это о них, об Эдуарде Асадове и Галине Разумовской, прошедших рука об руку тридцать шесть лет. Разумовская стала для него не только женой. Она стала его глазами, его чувствами, его настоящей любовью. Это ей Асадов подарил потрясающие строки о любви.

Первые три строфы являются вступлением ко всему стихотворению. Поэт подготовил читателя, рассказал, что такое любовь в его понимании. Чувствуется присутствие возвышенного настроения автора. Все начальные строфы начинаются одинаково со слова «любить». Присутствует восклицательная риторика.

В четвёртой строфе настроение автора меняется с возвышенного на обыденно-приземленное, будничное. Любовь требует каждодневного труда, над своими чувствами надо работать. Каждый пустяк важен для отношений двоих. «В счастье пустячного не бывает!» — уверяет Асадов. Конечно, он помнит свой первый неудачный брак.

Даже рождение сына не остановило его от развала. Мысль продолжается в стихотворении: «Любовь – не сплошной фейерверк страстей…». На поэта накатывается волна эмоций. Следует перечень того, без чего счастье и любовь невозможны: доверие к человеку, обязательно верность, не страшащая обольщений и разлуки, желание помогать друг другу.

Но всё, что строится годами, можно разрушить очень быстро подлостью и изменой. Из души поэта вырывается крик, что лично он это простить не готов. От этого радостный светлый настрой стихотворения приобретает немного мрачный тон.

Асадов к концу стихотворения опять меняет тон. В двух последних строфах звучит гимн любви: «Любовь же, как солнце, живёт всегда!». Автор горд за тех, «кто сердцем способен любить и верить!».

А сильнее Асадова любить и верить не мог никто. Ранение, приведённое поэта к полной слепоте, обострило его внутреннюю жизнь. Он понимал жизнь, видел в ней чётко и ясно то, что не мог заметить зрячий человек.

Творчество

Центральная тема творчества поэта — человечность. Все, что отличает настоящего Человека с большой буквы — доброта, честность, отзывчивость, неравнодушие. И, конечно, любовь. Многие люди обожают его творчество именно за стихи о любви — искренние, чистые и невероятно трогательные. Кроме того, они не изобилуют символизмами, метафорами и другими средствами — им ни к чему эти излишества. Умение достучаться до сердца и сделать это понятным языком — вот что отличает творчество Эдуарда Асадова.

Ниже одни из известнейших строчек, сквозь которые видна любовь Асадова к людям и вера в лучшее:

«Когда мне встречается в людях дурное,

То долгое время я верить стараюсь,

Что это скорее всего — напускное,

Что это — случайность, и я ошибаюсь.»

После окончания войны Эдуард Аркадьевич поступил в Литературный институт имени А. М. Горького. Он окончил его с отличием и опубликовал первый сборник стихов «Светлая дорога».

Личная жизнь

Сразу после ранения Асадов вступил в брак с молодой девушкой, но их совместная жизнь продлилась недолго – та полюбила другого. Со второй женой поэт познакомился в 1961 году на концерте. Галина стала его верной спутницей и подругой. Ей он посвящал многие свои произведения, например – “Я могу тебя очень ждать”, где заверил свою избранницу, что, несмотря на ее творческие разъезды, будет верен и предан ей не неделю или месяц, а долгие годы. Любящая супруга была поддержкой и опорой Асадова: она правила его стихи, вдохновляла и ободряла в дни депрессии, читала ему книги и постоянно сопровождала в поездках и на выступлениях.

Умер поэт в 2004 году, пережив свою дорогую супругу на долгие семь лет.

Детство и юность

Родился маленький Эдуард в Армении в 1923 году, в семье самоотверженных педагогов. После смерти отца в возрасте шести лет мальчик переехал с мамой в Свердловск к родственникам, а потом – в Москву, где матери предложили хорошую работу.

С малых лет Асадов задумывался о возвышенных чувствах и порывах – о любви и преданности, ненависти и предательстве. Под впечатлением от своих размышлений мальчик написал свои первые стихи, ему тогда было восемь лет. Также в это время он стал заниматься в драмкружке, где проявились его артистические таланты.

Переезд в столицу подействовал на восторженного ребенка неожиданно – Эдуард начинает писать стихи на каждом шагу, обо всем на свете, жадно впитывая различные нюансы и оттенки окружающих людей, природы, личных чувств и эмоций. После окончания школы, парень стоит перед выбором: посвятить свою жизнь сцене или писательской деятельности? Поступить в актерский или литературный университет? Но этот вопрос так и остается без ответа – начинается война.

История создания

Эдуард Аркадьевич родился в 1923 году, следовательно, окончание школы, выпускной бал выпал на 1941 год, год, когда всё в одно мгновение изменилось. Асадов не раздумывая отправился на фронт, где служил в подразделениях гвардейских миномётов. В 1944 году Эдуард Аркадьевич был ранен, вследствие чего остался без зрения.

Но никакие тяжёлые события, обстоятельства не лишили поэта оптимизма, жизнерадостности, творческого порыва! Поэт продолжал творить и на фронте, между боями, и в госпитале.

Стихотворение «Письмо с фронта» написано поэтом в возрасте 20 лет, то есть в 1943 году, на фронте. Обращено оно к маме автора, Лидии Ивановне, которая воспитывала сына одна, так как отец поэта, Аркадий Асадов, умер, когда маленькому Эдику было всего 6 лет. Материнская любовь – лейтмотив, который звучит в очень многих фронтовых произведениях автора.

Краткий анализ произведения «Стихи о рыжей дворняге» Э. Асадов

Вариант 1

В 1948 году Эдуард Аркадьевич Асадов (1923–2004) написал одно из самых пронзительных и трогательных произведений о преданности животного человеку. «Стихи о рыжей дворняге» заслуженно входят в список лучших произведений о животных.

В стихотворении рассказывается история брошеного пса. Его хозяин в силу каких-то обстоятельств оставляет питомца на вокзале, а сам садится на поезд и уезжает. Несмотря на то, что автор вкладывает в уста героя слова «Прощай, брат!», у читателя формируется негативное отношение к этому человеку. Чувствуется, что и автор недоволен поступком хозяина, поскольку, описывая его действия, он использует жесткие резкие слова – «швырнул под скамейку ошейник».

Другим персонажам произведения нет дела до оставленной собаки. Лишь какой-то старик обращается к псу, сетуя, что взял бы его себе, но тот недостаточно благородной породы:

Эх, будь ты хорошей породы…

А то ведь простая дворняга!

К этому герою автор еще вернется в финале, укоряя его за примитивные поверхностные рассуждения:

Старик! Ты не знаешь природы:

Ведь может быть тело дворняги,

А сердце — чистейшей породы!

В стихотворении десять четверостиший, из них четыре строфы посвящены поведению самой собаки. Автор подробно описывает то, как животное следит понимающим взглядом за удаляющейся фигурой хозяина, как безуспешно преследует поезд; как теряя силы, еле волочит сбитые в кровь лапы.

Такое пристальное внимание к состоянию собаки призвано разбудить в читателе сочувствие. Это известная особенность лирики Эдуарда Аркадьевича, который исподволь с помощью своих стихов воспитывает в людях лучшие качества

Интересно, что в этом стихотворении автор не противопоставляет человеческий мир и мир животных. Говоря о вокзале, поэт сравнивает его с пестрым муравейником, подчеркивая тем самым, что люди ничем не лучше или хуже окружающего их мира. Даже промышленное изделие – паровоз, по мнению автора, похоже на животное:

Взревел паровоз что есть мочи,

На месте, как бык, потоптался…

Объединяет всех этих персонажей – собаку, паровоз – то, что они что-то делают для человека. Люди же в произведении отказываются от действий. Глаголы, которые применяет автор по отношению к героям-людям, чаще используются с частицей «не»: «не думали», «не вспоминали», «не ведал». Поэт повторяет несколько раз «не ведал хозяин, что…», чтобы подчеркнуть безучастие, равнодушие героя.

Мораль стихотворения содержится в последних строках и может применяться не только по отношению к питомцам. Красота человека, по мнению поэта, заключена в сердце

Поэтому так важно уметь вовремя разглядеть за внешностью доброе и преданное сердце

Я могу тебя очень ждать

Самые лучшие стихи о любви Эдуарда Асадова

Я могу тебя очень ждать

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

У реки

Что-то мурлыча вполголоса,
Дошли они до реки.
Девичьи пушистые волосы
Касались его щеки.

Так в речку смотрелись ивы,
И так полыхал закат,
Что глянешь вокруг с обрыва –
И не уйдешь назад!

Над ними по звездному залу
Кружила, плыла луна.
— Люблю я мечтать! – сказал он.
— Я тоже… – вздохнула она.

Уселись на край обрыва,
Смотрели в речную тьму.
Он очень мечтал красиво!
Она кивала ему.

А речь шла о том, как будет
С улыбкой душа дружить,
О том, что без счастья людям
Нельзя, невозможно жить.

Счастье не ждет на пригорке,
К нему нелегки пути,
И надо быть очень зорким,
Чтоб счастье свое найти!

Звенят их умные речи,
За дальней летя мечтой…
А счастье… Счастье весь вечер
Стоит у них за спиной.

Ты далеко сегодня от меня

Ты далеко сегодня от меня
И пишешь о любви своей бездонной
И о тоске-разлучнице бессонной,
Точь-в-точь все то же, что пишу и я.

Ах, как мы часто слышим разговоры,
Что без разлуки счастья не сберечь.
Не будь разлук, так не было б и встреч,
А были б только споры да раздоры.

Конечно, это мудро, может статься.
И все-таки, не знаю почему,
Мне хочется, наперекор всему,
Сказать тебе: — Давай не разлучаться!

Я думаю, что ты меня поймешь:
К плечу плечо — и ни тоски, ни стужи!
А если и поссоримся — ну что ж,
Разлука все равно намного хуже!

Не уходи из сна моего

Не уходи из сна моего.
Сейчас ты так хорошо улыбаешься,
Как будто бы мне подарить стараешься
Кусочек солнышка самого.
Не уходи из сна моего!

Ведь руки, что так нежно обняли,
Как будто бы радугу в небо подняли,
И лучше их нет уже ничего.
Не уходи из сна моего!

В былом у нас – вечные расстояния,
За встречами – новых разлук терзания,
Сплошной необжитости торжество.
Не уходи из сна моего!

Теперь, когда ты наконец-то рядом,
Улыбкой и сердцем, теплом и взглядом,
Мне мало, мне мало уже всего!
Не уходи из сна моего!

И пусть все упущенные удачи
Вернуться к нам снова, смеясь и плача,
Ведь это сегодня важней всего.
Не уходи из сна моего!

Во всех сновиденьях ко мне являйся!
И днём, даже в шутку не расставайся
И лучше не сделаешь ничего.
Не уходи из сна моего!

Как много тех, с кем можно лечь в постель

Как много тех, с кем можно лечь в постель,
Как мало тех, с кем хочется проснуться
И утром, расставаясь улыбнуться,
И помахать рукой, и улыбнуться,
И целый день, волнуясь, ждать вестей.
Как много тех, с кем можно просто жить,
Пить утром кофе, говорить и спорить
С кем можно ездить отдыхать на море,
И, как положено — и в радости, и в горе
Быть рядом… Но при этом не любить
Как мало тех, с кем хочется мечтать!
Смотреть, как облака роятся в небе,
Писать слова любви на первом снеге,
И думать лишь об этом человеке
И счастья большего не знать и не желать.
Как мало тех, с кем можно помолчать,
Кто понимает с полуслова, с полу взгляда,
Кому не жалко год за годом отдавать,
И за кого ты сможешь, как награду,
Любую боль, любую казнь принять…
Вот так и вьётся эта канитель —
Легко встречаются, без боли расстаются
Все потому, что много тех, с кем можно лечь в постель.
Все потому, что мало тех, с кем хочется проснуться…

Я любить тебя буду… Можно?

Я в глазах твоих утону — Можно?
Ведь в глазах твоих утонуть — счастье!
Подойду и скажу — Здравствуй!
Я люблю тебя очень — Сложно?
Нет не сложно это, а трудно.
Очень трудно любить — Веришь?
Подойду я к обрыву крутому
Падать буду — Поймать успеешь?
Ну, а если уеду — Напишешь?
Только мне без тебя трудно!
Я хочу быть с тобою — Слышишь?
Ни минуту, ни месяц, а долго
Очень долго, всю жизнь – Понимаешь?
Значит вместе всегда — Хочешь?
Я ответа боюсь — Знаешь?
Ты ответь мне, но только глазами.
Ты ответь мне глазами — Любишь?
Если да, то тебе обещаю,
Что ты самым счастливым будешь.
Если нет, то тебя умоляю
Не кори своим взглядом, не надо,
Не тяни за собою в омут,
Но меня ты чуть-чуть помни…
Я любить тебя буду — Можно?
Даже если нельзя… Буду!
И всегда я приду на помощь,
Если будет тебе трудно!

Анализ стихотворения «Мама! глянь-ка из окошка» Фета

В последние годы жизни Фета все чаще посещали мрачные размышления. Он не мог простить себе ошибки, совершенной в молодости. Поэт отказался от счастья с любимой девушкой (М. Лазич), так как хотел найти богатую невесту и обрести финансовую независимость. Его возлюбленная вскоре трагически погибла, в чем Фет усматривал свою вину. На протяжении всей жизни он мечтал о том, что после смерти сможет вновь встретиться с душой М. Лазич и попросить у нее прощения. Поэтому его поздние произведения проникнуты ощущением смерти и надеждами на загробное существование. При этом Фет был поклонником «чистого искусства» и уже давно предпочитал реальности воображаемый мир. По неподтвержденным свидетельствам перед смертью он даже сделал попытку самоубийства. Несмотря на такое настроение, поэт иногда вновь ощущал приливы юношеского вдохновения. В 1887 г. он написал стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…», которое наполнено чистым и светлым оптимизмом.

Стихотворение выпадает из общего творчества Фета еще и потому, что в нем автор описывает диалог между людьми (матерью и ребенком). Поэт крайне редко прибегал к описанию реальных персонажей. Даже лирический герой в его произведениях чаще всего изображался через свои чувства и ощущения

На этот раз Фет обратил внимание на простое проявление детской радости. Более того, наперекор своей нелюбви к грубой действительности, автор показывает крестьянскую семью

Это заметно по простонародным словам («глянь-ка», «знать», «за салазки») и нехитрому развлечению, о котором мечтает мальчик.

Способность Фета подмечать мелкие детали переходит в детскую наблюдательность

Ребенок обращает внимание матери на народную примету о поведении кошки. В детском воображении она напрямую связана с картиной в окне: «посветлело, побелело»

Мальчик охвачен радостным возбуждением. Он хочет немедленно поделиться с кем-нибудь своими чувствами: «погляди хоть ты!». Ребенок в нетерпении просит разрешения покататься на санках и уже предчувствует положительный ответ. Он вместе с автором уверен, что мама также находится под влиянием чудесного преображения природы и скажет только одно: «Ну, скорей гулять!».

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» свидетельствует, что Фет и в старости сохранял в себе чуткую и отзывчивую душу. К тому же поэт не полностью замкнулся в воображаемом мире «чистого искусства» и мог «снизойти» до обычных людей и разделить их радость.

Эдуард Асадов — Слово о матери

Эдуард Асадов — Слово о матери

Ах, вспомни, мама, вспомни, мама,Избу промерзшую насквозь!Ах, сколько с нами, сколько с намиТебе увидеть довелось.

Метельный ветер бьет с налета.А ты, сквозь снег бредя едва,Везешь на санках из болотаОльху сырую на дрова.

Война явилась к нам без спроса.И не забыть мне, мама, нет,Как приносила ты с покосаНам свой, положенный, обед.

Троих растила малолеток.Нужда сушила, гнула, жгла,Но были сыты мы, одетыИ в стужу лютую согреты…Ты все умела, все могла!

На все ума и сил хватало!А в день начальный сентябряТы вся от радости сияла,Когда нас в школу провожала:«Учитесь лучше», — говоря.

Жена погибшего солдата,Познав всю горечь тех годов,Великой матерью была ты,Опорой тыла и фронтов!

Тебе ль, о мама, не гордитьсяХоть и суровою судьбой. Взгляни, как нива колоситсяВ полях, ухоженных тобой!

Спасибо, российские женщины, вамИ вашим умелым и нежным рукам.Они золотые, как солнце, всегда,Нам маминых рук не забыть никогда!

Что в сердце нашем самое святое?Навряд ли надо думать и гадать.Есть в мире слово самое простоеИ самое возвышенное — Мать!

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Любовь – не только слова

Эдуард Аркадьевич Асадов. Стихи о любви короткие

***

Знаю, больно тебе, дружище:
Хворь, скосив, унесла подругу.
И в глазах твоих будто вьюга
Горько кружит над пепелищем.

Только мне тяжелее было.
Я страшнее знавал дела.
Мне любимая изменила,
Это хуже, чем умерла.

***

— Ты меня не любишь! —
Молвила жена.
Муж в ответ присвистнул: — Вот тебе и на!!!
Если твой характер столько лет терплю…
Можешь быть спокойна, дьявольски люблю!!!

Ты не ревнуй

Ты не ревнуй, но я мир не могу не любить.
И хоть душа тебя искренне любит и ценит,
Но даже ты мне не в силах весь мир заменить,
Так же как мир, сколько мне бы ни выпало жить,
Мне ни тебя, ни улыбки твоей не заменит.

Она о любви много лет мечтала

Она о любви много лет мечтала,
Надеялась, верила, ожидала.
Когда же ее наконец-то встретила,
То мимо прошла, не заметила.

Аргументы любви

От слов о любви звенит голова.
Они и красивы, и очень хрупки.
Однако любовь – не только слова,
Любовь – это, прежде всего, поступки.
И тут никому не нужны лазейки.
Доказывай чувства и – весь секрет.
А вот если дел за словами нет,
Любви вашей стоимость три копейки!

Во власти страсти

После первой страстной ночи
Оба любят очень-очень.
После третьей – лишь на треть.
Ну, а суток через двести
До того им трудно вместе,
Впору просто умереть.
Значит, чтоб любовь не стыла,
Сберегите ваши силы,
Рассчитайте их на то,
Чтоб скупее тратить счастье
И хватило вашей страсти
Лет, как минимум, на сто.

***

Любовь не минутный хмельной угар.
Эх, если бы вам да всерьёз влюбиться!
Ведь это такой высочайший дар,
Такой красоты и огней пожар,
Какой пошляку и во сне не снится!

***

Она была слабою до предела,
И он опекал её и любил.
Потом, когда робость ей надоела,
Она стала сильной душой и телом,
И тут почему-то он к ней остыл.

О, милые женщины! Ради счастья
Не рвитесь вы к этой проклятой власти!

***

Какой-то частью все же остаемся
С ней, самой первой, чистой и смешной!
Двух равных песен в мире не бывает,
И сколько б звезд ни поманило вновь,
Но лишь одна волшебством обладает.
И, как ни хороша порой вторая,
Все ж берегите первую любовь!

Анализ стихотворения Асадова «Храбрая мама»

Э. А. Асадов в своем творчестве всегда поднимал животрепещущие темы, но делал это с большим писательским вкусом и тактом, избегая унылой дидактики и пропагандистского напора. Прекрасные стихи о доброте, любви и долге написаны им доступно и увлекательно одновременно. Примером стихотворения, смысл которого доступен даже ребенку, является представленное произведение.

Простенькое на первый взгляд стихотворение «Храбрая мама» содержит массу выразительных средств:

эпитеты – «желтый блеск», «злой вор» – ярко рисуют персонаж;
катахрезу (сочетание несовместимых по значению слов, тем не менее, образующих смысловое целое) – «сурово (хищно) изгибался»;
риторические вопросы – «Показалось то иль было?», «…как усомниться?!» – оформляют обращение к читателю, вовлекают его в дискуссию с автором;
парцелляцию – «…выпал как-то раз. И увидел …», «…ринулась к коту

Грозно … распушила…» – позволяет выделить значимость каждого синтаксического фрагмента;
риторические восклицания – «…злого вора проглотила… с шерстью!..», «…птица – мать!» – подчеркивают эмоциональность изложения;
ряды однородных членов предложения – «дрогнул, заметался», «опустилась, ринулась, распушила, проглотила» – точно и всесторонне описывают действия главных персонажей стихотворения;
лексический повтор – «…может птица, если птица…» – выделяет ключевое слово «птица»;
инверсию – «побеждать может птица», «птица эта» – она позволяет выстроить рифму и также выделяет ключевое слово;
фразеологизм – «в один присест (за один прием)», украшающий и обогащающий лексическую палитру произведения;
аллитерацию – «вместе с шерстью и с хвостом», которая удерживает внимание читателя;
синонимы – «мама», «мать».

Частотность наречий – «сурово, вниз, прямо, смело, грозно, вместе, потом, как-то раз, на лету, тут» – придает изложению наглядность: картина спасения птенца возникает перед глазами читателя сама собой.

Обычная подсмотренная поэтом бытовая сценка дает возможность поразмыслить о великой силе материнской любви. Приращение смыслов происходит благодаря поэтическому вымыслу – его оформляет лукавый авторский вопрос «Показалось то иль было?», дающий импульс к фантазии. Описание ситуации завершает вывод, обобщающий авторский посыл: чувство самоотверженности, жертвенность присущи не только человеку и заслуживают глубокого уважения.

Эдуард АсадовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Стихи Асадова о любви

Ты прекрасная, нежная женщина,
Но бываешь сильнее мужчин.
Тот, кому ты судьбой обещана,
На всю жизнь для тебя один.

Он найдет тебя, неповторимую,
Или, может, уже нашел.
На руках унесет любимую,
В мир, где будет вдвоем хорошо.

Ты сильна красотой и женственна
И лежит твой путь далеко.
Но я знаю, моя божественная,
Как бывает тебе нелегко.

Тают льдинки обид колючие
От улыбки и нежных слов.
Лишь бы не было в жизни случая,
Когда милый предать готов.

Назначеньем своим высокая,
Дочь, подруга, невеста, жена,
Невозможно постичь это многое,
Где разгадка порой не нужна.

А нужны глаз озера чистые
И твой добрый и светлый смех.
И смирюсь, покорюсь, не выстою
Перед тайной улыбок тех…

***

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!

Пусть листочки календаря
Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что потом не предашь в дороге.

Я могу для тебя отдать
Все, что есть у меня и будет.
Я могу за тебя принять
Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря
Целый мир тебе ежечасно.
Только знать бы, что все не зря,
Что люблю тебя не напрасно!

***

Если любовь уходит, какое найти решенье?
Можно прибегнуть к доводам, спорить и убеждать,
Можно пойти на просьбы и даже на униженья,
Можно грозить расплатой, пробуя запугать.

Можно вспомнить былое, каждую светлую малость,
И, с болью твердя, как горько в разлуке пройдут года,
Поколебать на время, может быть, вызвать жалость
И удержать на время. На время — не навсегда.

А можно, страха и боли даже не выдав взглядом,
Сказать: — Я люблю. Подумай. Радости не ломай. —
И если ответит отказом, не дрогнув, принять, как надо,
Окна и двери — настежь! —Я не держу. Прощай!

Конечно, ужасно трудно, мучась, держаться твердо.
И все-таки, чтоб себя же не презирать потом,
Если любовь уходит — хоть вой, но останься гордым.
Живи и будь человеком, а не ползи ужом!

***

Не привыкайте никогда к любви!
Не соглашайтесь, как бы ни устали,
Чтоб замолчали ваши соловьи
И чтоб цветы прекрасные увяли.

И, главное, не верьте никогда,
Что будто всё проходит и уходит.
Да, звёзды меркнут, но одна звезда
По имени Любовь всегда-всегда
Обязана гореть на небосводе!

Не привыкайте никогда к любви,
Разменивая счастье на привычки,
Словно костёр на крохотные спички,
Не мелочись, а яростно живи!

Не привыкайте никогда к губам,
Что будто бы вам издавна знакомы,
Как не привыкнешь к солнцу и ветрам
Иль ливню средь грохочущего грома!

Да, в мелких чувствах можно вновь и вновь
Встречать, терять и снова возвращаться,
Но если вдруг вам выпала любовь,
Привыкнуть к ней — как обесцветить кровь
Иль до копейки разом проиграться!

Не привыкайте к счастью никогда!
Напротив, светлым озарясь гореньем,
Смотрите на любовь свою всегда
С живым и постоянным удивленьем.

Алмаз не подчиняется годам
И никогда не обратится в малость.
Дивитесь же всегда тому, что вам
Заслужено иль нет — судить не нам,
Но счастье в мире всё-таки досталось!

И, чтоб любви не таяла звезда,
Исполнитесь возвышенным искусством:
Не позволяйте выдыхаться чувствам,
Не привыкайте к счастью никогда.

***

Любим мы друг друга или нет?
Кажется: какие тут сомненья?
Только вот зачем, ища решенья,
Нам нырять то в полночь, то в рассвет?

Знать бы нам важнейший постулат:
Чувства, хоть плохие, хоть блестящие,
Теплые иль яростно горящие,
Все равно: их строят и творят.

Чувства можно звездно окрылить,
Если их хранить, а не тиранить.
И, напротив: горько загубить,
Если всеми способами ранить.

Можно находить и открывать
Все, буквально все, что нас сближает.
И, напротив: коль не доверять,
Можно, как болячки ковырять,
Именно все то, что разделяет.

То у нас улыбки, то терзания,
То упреков леденящий душ,
То слиянье губ, и рук, и душ,
То вражда почти до обожания.

То блаженство опьяняет нас,
То сердца мы беспощадно гложем,
Осыпая ревностями фраз,
Но причем ни на день, ни на час
Разлучиться все-таки не можем.

Кто ж поможет разгадать секрет:
Любим мы друг друга или нет?

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники. Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома. После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».

Стихотворение начинается с радостного приветствия.

После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения. Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.

О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка. Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек. Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.

В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой. Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.

В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения. Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком. Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: