Композиция
Композиция данного произведения достаточно проста. Здесь автор показывает нам два мира, которые существуют параллельно.
Мир рабочего класса, которые трудится без отдыха на благо богачам. И мир тех самых богачей, живущих за желтыми окнами. Они со смехом и глумлением наблюдают за рабочим классом. Ни капли сочувствия или уважения нет в них.
Лирический герой сопереживает рабочему классу, тем бедным людям, которые вынуждены выполнять тяжелый труд на благо довольных богачей.
Это произведение можно отнести по жанру к философской лирике. Хотя в стихотворении встречаются элементы гражданской лирики, но взгляды автора еще к тому моменту были не до конца сформированы.
Для написания автор воспользовался четырехстопным ямбом, который сам по себе задает ритм марша. Этим Блок еще раз доносит до нас настроение нищих.
Серебряный век вообще отличается тем, что его авторы – творческие люди, деятели культуры, параллельно были активными общественными деятелями. Мимо них не проходили государственные проблемы. Они всегда принимали очень активное участие в жизни и проблемах государства.
Идея стихотворения “Россия”
Автор понимает, что страна, в которой он живет, находится в упадке. Она нищая и серая. Даже когда в России были золотые годы, все равно эта разруха была (упоминание расхлябанных дорог). Александр Блок видит, что Родина постоянно подвергается нападкам со стороны, и она еще не раз будет подвержена им. Устойчивые традиции, которые мешают модернизировать страну — вот залог сильной нации. Автор уже разочарован в революции. Переосмыслив свои идеи о создании нового государства, приходит к осознанию, что Родине нужна патриархальность.
Александр Блок уверен, что какими бы ни были испытания, Россия встанет и будет продолжать жить, ведь внутри серых деревень и плохих дорог, скрывается сила и мощь русского народа.
Образ родины
Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.
Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.
Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.
В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.
Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.
Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.
«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.
Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.
Композиция
По смыслу стихотворение можно разделить на две части. В первой автор в ироничной манере описывает быт поэтов, каждый из которых считает себя выше своих собратьев по перу. Но вечером каждый находит себе компанию, в которой напивается. Процесс творчества у них происходит только в состоянии опьянения. Они оценивают красоту моря и проходящих женщин, цветка и тучки и могут даже сентиментально рыдать над этими простыми вещами.
Казалось бы, за таким описанием должно последовать уничтожающее разоблачение, но содержание стихотворения куда более непредсказуемо. Оказывается, атрибуты поэтического мира, которые перечислил лирический герой, на самом деле имеют высокое значение. Просто обыватель никогда не сможет посмотреть на мир по-особенному, глазами поэта. Пониманию читателя-критика это недоступно.
Отталкивающие детали жизни поэтической братии неприятны обычному человеку, но автор, сам относящийся к ней, видит поэтов существами особыми – творцами нового мира, которые раздвигают рамки обыденного. Поэта “целовала вьюга”, а бог заметал снегом (присущие поэтическому миру Блока образы вьюги, снега, метели). Творческие люди острее чувствуют и глубже понимают жизнь, чем закрытые в своём мещанском мирке обыватели. Вот та антитеза, на которой построено произведение.
Образ «Незнакомки»
Незнакомка, описанная в стихотворении, для поэта является прекрасной дамой, символом чистоты и настоящей любви. Она предстаёт перед читателем в качестве хрупкой и изящной женщины, одетой в тёмную вуаль. Незнакомка значительно выделяется на фоне грубого и пошлого мира, погрязшего в пьянстве и лишенного нравственности и моральных ценностей.
Образ незнакомки в стихотворении окутан некой таинственностью и притягательной недоступной красотой. Её глаза преисполнены шарма и очарования, которые так привлекают поэта.
Незнакомка является неким «спасательным кругом» для лирического героя, поскольку позволяет ему отвлечься от бренности бытия этого мира, забыть о своих страданиях и переживаниях. В тексте, описывающем образ таинственной героини, четко прослеживается раздвоенность сознания русского поэта.
Несмотря на то что прекрасная и загадочная незнакомка помогает поэту ненадолго отстраниться от душевных терзаний, суровый окружающий мир никуда не исчезает, а лишь временно отходит на второй план.
Романтичный образ прекрасной незнакомки является, несомненно, сокровищем для поэта. Она воплощает в себе добро, мечты и надежды, веру в настоящую любовь. Незнакомка не дает поэту упасть духом, а помогает ему вернуться к жизни и встать на верный путь.
Плата за талант
За этот дар надо платить нахождением в клетке – она тяжела, но необходима, как наркотик наркоману. Однажды испытав страсть вдохновения, ни художник, ни поэт не откажется от дара. Как можно быть свободным и ничем, когда ты временами находишься в клетке творческого дара, но превращается в Бога, творящего вечное?
Сравнивая художника с птицей, Блок показывает, каково это менять простор неба на прутья клетки, каково это смотреть в окно и видеть никчёмных людей, ждущих очередной песни, очередного прихода вдохновения и следующей картины.
В финале стихотворения к герою приходит состояние ожидания, когда руки опускаются и никакие блага мира не смогут заставить его взять в руки мольберт.
Песни – это новые картины, они нравятся толпе, но художник морально измучен, скука овладевает им, и он не в состоянии сделать ни мазка.
Стихотворение показывает нам роль искусства и рисует образ творческого человека, который ради часов наслаждения работой годами находится в состоянии муки ожидания вдохновения. Это плата за бессмертие, но каждый ли способен её внести?
Стих написан перекрёстной рифмовкой, автор использует большое количество глаголов и эпитетов:
- Добрую птицу.
- Легкий звон.
- Жаркое лето и т д.
Присутствует инверсия (тянет он еле приметную нить) и есть несколько сравнений (клетка как золотая, проклятье как гром).
Тема
Тема в стихотворении поднимается очень актуальная на то время. Здесь показано неравенство слоёв населения, из-за которого в дальнейшем и произошел бунт. На примере жизни самых низов населения, благодаря которым вышестоящий класс живет очень хорошо, Блок показывает свое отношение к такому вот классовому разделению.
Так же поднимается не менее актуальная тема – это человеческая апатия. Когда люди жаждут перемен, но ничего для этого не готовы делать.
Основная проблема, поднятая в данном стихотворении, это жизнь обычных рабочих.
В этих строках явно прослеживается то, что обычный рабочий народ обречен на тяжелый ежедневный труд. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ранняя смерть от элементарной выработки – это далеко не весь список всех «прелестей» рабочего народа. Так же автор показывает параллельно жизнь людей «за желтыми окнами», которые никогда не опустятся до того, чтобы наваливать куль на свои плечи.
Именно на сравнении этих двух классов людей и прослеживается жесткое деление. Так же автор пытается показать, что тяжелый труд не дает на самом деле никаких гарантий карьерного роста. Это две абсолютно разные касты людей, которые существуют в «разных мирах».
Как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Человек за желтым окном никогда не окажется за забором в толпе рабочих. Точно так же и рабочий человек, который работает всю жизнь не покладая рук, никогда не окажется за желтым окном.
Темы и проблемы
Основная тема, которая проходит через все произведение, это любовь к Родине. Он не бросил её в тяжелое время и всеми путями старается поддерживать. События, которые происходят в России, автор принимает очень близко к сердцу. Он переживает за неё всей душой, и не перестает верить, что все наладится. Да, не скоро. Но обязательно впереди ждет светлое будущее. Необходимо просто запастись терпением и не переставать верить в лучшее.
Он очень тревожится и переживает. Его волнуют события, которые происходят в России на данный момент, но в то же время он думает и о будущем государства.
Через лирического героя поэт передает свое личное отношение. Он подчеркивает, что любить родную землю необходимо самоотверженно и в любой период. Принимать её такой, какая она есть на данный момент. Не критиковать, а стараться всеми силами помочь и сделать её лучше.
LiveInternetLiveInternet
Александр Александрович Блок
Есть в напевах твоих сокровенных Роковая о гибели весть. Есть проклятье заветов священных, Поругание счастия есть.
И такая влекущая сила, Что готов я твердить за молвой, Будто ангелов ты низводила, Соблазняя своей красотой…
И когда ты смеешься над верой, Над тобой загорается вдруг Тот неяркий, пурпурово-серый И когда-то мной виденный круг.
Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда. Мудрено про тебя говорят: Для иных ты — и Муза, и чудо. Для меня ты — мученье и ад.
Я не знаю, зачем на рассвете, В час, когда уже не было сил, Не погиб я, но лик твой заметил И твоих утешений просил?
Я хотел, чтоб мы были врагами, Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Всё проклятье своей красоты?
И коварнее северной ночи, И хмельней золотого аи, И любови цыганской короче Были страшные ласки твои…
И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада — Эта горькая страсть, как полынь!
Поэт и Муза
Цикл «Страшный мир», над которым Блок работал в период с 1909 по 1916, — это рассказ о городе и царящей в нем бездуховности, о проблемах, связанных с социальным неравенством. Поэт повествует о том, как кошмарная реальность способна навсегда изменить даже самого светлого и чистого человека. В городе людьми овладевает губительная стихия, они находятся под влиянием страстей, постоянно подвержены соблазнам, устоять против которых практически невозможно. В «Страшном мире» поэт сталкивает чистоту и красоту с настоящим земным адом, доводя это противостояние до предела.
Цикл открывается стихотворением «К Музе», датированным концом декабря 1912-го. По смыслу оно связано со статьей «О современном состоянии русского символизма», написанной Блоком двумя годами ранее. В ней Александр Александрович утверждает, что «искусство есть чудовищный и блистательный Ад». По мнению поэта, из мрака этой преисподней художник выводит свои образы. До Блока о связи ада с искусством говорил Брюсов в стихотворении «Поэту» (1907):
…Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь.
Уже в первых строках анализируемого текста становится виден трагический характер мироощущения лирического героя. Сокровенные напевы Музы приносят ему «роковую о гибели весть». Здесь Блок используется скрытую антитезу. Слово «Евангелие» с греческого языка переводится как «благая весть». Получается, искусство противопоставляется текстам религиозным, светлым, духовным. Самое страшное в напевах Музы – заключенная в них влекущая сила, соблазняющая красота, способность низводить ангелов. Следуя за этими напевами, лирический герой спускается в ад. В уже упомянутой статье «О современном состоянии русского символизма» Блок говорит, что пройти все круги преисподней вполне реально. Способен на этот только тот художник, «у кого есть спутник, учитель и руководительная мечта о Той, Которая поведет туда, куда не смеет войти и учитель».
По мере разворачивания сюжета ситуация только усугубляется. В третьей строфе оказывается, что Муза смеется над верой. Согласно четвертой, ей чужда мораль. Для лирического героя она становится мученьем и адом. Муза больше напоминает не утонченную вдохновительницу с лирой в руках, а коварного демона-искусителя. Естественно, ничего хорошего художнику ждать от нее не приходится. Обратимся вновь к статье «О современном состоянии русского символизма». В ней Блок упоминает о Лермонтове, самовольно «бросившемся под пистолет», о безумии Врубеля, о Гоголе, «который сжег себя самого», о гибели Комиссаржевской. Трагедии, произошедшие с людьми гениальными, в контексте рассматриваемого стихотворения кажутся происками той самой Музы.
«Страшный мир» — это победа декадентского мироощущения, что нашло отражение и в анализируемом тексте. Здесь есть и тема смерти («не погиб я, но лик твой заметил…»), и имморализм, который лирическому герою передается от Музы:
И была роковая отрада В попираньи заветных святынь…
Текст: pishi-stihi.ru
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Жизнь.История создания – стихотворение написано в 1899 году, когда Александру Блоку было всего 19 лет.
Тема стихотворения – смысл жизни, её загадка и вечное течение; тематически относится к философской лирике.
Композиция – двухчастная: вопрос и попытка ответа; произведение состоит из 16 строк, которые гармонично объединены общей идеей.
Жанр – элегия.
Эпитеты – “мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.
Метафоры – “вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.
Тема
Тема в стихотворении поднимается очень актуальная на то время. Здесь показано неравенство слоёв населения, из-за которого в дальнейшем и произошел бунт. На примере жизни самых низов населения, благодаря которым вышестоящий класс живет очень хорошо, Блок показывает свое отношение к такому вот классовому разделению.
Так же поднимается не менее актуальная тема – это человеческая апатия. Когда люди жаждут перемен, но ничего для этого не готовы делать.
Основная проблема, поднятая в данном стихотворении, это жизнь обычных рабочих.
В этих строках явно прослеживается то, что обычный рабочий народ обречен на тяжелый ежедневный труд. Постоянное чувство усталости и изнеможения, ранняя смерть от элементарной выработки – это далеко не весь список всех «прелестей» рабочего народа. Так же автор показывает параллельно жизнь людей «за желтыми окнами», которые никогда не опустятся до того, чтобы наваливать куль на свои плечи.
Именно на сравнении этих двух классов людей и прослеживается жесткое деление. Так же автор пытается показать, что тяжелый труд не дает на самом деле никаких гарантий карьерного роста. Это две абсолютно разные касты людей, которые существуют в «разных мирах».
Как две параллельные линии, которые никогда не пересекаются. Человек за желтым окном никогда не окажется за забором в толпе рабочих. Точно так же и рабочий человек, который работает всю жизнь не покладая рук, никогда не окажется за желтым окном.
Композиция
Тематически и композиционно цельное произведение по смыслу разделяется на две части. Первые 8 строк как бы формулируют вопрос: что есть жизнь? Вторая половина стихотворения – заключение о невозможности ответа.
Автор говорит о том, как человек пытается разгадать загадку жизни – он осознает конечность своего существования. Ему могла бы помочь разгадка извечной тайны бытия, поэтому он и задается вопросами, которыми закрывается первая часть стихотворения.
Лирический герой спрашивают – являются ли человек на земле случайным явлением или, возможно, частью другого мира, отколовшейся от него по какой-то причине.
Блок показывает, что основная проблема – это принципиальная непознаваемость жизни. Сколько бы человек ни искал разгадку, найти её всё равно не дано. Всё, что возможно – это верить в то, что на тебе лежит печать творца.
Завершается произведение мыслью о том, что всё вечно – творец даёт взамен ушедших лет новые. Мысль о том, что со смертью одного человека жизнь всё равно продолжается, не высказывается прямо, но читается между строк. В этом и есть “начало и конец” жизни.
Средства выразительности
Уже в ранней лирике Блока появилась характерная для него черта – насыщение текста тропами с высокой плотностью. В стихотворении “Жизнь” она проявляется очень ярко. Так, в нем использованы:
- Эпитеты – “мощные дары”, “нежданный порыв”, “случайный плод”, “благоуханные миры”, “горящая жизнь”, “живая вечность”.
- Метафоры – “вдыхаем жадно природы мощные дары”, “дышит жизнь”, “дитя миров благоуханных”,”творца ее печать”, “уходят годы в бесконечность”.
Предыдущая Анализ стихотворений«Я не унижусь пред тобою» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – кому посвящено, тема, идея
Следующая
Анализ стихотворений«Поэт» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – композиция, стихотворный размер, рифма, средства выразительности
Стихотворение Блока А.А. «Художник»
«Художник»
В жаркое лето и в зиму метельную, В дни ваших свадеб, торжеств, похорон, Жду, чтоб спугнул мою скуку смертельную Легкий, доселе не слышанный звон. Вот он — возник
И с холодным вниманием Жду, чтоб понять, закрепить и убить. И перед зорким моим ожиданием Тянет он еле приметную нить
С моря ли вихрь? Или сирины райские В листьях поют? Или время стоит? Или осыпали яблони майские Снежный свой цвет? Или ангел летит? Длятся часы, мировое несущие. Ширятся звуки, движенье и свет. Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет. И, наконец, у предела зачатия Новой души, неизведанных сил,- Душу сражает, как громом, проклятие: Творческий разум осилил — убил. И замыкаю я в клетку холодную Легкую, добрую птицу свободную, Птицу, хотевшую смерть унести, Птицу, летевшую душу спасти. Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять? Песни вам нравятся. Я же, измученный, Нового жду — и скучаю опять.
Стихотворение Блока А.А. — Художник
Творческий мир Блока
Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.
Основные темы творчества Блока:
- судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
- революция и роль интеллигенции в ней;
- верная любовь и дружба;
- судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
- роль поэта и поэзии в жизни общества;
- неразрывная связь человека и природы;
- вероисповедание и мироздание.
Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.
Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.
Анализ стихотворения А. Блока «Русь моя, жизнь моя…»
Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне. А.Блок Александр Блок жил и творил на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. Он явился последним поэтом старой, дооктябрьской России. Именно этим именем «открывается первая страница русской советской поэзии». Я больше всего люблю в поэзии Блока стихи, посвященные теме родины – России. Стихи об этом можно встретить почти у каждого поэта, но, на мой взгляд, патриотическая поэзия Блока – лучшая. «Этой теме, — писал Блок, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни….» Состояние гордой непокорности является свойством характера поэта. Без этого едва ли могло появиться в годы первой русской революции стихотворение «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Бурное революционное время всецело захватило поэта. Нельзя сказать, что Блок приветствовал надвигающуюся бурю 1905 года, скорее, наоборот. С тревогой пишет он одному из своих товарищей в 1902 году: «Слышали ли вы про ужасные бунты в Пензе и Саратове? Я имею достоверные сведения об этом, потому что пострадали мои родственники и знакомые. Крестьяне жгут усадьбы, призваны войска…» Поэт ожидал каких-то важных для себя и для родины изменений от надвигающихся событий. Но, увы! Оптимистические настроения пропали, появились жесткие интонации, о чем говорит первая строка стихотворения: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Блок горячо любит родную землю, с ней связывает лучшие надежды, несмотря на то, что ненавидет «страшный мир» царской России. В этом стихотворении образ лирического героя оформлен как образ поэта-обличителя социального зла: Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма! Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться… Вольному сердцу на что твоя тьма? Очень символично Блок использует в данной строфе слово «тьма». За этой символикой угадываются тревожные мысли о грядущих днях России, о вере в победу света над тьмой – революции над черными силами царизма. Воспитывая в себе «всеобъемлющее чувство дали» (исторической, временной), Блок создает пространственный образ Руси, что достигается различными изобразительно-выразительными и синтаксическими средствами (прерывистостью фраз, многоточиями): Чудь начудила, да Меря намерила … Лодки да грады по рекам рубила ты, Но до Царьградских святынь не дошла…. В согласии с блоковской «стихийностью» как основной силой истории сама судьба родной страны представляется сгустком диких страстей, не подвластных никакому разгулу и таящих в себе нечто темное и грозное. Облик родины видится поэту в зареве степных, зловещих, никогда не гаснущих костров, разложенных нашими давними предками, древними кочевниками: …Кинулась из степи черная мгла… За море Черное, за море Белое, В черные ночи и белые дни Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни!.. Глядя в это дикое, темное лицо, от которого веет чем-то роковым, грозным, зловещим, лирический герой задает риторические вопросы в тоске и томлении: Тихое, долгое, красное зарево Каждою ночь над становьем твоим… Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим?! Поэт не может найти ответа, от которого зависит не только его жизнь, но и судьба родной страны. Открыв это стихотворение в сборнике и еще даже не прочитав его, мы замечаем большое количество знаков препинания – риторических вопросов, восклицаний, многоточий, которые наполняют каждую строфу. Это говорит о душевном состоянии лирического героя: волнение, беспокойство за родину. Постоянные многоточия, свидетельствующие о недосказанности, недоговоренности, незаконченности фраз, помогают создать Блоку огромные просторы родины, так как они такие же нескончаемые, как и мысли поэта о России, ведь сказать о ней, ограничившись несколькими поэтическими строками, нельзя. Блок все же видит возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она «исполнит восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть проклятое «татарское» иго сомнений, противоречий, отчаяния, самоубийственной тоски и пр. и пр., все то иго, которое мы, «ннешние», в полной мере несем».
Композиция
Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
Основная мысль
Главной мыслью произведения автор показывает то, что никогда не стоит отрекаться от своей Родины. Тем более, когда ей приходится переживать не лучшие моменты. Все горести и печали необходимо разделить вместе со своим государством. К этому он призывает и всех остальных соотечественников, которые успели разочароваться или потерять веру.
Родина – это мать. А её, как известно, не выбирают, поэтому нужно любить её сильно и искренне. Ведь мы не отказываемся от родного человека, когда ему тяжело? Точно так же мы должны относиться и к земле, где нам суждено было родиться. Именно чувство патриотизма, самоотверженной и безграничной любви и пытается разбудить поэт в русском народе.