Федор тютчев 📜 и гроб опущен уж в могилу

«весенние воды» анализ стихотворения тютчева по плану кратко – эпитеты, метафоры, сравнение, идея

История создания

Стихотворение «Лебедь» Тютчев сочинил в конце 20-х гг. Напечатано оно было в 1839 г. в 14 томе журнала «Современник». Автограф стихотворения не сохранился, поэтому время написания определяют по поэтике стихотворения.

Существует ошибочное мнение, что Тютчев написал стихотворение в связи со смертью своей жены Элеоноры Петерсон в 1838 г. Она долго болела после того как попала в кораблекрушение в 1837 г., когда вместе с тремя дочерьми чета Тютчевых плыла из Петербурга в Турин на пароходе «Николай I».

Поэтика стихотворения восходит к творчеству романтиков Гюго, Ламартина, Шлегеля и Цедлица, в стихотворениях которых борьба и мятеж, воплощённые в орле, противопоставлялись созерцательности и покою, которые воплощал лебедь. Тютчев как раз переводил произведение Цедлица «Байрон» в конце 20-х гг.

помогите пожалуйста. нужен анализ стихотворения тютчева лебедь. вот оно: —>

=Mrs.Lylo_O=

Знаток (300), закрыт 2 года назад

Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнце свет.

Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего. И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией Божество.

Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон. И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Татьяна Горелова

Мастер (1380) 5 лет назад

К композиционной антитезе широко прибегает и Тютчев. Например, стихотворение ˝Лебедь˝ строится на противопоставлении двух птиц: орла и лебедя. Как отмечает Г. Гачев, в отличие от немецких романтиков, Тютчев отдаёт предпочтение лебедю, а не орлу. Лебедь – символ света, чистоты, божества, воплощение русского национального космоса: Но нет завиднее удела, О, лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество. В отличие от Фета, птицы у Тютчева связаны не столько с земной природой, сколько с небесной и водной стихиями. Они парят в воздухе (˝И гроб опущен уж в могилу˝), поднимаются ввысь (˝С поляны коршун поднялся˝), гнездятся в вершинах деревьев (˝Так в жизни есть мгновения˝), застывают на глади озера (˝Лебедь˝). Человек не просто наблюдает за птицами, он как бы сливается с ними душой. Поэтому птица – почти всегда романтический образ, проводник в мир инобытия

Тютчев использует пространственный тип композиции, который помогает акцентировать, выделить образ птицы, привлечь к нему внимание читателя. Например, в стихотворении ˝С поляны коршун поднялся˝ происходит перемещение в пространстве: лирический герой, наблюдая за тем, как коршун взмывает с поляны ввысь, ощущает страстный порыв порвать с грешной землёй и устремиться вслед за ним

Возникает символическая параллель: птица – душа, иной мир. Последние строки усиливают символическое звучание стихотворения: человек, именующий себя ˝царём земли˝, обречён на скучное земное существование, а растворившийся в небе коршун – всего лишь мечта, ˝сон души˝.

Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская.

Сюжет: есть сюжет: образы событий (. каких именно. ) ; без сюжета: образы чувств (. ).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: _ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ; _ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный; _ _ _ дактиль; _ _ _ амфибрахий; _ _ _ анапест.

Рифма: аабб — парная; абаб — перекрестная; абба — кольцевая.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: эпитет — художественное определение; сравнение; аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; ирония — скрытая насмешка; гипербола — художественное преувеличение; литота — художественное преуменьшение; олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; паралеллизм.

Стилистические фигуры: повторы/рефрен; риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация — например: светлый — бледный — едва заметный; инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф

Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское «Я».

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет). эпитафия (посмертное). элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви). ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.

помогите пожалуйста. нужен анализ стихотворения тютчева лебедь. вот оно: —>

=Mrs.Lylo_O=

Знаток (300), закрыт 2 года назад

Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнце свет.

Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего. И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией Божество.

Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон. И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Татьяна Горелова

Мастер (1380) 5 лет назад

К композиционной антитезе широко прибегает и Тютчев. Например, стихотворение ˝Лебедь˝ строится на противопоставлении двух птиц: орла и лебедя. Как отмечает Г. Гачев, в отличие от немецких романтиков, Тютчев отдаёт предпочтение лебедю, а не орлу. Лебедь – символ света, чистоты, божества, воплощение русского национального космоса: Но нет завиднее удела, О, лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество. В отличие от Фета, птицы у Тютчева связаны не столько с земной природой, сколько с небесной и водной стихиями. Они парят в воздухе (˝И гроб опущен уж в могилу˝), поднимаются ввысь (˝С поляны коршун поднялся˝), гнездятся в вершинах деревьев (˝Так в жизни есть мгновения˝), застывают на глади озера (˝Лебедь˝). Человек не просто наблюдает за птицами, он как бы сливается с ними душой. Поэтому птица – почти всегда романтический образ, проводник в мир инобытия

Тютчев использует пространственный тип композиции, который помогает акцентировать, выделить образ птицы, привлечь к нему внимание читателя. Например, в стихотворении ˝С поляны коршун поднялся˝ происходит перемещение в пространстве: лирический герой, наблюдая за тем, как коршун взмывает с поляны ввысь, ощущает страстный порыв порвать с грешной землёй и устремиться вслед за ним

Возникает символическая параллель: птица – душа, иной мир. Последние строки усиливают символическое звучание стихотворения: человек, именующий себя ˝царём земли˝, обречён на скучное земное существование, а растворившийся в небе коршун – всего лишь мечта, ˝сон души˝.

Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская.

Сюжет: есть сюжет: образы событий (. каких именно. ) ; без сюжета: образы чувств (. ).

Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Композиция: размер, рифма, ритм. Размер: _ _ / _ _ / _ _ /_ _ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ; _ _ / _ _ / _ _ хорей 3-стопный; _ _ _ дактиль; _ _ _ амфибрахий; _ _ _ анапест.

Рифма: аабб — парная; абаб — перекрестная; абба — кольцевая.

Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: эпитет — художественное определение; сравнение; аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; ирония — скрытая насмешка; гипербола — художественное преувеличение; литота — художественное преуменьшение; олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; паралеллизм.

Стилистические фигуры: повторы/рефрен; риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация — например: светлый — бледный — едва заметный; инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф

Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Образ лирического героя, авторское «Я».

Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д.

Жанр: эпиграмма (сатирический портрет). эпитафия (посмертное). элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви). ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.

Помогите срочно! нужен анализ стихотворения Тютчева «И гроб опущен уж в могилу. «

Алексей дмитриев Ученик (104), закрыт 3 месяца назад

Т С Оракул (50545) 3 месяца назад

В 1830-1836 г. г. Тютчев переживает внутренний конфликт «поэзии» и «истории». Это происходит в связи с событиями 1830 года — года июльской революции, ставшего для Европы эпохальным. Перелом в мировоззрении поэта приводит к тому, что вместо гармонии двух начал появляются в его поэзии образы двух непримиримых, несоединимых стихий. Оборотной стороной глубоко пережитой Тютчевым драмы стала ирония его по отношению к себе, проявляющаяся и в поэтическом творчестве.Стихотворение «И гроб опущен уж в могилу» написано в 1835 году.Основная интонация этого стихотворения – мрачно-ироническая, характерная для поэта в данный период, в период предощущения мировой катастрофы.В стихотворении явно прослеживается три уровня: могила — над могилою — небо. Причем мрачно-ироническим настроением пронизаны первые три строфы, создающие картину первых двух уровней, а в четвёртой строфе формируется иное настроение, которое можно охарактеризовать как чистую, звенящую тоску.Первая строка звучит как продолжение какого-то действия, какого-то события, оставшегося за рамками произведения. Какое это событие? Очевидно, человеческая жизнь, которая закончилась тем, что… «и гроб опущен уж в могилу». Авторское отношение к человеческой жизни обозначено прямо, откровенно: бренная, грешная. Мало того, могилу окружает толпа, безликая масса: «всё столпилося», «толкутся». Среди этой толпы выделяется одна фигура – пастор. Но эта фигура еще более подчеркивает авторскую иронию, чему способствует использование возвышенной лексики: «вещает», «гласит». Соответственно, люди должны «внимать» словам пастора, но… «и умною, пристойной речью толпа различно занята». Контраст между «вещает», «гласит» и «толпа» подчеркивает несуразность, нелепость человеческую.Последняя строфа начинается с противительного союза «а», противопоставляющего небо всему, что под ним. Образы, созданные в четвертой строфе, противопоставлены от начала до конца тем, что обрисованы в первых трех строфах. Птицы «реют голосисто», они свободны, а жизнь людей омрачена тем, что они находятся на краю мрачной бездны («и над могилою раскрытой»). Противопоставлены нетленная чистота неба и тлетворный дух могилы, беспредельность неба и ограниченность человеческой жизни. Тему ограниченности создает семантическая цепочка: гроб, толкутся, спирает грудь, пристойная речь. Взору поэта открываются две бездны: одна – мрачная – внизу, другая – воздушная, голубая – вверху. Человеческая жизнь проходит между ними и заканчивается мраком, к сожалению, человеку недоступна чистота бездонная неба.

Bloody Wolf Ученик (127) 3 месяца назад

«Лебедь» Ф.Тютчев

Пускай орел за облаками Встречает молнии полет И неподвижными очами В себя впивает солнца свет.

Но нет завиднее удела, О лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество.

Она, между двойною бездной, Лелеет твой всезрящий сон — И полной славой тверди звездной Ты отовсюду окружен.

Анализ стихотворения Тютчева «Лебедь»

Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной смерти. Все дело в том, что именно Тютчев настоял на семейном путешествии в Турин по морю, во время которого корабль, на котором плыла семья поэта, потерпел крушение. Обошлось без жертв, однако супруга Тютчева не смогла оправиться после пережитого потрясения и скончалась в 1838 году.

После ее похорон поэт написал стихотворение под названием «Лебедь», в котором переосмыслил не только ценности жизни, но и открыл для себя ее смысл. Заключался он, по мнению поэта, в том, чтобы достойно пройти отпущенный Богом путь, не запятнав свое доброе имя и не став предметом насмешек среди своего окружения.

Следует отметить, что в этот период сам Тютчев служит при дипломатическом посольстве за границей, поэтому не понаслышке знал о том, к каким ухищрениям порой приходится прибегать ради того, чтобы соблюсти государственные интересы. Поэтому себя он отождествляет с орлом за облаками, который «встречает молнии полет». Однако ему гораздо ближе и понятнее участь собственной супруги, которая так скоропостижно ушла из жизни, не успев осквернить себя вынужденной ложью, к которой сам автор по долгу службы прибегает чуть ли не каждый день .

Скончавшаяся супруга представляется Тютчеву белым лебедем, который величествен в своей красоте, но при этом совершенно беззащитен. Он может стать легкой добычей любого, кто захочет причинить вред этой хрупкой и нежной птице. Используя прием иносказания, поэт отмечает, что жизнь любого из нас может оборваться в любой момент, и к этому следует быть готовым. При этом автор подчеркивает, что «нет завиднее удела, о лебедь чистый, твоего». Эта фраза означает лишь то, что супруга поэта предстала перед Всевышним чистой и непорочной, а стихия божества стала для нее надежным убежищем от житейских неурядиц, боли и страданий. «Она, между двойною бездной, лелеет твой всезрящий сон», — отмечает Тютчев. Он верит в загробную жизнь и считает, что она гораздо более длинна, чем пребывание человека на земле. По окончании своего пути ему предстоит ряд испытаний, и поэт верит, что его супруга прошла их легко, так как ей не в чем себя упрекнуть и не за что раскаиваться перед тем по образу и подобию которого она была сотворена ражи жизни на земле.

Нужен анализ стиха \»Лебедь\» Тютчева

Лови ответ!!!!К композиционной антитезе широко прибегает и Тютчев. Например, стихотворение ˝Лебедь˝ строится на противопоставлении двух птиц: орла и лебедя. Как отмечает Г. Гачев, в отличие от немецких романтиков, Тютчев отдаёт предпочтение лебедю, а не орлу. Лебедь – символ света, чистоты, божества, воплощение русского национального космоса: Но нет завиднее удела, О, лебедь чистый, твоего — И чистой, как ты сам, одело Тебя стихией божество. В отличие от Фета, птицы у Тютчева связаны не столько с земной природой, сколько с небесной и водной стихиями. Они парят в воздухе (˝И гроб опущен уж в могилу˝), поднимаются ввысь (˝С поляны коршун поднялся˝), гнездятся в вершинах деревьев (˝Так в жизни есть мгновения˝), застывают на глади озера (˝Лебедь˝). Человек не просто наблюдает за птицами, он как бы сливается с ними душой. Поэтому птица – почти всегда романтический образ, проводник в мир инобытия

Тютчев использует пространственный тип композиции, который помогает акцентировать, выделить образ птицы, привлечь к нему внимание читателя. Например, в стихотворении ˝С поляны коршун поднялся˝ происходит перемещение в пространстве: лирический герой, наблюдая за тем, как коршун взмывает с поляны ввысь, ощущает страстный порыв порвать с грешной землёй и устремиться вслед за ним

Возникает символическая параллель: птица – душа, иной мир. Последние строки усиливают символическое звучание стихотворения: человек, именующий себя ˝царём земли˝, обречён на скучное земное существование, а растворившийся в небе коршун – всего лишь мечта, ˝сон души˝. Тема стихотворения: пейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская. Сюжет: есть сюжет: образы событий (…каких именно…) ; без сюжета: образы чувств (…). Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: Композиция: размер, рифма, ри / _ _\’ /_ _\’ ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге) ; \’_ _ / \’_ _ / \’_ _ хорей 3-стопный; \’_ _ _ дактиль; _ _\’ _ амфибрахий; _ _ _\’ анапест. Рифма: аабб — парная; абаб — перекрестная; абба — кольцевая. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: эпитет — художественное определение; сравнение; аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; ирония — скрытая насмешка; гипербола — художественное преувеличение; литота — художественное преуменьшение; олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова \»как\», \»словно\» — отсутствуют; паралеллизм. Стилистические фигуры: повторы/рефрен; риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; антитеза/противопоставление; градация — например: светлый — бледный — едва заметный; инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам. Поэтическая фонетика: аллитерация — повторение одинаковых согласных; ассонанс — повторение гласных; анафора — едино начатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы. Образ лирического героя, авторское \»Я\». Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т. д. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет) , эпитафия (посмертное) , элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви) , ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т. д.

Тропы и образы

Стихотворение «Лебедь» нужно рассматривать в контексте творчества Тютчева. В его стихах мир разделяется на нижний хаотичный мир океана, средний мир упорядоченного космоса и горний мир богов. Человек, находясь в среднем мире, открыт и хаосу, и космосу, и божественной воле.

Стихия орла – заоблачные выси, горний мир. Он не только сопричастен акту творения, встречает (и, очевидно, провожает) молнии, он пропитан божественным светом. Его глаза вечно открыты, он не спит, вбирая в себя свет солнца.

Стихия лебедя – пространство земное. Он не сосредоточен на божестве-солнце, он всезрящий (эпитет). Но состояние лебедя – сон. Он всё видит и замечает, но остаётся спокойным благодаря чистой стихии, которая ему присуща как божественный дар. В стихотворении сказано, что божество одело лебедя чистой, как и он сам, стихией (метафора и сравнение). Во второй строфе два раза повторяется эпитет чистый. Кроме внутренней чистоты, он обозначает белый цвет лебедя, противопоставленный тёмному орлу.

Цветовая палитра стихотворения ясная и чистая. Почти чёрный орёл возникает на фоне жёлтого солнца и молнии над белыми облаками. Белый лебедь на голубом фоне «тверди земной и небесной» гармонирует с сияющими белыми звёздами.

Описанное выше пространственное расположение орла и лебедя было бы очень точным, если бы не загадочный образ чистой стихии, в которую лебедя одело божество и которая лелеет всезрящий сон лебедя. Это стихия, находящаяся между безднами неба и моря, то есть стихия воздуха, наделённая такими важными полномочиями, потому что в ней живёт человек. Воздух – чистое дыхание жизни, сохраняющее саму жизнь.

Некоторые исследователи считают двумя безднами не небо и море, а стихию воды, мирового океана как природного начала и связанную с ним стихию сна. Тютчев усматривает в стихии сна тот источник, откуда приходят к человеку идеи и творческие озарения. На современном языке эту стихию можно было бы назвать подсознанием, так что Тютчев предвидел эту непознанную научную область в начале 19 в.

Есть точка зрения, что двойная бездна – это жизнь и смерть, а оберегающая стихия, наделяющая человека всеведеньем – стихия сна. Творчество лебедя не рассудочное, а природное, стихийное. Оно тоже берёт начало в божественном, но интуитивно, а не ясно и осознанно. Лирический герой считает именно такой тип творчества завидным уделом, в тайне надеясь, что и он причастен к воспетой им стихии и бездне. Недаром дважды повторяется эпитет чистый, отсылая к евангельскому «чистые сердцем бога узрят».

Противопоставление орла и лебедя начинается словом пускай (встречает, впивает). Придаточное предложение уступки указывает на то, что, хотя орёл ближе к божественному, к свету, к Творцу, слава всей звездной тверди (метафора) достаётся лебедю. Лебедь не просто претворяет в жизнь замысел Божий, но и угадывает его, становится истинным творцом.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как все похоже на его родную Россию.

Тема – пробуждение природы с приходом весны.

Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная с последовательно развивающимся повествованием.

Жанр – пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, теплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.

Метафоры – “воды уж весной шумят”, “воды – гонцы весны”.

Олицетворения – “воды бегут”, “весна идет”, “дни толпятся”.

Стихотворение Тютчева Ф.И. «И гроб опущен уж в могилу»

«И гроб опущен уж в могилу»

И гроб опущен уж в могилу, И все столпилося вокруг. Толкутся, дышат через силу, Спирает грудь тлетворный дух.

И над могилою раскрытой В возглавии, где гроб стоит, Ученый пастор, сановитый, Речь погребальную гласит.

Вещает бренность человечью, Грехопаденье, кровь Христа. И умною, пристойной речью Толпа различно занята.

А небо так нетленно-чисто, Так беспредельно над землей. И птицы реют голосисто В воздушной бездне голубой.

Стихотворение Тютчева Ф.И. — И гроб опущен уж в могилу

См. также Федор Тютчев — стихи (Тютчев Ф. И.) :

И Дагмарина неделя И Дагмарина неделя Перейдет из рода в род. 17 сентября 1866.

И дым отечества нам сладок и приятен «И дым отечества нам сладок и приятен!» — Так поэтически век прошлый.

Другие редакции и варианты

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 20. Л. 3–3 об.

Первая публикация — Совр. 1836. Т. IV. С. 36, под общим названием «Стихотворения, присланные из Германии», № XIX, с общей подписью — «Ф.Т.». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 10–11; Изд. 1854. С. 18; Изд. 1868. С. 21; Изд. СПб. 1886. С. 120; Изд. 1900. С. 105.

Печатается по автографу.

В группе стихотворений, пронумерованных в автографе (см. коммент. к стих. «В душном воздуха молчанье…». С. 401), обозначено цифрой 4. Написано на маленьких листах бумаги, как и все эти стихотворения: по две строфы на странице. Многоточия состоят из четырех, пяти и даже шести точек. Художественная эмоция не прерывается, и паузы-многоточия открывают перспективу в недосказанное, которое касается как внешних обстоятельств человеческого и природного бытия (строки 2, 12, 14, 16-я), так и внутренних — духовной жизни (строки 4, 8, 10-я), хотя, конечно, внешнее и внутреннее не строго разделены.

Датируется 1830-ми гг.; послано Тютчевым И.С. Гагарину в начале мая 1836 г.

В Сушк. тетради (с. 14–15) и в Муран. альбоме (с. 15–16) — списки. Нумерация стихотворений автографа здесь не соблюдается. Стихотворению предшествует «С какою негою, с какой тоской влюбленной…», а последующим оказывается «Итальянская Вилла». В Совр. 1854 г. и в следующих прижизненных изданиях, а также в Изд. СПб. 1886 в 7-й строке — «ученый пастырь», но в первом изд. и в Изд. 1900 и в последующих — «ученый пастор».

Первый печатный отзыв о стихотворении — Н.А. Некрасова; он выделил стих. «И гроб опущен уж в могилу…», «Итальянская villa» в особый раздел, отличительным признаком которого является «едва заметный оттенок иронии», напоминающий поэзию Гейне (Некрасов. С. 213–215). Критик заключил рассмотрение словами: «Поэтическое достоинство приведенных нами стихотворений несомненно: оно не утратилось в десять с лишком лет — это лучшая похвала им». Но у рецензента из Отеч. зап. (с. 61) в отличие от Некрасова, указавшего на иронический оттенок, другой ракурс восприятия текста: «Самая мысль о смерти не возмущает ясности взгляда и разрешает гармонию». Критический аспект восприятия у рецензента из Пантеона. Отказываясь от общей оценки, он лишь указал на стилистическую, как ему кажется, неудачу: «Вещает бренность человечью» (Пантеон. С. 6). Л.Н. Толстой отметил это стихотворение буквами «Т.К.» (Тютчев. Красота) (ТЕ. С. 145). В.И. Алексеев вспоминал о пристрастии Толстого к этому стихотворению, выделенному в сборнике произведений Тютчева: «Особенно хвалил и часто декламировал два из них — «И гроб опущен уж в могилу…» и «Silentium!» (Толстой в восп. Т. 1. С. 229). С.Л. Франк так прокомментировал стихотворение: «Нетленно-чистое небо», которое в стих. «И гроб опущен уж в могилу…» противопоставляется и бренной жизни, и столь же бренным умным речам о религии, есть тоже природа, и именно чистейшая природа. В силу этого единства, небесная, горняя стихия, удаленная от земли и противоположная ей, есть все же не какое-либо обособленное от бытия начало, а именно стихия, органически проникающая собою все бытие, а следовательно, доступная и на земле » (Франк. С. 24). Стихотворение рассмотрено в связи с «Над виноградными холмами…» (см. коммент. С. 415). Франк выделил в этих произведениях идею восхождения к небу как к святому храму.

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Анализ стихотворения Тютчева «И гроб опущен уж в могилу…»

Лютеранская тема, возникающая в тютчевских творениях, обусловлена подробностями биографии. Распрощавшись с университетской жизнью, молодой автор начинает дипломатическую карьеру. Заграничная служба поэта продолжалась более двух десятков лет, и большую часть времени Тютчев-чиновник провел в Германии, где имел возможность познакомиться с обычаями протестантской общины. В произведении «Я лютеран люблю богослуженье…» герой перечисляет достоинства иноземной веры: искренность, строгость и простоту.

В стихотворении, которое предположительно датируется 1835 г., сцена богослужения предстает в ином свете. Она символизирует бренность человеческой жизни, выступая компонентом оппозиции земного и небесного.

Зачин продиктован элегическими мотивами: смерть неизвестного персонажа осмысливается как свершившийся факт. Описывая сцену прощания, автор стремится разрушить первоначальное впечатление. Он вводит в текст лексему «толкаться», чей бытовой контекст вступает в противоречие с высокой семантикой горя. Иронические интонации усиливаются к концовке начального катрена, в которую включен эпитет «тлетворный», обладающий отрицательными коннотациями.

Содержание двух следующих четверостиший, посвященное подробностям печальной сцены, воспринимается читателем в сатирическом ключе. На первый план выдвигается фигура пастора – серьезного и строгого служителя, который произносит скорбную речь, соответствующую случаю. На фоне говорящего видится толпа, участвующая в похоронах. Нельзя сказать, что важные, правильные слова о вечном глубоко тронули всех присутствующих: на разнообразие ответной реакции указывает наречие образа действия «различно». В этом фрагменте авторский сарказм достигает кульминации.

Примеру, олицетворяющему земной тлен, противостоит пейзажная зарисовка, символизирующая вечную природу. Последняя представлена в четвертой строфе. Безусловной доминантой эпизода выступает образ неба. Для его характеристики привлекаются два эпитета и парафраза на основе метафоры. С помощью художественных средств подчеркивается чистота и беспредельность небесного пространства. Гармоничная картина дополнена голосистым пением пернатых. Быстрое передвижение птиц, их звонкие крики – немаловажные детали, влияющие на общее впечатление от пейзажа. Они избавляют образ неба от эмблематичности, придают ему динамичный, живой характер.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: