Анализ стихотворения Северянина «Моя Россия»
Поэт Игорь Северянин отказался принимать идеи революции и в 1918 году эмигрировал в Эстонию, которая до Великой Отечественной войны оставалась независимым европейским государством. Однако один из ярчайших русских эгофутуристов пристально следил за событиями в СССР и не переставал удивляться тому, что его родина все же находит в себе силы подняться с коленей. И это несмотря на то, что все духовные принципы активно уничтожаются, а место молитвам уступают идеологические лозунги, лишенные человеколюбия и порой даже здравого смысла. «Моя безбожная Россия» — именно так поэт обращается в своем стихотворении «Моя Россия» (1924 год) к стране, которой оказался не нужен. Таких, как он, талантливых и неприкаянных, после революции оказалось очень много. Те, кто не успел уехать из России, были попросту раздавлены и уничтожены той беспощадной силой, которая вырвалась на свободу и под видом изменения мира к лучшему превратила его в руины. Однако Игорь Северянин убежден, что ни одна революция не в состоянии уничтожить исконно русский дух, благодаря которому эта страна все равно остается непобедимой. И никакие «порывы огневые» не в состоянии стереть из людской памяти «эти земли неземные», наполненные голосами «девиц грудных», их песнями, звоном кубков с вином и бренчанием лошадиных сбруй.
Автор понимает, что его родина сочетает в себе удивительным образом православие и язычество, любовь и ненависть, грязи и чистоту. Неслучайно в качестве эпиграфа к этому произведению Игорь Северянин взял строчку из стихотворения Александр Блока «И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи». Действительно, роскошь в России граничит с нищетой, и из-под соболиной шубы могут торчать рваные лапти. Однако именно этими противоречиями и сильная страна, которую автор, несмотря ни на что, бесконечно любит и вспоминает с особой нежностью. Северянин искренне верит в то, что его родина, несмотря не все выпавшие на ее долю испытания, сможет сохранить ту первозданность и безыскусность, которые защищают от врага надежнее любого оружия. Именно поэтому поэт с болью и радостью одновременно восклицает: «Ползучая моя Россия, крылатая моя страна!». И в этой фразе нет пафоса, присущего многим стихам послереволюционного периода. В ней отражена сама суть страны, которая может возродиться даже тогда, когда практически полностью уничтожено, обескровлена и поругана.
Поэтические чтения
Многие современники Северянина рассказывали о нем как об очень артистичном и харизматичном человеке. Поэт великолепно читал стихи и с 1913 года неоднократно отправлялся на гастроли, где декламировал свои произведения. Поэта горячо приветствовали в Минске, Харькове, Одессе, Баку, Тбилиси и других городах российской империи.
В 1918 году на вечере в московском Политехническом музее он принял участие в конкурсе «король поэтов», в котором занял 1-е место. По свидетельствам очевидцев, в чтении стихов на конкурсе ему не было равных — он обошел даже Владимира Маяковского, который изначально был уверен, что титул «короля» достанется ему. Многие критики считают, что победа Северянина в том конкурсе послужила причиной плохих взаимоотношений с Маяковским, который не мог простить конкуренту эту победу.
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Весенний день»
В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.
Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.
«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.
Личная жизнь
До эмиграции Игорь Северянин состоял в незарегистрированных отношениях с артисткой М. Волнянской. Обладательница красивого богатого голоса, она исполняла цыганские романсы.
В 1921 г. поэт расстался со своей “гражданской” супругой и женился на Ф. Круут. Ради Северянина она, ревностная лютеранка, обратилась в православие. Вплоть до 1935 г. супруга была не только музой, но и настоящим ангелом-хранителем Игоря Васильевича. Благодаря ей его талант не зачах в эмиграции. Стихи стали более ясными, приобрели классическую простоту.
Литературных муз у Северянина было достаточно много. Он посвящал свои произведения Е. Гуцан, А. Воробьевой, Е. Новиковой, знаменитому писателю-беллетристу Т. Краснопольской.
Отношения любвеобильного поэта с женщинами были не только платоническими. Уже будучи женатым на Ф. Круут, он во время гастролей по Европе дважды вступал в романтические отношения. Наиболее мучительным для обоих супругов стал роман Северянина с Е. Штранделл. Она была супругой владельца продуктовой лавки, и от нее зависела выдача провизии в кредит.
В этом браке родилось двое детей. Дочь, В. И. Семенова, родилась в Петербурге, но позже уехала в Эстонию, где и скончалась в 1976 г. Сын, Вакх Игоревич, жил в Швеции до 1944 г.
Игорь Северянин. Биография, анализ творчества, стихотворений
Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере
«авто», и наизобретал кучу салонно-технических неологизмов. Его причудливая высокопарность иногда походила на самопародию. Необходимо отметить, что излюбленными стихотворными формами Игоря Северянина были сонет и рондо, хотя он выдумал и такие формы, какие искусству стихосложения были неведомы до него: миньонет, дизэль, кэнзель, секста, рондолет, перекат, перелив, переплеск, квинтина, квадрат квадратов.
Он часто называл свои произведения по названиям музыкальных жанров и форм: «Увертюра», «Рондо», «Интермеццо», «Соната», «Интродукция», «Прелюдия», «Баллада», «Фантазия», «Романс», «Импровизация», «Лейтмотив», «Канон», «Дифирамб», «Гимн», «Элегия», «Симфония», «Дуэт душ», «Квартет». Излюбленная поэтом музыкальная форма — песня: «Песня», «Chanson russe», «Chanson coquette», «Шансонетка горничной», «Бриндизи» (итальянская застольная песня), «Эпиталама» (свадебная песня), «Серенада». Есть и колыбельные песни — «Berceus сирени», «Малиновый berceus», «Berceus томления».
Игорь-Северянин отдал дань танцу: «Шампанский полонез», «Хабанера», «Кадрильон» (от кадриль), «Вальс», «Пляска мая», «Фокстрот». В названиях стихотворений встречаются аккорд, октава, лейтмотив, мотив и мелодия. Анализ стихотворений: 1) Стихотворение «Град».
Качнуло небо гневом грома, Метнулась молния — и град В воде запрыгал у парома, Как серебристый виноград. Вспорхнула искорка мгновенья, Когда июль дохнул зимой — Для новых дум, для вдохновенья, Для невозможности самой И поднял я бокал высоко,— Блеснули мысли для наград Я пил вино, и в грезах сока В моем бокале таял град Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жарцу, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в одно целое то, что казалось несоединимым.
В стихотворении множество аллитераций — многократно повторяются сочетания звуков «гр», «пр» и «бр» («грома», «град», «запрыгал», «серебристый» «виноград», «наград», «грезах», иногда согласные разделены гласным: «парома», «вспорхнула»), явно звукоподражательные, изображающие.
Продолжение на след. странице
Биография 3 Анализ творчества 5 Анализ стихотворений 6 1) Стихотворение «Град». 6 2) Стихотворение «Ананасы в шампанском». 7 Заключение 8 Список литературы 11 Игорь Северянин (Настоящее имя Лотарев Игорь Васильевич) 1887-1941 гг. Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!
Характеристика автора Слова о полку Игореве складывается из трех разных частей из его исторических взглядов по данным самой поэмы, из его отношения к современным ему князьям и из сопоставления поэта историка с другими современными ему историками летописцами.
В Грузии начались демонстрации и митинги, в которых принимает участие и Маяковский. В памяти осталась яркая картина увиденного В черном анархисты, в красном эсеры, в синем эсдеки, в остальных цветах федералисты. Ему не до учения. Пошли двойки. Перешел в четвертый класс только по чистой случайности.
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе, каждый по-своему, какое-то цельное, яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко
Главная мысль
Единственное, что действительно увлекает таких людей – это делать потомство. Достаточно грубое и резкое замечание в адрес благопристойного потребителя. Неугодная правда в том, что кроме секса, похабных развлечений и агрессивной демагогии, «пиплу», который «хавает», ничего не любо. Чудовищно узкий круг интересов замыкается на чувственном наслаждении. Поэт хочет донести до нас предзнаменование: если общество продолжит «развитие» в том же духе, нас ожидает «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, писателя, который придумал свою знаменитую антиутопию всего лишь через 9 лет (1932г.) после того, как Северянин написал «Чем они живут?» (1923г.). В 1921 году и наш соотечественник Евгений Замятин написал роман в жанре «антиутопия», где тоже пророчил людям скорое погребение всех их идеалов и целей под толстым липким слоем рабства внутреннего, что порождает рабство личности в масштабе государства. Художники всего мира били тревогу в те годы, чтобы предупредить человечество, не допустить такого ужасного будущего.
Некоторые исследователи утверждают, что Северянина на стихотворную филиппику вдохновило положение его соотечественников, ведь в революции он, как и многие художники, разочаровался. В стихотворении «Чем они живут?» творцы названы «трутнями». Трутень – это мужская особь пчелы, которая живет только за счёт других. Такое оскорбительное клеймо неслучайно. В агрессивной риторике советских полемистов свободный художник непременно оценивался, как лентяй, обуза и тунеядец (в дальнейшем даже появилась статья УК, где за тунеядство предусматривалось реальное наказание, которое в свое время получит поэт Иосиф Бродский).
Слово «трутень» по отношению к творцу было привычно и понятно для человека той эпохи, как для нас ясно что-нибудь вроде фразы «двойные стандарты» или слова «контрсанкции». Эта отсылка к терминологии СССР дает основание полагать, что Северянин имел в виду советское общество. В двадцатые годы в советском союзе уже наступала реакция, неизменно следовавшая за революцией, поэтому многих художников, поэтов и мыслителей уже коснулись первые репрессивные меры. Стало понятно, что новая власть боится и презирает честных и непредвзятых творцов.
Северянин когда-то горячо приветствовал перемену строя, но позднее почувствовал себя обманутым, ведь режим не смягчился, а, напротив, стал пожирать своих певцов, регламентировать искусство и подавлять свободный творческий импульс. Возможно, именно обида и злоба на предательскую ложь революции 17-го года вдохновили поэта на гневное стихотворение «Чем они живут?».
Читать
- Игорь Северянин
- Сочинения в пяти томах
- Том 4. Классические розы
Классические розы
- Ее Величеству Королеве Югославии Марии
- с искренним восхищением почтительно
- подношу в дар свою книгу
- Автор
Стихи 1922–1930 гг.
Королеве Марии
- Однажды в нашей северной газете
- Я Вас увидел с удочкой в руках, —
- И вспыхнуло сочувствие в поэте
- К Жене Монарха в солнечных краях.
- И вот с тех пор, исполнена напева,
- Меня чарует все одна мечта.
- Стоит в дворцовом парке Королева,
- Забрасывая удочку с моста.
- Я этот снимок вырезал тогда же,
- И он с тех пор со мной уже всегда.
- Я не могу себе представить даже,
- Как без него в былые жил года.
- Мне никогда уж не разубедиться
- В мечте, над финской созданной волной,
- Что южная прекрасная царица
- Владеет поэтической душой!
Белград
18-XII-1930
Классические розы
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
- Как я молил весенние морозы
- Не трогать их холодною рукой!
- Мятлев. 1843
- В те времена, когда роились грезы
- В сердцах людей, прозрачны и ясны,
- Как хороши, как свежи были розы
- Моей любви, и славы, и весны!
- Прошли лета, и всюду льются слезы…
- Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…
- Как хороши, как свежи ныне розы
- Воспоминаний о минувшем дне!
- Но дни идут — уже стихают грозы.
- Вернуться в дом Россия ищет троп…
- Как хороши, как свежи будут розы,
- Моей страной мне брошенные в гроб!
1925
Чаемый праздник
Чаемый праздник
(запевка)
О России петь — что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь — что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь — что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!
1925
Кто же ты?
- Гой ты, царство балагана!
- Ты, сплошная карусель!
- Злою волей хулигана
- Кровь хлебаешь, как кисель…
- Целый мир тебе дивится,
- Все не может разгадать:
- Ты — гулящая девица
- Или Божья благодать?
1925
Предвоскресенье
- На восток, туда, к горам Урала,
- Разбросалась странная страна,
- Что не раз, казалось, умирала,
- Как любовь, как солнце, как весна.
- И когда народ смолкал сурово
- И, осиротелый, слеп от слез,
- Божьей волей воскресала снова, —
- Как весна, как солнце, как Христос!
1925
Что нужно знать
- Ты потерял свою Россию.
- Противоставил ли стихию
- Добра стихии мрачной зла?
- Нет? Так умолкни: увела
- Тебя судьба не без причины
- В края неласковой чужбины.
- Что толку охать и тужить —
- Россию нужно заслужить!
1925
И будет вскоре…
- И будет вскоре весенний день,
- И мы поедем домой, в Россию…
- Ты шляпу шелковую надень:
- Ты в ней особенно красива…
- И будет праздник… большой, большой,
- Каких и не было, пожалуй,
- С тех пор, как создан весь шар земной,
- Такой смешной и обветшалый…
- И ты прошепчешь: «Мы не во сне?…»
- Тебя со смехом ущипну я
- И зарыдаю, молясь весне
- И землю русскую целуя!
1925
Или это чудится?
- Или это чудится?
- Или это так?
- Тихо шепчет: «Сбудется:
- К свету этот мрак.
- Только не растаскивай
- Скопленных лучей».
- Чей ты, голос ласковый?
- Чьих ты блеск очей?
- Возникает гридница.
- Смотришь, — ничего.
- Слышится, — не видится.
- Что за колдовство!
- Проплывает утица
- На призывный кряк.
- Или это чудится?
- Или это так?
1929
В тот май
- Был май. На подстриженной Стрелке
- Уже продавали фиалки.
- Детишки играли в горелки,
- И нежились горизонталки.
- И шины колясок хрустели,
- Прижатый тревожили гравий.
- Был май, и на майской пастэли
- Все было в Островской оправе.
- Белесо ночела столица
- За Невками и за Невою.
- И были обвеяны лица
- Сиренью в тот май неживою…
- Болотной, чахоточной, белой
- Обвеяны были сиренью.
- Дышали уста Изабеллой —
- Чуть терпкой, чуть тленною ленью…
- Была обреченность и гибель
- В глазах, в Островах, в белой жути.
- И в каждой-то каменной глыбе
- Был сказ о последней минуте.
- Угаслыми были горелки
- И зяблыми горизонталки
- В тот май полумертвый на Стрелке,
- Где мертвыми стали фиалки…
Игорь Северянин: биография и творчество до отъезда из России
После возвращения к матери в Санкт-Петербург Игорь начал активно писать стихи и рассылать их в периодические издания, которые постоянно возвращали поэту его произведения. Благодаря своему упорству и таланту поэт все-таки добился того, что в 1905 году было напечатано его стихотворение «Гибель Рюрика», после чего постепенно в изданиях стали появляться и другие сочинения поэта.
С 1905 по 1912 год автор издал около 35 стихов, опубликованных уже под псевдонимом Игорь Северянин. Биография поэта могла бы сложиться под каким-нибудь другим именем, ведь у Игоря было несколько вариантов, которые оказались сложными для восприятия. Северная фамилия, связывающая Игоря с его юными годами, проведенными на севере с отцом, больше всего прижилась к поэту.
Слава пришла к Северянину благодаря возмущенным отзывам Льва Николаевича Толстого и его нелестным высказываниям в адрес стихов Игоря Васильевича. Ироничное стихотворение, начинающееся со строк «Вонзите штопор в упругость пробки — и взгляды женщин не будут робки!..», которое так разозлило Толстого, в свою очередь, произвело фурор среди журналистов и принесло поэту славу. С этого момента издания стали с охотой печатать стихи Северянина, его приглашали на различные вечера и чтения.
В 1913 году вышел в свет первый большой сборник стихов, который издал Игорь Северянин. Биография его как популярного поэта начинается именно с этой даты. Сборник под названием «Громокипящий кубок», восторженное предисловие к которому написал поэт-символист Федор Сологуб, закрепил популярность поэта.
В 1915 году был издан сборник поэта «Ананасы в шампанском», многие строки из которого стали крылатыми выражениями.
Признание автора
Если изучить хронологическую таблицу творчества Игоря Васильевича, можно увидеть, что свои лучшие стихотворения и сборники он издал после 1910 года. Именно в это время символизм, являющийся основным литературным течением ХХ века, переживал кризис. Тогда автор выступил с идеей создания общества эгофутуристов. Главной целью представителей ассоциации было утверждение своего будущего и собственного «я». В организацию вошли следующие поэты:
- Иван Игнтаьев.
- Вадим Баян.
- Константин Олимпов.
- Георгий Иванов.
Общество просуществовало около года, после чего распалось. Сам Северянин написал по этому поводу эпилог и больше не возвращался к идеям эгофутуризма. Однако его стихотворения в период членства в ассоциации отличаются завышенной самооценкой и ощущением собственной значимости. За эти настроения произведения получили множество негативных откликов от критиков и других авторов.
Настоящая известность к автору пришла после выхода в свет его тома стихов «Громокипящий кубок». Издать сборник ему помог Федор Сологуб. Несколько позже Северянин, Сологуб и Анастасия Чеботарева организовали первый тур по России. Сам Игорь Васильевич называл выступления «поэзоконцерты» и мог часами декламировать стихотворения перед огромным количеством людей. Его слава тогда граничила с идолопоклонничеством, ведь люди сидели и смотрели на него, как завороженные.
Манера читать свои произведения была довольно своеобразной, но зрители этого не замечали. Северянин всегда выходил на сцену в длинном черном сюртуке. Во время рассказа он шагами мерил сцену и не обращал абсолютно никакого внимания на публику. Однако это не отталкивало людей, а лишь еще сильнее притягивало, ведь манера была необычной и в какой-то мере интересной.
Другие авторы, побывавшие на выступлениях Северянина, писали, что его редкий взгляд в зал был наполнен равнодушием, граничащим с презрением. Его не тревожило отношение зрителей, их переживания, он был весь во власти творчества. На поэзоконцертах звучали лучшие стихи Игоря Северянина, зал всегда был полон, в нем стояла тишина. Женщины с интересом разглядывали профиль поэта, его короткий, тяжелый подбородок, интересную форму носа. Он был популярным среди дам разного возраста и социального статуса, поэтому часто попадал в любовные истории.
Игорь Северянин анализ стихотворений
Начало ХХ века в России отметилось появлением авангардизма и его разных поэтических направлений. В 1911 году возникла группа эгофутуристов, главой которых стал Игорь Северянин.
«Futurum» в переводе с латыни означает «будущее, а «Ego» — «я». Отрицая все традиции русской поэзии, они пытались создать новый язык, конструировали новые слова, декларировали новую мораль, где центром внимания поэта становится его собственное «я».
Эгофутурист Игорь Северянин – самый яркий представитель этой эпатажной поэзии. Его сборники «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском» были невероятно популярны, а его «поэзоконцерты» собирали полные залы и вызывали ажиотаж.
«Ананасы в шампанском» — одно из самых известных стихотворений Северянина, оно написано в 1915 году. В нем просматривается любимая урбанистическая тема: город, технические достижения, стремительный темп жизни.
Неспроста каждое предложение в нем – односоставное и с восклицательным знаком в конце. Общей картинки нет, только обрывочное мелькание «видеокадров», из которых складывается противоречивое впечатление: среди мчащихся экспрессов, автомобилей и самолетов идет жизнь салонная, изысканная, элегантная на фоне «ветропросвистов» и «стрекота аэропланов».
В этой красивой жизни царят ананасы и шампанское, что-то норвежское и что-то испанское, вдохновение, поцелуи, нервные девушки. Но неожиданно, как 25-ый кадр, среди вечернего блеска мелькает сцена… драки. Это грубо и совершенно неприемлемо для беспечной, яркой, искристой салонной жизни.
И тогда, если уж нельзя избежать низменности, приходит решение: «трагедию жизни» претворить «в грезо-фарс». Не обошлось и без неожиданных неологизмов: «ветропросвист», «крылолет», «порывно», «грезо-фарс». Они «осмысленны» и придают стихотворению своеобразную экстравагантность, провозглашенную программой эгофутуристов.
«Кензель». Для справки: кензелем в литературоведении называют форму стихотворения, включающего в себя три пятистишия. «Кензель» написан в 1911 году. Его очень любили слушать поклонники в исполнении Северянина на многочисленных выступлениях в разных городах. Буквально после первых слов «В шумном платье муаровом…» раздавались восторженные аплодисменты.
Стихотворение рисует перед нами изысканный, экзотический мир, принадлежащий таинственной женщине. Она идет по ночной, «олуненной» аллее, ассоциируясь с морем («проходите морево»), потому что платье у нее шумное, муаровое (шелк, переливающийся разными оттенками) тальма (накидка) «лазорева».
Утонченная, «изящная», «эстетная», она производит чарующее впечатление на фоне лунной ночи и песочной дорожки, «от листвы разузоренной», подобно меху ягуара. Красота и тайна женщины вызывают мысли о любви. Конечно, ей «предназначено» «любовное упоенье», ведь для такой неземной женщины «ночь всегда новобрачная». Но «найдется ли пара» подобному чуду? Вряд ли
Она сядет в бензиновый ландолет, доверив жизнь «мальчику в макинтоше резиновом», закроет ему глаза своим «жасминовым», «шумным», «муаровым платьем»… Что последует за этим? Разбитый автомобиль, погубленная жизнь, мимолетная, ничего не значащая связь? Неологизмы в стихотворении доступны и экстравагантны, они усиливают ассоциации, увлекают в волшебный и таинственный мир.
А. Блок был обеспокоен отсутствием темы в лирики И. Северянина. Критики упрекали его за манерность, вычурность, будуарность, салонный дендизм и даже пошловатую изысканность. Конечно, есть и это. Но нельзя не заметить, что поэт порою ироничен и самоироничен, а это свойственно умным и глубоким людям. Главное, что его поэзия отличается тончайшим лиризмом, изысканностью, элегантностью, изумительным чувством ритма. Его стихи задевают эстетические чувства, открывают красоту человеческой души и богатство переживаний.
Текст
Они живут политикой, раздорами и войнами,Нарядами и картами, обжорством и питьем,Интригами и сплетнями, заразными и гнойными,Нахальством, злобой, завистью, развратом и нытьем.
Поэтов и мыслителей, художников не ведают,Боятся, презирают их и трутнями зовут.Зато потомство делают, трудясь над ним, как следует,И убежденно думают, что с пользою живут!..
1928 год.
Стихотворение «Чем они живут» легко на бумагу в 1928 году, когда Северянин плотно осел в Эстонии, приняв в 1921 году присягу и гражданство этой, тогда ещё независмой, страны. Игорь Васильевич сильно ностальгирует о России, где родился и провел лучшие годы, но стих не за это, а показывает отношение поэта к серой обывательской прослойке – ни рыбе, ни мясу.