Периферия концептуального пространства
Пространственные и временные признаки бытийности концепта «ниоткуда» могут быть выражены с помощью синтагматических отношений разными языковыми средствами, например, пространственные: «с одного / из пяти континентов», «в уснувшей долине, на самом дне / в городке», «на подушке», «за морями», «в темноте»; временные: «надцатого мартобря», «поздно», «ночью». Пространственные признаки, кроме того, находятся в парадигматических отношениях: верх («я любил тебя больше, чем ангелов и самого») – низ («в уснувшей долине, на самом дне»); континенты – моря.
Синонимия также находится на периферийном пространстве концепта. Она выражена словоформами «темнота», «ночь», «поздно», которые характеризуют пространственные и временные признаки концепта.
Антонимия репрезентирует разные части концептуального поля и уже обозначена нами выше (см. парадигматические отношения)
Также в тексте присутствует контекстуальная антонимия: черты лица адресата, которые никто не помнит («не важно / даже кто, ибо черт лица … не вспомнить уже»), и черты лица адресанта письма, которые повторяет лирический герой, «извиваясь ночью на простыне» («в темноте всем телом твои черты, / как безумное зеркало повторяя»). Кроме того, мотив «зеркала», контекстуально противопоставленному «темноте» («зеркало» – это, в первую очередь, отражение, которое по физическим законам не может быть видно в темноте, но текстуально темнота, ночь подчёркивают, высвечивают отражение), может быть отнесено к антонимическим отношениям
Итак, анализ концептуального поля позволил нам выявить ядерную и периферийную зону. Структурное единство поля поддерживается синтагматическими и парадигматическими отношениями между ее элементами. В ядерную зону входят лексико-семантические варианты ключевой лексемы концепта, в периферийную – лексемы, связанные различными отношениями и выражающими признаки бытийности концепта.
Образы и символы
Лирическим героем произведения «Пилигримы» является «человек со стороны», свидетель, который следит за происходящим действием, за шествием пилигримов. Он спокойный, рассудительный и рассуждающий наблюдатель.
Главными героями произведения «Пилигримы», основным образом стихотворения являются пилигримы. Но поначалу автор обрисовывает пейзаж, чем подготавливает воображение читателя к глубокому образу странников.
Эти две строки обозначили степень необычности происходящего. Синий цвет – это цвет загадки, тайны, верности и глубины. Поэтому солнце, одно из символических значений которого созидание, именно этого цвета. Также синий цвет – это вечность. Соединив все эти расшифровки воедино, мы получаем очень мощный образ, образ общечеловеческого пути, поиска истины, поиска вечности, символом которого является синее солнце.
Образ самих пилигримов, о которых написано всего четыре строки, тоже достоин особого внимания
Внешность их автор описал так: «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты», но внутренне они содержат в себе «целый мир», закаты и рассветы, то есть автор обращает наше внимание на полноту и уникальность каждого, на «огонёк» внутри человека, который и движет им, который и является причиной всех действий, поступков человека. Заурядная внешность в сочетании с уникальной «начинкой» — таков образ пилигримов, так можно охарактеризовать каждого человека, которые по сути и являются странниками
Далее поэт пишет о мире в общем, который останется таким же, как и был до «прихода» пилигримов.
Эти три строки повествуют о том, что мир стал прекрасней после «знакомства» со странниками, но «хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним…», то есть автор передаёт идею, что мир стабилен, он такой, какой есть, а «нежным» или «лживым» его делает сам человек.
Анализ семантического пространства текста
Ключевые слова: ниоткуда, любовь (с любовью, любил), черты (черты лица, твои черты), ночь (ночью). В тексте встречаются слова одной тематической группы: ниоткуда, ничей; ночь, темнота; а также слова-клише эпистолярного стиля: дорогой, уважаемый, милая, ваш верный друг, сказано ниже.
Базовым концептом является понятие «ниоткуда». Структура первой строки, содержащее номинацию концепта, представляет собой клише эпистолярного стиля, но доведённого до абсурда. Начало стихотворения представляет собой скорее окончание некоего письма. (Стандартная подпись, например, такова: «Иванов Иван Иванович, из Нефтекамска с любовью / с уважением / с почтением. 13 февраля 2010 года.) Лирический герой стихотворения обращается к адресату из «ниоткуда». Это «ниоткуда» имеет вполне конкретное, но абстрагированное и суженое до предела пространство. «Ниоткуда» – это место на одном «из пяти континентов, держащегося на ковбоях», «за морями, которым конца и края», в «уснувшей долине, на самом дне», в городке, «занесённом снегом по ручку двери» – а именно: простыня. Это «ниоткуда» находится в абстрактном месте, удалённом из реальности (в реальном мире Земли шесть континентов, а не пять, хотя автором под этим континентом явно подразумевается Северная Америка) и из мира Божьего: лирический герой «дальше теперь от тебя, чем от них обоих» . «Ниоткуда» – т.е. из безвестности, из пустоты, из чего-то такого, что не воспринимается лирическим героем как физическое пространство; шире: то, что отвергается лирическим героем как реальность, несмотря на факты (топографические координаты). Т.о., можно считать, что «ниоткуда» – вполне реальное место, но оно не воспринимается таковым лирическим героем, не принимается им в полной мере. Из реальных (для лирического героя) в его окружении только простыня и подушка.
Концептуальное пространство данного текста – конкретное, предметное; но с точки зрения лирического героя – абстрактное, бытийное.
Структура концептуального поля «ниоткуда» организуется ядерными и периферийными компонентами.
К ядерным компонентам относится система лексико-семантических вариантов концепта «ниоткуда», формируемая гиперсемой «направление»: «с одного / из пяти континентов», «дальше теперь от тебя», «за морями». Словообразовательное гнездо с исходным именем концепта и этимологические знания об имени концепта в тексте не наблюдаются.
Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через перечисление топографических данных (перечисление как основная особенность «больших» стихотворений – особого жанра, изобретённого Бродским – характерна для значительной части его лирики; ср. перечисление обращений во второй строке: дорогой, уважаемый, милая). Но топография противоречива: обладая реальностью, она в то же время как реальная не воспринимается (точнее, нарочно отвергается лирическим героем, т.е. лирическому герою свойственна амбивалентность).
Анализ семантического пространства текста
Ключевые слова: ниоткуда, любовь (с любовью, любил), черты (черты лица, твои черты), ночь (ночью). В тексте встречаются слова одной тематической группы: ниоткуда, ничей; ночь, темнота; а также слова-клише эпистолярного стиля: дорогой, уважаемый, милая, ваш верный друг, сказано ниже.
Базовым концептом является понятие «ниоткуда». Структура первой строки, содержащее номинацию концепта, представляет собой клише эпистолярного стиля, но доведённого до абсурда. Начало стихотворения представляет собой скорее окончание некоего письма. (Стандартная подпись, например, такова: «Иванов Иван Иванович, из Нефтекамска с любовью / с уважением / с почтением. 13 февраля 2010 года.) Лирический герой стихотворения обращается к адресату из «ниоткуда». Это «ниоткуда» имеет вполне конкретное, но абстрагированное и суженое до предела пространство. «Ниоткуда» – это место на одном «из пяти континентов, держащегося на ковбоях», «за морями, которым конца и края», в «уснувшей долине, на самом дне», в городке, «занесённом снегом по ручку двери» – а именно: простыня. Это «ниоткуда» находится в абстрактном месте, удалённом из реальности (в реальном мире Земли шесть континентов, а не пять, хотя автором под этим континентом явно подразумевается Северная Америка) и из мира Божьего: лирический герой «дальше теперь от тебя, чем от них обоих» . «Ниоткуда» – т.е. из безвестности, из пустоты, из чего-то такого, что не воспринимается лирическим героем как физическое пространство; шире: то, что отвергается лирическим героем как реальность, несмотря на факты (топографические координаты). Т.о., можно считать, что «ниоткуда» – вполне реальное место, но оно не воспринимается таковым лирическим героем, не принимается им в полной мере. Из реальных (для лирического героя) в его окружении только простыня и подушка.
Концептуальное пространство данного текста – конкретное, предметное; но с точки зрения лирического героя – абстрактное, бытийное.
Структура концептуального поля «ниоткуда» организуется ядерными и периферийными компонентами.
К ядерным компонентам относится система лексико-семантических вариантов концепта «ниоткуда», формируемая гиперсемой «направление»: «с одного / из пяти континентов», «дальше теперь от тебя», «за морями». Словообразовательное гнездо с исходным именем концепта и этимологические знания об имени концепта в тексте не наблюдаются.
Репрезентация концептосферы базового концепта даётся через перечисление топографических данных (перечисление как основная особенность «больших» стихотворений – особого жанра, изобретённого Бродским – характерна для значительной части его лирики; ср. перечисление обращений во второй строке: дорогой, уважаемый, милая). Но топография противоречива: обладая реальностью, она в то же время как реальная не воспринимается (точнее, нарочно отвергается лирическим героем, т.е. лирическому герою свойственна амбивалентность).
Краткий анализ
История создания – поэт написал это стихотворение в 1962 году, тогда же оно было прочитано в “Литературном кафе”.Тема стихотворения – противостояние жизни со смертью.
Композиция – произведение разделено на несколько частей. В первой рассказывается история двух людей, которые любили сидеть на холме, вторая посвящена их смерти, а третья – это философские рассуждения автора о жизни и смерти.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “розовый шпиль”, “разные склоны”, “страшный крик”, “вечерняя заря”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”.
Метафоры – “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада густых облаков”, “чернела в ряске дыра”.
Олицетворения – “закат унимался и манил тучи”, “пар поднимался”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.
Сравнение – “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода”.
Темы и проблемы
- Основной проблемой данного стихотворения является конфликт лирического героя с окружающим миром. Он видит действительность, как сплошную убогую данность, с безнадёжными мерилами, наполненную порочностью и хромающими истинами. И в этом противоборстве он выбирает смирение, а не борьбу. Он хочет видеть не хорошее, не плохое, а то, что есть. Все равно память сгладит углы и исказит восприятие. Его интонации настолько двусмысленны, что сложно понять, иронизирует он над этим выбором, или признает его, как единственно возможный исход.
- Так же здесь присутствует проблема нравственности человека и его степени моральности. В ночном одиночестве он позволяет себе сомневаться во всем, богохульствовать, отрицать все истины. Однако эти полеты мысли – лишь попытка скрыться от того факта, что он – все тот же и на той же выщербленной лестнице. Моральность или аморальность в сущности ничего не меняют, особенно когда человек мечется между ними в своем сознании не в силах решить в пользу чего-нибудь из этого.
- Кроме того, можно выделить проблему памяти. Она искажает реальность в угоду психологическому комфорту личности, услужливо подстраивая факты под настроение владельца. Достоверной картины событий, «данности» от нее ждать не стоит. Зато такой механизм помогает человеку удержаться на плаву и не сходить с ума от отчаяния, ведь разрыв между действительностью и его идеалом чудовищен.
В произведении можно выделить несколько тем:
- Тема одиночества. Только в таком состоянии человек может быть честен с собой.
- Тема вечности. У лестницы нет конца и края, она как спираль развития цивилизаций: от упадка к восхождению и наоборот.
- Тема цикличности и безвременности экзистенции. Время безжалостно сжимается и искажается памятью, в масштабе личности оно представляет собой одну единую картину – жизнь.
- Тема порочности человеческой природы. Истины личности всегда хромают, то есть являются натянутыми и не совершенными, а бытие – всего лишь выщербленная лестница, которая ассоциируется с темным старым подъездом. Это говорит о том, что люди в большинстве своем гораздо комфортнее чувствуют себя в убожестве: и в материальном, и в духовном. Кроме того, человеку свойственно подменять то, что есть, тем, что он хочет. Поэтому даже его воспоминаниям нельзя верить.
- Тема разочарования и отчаяния. Лирический герой утратил веру в идеалы, поэтому издевательски призывает поклоняться данности.
Краткий анализ
История создания – поэт написал это стихотворение в 1962 году, тогда же оно было прочитано им в “Литературном кафе”.Тема стихотворения – противостояние жизни и смерти.
Композиция – состоит из 24 строф по 8 строк в каждой. Произведение разделено на несколько частей. В первой рассказывается история двух людей, которые любили сидеть на холме, вторая посвящена их смерти, а третья – это философские рассуждения автора о жизни и смерти.
Жанр – лирическое стихотворение (поэма), сюжетное стихотворение (баллада) на философскую тему.
Стихотворный размер – дольник.
Эпитеты – “розовый шпиль”, “заросший пруд”, “страшный крик”, “внезапно распахнулись”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”, “красное млеко”, “кошмарный скелет”.
Метафоры – ”пространство росло меж них”, “кусты распахнулись”, “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада облаков”, “царила жара”, “чернела в ряске дыра”.
Олицетворения – “закат унимался и манил тучи”, “кусты расступились”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.
Сравнение – ”как будто раскрылась земля”, “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода”.
Метонимии – “десяток рубах и платьев маячили”, “шевеля железом в руках”, “встречен топором”.
https://youtube.com/watch?v=DeqZyJA6DZU
Жанровые особенности
Жанр этого стихотворения тяжело определить с филологической точки зрения, потому что завязка и кульминация отличаются смысловым содержанием от развязки. Иногда Бродский указывал жанр в самом заглавии, например, как в стихотворении «Элегия», но здесь другой случай.
Большинство исследователей относят «Холмы» к философскому рассуждению. В тексте решаются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения и смысла существования. Это доказывает мнение ученых.
Стихотворение написано ямбом — это самый распространенный размер стихотворений. Возможно, Бродский делает это намеренно, чтобы показать простоту жизни, по сравнению со смертью.
История создания
Написано данное стихотворение было в 1958 году, и было одним из первых произведений автора. Бродский был не признан властью, так как поднимал неугодные вопросы в своем творчестве. Это можно назвать своего рода комплиментом, так как значит, что его творчество сумело задеть и затронуть действительно важные проблемы. А ни это ли главное для творца?
Бродский являлся русско-американским поэтом, что отражается и на его творчестве. Стихотворения Бродского в корне отличаются от трудов русских авторов, поскольку они как-бы «пропитаны» английским духом. Да и темы в его трудах поднимаются отличные от привычных русскому человеку.
Вся поэзия автора философская, проникновенная, с большим количеством метафор. Тема данного произведения стала открытием автора. Поэт не забыл отблагодарить англичан, натолкнувших его на создание данного произведения, поставив эпиграф, в котором использовал слова Шекспира.
Основная идея
Данным стихотворением поэт хотел выразить свою боль, хотел поделиться опытом в любви — таков смысл стихотворения Бродского «Я вас любил». Не случайно он выбрал «за основу» возвышенное стихотворение Александра Сергеевича, ведь любовь воспринимается именно так, лёгкой, воздушной, неземной.
Затем, наполнив его своим смыслом, заменив некоторые слова своими понятиями, дополнив его недостающими элементами и нюансами, приправив получающийся «продукт» щепоткой иронии, автор написал совершенно другое произведение.
Первые три строки являются тезисом, то есть кратко сформулированной основной мыслью произведения «Я вас любил».
Средства выразительности
В стихотворении можно найти множество эпитетов, метафор и сравнений
Самое важное в нем, к пониманию чего подводит поэт на протяжении всего своего рассказа: смерть в личностном и эмоциональном плане — это равнины, а настоящая жизнь — холмы
В философском смысле Бродский под холмами подразумевает яркую человеческую личность, невозможную в условиях советской диктатуры, которая является равниной — в прямой линии нет никакого развития и никакой динамики. Так и жизнь граждан СССР двигалась под указку власти.
Также в тексте можно найти и другие тропы. Они помогают проникнуться смыслом:
- Эпитеты: «розовый шпиль», «разные склоны», «страшный крик», «вечерняя заря», «страшная весть», «пьяная свадьба».
- Метафоры: «крик потряс склоны», «сон был полон мук», «стада густых облаков», «чернела в ряске дыра».
- Олицетворения: «закат унимался и манил тучи», «пар поднимался», «кусты проснулись», «город заплатит».
- Сравнения: «неслись, как в бреду», «как дверь в темноту», «смерть, как вода».
Большое изобилие средств выразительности дополняет стихотворение, дает полную картину происходящего. Оно создает ощущение тревоги, которое оправдано, ведь происходит убийство. Но это чувство не исчезает до самого конца. Даже во время философских отступлений читатель чувствует эмоциональное неспокойствие внутри. Бродский как мастер своего дела смог добиться такого результата. У него это получилось.
Краткий анализ
История создания – поэт написал это стихотворение в 1962 году, тогда же оно было прочитано в “Литературном кафе”.Тема стихотворения – противостояние жизни со смертью.
Композиция – произведение разделено на несколько частей. В первой рассказывается история двух людей, которые любили сидеть на холме, вторая посвящена их смерти, а третья – это философские рассуждения автора о жизни и смерти.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – ямб.
Эпитеты – “розовый шпиль”, “разные склоны”, “страшный крик”, “вечерняя заря”, “страшная весть”, “пьяная свадьба”.
Метафоры – “крик потряс склоны”, “сон был полон мук”, “стада густых облаков”, “чернела в ряске дыра”.
Олицетворения – “закат унимался и манил тучи”, “пар поднимался”, “кусты проснулись”, “город заплатит”.
Сравнение – “неслись, как в бреду”, “как дверь в темноту”, “смерть как вода”.
История создания
«Двадцать сонетов к Марии Стюарт» — цикл стихотворений, написанный в 1974 году, то есть спустя два года после эмиграции автора. Гуляя по Люксембургскому саду, Бродский задумался
Внимание поэта приковали скульптуры, расположенные по периметру центральной террасы. Это образы выдающихся женщин, среди которых автор выделяет для себя королеву Франции и Шотландии — Марию Стюарт
Все стихи данного цикла написаны о ней, но посвящены они иному лицу. Дело в том, что эта великая женщина заинтересовала его ещё тем, что она удивительным образом походила на возлюбленную поэта, Марианну Басманову, которой посвящал и перепосвящал свои произведения автор.
Данное подобие — не единственная связь Бродского с королевой Марией. В детстве поэт посмотрел фильм «Сердце королевы», в котором главную роль, роль Марии Стюарт, сыграла шведская актриса Цара Леандер. На маленького поэта красивая актриса произвела неизгладимое впечатление. Скорее всего, эти два фактора и являются основными и решающими в выборе лица, к которому направлено обращение.
Тема произведения
Впервые стихотворение «Холмы» Бродский читает в 1962 году. Это происходило в «Литературном кафе» — месте сбора многих поэтов и писателей в Санкт-Петербурге.
В «Холмах» Иосиф Александрович противопоставляет жизнь и смерть, их вечное единоборство. И в тексте стихотворения смерть оказывается победителем. Поэт не только ставит философский вопрос перед читателем, но и рассуждает и о человеческом одиночестве.
В его стихотворении герои непоняты окружением, выделяются среди остальных, потому что будто бы наблюдают за жизнью свысока:
Холмы являются символом отрешенности, а два человека выбиваются из общей серой массы. Бродский пытается сказать, что в советское время иметь индивидуальность и как-то отличаться от типичного гражданина своей страны значит навлечь на себя беду. Это и происходит в стихотворении — «они» заканчивают трагично и погибают от рук убийц, решивших прервать встречи двух молодых людей.
Поэт всегда негативно относился к безликой серой массе, но, по его мнению, существование тех двух невозможно в условиях советской власти, ведь она уничтожает любые отклонения от своей нормы.
Герои отважно взирают с холмов именно на смерть — моральную и духовную. Упадок проявляется во всем, за что цепляется их взгляд: тюрьма, машины, баня, банк
Даже в день свадьбы, казалось бы, торжества любви и жизни происходит трагедия. Уже настоящая физическая смерть. Все это говорит читателю о существовании неправильной, искаженной действительности. Стихнет свадьба, пройдут похороны, и о двух смельчаках забудут навсегда.
В творчестве Бродского часто поднимаются подобные темы. Например, похожие по смыслу произведения — «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам…» и «Набросок». В них такая же тревога и безысходность. Герои находятся в поиске чего-то, что для них недостижимо.
Анализ стихотворения «Диалог»
Стихотворение Бродского «Диалог» было написано в 1962 году. оно не так известно, как некоторые другие его произведения. Перед читателем диалог. И первая задача – это выяснить, кто является участниками. Ответ на этот вопрос содержится в словах «Уйми его, Боже, уйми». Отсюда очевидно, что в этом стихотворении идет разговор человека с Богом. Бог слушает его слова, однако этому сильно мешает ветер.
Замечание 2
В начальных строках этого стихотворения видна ситуация нарушения коммуникации.
Очевидно, что в стихотворении говорится о чьей-то смерти, причем последние слова, сказанные Богом: «Птицей, птицей он был» являются свидетельством того, что речь идет о поэте. Хорошо известно, что птица в творчестве Иосифа Бродского – постоянная метафора, которая указывает на поэта. И ясно, что в этом стихотворении речь идет о смерти какого-то талантливого, выдающегося стихотворца. Произведение было написано 6 июня 1962 года. И возможно, это может как-то прояснить ситуацию, так как эта дата – день рождения А. С. Пушкина. Однако то, что в дальнейшем говорится об этом поэте: «Все, что он сделал: крылья птице чёрной одной». То есть, это единственное действо является главным достижением умершего поэта, но в таком случае вряд ли речь идет о Пушкине.
Многие исследователи творчества Бродского склоняются к тому, что скорее всего в стихотворении «Диалог» речь идет об Эдгаре По, авторе знаменитого произведения «Ворон», которое породило огромное количество вариаций и подражаний. А «сотни внучат» умершего стихотворца – это те, кто находятся под влиянием произведения По.
Читателю, который не знает о религиозных взглядах Бродского, после знакомства со стихотворением «Диалог» могло бы показаться, что оно написано человеком глубоко верующим. Бродский с большим удовольствием создает такую иллюзию, словно примеряя на себя этот актант и задавая самому себе вопрос: что бы было, если б у меня была такая вера?
Стихотворение «Диалог» крайне загадочно. А балладная интонация произведения напоминает английскую поэзию.
Стиль Бродского
Стихи Иосифа Александровича Бродского своеобразны, для передачи мысли в строках поэт часто использует причастия, а увеличенная длина строк позволяет лучше сконцентрироваться на каждой из них, не прыгая с одной на другую. Часто Бродский использует приём письма от второго-третьего лица, что украшает стихи эпичностью и придаёт им некую дружескую интонацию. Автор словно подкрадывается к сердцу читателя за счёт панибратства, после погружая его с головой в свой поэтически мир
Слог Иосифа Александровича имеет назидательность и сентенциозность, поэтому передаваемые читателю мысли ладно проходят через строки, просачиваясь сквозь паутину причастий и особенностей синтаксиса. Если хотите понять творчество Бродского, то послушайте аудиозаписи с его голосом, так как особенности фонетики придают строкам особый шарм.
Сложно найти у поэта лирику в её традиционном понимании, но автор идёт своим путём и щедро вознаграждает тех, кто умеет проникать в каждую строчку стихотворение и не довольствуется беглым прочтением стихотворений
С колокольни сегодняшних дней Иосиф Александрович похож на римского Цезаря, который благосклонен к преданным слугам своего творчества и беспощадно молчалив к тем, кто пытается ему подражать, не сумев увидеть и сотой части глубины написанных стихов.
Тема произведения
Впервые стихотворение «Холмы» Бродский читает в 1962 году. Это происходило в «Литературном кафе» — месте сбора многих поэтов и писателей в Санкт-Петербурге.
В «Холмах» Иосиф Александрович противопоставляет жизнь и смерть, их вечное единоборство. И в тексте стихотворения смерть оказывается победителем. Поэт не только ставит философский вопрос перед читателем, но и рассуждает и о человеческом одиночестве.
В его стихотворении герои непоняты окружением, выделяются среди остальных, потому что будто бы наблюдают за жизнью свысока:
Холмы являются символом отрешенности, а два человека выбиваются из общей серой массы. Бродский пытается сказать, что в советское время иметь индивидуальность и как-то отличаться от типичного гражданина своей страны значит навлечь на себя беду. Это и происходит в стихотворении — «они» заканчивают трагично и погибают от рук убийц, решивших прервать встречи двух молодых людей.
Поэт всегда негативно относился к безликой серой массе, но, по его мнению, существование тех двух невозможно в условиях советской власти, ведь она уничтожает любые отклонения от своей нормы.
Герои отважно взирают с холмов именно на смерть — моральную и духовную. Упадок проявляется во всем, за что цепляется их взгляд: тюрьма, машины, баня, банк
Даже в день свадьбы, казалось бы, торжества любви и жизни происходит трагедия. Уже настоящая физическая смерть. Все это говорит читателю о существовании неправильной, искаженной действительности. Стихнет свадьба, пройдут похороны, и о двух смельчаках забудут навсегда.
В творчестве Бродского часто поднимаются подобные темы. Например, похожие по смыслу произведения — «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам…» и «Набросок». В них такая же тревога и безысходность. Герои находятся в поиске чего-то, что для них недостижимо.