Иван никитин 📜 ночь на берегу моря

Иван саввич никитин 1824–1861 

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения заявлена в названии. Основная мысль задана в движении чувств лирического героя. Его взгляд скользит по пробуждающейся природе, как бы двигаясь в пространстве и во времени вместе с человеком. Последние строки раскрывают основную мысль: утро – отрада для лирического героя, обременённого заботами и душевной болью. В единении с природой, солнцем, в наслаждении простым человеческим трудом, трудом рыбака или пахаря, которому «по плечу всё тяжёлое» — истинное счастье.

Стихотворение описывает утро длинного весеннего дня. Об этом можно судить по состоянию природы (серебристая роса на кустах) и о виде выполняемых пахарем сельскохозяйственных работ. Пахарь обрабатывает землю сохой перед посевом. Интересно, что стихотворение написано поздней осенью. Это своеобразная ностальгия не только по идеальной жизни в гармонии с природой, но и по идеальному времени года.

Стихотворение состоит из 6 строф. В первой строфе рассвет только начинается: гаснут звёзды, краснеет небо и вода. Во второй строфе появляется лирический герой, путешествующий по рассветной природе. В третьей строфе природа обретает звучание: с шумом проносятся утки, далеко звенит колокольчик (очевидно, уже выгнанного на луг скота). В четвёртой строфе пробуждается люди (рыбаки) и птицы. Отдельные шумы заглушаются птичьими песнями, природа радостно ожидает солнца. Пятая строфа кульминационная. Встаёт солнце и питает своими потоками всё живое. В шестой строфе изображено следствие восхода солнца: человек получает силы для тяжёлого полезного труда, лирический герой наполняется душевными силами, чтобы противостоять боли и заботам. В одном утре отражена целая жизнь человека.

Природа в стихах И. С. Никитина: анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Анализ стихотворения «Ярко звёзд мерцанье. «

Счастье летнего утра

Русский поэт Иван Саввич Никитин, за свой короткий жизненный путь (он прожил 37 лет), оставил достойное наследие своего творчества, которым интересовались многие композиторы. Многие стихи автора сейчас известны, в особенности благодаря песням, которые очень мелодичны и звучат легко и ложатся на душу. В стихотворении «Ярко звезд мерцанье…», автор очень красочно передает теплое летнее утро, раннюю зарю, напоенную росами и утренней свежестью.

Вначале стихотворения автор описывает красоту ночного неба, наполненного ярким мерцанием звезд и сиянием месяца. Затем с небесной красоты поэт переводит взгляд на красоту земную, где все поля и леса спят, укутанные молчаливой тишиной. Однако тишину нарушает «смех и разговор» — это косари развели жаркий костер. И где-то там по высокой траве бродит одинокий конь. Эти строки описывают чудесную картину теплой летней ночи.

Дальше в стихотворении открывается картина, показывающая наступление рассвета, начинающегося с песни молодого парня, который в это утро самый счастливый человек на свете. Он, радуясь, утру и чудесным бескрайним полям, «пляшет-приседает, соловьем свистит». Эту песню слышно очень далеко и «песне отвечает коростель в лугах». В романтичном и радостном настроении счастливой души, автор передает собственные переживания и чувства, которые переполняют его внутренность – он молод и полон сил.

Русская природа, воспетая Никитиным в этом стихотворении, заставляет гордиться ее «золотыми нивами», «гладью и блеском» голубых озер, светлыми заливами и бесконечными просторами. Через это стихотворение, автор учит видеть, чувствовать и пропускать через себя, прекрасное в природе и простом крестьянском труде, который нелегок, но так благодарен, что «так и льются сами звуки из души»

Читать все стихи Ивана Саввича Никитина:

Бегут часы, недели и годаБывают светлые мгновеньяВ темной чаще замолк соловейВесна в степи (Степь широкая…)Вечер ясен и тихВечность (О грозная вечность…)Воспоминание о детстве (Однообразно и печально…)Вырыта заступом яма глубокаяГнездо ласточкиГрусть старика (Жизнь к развязке печально идет…)Дедушка (Лысый, с белой бородою…)День и ночь с тобой жду встречиДеревенский бедняк (Мужичка-бедняка…)Дитяти (Не знаешь ты тоски желаний…)Дума (В глубокой мгле холодного забвенья…)Еще один потухший деньЖизнь (Прекрасны молодые годы…)Зимняя ночь в деревнеИз записки (На языке чужом…)Как мне легко, как счастлив я в тот мигКлеветникам (Молвы язвительной и дерзкой…)Когда закат прощальными лучамиКогда Невы, окованной гранитомКогда один, в минуты размышленьяКогда, мой друг, в часы одушевленьяКулакЛес (Шуми, шуми, зеленый лес!..)Медленно движется времяМогила (Густой травой поросшая могила…)Молитва (О боже! дай мне воли силу…)Монастырь (Крестом высоким осененный…)Мрамор (Недвижимый мрамор в пустыне глухой…)Н. Д. (Не отравляй минут успокоенья…)На западе солнце пылаетНа лицо твое солнечный свет упадалНе плачь, мой друг!.. (Не плачь, мой друг! Есть много муки…)Не повторяй холодной укоризныНебо (С глубокою думой…)Незаменимая, бесценная утрата!Нищий (И вечерней и ранней порою…)Новый завет (Измученный жизнью суровой…)Ночлег в деревне (Душный воздух, дым лучины…)Ночь (Звезды сыплются…)Ночь на берегу моря (В зеркало влаги холодной…)Отъезд (Прощайте, темные дремучие леса…)Перемена (Была пора невинности счастливой…)Песня бобыля (Ни кола, ни двора…)Поле (Раскинулось поле волнистою тканью…)Помоги ты мнеПостыдно гибнет наше время!Похороны (Парчой покрытая гробница…)Пошутила я — и другу слово молвилаПрисутствие непостижимой силыПряха (Ночь и непогодь. Избушка…)Развалины (Как безыменная могила…)Разговоры (Новой жизни заря…)Русь (Под большим шатром…)Собрату (Ты умрешь на больничной подушке…)Средь жизни пошлой, грустной и бесплоднойСтаростаСуровый холод жизни строгойТайное горе (Есть горе тайное: оно…)Тихо ночь ложитсяТишина ночи (В глубине бездонной…)Тоска (Как у нас по селу…)Тяжкий крест несем мы, братьяУединение (Приличий тягостные цепи…)Уж и как же тыУж не я ли тебя, милая, упрашивалУтроУтро на берегу озераЧто счастье?- бред воображеньяЧуть сошлись мы — друг друга узналиЮг и Север (Есть сторона, где всё благоухает…)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь

Получение образования

В 8 лет мальчик был отправлен в Воронежское духовное училище, причем поступил он сразу во 2 класс. Закончил его в 1839 году и продолжил обучение в гимназии, чтобы стать священником. Будучи сыном зажиточного отца, Никитин являлся вольным слушателем, что позволило ему сохранить широту взглядов и некоторую независимость. Однако уровень образования и принятые порядки не устраивали юношу. Больше всего Иван мечтал поступить в университет. В «Дневниках семинариста» (1861 год) он отразил год обучения в семинарии в самых мрачных цветах.

Спасала студента любовь к чтению. Он читал книги без какой-либо системы или предпочтений, поэтому судить, повлияли ли они на развитие его таланта, затруднительно. В семинарии юноша познакомился с Белинским и впервые показал стихи преподавателю русской словесности. Последний похвалил талантливого учащегося и настоятельно рекомендовал продолжать.

Впрочем, закончить семинарию Иван не смог. В 1844 году он был исключен с 4 курса за систематические пропуски, которые были связаны с семейными проблемами. Возможно, определенную роль сыграло и введение в 1841 году нового и более сурового устава.

Природа летом в стихах И.С. Никитина: анализ стихотворения «Утро»

Данное произведение — яркий представитель пейзажной лирики. Однако обыкновенной пейзажной лирикой его все же назвать нельзя. Стиховорение не простое.

Никитин ярко рисует словами пробуждение природы. Вместе с изображением жизни природы поэт рассказывает нам о своих чувствах и мыслях.

Перед взором читателя предстает яркая карти­на раннего летнего утра.

Важно отметить, что в своей краткой пейзажно-лирической за­рисовке автор уделяет внимание не только природе как таковой, но и простому народу. Это является харакерным для данного поэта. Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода

Он не просто описывает работу тружеников, а пытается показать их силу и самоотверженность

Он негласно воспевает простой русский народ, который начинает свой труд рано уром, еще до начала солнечного восхода. Он не просто описывает работу тружеников, а пытается показать их силу и самоотверженность.

Кроме того, не просто так в конце стихотворения употребляются строки «Не боли ты, душа! отдохни от забот!», а после них сразу упоминаются солнце и утро. Данные символы испокон веков несли в себе смысл обновления.

Поэтому многие литературные специалисты находят в этом произведении призыв.

Структурный и смысловой анализ произведения

Для большей выразительности в тексте используется скрытая градация, увидеть которую при первом прочтении не всегда удается. Речь идет о применении слов особой окраски в разных частях стихотворения:

1. Тишина и спокойствие — окончание периода сна

Некоторые слова для задания «тихого» тона: меркнут, гаснут, расстилается, разливается.

2. Бодрость и веселье — начало пробуждения

Некоторые «звонкие» слова: вдруг, брызнет, ветерок, пронеслись, звенит.

Для оживления природы и задания тексту опреденного настроения автор также использует некоторые приемы:

  • Эпитеты (серебристая, золотыми, веселое и т.д. );
  • Олицетворения (зремлет чуткий камыш, утро веселое, солнце встает, лес улыбается и т.п. );
  • Повторы (огонь).

Общая направленность стихотворения

Данное стихотворение — это не просто природоописание и воспвание утренних красот.

Наряду с описание пейзажей и процесса пробуждения живой природы, поэт рассказывает читателям своих сокровенных чувствах и мыслях.

Чтобы действительно увидеть эти чувства, следует обращать внимание на общий окрас используемой лексики, поскольку природные процессы и явления в данном случае являются отражением душевных движений внутри того, кто писал эти строки. Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью

Именно поэтому поэт активно использует в стихотворении цвета и слова с яркой смысловой окрашенностью.

Иван Никитин — Русь: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Под большим шатром Голубых небес — Вижу — даль степей

Зеленеется.

  • И на гранях их, Выше темных туч, Цепи гор стоят
  • Великанами.
  • По степям в моря Реки катятся, И лежат пути
  • Во все стороны.
  • Посмотрю на юг — Нивы зрелые, Что камыш густой,
  • Тихо движутся;
  • Мурава лугов Ковром стелется, Виноград в садах
  • Наливается.
  • Гляну к северу — Там, в глуши пустынь, Снег, что белый пух,
  • Быстро кружится;
  • Подымает грудь Море синее, И горами лед
  • Ходит по морю;
  • И пожар небес Ярким заревом Освещает мглу
  • Непроглядную…
  • Это ты, моя Русь державная, Моя родина
  • Православная!
  • Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной
  • Развернулася!
  • У тебя ли нет Поля чистого, Где б разгул нашла
  • Воля смелая?
  • У тебя ли нет Про запас казны, Для друзей — стола,
  • Меча — недругу?
  • У тебя ли нет Богатырских сил, Старины святой,
  • Громких подвигов?
  • Перед кем себя Ты унизила? Кому в черный день
  • Низко кланялась?
  • На полях своих, Под курганами, Положила ты
  • Татар полчища.
  • Ты на жизнь и смерть Вела спор с Литвой И дала урок
  • Ляху гордому.
  • И давно ль было, Когда с Запада Облегла тебя
  • Туча темная?
  • Под грозой ее Леса падали, Мать сыра-земля
  • Колебалася,
  • И зловещий дым От горевших сел Высоко вставал
  • Черным облаком!
  • Но лишь кликнул царь Свой народ на брань — Вдруг со всех концов
  • Поднялася Русь.
  • Собрала детей, Стариков и жен, Приняла гостей
  • На кровавый пир.
  • И в глухих степях, Под сугробами, Улеглися спать
  • Гости навеки.
  • Хоронили их Вьюги снежные, Бури севера

О них плакали!..

  1. И теперь среди Городов твоих Муравьем кишит
  2. Православный люд.
  3. По седым морям Из далеких стран На поклон к тебе
  4. Корабли идут.
  5. И поля цветут, И леса шумят, И лежат в земле
  6. Груды золота.
  7. И во всех концах Света белого Про тебя идет
  8. Слава громкая.
  9. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя,
  10. Назвать матерью,
  11. Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде
  12. Сложить голову.

Анализ стихотворения «Русь» Никитина

Одно из ранних произведений И.Никитина — «Русь». Многие литературоведы считают это стихотворение центральным в творчестве поэта. Рожденный в Воронеже, И. Никитин отразил во многих произведениях отношение к русской земле, жизни, народу. Стихотворение «Русь» появилось в 1853 году, его опубликовали в местной газете.

Стиль произведения близок к древним народным сказаниям. Это проявляется в словах, характерных для народных песен: мурава, пир, брань; в эпитетах («море синее», «поле чистое», «мать сыра земля»). С народными былинами роднит стихотворение своеобразная композиция. В нем нет четкой рифмы, единство слов и строк поддерживается с помощью размера, за счет этого поддерживается четкий ритм.

Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.

Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.

По смыслу стихотворение делится на три части:

  • описание природы родной земли;
  • путешествие в историю народа;
  • воспевание Руси, любовь к ней.

Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

Кроме богатства российских земель, используя метонимию, И. Никитин в понятие «Русь» вкладывает значение «русский народ».

Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.

Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

В финале произведения говорится о славе страны, которая идет «во всех концах света белого». Есть за что любить и «называть матерью» свою Великую державу русскому народу. Стихотворение «Русь», несмотря на внешнюю простоту, является одним из лучших патриотических произведений середины 19 века.

Читать стих поэта Иван Никитин — Русь на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Иван Никитин Утро

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Далеко-далеко колокольчик звенит.
Рыбаки в шалаше пробудилися,
Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…
А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют,
И стоит себе лес, улыбается.
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро весёлое!

1. Точное слово
Как автор приветствует новый день? Найдите ответ в стихотворении.

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

2. Соответствие
Автор говорит: «По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается». Когда в природе можно увидеть такую картину? Отметьте ответ √

√ утром на восходе

3. Поиск
Перечитайте описание предрассветной поры. Подчеркните эпитеты, которые использует поэт. Соедините рифмующиеся строки.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. ⇒ По зеркальной воде, по кудрям лозняка

Белый пар по лугам расстилается. ⇒ От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. ⇒ Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

Чуть приметна тропинка росистая. ⇒ С листьев брызнет роса серебристая.

4∗. Эрудит
Объясните значение слов.

Соха — орудие для вспахивания земли.
Лозняк — ивняк, ивовый кустарник.
Пахарь — тот, кто пашет землю.

5. Поиск
В каких словах слышится восхищение и радость поэта? Подчеркните олицетворения.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;
По плечу молодцу всё тяжёлое…
Не боли ты, душа! отдохни от забот!Здравствуй, солнце да утро весёлое!

6∗. КнигочейЧто вы знаете о русском поэте И.С. Никитине? Запишите.

И.С. Никитин родился в Воронеже. Дом его детства стоял на высоком берегу реки Воронеж. Поэт любил наблюдать за течением реки, разглядывать краски закатов, слушать пение птиц и шелест трав.
Никитин очень хотел стать образованным человеком, мечтал об университете, но для его семьи наступили тяжёлые времена. Отец разорился, юноше пришлось работать, чтобы поддержать родных. В свободное время он учился, много читал, пробовал писать стихи., скрывая их от посторонних.
«Русь» — первое стихотворение, которое было напечатано и сразу сделало поэта известным. Стихи приняли с восторгом: заучивали наизусть, переписывали, читали друзьям. Это стихотворение Никитина о родной Русской земле называли песней, которая сразу облетела всю великую Русь. И сейчас, в XXI веке, поэзия И.С. Никитина живёт, его стихи изучают, читают и перечитывают, заучивают наизусть.

7∗. Проба пераПеречитайте стихотворение. Сделайте иллюстрацию к той части, которая вам понравилась.

Анализ стихотворения Никитина «Ночь на берегу моря»

Стихотворение «Ночь на берегу моря» написано в 1850 году, оно относится к раннему периоду творчества И. С. Никитина. Небольшое по объему стихотворение уверенно опровергает суждения ряда известных критиков о подражательном характере творчества и неглубоком даровании поэта-самородка.

Тема стихотворения навеяна пребыванием у моря. При минимуме текста, предельном лаконизме изложения оно содержит настоящие жемчужины художественной выразительности:

многочисленные олицетворения – «месяц глядит», «небосклон одет», «грудь океана дышит», «спят корабли», «берег мелькает», «смолкла тревога», «ум видит», «безмолвная земля» – являются главным украшением и образным средством, максимально приближающим читателя к картине мира, нарисованной автором;
ряд однородных членов предложения – «глядит, плывет, горит» – описывает действия очеловеченного талантом поэта романтического ночного светила;
метафоры – «зеркало влаги (воды)», «одет дымкой тумана», «грудь океана» – мастерски отражают зрительный образ, созданный авторской фантазией;
сравнение – «дышит как сквозь сон» – дает представление о замедленном, размеренном колебании водной поверхности;
эпитеты – «светлая грудь», «ясный небосклон», «легкая дымка», причем небольшое их количество ничуть не умаляет количества красок, использованных в стихотворении;
инверсию – «влаги холодной», «над землею безмолвной», «ясный одет небосклон», «спят корабли» – интонационно выделяющую последнее, значимое слово каждой фразы;
умолчание – «Смолкла дневная тревога…» – проводит границу между суетой дня и освобождением ума от всего мелкого, мешающего осмыслению самого важного с точки зрения автора.

Несмотря на ночное время, и на берегу, и в душе лирического героя светло и радостно. Лишь картины природы были способны привести И. С. Никитина в состояние творческого подъема и отвлечь от тяжелых мыслей о судьбах отчизны и своей собственной.

Повествование неторопливо – автор будто вслушивается в звуки чудесной летней ночи, боясь нарушить неосторожным движением ее удивительную гармонию. Поэт ощущает покой и умиротворение, которых ему так не хватало в повседневной жизни, и сообщает их читателю. Идиллическое произведение явно содержит религиозный мотив

Содержание первых трех строф как бы предуготовляет читателя к важному выводу, сделанному в последней строфе – метафизической природе всего сущего

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑ Стихи для детей, школьников ✑ Стихи о природе ✑

Анализ стихотворения Никитина «Утро»

Стихотворение «Утро», написанное в 1854-55 годах, Никитин очень любил. Больше того – он считал его одним из самых удачных в собственном творчестве. В произведении описывается летнее утро в русской деревне. Рисуя пейзаж, автор старается быть максимально реалистичным. Чтобы добиться тесной связи с окружающей действительностью, Никитин создавал стихотворения в простонародном духе. В письме Майкову поэт говорил, что более искусственная форма позволяет сильнее разыграться воображению. Перед Иваном Саввичем же такой задачи никогда не стояло

Повышенное внимание к фольклору оказало сильнейшее влияние на стихотворения Никитина. В них можно заметить характерные темы, средства художественной выразительности, образы

Чтобы полнее проникнуться народным творчеством, поэт собирал и заучивал песни, пословицы, причитания. В этом стремлении он был близок к Гоголю, Пушкину, Кольцову, Некрасову. В стихотворении «Утро» фольклорность выражается в употребление повторов (далеко-далеко, морщит-рябит, горит-разгорается), глаголов в устаревшей форме (скрылися, пробудилися), союза «да» вместо «и» («солнце да утро веселое»).

Никитину удается нарисовать яркую картину пробуждения всего живого с наступлением утра – птичек, солнца, леса. В середине произведения первый раз в пейзаж вписываются люди – рыбаки, проснувшиеся на рассвете и уже начавшие собирать снасти. Кроме того, человек появляется в финале. Перед читателями предстает жизнерадостный пахарь с сохой. Он поет, получает удовольствие от нового дня, солнца и утра. По плечу ему тяжелая работа. Заканчивает стихотворение поэт сразу тремя восклицаниями. Выглядят они словно призыв для всего человечества – нужно радоваться каждому утру, приветствовать взошедшее солнце, не зацикливаться исключительно на проблемах и душевой боли.

Высокую оценку стихотворению давал величайший русский писатель двадцатого столетия Бунин. Он считал, что Никитин сумел замечательно передать красоту ранней зари. По мнению Ивана Алексеевича, стихотворение словно наполнено горячим солнечным блеском, утренней свежестью, росами, холодком от реки, запахом камышей.

Поэзия Никитина отличается особой мелодичностью, поэтому она часто привлекала внимание талантливых русских композиторов. На музыку положено и стихотворение «Утро»

Авторы – Василий Калинников и Владимир Иванов-Корсунский.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи для детей, школьников ✑ Стихи о природе ✑

«Какими чувствами проникнуто стихотворение Никитина «Утро»»

Стихотворения о природе относятся к пейзажной лирике. Но пейзажная лирика — это не только описание природы, которая может быть и величественно-прекрасной, и умиротворенной, и бушующей. Вместе с картинами природы передаются самые сокровенные мысли и чувства поэта. Однако чтобы «увидеть» и понять все то, о чем рассказал поэт в своем стихотворении, нужно научиться понимать картины природы, изображенные автором, чувствовать настроение, которым они проникнуты. Или, как говорил Н. В. Гоголь, уметь «разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу… душою и сердцем почувствовать всякое слово его». Вот передо мной стихотворение Ивана Саввича Никитина «Утро». Перед мысленным взором сразу возникает чудесная картина. Предрассветная пора. «Звезды меркнут и гаснут». Вокруг еще «тишь — безлюдье»: «дремлет чуткий камыш», замерли, покрытые серебристой росой, листочки; за озером чуть виднеются заливные луга, расстилается над ними легкой пеленой туман, белый, как пар. Но вот под умелым пером поэта природа постепенно оживает:

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Воздух наполняется звуками и запахами. Горит-разгорается восток, «вот и солнце встает, из-за пашен блестит». Начинается новый трудовой день: проснулись рыбаки, сняли с шестов сети, «весла к лодкам несут». «Птички песни поют», встречая новый день. Улыбается-радуется пробуждению лес. Хлынуло золотыми потоками солнце, осветило своими лучами и поля, и луга, и «макушки ракит». Вышел в поле пахарь с сохой, один — песню поет, любая работа ему по плечу.

Какую красоту увидел автор, какое светлое и легкое стихотворение написал! Но, видимо, было в его жизни что-то тяжелое, может, он от чего-то страдал. Не случайно он пишет: «Не боли ты, душа! отдохни от забот!». Значит, что-то тревожит, беспокоит его, но, несмотря на это, он кончает свое стихотворение не жалобой, а приветствием всему живому:

Здравствуй, солнце да утро веселое!

Радость жизни, приходящая на землю вместе с восходом солнца, подействовала на автора, разогнала грустные мысли. Он сам наблюдал пробуждение природы, и душа его откликнулась на красоту.

Иван Никитин, крестьянский поэт, посвятил много стихотворений природе родного края. В его трудной жизни именно природа помогала ему сохранить живую душу, приносила утешение в минуты отчаяния. Наверное, автор хочет и до нас донести главную мысль: таково извечное свойство природы — возвращать уставшему человеку радость жизни, поддерживать его и исцелять.

Указатель произведений

Афанасьев Александр Николаевич (Сказки А. Н. Афанасьева)

Ахматова Анна Андреевна (Воронеж)

Бабель Исаак Эммануилович («Аргамак», Из писем И. Э. Бабеля)

Бакланов Григорий Яковлевич (Автобиография, Надя)

Барышникова Анна Куприяновна (ЖИЗНЬ БАБУШКИ КУПРИЯНИХИ (А. К. Барышникова о себе), Сказки А. К. Барышниковой)

Бунин Иван Алексеевич (Автобиографическая заметка, Думая о Пушкине, НАТАЛИ, Очерк «Толстой», Памяти сильного человека, Эртель)

Васильев Борис Львович («Век необычайный»)

Веневитинов Дмитрий Владимирович (Стихи Д. В. Веневитинова)

  • Гиляровский Владимир Алексеевич (Мои скитания (отрывок))
  • Гончаров Юрий Даниилович («Неужели это Россия и есть?», Возле Пушкина)
  • Гордейчев Владимир Григорьевич (Лицом к рассвету, Месяц май, Памятник Петру, Родная речь, Такие новости, У памятника Кольцову, Улица Мира)
  • Дёгтев Вячеслав Иванович (Азбука выживаниЯ (Памятка), Джяляб)
  • Евсеенко Иван Иванович (Петька, Старая фотография)

Жигулин Анатолий Владимирович («Бурундук», «Воронеж!.. Родина. Любовь.», «Калина» (отрывок), «Колымская песня», «Кострожоги» (отрывок), «Отец», «Поэт»)

Жуковский Василий Андреевич (Дневник В. А. Жуковского)

Задонский Николай Алексеевич (Молодой Платонов)

Ионкин Анатолий Александрович (1985. Ноябрь, Детский парк!, Доброта, Мелёхин, Прасолов, Рубцов…, Мой стол открыт, Памяти А. Прасолова, Петропавловка)

Кольцов Алексей Васильевич (Стихи А. В. Кольцова)

Кораблинов Владимир Александрович («Азорские острова», Маяковский в Воронеже)

Королькова Анна Николаевна (А. Н. Королькова — о себе)

Костомаров Николай Иванович (Автобиография)

Кубанёв Василий Михайлович («Изумруды всех семян и зерен», Время, Идут в наступление строки, К ногтю!, Маяковский, Я заболел)

Лермонтов Михаил Юрьевич (Стихотворения М. Ю. Лермонтова)

Марин Сергей Никифорович (Письмо к Нечаеву, Письмо Сергея Марина о выступлении наших войск из Москвы и о вступлении в неё французов, Стихотворения)

Маршак Самуил Яковлевич (Автобиография, Маршак С. Я. Из сонетов Шекспира, Стихотворения)

Недетовский Григорий Иванович («Широкая душа»)

Никитин Иван Саввич (Письмо И. С. Никитина А. С. Суворину, Стихи И. С. Никитина)

Прасолов Алексей Тимофеевич («…Есть на Дону Большие Дивы…» (Из поэмы ««Владыка»), «А. Т. Т» , «Аэропорт перенесли», «В. Пескову», «Вечный огонь», «Жизнь, ты счастьем обильна! …», «На проспекте вмерзают…», «На тихом Дону», «По щербинам врубленных ступеней…», «Пушкин», «Так – отведёшь туман рукою…», Пушкин)

Рылеев Кондратий Федорович (Пётр Великий в Острогожске)

Семаго Леонид Леонидович (Сова в городе, Чёрная щука)

Серебрянский Андрей Порфирьевич (Письмо А. П. Серебрянского к брату, Стихотворения)

Сидоров Валентин Митрофанович («…И в слове самом «Семилуки»…», «Берёзы стреляют в лесу…», «И опять нахлынуло, вернулось…», «К родному возвращаюсь очагу…», «При встречах вновь с особой силой…

», «Струится вечер тусклым светом…», «Я стою на слиянии рек…», «Я углубляюсь в глушь лесную…», Духовые оркестры, Надежде Михайловне Костомаровой, Отчий дом, Предисловие к книге «Избранные произведения. В 2-х т. Т. 1.

Стихотворения; баллады и поэмы; медитации», Семилукская роща)

Суворин Алексей Сергеевич (В ожидании века XX: Маленькие письма 1889–1903 гг.)

Эйхенбаум Борис Михайлович (По мостам и проспектам (из автобиографии))

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин

Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы. Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок. Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима. Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить. Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Иван Саввич Никитин

* * *

Полно, степь моя, спать беспробудно,
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал — и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.

Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе, плывут,
По груди у тебя полосами,
Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!

Проверяем свои знания

  1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина? Запиши их в «Рабочую тетрадь».

  2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

  3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

  4. Подготовься к выразительному чтению. Подумай, в каком темпе ты будешь читать стихи: быстро, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: