Анализ стихотворения Ф. Н. Глинки «К Пушкину»
Федор Николаевич Глинка был высокообразованным человеком, образцом истинного благородства, глубокой порядочности. Стихотворение «К Пушкину» написано им в 1819 году. В его рамках автор отдает должное творчеству своего современника А. С. Пушкина, признавая его безусловное первенство в то время, когда это было очевидно не всем. Глинка оказался провидцем: Пушкин навечно составил славу русской классической литературы.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- риторические восклицания – « … Пушкин!», « … добрый дух … вьет..!», «не бойся, … певец!», «песнь … полна!» – отражают степень упоения автора;
- лексические повторы – «Пушкин, Пушкин», «поешь ты, поешь…», «старинных дел, старинной славы» – создают интонационные акценты на ключевых словах;
- риторические вопросы – «Кто тебя учил …?» «какой из жителей … баял в колыбели?» – словно вовлекают в беседу и читателя, и адресата речи;
- инверсию – «в стихах чудесных», «жителей небесных», «слышал я», «русалка молодая», «жив талант»;
- перифразы – «небесный житель» – подразумевается ангел-хранитель, «дар богов» – талант;
- умолчания – «грации подсели…», «витязей забавы…»;
- олицетворения – «беспечна доля», «седая дубрава», «седое время», «дух вьет венец», «боязливая луна хоронилась, влюбилась», «старина воскресла», «эхо замолчало» – придают речи образность;
- архаизм – «младой»;
- ряд однородных членов предложения – «утехи, наслажденья, топот, гром, чары, забавы»;
- многосоюзие – «и вырос…, и взрос…, и поешь», «и топот…, и чары …, и забавы»;
- эпитеты – «дымный облак», «величавы дубы», «родные воды»;
- синонимы – «вырос, взрос», в том числе контекстуальные – «жив, бессмертен», «талант, гений», «утехи, наслажденья»;
- метафоры – «пленять в стихах», «дар богов», «дух дубравы», «венец славы»;
- цитирование – «Расти, резвись – и будь…!» – подчеркивает метафизическую природу поэтического дарования.
Ряд слов требует пояснения. Эроты – совокупность крылатых богов, связанных с любовью и любовными чувствами; грации – в древнеримской мифологии богини красоты и изящества; музы – в древнегреческой мифологии богини – покровительницы искусств и наук.
Отсылающее читателя к поэме «Руслан и Людмила» стихотворение Глинки пронизано народным духом, таинственностью народных сказаний, облеченных, как и у Пушкина, в идеальные формы. Глинка, принадлежа к старшему поколению, поклоняется его таланту без подобострастия, восхищенно: будучи сам поэтом, он понимает масштаб личности «солнца русской поэзии» и историческую преемственность его творчества.
Фёдор ГлинкаРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑