😢 сыпь гармоника! скука… скука

Сергей есенин ~ я обманывать себя не стану… (я московский озорной гуляка...) (+ анализ)

Сука как отдушина

На душе ещё не зажила рана от расставания с Дункан, поэтому Есенин не хочет слушать усмешек и осуждения, платя ещё за это деньги. С одной стороны, автор строк «Сыпь гармоника…» понимает глубину своего падения, с другой уже не может (не хочет?) остановить полёт вниз, ибо потерял идеалы и ориентиры.

1922-1923 годы особенно тяжелы, ведь нет не только личного счастья, но появилось разочарование Советской властью, а также от поэта отвернулись многие друзья. Этот микст и толкает в пучину кабака, где хотя бы на миг можно забыться и уйти от реальности. Не стоит считать Есенина слабохарактерным человеком, но все его мечты рушатся в прах, масса усилий ушла как вода в песок и всё это хочется просто на миг забывать… Отсюда и кабаки, отсюда и проститутки (суки в просторечье). Стеснения нет, Есенин пишет, как идёт в бой, подняв забрало.

Кабацкая исповедь

Не находя настоящего счастья в личной жизни, поэт изливает себя в кабаках, отдаваясь на откуп проституткам и прочим женщинам с низкой социальной ответственностью (Путин). Сергей чётко разграничивает любовь и секс… первая выскальзывает из рук, второго хоть ешь большой ложкой, но это не счастье, а сиюминутное удовольствие. После него приходит раскаяние, которое глушится вином, от чего в копилке жизни ничего не прибавляется.

Стихотворение-исповедь, написанное на том языке, на котором говорят в кабаках под звуки гармоники. Никакой цензуры и попытки обойти острые углы, всё говориться прямо и открыто.

В строках Есенин обращается к одной из дам, предпочитающих отдавать своё тело за звонкие монеты и стакан вина. У поэта явно видно раздражение от общения с «дамой», но это часть его жизни, его минутный релакс. Как видно из строк, женщина явно насмехается над поэтом или пытается грубо шутить, при этом она не совсем глупа, что ещё более заводит Сергея. Он пришёл сюда не для философской беседы, а ради вина и секса и не позволяет кому-то лезть в его жизнь.

Вариант №2

Ранние произведения Есенина-являются самыми лучшими в его творчестве. В них он вложил огромный смысл, который читатель понимает с первых строчек. К таким произведениям стоит отнести стихотворение “Край любимый, сердцу снятся”.

1. История создания.

Написал Есенин данную поэзию в далёком тысячу девятьсот четырнадцатом году, его сразу напечатали, и оно было включено в сборник “Радуница”, на тот момент Сергею было девятнадцать лет.

2. Жанр и литературное направление.

Есенин в своём творчестве описывает природу так, как не мог ни один писатель. Яркие образы, огромное наличие метафор, это принесло ему широкую известность в те времена. Стихотворение относится к жанру-пейзажная лирика, однако в конце мы видим небольшие мотивы философии, на это и опиралась его направленность в литературе.

3. Тема, основная мысль, композиция.

Обращается автор к родине (узкий смысл этого слова). Он подразумевает её как природу места, в котором живёт. Основная мысль проглядывается довольно чётко-это взаимосвязь человека и родного края. Главная тема-понимание что же такое родина.     

Состоит стихотворение из четырёх строф. Каждая из них в себе что-то несёт. В первой наш лирический герой душевно обращается к любимому родному краю. Вторая строфа связана с перенесение ЛГ в знакомые ему места, по которым он скучает. В последних строфах открываются мысли героя, он думает о том, что его жизнь не будет долгой, но относится к этому нормально

Стоит обратить внимание на этот момент, так как можно сделать вывод, что Есенин ставит себя на место ЛГ

4. Размер и рифмовка.

Традиционный четырёхстопный ямб. Сразу видно женскую рифму и перекрёстную рифмовку.

5. Художественные средства.

В стихотворении присутствуют метафоры, литолы, эпитеты, сравнения, поэтический синтаксис.

Примеры эпитетов: “край заброшенный”, “сизая плесень”.

Сравнения:” как метель, черёмуха машет рукавом”.

Метафоры: ”солома-риза’’,”рукав черёмухи”.

Наличие художественных средств украшает данное стихотворение и приносит читателю положительные эмоции с небольшой ноткой грусти от прочтения.

Край любимый, сердцу снятся
Сейчас читают:

Сочинение Осенний листопад 4 класс
У каждого человека есть любимое время года. После знойного лета природа ждет прохладу и влагу от приближающейся следующей поры года. Воздух становится особенно ароматным и свежим. Запах опавших листьев придает не забываемый колорит данной поре года.

Роль бабушки в жизни Алеши Пешкова сочинение
Данное произведение это одна из трех частей написанная знаменитым писателем Горьким

Основной идей данного произведения является то, что писатель в первую очередь хотел рассказать о своем детстве, то как он его проводил, что в нём присутствовало.

Сочинение Дружба и вражда рассуждение по литературе
Дружба является очень важной составляющей нашей жизни. Без друзей человек лишается общения, помощи и внимания

Каждый человек хочет иметь хороших и верных друзей, но не каждый умеет дружить без корыстных намерений.

Сочинение по картине Шибанова Празднество свадебного договора
Художник, который обладает удивительным талантом и чувством, которое помогало ему показывать всю действительность своего времени. Очень жаль, что на мало известно про его жизнь и деятельность, но известно только одно, что в основном, он работал на заказ.

Сочинение на тему Мой выходной день
Не буду скрывать, выходные я очень сильно люблю и с нетерпением их всегда жду. Я расскажу вам, как я провожу выходные со своей семьей. В пятницу я быстро и радостно бегу домой, кушаю, переодеваюсь и могу сразу пойти погулять с друзьями в футбол.

Сочинение на тему Как я путешествовал этим летом 3 класс
Мы с папой в начале лета решили отправиться в гости к его брату. Мы ехали в соседнюю область. Сначала мы ехали на поезде, а потом на электричке. Папин брат живет в Курской области в городе Щигры.

Проблемы и настроение

Основное настроение произведения любовное и трепетное, ведь именно из-за настоящей, чистой и светлой любви главному герою снизошел дар, благодаря которому, он начал ощущать истинную красоту окружающего мира, а также чувствовать его.

Перед читателем открывается проблематика разлуки, которая в стихотворении проступает четко, это можно заметить, когда поэт прощается душой с любимой, когда она уже не снится ему. Расставаясь с тем, о чем так мечтал, его надежды превращаются в сон. А о том, что герой любит непорочно заметно в финальных строках, в которых нет горечи, которая уступила место любви.

Сергей Есенин — Кобыльи корабли

Если волк на звезду завыл, Значит, небо тучами изглодано. Рваные животы кобыл, Черные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь Из пургового кашля-смрада; Облетает под ржанье бурь Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук? Это грабли зари по пущам. Веслами отрубленных рук Вы гребетесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь! Лейте с радуги крик вороний! Скоро белое дерево сронит Головы моей желтый лист.

Поле, поле, кого ты зовешь? Или снится мне сон веселый — Синей конницей скачет рожь, Обгоняя леса и села?

Нет, не рожь! Скачет по? полю стужа, Окна выбиты, настежь двери. Даже солнце мерзнет, как лужа, Которую напрудил мерин.

Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? Чей черпак в снегов твоих накипь? На дорогах голодным ртом Сосут край зари собаки.

Им не нужно бежать в «туда», Здесь, с людьми бы теплей ужиться. Бог ребенка волчице дал, Человек съел дитя волчицы.

О, кого же, кого же петь В этом бешеном зареве трупов? Посмотрите: у женщин третий Вылупляется глаз из пупа.

Вон он! Вылез, глядит луной, Не увидит ли помясистей кости. Видно, в смех над самим собой Пел я песнь о чудесной гостье.

Где же ты? Где еще одиннадцать, Что светильники сисек жгут? Если хочешь, поэт, жениться, Так женись на овце в хлеву.

Причащайся соломой и шерстью, Тепли песней словесный воск. Злой октябрь осыпает перстни С коричневых рук берез.

Звери, звери, приидите ко мне В чашки рук моих злобу выплакать! Не пора ль перестать луне В небесах облака лакать?

Сестры-суки и братья-кобели, Я, как вы, у людей в загоне. Не нужны мне кобыл корабли И паруса вороньи.

Если голод с разрушенных стен Вцепится в мои волоса,— Половину ноги моей сам съем, Половину отдам вам высасывать.

Никуда не пойду с людьми, Лучше вместе издохнуть с вами, Чем с любимой поднять земли В сумасшедшего ближнего камень.

Буду петь, буду петь, буду петь! Не обижу ни козы, ни зайца. Если можно о чем скорбеть, Значит, можно чему улыбаться.

Все мы яблоко радости носим, И разбойный нам близок свист. Срежет мудрый садовник-осень Головы моей желтый лист.

В сад зари лишь одна стезя, Сгложет рощи октябрьский ветр. Все познать, ничего не взять Пришел в этот мир поэт.

Он пришел целовать коров, Слушать сердцем овсяный хруст. Глубже, глубже, серпы стихов! Сыпь черемухой, солнце-куст!

Анализ стихотворения Сергея Александровича Есенина «Калики»

Заглавие есенинского творения 1910 г. указывает на центральный образ произведения — нищих богомольцев, народных сказителей и певцов. Автор обозначает конкретные точки маршрута странников, основными пунктами которого становятся деревня, поле и пастбище.

Фрагмент долгого пути, отображенного в стихотворении, начинается с посещения сельского поселения и бытовой сценки: паломники пьют квас, нехитрое крестьянское угощение. Набожные путешественники не могут пройти мимо церквей, не воздав усердной молитвы. Здесь возникает первый элемент комплекса противоречий, моделируемого лирическим героем

Читательское внимание намеренно останавливается на «затворах древних»: двери храмов закрыты, и калики вынуждены молиться снаружи

По аналогичному принципу построена композиция второго и третьего катренов. Вдохновенный духовный стих, который поют странники, звучит в неподобающей обстановке. Невольными слушателями импровизированного концерта становятся навьюченные изнуренные лошади и гогочущие гуси. Более того, птицы начинают подпевать исполнителям. Авторская ирония, фигурирующая в зачине как намек, в этом эпизоде оформлена явственнее.

«Страдальные» слова, звучащие из уст нищих, даны в форме прямой речи. Ее предмет — высокая тема единения православных. Искренняя проповедь произносится на пастбище, среди коровьего стада.

Кульминационный момент, ставящий точку в развитии мотива несоответствия, представлен в финальном четверостишии. Концовку открывает трогательная сцена: странники, жертвуя частью собственного скудного рациона, предлагают коровам лакомство — хлебные крошки.

Сельским обывателям, занятым повседневными заботами, поведение кротких Божьих людей кажется чудным. Оно вызывает насмешки со стороны крестьянских девок, пасущих скот. Шутка, отпущенная пастушками, отнюдь не безобидна: полная противоположность возвышенному значению духовных стихов, скоморошеские потехи были основаны на приземленном народном юморе и преследовались церковью.

Для создания иронического эффекта поэт прибегает к смелым рифмам, компоненты которых относятся к разным стилям. Молодой автор сочетает слова, обозначающие детали крестьянского быта, с лексикой церковнославянского происхождения.

Изображение контрастов крестьянской жизни, освещенных мягкой иронией, не приобретает обличительного сатирического характера. В более поздних произведениях роль странноватых, но глубоко верующих и вдохновенных богомольцев возьмет на себя лирический герой — скиталец, инок, босяк.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение обращено к родине в узком смысле этого слова. Крестьянское понимание родины как родного края со знакомой и близкой природой – тема стихотворения. Основная мысль заключена в связи лирического героя с любимым краем: он источник вдохновения лирического героя, его силы и стойкости, осознания своего места в жизни.

Стихотворение состоит из четырёх строф, иногда печатается без последней – органически проистекающего из всех предыдущих философского вывода. Первая строфа – обращение лирического героя к любимому краю. В ней заявлена тоска по родине и желание вернуться, слиться с родной природой.

Во второй строфе лирический герой мысленно переносится к знакомым местам, вызывающим у него тихое умиление. В третьей строфе пейзаж становится тревожным и открывается источник этой тревоги – собственные потаенные мысли лирического героя.

В последней строфе лирический герой решается открыть сокровенные мысли: его жизнь на этой земле будет недолгой. Герой принимает это со смирением и кротостью, как данность. Некоторые исследователи отмечают, что в этом стихотворении Есенин предсказывает свою раннюю смерть. Но мотив преждевременных смерти и старения присущ многим ранним стихотворениям разных поэтов, это традиционный юношеский и романтический мотив. Кроме того, последнее предложение может и не нести в себе идею скорой смерти, а обозначать быстротечность, интенсивность, полноту жизни, которой смерть как раз чужда и непонятна. В целом стихи не о смерти, а о любви, молодости и жизни.

Образы, символика

Очень красочно и подробно описал поэт объект воздыханий героя в своем произведении, который весьма жив и правдив. При прочтении появляется образ красивой девушки, которая также проста и очаровательна, подобно природе. В образе женщины разом помещено несколько качеств, например, молодость, любовь и краса, олицетворяющие собой приближающийся конец первой любви, которая останется в душе навсегда.

Помимо этого, в произведении воспет образ родного края, который неотделим от образа первой любви. Так, юноша прощается одновременно с несколькими ценностями: с любимой и краями отчими.

Очень четкая символика преобладает в цветовой палитре. Так, символом расставания служит багряный, в то время как синий является символом любви к родине, загадочности и неизведанного. Важен для поэта желто-золотой цвет, цвет волос любимой и полей, напоминающий о близости, неразрывной связи с землей.

Сергей Есенин — Если волк на звезду завыл ( Кобыльи корабли )

Kobylyi korabli

Yesli volk na zvezdu zavyl,Znachit, nebo tuchami izglodano.Rvanye zhivoty kobyl,Chernye parusa voronov.

Ne prosunet kogtey lazurIz purgovogo kashlya-smrada;Obletayet pod rzhanye burCherepov zlatokhvoyny sad.

Slyshite l? Slyshite zvonky stuk?Eto grabli zari po pushcham.Veslami otrublennykh rukVy grebetes v stranu gryadushchego.

Plyvite, plyvite v vys!Leyte s radugi krik vorony!Skoro beloye derevo sronitGolovy moyey zhelty list.

Rj,skmb rjhf,kb

Tckb djkr yf pdtple pfdsk,Pyfxbn, yt,j nexfvb bpukjlfyj/Hdfyst ;bdjns rj,sk,Xthyst gfhecf djhjyjd/

Yt ghjceytn rjuntq kfpehmBp gehujdjuj rfikz-cvhflf;J,ktnftn gjl h;fymt ,ehmXthtgjd pkfnj[djqysq cfl/

Cksibnt km? Cksibnt pdjyrbq cner?nj uhf,kb pfhb gj geofv/Dtckfvb jnhe,ktyys[ herDs uht,tntcm d cnhfye uhzleotuj/

Gksdbnt, gksdbnt d dscm!Ktqnt c hfleub rhbr djhjybq!Crjhj ,tkjt lthtdj chjybnUjkjds vjtq ;tknsq kbcn/

Тема

Тематика стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблематика – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни. Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:

“В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом”.

«О красном вечере задумалась дорога» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – жанр, тема, идея

Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения. Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы. Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая. В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения. Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.

История создания стиха

Бытует множество версий, говорящих о человеке, которому он посвятил это стихотворение, из них наиболее правдоподобны следующие:

Так, по мнению некоторых историков, стихотворение «Не бродить, не мять» С.А. Есенин написал, будучи влюбленным в свою односельчанку Анну Сардановскую. Но признаться девушке в любви молодому человеку не хватило смелости. Об этом упущении он продолжительное время жалел, потому что считал свою первую любовь настоящей и чистой. Некоторые полагают, что произведение стало пророчеством, так как сельская красавица испустила дух при родах.

Сторонники второй версии выдвигают кандидатуру другой односельчанки Есенина, некой Натальи, с которой он долго общался, и они собирались обвенчаться, перед тем, как ему пришлось отбыть из Константиновки.

Однако их не обвенчали по причине малых лет. Вскоре после этого, девушка сочеталась браком с другим парнем, чем сильно обидела впечатлительного поэта.

Анализ стихотворения Есенина «Калики»

Заглавие есенинского творения 1910 г. указывает на центральный образ произведения – нищих богомольцев, народных сказителей и певцов. Автор обозначает конкретные точки маршрута странников, основными пунктами которого становятся деревня, поле и пастбище.

Фрагмент долгого пути, отображенного в стихотворении, начинается с посещения сельского поселения и бытовой сценки: паломники пьют квас, нехитрое крестьянское угощение. Набожные путешественники не могут пройти мимо церквей, не воздав усердной молитвы. Здесь возникает первый элемент комплекса противоречий, моделируемого лирическим героем

Читательское внимание намеренно останавливается на «затворах древних»: двери храмов закрыты, и калики вынуждены молиться снаружи

По аналогичному принципу построена композиция второго и третьего катренов. Вдохновенный духовный стих, который поют странники, звучит в неподобающей обстановке. Невольными слушателями импровизированного концерта становятся навьюченные изнуренные лошади и гогочущие гуси. Более того, птицы начинают подпевать исполнителям. Авторская ирония, фигурирующая в зачине как намек, в этом эпизоде оформлена явственнее.

«Страдальные» слова, звучащие из уст нищих, даны в форме прямой речи. Ее предмет – высокая тема единения православных. Искренняя проповедь произносится на пастбище, среди коровьего стада.

Кульминационный момент, ставящий точку в развитии мотива несоответствия, представлен в финальном четверостишии. Концовку открывает трогательная сцена: странники, жертвуя частью собственного скудного рациона, предлагают коровам лакомство – хлебные крошки.

Сельским обывателям, занятым повседневными заботами, поведение кротких Божьих людей кажется чудным. Оно вызывает насмешки со стороны крестьянских девок, пасущих скот. Шутка, отпущенная пастушками, отнюдь не безобидна: полная противоположность возвышенному значению духовных стихов, скоморошеские потехи были основаны на приземленном народном юморе и преследовались церковью.

Для создания иронического эффекта поэт прибегает к смелым рифмам, компоненты которых относятся к разным стилям. Молодой автор сочетает слова, обозначающие детали крестьянского быта, с лексикой церковнославянского происхождения.

Изображение контрастов крестьянской жизни, освещенных мягкой иронией, не приобретает обличительного сатирического характера. В более поздних произведениях роль странноватых, но глубоко верующих и вдохновенных богомольцев возьмет на себя лирический герой – скиталец, инок, босяк.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

17 декабря 2015

Лирическая поэзия истинного патриота Сергей Есенина наполнена нежностью и любовью к родным землям. «Край любимый!» – восклицательным признанием начинается стихотворение 1914 года. А дальше поэт погружает читателя в сладостный сон своих воспоминаний о краях, где прошло детство.

В целом произведение можно обозначить как творение пейзажной лирики с патриотическим налетом, завершающееся философским выводом. В последней строфе автор говорит о своем смирении перед судьбой: «все приемлю». Некоторый диссонанс угадывается в финальных строках: печальные слова, пророческие для Есенина, о скоротечности времени, быстром завершении жизни. Предшествуют же этому живописные отрывки образов Родины.

Поэт показывает природу очень близкой, живой с помощью олицетворений, метких метафор. Деревья у него предстают в облике скромных монашек, болотная местность «курит» в дыму. С изумительной подробностью он ваяет растительный мир: резеда, кашка, ивы. Солнечный диск сравнивает Есенин с желтым соломенным стогом сена; его отражение на водной глади является ему во снах. Грезит поэт о тихом покое в деревенской зелени, находясь вдали – в городе Москве. Тяжело переживается им разлука с крестьянским раздольным миром. И в стихе «Край любимый!» старается он вернуть утраченные, согревающие сердце картины.

Размер стихотворного произведения – хорей. Это наделяет поэзию плавностью повествования. Эпитеты пронизаны ощущением спокойствия: «тихой», «затаил». Кажется, читать строчки нужно неспешно и шепотом, чтобы не разбить идеальную мечту о рае на родной земле. Но автор сам невольно просыпается в конце повествования, ударяясь о суровую реальность конечности жизни.

Любовь к родине и глубокая философия гармонично слились в стихотворении. Умиротворение от счастливых воспоминаний о безграничных просторах родного края граничит с готовностью, даже дерзким вызовом отречься от всего земного. Сергей Есенин снова открыл читателю новую немыслимой красоты грань окружающей нас живой природы. «Край любимый!» – это прощание с картинами из прошлого, горькая ностальгия по уходящему и вера в то, что так и должно быть, раз так устроено Богом.

Рекомендуется к прочтению:

Анализ стихотворения Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…»

Принято считать, что началом литературной деятельности Сергея Есенина является 1914 год, когда в журнале «Мирок» были напечатаны его первые стихи. Однако к этому времени 19-летний автор уже является вполне состоявшимся и сформировавшимся поэтом, который четко знает, что его творчество неразрывно связано с родной землей. Покинув село Константиново, где прошло его детство, Есенин мысленно постоянно переносится в старую родительскую хату и бродит по зеленым бескрайним лугам, описывая свои воспоминания в стихах. Именно так в 1914 году рождается произведение «Край любимый! Сердцу снятся…», которое по сей день считается образцом утонченной есенинской лирики с примесью философских рассуждений о смысле человеческой жизни.

Уже на раннем этапе творчества поэт использует очень образные и запоминающиеся метафоры, сравнивая ивы с «кроткими монашками», и описывая простые явления природы так, словно бы она является живым и мыслящим существом
. В этот период Есенин живет в Москве, и город вызывает в нем весьма противоречивые чувства. Поэт восхищается столичным укладом жизни и богемной атмосферой, которая царит в литературных кругах. Но при этом чувствует себя глубоко несчастным и чужим на этом празднике жизни. Уже в этот момент Есенин осознает, что он сделал нелегкий выбор между творчеством и возможностью жить в родном селе, по которому безумно скучает. И понимает, что повернуть время вспять ему уже не удастся, равно как и ощутить себя подростком, не обремененным знаниями и печальным жизненным опытом. Поэтому автор отмечает: «Все встречаю, все приемлю». Тем самым, он подчеркивает, что смирился со своей судьбой и готов выполнить ее волю, даже если она идет вразрез с его желаниями и стремлениями. При этом последняя строчка стихотворения звучит пророчески: «Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть».

Трудно сказать, предчувствует ли поэт свою гибель, или же в этот момент преисполнен пафоса и юношеского максимализма. Но несомненно одно: Есенин уже в этот момент понимает, что обречен, он чувствует, что не может больше жить в гармонии с окружающим его миром, который так далек он созданных в воображении идеалов
. «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных», — пишет поэт, прекрасно понимая, что его мечтам уже не суждено сбыться, и отныне его жизнь будет лишена тех простых радостей и того ощущения свободы, к которому он привык с раннего детства.

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Край любимый! Сердцу снятся…» было на­писано С.А. Есениным в 1914 году. Основная тема произведе­ния — тема Родины. Мы можем отнести его к пейзажной и патриотической лирике, с элементом философского осмысле­ния собственного существования.

Композиционно в стихотворении мы можем выделить две условные части. Первая часть включает в себя первые три стро­фы. Здесь мы видим простой, но дорогой сердцу деревенский пейзаж:

Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

Лирический герой здесь признается в своей любви к родной земле, образ его проясняется в глазах читателя. Это юноша, ти­хий и скромный, чуткий и добрый, поэтичный, любящий свою родину, природу, деревню:

С тихой тайной для кого-то Затаил я в сердце мысли.

Поэт здесь использует прием олицетворения: ивы — «крот­кие монашки» «вызванивают в четки», болото «курит облаком».

Вторая часть — это мысль героя о преходящем земном счас­тье. Она присутствует в последней строфе:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Первые две строчки являются пограничными. Они словно подводят итог картинам скромной и прекрасной природы и уми­ротворенным чувствам лирического героя. И небольшим диссо­нансом звучат здесь последние строчки, представляющие собой вторую часть стихотворения.

Стихотворение стоит в ряду лучших произведений Есенина о русской природе и родине — стихотворений «Сыплет черемуха снегом», «В том краю, где желтая крапива…», «Я снова здесь, в семье родной», «О красном вечере задумалась дорога…».

Текст

Сыпь, гармоника! Скука… Скука…Гармонист пальцы льет волной.Пей со мною, паршивая сука.Пей со мной.

Излюбили тебя, измызгали,Невтерпёж!Что ж ты смотришь так синими брызгами?Или в морду хошь?

В огород бы тебя, на чучело,Пугать ворон.До печенок меня замучилаСо всех сторон.

Сыпь, гармоника! Сыпь, моя частая!Пей, выдра! Пей!Мне бы лучше вон ту, сисястую,Она глупей.

Я средь женщин тебя не первую,Немало вас.Но с такой вот, как ты, со стервоюЛишь в первый раз.

Чем больнее, тем звончеТо здесь, то там.Я с собой не покончу.Иди к чертям.

К вашей своре собачейПора простыть.Дорогая… я плачу…Прости… Прости…

1923 год

При всей популярности Есенина у женщин, его личную жизнь не назовёшь счастливой. Три брака закончились неудачно, частички счастья поэт ловил редко, например, в отношениях с Дункан, но и они не были длительными, так как Сергей не мог принять западный менталитет Айседоры. Приоткрыть завесу тайны над отношениями Есенина с дамами поможет анализ немного вульгарного стихотворения «Сыпь, гармоника. Скука… Скука…», написанного в 1923 году.

Край любимый, сердцу снятся анализ

Стихотворение «Край любимый» было написано еще совсем юным Сергеем Александровичем Есениным, когда ему было всего лишь 19 лет. В печать оно пошло в 1915 году, а в 1916 вошло в сборник «Радуница».

Как и любой поэт Есенин был близок с природой и часто посвящал ей стихи. Сергей Александрович рос в деревне Константиново, но после окончания школы уехал в Москву, там же нашел работу. Свой родной край он покинул совсем молодым, поэтому часто скучал по нему, а свою привязанность и тоску выражал в стихах.

В данной работе раскрывается тема любви к родине. И к большой — России, и к малой — Константиново. Есенин выражает ее с помощью различных видов троп. Например, олицетворение — «Ивы — кроткие монашки» или «курит облаком болото». Тем самым придает природе действия, которые присуще живому существу. Также в произведении наблюдаются образы крестьянского быта — «скирды солнца» и «небесное коромысло».

Еще в самой начале он говорит — «край любимый». Что значит, что молодой человек любит и дорожит своей землей, он готов встать на ее защиту. Он преисполнен патриотизмом, это наблюдается и в последующих трудах Есенина. Почти в конце стихотворения поэт говорит — «все встречаю, все приемлю, рад и счастлив душу вынуть». Он готов раскрыться природе, стать с ней едином целым. Имеется ввиду, когда тело умирает, а душа становится неотъемлемой частью окружающего мира. Это может говорить о радости и счастье, но может быть связано со смертью. В последних строчках он словно предсказывает свою судьбу — «я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть». Эту строчку каждый расшифровывает по-своему. Кто-то верит, что поэты обладают способностями предсказать свою смерть, в том числе и Есенин. А кто-то говорит, что это никак не связано с дальнейшей судьбой, а просто выдумка других людей, которые хотят в это верить. Ведь тогда мужчина был юношей и не мог знать всей той боли и одиночества взрослого человека. Мнение разделилось на две стороны, которые часто спорят между собой.

Я же думаю, что человек любого возраста может познать одиночество и боль предательства, и это не преувеличение. Также хочу сказать, что человек не может знать свою судьбу, но может словами навести на себя беду. Но это лишь мое мнение, и оно никак не является ложью или правдой, потому что истину знает только тот, о ком говорят. Именно С.А. Есенин знает причину, но, к сожалению, он нам ее сказать не сможет. Поэтому кто — бы что не говорил — это всего лишь доводы, но не больше.

Рукопись. П. Васильев «Егорушке Клычкову». Июнь 1932 г.

Автограф стихотворения

Из собрания Московского государственного музея С.А. Есенина

Васильев Павел Николаевич (1909-1937) — русский советский поэт. Участвовал в работе литературно-художественного общества,
поэтической секцией которого руководил Рюрик Ивнев. В раннем творчестве Павел Васильев подражал Сергею Есенину,
его называли «наследником Есенина», «льняной головой». Посвятил близкому по духу С. Есенину свое стихотворение «Другу поэту» (1934).
Был знаком с Екатериной Есениной и её мужем, Василием Наседкиным. После смерти Есенина Васильев писал Горькому: «…наперекор всему – уцелею».
Был казнён в Лефортовской тюрьме в 1937 г.

Стихотворение «Егорушке Клычкову» написано в период знакомства Павла Васильева с поэтами Николаем Клюевым и Сергеем Клычковым
и посвящено рождению в 1932 году сына Клычкова Егорушки (Клычков Г.С., 1932-1987, впоследствии языковед, доктор филологических наук, профессор).
Стихотворение не было включено в прижизненные сборники Павла Васильева, первая публикация состоялась в еженедельном журнале «Литературная Россия»
12 января 1968 года. В стихотворении упоминается Николай Клюев, крестный отец Егорушки Клычкова («Крестный отец твой весь век обрастал иконами…»).

Расшифровка стихотворения, выполненная неустановленным лицом на 2 листах (предположительно, редактором издательства):

Темноглазый, коновой
Да темноволосенький,
Подрастай, детеныш мой,
Золотою сосенкой.

Лето нянчило тебя
На руках задумчивых,
Ветер шалый, зной губя,
Пеленал, закручивал.

Он на длинных веслах гнал
Струги свои ярые,
То лебедкой проплывал,
То летел гагарою.

Он у мамы на груди
Спал с тобой без просыпа,
Он и волосы твои
Бережно расчесывал.

Так не будь душою лют
И живи без тяготы.
Пусть улыбку сберегут
Губы твои — ягоды.

Ты расти с дубами в лад,
Вымни травы сорные,
Пусть глаза твои звенят,
Как вода озерная.

Подрастай, ядрен и смел,
Ладный да проказливый,
Чтобы соколом глядел,
Атаманил Разиным.

С моря ранний пал туман
У окошек створчатых.
Лето шьет тебе жупан
Из ветвей игольчатых.

Сине небо пьют глаза —
Чтоб вовсю напиться им!
«Шла с бубенчиком коза,
Била ос копытцами».

Темноглазый, коновой,
Чем тебя обрадовать?
Подрастет Егорка мой —
Станут девки взглядывать;

Целовать тебя взасос
Не одна потянется,
Будут спрашивать всерьез —
Как любви названьице.

Ну, а ты, им на беду,
Не куражась, простенько
Отвечай: растет в саду
Золотая сосенка.

Под метелью голубой
Жди дождя веселого:
Ведь мудрили над тобой
Золотые головы.

Взглянь лукаво из-под век,
Мир шумит поклонами.
Крестный твой отец весь век
Обрастал иконами.

Сказки спрятаны в ларьки,
Сединою повиты,
Ты сорвешь с ларей замки,
Сказки пустишь по ветру.

И, чумея без чумы
И себя жалеючи,
Просим милостыни мы
У Егор Сергеича.

Подари ты, сокол, нам
Хоть одну улыбочку,
Отпусти ты по волнам
Золотую рыбочку.

Раскаяние в финале

В концовке стихотворения Сергей обращается к какой-то женщине и просит прощения. Кто это? Скорее всего, Айседора Дункан, ведь после расставания с танцовщицей прошло совсем мало времени, а отношения были у них очень близкие. Есенин сам себе говорит, что к кабацкой своре пора простыть, но говорить и делать не есть синонимы.

На фоне стаканов вина, «сисястых шлюх» и пьяного угара перед автором встаёт образ той, которую он любил. Он просит у неё прощения, хотя и понимает, что вряд ли «простынет» к загулам, ибо их нечем заменить.

Может быть этот стих и не слишком романтичен, но для понимания Есенина его надо читать и пытаться на миг натянуть на себя шкуру автора, что поможет понять с какой болью даётся поэту его творчество.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: