Игорь северянин

Игорь северянин анализ стихотворений кратко и понятно – главное и важное

Анализ троп и рифмы

Стихотворение написано в жанре элегии ямбом с перекрестной рифмовкой (грезы – ясны – розы – весны), где в первых двух катренах рифма закрытая, а в третьей смесь открытых и закрытых.

Композиция последовательного развития – от воспоминаний о светлом прошлом, через обзор серого настоящего до финала с черной концовкой смерти. Во всех этих частях присутствуют розы, которые сначала есть синоним весны и любви, а в концовке бросаются лирическому герою в гроб.

Средства выразительности:

  1. Эпитеты (розы хороши, свежи, прозрачны, ясны).
  2. Метафоры (розы любви и славы, Россия ищет троп).
  3. Олицетворение (роились грезы).

Также отметим восклицание в каждом катрене, что придает строкам динамики и оживляет его, заставляя открывать дверцу к сердечным чувствам.

История создания, жанр, направление произведения

В 1918 году поэт-литератор Игорь Северянин переезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу. Здесь поэт всегда проводил весну и лето. Революционный переворот изменил жизнь всей страны и каждого конкретного человека в ней. Северянин оказался в атмосфере, в которой чувствовал себя чужим. Все, что было мило и дорого для него, осталось в прошлом. Жизнь же предлагала новые варианты ожесточенной борьбы и политической розни. Ценности, до этого признававшиеся человечеством, вдруг оказались под сомнением. Это время мало способствовало поэзии, но несмотря на это, Игорь Северянин выпустил 9 книг и сделал много переводов. Поэт продолжал активную творческую деятельность, несмотря на обстоятельства.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В 1925 им было написано стихотворение «Классические розы», в котором поэт выразил поиски истинного пути к себе. Основным фоном стихотворения становится тоска по родине, а главным элементом содержания – тема не оправдавшихся патриотических надежд. Переживания автора. Трагизм событий того времени передает минорный пафос стихотворения.

Стихотворение «Классические розы» относится к жанру элегии. В этом стихотворении – размышления поэта о мимолетности жизни, грустный воспоминания о прошедшем, ностальгия по родине, о расставании с родными местами, о том, что в сердце человека переплетаются радость и печаль.

Замечание 1

Сам Северянин жанр стихотворения «Классические розы» определил как «стихотворение без рифмы и размера».

Размер стихотворения – ямб с перекрестной рифмовкой. В стихотворении три строфы. Только одна рифма является закрытой.

«Классические розы» предваряет эпиграф из И. Мятлева – его строка про розы («Как хороши, как свежи были розы») становится смысловым центром и рефреном стихотворения И. Северянина.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 420 ₽ Реферат Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 240 ₽ Контрольная работа Лингвистический анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Эта же строка в свое время вдохновила и И.С. Тургенева на создание стихотворения в прозе, где старик вспоминает жизнь, прошедшую, как сон.

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Весенний день»

В 1913 году, благодаря московскому издательству «Граф», свет увидел сборник «Громокипящий кубок». Он принес молодому Северянину всероссийскую славу. Именно после его выхода поэт начал публично выступать со своими стихотворениями и отправился в сопровождении Сологуба в турне по стране. «Весенний день» — произведение, созданное в апреле 1911 года и вошедшее в первый раздел книги «Сирень моей весны». В нем отразились некоторые ключевые особенности «Громокипящего кубка» — поклонение любви и очарованность весенним возрождением человеческой души и природы.

Стихотворение «Весенний день» посвящено Константину Михайловичу Фофанову, поэту и публицисту, представителю первых в России футуристов и импрессионистов в литературе. Кроме того, он считается предшественником русских символистов. Северянин называл себя учеником Фофанова и именовал его своим королем. В лирике поэтов действительно просматривается нечто общее. Например, в 1887 году, после выхода сборника «Стихотворения», Константина Михайловича многие критики обвиняли в нарушении грамматических норм, большом количестве небрежностей, отказе от строгого отбора произведений. Похожие претензии предъявлялись Северянину после выпуска второй книги «Златолира». С Фофановым поэт дружил с 1907 по 1911 год. Виделись приятели очень часто. Перед смертью Константина Михайловича Северянин дежурил у его постели. После кончины Фофанова он принял активное участие в организации достойных похорон.

«Весенний день» — выражение порыва души, истосковавшейся по жизни гармоничной и простой. Стихотворение переполнено восклицательными предложениями, передающими высшую степень восторга, юношеского, беспредельного. Лирический герой творчества Северянина — городской человек, о природе мало что знающий и излишне романтизирующий, эстетизирующий ее. Поэтому в пейзажах поэта часто встречаются образы с налетом по-мещански пошлого артистократизма: форелевая река, дача, названная шалэ или коттэдж, женщина, уподобленная Богоматери великого Корреджи. Порыв души, выраженный в «Весеннем дне», к сожалению, так и останется лишь порывом. Скорей всего, лирическому герою не хватит сил, мужества вырваться из урбанистической реальности на свободу. Придется только в мечтах преображать не слишком экзотический русский пейзаж, придумывая для него невероятные метафоры и эпитеты.

«Классические розы», анализ стихотворения Северянина

В 1918 году после Октябрьской революции поэт-литератор Игорь Северянин переезжает жить из Петербурга в Эстонию, в Эст-Тойлу, где он всегда проводил весну и лето. Исторические перевороты изменили жизнь не только всей страны, но и каждого конкретного человека в ней. Поэт оказался в чужой для него атмосфере. Все, что было для него дорого и мило, осталось в прошлом. А жизнь предлагала новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставились ценности, которые до этого признавались человечеством. Время мало способствовало поэзии, но все же поэт выпустил 9 книг, сделал много переводов.

Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому поэт выразил в своем стихотворении «Классические розы», написанном в 1925 году. Тоска по родине — основной фон этого произведения, а тема неоправдавшихся патриотических надежд — главный элемент его содержания. Минорный пафос стихотворения передает трагизм событий того времени и переживаний автора.

Стихотворение разделено на три смысловые части. Первая рассказывает о прошлом, подчеркивая его фразой «Как хороши, как свежи были розы». В то время мечты людей были «прозрачны и ясны», а сам поэт имел и любовь, и славу. Во второй автор описывает настоящее: «Как хороши, как свежи ныне розы». Несмотря на то, что «всюду льются слезы», и перестала существовать целая страна, нет тех людей, которые в ней жили. А третья часть рассказывает о том, что будет: грозы стихают, Россия ищет свои тропы. Розы все также прекрасны, но когда-то они должны будут упасть на гроб поэта. Между всеми тремя частями существует явный контраст, кроме одного сходства – как хороши розы в прошедшем, настоящем и будущем.

Поэты всегда отзывались с болью на драматические события в политической жизни родины. Истинные патриоты мечтали видеть ее счастливой, а, значит, свободной. Свое предназначение художники слова несут в служении своему народу, Отчизне.

В произведении «Классические розы» звучит тревога за Россию, за ее людей. Автор выражает надежду на то, что его родина все-таки найдет выход.

Понимая и принимая неизбежное, мысленным взором лирический герой проследил за своим уходом из жизни.

Понятие «роза», которое автор вынес в заглавие произведения, выражает символ красоты, торжественности, но в то же время и опасности, заключенной в шипах цветка. Так принято, что цветы символизируют радость жизнь, ее победу над смертью. Однако на могилу тоже кладут цветы, высаживают их, отсюда ассоциация с трауром. Так и в стихотворении «Классические розы» этот величественный цветок используется в двойном значении: сначала это символ любви и позитивных воспоминаний, а затем символ траура – розы, брошенные в гроб.

Лирическое произведение «Классические розы» — это стихотворение, жанр которого сам автор определил как «стихотворение без рифмы и размера». Три временных пласта — прошлое, настоящее и будущее, четко распределены по строфам. Каждая строфа оканчивается восклицательным знаком, что подчеркивает эмоциональную окраску речи.

Половину строк стиха составляют метафоры и эпитеты — «Как свежи розы», «роились грезы», розы любви, лета прошли, «Россия ищет троп».

Важную роль играет интертекст: строка из элегии И. Мятлева «Розы» повторяется в стихотворении трижды в неизменном виде.

После ознакомления со стихотворением «Классические розы» становится понятно — за маской лирика и мечтателя Игоря Северянина скрывалось страдающее лицо поэта. Его соотечественникам не дано было бросить розы в гроб поэта, но их потомкам суждено прочесть и осмыслить произведения человека, который слишком долго ждал понимания.

  • «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
  • «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
  • «Град», анализ стихотворения Северянина
  • «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
  • «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
  • «Родник», анализ стихотворения Северянина
  • «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
  • Игорь Северянин, краткая биография

По произведению: «Классические розы»

По писателю: Северянин Игорь

История создания, жанр, направление произведения

В 1918 году поэт-литератор Игорь Северянин переезжает в Эстонию, в Эст-Тойлу. Здесь поэт всегда проводил весну и лето. Революционный переворот изменил жизнь всей страны и каждого конкретного человека в ней. Северянин оказался в атмосфере, в которой чувствовал себя чужим. Все, что было мило и дорого для него, осталось в прошлом. Жизнь же предлагала новые варианты ожесточенной борьбы и политической розни. Ценности, до этого признававшиеся человечеством, вдруг оказались под сомнением. Это время мало способствовало поэзии, но несмотря на это, Игорь Северянин выпустил 9 книг и сделал много переводов. Поэт продолжал активную творческую деятельность, несмотря на обстоятельства.

В 1925 им было написано стихотворение «Классические розы», в котором поэт выразил поиски истинного пути к себе. Основным фоном стихотворения становится тоска по родине, а главным элементом содержания – тема не оправдавшихся патриотических надежд. Переживания автора. Трагизм событий того времени передает минорный пафос стихотворения.

Стихотворение «Классические розы» относится к жанру элегии. В этом стихотворении – размышления поэта о мимолетности жизни, грустный воспоминания о прошедшем, ностальгия по родине, о расставании с родными местами, о том, что в сердце человека переплетаются радость и печаль.

Замечание 1

Сам Северянин жанр стихотворения «Классические розы» определил как «стихотворение без рифмы и размера».

Размер стихотворения – ямб с перекрестной рифмовкой. В стихотворении три строфы. Только одна рифма является закрытой.

«Классические розы» предваряет эпиграф из И. Мятлева – его строка про розы («Как хороши, как свежи были розы») становится смысловым центром и рефреном стихотворения И. Северянина.

Эта же строка в свое время вдохновила и И.С. Тургенева на создание стихотворения в прозе, где старик вспоминает жизнь, прошедшую, как сон.

«Классические розы», анализ стихотворения Северянина

В 1918 году после Октябрьской революции поэт-литератор Игорь Северянин переезжает жить из Петербурга в Эстонию, в Эст-Тойлу, где он всегда проводил весну и лето. Исторические перевороты изменили жизнь не только всей страны, но и каждого конкретного человека в ней. Поэт оказался в чужой для него атмосфере. Все, что было для него дорого и мило, осталось в прошлом. А жизнь предлагала новые варианты политической розни, ожесточенной борьбы. Под сомнение ставились ценности, которые до этого признавались человечеством. Время мало способствовало поэзии, но все же поэт выпустил 9 книг, сделал много переводов.

Поиски истинной тропы, пути к себе, к прошлому поэт выразил в своем стихотворении «Классические розы», написанном в 1925 году. Тоска по родине — основной фон этого произведения, а тема неоправдавшихся патриотических надежд — главный элемент его содержания. Минорный пафос стихотворения передает трагизм событий того времени и переживаний автора.

Стихотворение разделено на три смысловые части. Первая рассказывает о прошлом, подчеркивая его фразой «Как хороши, как свежи были розы». В то время мечты людей были «прозрачны и ясны», а сам поэт имел и любовь, и славу. Во второй автор описывает настоящее: «Как хороши, как свежи ныне розы». Несмотря на то, что «всюду льются слезы», и перестала существовать целая страна, нет тех людей, которые в ней жили. А третья часть рассказывает о том, что будет: грозы стихают, Россия ищет свои тропы. Розы все также прекрасны, но когда-то они должны будут упасть на гроб поэта. Между всеми тремя частями существует явный контраст, кроме одного сходства – как хороши розы в прошедшем, настоящем и будущем.

Поэты всегда отзывались с болью на драматические события в политической жизни родины. Истинные патриоты мечтали видеть ее счастливой, а, значит, свободной. Свое предназначение художники слова несут в служении своему народу, Отчизне.

В произведении «Классические розы» звучит тревога за Россию, за ее людей. Автор выражает надежду на то, что его родина все-таки найдет выход.

Понимая и принимая неизбежное, мысленным взором лирический герой проследил за своим уходом из жизни.

Понятие «роза», которое автор вынес в заглавие произведения, выражает символ красоты, торжественности, но в то же время и опасности, заключенной в шипах цветка. Так принято, что цветы символизируют радость жизнь, ее победу над смертью. Однако на могилу тоже кладут цветы, высаживают их, отсюда ассоциация с трауром. Так и в стихотворении «Классические розы» этот величественный цветок используется в двойном значении: сначала это символ любви и позитивных воспоминаний, а затем символ траура – розы, брошенные в гроб.

Лирическое произведение «Классические розы» — это стихотворение, жанр которого сам автор определил как «стихотворение без рифмы и размера». Три временных пласта — прошлое, настоящее и будущее, четко распределены по строфам. Каждая строфа оканчивается восклицательным знаком, что подчеркивает эмоциональную окраску речи.

Половину строк стиха составляют метафоры и эпитеты — «Как свежи розы», «роились грезы», розы любви, лета прошли, «Россия ищет троп».

Важную роль играет интертекст: строка из элегии И. Мятлева «Розы» повторяется в стихотворении трижды в неизменном виде.

После ознакомления со стихотворением «Классические розы» становится понятно — за маской лирика и мечтателя Игоря Северянина скрывалось страдающее лицо поэта. Его соотечественникам не дано было бросить розы в гроб поэта, но их потомкам суждено прочесть и осмыслить произведения человека, который слишком долго ждал понимания.

  • «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
  • «Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
  • «Град», анализ стихотворения Северянина
  • «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
  • «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
  • «Родник», анализ стихотворения Северянина
  • «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
  • Игорь Северянин, краткая биография

По произведению: «Классические розы»

По писателю: Северянин Игорь

Анализ стихотворения Северянина «Град»

Между поэтами в начале 20 века принято было устраивать литературные дуэли. Выражались они в том, что один из авторов задавал тему и создавал стихотворение, а другой в рифмованной форме готовил на него свой ответ. История знает примеры, когда такие поэтические диалоги длились между литераторами годами.

Игорь северянин не относился к числу любителей подобных развлечений, однако все же поддался искушению и в 1909 году написал стихотворение «Град», которое стало ответом на произведения поэта Дмитрия Николаева, публиковавшегося под псевдонимом

Дорин. Оба поэта были дружны между собой, и Северянин даже хотел посвятить Николаеву целый сборник своих стихов под названием «Догадки сердца», который так и не был издан. Однако стихотворение «Град» все же увидело свет, что доставило Дорину огромное удовольствие.

Все дело в том, что этот автор придерживался традиций классической школы романтизма, и его произведения нередко сравнивали со стихами таких известных поэтов, как Тютчев и Фета. Северянин же был убежден, что литературные эксперименты его друга весьма далеки от совершенства, и нередко высмеивал творения Дорина.

Однажды, находясь на даче у своих знакомых,

Игорь Северянин решил в очередной раз подшутить над своим другом, и за несколько минут придумал стихотворение «Град», вручив его поэту с дарственной надписью. Экспромт оказался настолько удачным, что привел Дорина в полный восторг.

Северянин де в очередной раз провозгласил себя гением, с чем никто из присутствующих при этой поэтической дуэли и не спорил. Однако если рассматривать «Град» в контексте самостоятельного литературного произведения, то становится очевидным, что создано оно в манере, чуждой Северянину. Тем не менее, нужно отдать должное таланту автора, который не только спародировал своего оппонента, но и превзошел его в поэтическом искусстве.

«Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», — так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное.

И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», — отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления.

Анализ стихотворения «Классические розы» Северянина

Ностальгия – лейтмотив произведения Игоря Северянина «Классические розы». Оно становится символ преемственности в отечественной литературе, связывая воедино XIX и XX век.

Стихотворение написано в 1925 году. Его автору исполнилось 38 лет, с 1918 года он вместе со своей семьей оказался в неожиданной эмиграции в Эстонии. Отдых перерос в изгнание. В советскую Россию он не вернулся. Начались выступления в поэтических концертах, работа над переводами, удавалось ему и издавать свои книги. По жанру – элегия, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 3 строфы. Лишь одна рифма закрытая. Стихотворение предваряет эпиграф из И. Мятлева, чья строка про розы становится рефреном и смысловым центром произведения И. Северянина. Впрочем, в свое время та же строка вдохновила и И. Тургенева на стихотворение в прозе, где старик вспоминает прошедшую, как сон, жизнь. Наконец, великий князь К. Романов – еще один поэт, которого заворожила эта фраза. Лексика возвышенная и нейтральная. Название – отсылка к классическому в литературном отношении XIX веку, когда и был создан первоисточник И. Мятлева, вдохновивший нескольких поэтов. Композиция трехчастная. Лирический герой – сам автор.

В первом четверостишии поэт воспоминает не просто прошлые годы, а «времена», исчезнувшую эпоху, которая кажется теперь легендарной. Прошло всего 8 лет, а «ни страны», ни людей, живших в ней, больше нет. Это другой мир, где больше нет любви – ни его, ни к нему и его творчеству, где не верится, что была слава, что приходила весна, когда можно было быть беспечным. «Как свежи ныне розы»: самый дорогой теперь товар – воспоминания. Память – источник вдохновения. «Вернуться в дом»: надежда на возвращение еще не умерла. «Россия ищет троп»: он отождествляет себя со всей бесприютной Россией. В эти годы часть эмигрантов вернулась на Родину. «Страной мне брошенные в гроб»: две финальные строки выбиты на надгробном памятнике поэту. «Будут розы»: принцип трех времен («были», «ныне», «будут») – невольное заимствование из стихотворения К. Романова. Простые, почти беспомощные, рифмы, понятные, почти женские, эмоции. Все это создает трогательную, меланхоличную интонацию. Вполне возможно, что и сам автор, и некоторые из его читателей, проливали слезы над этими строчками по своей судьбе. Три восклицания подводят итог каждой строфе. Эпитеты: прозрачны и ясны, хороши, свежи. Олицетворения: роились. Инверсия: прошли лета. Метафоры: розы моей любви, ищет троп.

Король поэтов рубежа веков, И. Северянин больше 20 лет своей жизни провел на чужбине, там он и скончался. «Классические розы» — одна из его визитных карточек в мире творчества.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Композиция, средства выразительности произведения

Поэт использует возвышенную и нейтральную лексику. Название стихотворения – это отсылка к классическому в литературном отношении 19 веку, когда был создан первоисточник И. Мятлева, который вдохновил поэта.

Стихотворение можно разделить на три части:

  • В первой части поэт вспоминает прошлое, но просто прошлые годы, а исчезнувшую эпоху, «времена», которая теперь ему кажется легендарной. Он подчеркивает это фразой «Как хороши, как свежи были розы»;
  • Во второй части поэт говорит о настоящем («как хороши, как свежи ныне розы»), о том, что теперь нет ни той страны, ни тех людей, которые в ней жили. Теперь это другой мир, в котором нет любви – ни к его творчеству, ни к нему самому. Лирическому герою не верится, что была весна, была слава, было время, когда можно было быть беспечным;
  • В третьей части лирический герой говорит о будущем, о том, что будет. Но надежда на возвращение домой еще не умерла. Северянин отождествляет себя с бесприютной Россией. Часть эмигрантов в эти годы вернулась на родину. Розы, которые все также прекрасны, когда-то упадут на гроб поэта.

Лирическим героем стихотворения «Классические розы» является сам поэт.

Замечание 2

Две финальные строки стихотворения выбиты на надгробном памятнике поэту.

Северянин использует принцип трех времен: «были», «ныне», «будут». Это невольные заимствования из стихотворения К. Романова. Понятные эмоции и простые рифмы создают меланхоличную, трогательную интонацию.

Восклицания подводят итог каждой строфе.

И. Северянин использует эпитеты, олицетворения, метафоры и инверсию:

  • Эпитеты: хороши, свежи, прозрачны и ясны;
  • Метафоры: ищет троп, розы моей любви;
  • Инверсия: прошли лета;
  • Олицетворение: роились грезы.

Большое значение имеет интертекст. В стихотворении И. Северянина строка из элегии «Розы» И. Мятлева повторяется в неизменном виде трижды.

Мороженое из сирени!

– Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!

Полпорции десять копеек, четыре копейки буше.

Сударыни, судари, надо ль? – не дорого – можно без прений…

Поешь деликатного, площадь: придется товар по душе!

Я сливочного не имею, фисташковое все распродал…

Ах, граждане, да неужели вы требуете крэм-брюле?

Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа,

На улицу специи кухонь, огимнив эксцесс в вирелэ!

Сирень – сладострастья эмблема. В лилово-изнеженном крене

Зальдись, водопадное сердце, в душистый и сладкий пушок…

Мороженое из сирени, мороженое из сирени!

Эй, мальчик со сбитнем, попробуй! Ей-богу, похвалишь, дружок!

(сентябрь 1912)

Стихотворение входит в сборник «Громокипящий кубок» (1913) – первое серьезное издание стихов, прославившее Северянина. В составлении сборника помогал Федор Сологуб, который высоко ценил талант поэта. Ему же принадлежит вступительная статья, в которой перечислены достоинства северянинской поэзии: «Я люблю их за их легкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение. Люблю их потому, что они рождены в недрах дерзающей, пламенною волей упоенной души поэта. Он хочет, он дерзает не потому, что он поставил себе литературною задачею хотеть и дерзать, а только потому он хочет и дерзает, что хочет и дерзает. Воля к свободному творчеству составляет ненарочную и неотъемлемую стихию души его, и потому явление его
воистину нечаянная радость в серой мгле северного дня
».

Валерий Брюсов в статье «Игорь Северянин» присоединился к мнению Сологуба и также дал одобрительную оценку: ««Громокипящий кубок«
– книга истинной поэзии
». Не обошлось, конечно, и без негативных отзывов – например, со стороны Василия Львова-Рогачевского (статья «Символисты и наследники их»). Критик не приемлет вычурность северянинских сюжетов, называя их «примерами извращенной первобытности»: «Вся пикантность, вся острота его первобытности заключается в постоянном переплетении «фешенебельных тем«, «помпэзных эпитетов«
с рассказами о циничном африканском танце, о проказах злых оран-гутанов
». И тем не менее Львов-Рогачевский отмечает, что «Игорь Северянин – единственный талантливый из десятков обнаглевших бездарностей» (под последними подразумеваются кубофутуристы – Велимир Хлебников, Алексей Крученых и т.д.)

«Мороженое из сирени» – одно из тех стихотворений, с которым как правило ассоциируется имя Северянина (еще «Ананасы в шампанском», конечно). Несмотря на то, что современники (Брюсов, Гумилев и др.) больше ценили другие стихи поэта – к примеру, «Это все для ребенка» или «Это было у моря», все же произведения, подобные «Мороженому из сирени», составившие основной корпус раннего творчества Северянина, также нуждаются в осмыслении.

В уже упомянутой статье Валерий Брюсов прослеживает в ряде стихотворений Северянина «злую иронию», которая ярко проявляется в ряде метких выражений. В своеобразную издевку превращается строка: «Пора популярить изыски, утончиться вкусам народа…» Иными словами, даже в «Мороженом из сирени», которое сложно в этом заподозрить, кроется критика той публики, для которой и пишет поэт.

Активное использование неологизмов – еще одна отличительная черта стиля Северянина. В отличие от кубофутуристов, он не изобретает собственный заумный язык – его неологизмы сообразно с правилами русского языка. Именно поэтому Владислав Ходасевич в ответ на критику в адрес поэта замечает, что в его стихах «много новых слов, но приемы словообразования у него не новы». Опасения у Ходасевича вызывает лишь то, что из-за подобных особенностей поэтической речи «стихи Северянина рискуют устареть слишком быстро». Иного мнения придерживался Брюсов: по его словам, некоторые удачные неологизмы (например, «олунить») «могут сохраниться в языке». Такой расчет, судя по всему, не оправдался.

Насыщая текст неологизмами, Северянин добивается сразу нескольких целей: во-первых, передает «чувство современности»; во-вторых, создает свой уникальный стиль – немного вычурный, но выразительный, органичный и традициям русской литературы, и эпохе новаторства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: