Сочинение-рассуждение анализ стихотворения иософа бродского «конец прекрасной эпохи»

Иосиф бродский: конец прекрасной эпохи

Анализ стихотворения «Конец прекрасной эпохи» Бродского

Стихотворение «Конец прекрасной эпохи» было написано И. Бродским в 1969 г. и позднее вошло в одноименный сборник. В нем отражается негативный взгляд поэта на окружающую его советскую действительность, которую он сравнивает с «концом прекрасной эпохи».

Произведение начинается с того, что лирический герой выходит из дома за газетой. Он сравнивает себя с «послом второсортной державы», намекая на свою принадлежность к еврейской нации. Бродский постоянно подчеркивал свою чужеродность. Окружающая действительность для него — «грустные края». Он считает, что в России произошла «победа зеркал». Это привело к возникновению царства иллюзий. Богатство страны и народа — всего лишь кажущееся явление, усиленное многократными отражениями. При этом все зеркала в царстве кривые, поэтому нельзя ручаться за правдоподобность всех отражений. Автор с грустью признается, что совершенно забыл «чувство, с которым глядишь на себя».

Советская Россия для лирического героя — страна, в которой «все рассчитано на зиму», т. е. на холодное и суровое время года. Это установка стала неотъемлемой частью национального менталитета и проникла даже в сны людей. Автор подавлен бездушностью коммунизма, при котором успехи страны определяются не духовным развитием, а сводятся к объему валовой продукции. Самодержавие, ужасами которого любили пугать советские историки, не идет ни в какое сравнение с масштабами современной власти. Даже орлы (символ царской России) утратили все свою гордость и «садятся… на железную смесь».

Лирический герой считает, что в СССР свободными могут себя считать только рыбы. Боязнь открыто высказать свои взгляды сближают людей с немыми обитателями морей. Жизнь по приказу и твердо установленному распорядку приводит к парадоксальной ситуации, когда «кочет внемлет курантам», а не восходу солнца.

Автор ненавидит провозглашенную властью «эпоху свершений», смешившую собой «прекрасную эпоху». На смену возвышенным представлениям и нравам пришло грубое материалистическое осознание действительности, означающее «конец перспективы».

Лирический герой хотел бы убежать из своей страны как можно быстрее и дальше, но не может этого сделать, потому что «карту Европы украли агенты властей». Следует заметить, что через три года ему будет «любезно» предоставлена такая возможность.

Возвращаясь к действительности, лирический герой раскрывает газету. Сообщение о приведенном в исполнении смертном приговоре только усиливает его мрачное настроение. Истинные причины для возникновения тоталитарного общества автор видит во временах Древней Руси. Называя далеких предков «белоглазой чудью», автор мечтает обратиться с упреком к самому Рюрику.

В финальной строке автор напоминает о своей «неповинной главе», которую может ожидать только «топор» от нынешней власти или «зеленый лавр» от иностранцев и благодарных потомков.

Стихотворение «Конец прекрасной эпохи» ярко отражает склонность Бродского видеть все в черном свете. Положительные моменты советской действительности и всей отечественной истории опальный поэт просто не замечал или не хотел этого делать.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Творческая судьба Бродского: конфликт с властью

Этот отрывок диалога Бродского и судьи был законспектирован  Фридой Вигдоровой и распространялся в самиздате. Первое заседание Бродского в суде по обвинению в тунеядстве пришлось на его молодые годы, ему было всего двадцать лет. Через некоторое время после второго заседания поэт был сослан в Архангельскую область. Через годы, в интервью, он назовет годы ссылками счастливыми, но было ли это справедливо? Из ссылки И.Бродский возвращается поэтом с отточенным пером, со своим индивидуальным стилем.

А до этого жуткого периода советской расправы, Иосиф Александрович сменил много профессий, закончив всего восемь классов. Не очень-то легко по сравнению с другими детьми.

В 1972 году поэт был поставлен перед выбором: эмиграция или «горячие денечки», что означало ссылки, обследования в псих-больницах и преследование властями. Выбор был очевиден. В СССР его держала семья. В самые трудные времена на их пути стояла власть. Это противостояние дорого далось Бродскому: в тюрьме у поэта случился сердечный приступ, а после переезда (сначала в Вену, а затем в США), он пережил 4 инфаркта. Его родители двенадцать раз подавали заявление на просьбу встретиться с сыном, но в выездной визе им было отказано. Больше семья так и не собралась вместе. Мать умерла в 1983, и не более года после неё умер отец. На похороны поэту приехать запретили.

В творчестве Бродского родителям посвящены книга «Часть Речи», стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…», «Памяти отца: Австралия», эссе «Полторы комнаты».

Посол второсортной державы

В начале стихотворения главный герой отправляется в киоск за газетой, называя себя послом второсортной державы, который не желает извращаться над своим собственным мозгом. Вторая держава – это отсыл к еврейским корням, почему второсортная? Это метафора – не более, потому что евреев гнали по земле и при Матфее, и при советской власти. Принципиально ничего не изменилось (напомним, Израиль был создан в 1948 году и в 1969 году ещё не имел той силы, которой налился сейчас, в 2022 году от Рождества Христова) с тех пор.

Эпиграф этой страны этого грустного края – победа зеркал, все в СССР отзеркаливает – все принадлежит народу, но руки его пусты, богатство природы, данное Богом, работает на военную мощь и ведет не к процветанию человека-гражданина, а к смерти противников власти и отсутствию свободы слова.

Принципиально опять же ничего не изменилось в России и в 2022 году – богатства страны работают на смерть, Путин вкладывает деньги с продажи нефти и газа в оружие, после чего нападает на соседние страны, которые не хотят этого русского мира, а желают жить своей независимой жизнью. В самой России при этом 23% населения не имеет канализации, зато имеет доход чуть меньше, чем безработный в Германии.

Возвращаясь к анализу стихотворения, отметим что в СССР все рассчитано на зиму – на холод стали и на отсутствие чувств. Сны холодны отсутствием мечты, пальто продумает ветер, стены тюрьмы никто не топит, а наряд невесты так бел, что от него веет смертью, но не жизнью.

Время, по мнению Бродского, создано смертью, которой для удовлетворения своих целей небытия нужны новые тела и вещи. Она их быстро пакует в гробы, одевая первые вторыми и замыкая круг жизни.

В концовке Бродский не дарит надежду, но рисует реалии СССР, когда для невиновной головы есть только одно важное дело – это ждать своего палача с топором, все остальное серо и находится под защитой государства, как истинная музейная ценность. Стихотворение показывает видение Бродским советской системы, где отчасти свободными могут быть только рыбы, но за это они платят своей немотой – все остальное в цепях

Стихотворение показывает видение Бродским советской системы, где отчасти свободными могут быть только рыбы, но за это они платят своей немотой – все остальное в цепях.

Как и когда к поэту приходит литературная слава?

Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у него была репутация, скандальная для того времени и известность поэта «самиздата».

Основным жанром в творчестве Бродского становится длинная элегия, такая полупоэма – афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка.

В доэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменно оттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшем пропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональная открытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия.

Умер Иосиф Александрович в ночь на 28 января 1996 года. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга: двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно — инфаркт.

Как Бродский получил «Нобелевскую премию»?

О том, что Бродский получил нобелевкую премию, сам поэт узнал неожиданно, сидя за ланчем в пригороде Лондона Хэмпстеде, в скромном китайском ресторанчике, куда его привел Джон Ле Kappe, автор шпионских романов. По словам Ле Kappe, они выпивали, закусывали и болтали о пустяках «в духе Иосифа – о девушках, о жизни, обо всем». Жена Бренделя отыскала их в ресторане и сообщила, что дом осажден телерепортерами – Иосифу присудили Нобелевскую премию. «Выглядел он совершенно несчастным, – продолжает Ле Kappe. – Так что я ему сказал: „Иосиф, если не сейчас, то когда же? В какой-то момент можно и порадоваться жизни“. Он пробормотал: „Ага, ага…“ . Когда мы вышли на улицу, он по-русски крепко обнял меня и произнес замечательную фразу…» Фраза Бродского, которая так понравилась англичанину: «Now for a year of being glib», идиоматична и поэтому трудно поддается переводу. Glib – это «болтливый», а также «поверхностный» или – «поверхностно-болтливый», «трепотливый». «A year of being / living» – стандартный литературный оборот: «год, когда живешь…» – далее подставляется необходимое наречие или деепричастный оборот. Бродский боялся, что в ближайшие месяцы придется тратить все время на поверхностную болтовню с журналистами и т. п.

В дипломе Бродского стояло: «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». Представляя лауреата, постоянный секретарь Шведской академии, профессор Стуре Аллен начал речь словами: «Для нобелевского лауреата Иосифа Бродского характерна великолепная радость открытия. Он находит связи (между явлениями), дает им точные определения и открывает новые связи. Нередко они противоречивы и двусмысленны, зачастую это моментальные озарения, как, например: «Память, я полагаю, есть замена хвоста, навсегда утраченного в счастливом процессе эволюции. Она управляет нашими движениями…».

На родине поэта об этом достижении соотечественника узнали только во времена перестройки, и придавали этому политический смысл и провокационный оттенок.

Как Бродский стал поэтом?

В 1959 Бродский знакомится со сборником стихотворений Е.А.Баратынского, после чего укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

Первые стихи Бродского, по его собственному признанию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж.Глэдом). Бродский обращался к стихотворениям Серебряного века. Но, например, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до тех же пор не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Очень ценной для него была лирика М.Цветаевой. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским традициям, дабы быть не похожим на всех, проявить индивидуальность.

Сочинения

В условиях цензуры и репрессий творческие люди не могли донести до читателей свои истинные размышления. Приходилось шифровать послания, придумывать образы, которые бы раскрывали основные идеи произведения. Стих «Конец прекрасной эпохи» стал своеобразной исповедью Иосифа Бродского, отражает чувства и мироощущение поэта.

Конец прекрасной эпохи, Бродский

Сюжетная линия стихотворения проста: главный герой произведения идет в киоск, чтобы купить газету. Но по дороге он смотрит на окружающую действительность и приходит в ужас от увиденного. Эти наблюдения насыщены глубокими размышлениями, герой приходит к неутешительным выводам, что в такой стране он не хотел бы жить. Стихи Бродского «Конец прекрасной эпохи» отражают отношение поэта к нравам общества, к власти, к ценностям. И такие нравы существуют много веков, чтобы докопаться до прекрасной эпохи, нужно воскрешать не царей, а динозавров.

Краткий анализ стихотворения

Намекая на свое нерусское происхождение, автор пишет, что он «глухой посол второсортной державы». Долгие годы писателей и поэтов еврейской национальности притесняли и запрещали к печати, произведения не издавались. Сам поэт прошел через мельницу репрессий. Но тяжелые испытания его не сломили, а помогли через стихи достучаться до молчаливых соотечественников. Его произведения обличали власть, через них он высказывал непривычное для обывателей мнение о событиях, происходящих в стране.

Проводя анализ стихотворения Иосифа Бродского «Конец прекрасной эпохи» можно заметить, что повествование ведется не «высоким» литературным стилем, а напоминает диалог, где поэт изливает душу читателю. При этом он часто использует простые выражения, сравнивая различные события с обыденными бытовыми сюжетами.

В эпоху свершений» трудно приходится людям, имеющим «возвышенный нрав».

При описании страны поэт использует довольно резкие эпитеты: «пуританские нравы», «деревянные грелки». Он называет ее краем, где «все рассчитано на зиму». Обличает людей, привыкших не высказывать своего мнения. Обыватели носят «воробьиные кофты», стараются слиться с общей серой массой, стать незаметными. Их благосостояние зависит от выработки металла и роста объемов валового продукта.

В «Конце прекрасной эпохи» Иосиф Бродский размышляет о способах ухода от неприятной ему действительности: можно пустить себе «пулю в висок» или иммигрировать за моря «новым Христом».

Вспоминая годы репрессий, поэт отмечает видимое безразличие общества к казни людей. Человеческая жизнь не стоит ничего. Был человек, и вот от него не осталось и следа, как от корабля на воде или от паровоза, бегущего по рельсам.

Стихотворение имеет элегантную структурную композицию. «Конец прекрасной эпохи» имеет четко выверенные по правилам построения стихотворного размера амфибрахия строфы. За счет такой конструкции Бродский достигал ритмичности и одновременно интересной витиеватости стиха. Одна мысль выводит следующую, закручиваясь в шифре и глубоком смысле текста рифмованного повествования. Пронзительные образы достигают потаённых глубин читательской души, заставляя обдумывать и понимать идеи, заключенные в произведении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: