Константин бальмонт 📜 лесные травы

Полный анализ стихотворения «фантазия» (к.д. бальмонт)

Анализ стихотворения Константина Бальмонта «Фантазия»

Стихотворение К.Бальмонта «Фантазия» написано в 1894 году и вошло в первый сборник стихотворений поэта. «Фантазия» отличалась от других произведений Бальмонта того периода лёгкостью и изяществом. Лирический герой восхищается увиденным, как будто забывая, что все образы возникают лишь в его воображении. Символист Бальмонт продолжает традиции романтизма с его двоемирием. Автор раскрывает красоту зимнего леса: «Шепчут сосны, шепчут ели, в мягкой бархатной постели им отрадно почивать».

В зимнем пейзаже есть что-то таинственное, даже колдовское, волшебное:

Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют

И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.

Этот мир идеален, но очень хрупок. Интересен образ луны, традиционный и для романтизма, и для символизма. Этот образ-символ придаёт стихотворению загадочность и в то же время олицетворяет смятение в душе лирического героя, в которой происходящее находит отклик. Его «томит тревога, жажда веры, жажда Бога».

Стихотворение состоит из трёх восьмистиший, оно написано восьмистопным хореем. Женская рифма (сиянье – изваянье) чередуется с мужской (берёз – грёз). Всё это придаёт звучанию стихотворения гармоничность.

Выразительность, эмоциональность стихотворения создаётся при помощи многочисленных тропов: сравнения («как живые изваянья»), метафоры («в искрах лунного сиянья»), эпитетов («вещий лес»), олицетворения (лес «дремлет»), а также синтаксических средств: риторических вопросов («Что их мучит?»), анафоры (повтор слов «что», «точно» в начале предложений и строк), рядов однородных членов («чары ясных, светлых снов»).

Образ тишины

Природа у Бальмонта олицетворяет собой русский характер, загадочную душу, которую невозможно постичь разумом, но только сердцем. Отсюда возникает склонность к раздумьям, типичная национальная хандра, сопутствующая глубоким и важным переосмыслениям. В природе разлито безмолвие – это последний час, минуты перед рассветом. Состояние окружающего мира отмечено скрытостью.

Природа как будто находится в собственном коконе, позволяющем ей укрыться от посторонних глаз. Здесь возникает знаменитая метафора Бальмонта: спрятаны чувства, сдержанность их проявлений. Центральный образ тишины возвеличен до предела – она обволакивает собой все видимое пространство, и такому видению помогает анализ стихотворения. Бальмонт, «Безглагольность» демонстрируют читателю загадочную русскую душу, которая не находит понимания и успокоения.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта.

Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека.

Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья».

Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее.

Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья».

«Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые.

«Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся.

Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы.

Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.

Стихотворение Бальмонта К. Д. «Придорожные травы»

«Придорожные травы»

Спите, полумёртвые увядшие цветы, Так и не узнавшие расцвета красоты, Близ путей заезженных взращённые Творцом, Смятые невидевшим тяжёлым колесом.

В час, когда все празднуют рождение весны, В час, когда сбываются несбыточные сны, Всем дано безумствовать, лишь вам одним нельзя, Возле вас раскинулась заклятая стезя.

Вот, полуизломаны, лежите вы в пыли, Вы, что в небо дальнее светло глядеть могли, Вы, что встретить счастие могли бы, как и все, В женственной, в нетронутой, в девической красе.

Спите же, взглянувшие на страшный пыльный путь, Вашим равным – царствовать, а вам – навек уснуть, Богом обделённые на празднике мечты, Спите, не видавшие расцвета красоты.

См. также Константин Бальмонт — стихи (Бальмонт К. Д.) :

Призрак Где бы ни был я, везде, как тень, со мной — Мой милый брат, отшедший.

Призраки Шелест листьев, шепот трав, Переплеск речной волны, Ропот ветра, гул.

Помогите нужен Анализ стиха К. Бальмонта «Можно жить с закрытыми глазами. «

Ренатка Старкова

Профи (806), закрыт 7 лет назад

Можно жить с закрытыми глазами, Не желая в мире ничего, И навек проститься с небесами, И понять, что все кругом мертво.

Можно жить, безмолвно холодея, Не считая гаснущих минут, Как живет осенний лес, редея, Как мечты поблекшие живут.

Можно все заветное покинуть, Можно все навеки разлюбить. Но нельзя к минувшему остынуть, Но нельзя о прошлом позабыть!

Наталья

Мудрец (14165) 7 лет назад

К. Бальмонт — поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни. Поэт стремился проникнуть в самую суть, «душу» животного или растительного мира, а главное — соотнести этот мир с миром человеческим и Вселенной в целом. Через внешние природные образы он пытался осмыслить свою творческую индивидуальность. Можно назвать немало портретно-психологических зарисовок, в которых опорная деталь, как травило, строится на прямом сопоставлении внутреннего и вещного, в виде звучной информационно-иносказательной фразы, напоминающей собой лаконичное пословичное выражение: «я — играющий гром»; «я — нежный иней охлаждения»; «я ведь только облачко, полное огня». И даже свою высокую поэтическую и жизненную программу, смысл жизни поэт К. Бальмонт не мыслит вне той необычной среды, которая называется природа:

Можно жить, безмолвно холодея, Не считая гаснущих минут, Как живет осенний лес, редея, Как мечты поблекшие живут.

Стих Бальмонта несет в себе прозрение, пророчество. Он свидетельствует о какой-то высшей реальности, которая питает человеческую надежду или вызывает страх отчаяние

Стих К. Бальмонта символичен по своей внутренней, сюжетно-образной сути. Это поддерживается недосказанностью изложения, некоей непроясненностью переживаний героя, происходящих на лоне природы, ситуацией одиночества и почти постоянной отстраненности его от жизни обыденной, мирской, когда страдающий поэт доверяет свои думы травам, соснам, птицам — всему окружающему миру.

Анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет»

Считается, что сон является неким переходным состоянием между бодрствованием и смертью, когда человек одновременно находится сразу в двух мирах. Именно в этот момент раздвигаются границы мироздания и открываются некие тайны. Пограничная черта между двумя мирами очень хрупка, поэтому люди далеко не всегда могут вспомнить то, что видели во сне. Но именно это состояние так любил поэт Константин Бальмонт, который в 1894 году написал удивительный по красоте сонет «Лунный свет».

Это стихотворение очень точно передает внутреннее состояние автора, у которого ночь и сон ассоциируются с полной луной. Ее появление на небосводе является своеобразным условным знаком, который оповещает о том, что начинается самый восхитительным и романтичных период суток. Автор признается, что именно в это время его «душа стремится в мир иной, пленяясь всем далеким, всем безбрежным».

Во сне Константин Бальмонт, как и многие из нас, путешествует, любуясь лесами и реками. Они существуют лишь в его воображении, но от этого не утрачивают своей реалистичности и привлекательности. Душа поэта стремится к этим заоблачным далям, которые могут подарить ощущение настоящего счастья. «Я бодрствую над миром безмятежным, и сладко плачу, и дышу — луной», — отмечает Бальмонт.

Волшебство лунного света настолько притягательно, что под его воздействием автор забывает о всем земном и материальном. Все повседневные заботы отходят на второй план, и поэт признается, что для него нет ничего дороже, чем «это бледное сиянье», которое ассоциируется со сказочными эльфами и серебряными нитями, запутавшимися в листьях деревьев. «Я слушаю, как говорит молчанье», — признается автор и наслаждается тем удивительным состоянием покоя, которое дарит ему сон.

На кого-то лунный свет действует как допинг, вызывая беспокойство и даже приступы агрессии. Однако поэт, наоборот, испытывает умиротворение и внутренне радуется тому, что даже по отношению к близким людям становится абсолютно равнодушен. «Чужда мне вся земля с борьбой своей», — подчеркивает автор. Это высвобождает внутренние силы и дает возможность жить дальше, не оглядываясь на прошлое. Поэтому неудивительно, что под воздействием лунного света Бальмонт перестает себя ощущать человеком в прямом смысле этого слова. «Я — облачко, я — ветерка дыханье», — убежден поэт, для которое подобная душевная и физическая легкость являются самым желанным состоянием.

Когда луна сверкнет во мгле ночной Своим серпом, блистательным и нежным, Моя душа стремится в мир иной, Пленяясь всем далеким, всем безбрежным.

К лесам, к горам, к вершинам белоснежным Я мчусь в мечтах; как будто дух больной, Я бодрствую над миром безмятежным, И сладко плачу, и дышу — луной.

Впиваю это бледное сиянье, Как эльф, качаюсь в сетке из лучей, Я слушаю, как говорит молчанье.

Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей, Я — облачко, я — ветерка дыханье.

Откуда бралось это все?

Стихотворение Бальмонта «Придорожные травы», впрочем, как и множество других его произведений, не оставляет читателей равнодушными. Бальмонт — поэт, прозаик, символист, переводчик, эссеист и просто выдающийся представитель поэзии Серебряного века. Биографы и литераторы неустанно строят теории о том, как писал поэт, какие приемы использовал, какими символами обозначал те или иные события. Они хотят знать, откуда бралось вот это все задушевное и гениальное. Вот только теории бессильны перед стремлением человеческой души.

«Рождается внезапная строка (…)

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом,

И право никогда — не сочиняю».

Сам поэт ответил на эти вопросы, он просто писал, руководствуясь творческими порывами. В одном из своих писем он выразился так: «Мне везет и пишется. Жить и жить, вечно жить хочется. Я написал больше ста новых стихов, это было настоящее сказочное сумасшествие». Он никогда не планировал свою творческую деятельность, а просто писал, от этого рождалось его желание жить и любовь к миру. Множество его произведений возникли внезапно, даже для него самого. «Придорожные травы» Бальмонта одно из таких стихотворений.

Что мы знаем о поэте?

Константин Бальмонт — русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.

Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.

Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.

В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.

Еще одним источником вдохновения для поэта была русская природа, что окружала его дом. Частично посвящено природе и его стихотворение «Камыши».

«Камыши»: о чем стихотворение?

Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно — о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: «О чем они шепчут? О чем говорят?» То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: «О чем этот разговор»? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, «Камыши»), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.

Символы в его стихотворении очень живые. «Умирающим ликом» он называет Луну, «вздохом погибшей души» — шуршание камышей у воды.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли

) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб

повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Список стихотворений:

Константин Бальмонт — Русский язык Константин Бальмонт — Осень Константин Бальмонт — В прозрачных пространствах Эфира Константин Бальмонт — Женщина с нами, когда мы рождаемся Константин Бальмонт — Благовест Константин Бальмонт — Старая песенка Константин Бальмонт — Жизнь коротка и быстротечна Константин Бальмонт — Норвежская девушка Константин Бальмонт — Нить Ариадны Константин Бальмонт — Немолчные хвалы Константин Бальмонт — Немая тень Константин Бальмонт — Небесная роса Константин Бальмонт — Млечный Путь Константин Бальмонт — Ты шелест нежного листка Константин Бальмонт — Крымская картинка Константин Бальмонт — Когда между тучек туманных Константин Бальмонт — У Форда Константин Бальмонт — Россия Константин Бальмонт — Чахлые сосны Константин Бальмонт — Туманы Константин Бальмонт — Ручей Константин Бальмонт — Осень (Вы умрете, стебли трав) Константин Бальмонт — Исполинские горы Константин Бальмонт — Заря Константин Бальмонт — Зарождение ручья Константин Бальмонт — Закатные цветы Константин Бальмонт — Глушь Константин Бальмонт — Вечер Константин Бальмонт — В час рассвета Константин Бальмонт — Болотные лилии Константин Бальмонт — Бледная травка Константин Бальмонт — Белый лебедь Константин Бальмонт — Светлый мир Константин Бальмонт — Русалка (В лазоревой воде) Константин Бальмонт — Тоньше Константин Бальмонт — Фей Константин Бальмонт — Снежинки Константин Бальмонт — Одуванчик Константин Бальмонт — Зима Константин Бальмонт — Изменчивость Константин Бальмонт — Седой одуванчик Константин Бальмонт — Бусинки Константин Бальмонт — Изморозь Константин Бальмонт — Осенний воздух Константин Бальмонт — Осенняя радость Константин Бальмонт — Веселая осень Константин Бальмонт — Бессмертники Константин Бальмонт — Он спросил меня Константин Бальмонт — Паутинки Константин Бальмонт — Золотой и синий Константин Бальмонт — Бабочка Константин Бальмонт — Анютины глазки Константин Бальмонт — Смех ребенка Константин Бальмонт — Береза Константин Бальмонт — Грозовой костер Константин Бальмонт — Капли смолы Константин Бальмонт — Лесные кораллы Константин Бальмонт — Росинка Константин Бальмонт — Зерно Константин Бальмонт — Лучше Константин Бальмонт — Как я пишу стихи Константин Бальмонт — Цветок Константин Бальмонт — Раковинки Константин Бальмонт — Новый день Константин Бальмонт — Родник Константин Бальмонт — Колыбельная песня Константин Бальмонт — За грибами Константин Бальмонт — Русалочка Константин Бальмонт — Гномы Константин Бальмонт — Смешной старик Константин Бальмонт — Трясогузка Константин Бальмонт — Глупенькая сказка Константин Бальмонт — Детская песенка Константин Бальмонт — Кошкин дом Константин Бальмонт — Заинька Константин Бальмонт — Сказочки Константин Бальмонт — У чудищ Константин Бальмонт — Утро Константин Бальмонт — Детский мир Константин Бальмонт — Шелковинка Константин Бальмонт — Три песчинки Константин Бальмонт — Фея и снежинки Константин Бальмонт — Фея и Бронзовка Константин Бальмонт — Волк Феи Константин Бальмонт — Фейная война Константин Бальмонт — Фея в гневе Константин Бальмонт — Беспорядки у Феи Константин Бальмонт — Ветерок Феи Константин Бальмонт — Забавы Феи Константин Бальмонт — Находка Феи Константин Бальмонт — Фея за делом Константин Бальмонт — Прогулка Феи Константин Бальмонт — Наряды Феи Константин Бальмонт — Чары феи Константин Бальмонт — Кукольный театр Константин Бальмонт — Я больше ее не люблю Константин Бальмонт — Гвоздики Константин Бальмонт — Только Константин Бальмонт — Брат с сестрой Константин Бальмонт — Трудно Фее Константин Бальмонт — Белый пожар Константин Бальмонт — Терцины Константин Бальмонт: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Работа представлена как исследование поэтического сборника Бальмонта К.,Д. «Будем как солнце», его основных мотивов. Уделёно вниманию структурно-семантическому анализу стихотворения «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», сопоставительному анализу — «Образ солнца в контексте русской литературы»

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.

Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.

Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.

Анализ стиха

Анализ стиха Анализ — история создания, мысли автора, и прочее Поспевает брусника. Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце только грустнее. Стаи птиц улетают, Прочь, за синее Море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся, И заплачет спросонья. Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья.

Анализ стихотворения Бальмонта «Осень»

Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался декадентством и романтизмом, однако именно символам придавал с воем творчестве огромное значение, считая, что лишь с их помощью можно наиболее полно и ярко выразить свои мысли, донести их до будущих поколений читателей.

Стихотворение «Осень» было написано поэтом в 1899 году, на пике литературной славы. Это короткое и, на первый взгляд, весьма лиричное произведение на самом деле несет в себе достаточно глубокую смысловую нагрузку. Начинается стихотворение с незатейливых фраз о том, что в лесу поспевает брусника, дни становятся короче и крик улетающих на юг птиц навевает грусть. Именно так выглядит осенняя хандра, которая нередко охватывает души впечатлительных и романтичных людей, тонко чувствующих окружающий мир и живущих с ним в гармонии

Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести

Не следует забывать, что это произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Причем, не в лучшую сторону. Поэтому в стихотворении «Осень» сквозят отчетливые ностальгические нотки, которые сегодня, по прошествии века, можно назвать пророческими. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.

Сама осень у поэта ассоциируется со слезами, что также очень символично. И дело не только в дождливой погоде, которая весьма характерна для этого времени года. Пройдет 17 лет, и в точно такой же дождливый осенний день мир будет расколот на два противоборствующих лагеря. Поэтому фразу «скоро осень проснется и заплачет спросонья» можно трактовать, как предчувствие беды, которая также неотвратима, как и смена времен года.

Если рассматривать данное произведение с литературной точки зрения, не пытаясь читать его между строк, то стихотворение «Осень» представляет собой великолепный образец пейзажной лирики. Причем, Константин Бальмонт, слывущий полиглотом и знатоком 15 иностранных языков, не стремится расцветить описание самой унылой поры года яркими эпитетами и сравнениями. Образ природы в этом произведении – второстепенен, равно как и чувства поэта. Поэтому стихотворение не производит на читателей особого впечатления, так как в русской литературе можно найти гораздо более волнующие и запоминающиеся рифмованные строчки, посвященные осени. Однако с точки зрения символизма это стихотворение безупречно. В нем сказано более чем достаточно для тех, кто привык искать в обычных словах потаенный смысл. Это и естественная грусть, связанная со сменой веков, и тайная надежда на то, что, возможно, предчувствия окажутся обманчивыми, и попытки остановить мгновения пока еще беззаботной жизни, запечатлев их в стихах. Но, увы, пророчества великих поэтов, к которым, без сомнений, относится и Константин Бальмонт, имеют обыкновение в точности сбываться. Сам автор в момент написания стихотворения «Осень» об этом лишь смутно догадывается, и вместе с осенью оплакивает не только собственную жизнь, но и судьбу своей страны, в которой грядут фатальные перемены.

Анализ стихотворения «Я — изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта

Стихотворение «Я — изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта

Стихи «Я – изысканность русской медлительной речи» Константина Бальмонта входят в его знаменитый сборник «Будем как Солнце».

Стихотворение написано не позднее 1903 года. Это период, когда К. Бальмонт считался едва ли не лучшим поэтом империи, его с восторгом принимала не только читающая публика, но и собратья по перу. Известен он был и как пламенный революционер. В жанровом отношении – творческий манифест, автопортрет, 4 строфы с парной рифмовкой. Благозвучие, музыкальность и красота – вот киты, на которых стоит поэзия К. Бальмонта. Местоимение «я» и энергичные тире царят в стихе. Автор говорит о себе как о художнике слова. Первая строка – готовый афоризм, вторая – почти бахвальство: «другие – предтечи»: во-первых, библейский образ, во-вторых, не просто предшественники, но и учителя (как тот же француз П. Верлен). Ведь новаторство поэта не выводит его за рамки классической традиции. «Открыл уклоны»: этому способствовала и большая переводческая работа. У европейских поэтов он учился различать нюансы и переливы слов. Четвертая строка строфы – чистая звукопись. Второе четверостишие внезапно меняет ритм. Вновь поэт постулирует свою приверженность звуку, свету, тени. Третья строфа – гимн стихии. Человек и дела рук его в стихе отсутствуют. Мир лирики К. Бальмонта стремится сбросить оковы материального, плотского, вещественного. «Для всех и ничей»: автор сам как часть Вселенной, а не человеческого общества, вне времени, пространства. «У других отнимая»: прежде всего, у природы. «Влюблен в себя и других»: один из секретов популярности поэта. Его бескомпромиссность и стих оказались созвучны рубежу веков. Автор словно заново открывает этот мир и ведет за собой читателя. Каскад средств художественной выразительности: море эпитетов (перепевные, нежные, многопенный, гневные, внезапный), инверсия (переклички лесные), сравнение (как сон), перечисления, повторы, анафоры. Его пейзаж условный, хотя и вполне земной. Индивидуально-авторский эпитет (еще и оксюморон, парадокс): разорванно-слитный. Поэт стремится минимизировать количество глаголов. Приставки слов также участвуют в игре поэта: переплеск, перепевные, самоцветные, самобытной.

К. Бальмонт посвятил свое творчество раскрытию тайн музыки русского стиха. Триумфальный период этого пути изображен в произведении «Я – изысканность русской медлительной речи».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: