Характеристики произведения
Лирический герой рассуждает о том, как великолепна безмятежная природа, и задаёт риторические вопросы, адресованные самому себе.
Главную идею можно кратко охарактеризовать так: человеку не под силу достичь такого же гармоничного и безучастного состояния, в котором находится природа, да это и не нужно.
Средства выразительности, которые использовал Бальмонт:
- оксюморон: живые изваянья;
- повторы: чьё-то скорбное моленье, чьё-то пенье, чьи-то вздохи;
- лексические анафоры: точно их томит тревога, точно им чего-то жаль, точно мук у них так много;
- сравнения: и тоска, и упоенье — точно искрится звезда;
- эпитеты: в мягкой бархатной постели, неизменная печаль, живые изваянья, светлый дождь, вещий лес, неустанное стремленье, ветви стройные, лунное сиянье.
Риторические вопросы, которые задаёт лирический герой, остаются без ответов. Образы природы в стихотворении приобретают глубину и прозрачность символов.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.
Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.
Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.
Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Композиция
Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.
1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.
2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых
Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.
3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим чувством.
4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.
5 строфа замыкает цепь рассуждений автора. Лёгкую влюблённость автор сравнивает с «мечтой», сопоставляет её с «Севером», а знойную страсть — с «Югом»
Поэту ближе «бледный Север», нежели «светлый Юг».
Также можно предположить, что стихотворение имеет не пять, а две части.
- Первая часть – это первые четыре строфы-воспоминания, в которых автор рассуждает о влюблённости.
- Вторая часть – последнее четверостишие, в котором автор возвращается к реальности, подводит итог своим рассуждениям, приходя к выводу, что «Север» ему милее «Юга».
Константин Бальмонт – Фейные сказки
Солнечной Нинике, с светлыми глазками, –Этот букетик из тонких былинок.Ты позабавишься Фейными сказками,После блеснёшь мне зелёными глазками, –В них не хочу я росинок.Вечер далёк, и до вечера встретитсяМного нам: гномы, и страхи, и змеи.Чур, не пугаться, – а если засветятсяСлёзки, пожалуюсь Фее.
Вы открыли удивительную книгу, которая позволит совершить фантастическое путешествие по родному миру – волшебной природе, детству, сказкам, чуду. “Фейные сказки” более ста лет назад написал великий русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт для своей четырёхлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой).
В этом собрании стихов он стремился открыть ей красоту родной природы, многообразие таинственного мира, особенности русской души. Хотел научить её представлять, ощущать, слышать окружающий мир. Константин Дмитриевич Бальмонт родился в старинной дворянской усадьбе в 1867 году. Отец Константина – Дмитрий Константинович – был человеком умным и спокойным, никогда в жизни не повышавшим ни на кого голоса. Он любил охоту, и когда наступала осень, со сворой собак пропадал в лесу. Мать будущего поэта – Вера Николаевна – обожала книги, музыку, сама пробовала писать стихи и прозу. Именно мать, как писал впоследствии Бальмонт, ввела его в “мир музыки, словесности, истории, языкознания”.
Не меньшую роль в воспитании будущего поэта сыграла чудесная природа родного края. Рядом с усадьбой находился тенистый парк с липовыми аллеями. Этот парк любили все, но особенно маленький рыжеволосый мальчик Костя. Он был тихим ребёнком, не любил участвовать в шумных играх мальчишек и предпочитал часами сидеть в парке. Здесь собирались все его необычные лесные друзья: жёлтые, белые, красные праздничные бабочки, изумрудные жуки-бронзовки, “мохнатые и добрые пчёлы, злые красивые осы с тонкими талиями, огромные полосатые шмели”. В траве быстро бегали, поворачивая маленькие головки, серые ящерки, по своим тропам озабоченно тащили ношу муравьи. Мальчик любил беседовать с ними, для каждого находилось ласковое слово. Они же в ответ жужжали, звенели крыльями, стрекотали, будто поддерживали разговор.
Как в мальчике зародился поэтический талант, об этом можно только гадать. Сам Бальмонт вспоминал: “Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. В яркий солнечный день они возникли, сразу два стихотворения, одно о зиме, другое о лете. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи, в лесном уголке, который до последних лет жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизнью”.
Вот так из чудесного мира природы появился поэт Константин Бальмонт. Через всю жизнь он пронёс нежную любовь к своему “милому раю”, где провёл много счастливых лет. Благодаря волшебным воспоминаниям детства, так мило, душевно и добродушно прозвучат написанные в 1905 году “Фейные сказки”.
Эта книга стихов – одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, завораживает живыми и трепетными образами. Не случайно название “Фейные сказки”. Феи живут в легендах и сказках, они способны мгновенно являться и исчезать. Лёгкие, изящные, они любят повеселиться, танцуют и поют, и с не меньшей охотой трудятся – мастерят вещи, обладающие чудесными свойствами. “Фейные сказки” К. Д. Бальмонта – своего рода символический образ идеального мира. В начале XX века к этой теме обращались многие поэты. Фея поэтического цикла наделена волшебной силой и властью, она является символом Вечной Женственности – при этом обладает чертами, которые характеризуют её как непоседливую, познающую мир девочку.
А. А. Блок сравнил “Фейные сказки” с “душистым букетиком тончайших былинок”. В “Фейных сказках”, по мнению А. А. Блока, автор “совсем переселяется в детскую душу” – “прозрачный мир, где всё сказочно-радостно и мудро детской радостью и мудростью. Это природный реализм, то истинное отношение к природе, которое знакомо детям и поэтам”. Поэтический цикл “Фейные сказки” – это мир причудливой фантазии и искренней веры, стихий и гармонии, близкий каждому – и детям и взрослым, – мир, летящий в чудо. Каждого из нас ведёт в этот мир девиз Бальмонта: “В бесконечности стремленья бесконечность достиженья”.
доктор филологических наук, профессор
Помогите нужен Анализ стиха К. Бальмонта «Можно жить с закрытыми глазами. «
Ренатка Старкова
Профи (806), закрыт 7 лет назад
Можно жить с закрытыми глазами, Не желая в мире ничего, И навек проститься с небесами, И понять, что все кругом мертво.
Можно жить, безмолвно холодея, Не считая гаснущих минут, Как живет осенний лес, редея, Как мечты поблекшие живут.
Можно все заветное покинуть, Можно все навеки разлюбить. Но нельзя к минувшему остынуть, Но нельзя о прошлом позабыть!
Наталья
Мудрец (14165) 7 лет назад
К. Бальмонт — поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни. Поэт стремился проникнуть в самую суть, «душу» животного или растительного мира, а главное — соотнести этот мир с миром человеческим и Вселенной в целом. Через внешние природные образы он пытался осмыслить свою творческую индивидуальность. Можно назвать немало портретно-психологических зарисовок, в которых опорная деталь, как травило, строится на прямом сопоставлении внутреннего и вещного, в виде звучной информационно-иносказательной фразы, напоминающей собой лаконичное пословичное выражение: «я — играющий гром»; «я — нежный иней охлаждения»; «я ведь только облачко, полное огня». И даже свою высокую поэтическую и жизненную программу, смысл жизни поэт К. Бальмонт не мыслит вне той необычной среды, которая называется природа:
Можно жить, безмолвно холодея, Не считая гаснущих минут, Как живет осенний лес, редея, Как мечты поблекшие живут.
Стих Бальмонта несет в себе прозрение, пророчество. Он свидетельствует о какой-то высшей реальности, которая питает человеческую надежду или вызывает страх отчаяние
Стих К. Бальмонта символичен по своей внутренней, сюжетно-образной сути. Это поддерживается недосказанностью изложения, некоей непроясненностью переживаний героя, происходящих на лоне природы, ситуацией одиночества и почти постоянной отстраненности его от жизни обыденной, мирской, когда страдающий поэт доверяет свои думы травам, соснам, птицам — всему окружающему миру.
История создания
Константин Дмитриевич Бальмонт – один из знаменитейших поэтов Серебряного века, творчество которого заслуживает того, чтобы ознакомиться с ним как можно лучше. Свою знаменитость и значимость он получил не только как поэт, но и как первоклассный переводчик. Свое первое стихотворение юный поэт написал в десятилетнем возрасте, но подвергся критике со стороны матери, после чего перестал писать на долгие шесть лет. Но такой ранний старт не облегчил тернистый путь автора. Всему виной был его достаточно взбалмошный характер, благодаря которому он был исключен из университета, а так же непростая судьба автора. Свой первый сборник сочинений Бальмонт уничтожил, далее последовал неудачный брак, безденежье и попытка самоубийства. Поэт выбросился из окна, но к счастью остался жив. Спустя долгое восстановление, у Бальмонта жизнь начинает налаживаться.
Благодаря работе над переводами, поэту удается накопить денег и издать несколько своих стихотворений. Одним из них и было стихотворение «Фантазия».
Стихотворение «Фантазия» он написал в 1893 году. Оно очень отличается от других стихотворением своим легким и прозрачным написанием. Весь текст пронизан таинством и очарованием зимнего пейзажа. Мысленно читатель переносится в эту зимнюю сказку и наслаждается пушистыми лапами елей, которые серебрятся в лунном свете.
Константин Бальмонт — Фантазия: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья, Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез; Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели, В мягкой бархатной постели им отрадно почивать, Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье, И тоска, и упоенье,- точно искрится звезда, Точно светлый дождь струится,- и деревьям что-то мнится То, что людям не приснится, никому и никогда. Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи, В час глубокой полуночи мчатся духи через лес. Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
- Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?
- Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нем томленье, Неустанного стремленья неизменная печаль,- Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога, Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль. А луна всё льет сиянье, и без муки, без страданья Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов; Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
- И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.
Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта
«Фантазия» Константина Дмитриевича Бальмонта – витиеватое, причудливое произведение в духе символизма рубежа веков.
Стихотворение написано в 1894 году. Его автору в этот момент исполнилось 27 лет, он начинающий поэт, который ищет свой путь в литературе. Нужно отметить, что дебютная книга молодого поэта не произвела на критиков и читающую публику особого впечатления.
По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей с чередованием рифмующихся и нерифмованных строк, 3 строфы. Лирический герой – созерцатель. Первое восьмистишие – романтический ночной пейзаж.
Россыпь сравнений и олицетворений: тут и деревья, «как изваянья», и дремлющий обязательно «вещий лес», и несколько раз упомянутая Луна с непременным «блеском» и «сиянием», и «ропот ветра». И вязь аллитерации с лексическими повторами, призванные заворожить зазевавшегося читателя. Инверсия: шепчут сосны.
В заключительном восьмистишии хаос нарастает, в сонном мире звучит диссонанс. Поэт предполагает, что их гонит неутоленная «жажда Бога», которого они отвергли. Теперь же, не находя покоя, они мечутся по миру, который им кажется чересчур ясным, гармоничным. Кажется, сам поэт вторит им.
Он не приемлет простых объяснений, для него ночь – пора открытий и фантазий, а не отдыха и сна. Он вполне сочувствует разлитому в воздухе беспокойству и почти сердится на Луну (именно так, с прописной буквы), льющую сиянье «без муки, без страданья». В финале повторяются, хоть и в переиначенном виде, слова и образы из первой строфы.
Это позволяет считать композицию произведения кольцевой. Лексика возвышенная. Стихи насыщенны эпитетами: сладко, тайных, бархатной, светлых, стройные. Метафора: звукам полночи внимать. Есть несколько риторических вопросов. Анафора: точно. Стихотворение переполнено глаголами. Перечислительная градация – одно из главных средств выразительности. К. Бальмонт исследует возможности музыкального стиха, стараясь довести значение формы до глубин содержания.
«Фантазия» К. Бальмонта вошла в сборник ранней лирики поэта «Под северным небом».
Читать стих поэта Константин Бальмонт — Фантазия на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта
Хоть Бальмонт был неплохим поэтом, его творческая дорога не была простой. Его первое стихотворение появилось уже в 10 лет. Но, чтобы добиться популярности и успеха, ему понадобилось около 25-ти лет. А вся проблема в характере поэта. Из-за него Бальмонт постоянно попадал в разного рода нелепые и неудобные ситуации, которые заканчивались не всегда нормально. Например, Бальмонта отчислили из университета потому, что он пропагандировал революционные идеи. Всё дошло до того, что Бальмонту нельзя было находиться в больших городах России за принятие участия в митингах против правительства. А в глубине души поэт Бальмонт видел себя как романтик.
Творение Бальмонта появилось в 1894-ом году. В то время автор уже имел среди общества впечатление человека с бунтарским и революционерским характером. Поэт-революционер преуспел в сфере противостояния правительству, но в поэзии он остался неизвестным, неопытным человеком, не преодолевшим планку начинающего, который до сих пор не опубликовал даже свой первый стихотворный сборник. Одним из стихотворений, вошедших в сборник, была та самая «Фантазия» в жанре лирики и возвышенности. Она выделялась среди других благодаря собственным лёгкостью и изящным слогам.
В революционной активности прекрасный поэт не потерял способностей наслаждаться миром, а известные революционеры Маркс и Энгельс считали, что окружающий миру необходимо быть непривлекательным, серым, ужасным. Хоть в период с 19-ого по 20-ые века в каждой стране были свои недостатки, включая и полудикую Россию, которая только-только познала, что такое капитализм, есть и свои достоинства. Поэт знал, что есть хорошие стороны. Поэтому красота полей и лесов России, чистота и гармония, их первозданность восхищали его. Но там, где трудился Константин, писали и думали не о природе. А всё потому, что в прозе и поэзии писали пессимистично, а восхищение природой – это не пессимизм. Но что бы там не писали, Бальмонт, пробыв в тюремном заключении и в ссылке, хотел писать вовсе не о грусти. Он хотел писать о простой человеческой радости. Видимо, поэтому стихотворение «Фантазия» стала романтической и радостной, где поэт рассказывает про завораживающею красоту зимнего леса. Глядя на пригнутые снегом деревья, поэт не то что умиляется, а даже немного завидует. Константин Бальмонт осознаёт, что никто не сможет запросто спастись и забыться от своих бед и печали. Ещё Бальмонт делает вывод, что ему никогда не получится приобрести безмятежность, умиротворённость как те деревья из стихотворения.
Сам Константин Бальмонт позиционирует себя как ночные духи, мчащиеся сквозь лес. Задавшись вопросом о смятении духов, автор сам же отвечает на него, заглянув себе в душу – они не знают, что с ними будет, к чему готовиться и чего опасаться. Но, к сожалению, никто не поможет им, они не обретет какой-либо жизненной цели. Поэтому поэту остаётся лишь только фантазировать и писать стихотворения, пытаясь найти новую жизненную цель, без которой он остался, стремясь изменить мир к лучшему.
11 класс, кратко по плану
Список стихотворений:
Константин Бальмонт — Русский язык Константин Бальмонт — Осень Константин Бальмонт — В прозрачных пространствах Эфира Константин Бальмонт — Женщина с нами, когда мы рождаемся Константин Бальмонт — Благовест Константин Бальмонт — Старая песенка Константин Бальмонт — Жизнь коротка и быстротечна Константин Бальмонт — Норвежская девушка Константин Бальмонт — Нить Ариадны Константин Бальмонт — Немолчные хвалы Константин Бальмонт — Немая тень Константин Бальмонт — Небесная роса Константин Бальмонт — Млечный Путь Константин Бальмонт — Ты шелест нежного листка Константин Бальмонт — Крымская картинка Константин Бальмонт — Когда между тучек туманных Константин Бальмонт — У Форда Константин Бальмонт — Россия Константин Бальмонт — Чахлые сосны Константин Бальмонт — Туманы Константин Бальмонт — Ручей Константин Бальмонт — Осень (Вы умрете, стебли трав) Константин Бальмонт — Исполинские горы Константин Бальмонт — Заря Константин Бальмонт — Зарождение ручья Константин Бальмонт — Закатные цветы Константин Бальмонт — Глушь Константин Бальмонт — Вечер Константин Бальмонт — В час рассвета Константин Бальмонт — Болотные лилии Константин Бальмонт — Бледная травка Константин Бальмонт — Белый лебедь Константин Бальмонт — Светлый мир Константин Бальмонт — Русалка (В лазоревой воде) Константин Бальмонт — Тоньше Константин Бальмонт — Фей Константин Бальмонт — Снежинки Константин Бальмонт — Одуванчик Константин Бальмонт — Зима Константин Бальмонт — Изменчивость Константин Бальмонт — Седой одуванчик Константин Бальмонт — Бусинки Константин Бальмонт — Изморозь Константин Бальмонт — Осенний воздух Константин Бальмонт — Осенняя радость Константин Бальмонт — Веселая осень Константин Бальмонт — Бессмертники Константин Бальмонт — Он спросил меня Константин Бальмонт — Паутинки Константин Бальмонт — Золотой и синий Константин Бальмонт — Бабочка Константин Бальмонт — Анютины глазки Константин Бальмонт — Смех ребенка Константин Бальмонт — Береза Константин Бальмонт — Грозовой костер Константин Бальмонт — Капли смолы Константин Бальмонт — Лесные кораллы Константин Бальмонт — Росинка Константин Бальмонт — Зерно Константин Бальмонт — Лучше Константин Бальмонт — Как я пишу стихи Константин Бальмонт — Цветок Константин Бальмонт — Раковинки Константин Бальмонт — Новый день Константин Бальмонт — Родник Константин Бальмонт — Колыбельная песня Константин Бальмонт — За грибами Константин Бальмонт — Русалочка Константин Бальмонт — Гномы Константин Бальмонт — Смешной старик Константин Бальмонт — Трясогузка Константин Бальмонт — Глупенькая сказка Константин Бальмонт — Детская песенка Константин Бальмонт — Кошкин дом Константин Бальмонт — Заинька Константин Бальмонт — Сказочки Константин Бальмонт — У чудищ Константин Бальмонт — Утро Константин Бальмонт — Детский мир Константин Бальмонт — Шелковинка Константин Бальмонт — Три песчинки Константин Бальмонт — Фея и снежинки Константин Бальмонт — Фея и Бронзовка Константин Бальмонт — Волк Феи Константин Бальмонт — Фейная война Константин Бальмонт — Фея в гневе Константин Бальмонт — Беспорядки у Феи Константин Бальмонт — Ветерок Феи Константин Бальмонт — Забавы Феи Константин Бальмонт — Находка Феи Константин Бальмонт — Фея за делом Константин Бальмонт — Прогулка Феи Константин Бальмонт — Наряды Феи Константин Бальмонт — Чары феи Константин Бальмонт — Кукольный театр Константин Бальмонт — Я больше ее не люблю Константин Бальмонт — Гвоздики Константин Бальмонт — Только Константин Бальмонт — Брат с сестрой Константин Бальмонт — Трудно Фее Константин Бальмонт — Белый пожар Константин Бальмонт — Терцины Константин Бальмонт: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Работа представлена как исследование поэтического сборника Бальмонта К.,Д. «Будем как солнце», его основных мотивов. Уделёно вниманию структурно-семантическому анализу стихотворения «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце», сопоставительному анализу — «Образ солнца в контексте русской литературы»
Композиция
В первой части стихотворения мы видим спокойное и размеренное описание природы, легкое и мелодичное описание зимнего леса заставляет читателя погрузиться в то зимнее волшебство, которое старается донести нам автор. Он как художник рисует картину, глядя на которую, мысленно переносишься туда.
Во второй части стихотворения мы видим более яркие краски, и изначальная тишина уходит на второй план. Начинает присутствовать некая мистика.
Автор использует ряд риторических вопросов, которые придают некую активность тексту.
Но, достигнув кульминационного момента, резко обрывается, уступая снова место прекрасному отдыху и умиротворению природы.
Лирический герой выступает простым наблюдателям этой зимней сказки.
Большое количество критиков отмечали в творчестве Бальмонта использование именно музыкального стиля написания, благодаря которому Бальмонту удалось в строках своей поэзии показать всю певучесть и красоту русского языка.
В заключительной части стихотворения поэт снова возвращается к тихому и нежному повествованию, описывая прекрасную дремоту зимней природы, используя видоизмененные слова и образы из первой строфы.
Бальмонт использует достаточно расплывчатые образы, что придает тексту некую воздушность и невесомость.
Для придания таинственности и романтичности, автор прибегает к использованию выразительных средств языка.
Все вместе это создает гармоничную и законченную картину, которую хочется перечитывать снова и снова.
Глубокий анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольность»
February 18, 2016
Константин Бальмонт в свое время пользовался невероятной популярностью. Особенно его стихами увлекалось молодое поколение, склонное к анализу и размышлениям. Произведения Бальмонта наполнены романтизмом и лиризмом, они проникнуты нежностью и юношеской тоской. Данный поэт принадлежал к числу символистов, к которым относил себя и Александр Блок. Во многом распознать основную мысль произведения помогает анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольность» писал с особенным настроением. Он показывает читателю русскую душу, склонную испытывать хандру и депрессию. Строки буквально проникнуты тайной грустью, с которой поэт возвещает миру о своем присутствии.
«Безглагольность» (Бальмонт)
Анализ по плану эффективен, он позволяет ничего не упустить и выделить наиболее существенные детали. Основная мысль текста – это то, на что направлено все повествование. Ее выделению способствует глубокий, вдумчивый анализ стихотворения. Бальмонт «Безглагольностью» хотел показать поиск душой утраченного «я», это безуспешная попытка самопознания. Лирический герой тоскует по самому себе и собственному потенциалу, который пока не вполне раскрылся. Оттого и нет удовлетворения в сердце, и не посещает чувство наполненности. Одиночество – центральная проблема произведения. Такое состояние представляется лирическому герою всеобъемлющим и безграничным, поэтому и появляется сковывающее ощущение безысходности.
Едва ли еще можно найти столь пафосные строки, как те, что написал Бальмонт («Безглагольность»). История создания самого стихотворения показывают саму безысходность, неспособность предпринять решительные шаги для изменения ситуации. Бездействие проявляется буквально во всем: от невозможности лирического героя противостоять законам этого мира до звенящей тишины, разлитой в природе.
Образ главного персонажа
Лирический герой Константина Бальмонта погружен в себя, он отягощен грустными раздумьями и размышлениями о жизни. Неутешительная истина, к которой он приходит, ранит его намного больше, чем переживания, связанные с состоянием природы. Он не уверен в себе, не способен оценить по достоинству собственные перспективы, не видит выхода.
Его можно назвать безнадежным романтиком, мечтающим отыскать свое место в мире и обнаружить принадлежность к природе. Глядя на окружающий мир, он тоскует, созерцает собственное состояние.
Тропы и образы
В первой строфе утомлённая душа (метафорический эпитет) сравнивается с полусонным ночным цветком. День и ночь, сон и жизнь противопоставлены. Образы создаются с помощью метафор: дневной блеск и шум, светиться внутренним светом, забыться в блеске и шуме, упиться сном. В описании утомлённой души важны эпитеты и наречные эпитеты: цветок полусонный, внутренний свет, тающий сон, тихо, но жадно упиться.
Бальмонт использует пары однокоренных слов, благодаря повторам корней достигает особой мелодичности: полусонный – сон, светиться светом, позабыть и забыться.
Во второй строфе образ ночного цветка конкретизируется, становится объёмным, белладонна олицетворяется. Если в первой строфе душа человека уподобляется ночному цветку, то во втором ночной цветок похож на страстную женщину. Она убивает лаской, её взоры полусонны, ей любо позабыть день, встречаться сердцем с Луною и любить в смерти (метафоры). Но белладонна сохраняет приметы ночного цветка. Она «расцвечается» светом Луны и тихо качается под ветром. Луна в стихотворении тоже олицетворена. Она подобна божеству смерти и сна, потому и пишется с прописной буквы.
Белладонна – дитя ночи, луны, смерти. Её любовь смертельна, цветение губительно. В третьей строфе поэт обходится минимумом тропов. Антитезы в философских рассуждениях («радости нет без печали, между цветами — змея» создают образ мира, в котором противоположное, добро и зло одинаково ценно. Змея имеет такое же право на существование, как и цветы, смерть существует, как и любовь.
Ключевая метафора стихотворения в вопросе: «Кто расцветёт белладонной?» Какие человеческие чувства и поступки подразумевал Бальмонт под этим тропом, можно только догадываться. Цветение растения – вершина его развития. Так и в любви, в этом запретном союзе, должна случиться кульминация, цветение, которое погубит и любовь, и влюблённых. Возможно, это слова или поступки одного из них, готовность к действию. В таких непрочных отношениях, которые скрыты от света, как жизнь души, катастрофу и разрыв часто провоцирует один из пары. Об этом вопрос лирического героя.
В последней строфе имеют значение не только повторы слов из первой строфы (устали, душа утомлённая, мечта полусонная), но и повторы в пределах строфы («радость моя» — «радости нет без печали»). Банальная житейская мудрость подкрепляется примерами из мира природы, в которой прекрасное и безобразное, жизнь и смерть рядом.
Ответ оставил Гуру