К. бальмонт. анализ стихотворения «камыши». план анализа, художественные приемы

«люби», анализ стихотворения бальмонта

«Камыши»: о чем стихотворение?

Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно — о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: «О чем они шепчут? О чем говорят?» То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: «О чем этот разговор»? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, «Камыши»), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.

Символы в его стихотворении очень живые. «Умирающим ликом» он называет Луну, «вздохом погибшей души» — шуршание камышей у воды.

Анализ стихотворения «Я не люблю тебя» (М.Ю. Лермонтов) | Литерагуру

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный поэт и прозаик. Все его произведения наполнены живостью, все его персонажи многогранны и интересны. То же самое можно сказать и о его стихотворениях.

Они полны эмоций, они разносторонни, они открывают внутренний мир творца. Его произведения входят в школьную программу, начиная со средней школы.

Романы, стихи, рассказы Михаила Юрьевича читают и изучают не только в нашей стране, но и за рубежом.

История создания

В 1830-ом году поэт знакомится с Екатериной Сушковой. Шестнадцатилетний Михаил тут же влюбляется в нее. К сожалению, его возлюбленная не испытывала к нему никаких романтических чувств, даже более того, она дала ему такую характеристику:

Неуклюжий, косолапый мальчик с умными, выразительными глазами и язвительно-насмешливой улыбкой.

Спустя некоторое время им пришлось расстаться на целых четыре года. В 1831-ом году Михаил Лермонтов пишет данное стихотворение и посвящает его Екатерине. Он жестоко отомстил за свою поруганную любовь, когда расстроил помолвку девушки, убедив ее в том, что известный литератор, то есть он сам, все еще без ума от нее.

Жанр, направление и размер

Для творчества Лермонтова характерна многожанровость. Он пишет в абсолютно любых направлениях, умело соединяя в своих работах любовь к природе, умные и интересные рассуждения, которые не лишены душевной теплоты. Данное произведение как раз относится к любовной лирике поэта.

Написано «Я не люблю тебя» четырехстопным ямбом. Рифма перекрестная. Вообще, это не первый опыт Михаила Юрьевича в данной тематике. На тему любви за всю жизнь писатель написал около 160 стихотворений.

Образы и символы

Лирическим героем является сам писатель. Он сравнивает свое сердце и душу с храмом. Образ возлюбленной является божеством. Оно согревает храм своим сиянием.

Герой стихотворения страдает, ему тяжело, но в конце он признает, что, несмотря на все страдания, его душа и сердце по-прежнему остаются храмом для этого божества, а оно само всегда будет для него чем-то особенным.

Темы и настроение

Поэт затрагивает тему переживаний влюбленного человека. В этом небольшом стихотворении Михаил Юрьевич уместил все противоречивые мысли, которые возникают у мужчины, расставшегося с любимой. С одной стороны ему грустно, он вроде бы забыл о чувствах, но с другой стороны ему обидно и неприятно, что все закончилось тем, что он вынужден подавлять свою любовь.

Конечно же, основная тема – безответная любовь и последующая разлука, которая навсегда останется шрамом на сердце. Но лирический герой не может злиться и ненавидеть, он никогда не сбросит свой идол с пьедестала.

Это стихотворение похоже на прощальное письмо, в котором он говорит, что ему пришлось нелегко, но он справился и забыл свою любовь, ему пришлось переломить себя. Все закончилось, но послевкусие разбитого сердца все равно остается.

Идея

В этом стихотворении Михаил Лермонтов передает свои чувства. Он выплёскивает их в стихах, чтобы освободить свою душу и сердце от переживаний, очистить мысли от памяти о бывшей возлюбленной. Но все же она – все еще смысл его жизни, как бы он не хотел обратного. Такая страсть не исчезает, а просто таится в душе, как уснувший вулкан.

Поэт был весьма любвеобилен, что вполне характерно для творческих личностей (они нуждаются в музе). Но в его стихотворениях его любовь всегда печальна.

Роман с Сушковой был довольно интересен, так как в нем Лермонтов сначала никак не мог добиться ее расположения, а потом жестоко обманул свою возлюбленную. Это стихотворение — лишь малая капля в любовной лирике, посвященной Сушковой.

«Я не люблю тебя» можно назвать стихотворением, завершающим любовную эпопею автора, поэтому главная мысль – это озвучить последний аккорд мелодии страсти, которую творец ведет к концу.

Средства художественной выразительности

На первый взгляд, кажется, что стихотворение не имеет особых средств выразительности, но если разбирать более подробно, то можно найти метафоры: «образ жив, хотя бессилен»; олицетворение: «умчался сон»; эпитеты: «прежний сон», «кумир поверженный», «оставленный храм».

Также присутствует инверсия. За счет этого произведение имеет более интересное звучание. В целом, это стихотворение не большое, но автор настолько гармонично сочетает все слова, что оно сразу берет за душу.

Юлия Петрова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ стихотворения Бальмонта «Камыши» по плану

Приступаем к анализу стихотворения. Не будем повторять имя автора и название, переходим сразу ко второму пункту.

Стихотворение принадлежит к литературному течению символизм. Его жанр вмещает в себе элементы как пейзажной лирики, так и философской.

Тема стихотворения – смысл жизни. Идея – быстротечность жизни, безысходность и бессилие перед фатумом. Благодаря образам болота, блуждающих огоньков и умирающего лика луны довольно мрачную картину создает Бальмонт. Анализ стихотворения «Камыши» стоит дополнить исследованием средств художественной выразительности. Это красочные эпитеты «блуждающий», «умирающий», «безмолвный»; олицетворение (камыши шепчут) и особый фонетический прием – аллитерация. При помощи повторения согласных шипящих звуков автор достигает эффекта «шуршания», что придает стихотворению особое звучание.

В поэзии присутствуют сравнения, месяц сравнивается с умирающим «ликом», шум камышей – «со вздохом погибшей души».

Интересным способом привлечь внимание читателя выступает прием, который называют «оксюморон». Это сочетание несочетаемого

В данном случае это фраза «бесшумно шуршат». Бесшумно то есть без звука, но если они «шуршат», это значит, что звук все-таки есть. Данный прием используется для создания мистического настроения. Камыши будто не шепчут, а думают. Мы слышим не шум, а бесплотные мысли.

Бальмонт Константин Дмитриевич

Константин Дмитриевич Бальмонт – величайший поэт Серебряного века, тонкий лирический певец. Красивые и мелодичные стихи Бальмонта легко читаются, они льются, как родниковая вода. Поэт оперирует простыми словами, но в этих словах кроется сила чувства. Бальмонт всегда писал с первой попытки, движимый рождающимися в голове цельными образами. Он не правил и не мучал рифмы – «первое движение души – самое верное». Бальмонт жил и творил не с помощью анализа и рассуждений, а образами и ощущениями. Всю жизнь поэт искал себя, свое место, пробовал писать в разных стилях, примыкал к разным течениям. Но ведущим направлением его творчества принято считать поэтический символизм.

Анализ стихотворения: Бальмонт, «Камыши». Тема, сюжет стихотворения Константина Бальмонта

January 22, 2016

Поэты Серебряного века вознесли поэзию до небывалых высот. А поэты-символисты наполнили ее удивительными, загадочными образами и звучанием. Чтобы достигнуть максимально сильного звучания, они прибегали к игре слов и звуков, аллитерациям и метафорам. Яркий образец такой поэзии — стихотворение «Камыши» Константина Бальмонта. В статье мы предлагаем внмиманию читателей анализ стихотворения, описание его особенностей и богатой тематики, присущей как символизму в общем. так и лирике Бальмонта в частности.

Что мы знаем о поэте?

Константин Бальмонт — русский поэт Серебрянного века. Принадлежал к символистам, почти все его произведения созданы в этом ключе.

Родился в небольшой деревушке Владимирской губернии. Его родители были довольно образованными людьми, в семье матери издавна любили литературу и привили эту любовь дочери. Вера Николаевна принесла эту любовь и в свою семью, где устраивала литературные вечера, различные чтения и спектакли. Они имела сильное влияние на представителей местной печати, где способствовала публикации многих молодых авторов.

Константин Бальмонт перенял от нее любовь к литературе. Позже поэт скажет, что сильный и страстный характер у него тоже от матери.

В юности будущий символист благодаря знанию многих языков имел возможность изучать шедевры мировой литературы и в них черпать вдохновение для своего творчества.

Еще одним источником вдохновения для поэта была русская природа, что окружала его дом. Частично посвящено природе и его стихотворение «Камыши».

«Камыши»: о чем стихотворение?

Если читатель впервые откроет книгу на странице с этим произведением, он скажет, что оно — о камышах. Но это не совсем так, ключевой фразой можно назвать: «О чем они шепчут? О чем говорят?» То есть, стихотворение не о камышах, оно об извечной загадке природы. Тихое шуршание растений автор сравнивает с ночным разговором и задается вопросом: «О чем этот разговор»? Делая анализ стихотворения (Бальмонт, «Камыши»), не стоит забывать и о том, что поэт принадлежал к символистам и был ярким их представителем.

Символы в его стихотворении очень живые. «Умирающим ликом» он называет Луну, «вздохом погибшей души» — шуршание камышей у воды.

Жанровые особенности

По мнению критиков, под влиянием юношеского максимализма и мистицизма писал юный Бальмонт «Камыши». Жанр стихотворения, скорее всего, можно отнести к философской лирике. Поэт наделяет растения человеческими чувствами и даром речи: «Кого, для чего? — Камыши говорят».

Задымываясь о загадочном шепоте растений, воды и запахе тины, автор подразумевает не то, что видит он и видим мы.

Тема стихотворения «Камыши» Бальмонта

Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами — образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: «О чем шепчут камыши лунной ночью»?

Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот «бесшумный шепот камышей»? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение — это, скорее всего, мысли. Шепот камышей — это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.

Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный «разговор» камышей — образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.

До последнего дня (Бальмонт)

Быть может, когда ты уйдёшь от меня, Ты будешь ко мне холодней. Но целую жизнь, до последнего дня, О, друг мой, ты будешь моей.

5 Я знаю, что новые страсти придут, С другим ты забудешься вновь. Но в памяти прежние образы ждут, И старая тлеет любовь.

И будет мучительно сладостный миг: — 10 В лучах отлетевшего дня, С другим заглянувши в бессмертный родник, Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.

  1. ↑ Бальмонт К. Д. Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи М. «Художественная литература», 1980 Дополнение 1 по: Бальмонт К. Солнечная пряжа. Изборник Библиотека поэта. Малая серия СПб, 2003 Дополнение 2 по: Бальмонт К. Д. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1 М. «Терра», 1994. В интернете: Библиотека Мошкова

Размер и рифмовка

Сонетная строфа – строгая форма. Сонет состоит из 14 строф – двух катренов и двух терцетов. Бальмонт пишет стихотворение в форме классического итальянского сонета, немного изменив систему рифмовки терцетов (в итальянском сонете вгв гвг, а у Бальмонта вгв вгв. Рифмовка в катренах и терцетах кольцевая, женская рифма чередуется с мужской. Сонет написан традиционным для этой строфы размером – пятистопным ямбом.

  • «Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Люби»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Тема стихотворения «Камыши» Бальмонта

Тему стихов определить сразу довольно трудно. Если исходить из названия, перед нами — образец пейзажной поэзии. Но углубляясь в произведение, сразу видим, что речь не о пейзаже, и воспевания красоты растений мы здесь не найдем. Тема совсем другая: «О чем шепчут камыши лунной ночью»?

Но этим не ограничиваются поднятые в поэзии вопросы. Тема загадочности природы, недоступных людям знаний благодаря метафорам плавно переходит на душу лирического героя и человечества в целом. Что же такое, этот «бесшумный шепот камышей»? Разговор? Чувства? Ответ будет правильный, если мы выберем любой из этих вариантов. Но наиболее точное определение — это, скорее всего, мысли. Шепот камышей — это мыслительный процесс. Мысли бесшумны, но не стихают ни на минуту. Именно в мыслях рождаются вопросы и образы: слуховые, зрительные и даже тактильные.

Произведение написано в мистическом ключе. Загадочный «разговор» камышей — образ, скорее, слуховой, чем зрительный. Далее сделаем подробный анализ стихотворения.

Анализ стихотворения поэта Серебряного века (На примере стихотворения К. Бальмонта «Белый пожар»)

Серебряный век в русской поэзии дал немало прекрасных имен. Среди них имя Константина Бальмонта занимает достойное место. Бальмонт являлся одним из зачинателей символизма — литературного течения, связанного с идеалистической философией, мистикой, которое ратовало за поэзию намеков, иносказаний, истолковываемых символистами как отблеск иного, потустороннего мира. Можно много говорить о достоинствах и недостатках этого течения, однако лучшие его представители создали по-настоящему прекрасные и глубокие произведения.

Именно к таким поэтам относится Константин Бальмонт. Его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций, рифм и созвучий. Бальмонт умел вслушиваться в окружающий нас мир звуков и передавать в своих стихотворениях перезвон колоколов или стук шагов по гулкой мостовой («Воспоминание о вечере в Амстердаме»), шелест осенних листьев и плач сердца («Безглагольность»), почти безмолвное шуршание морской травы и движение рыб («Меж подводных стеблей»). Стихотворения Бальмонта завораживают своей плавностью, мелодичностью. Они действительно красивы. Их хочется читать и перечитывать, снова и снова представляя возникающие в воображении картины сонного Амстердама, бескрайней степи или прихода весны.

Одним из таких стихотворений является «Белый пожар». Стремление поэта заменить образ символом, несущим одновременно несколько значений, нашло отражение и здесь.

Когда мы читаем «Белый пожар», нас охватывает грустное настроение, хотя трудно сразу понять, почему это происходит — ведь перед нами мастерски нарисованная картина морского берега, на который набегают волны. Однако уже последняя строка первой строфы («В напряженье предсмертном домчалась ко мне») навевает печаль, задает тон всему стихотворению. Именно эта строка открывает философскую тему быстротечности жизни и неизбежности смерти.

Волны прибоя автор сравнивает с бегом «загнанных лошадей». Сначала одна волна, а за нею другие,

…как белые кони, Разметав свои гривы, несутся, бегут, Замирают от ужаса дикой погони, И себя торопливостью жадною жгут.

В сознании лирического героя, стоящего «на прибрежье, в пожаре прибоя», совмещаются картины бешеной лошадиной скачки и плавного набегания волн на песок. Возникает контраст между реальным тихим морским пейзажем (и речи не идет о том, что море неспокойно) и тем, как воспринимает его лирический герой. Стоя в одиночестве на берегу, он в неспешном прибое почему-то видит «дикую» погоню. Красавцы-кони взлетают птицей на берег и там, став на миг еще прекрасней, рассыпаются в брызгах:

Опрокинулись, вспыхнули вправо и влево, — И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней,

На песке умирают в дрожании гнева Языки обессиленных белых огней.

Удивительно, но у Бальмонта волны сравниваются также и с белым пожаром. Это тем более необычно, что автор отождествляет противоположные стихии — огонь и воду. Волны дрожат, словно свеча на ветру, вспыхивают как пламя и жадно «жгут» себя, а их гребни — «языки обессиленных белых огней».

Используя многозначный символ, Бальмонт соединяет созерцание лирическим героем картины природы и его раздумья об устройстве жизни, в которой, по его мысли, все стремится к смерти, «замирая от ужаса дикой погони», и сгорая.

Сам лирический герой представляется нам неким философом-экзистенциалистом, уверенным, что жизнь всегда есть смерть. Он пессимист, наблюдающий за неизбежным угасанием. Глядя на морские волны, «умирающие» на берегу, он приходит к выводу, что в природе и в жизни людей все устроено сходным образом. Человек, не умея остановиться и задуматься о жизни, сжигает себя, как волны-кони, слишком быстро несется к своему концу — смерти, приближая ее ненужной торопливостью.

Автору удалось наглядно, с мастерством живописца, передать мысли и чувства своего лирического героя. Мы вместе с ним идем по берегу моря, будто наяву видим белую пену волн, разметавшиеся гривы коней и языки пламени и невольно думаем о том, что все в жизни быстротечно. Как бы ни гневались люди («в дрожании гнева») на смерть, но они бессильны перед ней и не в состоянии остановить бег времени, изменить вечные законы бытия.

До последнего дня (Бальмонт)

Быть может, когда ты уйдёшь от меня, Ты будешь ко мне холодней. Но целую жизнь, до последнего дня, О, друг мой, ты будешь моей.

5 Я знаю, что новые страсти придут, С другим ты забудешься вновь. Но в памяти прежние образы ждут, И старая тлеет любовь.

И будет мучительно сладостный миг: — 10 В лучах отлетевшего дня, С другим заглянувши в бессмертный родник, Ты вздрогнешь — и вспомнишь меня.

  1. ↑ Бальмонт К. Д. Избранное. Стихотворения. Переводы. Статьи М. «Художественная литература», 1980 Дополнение 1 по: Бальмонт К. Солнечная пряжа. Изборник Библиотека поэта. Малая серия СПб, 2003 Дополнение 2 по: Бальмонт К. Д. Собрание сочинений в двух томах. Т. 1 М. «Терра», 1994. В интернете: Библиотека Мошкова

Анализ стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Люби»

Сонет «Люби» впервые опубликовали в номере 12 журнала «Русская мысль» в 1916 году. Впоследствии стихотворение вошло в сборник «Сонеты Солнца, меда и Луны», который объединил более 250 произведений, посвященных различным темам. Данное произведение представляет собой гимн самому главному чувству в жизни каждого.

Каждой строкой стихотворения К. Д. Бальмонт прославляет любовь. Десятки раз готов он восклицать, повторяя это слово. Однако общее настроение произведения не такое светлое, как может сперва показаться.

Первая строфа содержит яркие чистые образы. Весенние краски сияют в каждой строке:

Экспрессия усиливается за счет аллитераций – «пыли», «пылая», поют». Сами слова заставляют читателя услышать звуки природы: «шуршащие березы» словно шепчутся с другими цветами.

Однако восторг быстро сменяется мрачной уверенностью. В тексте начинают преобладать не легкие взрывные ноты, а свистящие («бесстрастья», «страшись», «сожгли»), звенящие («угрозы», «зорь», «закон», «возмездья») звуки. Даже сладкий образ грез выглядит пугающе, а знакомый по другим стихотворениям огонь кажется теперь опасным, а не приветливым.

Поэт предостерегает, что без любви мимолетная жизнь пуста и бессмысленна:

Этот удивительная аллегория символизирует скоротечность человеческой жизни. Автор указывает, что в повседневной череде событий легко потерять себя, зачерстветь душой. А человеку, который не любит и не любил, сделать это легче всего: «Ему никак не избежать возмездья». Поэтому человеку обязательно найти что-то, что разбудит его сердце. Пусть это будет сама любовь или мечта. Ибо без какого-либо движения душа застывает.

Как утверждает поэт, именно любовь и есть та божественная сила, что заставляет весь мир расцветать:

Для того, кто не любит, по мнению автора, ничего не приносит радости. В то время как любящий, даже будучи распятым, счастлив. Этот образ, несомненно, является отсылкой к бескорыстной любви Иисуса Христа к людям, без которой не произошло бы святых чудес.

Сонет «Люби» действительно является гимном любви, но это не слепая восторженная ода. К. Д. Бальмонт анализирует человеческую жизнь и выносит вердикт, что без этого чувства она бессмысленна. Любовь выступает не просто как мимолетная радость, но как источник жизни вообще. Снова поэт предстает перед читателем не просто вдохновенным певцом, а еще и философом, проникшим в законы мироздания.

«Безглагольность», анализ стихотворения Бальмонта

Образ родной стороны, русской природы присутствует в стихотворениях почти каждого поэта. Чаще всего это пейзажная лирика, исполненная умиротворения и красоты. Константин Дмитриевич Бальмонт, русский поэт и прозаик, ключевая фигура символизма в поэзии, иначе видит окружающий его мир. В его стихотворении «Безглагольность», созданном поэтом в 1900 году, картина русской природы лишена светлых и радостных тонов, она печальна и сумрачна. Куприяновский писал об этом времени так: «В условиях больших изменений в общественной жизни России происходят существенные сдвиги в мироощущении русских символистов. С середины 1900-х годов реальная жизнь все более вторгается в их творчество, и Россия, иногда в мистифицированном виде, становится их темой. Бальмонта можно считать ее зачинателем».

Через призму пейзажа Бальмонт хочет донести философские смыслы и думы о славянской культуре, о ее людях. Русские люди, особенно человек маленький, долгие годы терпели тиранию государственного строя, классовое неравенство и нищету, не имея права голоса и свободы. Это выражено в следующих строках: «Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали». Родная природа зачастую рождает тоску в душе человека, опустевший сад и утренняя река, скрытая в клубах тумана вселяют в сердце неизбывную печаль. Стихотворение написано будто бы «без глагола», без действия, в нем как бы застыла невыразимость чувства.

Душа русского человека — вот о чем хочет рассказать поэт. О сердце русского человека, что «плачет невольно», которое не радуют бескрайние просторы родной земли, а деревья, что «так сумрачно-странно-безмолвны», чернеющая «громада застывшего бора» вселяют в него грусть. У человека отняли возможность высказаться, распахнуть душу, открыться, безглагольность — это невозможность говорить, это вынужденное молчание. «Безглагольность покоя» — это безглагольность тоски, пронизывающей пейзаж вокруг героя и его самого. Настроение этого стихотворения перекликается с трагическими событиями жизни Бальмонта, переживающего неудачный брак и неудавшееся самоубийство, приковавшее его к постели. Произведение выражает и личную драму поэта, и трагическое положение русского народа.

Русскому человеку присущи душевная чуткость, глубоко сокрытая внутри печаль, безбрежность души, ее широта и милосердие, именно об этом говорит первое четверостишие стихотворения. Тоска — это ключевой концепт русского языка и культуры, как пишет Вержбицкая. Второе четверостишие — это обращение к ближнему, кто сможет понять. Переломный момент произведения — это третье четверостишье, где отрицается надежда, отрицается возможность действовать, говорить, звучать, быть услышанным: «Во всем утомленье — глухое, немое». Четвертое четверостишие погружает в атмосферу прохладной глуши, которая окутывает человека, заставляющая его душу застыть в безмолвии. Пятое четверостишие — это мечта о лучшей жизни, о красоте и любви, которой душе не досталось: «Как будто душа о желанном просила, и сделали ей незаслуженно больно».

В произведении использовано большое количество красочных эпитетов, таких как «безмолвная боль», «усталая нежность», «безвыходность горя», «затаенная печаль». Присутствуют также метафоры и олицетворения: «сердце плачет», «сердце простило», «душа о желанном просила», «луга убегают далеко-далеко». Использование Бальмонтом однородных подлежащих, повторений слов с компонентом «без», предложений, близких по лексическому содержанию создает почти музыкальный ритм в стихотворении. Также поэт применяет аллитерацию буквы «б» и ассонансы буков «а», «е».

  • «Я мечтою ловил уходящие тени…», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Люби», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Русский язык», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Белладонна», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Камыши», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Золотая рыбка», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Осень», анализ стихотворения Бальмонта
  • «Зачарованный грот» (Жизнь проходит…), анализ стихотворения Бальмонта
  • «Солнце удалилось», анализ стихотворения Бальмонта
  • Бальмонт Константин Дмитриевич, биография и краткий анализ творчества

По произведению: «Безглагольность»

По писателю: Бальмонт Константин Дмитриевич

Лунный свет

«Лунный свет» написан в 1894 году и был опубликован в первом значительном сборнике избранных произведений Бальмонта «Под северным небом», который издали в том же году в Санкт-Петербурге. Фактически это было уже не первое издание стихов поэта, но первая книга, которая понравилась читателям и получила положительные отзывы. Настроение этого сборника в целом довольно печальное, в нем наблюдаются черты декаданса, поэзии упадка, опустошения и побега от реальности в таинственные волшебные мистические миры. Молодой поэт сконцентрирован на исследовании тайн собственной души, погружается в иллюзии, в мечтания о выходе на тонкие планы бытия.

Развитие темы в композиции сонета

Стих о лунном свете также посвящен наблюдению за полётом чувственных ощущений и следующих за ним размышлений. В первом катрене, как это и предполагается делать в сонете, поэт дает завязку темы, а именно показывает восход луны с наступлением ночи.

Но описание пейзажа полностью игнорируется: нет ни малейшего намека, который бы позволял читателю понять, где именно находится герой и что его окружает; можно лишь предполагать, что он дома и луна светит в окно. Интересно сравнить это начало с первыми строками стихотворения «Лунный свет» Якова Полонского, написанного на полвека раньше: «На скамье, в тени прозрачной тихо шепчущих листов, слышу — ночь идёт, и — слышу перекличку петухов».

В них обозначена та же тема, но всего несколько деталей — скамейка, листва, крики петухов — позволяют представить себе вполне конкретный сельский уголок, где встречает вечер этот поэт.

Анализ стихотворения Бальмонта показывает, что оно написано от первого лица и уже с третьей строки автор переходит к исследованию своих смутных настроений. Лунный свет выступает здесь некой отвлеченной субстанцией, с которой взаимодействует впечатлительная душа поэта, получая как бы импульс космической энергии любви для полёта в пространстве ночного неба. Далее развитие темы идет по схеме:

  • Второй катрен продолжает размышления о возвышении мечты над миром и заманчивой притягательности игры человеческого воображения. В этой части произведения звучат и тревожные нотки — герой словно где-то в глубине души осознает опасность такой экзальтации и сравнивает себя с «духом больным». Этот конфликт заставляет плакать, пусть даже «сладко».
  • В первом из терцетов грустный мотив отступает, и разум поэта испытывает только чистый восторг от выхода души на тонкий уровень от общения с молчанием Вселенной. Во сне ли это происходит или наяву, не ясно. Скорее всего, где-то на грани, когда человек засыпает, погружаясь в сновидения, и в эту минуту осознает безграничность своего подсознания.
  • В заключительном трехстишии сонета описано уже состояние сна, необыкновенной легкости, покоя, отрешенности от всех своих забот и от проблем близких людей.

Особенности поэтического языка

Литературному стилю Константина Бальмонта присуще богатое разнообразие выразительных средств, мастерски создающих изящный музыкальный стих. Виртуозность владения поэтическим словом признавал за ним любой, даже тот, кто не был поклонником его творчества. В раннем стихотворении «Лунный свет» можно выделить некоторые приемы создания образности:

  • эпитеты — блистательный, нежный, безмятежный — красочные определения, украшающие стихотворение;
  • сравнения — «как эльф» и «как будто дух больной»;
  • интересные метафоры — выражения в переносном смысле и в большом количестве. Например, «мчусь в мечтах», «сетка из лучей», «дышу — Луной», «я — облачко»;
  • подбор слов, задающий определенный ри; эта цепочка однородных членов предложения словно рисует линию движения вверх, на взлет, на отрыв от земли.

Таким образом, краткий анализ стихотворения Бальмонта «Лунный свет» демонстрирует несомненный поэтический дар молодого поэта, которому предстояло занять свое почетное место в истории русской литературы. И хотя этому образцу типичной поэзии символизма, возможно, недостает живой искренности и реалистичности, присущих лучшим традициям русской поэзии, стремление к философскому осмыслению жизни души и подсознания человека вызывает у читателя некоторое сопереживание и подталкивает его к собственным размышлениям о вечных ценностях.

Художественные приемы

Анализ «Лунного света» Бальмонта позволяет лучше узнать особенности произведения. Оно написано в жанре сонета. В нем четырнадцать строк, которые поделены на два четверостишья и два трехстишья. В первом катрене выделяется тема, во втором она развивается, в третьем обозначается развязка и в четвертом делается вывод.

Константин Бальмонт использовал следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт называл мглу ночной, сиянье бледным, а вершины белоснежными;
  • метафоры — Бальмонт наделяет луну серпом, душу стремлением, а лучи сплетаются в сетку;
  • сравнение — поэт сравнивает героя со сказочным эльфом.

Стих наполнен светлой грустью. Лирический герой с нетерпением ждет луны и воссоединения с иллюзорным миром. Именно он дает ему почувствовать разные эмоции, вдохновится природой и другим сказочными картинами. Обыденность мирской жизни не представляет для него интереса.

В стихотворении поэт делится личными чувствами и эмоциями. Он показывает, как сон является освобождением для него. Такая разгрузка благотворно влияет на творчество.

Тропы и образы

Основной троп первого катрена – олицетворение. Бальмонт повторяет призыв «люби» как песню берёз, цветущей сирени и роз. Эпитеты и метафоры (розы пылают, сирень в цветной пыли) создают яркий образ поздней весны – традиционной для поэзии поры любви.

Второй катрен – призыв уже не природы, а лирического героя. Неологизм «безлюбье» в контексте обозначает не только отсутствие, но и отрицания любви. Безлюбье и бесстрастие, угрозы которого надо бежать, — состояние, приводящее к бессмысленности существования. Возможно, именно о таких строфах, как второй катрен, критик Николай Банников писал, что они хорошо передавали атмосферу и настроение, «но при этом страдал рисунок, пластика образов». Второй катрен очень музыкален, аллитерации звуков стр, зл, гр, гл создают образы враждебной угрозы. Бальмонт – мастер повтора слов, особой музыкальной пластики стиха. В первом катрене корень люб повторяется 4 раза, во втором – 3.

Метафоры «твой полдень вмиг вдали» и «твою зарю теченья зорь сожгли» передают быстротечность и бессмысленность человеческой жизни, где полдень и заря – символы её периодов, не лишённые также своего прямого значения. Огонь и грёзы противопоставлены как разные состояния человеческой души: действие и бездействие, деятельность и мечтания, динамика и статика, разрушение и созидание, эмоции и разум.

Первый терцет – эмоциональный перелом, после которого лирический герой не увещевает читателя, не призывает его любить, а обвиняет в беззаконии. Это не просто закон природы, о котором говорится в первой строфе (весеннее побуждение и природы). Первый терцет – скрытая цитата «Божественной комедии» Данте, в которой описана «любовь, что движет солнце и светила». Невозможно понять смысл сонета, не распознав скрытую цитату, не поняв подтекст. Ведь Данте говорит не о природной, физиологической любви, а о любви божественной. Такая любовь сопряжена со страданиями, о чём последний терцет.

Метафора бессмысленно прожитой жизни «он в каждом часе слышит мёртвый звон» — свидетельство того, что тот, кто не любил, как будто и совсем не жил, просто терял время на земле, а в будущем будет наказан. Слово высокой лексики «возмездье» — это усиление обещанной во втором катрене угрозы.

Последняя строка противопоставлена остальным пяти строкам двух терцетов. Она описывает того, кто любит. Поэт характеризует любящего только одним словом – он счастлив. Последнее коротенькое предложение отсылает читателя к образу Иисуса Христа, который был распят за человечество, любя каждого человека. Счастье, с точки зрения Бальмонта, сопряжено с чувством любви. Так поэт решает философский вопрос счастья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: