Рефераты / своеобразие любовной лирики н. гумилева / своеобразие любовной лирики н. гумилева

Сочинение «чем мне близка любовная лирика н. с. гумилева. «роль поэзии в лирике николая гумилева

Николай Гумилев. Стихи о любви

Из букета целого сиреней Мне досталась лишь одна сирень, И всю ночь я думал об Елене, А потом томился целый день.

Нежно-небывалая отрада Прикоснулась к моему плечу, И теперь мне ничего не надо, Ни тебя, ни счастья не хочу.

После стольких лет Я пришел назад, Но изгнанник я, И за мной следят.

Так долго сердце боролось, Слипались усталые веки, Я думал, пропал мой голос, Мой звонкий голос навеки.

Ты не могла иль не хотела Мою почувствовать истому, Свое дурманящее тело И сердце бережешь другому.

Я говорил: «Ты хочешь, хочешь? Могу я быть тобой любим? Ты счастье странное пророчишь Гортанным голосом твоим.

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

Чем мне близка любовная лирика Н. С. Гумилева

Категория: Гумилев Н.С.

Слепая музыка моей любви… Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам \»муза дальних странствий\». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста. В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, \»открыватель новых земель\», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение: … Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких лир бряцанье И громовые клекоты орла. Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса Замкнула богохульные уста.

Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью. Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу. Например: Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: \»она\», И вновь душа пьяна и сметена. Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин: ,Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, — и хочет топиться. Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси — чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством. Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта.

3 стр., 1364 слов

План-конспект : «Своеобразие поэзии Н.С. Гумилева»

… «Прощанье» показывает это чувство. Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель … с творческим ростом Гумилёва (от его символистского ученичества к поэтическому самоопределению и самоутверждению самостоятельной поэтической позиции2, во-вторых, потому, … мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых …

В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив — доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева \»Отравленный\»: Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким, Я не буду печальным и злым. Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня… И мне сладко — не плачь, дорогая, — Знать, что ты отравила меня. Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе, Венера — богиня любви и Венера — судьба. На Венере, ах, на Венере, Нету смерти, терпкой и душной. Если умирают на Венере — Превращаются в пар воздушный. Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.

Стихотворение Гумилёва Н. С. «За гробом»

«За гробом»

Под землей есть тайная пещера, Там стоят высокие гробницы, Огненные грезы Люцифера, Там блуждают стройные блудницы. Ты умрешь бесславно иль со славой, Но придет и властно глянет в очи Смерть, старик угрюмый и костлявый, Нудный и медлительный рабочий. Понесет тебя по коридорам, Понесет от башни и до башни. Со стеклянным, выпученным взором, Ты поймешь, что это сон всегдашний. И когда, упав в твою гробницу, Ты загрезишь о небесном храме, Ты увидишь пред собой блудницу С острыми жемчужными зубами. Сладко будет ей к тебе приникнуть, Целовать со злобой бесконечной. Ты не сможешь двинуться и крикнуть. Это все. И это будет вечно.

См. также Николай Гумилёв — стихи (Гумилёв Н. С.) :

Заклинание

Юный маг в пурпуровом хитоне Говорил нездешние слова, Перед ней, цари.

Замбези

Точно медь в самородном железе, Иглы пламени врезаны в ночь, Напухают.

Николай Гумилев — Под землей есть тайная пещера ( За гробом )

Pod zemley yest taynaya peshchera, Tam stoyat vysokiye grobnitsy, Ognennye grezy Lyutsifera, — Tam bluzhdayut stroynye bludnitsy.

Ty umresh besslavno il so slavoy, No pridet i vlastno glyanet v ochi Smert, starik ugryumy i kostlyavy, Nudny i medlitelny rabochy.

Poneset tebya po koridoram, Poneset ot bashni i do bashni. So steklyannym, vypuchennym vzorom Ty poymesh, chto eto son vsegdashny.

I kogda, upav v tvoyu grobnitsu, Ty zagrezish o nebesnom khrame, Ty uvidish pred soboy bludnitsu S ostrymi zhemchuzhnymi zubami.

Sladko budet yey k tebe priniknut, Tselovat so zloboy beskonechnoy. Ty ne smozhesh dvinutsya i kriknut. Eto vse. I eto budet vechno.

Gjl ptvktq tcnm nfqyfz gtothf, Nfv cnjzn dscjrbt uhj,ybws, Juytyyst uhtps K/wbathf, — Nfv ,ke;lf/n cnhjqyst ,kelybws/

Ns evhtim ,tcckfdyj bkm cj ckfdjq, Yj ghbltn b dkfcnyj ukzytn d jxb Cvthnm, cnfhbr euh/vsq b rjcnkzdsq, Yelysq b vtlkbntkmysq hf,jxbq/

Gjytctn nt,z gj rjhbljhfv, Gjytctn jn ,fiyb b lj ,fiyb/ Cj cntrkzyysv, dsgextyysv dpjhjv Ns gjqvtim, xnj nj cjy dctulfiybq/

B rjulf, egfd d ndj/ uhj,ybwe, Ns pfuhtpbim j yt,tcyjv [hfvt, Ns edblbim ghtl cj,jq ,kelybwe C jcnhsvb ;tvxe;ysvb pe,fvb/

Ckflrj ,eltn tq r nt,t ghbybryenm, Wtkjdfnm cj pkj,jq ,tcrjytxyjq/ Ns yt cvj;tim ldbyenmcz b rhbryenm/// nj dct/ B nj ,eltn dtxyj/

Тема любви в творчестве Гумилева

Образ женщины, как и образ лирического героя, воплощающего ипостась поэта-любовника в стихах Гумилева, претерпевает эволюцию: от образа «царицы беззаконий». посланницы ада, в плену чар которой погибнет. герой, до образа недосягаемой идеальной возлюбленной, которая ведет героя к «вышине». Происходит постепенное очеловечивание, а впоследствии одухотворение, просветление женского облика, как и облика самого героя.

Юный поэт проповедует свободу и в то же время находится в зависимости от чувства к женщине, которая мучает его: «Царица, царица, ты видишь, я пленный, / / Возьми мое тело, возьми мою душу». Юный рыцарь в стихотворении — «надменный, как птица, / / Как серый орел пиренейских снегов», «спокойный, красивый и стройный» — склонит голову под топор после ночи, проведенной с царицей. А ее облик описывается мрачно, но изысканно: Прекрасны и грубы влекущие губы И странно красивый изогнутый нос, Но взоры унылы, как холод могилы, И страшен разбросанный сумрак волос.

Женщина в ранней лирике Гумилева воплощает тайну, злой рок, связь с миром дьявола. Поэт создает даже хищный образ оборотня, женщины-гиены, которая жаждет крови: «На острой морде кровь налипла, / / Глаза зияли пустотой, / / и мерзко крался ше- пот хриплый: «Ты сам пришел сюда, ты мой!»

Юный герой Гумилева, познающий тайны жизни с помощью Люцифера, получает в дар от него отчаянье. В дальнейшем он предпринимает попытки вступить в поединок с порабощающей его силой ада, явленной в образе женщины. В стихотворении «Поединок» рыцарь бьется с девой-воином и гибнет от ее ножа. Однако здесь любовный поединок принимает новый оборот: победительница вернется «в плаще весенней мглы» И склонится над трупом с признанием в любви к убитому ею. Здесь облик женщины немного просветляется, просветляются также и чувства героя, которые он сумел победить ценою жизни.

История создания

Когда Лермонтов уезжал во вторую кавказскую ссылку, которая и стала для него роковой, его друг Владимир Одоевский вручил ему блокнот и попросил привезти его обратно, наполненным стихами. Михаил Юрьевич много писал, чтобы выполнить наказ друга, искренне желавшего подбодрить его. В результате в этом блокноте оказались практически все стихи, относящиеся к последнему периоду творчества поэта, в том числе и “Сон”, написанный в 1841 году.

Как и многих писателей, Лермонтова посещали мистические предчувствия касательно его жизни. Именно им и посвящено произведение. Напечатали его два года спустя после роковой для него дуэли – в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Николай Гумилев — Надменный, как юноша, лирик ( Любовь )

Nadmenny, kak yunosha, lirik Voshel, ne stuchasya, v moy dom I prosto zametil, chto v mire Ya dolzhen grustit lish o nem.

S kapriznoy uzhimkoy zakhlopnul Otkrytuyu knigu moyu, Tufley lakirovannoy topnul, Yedva proroniv: ne lyublyu.

Kak smel on tak pakhnut dukhami! Tak derzko perstnyami igrat! Kak smel on zasypat tsvetami Moy pismenny stol i krovat!

Ya iz domu vyshel so zlostyu, No on uvyazalsya za mnoy, Stuchit izumitelnoy trostyu Po zvonkim kamnyam mostovoy.

I stal ya s tekh por sumasshedshim. Ne smeyu vernutsya v svoy dom I vse govoryu o prishedshem Besstydnym yego yazykom.

Yflvtyysq, rfr /yjif, kbhbr Djitk, yt cnexfcz, d vjq ljv B ghjcnj pfvtnbk, xnj d vbht Z ljk;ty uhecnbnm kbim j ytv/

C rfghbpyjq e;bvrjq pf[kjgyek Jnrhsne/ rybue vj/, Neaktq kfrbhjdfyyjq njgyek, Tldf ghjhjybd: yt k/,k//

Rfr cvtk jy nfr gf[yenm le[fvb! Nfr lthprj gthcnyzvb buhfnm! Rfr cvtk jy pfcsgfnm wdtnfvb Vjq gbcmvtyysq cnjk b rhjdfnm!

Z bp ljve dsitk cj pkjcnm/, Yj jy edzpfkcz pf vyjq, Cnexbn bpevbntkmyjq nhjcnm/ Gj pdjyrbv rfvyzv vjcnjdjq/

B cnfk z c nt[ gjh cevfcitlibv/ Yt cvt/ dthyenmcz d cdjq ljv B dct ujdjh/ j ghbitlitv ,tccnslysv tuj zpsrjv/

Анализ стихотворения Гумилева «Любовь»

Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г. когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный образ «Любви» ассоциируется с поэтом Михаилом Кузминым, в облике которого автор видел отражение уайльдовских тенденций, перенесенных на русскую почву.

«Надменный лирик», центральный образ стихотворения, напоминает героев Уайльда — воинствующих противников морали, искушенных жизненными удовольствиями. Гумилевский персонаж — капризный, блестящий и утонченный щеголь, стремящийся занять все художественное пространство дома лирического «я». Он наполняет помещение звуками, запахом духов и цветов, блеском перстней. В сложном образе гостя-франта чувствуется и женское начало, в изображении которого выделяются негативные качества — манерность и тяга к внешнему эффекту.

Персонаж бесцеремонно врывается в жизнь героя и сразу заявляет о своих правах. Словесные претензии быстро подкрепляются делами: он «захлопнул книгу» хозяина дома, притопнув «туфлей лакированной».

Лирический субъект возмущен поведением изысканного и нахального гостя, о чем свидетельствует текст центрального катрена: анафора «как смел» подкрепляется фразами «так дерзко» и «со злостью». Последний пример относится к следующему эпизоду, в котором лирический герой вынужден покинуть свой дом. Загадочный персонаж следует за ним

Желая обратить на себя внимание, «лирик» постукивает тростью, получающей необычный эпитет «изумительная»

29 стр., 14193 слов

Образ Дома в романе М. Осоргина ‘Сивцев Вражек’

… Осоргина «Сивцев Вражек». Предмет исследования: образ Дома в романе «Сивцев Вражек». Целью данной работы является рассмотрение художественной специфики образа Дома в романе М.Осоргина «Сивцев Вражек». Методы исследования: В дипломном … Лаптева в работе «Художественный мир М.Осоргина» обосновала целостный взгляд на его литературное творчество, раскрыв оригинальность художественного мира Осоргина и …

Удивительная встреча изменила героя — об этом констатируют финальные строки. Лирический субъект характеризует себя как «сумасшедшего» странника, чей язык стал «бесстыдным». В метаморфозе, создавшей из неприметного человека чудаковатую эксцентричную личность, усматривается влияние персонажа-искусителя.

Странная привязанность, которая сродни наваждению, — такую оригинальную трактовку получает высокое чувство с точки зрения полубезумного лирического героя. Полное отсутствие женских образов становится еще одним моментом, призванным эпатировать читателя, однако стихотворение лишено не только гомосексуальных мотивов, но и эротического подтекста.

Анализ стихотворения Николая Гумилёва «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Муза»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Разуверение»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Родина»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Лагерь»
  • Анализ стихотворения Евгения Баратынского «Чудный град порой сольется. »

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов,

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

«Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева»

Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово­рить «русский» о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта траги­чески: в 1921 г. Гумилев был расстрелян. Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг, и он уже при жизни был знаменитым русским поэтом.

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников — «песни битв». Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, — начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли. Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.

В 1902 г. в «Тифлисском листке» появилось первое стихотворение гим­назиста Гумилева «Я в лес бежал из городов…»: Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал… Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал.

Но бежал герой Гумилева не просто в лес из «неволи душных горо­дов». Романтический «лес» Гумилева — это особая условная страна, стра­на только его мечты. Такая, как в сборнике «Пути конквистадоров». Кон­квистадор — это человек, открывающий новый, необычный, романтиче­ский мир: И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую.

Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не про­сто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. «Людям настоящего», обреченным «быть тяжелыми ка­меньями для грядущих поколений», противостоит обращение к «людям будущего»: Но вы не люди, вы живете, Стрелой мечты вонзаясь в твердь.

Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме «Мик» рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал: И понял, что я заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где-то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен.

Но Николай Гумилев — истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов «Огненный столп» (1921): О Русь, волшебница суровая, Повсюду ты свое возьмешь. Бежать? Но разве любишь новое Иль без тебя да проживешь?

Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце Рос­сии мирно бьется в груди моей». Русь действительно брала «свое»: в творче­стве поэта появляются вот такие мотивы и образы: «Детство», «Городок», «Андрей Рублев».

О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В по­ру рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, «шестого» человеческого чувства и пытался сложить грандиозную карти­ну бытия и осмыслить связь времен и пространств.

В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении «Мои читатели»: Я не оскорбляю их неврастенией, Не унижаю душевной теплотой, Не надоедаю многозначительными намеками На содержимое выеденного яйца, Но когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.

Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.

Чем мне близка любовная лирика Н. С. Гумилева

Категория: Гумилев Н.С.

Слепая музыка моей любви… Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам \»муза дальних странствий\». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста. В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, \»открыватель новых земель\», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение: … Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких лир бряцанье И громовые клекоты орла. Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса Замкнула богохульные уста. Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью. Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу. Например: Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: \»она\», И вновь душа пьяна и сметена. Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин: ,Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, — и хочет топиться. Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси — чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством. Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта. В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив — доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева \»Отравленный\»: Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким, Я не буду печальным и злым. Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня… И мне сладко — не плачь, дорогая, — Знать, что ты отравила меня. Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе, Венера — богиня любви и Венера — судьба. На Венере, ах, на Венере, Нету смерти, терпкой и душной. Если умирают на Венере — Превращаются в пар воздушный. Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.Сейчас смотрят:{module Гумилев:} Похожие сочинения

  • «Высокое косноязычье…» Николай Степанович …
  • Анализ творчества Гумилева
  • В чем секрет поздних стихов Гумилева
  • Вечные проблемы человеческого бытия в лирике …
  • Евангельские сюжеты и образы в поэзии Гумилева
  • Интерпретация поэтического текста. Гумилёв «Жираф»
  • Краткая хроника жизни и творчества Николая …
  • Лирический герой Н. С. Гумилева
  • Мифология Николая Гумилева
  • Мифология Николая Гумилева (по произведениям …
  • < Назад
  • Вперёд >

Анализ стихотворения Гумилева «Любовь»

Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный образ «Любви» ассоциируется с поэтом Михаилом Кузминым, в облике которого автор видел отражение уайльдовских тенденций, перенесенных на русскую почву.

«Надменный лирик», центральный образ стихотворения, напоминает героев Уайльда — воинствующих противников морали, искушенных жизненными удовольствиями. Гумилевский персонаж — капризный, блестящий и утонченный щеголь, стремящийся занять все художественное пространство дома лирического «я». Он наполняет помещение звуками, запахом духов и цветов, блеском перстней. В сложном образе гостя-франта чувствуется и женское начало, в изображении которого выделяются негативные качества — манерность и тяга к внешнему эффекту.

Персонаж бесцеремонно врывается в жизнь героя и сразу заявляет о своих правах. Словесные претензии быстро подкрепляются делами: он «захлопнул книгу» хозяина дома, притопнув «туфлей лакированной».

Лирический субъект возмущен поведением изысканного и нахального гостя, о чем свидетельствует текст центрального катрена: анафора «как смел» подкрепляется фразами «так дерзко» и «со злостью». Последний пример относится к следующему эпизоду, в котором лирический герой вынужден покинуть свой дом. Загадочный персонаж следует за ним

Желая обратить на себя внимание, «лирик» постукивает тростью, получающей необычный эпитет «изумительная»

Удивительная встреча изменила героя — об этом констатируют финальные строки. Лирический субъект характеризует себя как «сумасшедшего» странника, чей язык стал «бесстыдным». В метаморфозе, создавшей из неприметного человека чудаковатую эксцентричную личность, усматривается влияние персонажа-искусителя.

Странная привязанность, которая сродни наваждению, — такую оригинальную трактовку получает высокое чувство с точки зрения полубезумного лирического героя. Полное отсутствие женских образов становится еще одним моментом, призванным эпатировать читателя, однако стихотворение лишено не только гомосексуальных мотивов, но и эротического подтекста.

https://youtube.com/watch?v=-

Надменный, как юноша, лирикВошел, не стучася, в мой домИ просто заметил, что в миреЯ должен грустить лишь о нем.

С капризной ужимкой захлопнулОткрытую книгу мою,Туфлей лакированной топнул,Едва проронив: не люблю.

Как смел он так пахнуть духами!Так дерзко перстнями играть!Как смел он засыпать цветамиМой письменный стол и кровать!

Я из дому вышел со злостью,Но он увязался за мной,Стучит изумительной тростьюПо звонким камням мостовой.

И стал я с тех пор сумасшедшим.Не смею вернуться в свой домИ все говорю о пришедшемБесстыдным его языком.

Перевод текста песни Канцлер Ги — Любовь (текст — Николай Гумилёв)

Haughty , as a youth , lyricistEntered without knocking at my houseAnd just noticed that in the worldI have a sad about it.

With whimsical grimace slammedMy open book ,Lacquered shoes stamped ,Barely uttering: I do not like .

How dare he smell like perfume !Presumptuously rings play!How dare he showered with flowersMy desk and the bed !

I came out of the house with anger ,But he followed me ,Knocks amazing caneBy ringing cobblestones .

And I stood since crazy.I dare not return to his homeAnd talking about cameShameless his tongue.

Сочинение на тему «любовная лирика николая степановича гумилева»

Николай Степанович Гумилев, как, пожалуй, никто из современных ему поэтов, был личностью действительно волевого усилия. Это оригинальное, типичное гумилевское волевое начало, определившееся в нем еще в раннем детстве, проходит и через все его творчество, и через всю жизнь. Литературное мастерство – от начала и до конца – достигалось им путем постоянных и глубоких изучений предмета. В дальнейшей его творческой судьбе это так же повлияло и на успешные шаги в области критики поэзии. В окружающей Николая Гумилева пишущей среде он приобрел звание мастера. Да и литературное объединение, которое он тогда возглавлял, называлось «Цех поэтов! Не только по профессиональной цеховой замкнутости, но и по цеховой, профессиональной исполнительности высокого класса мастеров. С первых лет становление мастера-поэта являлось и становлением целеустремленной и наделенной ярким романтическим воображением человеческой индивидуальности. В 1906 году возрасте 20 лет Николай совершает свое первое морское путешествие. Далее в его биографии имеет место поездка в Сорбонну с целью изучения французской литературы. Душа мастера, буквально истязавшего себя усилиями в стремлении постичь совершенную форму стиха, овладеть ею, находила эти образцы в поэзии и отчасти в живописи Франции. После Сорбонского университета, уже в 1912 году, поэт в качестве начальника академической экспедиции совершает не первый свой вояж в Африку. Далее, когда Гумилев пишет свои «Абиссинские песни», сам угол его зрения оказался необычным. Абиссинские стихи стали не стихами об абиссинцах, а, так сказать, стихами самих абиссинцев. Возможно, такое толкование выглядит довольно условным, но если внимательнее читать «африканский материал», то данное утверждение обретает настоящую плоть. Являясь помимо прочего и основателем литературного течения «акмеизм», участие в котором также принимали не менее яркие личности и поэты А.Ахматова (жена Гумилева), О.Мандельштам, сам Николай Степанович преследовал свою цель, заключавшуюся в обретении первозданности мира. В отзывах на стихи среди поэтов очень часто, и с этим не поспоришь, Николаю Гумилеву приписывали следующие определения: «слишком порой пышный и пафосный слог», «экзотический сказочник», «оторванный от реальности романтик». Безусловно, в его творчестве не встретишь никакого намека на низменные человеческие проявления. Он навсегда останется в литературе «самым звонким певцом», в чем-чем, а в красотах слога и романтическом видении мира ему, пожалуй, не будет равных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: