Анализ строк
Уже с первой строки поэт показывает нам свое видение защиты внутреннего мира от внешнего.
Так они будут под надежной защитой и не станут предметом усмешек и попреков. Если у вас есть мечта, то не стоит рассказывать о ней миру, ибо если она не осуществиться, то насмешек не избежать, а они ранят душу. Пусть лучше мечта реализуется и покажется всему всету уже в виде факта.
Вторая строфа рисует интересную картину, в которой автор рассказывает, как высказаться сердцу, если табу для него молчание. До реализации своей мечты ей нужно питаться, так же, как и мыслями о будущем, не стоит их выпускать наружу, особенно среди тех, кто может использовать их против тебя.
Можно поспорить с фразой Тютчева:
Но доверимся взгляду философа и дипломата, по крайней мере, некоторые мысли действительно есть ложь.
В финале стиха автор ещё раз призывает прислушиваться к мыслям, в них можно найти целый мир и прожить внутри себя, как в заполненной раковине. Да, так несколько размывается связь внутреннего с внешним, зато душа получает надежную защиту от зла людей, которые только и ищут открытые души, чтобы в них плюнуть.
Суть произведения — молчание (Silentium) как признание превосходства внутреннего мира человека над внешним.
Стихотворение «Дети ночи» Мережковский Дмитрий Сергеевич
Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах.
Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра — это мы. Мы — над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим — и, как тени, Мы в лучах его умрем.
(2 votes, average: 4,50 out of 5)
Еще стихотворения:
- Дети смотрят на нас Дети смотрят на нас голубыми глазами. Дети плачут о нас горевыми слезами. Дети смотрят на нас. Дети каждый твой шаг подглядят и обсудят, вознесут до небес или твердо осудят. Дети…
- На дворе играют дети На дворе играют дети в ту прошедшую войну. Чью-то бабушку в берете клонит медленно ко сну. Дети в небо бьют из пушек, дети с воздуха бомбят, — много сделали игрушек…
- Дети страха, злые выродки прогресса Дети страха, Злые выродки прогресса, У которых даже сердце на засов, Мракобесие — от мрака и от беса, Сладкогласие — от сладких голосов. Вам осталось убивать и упиваться, Вам досталась…
- Живы дети, только дети Живы дети, только дети,- Мы мертвы, давно мертвы. Смерть шатается на свете И махает, словно плетью, Уплетенной туго сетью Возле каждой головы, Хоть и даст она отсрочку — Год, неделю…
- Она Неверие тому, что даже очевидно. Мир полон призраков, как Лысая гора. Ни пенье петуха, ни жаркая молитва Не прогоняют их с утра и до утра. Сгинь, наважденье, сгинь! Замкни страницы,…
- Нет, ночи с тобою мне даже не снятся Нет, ночи с тобою мне даже не снятся,- Мне б только с тобою на карточке сняться, Мне б только пройти бы с тобою весною Лазоревым лугом, тропою лесною. С тобой…
- Отчего боятся дети Отчего боятся дети И чего? Эти сети им на свете Ничего. Вот, усталые бояться, Знаем мы, Что уж близкие грозятся Очи тьмы. Мурава, и в ней цветочки, Желт, синь, ал,-…
- Нам кажется, что мы умней, чем дети Нам кажется, что мы умней, чем дети. Нам в объективе лет, ошибок, дел Привиделось, что знаем все на свете И поучать — высокий наш удел. А дети, если пристальней вглядеться,…
- Доброй ночи!.. Пора! Доброй ночи!.. Пора! Видишь: утра роса небывалая там Раскидала вдали озера… И холмы поднялись островами по тем озерам. Доброй ночи!.. Пора! Посмотри: зажигается яркой каймой На востоке рассвета заря… Как…
- Мы ждем с тобой рассвета Мы ждем с тобой рассвета. Нам прошлого не надо. И мы с тобой не верим В багровый листопад. Мы ждем с тобой рассвета. Качается планета: Вперед — навстречу к свету,…
- Дети в Освенциме Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело. Творили будничное дело, Трудились — мучили детей. И это каждый день опять: Кляня, ругаясь без причины… А детям было не понять, Чего хотят от…
- Городские дети Городские дети, чахлые цветы, Я люблю вас сладким домыслом мечты. Если б этот лобик распрямил виски! Если б в этих глазках не было тоски! Если б эти тельца не были…
- Когда в теплой ночи Когда в теплой ночи замирает Лихорадочный Форум Москвы И театров широкие зевы Возвращают толпу площадям — Протекает по улицам пышным Оживленье ночных похорон; Льются мрачно-веселые толпы Из каких-то божественных недр….
- Дума (Как дети иль рабы…) Как дети иль рабы, преданию послушны, Как часто в жизни мы бываем равнодушны К тому, что сердце нам должно бы разрывать, Что слезы из очей должно бы исторгать. Мы плакать…
- Когда будете, дети, студентами Когда будете, дети, студентами, Не ломайте голов над моментами, Над Гамлетами, Лирами, Кентами, Над царями и над президентами, Над морями и над континентами, Не якшайтеся там с оппонентами, Поступайте хитро…
- Мы, дети атомного века Мы, дети атомного века, не празднуем свое рожденье. На двери — мамины засеки. От снятых фотографий — тени. Мы не успели оглядеться, не выучили песен птичьих: нашиты рядовому детству значки…
- Говорят в Одессе дети Говорят в Одессе дети О каком-то диссиденте: Звать мерзавца Гофман Виля, На Фонтане, 7 живет, Родом он из Израиля, И ему девятый год….
- Склоняясь ниц, овеян ночи синью Склоняясь ниц, овеян ночи синью, Доверчиво ищу губами я Сосцы твои, натертые полынью, О мать земля! Я не просил иной судьбы у неба, Чем путь певца: бродить среди людей И…
- Полюбуйтесь же вы, дети Полюбуйтесь же вы, дети, Как в сердечной простоте Длинный Фирс играет в эти, Те, те, те и те, те, те. Черноокая Россети В самовластной красоте Все сердца пленила эти, Те,…
- Дети Октября …Плыл туман за ледяной горою, И земля осталась в стороне. Но лицом доподлинных героев Обернулись путники к стране. В южный зной и в северную вьюгу, Вековую тьму растеребя, Так вот…
Вы сейчас читаете стих Дети ночи, поэта Мережковский Дмитрий Сергеевич
Анализ стихотворения «Кроткий вечер тихо угасает» Мережковского
Меланхолическое произведение «Кроткий вечер тихо угасает» Дмитрия Сергеевича Мережковского вошло в его дебютный сборник.
Стихотворение датируется концом августа 1887 года. Начинающий писатель создал его в период интереса к народническому движению, посконной, глубинной, потаенной и даже сектантской Руси. Его духовному поиску немало поспособствовала и недавно перенесенная тяжелая болезнь, и смерть горячо любимого поэта С. Надсона. Юноша даже намеревался бросить якорь в каком-нибудь селе и стать самоотверженным учителем бедноты. Известно и место создания стихотворения: в окрестностях реки Камы, притока Волги. В жанровом отношении – пейзажная лирика с философским подтекстом, рифмовка перекрестная, 3 строфы. Настроение стиха самое упадническое, разочарованное. Автор чувствует великую разобщенность с молчаливым миром, собственную слабость и ничтожество. Произведение метафорично, а в первом четверостишии вечер еще и одушевлен, очеловечен. Мир «небес с землей» для поэта маловероятен, лишь «ласка» умирающего вечера на «одно мгновенье» может его установить. Лирический герой находится на перепутье, испытывает мировоззренческий кризис, еще только предчувствует свою судьбу – человеческую и творческую. Поэт особенно остро ощущал свое одиночество в эту пору, позади несостоявшаяся любовь, и даже в большой семье, где он вырос, привязанность его адресована лишь матери. Он будто находится в центре обезлюдевшего мира, наедине с природой и космосом. Рефреном через все строфы проходит тема смерти и немоты, безмолвия. Пейзаж здесь – лишь предлог для выражения собственных чувств. В стихотворении использовано множество средств художественной выразительности. Эпитеты: кроткий вечер, просветленной дали, безграничной пустоты. Лексика возвышенная, есть и устаревшая («пред»). Стих музыкален и завершается на тревожной ноте умолчания. Сравнения (как мечты, как из гроба), повторы (след), перечислительные градации, инверсия (веет дыханье). Помимо прямых отрицаний («не»), уныние подчеркнуто и отрицанием, скрытым в приставках слов: безжизненном, неясна. В сущности, в стихотворении имеются все основные приметы уже наступающей эпохи символизма Серебряного века русской литературы.
В стихотворении «Кроткий вечер тихо угасает» Д. Мережковский пытается передать свое смятение перед жизнью, утрату ориентиров, почвы под ногами и страх безрадостного будущего.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Тема стихотворения
Сочинение рассказывает о прошлом лирического героя, светлых воспоминаниях. Они счастливые и приносят положительные эмоции. Многое с тех пор изменилось, а укромный уголок продолжает существовать, радовать глаз, побуждать мечтания.
Однако рядом со светлыми чувствами стоит грусть. Это тоска по когда-то запавшим в душу полям, травам, лесам – по всем предметам природы. Здесь стоит дом, где царил уют. В нём счастлива была вся семья. На улице давно стоит весна, на подходе стоит лето, но ощущается веяние холодной осени.
Родные стены притупляют боль, в них легче перенести беды и страдания. Они будто чувствуют то, что испытывает лирический герой, и готовы помочь ему справиться с трудностями.
Грусть и радость смешиваются друг с другом, стоят рядом. Вместе они образуют уникальное настроение произведения.
Любовь к Родине, единство патриота с дорогими сердцу местами – это то, о чём говорит Мережковский.
Читать все произведения Дмитрия Сергеевича Мережковского:
De ProfundisMorituri (Мы бесконечно одиноки…)Stabat mater (На Голгофе, Матерь Божья…)Амалии (Ты — горящий, устремленный…)Ариванза (Милый друг, я тебе рассказать не могу…)Бог (О Боже мой, благодарю…)Будущий Рим (Рим — это мира единство: в республике древней — свободы…)В небе, зеленом, как ледВ сумерки (Был зимний день; давно уже стемнело…)Веселые думы (Без веры давно, без надежд, без любви…)Весеннее чувство (С улыбкою бесстрастия…)ВечерВозвращение (Глядим, глядим все в ту же сторону…)Волны (О если б жить, как вы живете, волны…)Голубка моя, умчимся в краяГолубое небо (Я людям чужд и мало верю…)Да не будет (Надежды нет и нет боязни…)Давно ль желанный мир я звал к себе, тоскуяДве песни шутаДвойная бездна (Не плачь о неземной отчизне…)Дети ночи (Устремляя наши очи…)Детское сердце (Я помню, как в детстве нежданную сладость…)Доброе, злое, ничтожное, славноеЕсли розы тихо осыпаютсяЕсть радость в том, чтоб люди ненавиделиЗатихших волн сиянье бесконечноИ снилось мне: заря туманнаяИ хочу, но не в силах любить я людейИщи во мне не радости мгновеннойКак наполняет храм благоуханьеКассандра (Испепелил, Святая Дева…)Кроткий вечер тихо угасаетКто ты, он или онаЛедаЛеонардо да Винчи (О, Винчи, ты во всем — единый…)Люблю иль нет,- легка мне безнадежностьЛюблю мой камень драгоценныйЛюбовь-вражда (Мы любим и любви не ценим…)Март (Больной, усталый лед…)Мать (С еще бессильными крылами…)Молитва о крыльях (Ниц простертые, унылые…)Молчание (Как часто выразить любовь мою хочу…)На озере Комо (Кому страдание знакомо…)На распутье (Жить ли мне, забыв свои страданья…)На те холмы, в леса сосновыеНе думала ли ты, что, бледный и безмолвныйНе надо звуковНе-Джиоконде (И я пленялся ложью сладкою…)Нирвана (И вновь, как в первый день созданья…)Ночная песня странника (Der du von Himmel bist…)Ноябрь (Бледный месяц — на ущербе…)О дитя, живое сердцеОдиночество (Поверь мне:- люди не поймут…)Одиночество в любви (Темнеет. В городе чужом…)Октябрьский снег первоначальныйОпять весна (И опять слепой надежде…)Осеннее-весеннееОсенние листья (Падайте, падайте, листья осенние…)ОсеньОсенью в летнем саду (В аллее нежной и туманной…)Ослепительная снежностьПантеон (Путник с печального Севера к вам, Олимпийские боги…)Парки (Будь что будет — все равно…)Парфенон (Мне будет вечно дорог день…)По дебрям усталый брожу я в тоскеПомпея (Над городом века неслышно протекли…)Потух мой гнев, безумный, детский гневПоэтуПризнание (Не утешай, оставь мою печаль…)Природа (Ни злом, ни враждою кровавой…)Проклятие любви (С усильем тяжким и бесплодным…)Пустая чаша (Отцы и дети, в играх шумных…)ПушкинРим (Кто тебя создал, о, Рим? Гений народной свободы!..)РодноеСкука (Страшней, чем горе, эта скука…)Смех богов (Легок, светел, как блаженный…)Сталь (Гляжу с улыбкой на обломок…)Старость (Чем больше я живу — тем глубже тайна жизни…)Так жизнь ничтожеством страшнаТемный ангел (О темный ангел одиночества…)ТитаныТрубный глас (Под землею слышен ропот…)Ты ушла, но поздноТы, бледная звезда, вечернее светилоУжель мою святынюУсни (Уснуть бы мне навек, в траве, как в колыбели…)УспокоенныеФранческа Римини (Порой чета голубок над полями…)Что ты можешь? В безумной борьбеЧужбина-родина (Нам и родина — чужбина…)Эрот (Молнию в тучах Эрот захватил, пролетая…)Я всех любил, и всех забылиЯ никогда так не был одинок
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
«Двойная бездна»Мережковский по плану
1. Написание данного произведение длилось на протяжении 4 лет: с 1895 по 1899 года. А свет увидело стихотворение лишь в 1901 году
2. Поэзия у Мережковского была не лучшей частью всего его творчества . Довольно часто встречаются произведения очень слабые, сюда же относится стихотворение «Двойная бездна»
3. Идея о «двух безднах» — одна из основополагающих в работах Мережковского. Полагается, что источники образа — знаменитое описание сна в произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» и размышления о двух безднах русской души в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
4. Основная тема – сопоставление жизни и смерти друг с другом.
5. Смысл названия «Двойная бездна» заключен в сравнении двух бездн –смерти и жизни.
6. Лирический сюжет: автор рассуждает над равнозначностью жизни и смерти. Та и другая равны и подобны друг другу, при этом непонятно где есть что.
7. Композиция стихотворения «Двойная бездна»
1) сравнение двух бездн
2)функции человека в едином целом двух бездн
3)метод достижения цели
4)призыв человека к тому чтобы быть творцом своей жизни
8. Звучит мотив грусти, глубоких философских рассуждений, задумчивости
9. Ведущая тема: рассуждение о жизни и смерти, сравнение этих двух миров: «ужас тот же, та же тайна», «родные бездны…подобны и равны».
10 Выраженного лирический героя в произведении нет, автор ведет рассуждения от своего имени
11. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Лирических персонажей в стихотворении нет.
12. В данном стихотворении Дм. Мережковский превращается в человека, соединяющего несоединимые вещи, что говорит о его двойственности в сознании.
13 Позиция автора – полемика
15 Размер данного произведения — Четырехстопный ямб
16 В стихотворении мужская перекрестная рифма
17,18 Поэтический синтаксис: антитеза (смерть и жизнь, в цепях свобода), инверсия предложений («Есть в мире здешнем — мир иной.»)
19 Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
20 Главная идея данного стихотворения- донести до читателя равнозначность жизни и смерти и то, что, они обе ведут к одной цели, и неважно, по какому пути. 21 Отклик С А
Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли
21 Отклик С А. Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли.
Полезный материал по теме:
- Дмитрий Мережковский Родное. Анализ. Литература 9 класс.
- «Поэт» по плану
Жанр и композиция
Состоит стихотворение из четырёх строф по четыре строки каждая. По смыслу их можно разделить на две части:
-
с первой по третью строфы – описание домашних пейзажей, мотивы воспоминаний и создание атмосферы;
-
четвёртая строфа – подведение итогов и четкое обозначение позиции лирического героя по отношению к окружающим красотам.
При проведении анализа стихотворения «Родное» Дмитрия Мережковского выясняется, что наблюдается смешение двух жанров – элегии и пейзажной лирики. При этом первое преобладает над вторым. В доказательство можно привести признаки элегии:
-
грустное настроение;
-
лирический герой как главная фигура в видении мира;
-
размышления о прошлом, философские настроения;
-
большое место уделяется пейзажным зарисовкам.
Второй жанр выбран неслучайно. Используя его, поэт связывает пейзаж и своё настроение.
Средства выразительности
Мережковский не скуп на тропы и синтаксические средства художественной выразительности. В основном здесь можно выделить эпитеты:
-
крепкий запах;
-
глубокое молчание;
-
тоскливое затишье;
-
беспомощные и робкие слезы;
-
задумчивый май (можно отнести к олицетворению);
-
бесстрашная тишина;
-
унылое мычанье;
-
бледный май;
-
печальные места.
Есть сравнение «миг подобно капле в море», а также инверсия (нарушение порядка слов с целью увеличения выразительности слога) «струится дождь, тьма ночная».
Таким образом, стихотворение является отражением душевного состояния автора. В нём он нашёл способ рассказать и передать свои эмоции. Мережковский – настоящий патриот своей страны, его стихи могут помочь изменить взгляд на Родину и полюбить её ещё больше.
Анализ стихотворения Мережковского «Молчание»
Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского неразрывно связаны с именем Зинаиды Гиппиус, которая была единственной музой и возлюбленной поэта. Поэтому неудивительно, что вся его любовная лирика посвящена именно этой женщине. К таким произведениям относится и стихотворение «Молчание», написанное в 1892 году. К этому моменту чета Мережковских уже три года состояла в браке, однако супруги испытывали друг к другу все такие же нежные и волнующие чувства.
Об их силе можно судить уже по первым строкам стихотворения Дмитрия Мережковского, который признается, что до сих пор не может выразить словами то, что у него на душе. «Я только радуюсь, страдаю и молчу: как будто стыдно мне – я говорить не смею», – отмечает поэт. Он знает, что этот союз будет вечным, ведь он основан на родстве душ двух людей, таких разных внешне, но так сильно похожих внутри. Ощущение того, что рядом находится человек, понимающий тебя без слов и умеющий также молчаливо отвечать на мысленно заданные вопросы, вселяет в Мережковского священный трепет. «Слишком страшною божественною тайной мне кажется любовь, чтоб говорить о ней», – отмечает поэт. При этом он убежден, что дар любить дается свыше каждому, но далеко не всем удается правильно им распорядиться.
Вместе с тем, он не уверен, что поступает правильно, умалчивая о своих чувствах. Казалось бы, между супругами давно уже нет тайн, и они знают друг о друге уже достаточно много, чтобы быть предельно откровенными
Тем не менее, самое главное и важное в их отношениях осознанно не озвучивается. «В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны», – признается Мережковский
Однако при этом он даже не пытается что-то изменить, ведь тогда отношения с любимой женщиной утратят свое таинственное очарование, превратятся во что-то обыденное и незначительное. Именно этого больше всего на свете боится поэт, который считает, что любовь, выставленная напоказ, попросту исчезает. Она, по мнению автора, не терпит шума и суеты. Даже если жизнь задает свой сумасшедший темп, у двух возлюбленных должна быть своя тихая гавань, куда не доносится гул бушующих житейских штормов. «Пока шумят вверху сверкающие волны, безмолвствует морская глубина», – именно такими в представлении Мережковского должны быть отношения между двумя людьми, которые по-настоящему любят друг друга и хотят сохранить это волнующее чувство на протяжении всей жизни, какой бы долгой и сложной она ни была.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
Анализ стихотворения «Леонардо да Винчи» Мережковского
Произведение «Леонардо да Винчи» Дмитрия Сергеевича Мережковского впервые было опубликовано в журнале «Северный вестник».
Стихотворение датируется 1894 годом. Поэту-символисту исполнилось 29 лет, он возвращается в Италию вместе с супругой за вдохновением для новой книги, теперь уже прозаической. В жанровом отношении – гимн «богоподобному человеку», рифмовка перекрестная, 6 строф. Открывается стих восторженным восклицанием, междометьем. «Победил старинный плен»: встал над временем, мировоззрением своего века, возродил античность. «Мудростью змеиной»: библейский образ. Сам вид художника поэту страшен, кажется сверхчеловеческим, двуличным. «Уже как мы»: деятели Серебряного века свою эпоху воспринимали как пророческую, синкретическую, как финальный аккорд мысли и духа. «Соблазны двойственности»: недаром же поэта в ту пору особенно интересовал римский двуликий Янус. Поиск красоты в уродстве, света во тьме, истины во лжи. Казалось, что только «дерзкое сомненье» во всем способно дать правильный взгляд на вещи. Не следует и забывать, что Д. Мережковский ратовал не только за новую философию, но и религию. Разрушить все догмы, смешать язычество с христианством в одном тигле, как некое волшебное зелье. Поэт уверен, что тайна искусства Л. да Винчи – в первом провозглашении «религии будущего». Своих современников автор называет «больными детьми», более того, схожих эпитетов от него удостаиваются и люди «будущих столетий», то есть, и нашего тоже. Бесстрастный, презревший добро и зло, повелитель своей судьбы, демиург, человекобог – таким предстает в его стихах итальянский живописец и ученый. Безусловно, подобная мистическая трактовка этого загадочного образа вызвала полярные отклики литературной критики. Некоторые увидели в этих строках декадентство, подражание идеям Ф. Ницше, другие – сырые стихи с любопытной философской нотой, третьи приветствовали их как прорыв, прозрение. Щедрая россыпь эпитетов (глубочайшие соблазны, неведомого дня, сумрачных веков), перечислительные градации, смена масок, преклонение перед гением, чуть презрительное обращение ко всему «прочему человечеству» («смотрите вы»). Метафора (улыбка Сфинкса), ряд отрицаний, лексика возвышенная, интонация торжественная, хвалебная.
Мифологизированный образ Л. да Винчи – один из самых исследуемых в творчестве Д. Мережковского.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Мережковского «Родное»
У каждого человека есть такое место на планете, которое он считает своей родиной. Для Дмитрия Мережковского таким местом является Елагин остров недалеко от Санкт-Петербурга, где у большой и дружной семьи будущего поэта была собственная дача. Здесь Дмитрий Мережковский появился на свет, и именно сюда он любил сбегать от городской суеты, чтобы предаться философским размышлениям и честолюбивым творческим мечтам.
В один из приездов на дачу весной 1896 года Мережковский написал стихотворение «Родное», в котором отчетливо проскальзывают грустные нотки. К тому моменту Мережкоский считался уже довольно известным питерским поэтом, который публиковался в лучших журналах. Многие критики пророчили автору блестящее будущее, не подозревая о том, что очень скоро Мережковский настолько увлечется прозой и философией, что сложение стихов станет для него занятием совершенно неинтересным. Однако грусть поэта связана отнюдь не с поворотом в литературной карьере – поэт очень глубоко переживает смерть матери, с которой был особенно близок в последние годы. На старой даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло рук этой удивительной женщины. Именно поэтому Мережковский старается как можно реже бывать в фамильном особняке и очень много гуляет по окрестностям, отмечая: «Родимые, печальные места!».
Его успокаивает «протяжный гул однообразных сосен», который созвучен внутренним мироощущениям поэта. Даже яркие краски мая меркнут в его глазах, и автору кажется, что уже наступила осень. «В полях затишье, полное тоски», — отмечает он, внутренне удивляясь тому, что лишь «крепкий запах молодой березы» напоминает о наступлении весны. Теплый майский дождь он сравнивает с «беспомощными слезами», которые становятся его частыми спутницами. Однако поэт признается, что в родном доме боль несколько утихает и притупляется. «Здесь – тише радость и спокойней горе», — отмечает Мережковский, а сама загородная жизнь напоминает «безгрешный сон», который тянется бесконечно. Именно здесь поэт осознает, что его внутренние переживания подобны капле в море, которая «теряется в бесстрастной тишине». Это открытие одновременно и радует, и огорчает Мережковского, который постепенно начинает свыкаться с мыслью о том, что самые близкие люди рано или поздно уходят. Но остаются воспоминания о них, которые являются бесценным даром и могут причинят в равной степени и боль, и радость.
Родное (Далеких стад унылое мычанье…)
РОДНОЕ
Далеких стад унылое мычанье, И близкий шорох свежего листа… Потом опять — глубокое молчанье… Родимые, печальные места!
Протяжный гул однообразных сосен, И белые сыпучие пески… О бледный май, задумчивый, как осень!.. В полях — затишье, полное тоски…
И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной.
Здесь — тише радость и спокойней горе. Живешь, как в милом и безгрешном сне. И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине.
Май 1893
Примечания:
ЛПН. 1896. № 5 — ПСС-II, т. 22. Перепеч.: Ежов и Шамурин. Автограф (ИРЛИ), без загл., без строфического деления, с зачеркнутой пометой «Нива» и с вар. в ст. 11 («тихие» вм. «робкие»); датируется по положению в тетради среди ст-ний 1893 г. и по содержанию: упоминается «бледный май». Написано, по всей видимости, на даче под Лугой (см. помету под предыдущим текстом —
Биография
В 1892 в Петербурге вышел сборник стихов Дмитрия Сергеевича Мережковского «Символы», давший имя зарождающемуся направлению русской поэзии. В том же году в лекции Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе» символизм получил первое теоретическое обоснование.
Отвергая позитивизм и натурализм в литературе, автор полагал, что её обновит «мистическое содержание», язык символов и импрессионизм как «расширение художественной впечатлительности». С того времени Мережковский был признан одним из теоретиков и учителей русских символистов.
Писать стихи Мережковский начал в 13 лет. В «Автобиографии» он упоминает о том, как его отец, столоначальник в придворной конторе, привёз пятнадцатилетнего гимназиста к Достоевскому, который нашёл ученические стихи Мережковского плохими и слабыми: «Чтоб хорошо писать, — страдать надо, страдать!» Тогда же Мережковский познакомился с Надсоном и через него вошёл в литературную среду, встречался с Плещеевым, Гончаровым, Майковым, Полонским. О Н. Михайловском и Г. Успенском он всегда говорил как о своих учителях. Благодаря Якубовичу в 16 лет опубликовал первое стихотворение, после чего стал печататься в «Отечественных записках». В 1888 женился на начинавшей тогда поэтессе 3. Гиппиус. К тому времени относится пережитый Мережковским религиозный переворот, давший новое направление его творчеству и литературно-общественной деятельности.
Брюсов связывал с именем Мережковского возникшее в русском обществе начала 1900-х годов движение, суть которого «состояла в призыве к религиозному возрождению и в проповеди неохристианства», способного объединить евангельский идеал с полножизненным «языческим» началом, утвердив «равносвятость» духа и плоти. Теоретические концепции Мережковский развивал в книге статей «Вечные спутники» (1897), двухтомном сочинении «Лев Толстой и Достоевский» (1901-02), а также в исторических романах и пьесах (трилогия «Христос и Антихрист», «Александр I», «Павел I» и др.). Вместе с 3. Гиппиус Мережковский был инициатором и активным участником Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901-1903 и 1907-1917), журнала «Новый путь» (1903-1904). По его признанию, решающее значение для него имели события 1905 , когда он безуспешно пытался заручиться поддержкой официальной церкви в борьбе против черносотенных погромов, а затем против измены царского правительства его собственному манифесту 17 октября. «Я понял… — писал он, — связь православия со старым порядком в России, понял также, что к новому пониманию христианства нельзя иначе подойти, как отрицая оба начала вместе» («Автобиография»). 1905-1907 годы провёл в Париже, позднее выступал по преимуществу как прозаик, публицист и критик. Октябрьской революции не принял, с 1920 г. в эмиграции. Отойдя от художественной прозы, писал историко-религиозные эссе.
Мережковский-поэт целиком принадлежит к поколению «старших символистов», начинавших с декларативных подражаний Надсону и активно использовавших клише народнической поэзии, а затем переживших определённый творческий кризис, закончившийся обновлением поэтических мотивов и средств. Сознание безысходного одиночества человека в мире, роковой раздвоенности и бессилия личности, проповедь красоты, «спасающей мир», — развивая эти общие для «старших символистов» мотивы, Мережковский не сумел преодолеть в стихах рассудочности и декларативности. Издав в 1896 г. «Новые стихотворения. 1891-1895», выступал как поэт всё реже. В 1911 г. для последнего своего «Собрания стихов. 1883-1910» (СПб.) он отобрал те, которым сам «придавал значение», — 49 лирических пьес и 14 «легенд и поэм».
Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. Антология. Ред. М. Гаспаров, И. Корецкая и др. Москва: Наука, 1993