Муза в лирике Ахматовой
Муза ушла по дороге… Я, глядя ей вслед, молчала, Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну. А. Ахматова Анна Андреевна Ахматова — большой и серьезный поэт, принесшая в литературу «поэтику женских волнений и мужских обаяний».
В своем творчестве она коснулась всех традиционных тем классической поэзии, но привнесла в них свое неповторимое звучание, обаяние своей необыкновенно тонкой натуры. Достаточно традиционна для русской поэзии тема Музы, не обошла ее и Анна Андреевна. Для нее это и божественная покровительница,
и родная сестра, близкая подруга — много ликов у Музы Ахматовой. Но всегда это очень интимные переживания, нет в отношении Анны Андреевны к своей героине легкого пренебрежения или панибратства, а всегда — восхищение, граничащее с поклонением высшему существу.
Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало. Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?» Отвечает: «Я». У Музы Ахматовой нет соперниц, это то Божество, перед которым все отступают, давая
ей дорогу. Анна Андреевна не только благоговеет перед своей вдохновительницей и покровительницей, но «смеет» с ней беседовать. В этом я вижу возвышенность самой Ахматовой, у которой почти не было периода ученичества в творчестве. Она ярко, широко и смело шагнула в русскую поэзию, не оробев перед великими предшественниками и современниками по «цеху поэтов».
Я улыбаться перестала. Морозный ветер губы студит, Одной надеждой меньше стало. Одною песней больше будет. И эту песню я невольно Отдам на смех и поруганье.
Затем, что нестерпимо больно Душе любовное молчанье. О чем бы ни писала Анна Андреевна, во всем она оригинальна и уникальна. Нет в ее стихах традиционных для женской поэзии слезливости и приниженности перед высшим существом — мужчиной, скорее наблюдается обратное явление. Рядом с прекрасной и порой трагической героиней не оказывается достойного героя, сумевшего оценить ее высокую и трепетную душу.
Много слез и драматизма в лирике Ахматовой, но всегда это высокие и чистые переживания и чувства, нет в них повседневной суеты и обыденности. Она небожительница, временно спустившаяся на землю, чтобы осветить ее своей добротой, любовью и лаской. Именно поэтому очень часто в свои (подруги и собеседницы Анна Андреевна «приглашает» Музу… …Веселой Музы нрав не узнаю: Она глядит и слова не проронит, А голову в веночке темном клонит, Изнеможенная, на грудь мою. И только совесть с каждым днем страшней Беснуется: великой хочет дани, Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слез, ни оправданий. Вот такое отношение к жизни и творчеству, когда все вычерпано до капельки, отдано людям, характерно для Ахматовой. Она живет лишь высокими помыслами и переживаниями. Кажется, еще мгновение и порвется что-то, удерживающее ее героиню от смерти.
Эти запредельные чувства и переживания характерны и для самой Ахматовой. А иначе и жить не стоит, если все вполсилы, вполвздоха. И у читателей захватывает дух от такой поэзии, кружится голова, а так, наверное, и должно быть, иначе зачем человеку даны эмоции.
О, знала ль я, когда в одежде белой Входила Муза в тесный мой приют, Что к лире, навсегда окаменелой, Мои живые руки припадут. О, знала ль я, когда неслась, играя. Моей любви последняя гроза, Что лучшему из юношей, рыдая, Закрою я орлиные глаза… Талант вел по жизни эту великую женщину, чтобы она сумела передать божественными звуками пережитое, научить нас, ее читателей, ценить даже самые горькие страницы жизни, воспринимать их как Божье провидение.
Вечным завещанием звучат для меня строки Анны Андреевны, оставшейся, несмотря ни на что, стойкой и несгибаемой. Но сущий вздор, что я живу грустя И что меня воспоминанье точит. Нечасто я у памяти в гостях, Да и она всегда меня морочит.
Анализ стихотворения Ахматовой Муза по плану
Муза Анализ стихотворения Ахматовой Муза по плану Коротенькое стихотворение увидело свет в 1924 году. Стихотворение можно разделить на две части, в которых по одному эпизоду. Первую часть Ахматова ожидает ту самую заветную музу. Уже ночь за окном, а она всё ещё ждёт. Динамика сюжета специально предельно простая.
Валерия Тюп, доктор филологических наук, считает, что Анна использовала такой приём, чтобы показать, что ожидаемое может появиться неожиданно.
Многие стихотворения не имеют заголовка. Это имеет. Заголовок вводит читателя в курс дела, благодаря заголовку читающий предвкушает появление Музы. Хоть стихотворение прямо имеет творческий характер, оно затрагивает биографию и факты о поэтессе. Например, вторая строчка, где жизнь висит на волоске. И вправду, был такой период жизни Анны в 20-е годы. На протяжении 1921-1924 гг. Жизнь Анны тоже не была спокойной.
Она и ее гражданский муд Пунин не смогли зарегистрировать юридически брак потому, что развод Анны и ее бывшего, но официально зарегистрированного мужа не был документально оформлен. Фамилия даже была проблемой. До 1982 года Анна официально не была Ахматовой. С середины 20-ых годов публика не читала новые и старые стихотворение Анны просто потому, что их не печатали.
Не каждый знает, что стихотворение имеет отношение к одному из греческих богов. Дело в том, что для Анны один Летний сад в Санкт-Петербурге был важным, дорогим, который разместил в себе статую музы лирического жанра Эвтерпа. На первый взгляд может показаться, что Анна готова жертвовать почестью, любовью, юностью, свободой ради музы. А на самом деле, это мнимо. Анна получает бессмертие, отказавшись от жизненных радостей. Пара слов тонко намекает про Данте Алигьери.
Муза подтверждает, диалог будто резко прекратился
А всё дело в том, что она нашла бессмертие на века, что так важно для любого деятеля творчества. Анализ стихотворения Муза Ахматовой Анна Ахматова своими произведениями смогла покорить множество сердец
По своей природе она была очень интересным и талантливым человеком. Ее шедевры принесли ей большую известность и признание. В основу написания произведений Анна в первую очередь закладывает краткость и лаконичность.
Именно эти черты значительно отличают ее стихи от других, придавая им узнаваемости. В этот самый момент поэтесса берется за создание стихотворения «Муза».
Произведение написано достаточно коротко, но даже это не может отнять у автора привычку ярко передать читателю эмоции, переполняющие ее саму. Стих достаточно эпичен и ярок. Но поэтесса не уступает своим принципам и вносит сюда какую-то интригу и загадку. Произведение наполнено необычной и в тоже время печальной атмосферой. В основу стихотворения Анна вкладывает свои эмоции и переживания, охватившие ее в то время. Эту линию можно проследить буквально в одной строчке.
Происходящее в жизни женщины кажется то ярким, то трагичным. Была жизнь, был муж, любовь угасла, возникшие новые чувства не оставляли надежды, оставить все так и выйти за другого мужчину у Анны просто не получалось. Как раз, в это самое время, все пошло совсем не так как хотелось в жизни Ахматовой.
Долгое время писательнице приходилось скитаться по съемным квартирам, и даже жить у подруги, которая была известной на тот момент танцовщицей и манекенщицей. Тесно сплелись сон и явь, и вскоре муза предстала пред поэтом в образе обычной милой гости, держащей дудочку в руке. Образ самой же музы для писательницы — образ музы всех музыкантов и поэтов, Евтерпы. Героиня строк ожидает нечто новое, новые силы, вдохновение, которое принесет с собой муза.
Но вот когда муза появляется, звучит лишь один вопрос, она ли стала той, которая вдохновила Данте написать «Божественную комедию». И ответ прозвучал, муза подтвердила. Само общение героини с музой вызывает сильные эмоции. Милая гостья, пришедшая на зов помощи, внезапно пришла, она даже принесла с собой ответы на такие терзающие вопросы
Бессмертие, проявляющееся через строки в стихотворениях это самое важное для каждого поэта. Когда живет творение, живет и автор
Слишком много сил забирает писательство, это понимают многие, но Ахматова воодушевленно старается проносить через свои стихи нечто высшее, необычное, ведущее к бессмертию стихотворений.
По плану.
Средства выразительности
В восьми строках, казалось бы, не должно быть много тропов, но в стихотворении они присутствуют в достаточном количестве.
Самым ярким примером предстаёт метафора «жизнь висит на волоске». Она наиболее точно передает суть всех происходящих событий. В народе это является фразеологизмом, устойчивым оборотом, но в контексте стихотворения его можно рассматривать как метафору.
Присутствует эпитет («милая гостья»), олицетворения нет, хотя его наличие может показаться в форме имени «Данту». Есть ярко выраженные аллитерация (повтор согласных звуков и букв) и ассонанс (повтор гласных).
Среди синтаксических средств градация («что почести, что молодость, что слава), отсутствие союзов, слияние эмоциональных восклицательных предложений с повествовательными.
«Муза» на первый взгляд кажется простым произведением. Но за этой простотой скрывается невероятная сила. Оно как светлый огонек среди тьмы. Даже если вокруг всё плохо, муза способна прийти на помощь и одарить вдохновением, применив терапию творчеством.
Анализ стихотворения Муза Ахматовой
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну.
Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути. Это почти исповедь перед высшим разумом.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:
Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слез, ни оправданий.
Явление Музы
Ожидание оказалось оправданным – Музы явилась и подарила лирической героине ожидаемое вдохновение. По факту состоялся обмен почестей и юности на бессмертие, и чтобы в этом убедиться героиня задаёт Музе вопрос:
На что получает утвердительный ответ. Далее стихотворение обрывается, ибо писать после такого ответа не о чем, так как поэт получил заверение в бессмертии своего творения, которое он совершил этой ночью при визите Музы. Теперь его имя в веках и какие земные проблемы теперь могут волновать, что может вызвать печаль, когда строки будут читать и умиляться ими через много лет после смерти автора…
Для Ахматовой это стихотворение своего рода релаксация, которая на время помогла поверить в собственные силы и пережить один из самых тяжёлых периодов в своей жизни. Муза же её не обманула и помогла сохранить имя поэтессы в веках.
Кстати, послушайте, как читает стихотворение сама Ахматова.
Тема стиха
Как верующему человеку нужен Бог, Ангел-хранитель, как простому смертному воздух и вода, так и творцу любой области необходима муза. Это тот образ, который дарит не только вдохновение, но и самые восхитительные идеи и также способы их претворения в жизнь. Без музы, какой бы она не была и в чём не находила отражение, сложно создавать значимые и покоряющие душу произведения. Об этом говорит Анна Андреевна.
Когда муза перед тобой, когда она вот так прямо приходит во сне, – значит пора заниматься искусством. Это тот период, характеризующийся наибольшей продуктивностью. Муза – это источник сил. Даже в самые трудные времена она не всегда уходит. В такие моменты она нужна как никогда. И А. Ахматова, несмотря на все трудности, будет бороться. Потому что она не одна, у неё есть покровительница.
Томительное ожидание
В этом страстном ожидании героиня пытается укрыться от внутренних проблем, она ставит всё на творчество, ведь жизнь голодна до ставок и на что-то их делать надо. В томительном ожидании вдохновения прочь отбрасывается всё – почести, юность и даже свобода, лишь бы ночью написать бессмертные строки и взойти к утру на Олимп бессмертия, которое даст источник для новой жизни. Только это сейчас поможет отбросить внутренние проблемы, перешагнуть через мрак личной жизни и искусственно создаваемой безвестности. Только так можно вернуть былое, только Муза способна в этом помочь, поэтому её ожидание так томительно.
14 августа 2013
Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.
Композиция стихотворения получается закольцованной: теме встречи с Музой и отдачи ей любви-подарка посвящена первая и последняя строфа, а середина – это описание мыслей и чувств героини, ее внутреннего монолога и обращения к Музе с просьбой забрать земные чувства. Поэтому и время глаголов в этой части стихотворения – настоящее, тогда как в первой строфе — прошедшее, а в третьей – прошедшее и будущее.
Курсы подготовки к ЕГЭ Москва математика помогут учащимся проверить свои силы в таком важном и сложном предмете, а в будущем успешно сдать экзамены
Возможно вам будет интересно
- Анализ поэмы Саша Некрасова 6 класс
Одна из первых поэм Николая Алексеевича Некрасова «Саша», родилась в 1855 году. Незамысловатая история молодой деревенской девушки несет в себе глубокий смысл и отражает становление современного молодого поколения
- Анализ стихотворения Баратынского Весна, весна! как воздух чист
Это светлое стихотворение часто на конкурсах читают дети. Восторженный, оптимистический настрой, радость наполняют первые же строки. Здесь много восклицаний, повторений… Показано восхищение природой, возрождением жизни
- Анализ стихотворения Призраки Бунина
Очень многими писателями и поэтами в их творчестве рассматривалась теме жизни после смерти. Бунин не стал исключением, его творчества эта тема так же коснулась. Написание стихотворения «Призраки»
- Анализ стихотворения Мандельштама Раковина
Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.
- Анализ стихотворения Песня Гиппиус
Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.
Средства выразительности
Поэтический язык Анны Ахматовой можно назвать простым, приближенным к разговорному. Но в дореволюционном сборнике «Белая стая» разговорные интонации сменяются молитвенными.
В стихотворении «Молитва» присутствуют такие эпитеты, как «горькие годы», «таинственный дар», томительные дни».
Также использована метафора: «горькие годы недуга», «туча над темной Россией», «облако в славе лучей».
«Песенный дар» можно считать аллегорией, так как автор подразумевает под этим определением талант поэта.
Анной Андреевной использовано многосоюзие «отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар»
Так она привлекает наше внимание к этим строкам, заставляет задуматься над искренностью, чистотой и силой её желания, её просьбы о прекращении войны, понять её огромную любовь к людям и Родине. Многосоюзие придаёт ещё большую эмоциональность стихотворению.
До Анны Ахматовой литературный мир знал много женщин-поэтесс, но только ей удалось стать женским голосом своего времени. Современники поэтессы говорили, что Анне Ахматовой «после смерти Блока бесспорно принадлежит первое место среди русских поэтов».
Анализ стихотворения Муза Ахматовой
Блестящий лирик и философ, поэтесса Анна Ахматова в стихотворении «Муза» устраивает «допрос» лирической героине от имени Музы. Богиня поэзии приходит подругой-гостьей, и между собеседниками не то во сне, не то наяву завязывается такой диалог:
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я».
Анна Ахматова, которую самые суровые критики признавали божеством в манере владения стихом, в «Музе» затейливо переплетает разговорный и возвышенный стили. Виртуозные строфы, а их всего несколько в стихе, настолько точны, что кажется, будто ты прочел поэму. Когда Муза уходит, с героиней, которая, безусловно, одно лицо с поэтессой, остается бескрайнее небо – страна поэтического вдохновения.
Я любила ее одну. А в небе заря стояла. Как ворота в ее страну.
Интересно, что на протяжении короткого повествования Анна Ахматова представляет Музу то величайшим, недосягаемым образом – покровительницей литературного озарения. То, благодаря своей удивительной, тонкой натуре, воздает дань Музе как сестре. Но здесь нет и налета панибратства – общение с Музой, а фактически со своей страстью к рифме и ритму – восхитительно по сути. Это почти исповедь перед высшим разумом.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Как понимать в стихотворении тот факт, что Муза и автор беседуют? Видимо, Анна Ахматова «поднимает» себя до уровня этой миссии. Никакого «важничанья» в таком приеме нет. Ахматова ни на кого не оказалась похожей и как мастер поэтического слова. И даже короткого периода не состояла в учениках. Она сразу взошла на пьедестал русской поэзии, соперничая с самыми великими предшественниками.
Стоит еще объяснить, почему в беседу с милой гостьей автор вносит драматический фрагмент:
Закрыв лицо, я отвечала ей…
Но больше нет ни слез, ни оправданий.
Похоже, в этих строках поэтесса признается, насколько опустошает, вычерпывает силы писательство, сочинительство. Но все «выжимки» души отданы читателям, поклонникам творчества. И Анна Ахматова счастлива признаться, что вполсилы она ни писать, ни любить, ни жить не умеет.
Переживания, чувства в поэзии Ахматовой всегда доведены до высшего накала. Прекрасно, что в них нет намешано ничего искусственного, надуманного, суетного. Как «учила» поэтессу ее подруга Муза, землю надо освещать добротой и талантом высшей пробы.
Когда читаешь потрясающие строки «Музы», кажется, что у тебя от красоты рифмы и образов немного кружится голова. Но по-другому у классиков разве может быть?
Анализ стихотворения Муза по плану
Заключение
Исходя из рассмотренных выше сопоставлений и приведенных здесь наблюдений, мы можем констатировать, что смысл финала в этом произведении начинает проступать еще в самом начале текста, будучи последовательно уточненным в ходе прочтения.
Смысловая граница, пролегающая в человеческом и природном мире как разделение сна и бодрствования, праздной жизни и высокого служения, дня и ночи, отражается в ценностном предпочтении, которое совершает поэт. Для лирической героини произведения Ахматовой и героя произведения Данте реализация своего поэтического дара и предназначения стоит выше всех земных почестей, юности и свободы. Это указывает на внутреннюю готовность поэта пережить при жизни хулу, изгнание, посвятить юность труду, а всю свою работу — потомкам. В финале произведения это сближает между собой двух поэтов из разных временных зон: поэт живущий сейчас, как и поэт эпохи Возрождения, продолжает служить Музе.
Муза в этом произведении не случайно обладает подробной телесностью, а ее атрибутом является авлос (дудочка), который соответствует скорее Пану, чем Аполлону-Кифареду. Такая деталь определяет характер Музы и подтверждает, что природное состояние мира здесь не враждебно, а скорее репрезентативно по отношению к земной человеческой жизни.
Библиографический список:
Ахматова А. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. Стихотворения. 1904–1941 / сост., подгот. текста, коммент: и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1998.
Ван Мэнцзяо. Образ музы в стихотворениях «Муза» А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой и М.С. Петровых // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2020. Т. 25. № 2. С. 287–294.
Данте Алигьери. Божественная комедия / пер. М. Лозинского; Изд. подгот. И.Н. Голенищев-Кутузов. М.: Наука, 1967.
Казарин В.П., Новикова М. А. Ахматова. Данте. Крым (к постановке проблемы) // Вопросы русской литературы. 2014. № 29 (86). С. 5–22.
Кихней Л.Г. Функции шекспировских и дантовских мотивов в поэзии Анны Ахматовой // Русская литература: историко-литературный журнал. 2014. № 2. С. 156–176.
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР (Учпедгиз), 1957.
Меркель Е.В. Антропоморфные образы творчества в поэзии Анны Ахматовой // Пушкинские чтения – 2016. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст: материалы XXI Междунар. науч. конф. / под общ. ред. В.Н. Скворцова; отв. ред. Т.В. Мальцева. СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 162–168. Мирза М.Н. «Тайны ремесла» А.А. Ахматовой: творчество — природа — муза // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2019. Т. 2. № 11. С. 57–61.
Тюпа В.И. Аналитика художественного: введение в литературоведческий анализ. М.: Лабиринт, РГГУ, 2001.
Хлодовский Р.И. Анна Ахматова и Данте // Тайны ремесла. Ахматовские чтения. Вып. 2. Институт Мировой литературы им. А.М. Горького РАН. М.: Наследие, 1992. С. 75–92.
Л-ра: Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2022. Т. 27. № 1. С. 30–38.
Произведения
- Двадцать первое. Ночь. Понедельник
- Ты выдумал меня. Такой на свете нет
- Царскосельская статуя
- Подражание Кафке (Другие уводят любимых)
- Кое-как удалось разлучиться
- Забудут? – вот чем удивили
- Я слышу иволги всегда печальный голос
- В каждых сутках есть такой
- Эпиграмма
- Последнее стихотворение
Критика
- Интерпретация стихотворения А.А. Ахматовой «Муза»
- И мужество и женственность. О своеобразии лиризма Анны Ахматовой
- «Родная земля» Анны Ахматовой (Лингвостилистический анализ)
- Тайна и ремесло в поэтической концепции Анны Ахматовой
- О семантике некоторых произведений Анны Ахматовой
- Скрытая смысловая структура поэтических книг Ахматовой
- К описанию внутреннего и внешнего пространства в поэзии Ахматовой: семантика образов-медиаторов
- «Я здесь, на сером полотне…» Ахматова и художники
- Любовная лирика Ахматовой (целостность и эволюция)
- Портреты Анны Ахматовой на границе живописи и поэзии
- Особенности творчества Анны Ахматовой
- Прогулки в лирике Анны Ахматовой
- К интерпретации «заклинания» Анны Ахматовой