Все стихи списком
- Безверие
- Ворон к ворону летит.
- Гроб Анакреона
- Два чувства дивно близки нам.
- Для берегов отчизны дальной.
- Дорожные жалобы
- И дале мы пошли.
- Кривцову (Не пугай нас. )
- Мое завещание. Друзьям
- Надеждой сладостной младенчески дыша…
- О нет, мне жизнь не надоела.
- От западных морей.
- Отрывок
- Перед гробницею святой.
- Под небом голубым страны своей родной.
- Пора, мой друг, пора.
- Сказали раз царю, что наконец
- Стою печален на кладбище.
- Там у леска, за ближнею долиной.
- Умолкну скоро я
- Что в имени тебе моем.
- Элегия (Безумных лет угасшее веселье. )
О вы, которые с язвительным упреком,Считая мрачное безверие пороком,Бежите в ужасе того, кто с первых летБезумно погасил отрадный сердцу свет;Смирите гордости жестокой исступленье:Имеет он права на ваше снисхожденье,На слезы жалости; внемлите брата стон,
Ворон к ворону летит,Ворон ворону кричит:Ворон! где б нам отобедать?Как бы нам о том проведать?
Ворон ворону в ответ:Знаю, будет нам обед;
Всё в таинственном молчаньи,Холм оделся темнотой,Ходит в облачном сияньиПолумесяц молодой.Темных миртов занавесаНаклонилася к водам;В их сени, у входа леса,
Два чувства дивно близки нам —В них обретает сердце пищу —Любовь к родному пепелищу,Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!Земля была б без них мертва,Как . . . . пустыня
Для берегов отчизны дальнойТы покидала край чужой;В час незабвенный, в час печальныйЯ долго плакал пред тобой.Мои хладеющие рукиТебя старались удержать;Томленье страшное разлуки
Долго ль мне гулять на светеТо в коляске, то верхом,То в кибитке, то в карете,То в телеге, то пешком?
Не в наследственной берлоге,Не средь отческих могил,На большой мне, знать, дороге
И дале мы пошли — и страх обнял меня.Бесенок, под себя поджав свое копыто,Крутил ростовщика у адского огня.
Горячий капал жир в копченое корыто,И лопал на огне печеный ростовщик.
Не пугай нас, милый друг,Гроба близким новосельем:Право, нам таким бездельемЗаниматься недосуг.Пусть остылой жизни чашуТянет медленно другой;Мы ж утратим юность нашу
Хочу я завтра умеретьИ в мир волшебный наслажденья,На тихой берег вод забвенья,Веселой тенью отлететь…Прости навек, очарованье,Отрада жизни и любви!Приближьтесь, о друзья мои,
Надеждой сладостной младенчески дыша,Когда бы верил я, что некогда душа,От тленья убежав, уносит мысли вечны,И память, и любовь в пучины бесконечны, —Клянусь! давно бы я оставил этот мир:Я сокрушил бы жизнь, уродливый кумир,И улетел в страну свободы, наслаждений,
О нет, мне жизнь не надоела,Я жить люблю, я жить хочу,Душа не вовсе охладела,Утратя молодость свою.Еще хранятся наслажденьяДля любопытства моего,Для милых снов воображенья,
От западных морей до самых врат восточныхНе многие умы от благ прямых и прочныхЗло могут отличить. рассудок редко намВнушает . . . . . . . . . . . . . . . .___________
«Пошли мне долгу жизнь и многие года!»Зевеса вот о чем и всюду и всегда
Не розу Пафосскую,Росой оживленную,Я ныне пою;Не розу Феосскую,Вином окропленную,Стихами хвалю;Но розу счастливую,
Перед гробницею святойСтою с поникшею главой. Всё спит кругом; одни лампадыВо мраке храма золотятСтолбов гранитные громадыИ их знамен нависший ряд.
Под ними спит сей властелин,
Под небом голубым страны своей роднойОна томилась, увядала. Увяла наконец, и верно надо мнойМладая тень уже летала;Но недоступная черта меж нами есть.Напрасно чувство возбуждал я:Из равнодушных уст я слышал смерти весть,
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —Летят за днями дни, и каждый час уноситЧастичку бытия, а мы с тобой вдвоёмПредполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.На свете счастья нет, но есть покой и воля.Давно завидная мечтается мне доля —Давно, усталый раб, замыслил я побег
Сказали раз царю, что наконецМятежный вождь, Риэго, был удавлен.«Я очень рад, — сказал усердный льстец, —От одного мерзавца мир избавлен».Все смолкнули, все потупили взор,Всех рассмешил проворный приговор.Риэго был пред Фердинандом грешен,
Стою печален на кладбище.Гляжу кругом — обнаженоСвятое смерти пепелищеИ степью лишь окружено.И мимо вечного ночлегаДорога сельская лежит,По ней рабочая телега
Там у леска, за ближнею долиной,Где весело теченье светлых струй,Младой прощался там с Алиной;Я слышал их последний поцелуй.
Взошла луна – Алина там сидела,И тягостно ее дышала грудь.
Умолкну скоро я!… Но если в день печалиЗадумчивой игрой мне струны отвечали;Но если юноши, внимая молча мне,Дивились долгому любви моей мученью;Но если ты сама, предавшись умиленью,Печальные стихи твердила в тишинеИ сердца моего язык любила страстный…
Анализ стихотворения
Элегия «Безумных лет угасшее веселье…» была написана в знаменитую болдинскую осень 1830 года, когда у поэта наблюдался творческий и душевный подъем. Под стихотворением стояла дата 8 сентября 1830 года.
Пушкин написал его, когда перешагнул порог своего тридцатилетия. Это – пора, расставания с юношескими идеалами и шалостями, когда, испробовав все «прелести бытия», человек становится мудрее, опытнее, и уже знает, чего он хочет от жизни.
К 30 годам Пушкин захотел, чтобы у него была семья, его интересовала история родной страны, и ее замечательные страницы он мечтал отразить в своем творчестве. В этом стихотворении словно звучит предчувствие близкой смерти. Он восклицает:
Это произведение лирико-философское, написано в жанре элегии. Поэт и название дает стихотворению, без лишних мудрствований – «Элегия», желая подчеркнуть тем самым минорное настроение этого лирического произведения.
История создания произведения
По дате написания исследователи пришли к выводу, что стихотворение было написано сразу после «Бесов»
Обращает на себя внимание, что и в «Бесах», и в «Элегии» звучит мысль о поиске пути. Только в «Бесах» путники сбились с дороги в поле, а в «Элегии» речь идет о пути жизненном
В письме Дельвигу Пушкин сообщал:
Творческое вдохновение свидетельствовало о настрое душевном, что было следствием его любви к Наталье Николаевне. Любовь, как известно, будит творческую энергию, служит живительным источником вдохновения. Первая публикация этого произведения появилась в «Библиотеке для чтения» в 1834 году.
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» состоит из двух строф. В первой строфе 6 стихов, во второй – 8. Написаны они пятистопным ямбом. Рифма парная, мужские рифмы чередуются с женскими. Композиция двухчастная. В первой звучит жалоба поэта, сожаление о прожитых годах. Вторая часть — более жизнеутверждающая, даже несколько пророческая. Пророчески звучат последние строки.
Тема и идея стихотворения
Тема и идея в этом стихотворении совпадают. Это размышление о жизни, подведение итогов прошедшей молодости, можно сказать, даже, что «Безумных лет угасшее веселье» – прощание с молодостью, взгляд в будущее.
Средства художественной выразительности.
В этом произведении поэт применил следующие средства художественной выразительности:
- метафоры: безумных (лет), угасшее (веселье), смутное (похмелье), печальный (закат); волнуемое (море);
- эпитеты – минувших (дней); прощальной (улыбкою);
- олицетворения: сулит (путь); блеснет (любовь).
- сравнения. Печаль минувших дней поэт сравнивает с вином. В этих строках он признается, что, чем старше он становится, тем сильнее сожалеет о прожитых днях.
В «Элегии» поэт применил противопоставления — печаль-веселье, жизнь-смерть, наслаждения-заботы. Эти антитезы глубже подчеркивают настроение автора.
В первой строфе встречается всего один глагол (сулит). Зато вторая часть наполнена глаголами, свидетельствующими о желании поэта жить и работать:
Жизнь только тогда и обретает настоящий вкус, только тогда начинаешь понимать и ценить ее, когда в ней есть не только радости, веселье, но и заботы, тревоги, печаль от потерь. Когда человек только развлекается и веселится, ему это в конце концов надоедает, как надоело пушкинскому герою Евгению Онегину.
Анализируя средства художественной выразительности, нельзя не обратить внимание на присутствие архаизмов: минувших, старе, грядущего, ведаю. Архаизмы несколько утяжеляют поэтический слог, делают его торжественно возвышенным
Символизмы, использованные поэтом, указывают на принадлежность этого стихотворения к романтическому направлению: бурное море, вино, похмелье, закат.
Если взглянуть на «Безумных лет угасшее веселье» с точки зрения фонетики, обращает на себя внимание преобладание сонорных согласных, которые придают стихотворению жизнеутверждающий настрой, несмотря на грусть в первых строчках
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Надеждой сладостной младенчески дыша…»
Стихотворение было написано в 1823 г. в период кишиневский ссылки. Это время отмечено нарастанием разлада с политическими активистами тайных обществ, будущими декабристами. Росло разочарование поэта в прежних идеалах. Можно сказать, что Пушкин переживал духовный кризис. В рамках представленного стихотворения поэт пытается осмыслить жизнь, напряженно размышляет о посмертной участи и собственном интеллектуальном наследии.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
многосоюзие – «и память, и любовь», «ни мысль, ни любовь» – концентрируя внимание на каждом слове, позволяет выделить ключевые понятия, ценностные ориентиры автора;
риторические восклицания – «Клянусь!», «Как, ничего!», «Ни мысль, ни первая любовь!», «Мне страшно!..» – отражают глубину отчаяния лирического героя при мысли о безвозвратной утрате самого дорогого – индивидуального опыта;
метафору – «младенчески дыша надеждой», то есть наивно, по-детски надеясь не несбыточное, концентрироваться на этой надежде;
инверсию – «надеждой сладостной», «мысли вечны», «пучины бесконечны», «образ милый», «в душе моей унылой» – она позволяет гармонично зарифмовать строки;
олицетворения – «душа, … убежав, уносит», «ум упорствует, презирает», «образ таился, пылал» – позволяют точнее, нагляднее передать авторский посыл;
эпитеты – «сладостная надежда», «вечны мысли», «бесконечны (то есть бездонные) пучины», «уродливый кумир», «небесная чистота», «обманчивая мечта», «милый образ» – являются способом выразить личное оценочное мнение;
лексический повтор – «в страну свободы, … в страну, где смерти нет» – создает смысловой акцент, усиливает выразительность высказывания;
умолчание – «мысль … плывет в небесной чистоте…»;
перифраз «гроб» подразумевает окончание земной жизни;
антонимы – «жизнь – смерть».
Пресловутая страна свободы не является конкретным географическим понятием. Это некое идеализированное пространство, где можно чувствовать себя независимым, подобие рая, где возможно бесцензурное творчество.
Характерно, что двадцатичетырехлетний поэт называет жизнь уродливым кумиром (объектом поклонения). Это трагический знак не только разочарования и безысходности, владеющих Пушкиным, но и его трезвой оценки действительности. Он хочет жить долго, но при условии, чтобы душу освещали и мятежное пламя вдохновенья, и ровный огонь милых сердцу воспоминаний.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Анализ стихотворения Пушкина Надеждой сладостной младенчески дыша
В своём стихотворении «Надеждой сладостной младенчески дыша…» А.С. Пушкин рассуждает на тему бессмертия человеческой души. Он разбивает представления о том идеальном мире без страданий и мучений, о той стране «свободы, наслаждений», которые отчаянно описывает в первой строфе своего произведения.
Автор под властью разума не может искренне, по-детски поверить, что где-то там после смерти есть жизнь. Если бы смог, то без раздумья «сокрушил бы жизнь», которую считает лишь «уродливым кумиром» той бессмертной и свободной жизни. Многочисленные эпитеты («надеждой сладостной», «пучины бесконечны», «небесной чистоте»), метафоры («младенчески дыша») и «высокие» обороты речи («от тленья убежав», «плывет в небесной чистоте») прельщают воображение, будоража детские, полные надежды души, мечтающие о стране, «где смерти нет, где нет предрассуждений».
Во второй же строфе стихотворения Александр Сергеевич противопоставляет младенческим надеждам, несбыточным мечтам «ничтожество». Но что он имеет в виду под этим словом? Небытие. Вот смысл, который был изначально заложен поэтом. Из чего следует, что Пушкин говорит о бессмертии души не с религиозной точки, а с материальной. Как может быть бессмертным то, что пребывает в «ничтожестве»? Как можно назвать бессмертием иную жизнь без былых ощущений? Этим произведением поэт не отрицает возможность существования посмертной жизни, он лишь говорит о том, что этот мир будет другой, скорей всего не тот, о котором мечтают, о котором рассказывают детям, в который верят всем сердцем. Как раз по этой причине А.С. Пушкин не хочет покидать привычный мир, земной. «И долго жить хочу, чтоб долго образ милый таился и пылал в душе моей унылой». Этот образ пылает в душе героя, полного романтических представлений и любви к настоящему, всеми силами он хочет сохранить ту жизнь, которую любит. В каком-то смысле побеждает здравый смысл и холодный рассудок над светлой, но, к сожалению, слепой верой в лучшее.
Таким образом, тема бессмертия плавно переходит в тему любви
Ведь так важно любить, любить свою жизнь, любить то, что тебя окружает, то, что тебе дано именно сейчас
А.С. Пушкин посвятил целую серию произведений теме бессмертия, в которой одно стихотворение дополняет другое. Автор будто ведёт личный дневник блуждающей, запутавшейся души, рассказывает читателям одну историю, которую нужно соединить воедино.
Надеждой сладостной младенчески дыша
Сейчас читают:
-
Обломов и лишний человек по роману Гончарова сочинение
Начать наверное можно с того факта что роман «Обломов» был создан в далеком 19 веке, а так же стоит отметить что данный роман задевает некоторые социальные и психологические проблемы. В данном романе основной задачей было показать, как человеком
-
Сочинение Человек-амфибия — отзыв о книге
История, которая описана в этом удивительном, фантастическом романе, вызывает у читателя небывалый восторг, так как все происходящее, очень похоже на нашу жизнь. Этот роман, по праву можно считать шедевром фантастического стиля
-
Сочинение Симферополь — мой город
Я родилась в одном из крупных городов на Юге Украины — Симферополь. Основан город в 1784 году под руководством. Потемкина Григория и Екатерины II на полуострове реки Салгир. На его территории проживает более 350 тысяч человек.
-
Сочинение Герои Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг
Сегодня посмотрел интересный художественный фильм Фёдора Бондарчука «Сталинград». Действия фильма разворачиваются во время оккупации немцами Сталинграда. Фашистам очень нужно было захватить эту значимую точку
-
Сочинение на тему Как помочь животным в зимнее время?
Истинная доброта человека проявляется в его стремлении безвозмездно помочь ближнему. Большинство людей настолько спешат по своим делам, что совершенно не замечают прохожих.
-
Сочинение Почему Мцыри бежал из монастыря с цитатами
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывает о грузинском мальчике, которого взяли в плен, но из-за болезни оставили на попечение монахам. Тогда ему было шесть лет, сейчас он вырос, и не видит ничего кроме стен монастыря