«два чувства дивно близки нам»: анализ стихотворения

Анализ стихотворения пушкина два чувства дивно близки нам

Анализ стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близких нам»

Данное стихотворение написано Александром Сергеевичем Пушкиным – отцом всех русских поэтов за последние 200 лет. Поэт пишет о чувстве любви к прошлому, к могилам отцов и дедов, о памяти. В этом он абсолютно прав. Человека человеком действительно делают некоторые вещи – некоторые мысли и поступки. К их числу относятся благоговейное отношение к предкам, сбережение памяти о них. Недаром, образованные круги России времен Пушкина ради того, чтобы сохранить память о предках, создавали «Бархатные книги», разного рода гербовники, в которые вносилась

информация о давно умерших предках дворянина.

Некоторые читатели чудесного сайта «Древо Поэзии» могут сказать мне: наши предки не были князьями и графами, они были из простых, так зачем же надо так уж бережно хранить о них память? На такой вопрос отвечу следующее: беречь надо память о любых предках (за исключением, может быть, законченных уголовников и проходимцев). У меня был когда-то один клиент, который нанял меня для работы в Государственном Архиве Херсонской Области. Он не пожалел больших для себя денег, чтобы только найти хоть какие-то крупицы информации о предках.

А предки его были крепостными у

господ Лопухиных – у тех самых, которые с царями в родстве ( Евдокия Федоровна Лопухина была одной из жен Петра Великого ). Это был исключительно интеллигентный и мягкий человек, и он искренне очень хотел найти Ревизские Сказки, где были бы упомянуты его предки. Возникает вопрос: зачем же это ему было надо? Крепостные крестьяне – это ведь не аристократы — зачем свято лелеять память о них? Надо! Хочется интеллигентному человеку знать свой род, свое генеалогическое древо. Оно его греет. Оно дает ему силы жить.

Такое отношение к своей родословной – это признак высокой культуры

Я представляю, что мой клиент чувствовал, когда я ему прислал эти Ревизские Сказки. Он, наверное, сидел за компьютером с мечтательной рассеянной улыбкой… Ему мерещились его предки – простые крестьяне. Он представлял их наверное, в каком-то идеальном, почти сказочном виде. Он вел с ними внутренний диалог, хотя он никогда и не видел их. Этот человек наладил с ними незримую духовную связь. Вошел с ними в психологический контакт. Стал одним из них.

Вот после этого и не верь в вечное существование после смерти. Возможно, его предки, умерев, переселились в лучший мир, а этот человек каким-то наитием, который есть только у провидцев и поэтов, почувствовал их присутствие, ощутил своей душой души этих давно умерших, незнакомых ему, но таких дорогих его сердцу людей. Вот он – закон величия человека в действии! Вот, что делает нас достойными своих предков!

У гениального поэта, конечно, чувство единения со своими предками было куда больше развито, чем у нас с вами. Это объясняется тем, что пращуры Александра Сергеевича принадлежали к высшей русской аристократии и к правящему дому Рюриковичей. Среди его предков были Владимир Красное Солнышко. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Александр Невский и другие блистательные и великие правители Киево-Новгородской Руси — России.

Ему было, кем гордиться. Однако, даже самый рядовой крестьянин заслуживает уважения, если трудится честно и упорно. Хороший землепашец стоит в сто раз больше, чем бездарный министр! В этом я глубоко убежден!

Анализ стихотворения Пушкина Два чувства дивно близки нам

Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

В стихотворении на этот вопрос сразу дается ответ. Он в соединении двух возвышенных чувств: к родной земле и к могилам предков. Человеку не должно быть все равно, где похоронены те, кто дал ему жизнь, в каком состоянии их могилы, исполняет ли он заветы ушедших…

Это связь с основами, уважение тех, кто подарил человеку жизнь.

Например, о русской природе поэты часто говорят “печальная”, при этом восхищаются ее трогательностью.

В этих чувствах Пушкин видит величие людское. Не в научном прогрессе, не в искусстве, а именно в уважении и любви к своим основам. Нет ничего более отталкивающего, чем человек, который предает Родину, смеется над своими родителями, не помнит своих корней.

Без этих чувств мир кажется поэту тесным, но в то же время пустынным, а душа становится тоже пустыней. В завершении стихотворения поэт использует сильное сравнение: алтарь без божества. В отсутствии этих чувств все бессмысленно.

И кстати, на алтарь раньше приносили жертвы, то есть без великой цели все эти прошлые и будущие жертвы бесполезны.

Важно, что произведение поэта не является тяжеловесным, нравоучительным, оно изящно объясняет важнейшие философские понятия, значимые для каждого Человека. Любовь к Родине может быть важней любви к своему партнеру, так как она более глобальна, даже более значима

Источник

Возможно вам будет интересно

Родившись в эпоху колоссальных политических потрясений, Есенин имел нелёгкую судьбу. Как любой творческий человек, он переживал происходящие события особенно остро. Он сильно и самоотверженно любил свою малую родину

С возрастом, поэт изменил мировоззрение к своей творческой работе и отрекся от использования средств авангардистских движений, но иногда все же мог соотнести предметы и явления, к живым, воодушевляя их

Данное стихотворение поэт написал в 1905 году. Именно тогда произошли кровавые события. Россией прокатилась волна восстаний обычных рабочих, крестьян против своих угнетателей. Но бунты были беспощадно подавленны, утопленные в крови

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Стихотворение «Два чувства дивно близки нам» Пушкин Александр Сергеевич

Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как. . . . пустыня И как алтарь без божества.

(2 votes, average: 4,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Поэт («Долго на сердце хранит он глубокие чувства и мысли…») Долго на сердце хранит он глубокие чувства и мысли: Мнится, с нами, людьми, их он не хочет делить! Изредка, так ли, по воле ль небесной, вдруг запоет он, — Боги!…
  2. И чувства нет в твоих очах И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе. Мужайся, сердце, до конца: И нет в творении творца! И смысла нет в…
  3. Полные жаркого чувства Полные жаркого чувства, Статуи холодны. От пламени стены искусства Коробиться не должны. Как своды античного храма — Души и материи сплав,- Пушкинской лирики мрамор Строен и величав…
  4. Мне близки армейские законы Мне близки армейские законы, Я недаром принесла с войны Полевые мятые погоны С буквой «Т» — отличьем старшины. Я была по-фронтовому резкой, Как солдат, шагала напролом, Там, где надо б…
  5. Мысли погасшие, чувства забытые Мысли погасшие, чувства забытые — Мумии бедной моей головы, В белые саваны смерти повитые, Может быть, вовсе не умерли вы? Жизни былой молчаливые мумии, Время Египта в прошедшем моем, Здравствуйте,…
  6. Я спрятала тебя, лирический герой Я спрятала тебя, лирический герой, В такую толщу лет, что не отыщут. Прикинулся рассвет березовой дугой И тягою к родному пепелищу. Всех стран не обойду, всех книг не перечту, Все…
  7. «Сначала доброй я была…» Сначала доброй я была, Потом я злой была Потом сгорела я дотла И все-таки смеюсь. Как прошлогодняя трава, И не жива И не мертва. И не жива и не мертва,…
  8. Ах, эта ночь так дивно хороша! Ах, эта ночь так дивно хороша! Она томит и нас чарует снова… О, говори: иль не найдется слова, Чтоб высказать все, чем полна душа? В такую ночь нельзя владеть собой,…
  9. Затихших волн сиянье бесконечно Затихших волн сиянье бесконечно Под низким, жарким солнцем декабря. Прозрачно все и так нетленно-вечно, Как мотылек в обломке янтаря. Багровых скал в бездонной чаше синей Волшебное сомкнулося кольцо. У ног…
  10. Парфенон Мне будет вечно дорог день, Когда вступил я, Пропилеи, Под вашу мраморную сень, Что пены волн морских белее, Когда, священный Парфенон, Я увидал в лазури чистой Впервые мрамор золотистый Твоих…
  11. Ледолом Любовь, едва успев родиться, Кричит, весь мир заполонив, Стремясь безудержно разлиться, И неуемен тот разлив. А после остывает чувство И обретает берега, И настает пора очнуться, Узрев под крыльями снега….
  12. Полнолуние Стемнело. По тропинкам снежным хозяйки с ведрами пошли. Скрипят таинственно и нежно колодезные журавли. Смех, разговор вдоль длинных улиц, но враз пропали голоса, и словно бы плотней сомкнулись кольцом дремучие…
  13. Как дивно хорошо в сияньи зимней ночи! Ксане Как дивно хорошо в сияньи зимней ночи! Как звезды яркие мерцают в вышине! Блестят по всей земле снежинок нежных очи, И море Ясности я вижу на Луне. Мне хочется…
  14. Сильные чувства Читали в книгах про измены и усмехались про себя: про нас не скажут, что несмелы, мы не падем, друзей губя. Начнется ли террор режима или кровавая война, но честь для…
  15. Дом И обретает твердь душа, И утверждает сердце оеру, Когда с дороги Не спеша Ты, Отдышавшись, Стукнешь в двери. И распахнутся вдруг Они, И ты шагнешь Как будто в темень, Как…
  16. Сонет За голосом твоим, по следу твоему, за голосом, как за предназначеньем, вдоль фонарей — там улица в дыму холодного и тихого свеченья. Вот лестница! Укройся здесь. В словах. Ступая на…
  17. К моей пустыне Пустыня тихая, сует уединенна, В тебе я позабыл все горести мои! Но будь ты на холмах Аи, — Тогда была бы совершенна!…
  18. Похороны Бобо 1 Бобо мертва, но шапки недолой. Чем объяснить, что утешаться нечем. Мы не проколем бабочку иглой Адмиралтейства — только изувечим. Квадраты окон, сколько ни смотри по сторонам. И в качестве…
  19. Графине Ростопчиной Как сердцу вашему внушили К родной Москве такую спесь? Ее ж любимицей не вы ли Так мирно расцветали здесь? Не вас должна б сует гордыня Вести к хуле своей страны:…
  20. Она молода и прекрасна была Она молода и прекрасна была И чистой мадонной осталась, Как зеркало речки спокойной, светла. Как сердце мое разрывалось!… Она беззаботна, как синяя даль, Как лебедь уснувший, казалась; Кто знает, быть…

Вы сейчас читаете стих Два чувства дивно близки нам, поэта Пушкин Александр Сергеевич

Анализ стихотворения Пушкина «Два чувства дивно близки нам…»

Стихотворение «Два чувства…» написано А. С. Пушкиным в плодотворную болдинскую пору в первой половине октября 1830 года и при жизни поэта так и не было опубликовано.

Будучи лирическим по форме, оно имеет явное философское углубление. В произведении отсутствует лирический герой, а рассуждение проводится от имени автора. Оно выражает порыв души, мысль, тревожащую поэта. Ни один человек не может жить без корней – и Пушкин, сознавая социальную ответственность дворянства как хранителя исторической памяти, живо интересовался славной историей своей семьи, своей родословной. Перспектива скорой женитьбы сделала для поэта актуальной тему дома как места, в котором человек живет своей подлинной жизнью.

Центральное место произведения занимают отточенные поэтические формулы – «любовь к пепелищу» и «любовь к отеческим гробам». Они утверждаются в качестве статуса общечеловеческих ценностей. В составе оборотов слово «любовь» является эвфемизмом, заменой понятий «уважение» и «гордость».

Средства художественной выразительности, которые использует поэт метонимия – «любовь к пепелищу», «любовь к отеческим гробам», «пища сердца». В качестве других выразительных средств используются эпитеты – «животворящая святыня», «родное пепелище», олицетворение – «земля мертва», сравнения – «земля, как … пустыня, как … алтарь». Используется и перенос смысла – слово «пепелище» в контексте приобретает значение дома, унаследованного от предков, места, где пылал родительский очаг.

Пропуск во второй строфе, как утверждают издатели, редактировавшие стихотворение, могла выглядеть следующим образом: как без оазиса (источника) пустыня, где источник – красивый библейский образ духовного начала самой жизни, ее абсолютного смысла. Но такое решение, видимо, показалось автору слишком очевидным, и он не принял его.

Слово «гробы» употреблено поэтом, конечно, не в прямом значении средства погребения. Отеческие гробы метафорически символизируют ушедших в мир иной славных предков, а любовь к отеческим гробам – наследственную память, личное историческое сознание и неразрывную связь поколений, столь характерную для русской ментальности. Эта духовная связь позволяет говорить о прочных корнях, которые и делают человека патриотом. Чувство родины для поэта свято, и недаром он использует религиозную лексику – святыня, алтарь, божество. Это свидетельствует о глубоких духовных исканиях поэта.

Произведение стало апелляцией к истории своего рода и ответом на издевательский памфлет своего вечного противника Ф.В. Булгарина, попыткой отстоять личное достоинство. Небольшое по объему сочинение написано высоким слогом и символизирует слияние большой истории отечества и конкретной семейной истории.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи Болдинской осени ✑ Стихи длиной 8 строк ✑

Краткий анализ стихотворения»Два чувства дивно близки нам».

Ответ:

Объяснение:

Остап и Андрий Бульбенки — сыновья запорожского атамана Тараса Бульбы, героя одноименной книги Николая Гоголя.

«Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва»

Сыновья отличаются друг от друга характерами. Старший, Остап, хладнокровный и твердый парень. Он беззаветно предан отцу, Запорожью, никогда не меняет своих решений. Учился он замечательно, но лишь для того, чтобы поскорее освободиться от ненавистной бурсы и попасть в Запорожье. Характер его ожесточен постоянными розгами учителей. Девушки не интересуют Остапа, хотя он не лишен человеческих чувств.

«Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере и в тогдашнее время. Он душевно был тронут слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».

Второй сын, Андрий, более мягкий человек, и более чувствительный, чем Остап. В его чертах выражается больше нежности. Как и брата, его не очень интересовала учеба в бурсе и оторванные от жизни науки. Он хитрее Остапа, его гордость более болезненна, и вспышки ее могут приводить к поступкам безумной смелости вроде попытки пролезть к сад к прекрасной полячке.

«Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда с помощию изобретательного ума своего умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.

Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Женщина чаще стала представляться горячим мечтам его; он, слушая философические диспуты, видел ее поминутно, свежую, черноокую, нежную. Пред ним беспрерывно мелькали ее сверкающие, упругие перси, нежная, прекрасная, вся обнаженная рука; самое платье, облипавшее вокруг ее девственных и вместе мощных членов, дышало в мечтах его каким-то невыразимым сладострастием. Он тщательно скрывал от своих товарищей эти движения страстной юношеской души, потому что в тогдашний век было стыдно и бесчестно думать козаку о женщине и любви, не отведав битвы…»

Страсть к полячке, охватившая Андрия, рыцарские чувства к девушке, страдающей в вымирающем от голода городке, сделали его предателем отца и брата. Он отказывается от своей семьи и сражается против нее. Чувства матери, отца и брата его не интересуют: он охвачен завоеванием руки девушки. Андрий переходит в стан вчерашнего врага так же легко, как во время учебы собирал ватагу на чужой огород: ему все равно, за что он воюет, а сражение за интересы девушки с перспективой ею обладать привлекает его больше, чем битва в стане отца.

Тарас убивает сына как предателя, но до самого конца Андрий чувствует любовь и страсть не к семье, не к отчизне, а лишь к очаровательной девушке… Все остальное стало ему чужим.

«И видел он перед собою одного только страшного отца…. Ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи…! Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом… Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки…. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту…»

«Чем бы не козак был? — сказал Тарас, — и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!»

Остап Бульба жалеет брата, не осуждает, но и не оправдывает. Он предлагает его хоронить не как предателя, а как рыцаря. Но для Остапа лично немыслимо предательство своих товарищей. Он из тех, кто в сражении бросается на помощь своим, пытается выиграть минуту, чтобы спасти тех, над кем уже занесен топор.

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета В дымке невидимке Фет написал «В дымке-невидимке» в апреле 1873 года. В данном произведении чувствуется печаль и грусть самого автора. Он описывает вишневый сад и вечерний звон. В его стихотворении всегда ярко выражается образ природы.
  • Анализ стихотворения Брюсова Работа Тема труда является одной из ключевых в творчестве Валерия Брюсова, на это указывает множество его произведений, одним из которых является воодушевляющее стихотворение «Работа». В этом произведении поэт однозначно возвышает все формы
  • Анализ стихотворения Есенина Я последний поэт деревни
  • Анализ стихотворения Северянина Классические розы После революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,
  • Анализ стихотворения Фета Еще весны душистой нега Афанасий Афанасьевич Фет открывает своим творчеством мир настоящей красоты и гармонии. В поэзии Фета оживают, наполняются даже самые простые, на первый взгляд пейзажи.

Это философское патриотическое стихотворение. И патриотизм здесь не направлен прямо на Россию, Пушкин говорит о патриотизме для любого человека, вне зависимости от национальности. Из чего складывается это чувство?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: