«Левый марш», анализ стихотворения Маяковского
Лирику Маяковского ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей. В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал. Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), «митинговая», по словам А. Луначарского, поэзия Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти «человечье» слово, которое способно «подымать, и вести, и влечь…» Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая «лесенка» — разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи. Претерпевает изменения и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше «корчилась улица безъязыкая», а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире. В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности. Именно таков «Левый марш» — стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. «Левый марш» — это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи. Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи («ораторы», «товарищ маузер!») обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи. Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской. В «Левом марше» именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время: Пусть бандой окружат нанятой, стальной изливаются леевой,- России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой! В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями. Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал «Левый марш», почти сразу сложившийся в голове. В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт агитационной поэзии. Позже появятся знаменитые «Окна РОСТа». А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени: Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее: Клячу истории загоним. «Левый марш» дает представление о том, как входит в поэзию «новая стихия языка». Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины. Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию («горя горы», «мора море»), неологизмы («стальной леевой», «взгляд орлий»), вульгаризмы («пялиться», «клячу»)
Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный
И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли «внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией».
Маяковский В.В. → Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Нате!»
Маяковский В.В. → Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!»
Маяковский В.В. → Анализ стихотворения В. Маяковского «Нате»
Маяковский В.В. → Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Гимн учёному»
Маяковский В.В. → Анализ стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно»
Тема
В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема борьбы с врагом. В центре произведения лирический герой, который обращается к солдатам. Мужчина призывает военных оставить пустые разговоры и приступить к действиям. Он считает, что в этой борьбе слово можно давать только «товарищу маузеру».
Только он может изменить ход истории.
В следующих строфах лирический герой говорит о врагах. Он понимает, что те настроены серьезно, однако твердит, что Россия непобедима. Главное, по его мнению, не оглядываться на прошлые события: «В старое станем ли пялиться?». Уверенность в победе возрастает с каждой строкой. В последних стихах лирический герой призывает оклеивать небо флагами. Ситуация в стране не может не вызывать у него иронического замечания: «Кто там шагает правой?». Эта деталь намекает на то, что внутри страны своя битва.
В стихотворении реализуется идея о том, что даже в самые трудные минуты нельзя оставлять Родину без защиты, тем более, когда на нее точит зубы враг».
referat5vip.ru
Лирику Маяковского ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей. В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал. Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), «митинговая», по словам А. Луначарского, поэзия Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти «человечье» слово, которое способно «подымать, и вести, и влечь…» Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая «лесенка» — разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи. Претерпевает изменения и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше «корчилась улица безъязыкая», а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире. В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности. Именно таков «Левый марш» — стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. «Левый марш» — это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи. Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи («ораторы», «товарищ маузер!») обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи. Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской. В «Левом марше» именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время: Пусть бандой окружат нанятой, стальной изливаются леевой,- России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой! В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями. Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал «Левый марш», почти сразу сложившийся в голове. В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт агитационной поэзии. Позже появятся знаменитые «Окна РОСТа». А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени: Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай! Рефрен «Левой! Левой! Левой!» задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее: Клячу истории загоним. «Левый марш» дает представление о том, как входит в поэзию «новая стихия языка». Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины. Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию («горя горы», «мора море»), неологизмы («стальной леевой», «взгляд орлий»), вульгаризмы («пялиться», «клячу»)
Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный
И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли «внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией».
Более новые статьи:
- Анализ стихотворения Маяковского «Письмо Татьяне Яковлевой» — .
- «Облако в штанах» анализ поэмы Маяковского — .
- Анализ стихотворения Маяковского «О дряни» — .
- Анализ стихотворения Маяковского «Ночь» — .
- Анализ стихотворения Маяковского «Нашему юношеству» — .
- Анализ стихотворения Маяковского «Нате!» — .
- Анализ стихотворения Маяковского «Надоело» — .
- Анализ стихотворения Маяковского «Лиличка» — .
Другая траектория
В России «левизна», нередко обретающая формулу молодёжных манифестаций, имеет иную форму, чем в европейских странах. В последние годы власть своими запретами существенно сузила возможности для легального протеста. Получить разрешение для официального митинга, шествия, группового или даже одиночного пикета, если в нём содержится хотя бы минимальный намёк на политику, стало весьма сложно. Общество в условиях политической апатии большинства населения, по сути, смирилось с этим. Социологи в течение уже нескольких лет фиксируют снижение градуса уличного недовольства. Особенность сегодняшних настроений простых граждан состоит в том, что социальные права и бытовая обустроенность жизни волнуют их значительно больше, чем политические свободы. Место в яслях и в школе для ребёнка дороже свободы слова или собраний.
Подобная отстранённость от политики в немалой степени обусловлена высоким уровнем доверия к президенту Путину.
Граждане полагают, что в случае возникновения проблем (как внешних, так и внутренних) он их немедленно разглядит, даст нужные указания и даже лично придёт на помощь. Что же касается «свинцовых мерзостей» нашей жизни, то в них виноваты «неправильные реформы»Ельцина и Гайдара , олигархи, чиновники и плохие силовики.
Но и на них можно найти управу: достаточно достучаться до В. Путина, послать ему правильное письмо или ухитриться задать вопрос во время «встречи с народом».
Всё это очень напоминает отношение народа и власти в дореволюционной России. Народ верил в чудо, молился на двуглавого орла и начинал поругивать власть (да и то, как правило, местную), лишь когда у телеги отвалилось колесо или бричка опрокинулась в канаву. Такой сугубо русский стиль общения народа и власти в значительной мере воспроизводится и сейчас. «Гармонию» время от времени нарушает даже не рост цен, не новые налоги и не разбитые дороги, а неразворотливость, а нередко и вопиющая глупость чиновников. Возьмём последние примеры гонений на сферу Интернета, заметно повысившие градус недовольства бизнеса и молодёжи. Поводы для недовольства (даже среди самых лояльных групп населения) генерирует и ненасытность элиты, постоянно повышающей своё довольствие.
Популярные темы анализов
- Сочинение Природа весной 2, 4, 5, 6 класс
Образ матери навсегда отпечатывается в детской памяти. Он является самым родным и незаменим. При упоминании мамы первым в мыслях всегда всплывает доброта, тепло и уют. Именно это и делает ее красивой и незаменимой.
- Анализ стихотворения Некрасова Проводы
В 1848 – 1855 года император Николай I, впечатленный революционными событиями, произошедшими во Франции, устроил тотальную цензуру в отношении журналистов и литераторов. Для Н. А. Некрасова, в то время руководившего журналом «Современник»,
- Анализ стихотворения Есенина Зима
Точно неизвестно, когда Есенин написал стихотворение «Зима». Предположительно оно было создано ещё тогда, когда будущий великий поэт посещал школу. Увы, там не нашлось ни одного преподавателя, который разглядел бы в мальчишке
- Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 10 класс
Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных
- Анализ стихотворения Блока О доблестях, о подвигах, о славе
Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе» относится к любовной лирике. Оно пронизано душевными переживаниями по поводу разлуки с любимой женщиной.
Жанр, размер, направление
Анализируемое произведение написано в жанре марша. Как известно, он представляет собой лироэпический жанр гражданской поэзии, который распространился в отечественной литературе в советский период. Именно Маяковский является основоположником маршевой формы стихотворения.
Можно заметить, что произведение «Левый марш» создано акцентным стихом. Особую выразительность и торжественность произведению придаёт перекрестная рифма.
Течение, в рамках которого работал Владимир Маяковский, называется «футуризм». Оно характеризуется такими чертами, как новаторство, мотивы бунта и протеста, широкое употребление неологизмов и окказионализмов, политическая и гражданская проблематика, экспериментальная форма, идеализация городской среды и прогресса.
Анализ стихотворения «Наш марш» Маяковского
Произведение Владимира Владимировича Маяковского «Наш марш» было впервые напечатано в «Газете футуристов» уже в 1918 году.
Стихотворение написано в ноябре 1917 года. Его автору в эту пору исполнилось 24 года, весной он участвовал в аресте генерала П. Секретева, в чьей автомобильной школе недавно отучился, даже возглавил ее ненадолго; стал сотрудником «Новой жизни», дискутировал на собраниях на тему идеологического содержания социалистического искусства. По жанру – марш, гимн, по размеру – акцентный стих с перекрестной рифмовкой, 6 строф. Рифмы закрытые и открытые. Лирический герой – сам поэт, но вещает он от имени всего прогрессивного человечества. Это первая, еще несколько сумбурная, реакция на большевицкую революцию. Интонация опьяненная, горделивая. Начинается произведение с глагольного требования: бейте! Нарочитая инверсия создает гипнотизирующий ритм: дней бык пег. Здесь уже содержание побеждается формой, звучанием слов. «Мы», «наше» — главные местоимения стихотворения. «Второго потопа»: первый, библейский, уничтожил нечестивое человечество. В. Маяковский сравнивает революцию с этим событием. «Перемоем города»: их займут люди новой формации. Бык и арба: черты прошлого, стабильного, сонного. «Бог бег»: молодой поэт видит единый порыв, сметающий все на своем пути. «Сердце барабан»: не из плоти и крови, а механизм, инструмент. В 3 строфе несколько вопросов, эффект от которых усилен нарушенным порядком слов. Поэт призывает слушать музыку революции, ее песни и голоса. В следующем четверостишии герой обращается к радуге с просьбой одолжить дуг для «быстролетных коней». В 5 строфе герой зовет читателей в свидетели: видите, скушно небу! Просторечная форма слова «скучно» только подчеркивает вольное обращение поэта с небом. Он пренебрежительно махнул на небо рукой: без него песни вьем. Дальше он, должно быть, во всю глотку кричит Большой Медведице: эй! С этим междометьем соседствует ультиматум: на небо нас взяли живьем. То ли герой собрался и там навести порядок, то ли в иносказательной форме декларирует высшую правду совершающихся в России событий. Пей, пой: два неразрывных понятия. Ноябрь оборотился весной. Барабан в груди бьет и зовет в поход. Впрочем, грудь теперь «медь литавр», устрашающая противника, оглушающая всякого, кто хотел остаться в стороне, не участвовать. Обилие метафор: лет арба, пули оса, дно дням, в жилах весна. Эпитеты: гордых, быстролетным. Повелительное наклонение: дай, ляг, требуй. Аллитерация в названии стиха.
«Наш марш» В. Маяковского – первые впечатления поэта о событиях 1917 года, заявка на ожидание грандиозных перемен.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Левый марш.История создания – стихотворение написано в 1918 г. для поддержки матросов в Гражданской войне.
Тема стихотворения – призыв к борьбе за завоевания пролетариата.
Композиция – Произведение являет собой монолог–обращение лирического героя к солдатам. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор постепенно нанизывает аргументы, чтобы подбодрить защитников. Текст разделен на строфы.
Жанр – марш.
Стихотворный размер – написано акцентным стихом, перекрёстная рифмовка .
Метафоры – «пусть, оскалясь короной, вздымается британский лев», «стальной изливаются левой», «крепи у мира на горле пролетариата пальцы», «флагами небо оклеивай».
Эпитеты – «словесная кляуза», «солнечный край».
Олицетворение – «ваше слово, товарищ маузер».
Анализ стихотворения Маяковского «Левый марш»
Одной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже после того, как в стране произошла смена власти, война не закончилась. Вплоть до 1919 года войска Антанты пытались завоевать Россию, считая, что для этого настал весьма удобный момент – страна, разрываемая внутренними распрями, ослабла настолько, что уже не могла дать достойного отпора врагам. Идет 1918 год, один из самых сложных в жизни нового советского государства. Правительство во главе с Лениным не признает ни одна страна, поэтому о заключении мирного соглашения пока не может быть и речи. Остается одно – воевать и с оружием в руках отстаивать независимость России. Именно в эти дни Маяковский пишет свое знаменитое стихотворение «Левый марш», призванное укрепить боевой дух разношерстной и разбегающейся по домам русской армии.
Рассказывая об истории создания этого произведения, поэт признался, что оно было написано буквально за полчаса, пока автор ехал в пролетке на встречу с питерскими матросами. Отсюда и столь необычная поэтическая форма, и постоянно повторяющийся рефрен: «Левой! Левой! Левой!». Маяковскому нужно было укрепить боевой дух солдат, которые устали от войны и надеялись на то, что после революции она закончится. После победы пролетариата никто не хотел воевать, так как солдаты и матросы, набираемые в царскую армию из простых крестьян, мечтали вернуться домой и получить обещанную землю. Убедить их в необходимости вернуться на фронт как раз таки и являлось задачей поэта.
Сегодня трудно судить о том, насколько успешно Маяковский с ней справился. Однако стихотворение «Левый марш» является ярким примером агитационной поэзии того времени
. Каждая строчка произведения – это призыв к действию, и автор напрямую заявляет о том, что пришло время принимать решительные меры. «Ваше слово, товарищ маузер», — заявляет Маяковский, намекая на то, что пустой болтовней невозможно разбить врагов, и утверждая при этом, что «коммуне не быть покоренной». Автор призывает армию «печатать шаг», чтобы как можно скорее закрепить «у мира на горле пролетариата пальцы». И в этом призыве нет кровожадности либо фанатизма, так как на кон поставлена только что обретенная свобода страны, которую поэт искренне считает самой лучшей и справедливой.
При этом Маяковский понимает, что воевать придется не только с внешними, но с внутренними врагами. Поэтому в стихотворении он саркастически вопрошает: «Кто там шагает правой?», указывая на многочисленные политические течения, выступающие против революции
. Поэт убежден, что разногласия среди солдат и моряков в этот непростой период могут оказаться даже более опасными, чем всевозможные происки Антанты. И оказывается прав, так как после окончания Первой мировой войны в России еще несколько лет продолжается война гражданская.
Конечно, в 1918 году Маяковский все еще идеализирует революцию, хотя и понимает, что она превращается в кровавую бойню
. Однако автор убежден, что человеческие жертвы – это неизбежная дань, которую следует уплатить ради того, чтобы дать жизнь другим людям, свободную и счастливую. На самом же деле революции с ее благими намерениями и вполне здравыми идеями суждено будет превратиться в фарс и отбросить Россию в экономическом развитии примерно на век назад. Но до столь печальных последствий переворота Маяковскому не суждено будет дожить, и он до самого последнего дня будет верить в торжество социалистической справедливости.
Норма фробениуса матрицы
Три эффективных способа самовнушения
Запахи протеста
Понимая, что политические формы протеста вызывают всё более жёсткую реакцию верхов, население ищет и в последнее время находит новые формы уличной политики. Люди не рискуют кричать «хватит» или «долой», а выдвигают очень конкретные требования из сферы материальных и бытовых интересов. Из политики протесты уходят в ту сферу, где властям крайне трудно обвинять людей в противозаконных действиях или в отсутствии патриотизма. Если дальнобойщики протестуют против высоких цен за проезд по дорогам; если фермеры, у которых местные земельные толстосумы отбирают наделы, идут маршем на Москву; если жители перекрывают дороги на подъездах к вонючим свалкам; если родственники жертв требуют наказания виновных; если врачи протестуют против «оптимизации» системы здравоохранения, то против них очень трудно направлять ОМОН. Ведь населению в течение многих десятилетий внушали, что у нас права трудящихся превыше всего. И эта формула, несмотря на смену политической формации, крепко сидит в умах людей. Да и времена настали совсем другие. Сегодня едва ли кто решится посылать на разгон протестующих рабочих войска и танки, как это сделал в 1962 г. Н. Хрущёв
в Новочеркасске. Тогда рабочие электровозостроительного завода взбунтовались в связи с повышением норм выработки и резким вздорожанием мяса. Правду о том расстреле страна узнала лишь с началом перестройки.
В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема борьбы с врагом. В центре произведения лирический герой, который обращается к солдатам. Мужчина призывает военных оставить пустые разговоры и приступить к действиям. Он считает, что в этой борьбе слово можно давать только «товарищу маузеру».
Только он может изменить ход истории.
В следующих строфах лирический герой говорит о врагах. Он понимает, что те настроены серьезно, однако твердит, что Россия непобедима. Главное, по его мнению, не оглядываться на прошлые события: «В старое станем ли пялиться?». Уверенность в победе возрастает с каждой строкой. В последних стихах лирический герой призывает оклеивать небо флагами. Ситуация в стране не может не вызывать у него иронического замечания: «Кто там шагает правой?». Эта деталь намекает на то, что внутри страны своя битва.
В стихотворении реализуется идея о том, что даже в самые трудные минуты нельзя оставлять Родину без защиты, тем более, когда на нее точит зубы враг».