Марина цветаева. душа, не знающая меры (софия гольдберг)

Но я живу не видя дня. текст песни король и шут — ноги тащат по земле. анализ стихотворения цветаевой «не думаю, не жалуюсь, не спорю…»

Поэтический ответ Тарковскому

Через некоторое время, снова в доме Нины Яковлевой Тарковский читает Цветаевой своё стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Эти строки чем-то обидели поэтессу, и она отвечает на них своими, среди которых есть:

Цветаева видит себя седьмой лишней. Скорее всего, не только стихотворение Арсения стало причиной ответа, возможно, что-то случилось такое, что строки Арсения стали детонатором. Четверостишие:

Цветаева буквально бросает в лицо Арсению, как бы крича – а я?

Марина не долго в стихотворении жалуется на забывчивость хозяина, и сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его.

Дом был разбужен ненадолго, скоро отношения с Тарковским перетекли из близких в отдалённые и Цветаева снова потеряла лучик надежды. Сложно сказать до какого уровня развились отношения Марины и Арсения, но факт – это была последняя любовь поэтессы. Далее продолжилась череда неудач, непризнания и депрессии. Конец весны и лето 1941 тяжелы для Цветаевой, в эти дни она пишет в дневнике:

Стихи не пишутся, жить негде, денег нет, а над головой висит ужас небытия.

Стихотворение закрывает поэтическую страницу великой русской поэтессы Марины Цветаевой, не получившей при жизни и части заслуженных оваций. Марина Ивановна всю жизнь искала любви, но находила лишь её отблески, она всю жизнь жила стихами, но воздать им должное получилось только далеко после самоубийства поэтессы.

Марина Цветаева — Молитва: Стих

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

За всех страдать под звук органа

и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Люблю и крест, и шелк, и каски,

Моя душа мгновений след…

Анализ стихотворения «Молитва» Цветаевой

М. Цветаева оставила очень яркий след в русской поэзии. Начав писать стихи еще в раннем детстве, она быстро добилась больших успехов. Рано раскрывшийся талант поэтессы привел к тому, что Цветаева отдалилась от реальной жизни, полностью погрузившись в поэзию. В дальнейшем это сыграло роковую роль в ее судьбе, обрекло на непонимание окружающих и мучительный поиск своего места в жизни. В возрасте 17-лет Цветаева написала стихотворение «Молитва», которое поразило близких ей людей.

Молодая талантливая девушка, перед которой открыта вся жизнь, обращается к Богу с очень странной просьбой: «О, дай мне умереть». Правда, лирическая героиня сразу же оговаривается: «…покуда вся жизнь как книга для меня». В этой существенной оговорке можно увидеть страх перед неизвестным будущим. Хотя на самом деле все намного сложнее.

У Цветаевой было очень счастливое детство, за которое она безмерно благодарна Богу. Вступая во взрослую жизнь, она понимает, что ее дальнейший путь будет зависеть только от нее самой. Находясь под волшебным влиянием литературы, Цветаева не может представить себе серое повседневное существование. Ее душа стремится к максимально полному познанию окружающего мира («я сразу жажду всех дорог»). Поэтесса приводит лишь самые яркие варианты возможного развития событий. Ей хочется «идти под песни на разбой», «амазонкой мчатся в бой». Главное ее желание — «чтоб был безумьем каждый день».

Эти мечты уже сталкиваются с суровой реальностью. Душа Цветаевой стремится к осуществлению волшебных грез, а холодный рассудок перечеркивает все надежды. Поэтесса понимает, что настоящая жизнь очень далека от сказочных представлений. Многие талантливые личности обладают некоторым даром предвидения. Возможно, Цветаева уже в юности предчувствовала, что ее ждет невероятно тяжелая судьба. Находясь на жизненном перепутье, в период расцвета духовных и физических сил, она предпочитает поставить жирную точку, нежели дожидаться упадка и наступления настоящих страданий.

Прося у Бога смерти в семнадцать лет, Цветаева идет против его воли. Каждый должен нести свой крест до конца, каких бы усилий это не стоило. Юношеский максимализм поэтессы отчасти оправдывает ее странную просьбу. Учитывая же дальнейшую судьбу Цветаевой, нельзя не согласиться, что, возможно, удовлетворение ее просьбы было бы лучшим вариантом. Поэтесса не смогла найти выхода из мучивших ее противоречий и, так или иначе, закончила жизнь самоубийством, что является одним из самых страшных человеческих грехов.

ТОП-20 стихов

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта | Контакты

Все анализы стихотворений, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений – запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Анализ стихотворения Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…»

«Не думаю…» – произведение, адресованное Петру Эфрону, родному брату мужа Цветаевой. Произведение датировано тринадцатым июлем 1914 года. Посвящено оно тяжело больному, умирающему человеку. Когда Марина Ивановна писала стихотворение, Петр лежал в больнице с туберкулезом. Поэтесса регулярно навещала его. По мнению ряда исследователей, до того, как Эфрон слег, Цветаева не испытывала к нему сильных чувств. Любовь в ней зародилась только перед самой смертью Петра. Сложившаяся ситуация сильно угнетала супруга Марины Ивановны, Сергея Эфрона. Он даже решился идти добровольцем на Первую мировую войну. Конфликт разрешила сама судьба. В конце июля 1914 года Петр скончался. Цветаева посвятила ему несколько стихотворений, среди которых «При жизни Вы его любили…», «Осыпались листья над Вашей могилой…», «Милый друг, ушедший дальше, чем за море!..».

Стихотворение «Не думаю, не жалуюсь, не спорю…» проникнуто пессимизмом, депрессивными настроениями. Лирическую героиню в жизни ничего не радует, ей ничего не хочется. Она лишена чувств, потерялась во времени и пространстве. В последних строках появляется сразу несколько ярких образов, характеризующих ее, – маленький плясун на, кажется, надрезанном канате; тень от чьей-то тени; лунатик двух темных лун. Особенно загадочен последний образ. Некоторые литературоведы считают, что под двумя темными лунами Цветаева имела в виду глаза любимого человека. Также есть версия, что они символизируют метание поэтессы между двумя мужчинами, двумя родными братьями – Сергеем и Петром.

Впоследствии Цветаева сильно переделала стихотворение. Вместо мотива депрессивного состояния в нем появилась тема войны. Новый вариант получил название «Война, война! – Кажденья у киотов…». Существуют сведения, говорящие о том, что переделку от оригинала отделяют всего несколько дней. От старого стихотворения Цветаева оставила только последнее четверостишие. При этом канат в нем превратился из надрезанного в надтреснутый. Дописано также было немного – одна строфа. В ней Марина Ивановна довольно кратко высказала свое отношение к войне:
Но нету дела мне до царских счетов,
Народных ссор.

В стихотворении «Война, война! – Кажденья у киотов…» нашлось место упоминанию о Петре Эфроне. Фактически Цветаева провозгласила, что ее совершенно не волнуют мировые катастрофы, гораздо важнее – умирающий возлюбленный.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Марина и Арсений

Первая встреча Арсения и Марины Ивановны прошла в доме Нины Яковлевой, бывшей тогда переводчицей. По воспоминаниям хозяйки в глазах у пары при встрече читалась любовь. Они не отрываясь смотрели в глаза друг другу и не могли наговориться. Для любви сложись все отношения и со стороны поэтессы, и со стороны Тарковского. Он боготворит Цветаеву, она иссушилась без любви. Он молод и привлекателен, она является одной из икон русской поэзии, пусть и прошла мимо неё ласка властей.

Самое печальное то, что в 1940 году Цветаева не видит в жизни смысла – нет постоянного угла, стихи не печатают, дочь и муж на Лубянке и злопыхатели пророчат там место и Марине Ивановне. Встреча с Тарковским стала отдушиной для Цветаевой, у неё появилась вера и надежда, что в жизни ещё не всё кончено.

ДУША.

Выше! Выше! Лови — лётчицу! Не спросившись лозы — отческой Нереидою по — лощется, Нереидою в ла — зурь!

Лира! Лира! Хвалынь — синяя! Полыхание крыл — в скинии! Над мотыгами — и — спинами Полыхание двух бурь!

Муза! Муза! Да как — смеешь ты? Только узел фаты — веющей! Или ветер страниц — шелестом О страницы — и смыв, взмыл…

И покамест — счета — кипами, И покамест — сердца — хрипами, Закипание — до — кипени Двух вспененных — крепись — крыл.

Так, над вашей игрой — крупною, (Между трупами — и — куклами!) Не́ общупана, не́ куплена, Полыхая и пля — ша —

Шестикрылая, ра — душная, Между мнимыми — ниц! — сущая, Не задушена вашими тушами Ду — ша!

Одним из главных героев творчества Марины Цветаевой всегда являлась душа. Зачастую «душа» у Цветаевой – это именно душа поэта, женщины поэта, мужественной женщины. «Душе» в цветаевском понимании всегда присуще своеволие, буйство, безудержный разгул.

В основе стихотворения «Душа» — вечная цветаевская антитеза бытия и быта, воспринимаемая почти физически, явно ощутимая – антитеза души, полета, крыл, серда, кипения и – трупов, кукол, счетов, всего ненавистного поэту.

Для того чтобы показать противостояние быта и души, Цветаева использует стилистическую антитезу: поэтическая лексика, связанная с миром души, противопоставляется нарочито разговорной, даже просторечной: лира, нереиды, Муза \ туши, игра, трупы.

«Душа» Цветаевой – летчица, материя воздушная, свободная. Она стремится «Выше! Выше!»,

улетает «без спросу », она бунтарка. Но полощется в лазури душа не птицей, а нереидою. Нереиды – дочери морского божества. То есть поэтическая душа вмещает в себя и небо, и морскую стихию, которое в стихотворение введено ассоциативно – через образ нереиды и лазурный цвет (в поэтической традиции – цвет моря и неба). Поэтическая душа – как Муза – неуловимая, легкая, воздушная – «и смыв, взмыл». Она остается выше «игр», ее нельзя купить, она полыхающая, горящая и пляшущая.

«Душу» стихотворений Цветаевой можно соотнести с «Мировой Душой», «Вечной женственностью», которая явно противостоит быту и повседневности, взмывается над миром. Однако цветаевская «душа» — гораздо реалистичней и действенней. Она сопротивляется, она живет, возвышается над мотыгами, трупами, куклами.

«Душа» возносится над бытом, над «куклами» и «трупами», над «мотыгами и спинами», над «счетами кипами» поднимается на небесную, почти святую высоту («Полыхание крыл — в скинии

!»: «скиния» – храм). Ассоциативно перед нами появляется также образ Серафима («Шестикрылая» ) — ангела, особо приближённого к престолу Бога и Его прославляющего. Рождается ассоциация с пушкинским пророческим Серафимом.

«Я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!». Цветаева рвет свои стихотворения – сразу бросается в глаза обилие тире, призванных лишать стих плавности, насыщенность текста восклицательными знаками, задающими стихотворению предельную напряженность звучания. Поставленные Цветаевой ударения акцентируют формально служебные, но мире поэзии обладающие значимостью слова «и», «не».

Эмоциональное напряжение достигается и графическими средствами – выделением слов с помощью знаков препинания. Цветаева расставляет акценты в стихотворении, разрывая слова с помощью тире, позволяя увидеть сквозь привычную форму слова дополнительные смыслы (ра — душная

).

«Если душа родилась крылатой» (По лирике М. И. Цветаевой.)

Марина Ивановна Цветаева — большой, сильный и смелый талант. Стихи начала писать рано, с шести лет, печататься — с шестнадцати. Уже в юношеских стихах Цветаевой проявляется ее индивидуальность, свой стиль и слог. В ранних стихах Марины Ивановны господствует песенное начало, звонкость и полная свобода поэтического дыхания. Как правая и левая рука — Твоя душа моей душе близка. Мы смежены, блаженно и тепло, Как правое и левое крыло. Но вихрь встает — и бездна пролегла От правого — до левого крыла! Мятежность и неуступчивость, желание все проверить самой отличают ее первые стихи. Цветаевой интересны истоки этой непокорности. Она хочет понять и осознать прежде всего себя, свое место в этом прекрасном разноголосом и многоцветном мире. У первой бабки — четыре сына, Четыре сына — одна лучина. А у другой — по иному трахту! — У той тоскует в ногах вся шляхта. Обеим бабкам я вышла — внучка: Чернорабочий — и белоручка! В центре этого многокрасочного и многозвучного мира стоит столь же резко выявленный в своих национальных чертах образ лирической героини, от лица которой написаны все стихи,- женщины с «гордым видом» и «бродячим нравом», носительницы «страстной судьбы», которой «все нипочем», которая не знает удержу ни в страсти, ни в отчаянии, ни в любви, ни в ненависти, а во всем жаждет только «безмерности». Другие — с очами и с личиком светлым, А я по ночам беседую с ветром Не с тем — италийским Зефиром младым, — С хорошим, с широким, Российским, сквозным. Стихия своевольства, душевного бунтарства, «безмерности» — вот та эмоциональная среда, вне которой нельзя понять ни поэзию Цветаевой, ни самого поэта. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности и, хотя хорошо знала себе цену как поэту, ровным счетом ничего не сделала для того, чтобы как-то наладить и обеспечить свою литературную судьбу. И при всем том она была очень жизнестойким человеком, жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто — непомерные. Писала я на аспидной доске, И на листочках вееров поблеклых, И на речном, и на морском песке. Коньками по льду и кольцом на стеклах, И на стволах, которым сотни зим, И, наконец — чтоб было всем известно! — Что ты любим! любим! любим! — любим! — Расписывалась — радугой небесной. Жизнелюбие Марины Цветаевой воплощалось прежде всего в любви к России и к русской речи. Но как раз при встрече с Родиной поэта настигла жестокая и непоправимая беда. Ты! Сей руки своей лишусь, — Хоть двух! Губами подпишусь На плахе: распрь моих земля — Гордыня, Родина моя! Первые четыре года после Октября Цветаева прожила в Москве. Писала много, но печатали мало, и знали ее лишь в узком кругу завзятых любителей поэзии. Вчера еще в глаза глядел, А нынче — все косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел, — Все жаворонки нынче — вороны!. Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О вопль женщин всех времен: «Мой милый, что тебе я сделала?!» Само — что дерево трясти! — В срок яблоко спадает спелое. — За все, за все меня прости, Мой милый,- что тебе я сделала?! В 1922 году ей разрешено было выехать к мужу за границу. Жили в Берлине, Праге, Париже. Вскоре к Цветаевой приходит осознание того, что за «белым движением» не стоит ни исторической, ни человеческой правды, а белоэмигрантская среда с ее мышиной возней и яростной грызней оказалась ей более чуждой и враждебной, чем Советская Россия. До Эйфелевой — рукой Подать! Подавай и лезь. Но каждый из нас — такое Зрел, зрит, говорю, и днесь. Что скушным и некрасивым Нам кажется ваш. Париж. «Россия моя, Россия, Зачем так ярко горишь?» В жестоких лишениях и полном одиночестве Цветаева продолжала мужественно работать — писала не только замечательные лирические стихи, но и поэмы, стихотворные драмы, прозу. Поэзия зрелой Цветаевой монументальна, мужественна и трагична

Она думала и писала только о большом, важном; искала и прокладывала в поэзии новые пути. Стих ее со временем отвердевает, теряет прежнюю летучесть

Читать ее стихи между делом нельзя. Она поэт сложный, требует от читателя встречной работы мысли. Наша совесть — не ваша совесть! Полно! — Вольно! — о всем забыв. Дети, сами пишите повесть Дней своих и страстей своих. В 1939 году Цветаева возвращается в Россию, но жизнь не становится легче; одиночество, тоска, война сломили Марину Ивановну, она добровольно ушла из жизни. Тоска по Родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой. Прошли годы — и поэзия Цветаевой дошла до читателей. Лучшему из того, что написала она, «настал черед» — потому что настоящее в искусстве не теряется и не умирает.

Молитва

Текст стихотворения Цветаевой “Молитва”, которое проходят на уроке литературы в 9 классе, пропитан юношеским максимализмом. Страстная душа лирической героини полна жизни и жажды познания. Она видит себя и мчащейся в бой амазонкой, и талантливым педагогом, и звездочетом, и лихой атаманшей, идущей “под песни на разбой”. Одновременно автор словно предчувствует, что жизненный путь, определенный посланным ей свыше даром, будет трагическим. С детской непосредственностью обращаясь к Богу, она молит его о смерти. Но не о физической кончине просит лирическая героиня. На тот момент еще православная христианка, она мечтает о смерти ветхого в себе человека и о рождении во Христе.

Скачать произведение полностью или учить в режиме онлайн можно на сайте.

Еще песни Марина Цветаева

    • слушать Марина Цветаева — Моим стихам, написанным так рано… (читает Алиса Фрейндлих)
    • скачать Марина Цветаева — Моим стихам, написанным так рано… (читает Алиса Фрейндлих)

    Марина Цветаева — Моим стихам, написанным так рано… (читает Алиса Фрейндлих)

    • слушать Марина Цветаева — Уж сколько их упало в эту бездну… (читает Алиса Фрейндлих)
    • скачать Марина Цветаева — Уж сколько их упало в эту бездну… (читает Алиса Фрейндлих)

    Марина Цветаева — Уж сколько их упало в эту бездну… (читает Алиса Фрейндлих)

    • слушать Марина Цветаева — Вот опять окно (Алиса Фрейндлих)
    • скачать Марина Цветаева — Вот опять окно (Алиса Фрейндлих)

    Марина Цветаева — Вот опять окно (Алиса Фрейндлих)

    • слушать Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной.
    • скачать Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной.

    Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной.

    • слушать Марина Цветаева — Имя твоё (надо ж как, совпало ПЯТЬ букв, R B)
    • скачать Марина Цветаева — Имя твоё (надо ж как, совпало ПЯТЬ букв, R B)

    Марина Цветаева — Имя твоё (надо ж как, совпало ПЯТЬ букв, R B)

    • слушать Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами
    • скачать Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами

    Марина Цветаева — Мне нравится, что вы больны не мной, мне нравится, что я больна не вами

    • слушать Марина Цветаева — Вот опять окно, где опять не спят… (читает Светлана Крючкова)
    • скачать Марина Цветаева — Вот опять окно, где опять не спят… (читает Светлана Крючкова)

    Марина Цветаева — Вот опять окно, где опять не спят… (читает Светлана Крючкова)

    • слушать Марина Цветаева — Мне нравиться,что вы больны не мной
    • скачать Марина Цветаева — Мне нравиться,что вы больны не мной

    Марина Цветаева — Мне нравиться,что вы больны не мной

    • слушать Марина Цветаева — Под лаской плюшевого пледа (Жестокий романс)
    • скачать Марина Цветаева — Под лаской плюшевого пледа (Жестокий романс)

    Марина Цветаева — Под лаской плюшевого пледа (Жестокий романс)

    • слушать Марина Цветаева — Повесть о Сонечке. Потому что любовь любовью, а справедливость справедливостью. Он не виноват, что о
    • скачать Марина Цветаева — Повесть о Сонечке. Потому что любовь любовью, а справедливость справедливостью. Он не виноват, что о

    Марина Цветаева — Повесть о Сонечке. Потому что любовь любовью, а справедливость справедливостью. Он не виноват, что о

    • слушать Марина Цветаева — Асе («Мы быстры и наготове») – (Читает Наталья Гвелесиани)
    • скачать Марина Цветаева — Асе («Мы быстры и наготове») – (Читает Наталья Гвелесиани)

    Марина Цветаева — Асе («Мы быстры и наготове») – (Читает Наталья Гвелесиани)

    • слушать Марина Цветаева — Сини подмосковные холмы
    • скачать Марина Цветаева — Сини подмосковные холмы

    Марина Цветаева — Сини подмосковные холмы

    • слушать Марина Цветаева — Анне Ахматовой
    • скачать Марина Цветаева — Анне Ахматовой

    Марина Цветаева — Анне Ахматовой

    • слушать Марина Цветаева — О поэте не подумал…
    • скачать Марина Цветаева — О поэте не подумал…

    Марина Цветаева — О поэте не подумал…

    • слушать Марина Цветаева — Легкомыслие — милый грех
    • скачать Марина Цветаева — Легкомыслие — милый грех

    Марина Цветаева — Легкомыслие — милый грех

Молитва цветаевой читать

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: