Помещики кому на руси жить хорошо. cочинение «образы помещиков в поэме «кому на руси жить хорошо

Образы помещиков в поэме некрасова «кому на руси жить хорошо»

Собакевич – «Своего не упустит»

Ещё один персонаж книги — Собакевич. Как и Коробочка, Собакевич предпочитает не грезить, подобно Манилову, и не вести развязный образ жизни, подобно Ноздрёву, а заниматься хозяйством. Узнав его поближе, Чичиков понял, что Собакевич на самом деле является хитрюгой, пройдохой и хитрым пронырой, душу которого существующий крепостной режим прочно ожесточил и омертвил.

Собакевич — человек ограниченный, лишённый как амбиций, так и каких-либо духовных побуждений. Все его интересы сводятся к набиванию карманов и обильной еде. Даже сама мебель в доме помещика, как подметил Гоголь, призвана олицетворять своего хозяина — несуразная и чересчур громоздкая, совершенно лишённая эстетизма и красоты.

Образ Коробочки – «Деньги как высший смысл»

Далее речь идёт о Коробочке, небольшой помещице, которая только и делала, что вечно жаловалась на свои беды — неурожай и убытки. Но это вовсе не мешало предприимчивой старушке периодически потихоньку откладывать некую сумму в заветную заначку, устроенную в ящиках старинного комода.

Коробочка, в отличие от Манилова, не витает в облаках и не строит грандиозных планов. Вся её жизнь закручена вокруг ведения хозяйства и торговли. И крепостные для неё — это не больше, нежели обычный товар, который можно как приобрести, так и выгодно продать. Поэтому перспектива получить копеечку за уже умерших крестьян пришлась ей весьма по душе. Глядя на суету Коробочки, Чичиков мысленно прозвал её «дубинноголовой», что как нельзя лучше охарактеризовало психологию героини, являющую собой образ стандартной представительницы дворянского общества, проживающего в сельской местности.

Подробное описание образа Коробочки смотрите ТУТ

Образ помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

В этом монументальном произведении поэт стремился как можно полнее показать основные черты современной ему российской действительности и раскрыть глубокие противоречия между интересами народа и эксплуататорской сущностью господствующих сословий, и прежде всего поместного дворянства, которое в 20—70 годах ХIХ века уже окончательно изжило себя как передовой класс и стало препятствовать дальнейшему развитию страны.

В споре мужиков о том, «кому живется весело, вольготно на Руси», первым претендентом на право называть себя счастливым был объявлен помещик. Однако Некрасов значительно расширил сюжетные рамки, предначертанные завязкой произведения, вследствие чего образ помещика появляется в поэме лишь в пятой главе, которая так и называется — «Помещик».

Впервые помещик предстает перед читателем таким, каким его увидели крестьяне: «Какой-то барин кругленький, усатенький, пузатенький, с сигаркою во рту». С помощью уменьшительных форм Некрасов передает снисходительное, презрительное отношение мужиков к бывшему владельцу живых душ.

Следующее за этим авторское описание внешности помещика Оболт-Оболдуева (Некрасов использует прием значений фамилии) и его собственный рассказ о своем «благородном» происхождении еще более усиливает иронический тон повествования.

В основе сатирического образа Оболдуева лежит разительный контраст между значительностью жизни, благородством, ученостью и патриотизмом, которые он с «достоинством» приписывает себе, и действительной ничтожностью существования, крайним невежеством, пустотой помыслов, низостью чувств.

Печалясь о милом его сердцу дореформенном времени, со «всякой роскошью», бесконечными праздниками, охотой и пьяным разгулом, Оболт-Оболдуев становится нелепую позу сына отечества, отца крестьянства, радеющего о будущем России. Но вспомним его признание: «Сорил казну народную».

Восторженный рассказ Оболт-Оболдуева о помещичьей жизни при крепостном праве воспринимается читателем как неосознанное саморазоблачение ничтожества и бессмысленности существования бывших крепостников.

Мы напишем — Помещики и люди холопского звания в поэме Н. А. Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Подсказки школьнику

В поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасов выступил гневным обличителем общественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Помещики представлены в поэме глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия. Сатирически изобразил Некрасов паразитическую жизнь помещиков до реформы, когда дышала грудь помещичья свободно и легко.

Барин, владевший крещеной собственностью, был полновластным царьком в своей вотчине, где все ему покорствовало.

Ни в ком противоречия,

Кого хочу помилую,

Кого хочу казню, вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-дуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола иной и не могла быть жизнь помещиков, их мораль и взгляды:

Закон мое желание!

Кулак моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорот!..

Отмена крепостного права ударила одним концом по барину, другим по мужику. К новым условиям жизни барин приспособиться не может и не желает, неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как по кирпичику разбираются господские дома.

Отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин Последыш.

Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина. Этот барин весь век чудил, дурил. Жестоким деспотом-крепостником остается он и после 1861 года.

Совершенно не зная жизни крестьян, Последыш отдает нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло! Мужики хохотом встречают этот приказ, так как той вдове под семьдесят, а жениху шесть лет! Глухонемого дурака Последыш назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы Последыша, еще более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, воинскою силою покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фогель. При нем настала каторга корежскому крестьянину до нитки разорил! говорит Савелий.

Мужики и барин непримиримые, вечные враги: Хвали траву в стогу, а барина в гробу. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, вот тот вывод, к которому с железной последовательностью приводит Некрасов читателя поэмы.

Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Таков Яков Верный холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах.

В поэме Некрасов создает образы не только холопов по положению, но и по своей психологии. Таков дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая господские тарелки.

У князя Переметьева

Я был любимый раб,

Жена раба любимая…

Он молится:

Оставь мне, господи,

Болезнь мою почетную,

По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые способны предать за деньги. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение Влас замечает по адресу Егорки:

Ай служба должность подлая!..

Гнусь человек! Не бить его,

Так уж кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ Игнатия о крестьянском грехе следует за легендой Ионушки О двух великих грешниках. Рассказ дается в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательства самый тяжелый:

Все прощает Бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за то тебе вечно маяться!

Некрасов, создавая типы крестьян-холопов, утверждает, что крепостное право калечит, делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц и разбойников, а хуже всего предателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: