Суть
Эпиграфом к рассказу является старая русская поговорка: «У страха глаза велики». Действительно, какие только небылицы ни почудятся человеческому глазу, если сознание объято страхом и невежеством. Даже тогда, когда эта псевдореальность начинает граничить с абсурдом.
Но еще хуже, когда из-за этого страдает ни в чем неповинный человек. Что только ни приписывали Селивану. Народ шарахался от него, словно от прокаженного. Но все домыслы оказались неправдой. Доброе имя героя восторжествовало. Народ получил хороший урок, что не следует, не разобравшись, обвинять человека во всех смертных грехах.
Примечания
Главы: — — — — — — — — — — — — — Примечания — Аудиокнига
Печатается по тексту: Н. С. Лесков, Собрание сочинений, т. 2, СПб., 1889, стр. 6—43 (цикл «Праведники»). Впервые — «Еженедельное новое время», 1879, 20 сентября, № 37—38, 27 сентября, № 39. Перепечатывалось в сборнике рассказов Лескова «Три праведника и один Шерамур», СПб., 1880, стр. 13—58, и изд. 2-е, СПб., 1886, стр. 13—58.
Рассказ был написан в значительной части летом 1879 года в Дубельне (А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 376).
Повесть открывает собою цикл о «русских праведниках» («Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Человек на часах», «Инженеры-бессребреники», «Левша», «Шерамур», «Очарованный странник» и др.), которых Лесков неоднократно, по его собственным словам, встречал в жизни. Лесков указывал своему будущему биографу А. И. Фаресову, что обличительная сторона его творчества «самое слабое… сила моего таланта в положительных типах. Я дал читателю положительные типы русских людей… Эти «Однодумы», «Пигмеи», «Кадетские монастыри», «Инженеры-бессребреники», «На краю света» и «Фигуры» — положительные типы русских людей» (А. И. Фаресов. Против течений, СПб., 1904, стр. 381).
«Однодум», как и некоторые другие рассказы этого цикла, имеют в основе реальные прототипы, и едва ли есть надобность считать, как это делал А. Н. Лесков, что «исток жажды и рвения Лескова» лежит в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголя (XV. «Предметы для лирического поэта в наше время»). См. примечания к изданию: Н. С. Лесков, Избранные сочинения, М., Гослитиздат, 1946, стр. 455.
Прототипом героя настоящей повести является солигаличский квартальный. В воспоминаниях лексикографа Н. П. Макарова читаем: «Во время моей первой отставки в 1834 и 1835 году я жил у моего дяди Мичурина, в его имении в полутора верстах от Солигалича, и хорошо знал чудака Рыжова, этого воплощения высокой честности и бескорыстия и героя рассказа г. Лескова» («Мои семидесятилетние воспоминания… », ч. I, СПб., 1881, стр. 46). «Однодум» встретил более или менее положительный отзыв «Дела» (1880, № 5, стр. 141—146, без подписи), горячее одобрение «Нового времени» (1880, 2 ноября, № 1682, стр. 4, без подписи) и «Исторического вестника» (1880, № 6, стр. 383—385, А. П. Милюков) и отрицательный отзыв <Н. Ф. Баж>ина в «Русском богатстве»: «От «Однодума» веет холодом. Когда всмотришься в Рыжова попристальнее, когда вдумаешься поглубже в его жизнь, то невольно приходишь к тому заключению, что он слишком уже ушел в себя, слишком уж заботится о своей собственной чистоте душевной, т. е., в сущности, о себе… Невольно поднимаются один за другим вопросы: есть ли у его сердце? Дороги ли ему хоть сколько-нибудь окружающие его грешные, заблуждающиеся души?» (1880, № 5, стр. 74).
В первоначальном журнальном тексте рассказу «Однодум» предшествовало общее заглавие: «Русские антики. (Из рассказов о трех праведниках)». После заглавия следовало общее предисловие ко всему циклу. В сборнике «Три праведника и один Шерамур» (1880—1886) это предисловие в оглавлении названо — «От автора к читателю», в собрании сочинений 1889 года в оглавлении оно имеет название «Предисловие». Так как циклы Лескова в настоящем издании не сохранены, воспроизводим его в примечаниях.
Герои и образы
Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».
Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».
Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.
Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь
ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.
Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».
Тем не менее, Рыжов спокоен и счастлив, находит удовольствие «в исполнении своего долга», а «высший духовный комфорт» — в философских рассуждениях о том, как законы духовного мира влияют на судьбы людей и целых народов. Рассуждения свои Рыжов вписывал в синие тетради, которые называл «Однодумом».
Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.
Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.
Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.
Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».
После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.
Тема и проблематика
Тема «Однодума» — противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.
Одна из важнейших проблем повести – лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают православие Рыжова «сомнительным» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался»… этакие люди что юродивые».
Жители Солигалича, например, боятся служить в пешей почте, подозревая в такой службе что-нибудь еретическое.
Социальные проблемы повести Лесков осмысливает сатирически. Смелое заявление о том, что тот, кто читает Библию и живёт по заповедям, не беря мзды – отступник от веры, контрастирует с иным образом жизни всех российских правителей от мала до велика.
Губернатор Ланской просто не верит, что городничий может жить на жалование 10 рублей, утверждая, что «такого человека во всей России нет». Получается, что честно служить в России невозможно, именно умеренное мздоимство – основа государственных устоев.
Лечебная физкультура
Режим физической активности оказывает большое влияние на регулярное освобождение пузыря от накопившейся желчи
Умеренные нагрузки полезны при перегибе желчного, но важно избегать резких движений, длительного нахождения в наклоненном положении тела, прыжков, подъема тяжестей
Цели лечебной физкультуры и гимнастики при перегибе желчного пузыря:
- предупредить застой желчи и образование камней;
- поддерживать моторные функции ЖКТ, необходимую скорость пищеварительных процессов;
- контроль веса, профилактика ожирение;
- поддерживать функциональность гормональной системы и обменных процессов в организме;
- усиливать активность иммунитета, работы нервной системы;
- профилактика депрессии, контроль за стабильностью психоэмоционального состояния человека.
При проблемах с желчным пузырем полезны упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса, но крайне важно постепенно наращивать нагрузку, чтобы не спровоцировать резкий выброс желчи. Не стоит выполнять наклоны и вращательные движения туловищем, так как это может привести к отрыжке и приступу тошноты. Рекомендуются ходьба с высоким подниманием бедер, упражнения с исходным положением лежа на спине, когда нужно поочередно поднимать руки, ноги, имитировать езду на велосипеде
Темп занятий средний, без неоправданных ускорений. Вдыхать нужно носом, а выдыхать — ртом, с определенным усилием и напряжением брюшной стенки. Такой тип дыхания положительно влияет не только на систему желчеоттока, но и на работу сердечной мышцы и сосудов
Рекомендуются ходьба с высоким подниманием бедер, упражнения с исходным положением лежа на спине, когда нужно поочередно поднимать руки, ноги, имитировать езду на велосипеде. Темп занятий средний, без неоправданных ускорений. Вдыхать нужно носом, а выдыхать — ртом, с определенным усилием и напряжением брюшной стенки. Такой тип дыхания положительно влияет не только на систему желчеоттока, но и на работу сердечной мышцы и сосудов.
Примерный комплекс упражнений
- Исходное положение — лежа на животе на полу, пальцы ног упираются в пол. При этом руки в согнутом положении, словно вы собираетесь отжиматься. На медленном выдохе постепенно поднимайте голову, грудь, приподнимаясь на руках и задерживаясь в положении «планка» на 15 секунд. Повторите упражнение 3 раза.
- Исходное положение — лежа на спине, руки находятся по бокам, подложенные под ягодицы. Слегка приподнимая голову, старайтесь подтянуть сложенные вместе и согнутые в коленях ноги к подбородку. Можно выполнять это движение как по прямой линии, так и влево или вправо. Повторите упражнение 7-10 раз.
- Исходное положение — стоя на четвереньках на полу. Приводите поочередно согнутые ноги в коленях к груди. Повторите упражнение 7-10 раз.
- Лежа на боку, держа одну руку за головой, а другую в — вдоль тела, приподнимайте ногу вверх. При этом рукой оказывайте небольшое сопротивление, слегка давите на бедро. Можно использовать гантели по 1-2 кг. Повторите упражнение с каждой ногой 5-7 раз.
Посмотрите комплекс упражнений на видео.
Несколько интересных сочинений
Иван Степанович имеет звание гетмана, проживает на территории Украины. Человек в возрасте, седой. Можно заметить, что произведение автора не только поднимает тему споров и распрей между государствами и их деятелями
Шолохов написал огромное количество разных произведений, но самым интересным является «Илюха». Здесь главным героем является парень по имени Илюша. Больше всего на свете его родители
Тема верности очень актуальна для литературы. Верность в литературных произведениях разбирается в разном контексте. Поднимались темы верности в любовных и дружеских отношениях, верность к отчизне.
В течение своей жизни человек совершенствует свои личностные качества, а также те навыки, которые понадобятся ему на практике. Так происходит его саморазвитие. Это долгий процесс, требующий наличия большого запаса терпения
Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия.
Источник
Герои и образы
Главный герой рассказа – сын приказного (мелкого чиновника) Александр Афанасьевич Рыжов, которого Лесков при знакомстве с читателем называет мелкотравчатым, подчёркивая его социальную незначительность, а потом загадочным чудаком. Простые люди называли его «такой-некий-этакой», а начальство считало «повреждённым от Библии».
Отец Рыжова умер, когда сын его был ещё младенцем. Мать всю жизнь посвятила сыну, зарабатывая печеньем пирогов. Её Лесков характеризует как простую, здравую, трезвомысленную русскую женщину, сильную, отважную, способную «любить горячо и верно».
Мать Рыжова умерла от того, что не смогла больше трудиться – продавать пироги. Рыжов очень любил мать, даже не захотел уезжать из города. Но он жертвует жизнью матери во имя справедливости, подчинившись приказу городничего убрать мать с базара.
Юный Рыжов (Алексашка) учился у мастерицы и у дьяка, а с 14 лет нанялся носить почту между ближайшими городами.Рыжов был плечистый и рослый, «необъятной силы и несокрушимого здоровья». С детства он имел определённые принципы: не хотел даром есть хлеб, уезжать из родного города, чтобы не разлучаться с матерь
ю, питал отвращение к торговле и был склонен к философии. Но самой странной чертой Рыжова было то, что он постоянно читал одну книгу – Библию, знал её наизусть, причём воспринимал её как руководство действию. «Правила, созданные им на библейском грунте», он применял на новой должности квартального, которую получил в возрасте 26 лет.Их всех книг Библии наиболее близок Рыжову был пророк Исайя. Библией Рыжов руководствуется, когда меняет устоявшиеся традиции: днём и ночью следит за порядком, отправляет праздных сторожей работать в огороде городничего, патриархально бьёт свою жену, принявшую от откупщика мешочек соли и насолившую груздей.
Единственным недостатком квартального Рыжова становится неприятие взяток: «Даров не приемлю». Он так объясняет Ланскому свою жизнь на малый доход: «Если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами прожить можно».
Тем не менее, Рыжов спокоен и счастлив, находит удовольствие «в исполнении своего долга», а «высший духовный комфорт» — в философских рассуждениях о том, как законы духовного мира влияют на судьбы людей и целых народов. Рассуждения свои Рыжов вписывал в синие тетради, которые называл «Однодумом».
Рыжов до конца жизни последователен в своих убеждениях. Он служит и квартальным, и городничим в одном и том же уборе, «полосатом тиковом бешмете и кошлатой мужицкой шапке». Перед приездом губернатора он отказывается украшать город, как это было принято.
Рыжов не имеет никакой чиновничьей робости, прямо говорит Ланскому, что не уважает власти, потому что они «ленивы, алчны и пред престолом криводушны». Примечательно, что Рыжов не боится никакого наказания, потому что Бог с ним, а боится Рыжов только Бога.
Лесков считал, что сила его таланта в положительных типах русских людей, которые он дал читателю. Некоторые критики находили Рыжова бессердечным, заботящимся только о себе и не замечающим окружающих.
Сергей Степанович Ланской – на момент происходящих событий губернатор Костромы, человек «сильного ума», который проявился в том, что губернатор не сразу назначал на места изгнанных со службы негодных лиц новых. Вдобавок к «надменной фигуре» Ланской имеет доброе сердце, которое позволяет ему сразу же простить дерзкий поступок Рыжова, который «заинтересовал его не чуждую теплоты душу».
После того как Ланской прислал Рыжову владимирский крест, дарующий дворянство, он, в свою очередь, был назван Рыжовым чудаком.
Несколько интересных сочинений
Иван Степанович имеет звание гетмана, проживает на территории Украины. Человек в возрасте, седой. Можно заметить, что произведение автора не только поднимает тему споров и распрей между государствами и их деятелями
Шолохов написал огромное количество разных произведений, но самым интересным является «Илюха». Здесь главным героем является парень по имени Илюша. Больше всего на свете его родители
Тема верности очень актуальна для литературы. Верность в литературных произведениях разбирается в разном контексте. Поднимались темы верности в любовных и дружеских отношениях, верность к отчизне.
В течение своей жизни человек совершенствует свои личностные качества, а также те навыки, которые понадобятся ему на практике. Так происходит его саморазвитие. Это долгий процесс, требующий наличия большого запаса терпения
Совесть – это чувство, которое ощущает человек при совершении злого поступка. Мы можем ощутить это чувство, когда совершим плохой поступок. Совесть не только стыдит человека за содеянное, она предупреждает и несовершенные злые действия.
Источник
Литературное направление и жанр
Лесков – писатель реалистического направления. В соответствии со своим замыслом описать таких праведников, ради которых Бог сохранит страну (как ради трёх праведников по просьбе Лота Бог был готов сохранить город), Лесков создал произведение, очень похожее по жанру на житие христианских святых.
Даже исследователи творчества Лескова не имеют единого мнения о том, «Однодум» — это повесть или рассказ. Размер произведения мал для повести (около 30 страниц). Но в «Однодуме» описана вся жизнь героя, от рождения до смерти. С другой стороны, как в рассказе, все события готовят читателя к восприятию главного – беседы Однодума с губернатором Ланским.
В пользу повести говорит тот факт, что древнерусские жития назывались повестью, а также простая линейная композиция, развитие характера героя в произведении, неторопливость повествования.
Повесть «Однодум» — сатира на государственную власть. С точки зрения обывателей, вертикаль власти выглядела так: царь – губернатор – городничий – квартальный. Но как же может «четвёртое лицо в государстве» выжить на жалование 2 руб. 87 коп.?
Обзор книги (2008)
Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Его напечатали в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 год.
Эта повесть входила в цикл о русских праведниках. Данному циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к сборнику произведений писатель рассказывает о беседе с умирающим коллегой (подразумевается Писарев), который и вдохновил автора изобразить хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Литератор тот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».
Содержание повести своими словами
Главными героями рассказа являются: Алексей Афанасьевич Рыжов, протопоп, губернатор Сергей Степанович Ланской.
Отец Алексея умер после его рождения в городе Солигаличе, но мать его не сдалась, а старалась прожить за счет своего умения печь пироги. Сына учил дьяк и сначала он подрабатывал записью красивым почерком в храме заупокойных поминаний, а потом устроился разносчиком пешей почты в Чухлому. Здоровья он был богатырского, но когда появилась конная почта, то временно остался без должности, в свободное время прочитав всю Библию, за что народ посчитал его странным, так как Алексей часто проповедовал из Писания, стоя над пустынным болотом. После смерти квартального Рыжов попросился у городничего на его должность. Став на этот чин, он совсем не брал взяток, чем очень сильно изумлял всех чиновников, а городничий по совету протопопа велел Алексею исповедоваться. Не находя у него серьёзных грехов, решено было женить его. В итоге герой женился по выбору на дочери колдуньи, ставшей его рабой и родившей ему сына.
Все свои философские и религиозные мысли Алексей записал в отдельные тетради, называя себя «Однодумом». Должность свою Рыжов выполнял довольно исправно и даже стал уважаемым протопопицей и городничихой, которой он посоветовал взять огородником провинившегося будочника. Исповедовали его ещё перед свадьбой, потому что городничий посчитал Алексея еретиком из-за малых расходов на материнские похороны и отсутствие пирогов на поминках и заказа сорокоуста. Вскоре в Костроме губернатором стала очень «надменная фигура» — Ланской, решивший проехать с проверкой все губернии, в том числе и Солигалич. В итоге многие по его приказу были уволены со службы, в том числе и местный городничий, исполнять обязанности которого стал Рыжов. Все чиновники трепетали перед приездом нового губернатора и стыдились одежды Алексея Афанасьевича. Благодаря протопопу его переодели в полицейскую форму. Рейтузы он сразу же испачкал, сев на окрашенный шлагбаум, чем вызвал всеобщее большее негодование.
Несмотря на всё это, он успешно встретил Сергея Ланского, но увидев, как он без поклона алтарю и людям вошел в церковь, вышел из терпения и сам пригнул спину Ланскому. После этого, расспросив всех чиновников о чудаке Алексее, прочитавшем всю Библию, Ланской вызвал его на приём и был поражен тем, что Рыжов не берёт взяток и живёт на гроши в 10 рублей, что «однодум» и ему рекомендовал делать! Затем Алексей показал губернатору свои записки, в которых многие из его пророчеств сбылись: смерть дочери Александра 1, огорчительное сватовство Павла Петровича в связи с тем, что государыня в переписке с самим Вольтером назвала его вторым Златоустом. Затем Рыжов сказал, что любой богач должен платить подати в казну за бедного и про своё бесстрашие перед возможным его наказанием Ланским арестом или же ссылкой, острогом. После отъезда Сергея через некоторое время Алексею от него пришло известие вместе с наградой в виде грамоты и Владимирского креста.
Однодум скончался в достаточно преклонном возрасте 90 лет, исполнив абсолютно все причитающиеся христианские требы по установлению православной церкви, а его тетради с личными записями затерялись и пошли в итоге на оклейку стен.
Смысл произведения
Тема «Однодума» — противостояние личности обществу. Никакие несовершенства государственной власти не смогли сломить живущего по вере и по совести человека.
Одна из важнейших проблем повести — лицемерие православных, начиная от простых людей, жителей провинциального Солигалича, и заканчивая протопопом. Все они считают набожность Рыжова «сомнительной» на том лишь основании, что «кто Библию прочитал и «до Христа дочитался»… этакие люди что юродивые».
Жители Солигалича, например, боятся служить в пешей почте, подозревая в такой службе что-нибудь еретическое.
Социальные проблемы своего рассказа Лесков осмысливает сатирически. Смелое заявление о том, что тот, кто читает Библию и живёт по заповедям, не беря мзды — отступник от веры, контрастирует с иным образом жизни всех российских правителей от мала до велика.
Однодум. Лесков Н.С.
Лесков Н.С., Однодум. Детство и юность Александра Рыжова В царствование Екатерины II, в городке Солигалич, Костромской губернии в семье мелкого канцелярского служителя Рыжова родился сын Алексашка. Потеряв в малолетнем возрасте отца, воспитывался матерью, продававшей на рынке пироги собственного изготовления. Грамоте мальчик выучился у бедного дьяка. И тогда уже стал зарабатывать свои первые копейки тем, что писал старухам заупокойные воспоминания. Физически работать начал с четырнадцати лет. В шестнадцать определился в пешую почту и должен был раз в неделю ходить из Солигалича в Чухлому и обратно. На этой изнурительной и скудно оплачиваемой работе зимой и летом «думал он свои сиротские думы, какие слагались в нем под живым впечатлением всего, что встречал, что видел и слышал. При таких условиях из него мог бы выйти поэт вроде Бёрнса или Кольцова, но у Рыжова была другая складка, — не поэтическая, а философская… Почтовая сума до такой степени была нипочем его могучей спине, что он, кроме этой, всегда носил с собою другую сумку, в которой лежала толстая книга, имевшая на него неодолимое влияние. Книга эта была Библия». Рыжов знал наизусть писания многих пророков и особенно любил Исайю. Юноша решил быть честным и с Богом, и с людьми, и прожить жизнь в согласии с совестью. Устройство на службу Проходил так Рыжов около двенадцати лет, пока пешая почта не заменилась конною. В Солигаличе умер старый квартальный, и Рыжов задумал проситься на его место. Должность эта, хотя и невысокая, по значимости стояла для жителей таких уездных городков на 4-м месте (после императора, губернатора и городничего). «Место довольно выгодное, если человек, его занимающий, хорошо умел стащить с каждого воза полено дров, пару бураков или кочан капусты; но если он не умел этого, то ему было бы плохо». Рыжов с первого же дня службы «оказался по должности ретив и исправен». Порядок на базаре и во всем городе он навел довольно быстро. Слабых защищал, наглецов наказывал, а бездельников и бродяг определял на работу. И что было самым странным — не брал взяток, отвечая так: «Мзду брать Бог запрещает». Городничий же, не получая от нового квартального подношений, «возмутился духом и воздвиг на Рыжова едкое гонение». Так как он не мог найти неправды или изъяна в служебной деятельности Рыжова, то попросил протопопа разузнать, нет ли в Рыжове какого-нибудь духовного нерадения, греха и еретичества. Но протопоп отвечал, что «явного неправославия в Рыжове он не усматривает, а замечает в нем некую гордыню…» А протопопица, смеясь, сказала мужу: «Вот бы кому пристало у алтаря стоять, а не вам, обиралам духовным». Рыжов не заботился, что о нем думают: он честно служил всем и не угождал никому; в мыслях же своих отчитывался Богу. За что его и уважали, хотя и говорили насмешливо, что квартальный у них «такой-некий-этакой». Через тридцать лет безупречной службы, он был поставлен городничим. Дневник Рыжова под названием «Однодум». Было у Александра Рыжова одно увлечение. Вёл он своеобразный дневник, в который заносил библейские цитаты и свои рассуждения о жизни
Если происходило какое важное событие — стихийное бедствие, коронация государя, появление нового закона — Рыжов записывал это в большую тетрадь, сопровождая всё это собственными комментариями. Тетради, по мере их заполнения, подшивал в одну обложку, на которой стояла многозначительная надпись «Однодум»
Никто не знал, что таится в этой книге, и от этого она казалась окружающим не только таинственной, но и крамольной. С появлением книги, он получил прозвище Однодум, которое приклеилось к нему до конца жизни. Новый Костромской губернатор С. С. Ланской посетил с инспекцией Солигалич и был весьма удивлен, что на таком «соблазнительном» посту находится необычайно честный и бескорыстный чиновник. Заинтересовался губернатор и «Однодумом», так как ему услужливо донесли о подозрительной книге. Полистав её, Ланской удивился, что прежние пророчества Рыжова исполнились. По прошествии двух лет квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест — первый владимирский крест, пожалованный квартальному. «И крест и грамота были вручены Александру Афанасьевичу с объявлением, что удостоен он сея чести и сего пожалования по представлению Ланского. Рыжов принял орден, посмотрел на него и проговорил вслух: «Чудак!» Жил Александр Афанасьевич до девяноста лет, аккуратно отмечая всё в своём «Однодуме». И ещё много лет после его смерти люди вспоминали удивительного философа.
Все произведения в кратком изложении
История создания
Рассказ «Однодум» был написан Лесковым в Дубельне летом 1879 г. Он был напечатан в журнале «Еженедельное новое время» в № 37-38 и 39 за 1879 г.
Рассказ входил в цикл о русских праведниках. Этому циклу предшествовало заглавие «Русские антики». В предисловии к циклу Лесков рассказывает о беседе с умирающим писателем (подразумевается Писарев), который вдохновил Лескова описать хороших людей, по выражению Лескова, «праведников». Писатель этот якобы обвинил весь народ в том, что нет в нём ничего, «кроме дряни».
Прототипом Рыжова стал солигаличский квартальный с такой же фамилией, отличавшийся честностью и бескорыстием.